Как воспитать в детях доброту и милосердие. Детская доброта: как воспитать ребенка добрым

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Воспитание ребенка – сложный, многогранный процесс, начинающийся, по мнению психологов, еще в утробе матери и не прекращающийся на протяжении всей жизни. Роль родителей или взрослых, занимающихся воспитанием ребенка сложно переоценить, ведь от того, какими методами, способами, примерами малыш будет познавать основы поведения, морали, норм закона, во многом зависит результат.

Одним из самых распространенных вопросов среди молодых родителей является способ воспитания доброй личности. Как вырастить малыша добрым, отзывчивым, милосердным? Что сделать, чтобы на протяжении жизни он хотел нести светлое в этот мир, мог найти свое место, обзавестись хорошими друзьями, стать счастливым?

Что такое хорошо, а что такое плохо…

Начиная разговор о воспитании доброго ребенка, необходимо в первую очередь определить, а что для вас есть доброта. Для каждого отдельного человека, определение слова «добро» может иметь свой оттенок, содержать в себя чувства, эмоции, действия, направленные на абсолютно разные сферы жизни. Одни считают добрым человека, готового прийти на помощь любому живому существу, другие – воспитанного и вежливого мужчину или женщину, всегда соответствующего принятым нормам закона и морали. Для третьих, добрый человек должен быть щедрым и понимающим. Многие не могут четко ответить на этот вопрос, считая, что каждое из указанных качеств должно присутствовать у ребенка, а в дополнение умение быть благодарным.

На самом деле, добрый человек – не набор качеств и моделей поведения. Это внутреннее состояние человека, потребность помогать близким, поддерживать справедливость, быть сильным, смелым, щедрым и т. д. Первым шагом к пониманию основ воспитания доброго человека становится четкое понимание со стороны родителей того идеала, к которому они будут стремиться.

Составив список необходимых качеств, может показаться, что воспитать малыша добрым – непосильная задача, но на самом деле, все гораздо проще. Воспитание – процесс, происходящий не только благодаря методикам, но и сам по себе. Дети учатся каждый день, впитывая в себя разнообразную информацию, связанную с моделями поведения, копируя своих родителей. В силах каждого взрослого помочь своему ребенку понять полученную информацию правильно, развить добрые качества.

Хорошо, в дополнение к желаемым качествам, иметь под рукой список нежелательных проявлений, чтобы вовремя корректировать их проявления. Так, благодаря простым размышлениям вы сможете понять, каким путем нужно идти, на что обратить внимание.

Воспитание доброго человека: правила и особенности

Чтобы процесс воспитания ребенка не казался непосильной ношей, нужно понять, что кроха учится новому постоянно: каждый день, час, минуту. Изо дня в день, карапуз сталкивается с различными ситуациями, лучше понимает ваши действия, копирует поведение.

Большое влияние на развитие основных внутренних качеств ребенка имеют:

  • Познавательная деятельность, сюжетные и ролевые игры. Через изучение предметов, игру, фантазию малыш изучает мир, выстраивает логические связи между событиями, воспринимает разные уровни информации. Через игру очень легко наглядно объяснить малышу правила поведения, сложные для объяснения понятия. Просто возьмите в руки кукол или мягких зверей и проиграйте нужную ситуацию. Наблюдая со стороны, непосредственно руководя действиями игрушек, малыш быстро поймет многие сложные понятия;
  • Книги и мультфильмы. Наглядность – легкий способ объяснить. Через книгу и мультипликацию можно обучать малыша, обсуждать с ним поведение героев, их порывы и мысли;
  • Доверительная беседа. Мама и папа – самые близкие люди для ребенка, которым в раннем возрасте он безоговорочно доверяет. Старайтесь не потерять этого доверия. От вас требуется честность, уважение к ребенку, безоговорочная любовь. Когда между малышом и взрослым существуют теплые отношения, словом можно влиять на восприятие ребенком жизни, правил поведения, формировать в нем добрые качества.
  • Наблюдение и восприятие. Еще одним фактором, влияющим на зарождение в ребенке добрых или негативных качеств – его окружение. Дети смотрят на мир, широко раскрыв глаза. То, что взрослые не замечают, карапуз запоминает и может принять за норму. Невозможно пройти путь от рождения до взрослой жизни рядом со своим карапузом и не столкнуться с влиянием окружения. Хорошо, если вы сможете вовремя заметить нежелательные изменения, постараетесь изменить их. Своевременная коррекция поведения – результат внимательного отношения родителей к своему чаду, шаг к воспитанию доброго человека.

Через указанные способы получения информации малыш выстраивает свое мироощущение, понимает важность доброты, постигает основы общения с другими людьми.

Но не стоит полагаться только на обозначенные способы. Одним из важных условий формирования целостного понимания добра, как необходимого элемента для жизни является соблюдение нескольких условий:

  • Однозначность со стороны родителей. Если взрослый учит ребенка, что быть милосердным хорошо, то он сам, в первую очередь, должен обладать этим качеством. Любое качество, которое вы хотите вырастить в своем карапузе должно присутствовать в вас. Поступки родителей, их слова, мысли, произносимые в присутствии ребенка, должны соответствовать той моральной позиции, которую вы транслируете;
  • Мультики, книги, передачи, доступные для просмотра ребенку, должны содержать правильный посыл: иметь мораль, не содержать сцен агрессии, насилия, «неправильного» поведения. Старайтесь контролировать контент, доступный вашему ребенку, предварительно просматривать его, подбирать исходя из возраста вашего крохи;
  • Малыш должен получать информацию об интересующих его вопросах морали своевременно. Если ребенок спрашивает вас о каком-либо событии, действии, фразе не стоит откладывать разговор на потом. Вопрос, заданный малышом, требует ответа в соответствии с его возрастом, должен быть дан сразу. Не используйте фраз «ты еще маленький», «ты не поймешь», «подрастешь – узнаешь». Лучше подобать простые примеры, приблизительные образы, чем оставлять вопрос без ответа. Малыш не будет ждать обещанной беседы, он заполнит пробел собственными размышлениями и наблюдениями и не факт, что они будут верными.

Основы воспитания доброго человека

Каким бы маленьким не был ваш ребенок, он уже многогранный человек, обладающий индивидуальностью. Воспитывая ребенка, следует учитывать особенности вашего крохи, следить за его реакцией на педагогические приемы, подбирать технологии, подходящие вашему крохе.

Но несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют принципы, следуя которым вы создадите платформу для воспитания доброго человека. Чтобы кроха воспринял общепринятые моральные качества не только как должное, а и как необходимое, нужно воспитывать в нем:

  • Самостоятельность. Обладание умением обслужить собственные потребности, возможность делать выбор, нести ответственность за свои поступки позволяют ребенку принять собственное «Я», не бояться идти вперед, стремиться к успеху в любом начинании. Через осознание собственных возможностей, малыш сможет воспринять разнообразие мира как должное, ровно относиться ко всем людям, живым существам. Чувствуя свой успех и возможности, карапуз будет учиться радоваться не только своим победам, но и достижениям других людей;
  • Понимание запретов и их постоянства. Когда малыш познакомится и станет четко выполнять поставленные запреты, он поймет, что в жизни не все дозволено, станет опираться на мнение других, стремиться соответствовать некоторым стандартам;
  • Чувство справедливости. Через неотвратимость наказания, понятного и соразмерного поступку, благодаря четким нормам семейного устава, кроха будет чувствовать разницу между справедливым и нет. Сталкиваясь с моральным выбором, стараться оценивать происходящее, принимать честные решения;
  • Понимание того, что хорошо себя вести, быть добрым не обязанность, а норма. Старайтесь хвалить не поступок ребенка, а его порыв. Хорошо научить малыша радоваться не собственному действию, а его результату. Ведь важно, чтобы малыш почувствовал удовольствие от доброго дела, а не гордился собой;
  • Умение быть спокойным, уравновешенным, рассудительным. Научите своего карапуза смотреть на любую ситуацию с разных сторон, пытаться поставить себя на место другого человека, живого существа. Спрашивайте, как бы малыш чувствовал себя, если бы к нему относились так или иначе, как он считает нужно правильно себя вести. Умение воспринять чужую боль, осознать неправильность действий – путь к формированию доброй, милосердной, нежной личности;
  • Ценить себя, но не гордиться. Малыша нельзя сравнивать с другими детьми, чтобы он не чувствовал себя нелюбимым, но не стоит и преувеличивать незначительные заслуги. Восхищение должно вызывать действительно сложный для ребенка поступок. Обычные дела, соблюдение рамок действий – норма. Хорошо подчеркнуть в конце дня, что малыш сегодня молодец, хорошо себя вел, но не нужно после каждого нормального поступка восхвалять.

Эти простые элементы воспитания – базис, на котором легко выстроить мироощущение малыша, привить ему необходимость совершать добрые поступки. Чтобы стать добрым, милосердным, щедрым и т. д., у карапуза не должно быть собственных комплексов, жадности, зависти, злости.

Как объяснить, что добрым быть лучше

Не всегда легко донести до ребенка необходимость творить добрые поступки. Обычно в среднем или старшем дошкольном возрасте, карапуз озвучивает вопрос «А зачем быть добрым?». Малыш может апеллировать возможностями общения с точки зрения силы, дружбы – основанной на обмене и т. д. Не все родители знают, как объяснить необходимость вырабатывать добрые привычки.

Чтобы малышу был понятен смысл морально правильного поведения, следует рассказать ему несколько простых вещей:

  • Мир многогранен и каждый человек на планете следует общепринятым законам. Если бы все люди на планете стали бы жить, реализуя только свои желания, не стремились бы к добру и отрицали такие качества как милосердие, справедливость, искренность, вежливость, то в мире бы начался хаос, война;
  • Добро всегда остается добром, если сделано от чистого сердца. Чтобы поступок был действительно добрым, человек его совершающий должен взвесить все, оценить со всех сторон и сделать, если знает точно, что это правильно;
  • Любая правда лучше самой сладкой лжи. Честность, умение рассказать о своих ошибках – черта доброго человека. Ложь всегда открывается и малыш должен знать об этом с самых ранних лет;
  • Слабых нужно защищать не с позиции силы, а с позиции справедливости. Расскажите, что ребенок должен оценить ситуацию, поставить себя на место «слабого» и понять, хотел бы он, чтобы его защитили, позаботились о нем, помогли в сложной ситуации;
  • Делиться нужно не потому, что так просит мама, а чтобы постараться установить справедливость. Если у тебя есть 2 кофты, то отдай одну тому, у кого нет ни одной, не потому, что так нужно, а чтобы другой не замерз.

Простые, наглядные примеры доступны ребенку в среднем и старшем дошкольном возрасте, он примет ваши слова как данность. Для закрепления эффекта стоит рассказать, что добрый поступок всегда возвращается и если сегодня ты помог другому, то в другой раз кто-то поможет малышу.

Какие мультики и передачи можно смотреть

Подбор мультфильмов и передач для ребенка должен осуществляться взрослыми, особенно для детей дошкольного возраста. С рождения и до 7-ми лет формируется основа для будущего поведения ребенка и предлагаемые ему для просмотра видео- и аудиоматериалы должны соответствовать некоторым правилам:

  • Возраст. Мультфильм или видео должны быть предназначены для возраста вашего ребенка. Если предложить старшему ребенку мультик для карапузов, то предложение посмотреть взрослый мультфильм раньше обозначенного возраста может вызвать негативные последствия. В разном возрасте свои потребности в информации, способы ее обработки. Сцены, которые не вызовут у 6-7 летнего ребенка сильной реакции, могут перевозбудить, испугать ребенка 3-4 лет;
  • Простой сюжет, заканчивающийся в конце серии. Современная мультиндустрия выпускает большое количество разнообразных мультипликационных сериалов, которые из серии в серию обрываются на самом интересном месте. Психологи не рекомендуют такие мультики для просмотра. Увлекаясь просмотром быстроразвивающегося сюжета, карапуз погружается в нереальный мир и остро реагирует на ваши попытки прервать просмотр. Головной мозг требует узнать, чем закончилась история, а такие сериалы не дают возможности получить эту информацию на протяжении долгого времени;
  • Мораль. В каждом мультике или видеосюжете должна быть заложена мораль, которую нужно обсудить с ребенком после просмотра. Роль мультфильма в дошкольном и школьном возрасте – наглядное объяснение различных ситуации, правильного поведения, возможных результатов деятельности. Не рекомендуется давать малышу смотреть видео продукцию, пусть и веселую, и интересную, но не несущую морали.

Предлагая ребенку знакомиться с мультиками, старайтесь подбирать видео, соответствующее вашим моральным принципам. Видео не должно содержать сцен насилия, неоправданной злобы, нетерпимое поведение, отрицательный герой не должен вызывать умиления или теплых чувств со стороны ребенка.

Какие сказки читать

Правильный подбор литературы для чтения имеет свои правила. Чтобы прочитанная сказка понравилась ребенку, была им воспринята правильно, книги должны быть подобраны:

  • По-возрасту. Для ясельного возраста хорошо предложить народные сказки, для дошкольного – первые рассказы и истории, школьникам – рассказы о сверстниках, школе, путешествиях;
  • По сложности сюжетной линии. Для детей ясельного и дошкольного возраста желательно подбирать истории с простым, постепенно развивающимся сюжетом. Школьники начинают знакомиться с более сложными произведениями постепенно, количество сюжетных линий в одном произведении для младшей школы не должно превышать 3;
  • С точки зрения морали. Добро и зло в книге должны быть доступны к пониманию ребенка. Не рекомендуется предлагать малышу знакомиться с отрицательными героями, которые вызывают умиление. На протяжении сюжета должно четко прослеживаться стремление героя исправить ошибки, стать лучше;
  • По реалистичности и понятности иллюстраций. Чтобы легче донести сюжет и мораль произведения, необходимо выбирать книги, в которых хорошо проработаны иллюстрации. Животные должны быть похожи на реальных, изображения соответствовать написанному.

Домашняя библиотека – кладезь знаний. Отнеситесь к подбору книг с вниманием и выбранные экземпляры станут хорошими помощниками в воспитании доброго человека.

Отношения в семье

Беседы, мультики, книги – великолепные помощники в воспитании доброго человека, но главную роль играют сами родители и их пример поведения. Мама и папа – авторитет для ребенка, пример для подражания, чтобы ваши стремления реализовались, постарайтесь следовать некоторым советам:

  • Следите за собственной речью. Все, что вы говорите в присутствии ребенка, он понимает и воспринимает как правду. Сказанное в сердцах грубое слово, высказанное мнение могут нарушить целостность картины у малыша, вызвать сомнения в правильности сказанного ранее;
  • Старайтесь поддерживать добрые, любящие отношения между взрослыми в семье. Даже, если случился разлад, не показывайте этого при карапузе. Малыш нуждается в постоянном лицезрении счастливых родителей. С вас он черпает пример, по которому будет выстраивать взаимоотношения с другими людьми, в своей семье;
  • Будьте внимательны к пожилым, слабым, немощным. Чтобы ребенок рос милосердным, добрым, отзывчивым, его родители должны научить его этому своим примером;
  • Следите за собой в общественных местах, выполняйте принятые нормы поведения и малыш, повторяя за вами, начнет вести себя правильно;
  • Всегда делайте то, о чем говорите. Не говорите того, что не планируете делать. Если взрослые в окружении ребенка честные, то и малыш будет стремиться следовать этому примеру;
  • Держите себя в руках в любой ситуации, не допускайте негативных всплесков. Если сдержать не получилось, извинитесь перед ребенком, расскажите, что вы боретесь со своими недостатками и глубоко сожалеете, что не смогли сдержать своего гнева. Не бойтесь показать малышу, что вы не идеальны. Старайтесь показать, что вы тоже стремитесь к идеалу.

Воспитание доброго человека – не дело одного дня или недели. Взращивание необходимости делать хорошие поступки длится на протяжении всей жизни. В ваших силах помочь понять, зачем нужно быть добрым, показать основы добра, научить отличать его от зла. Добрый человек легко идет по жизни, находит верных друзей, любовь, умеет радоваться чужим победам и сопереживать неудачам. Пусть будущая жизнь карапуза будет наполнена светом любви к миру. Для этого просто учите ребенка добру словом, делом, примером.

Все люди любят, когда к ним относятся по-доброму. Но всегда ли родители своевременно задаются вопросом, как воспитать доброго ребенка? Получается, что многие начинают беспокоиться, когда видят, что малыш пытается отобрать игрушки у ровесников, ревниво прижимая к груди свои. Или еще позже, когда наблюдают проявления агрессии по отношению к детям в школе, жестокое обращение с животными и т.д.

С какого возраста надо воспитывать в ребенке доброту?

Психологи уверяют, что с самого рождения. Нужно окружить малыша добротой, погрузить его в спокойную, полную любви и заботы друг о друге обстановку. Часто молодые мамы не подпускают к младенцам пап, боясь, что они не справятся с купанием малышей, не смогут укачать их перед сном. Одна пожилая женщина сказала простую истину: «Мужчины любят детей через руки». Если малышом будет заниматься не только мать, а оба родителя, он получит в два раза больше добра и теплоты. Будучи совсем несмышленым, он не сможет этого оценить или осознать, но на уровне поймет, что мир вокруг безопасен, ему можно доверять.

Хорошо, если у ребенка есть братья и сестры, близкие ему по возрасту. Это во многом решит проблему, . Малышу проще будет объяснить, почему нужно делиться игрушками и сладостями, как правильно строить взаимоотношения с родными, как договариваться с ребятами, если мнения не совпадают. Лет с 3 он уже вполне готов воспринимать многие правила семейного быта и взаимодействия.

Конечно, все это будет действенным, если все домашние искренне и тепло общаются друг с другом. Нельзя воспитать доброго ребенка, если в доме царит грубость, насилие, цинизм. Дети сердцем чувствуют фальшь и не последуют советам родителей, которые сами не убеждены в том, что говорят.

Уроки добра для вашего ребенка

Как научить малыша быть добрым? Где взять положительные примеры?

  • Очень полезно читать книги вслух, а затем обсуждать прочитанное. Народные сказки могут дать ребенку первые представления о добре и зле, пробудить в его душе первые переживания и размышления о судьбах героев. А когда он станет старше и познакомится с детской Библией, то переосмыслит историю про Каина и Авеля и вновь задумается о вечных ценностях
  • С дошкольником вполне можно поговорить и о поступках, его собственных и других людей. Если он обидел кого-то, пусть даже не умышленно, стоит побеседовать с ним и помочь встать на место другого человека, которому сейчас больно или неприятно по его вине. Дети часто действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях. Ваша задача – научить их думать прежде, чем причинить кому-то неудобства или вред, будь то человек, животное или растение
  • Кругозор школьников позволяет им более осмысленно подходить к решению вопросов добра и зла. Они уже довольно зрело рассуждают о поступках товарищей, одобряя их или порицая. Но и здесь возможны «перекосы».

Однажды, придя в больницу навестить ребенка родственников, мы услышали, как рядом мальчик лет 12 с упоением рассказывал родителям, что девочка из соседней палаты, которую они с другими ребятами за что-то невзлюбили, в свой День рождения решила угостить их тортом. Вместо того чтобы поздравить ее, они кидались кусками этого торта, а ему удалось даже заснять это на видеокамеру мобильного телефона.

Очень больно было наблюдать за реакцией родителей этого мальчика: интеллигентные люди, видимо, сильно любящие своего сына, они испытали настоящий шок. И все же постарались поговорить с ним так, чтобы он мысленно поставил себя на место девочки, которая, как и он, находилась вдали от семьи, да еще в свой праздник. Ей было одиноко, и она попробовала наладить контакт с ребятами, а они так ее обидели.

Было видно, как на глазах менялось лицо мальчишки. Сначала он пробовал оправдываться:

– Ну, это же не я кидал, только снимал…

– Ты в этом участвовал, – жестко сказал ему отец. – Ты был на стороне тех, кто травил эту девочку, и ты только что одобрил поступок тех, кто так бессовестно себя повел. Это значит, что ты виноват не меньше, чем другие. А теперь представь, что завтра по палате будут летать твои вещи, а кто-то станет глумиться и снимать происходящее на телефон.

После этих слов мальчишка заплакал, но родители не стали его жалеть, хотя им это было не просто. Они пояснили, что если ввязался в некрасивую историю, то будь человеком – исправь то, что натворил. Успокоившись, мальчик отправился в палату уже не ухарцем-героем, а притихшим и повзрослевшим. И у нас было ясное ощущение того, что он постарается как-то загладить свой проступок, и уж во всяком случае, не повторит того, что сделал.

Самое большое безрассудство со стороны родителей – это попытка оправдать ребенка в любом случае, даже если он был жесток и несправедлив. Думая, что так они проявляют любовь и поддержку, на самом деле, поощряют вседозволенность. Доброта не может быть избирательной: этот человек мне нравится, и я буду к нему добр, а тот – нет, поэтому не стану с ним церемониться. Этот «хороший», а тот «плохой», этот «русский», а тот «неславянской наружности» и т.д. Прислушайтесь, это не ваши рассуждения повторяет сын или дочь?

Если вы действительно озабочены, как воспитать доброго ребенка, не будьте равнодушными, направляйте и корректируйте его жизненную позицию и сами будьте примером доброго отношения к людям.

P.S. После такой серьезной статьи можно немного улыбнуться!

Нет похожих статей.

Вам хочется, чтобы ваш ребенок был добрым, помогал тем, кто слабее его, не обижал, а, наоборот, спасал животных? Но не всегда получается, что дети растут такими, какими мы хотим их видеть. Что же делать, чтобы ваш ребенок был милосердным, как поступать родителям?

В первую очередь, чтобы воспитать доброту в ребенке, родителям необходимо определить, что же они считают добротой и каким должен быть добрый человек. Когда вы определитесь с этим, вам будет легче объяснить ребенку, чего же вы от него хотите. А как стать добрее?

Итак, после того, как вы решили для себя, что такое доброта, вы должны понять, что для вашего ребенка эталоном всего являетесь вы. Особенно если ваше чадо еще совсем маленькое (1-5 лет). В таком возрасте дети все повторяют за родителями. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был добрым, будьте сами добры и милосердны, соответствуйте тем задачам, которые ставите перед ребенком.

Что нужно сделать, чтобы воспитать ребенка добрым?

Ни в коем случае не балуйте ребенка подарками, не воспитывайте тем самым у него эгоизм. Многие родители, которые видят ребенка редко за недостатком свободного времени, начинают покупать ребенку игрушки, конфеты и прочие подарочки, чтобы, как они считают, доказать свою любовь. Это далеко не доказательство любви, а воспитание эгоизма. Ребенок в таком случае начинает понимать, что ему не откажут ни в чем, что родители перед ним обязаны. Будьте с эти осторожны.

Каждому родителю необходимо знать принцип, что отдавать что-то приятнее, чем получать. Этому нужно обязательно учить ребенка. Хотя это сложный процесс, потому что дети сосредоточены на собственных интересах, вкусах. Чтобы научить этому, вам нужно проводить такие практики: например, перед покупкой новой игрушки, скажите малышу, что для этого необходимо будет отдать старые игрушки другому малышу. Может быть, это его друг, или ребенок, который всегда играет с ним на одной детской площадке, или же малыш, живущий по соседству. В такой ситуации ребенку нужно разрешить самостоятельно отобрать те игрушки, которые он может и хочет отдать. Такой же способ вы можете применить к одежде. Когда покупаете конфеты, говорите ему, что нужно делиться с другими детьми, с которыми он будет играть.

Рассказывайте ребенку добрые истории и сказки. Это разовьет в нем правило, что добро побеждает зло, впустите в свою жизнь любовь. А главное – помните о собственном примере! Воспитайте своего ребенка добрым, порядочным человеком, и вы будете им гордиться.

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.

Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского др.

В период после Октябрьской революции в России теория нравственного воспитания подверглась существенной переработке, в результате была отвергнута идея вечной и неизменной нравственности, подчеркивался классовый характер нравственности. В результате в течение многих десятилетий в воспитательном процессе отдавалось предпочтение идейно-политическому воспитанию в ущерб нравственному. Но лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость воспитания в детях нравственных качеств и нравственного поведения обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс нравственного воспитания, и другие.

Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

В нашем детском саду было проведено исследование с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта», «милосердие», «культура поведения». Обследовались дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. В ходе исследования нами использовался метод проблемных ситуаций. Детям были предложены игровые ситуации, в которых необходимо было сделать нравственный выбор. Ситуации включали в себя следующее:

1 ситуация . Исследование проявления милосердия.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.

2 ситуация . Исследование проявления доброты.

На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш»

3 ситуация . Исследование культуры поведения.

Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!»

Дети выбирали различные варианты поведения в данных ситуациях. Одни из них, показавшие высокий уровень нравственных представлений, в ситуации «милосердие» прекращали игру, успокаивали товарища, оказывали первую помощь; в ситуации «Доброта» сочувствовали Маше и предлагали свой карандаш; в ситуации «Культура поведения» спокойно реагировали на произошедшее, отвечая: «Ничего страшного! », «Бывает! » и т. п. Другие – в первой ситуации проявляли сочувствие на словах («Ну как же ты так! », «Больно», «Не плачь» и т. д.) ; во второй ситуации предлагали обратиться за помощью воспитателю, в третьей ситуации высказывали неудовольствие: «Смотреть нужно! » и т. д.

Третьи – или не обращали внимания на своего товарища, попавшего в беду, смеялись над ним, дразнили; не проявляли сочувствия девочке, сломавший карандаш, («Нужно было не нажимать так сильно»), вступали в конфликт.

Анализ результатов исследования показал, что у детей в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. дети, понимали бедственное положение товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом. Полученные результаты утвердили нас в мысли, что необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью мы используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений. Так, в беседе по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель которой – вызвать у детей желание заботиться о малышах (накормить, позабавить, спеть песенку, помочь одеться) после чтения рассказа воспитатель предлагает детям подумать над вопросами:

Чем вам понравился рассказ?

Как вы думаете, за что Яшу могли поблагодарить родители маленького Саши?

Как вы считаете – кормить маленького ребенка – это трудная работа? А что об этом говорит автор?

Как Яша уговорил Сашу поесть? Как он создавал у него хорошее настроение?

Как Яша укладывал спать малыша?

В заключении воспитатель говорит детям о том, что воспитательница младшей группы попросила прислать к ней помощников. На вопрос о том, кто бы хотел помочь малышам, подняли руки все дети, что говорит об эффективности беседы.

Читая детям ненецкую сказку «Кукушка» — о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Вам жалко сыновей? », стремясь тем самым подвести их к выводу жалости, сострадания – ведь они остались совсем одни. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка-добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Мы стремимся чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

Поэтому в своей работе мы предлагаем детям ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать»

Развивая представления детей о понятии «доброта», «сочувствие», мы используем ситуации:

1. В детском саду праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? » Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала.

2. Мама пришла с работы усталой. Дочка смотрит телевизор.

В данных ситуациях детям требовалось проявить сочувствие, способы доброжелательного поведения, найти пути решения проблемы. Ценность данной формы работы с детьми состояла в том, что она давала им возможность тренировки в доброжелательном поведении.

В формировании у дошкольников нравственных качеств особое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей. В работе с родителями в детском саду проводится анкетирование, готовятся библиотечки книг для семейного чтения. На одном из родительских собраний на тему «Воспитания у детей доброты и милосердия» педагог предложил родителям правила воспитания ребенка:

1. Люби своего ребенка!

2. Охраняй своего ребенка!

3. Будь добрым примером для него!

4. Играй со своим ребенком!

5. Трудись со своим ребенком!

6. Предоставляй ребенку возможность переживаний!

В результате систематической работы по воспитанию у детей гуманных чувств, дошкольники стали более доброжелательными по отношению друг к другу, научились прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноваты, научились считаться с желаниями и интересами других.

Это убедило нас в необходимости воспитания у детей нравственных качеств посредством различных форм и методов, в тесном сотрудничестве с родителями.

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в ребенке доброту»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям, для проведения консультаций с родителями
Цель: обогащение знаний родителей по воспитанию в ребенке таких качеств, как доброта, отзывчивость.

Доброта... Что означает это слово?
Как Вы понимаете значение слова «Доброта?» (высказывания родителей)
Заглянем в словари. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее:
"Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
"Доброта - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им". Такое определение дано в словаре Д.В. Дмитриева.
Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.
Хорошо об этом сказал К. Паустовский:
«Доброта-это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека».
Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.
Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. Задача педагогов, воспитателей, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.
В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Делайте чаще добро сами, не причиняйте вред и боль другим людям. Вы увидите, как изменятся отношения с окружающими. Эти отношения станут теплыми, светлыми, радостными. Вам самим будет гораздо спокойнее. Вы - пример для подражания, и еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все Ваши дела и поступки. Относитесь к самому ребенку с теплом и заботой, дарите им минуты радости и счастья.


Приучайте ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами – часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?
Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Ведь кого, как не родителей дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: Вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в Ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.
Свою беседу я хочу закончить следующими словами:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.

А. Лесных.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»