Перинатальный период его развития начиная. Перинатальное воспитание

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенка называют новорожденным в течение 4 недель. Перинатальная психология (peri-вокруг; natalis - относящийся к рождению) - это наука о психической жизни в перинатальном периоде, ее влиянии на формирование личности человека, а так же о связи плода и новорожденного с матерью и о влиянии психической жизни матери на ребенка. Перинатальная психология - новое направление в психологии. Как наука оно существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, имеющая свои отделения в различных городах и странах.

Перинатальная психология исходит из двух основных утверждений: наличия у плода психической жизни, а также наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на поведение человека в критических ситуациях (стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме того, перинатальный период оказывает влияние на отношение человека к службе в армии, войне, сексу, азартным играм, а также ответственен за тягу человека к экстремальным видам спорта, и вообще ко всему "острому".

Основателем теоретической базы считается С. Гроф, который предложил теорию «перинатальных матриц». Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде клише (штампов) - стойких функциональных структур, являющихся базовыми для его психических и физических реакций и соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они и называются базовыми перинатальными матрицами. С. Гроф выделяет четыре основных матрицы.

1. Матрица наивности (амниотическая Вселенная).

Биологическую основу этой матрицы составляет симбиотический союз плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные факторы физической, химической, биологической и физиологической природы могут отрицательно повлиять на это состояние. На более поздних стадиях ситуация может стать менее благоприятной также из-за размера плода, механического сжатия или неудовлетворительной работы плаценты. Для формирования матрицы наивности необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода. Таким образом, ее формирование относят к 22-24 неделе беременности. Некоторыми авторами предполагается наличие клеточной и волновой памяти, а, следовательно, матрица наивности может начать формироваться сразу после зачатия и даже до него.

Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством очень давно.

2. Матрица жертвы.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки, что примерно соответствует первому периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть адаптироваться. С этой точки зрения стимуляция родов нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода, формируя патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери перед родами провоцирует выброс матерью гормонов стресса, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода, что также формирует патологическую матрицу жертвы. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны переживания нахождения в замкнутом пространстве, чувство загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, в то время как при экстренном кесаревом сечении она формируется.

3. Матрица борьбы.

Онаф ормируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка, что п римерно соответствует 2 периоду родов. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это считается спорным. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

4.Матрица свободы.

Эта матрица начинает формироваться с момента рождения. Ее формирование заканчивается либо в период первых семи дней после рождения, либо в первый месяц после рождения. Считают, что эта матрица может пересматриваться всю жизнь человека, т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. У исследователей нет единства по вопросу продолжительности формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то возникает важный практический вопрос о возможности его внутриутробного воспитания. Перинатальная психология утверждает, что это не только возможно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания, в которых подчеркивается значимость достаточного количества положительных эмоций, испытываемых матерью. Во все времена беременным рекомендовали смотреть на красивое вокруг (природа, море), не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если будущая мать будет рисовать (даже не умея этого делать) и в рисунке будет передавать свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме того, большой положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится и так называемая "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при продолжительных прогулках.

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения эта гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

Если признавать наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной к плоду и обратно. Согласно современным представлениям существуют несколько основных путей такой передачи. Считают, что передача информации может осуществляться через маточно-плацентарный кровоток (через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями). Есть гипотеза (волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения, а оплодотворенная яйцеклетка также извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне. Вода также может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма (водный путь).

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Находясь в утробе матери, дети тоже слышат. Однако, им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее, а недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох. Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно, и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения, а дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Кризис рождения

Развитие ребенка начинается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, имеющим название новорожденности. Ребенок во время родов физически отделяется от матери. Зарубежными учеными предложена теория родовой травмы. Появление ребенка на свет – это травматический момент, который сказывается на всей последующей жизни. С этой точки зрения появление на свет является потрясением, а первый крик – это крик ужаса. Большое значение представители данной теории придают переживаниям, которые сопровождают процесс рождения. Рождающийся ребенок, проходя через родовые пути, может испытывать ряд переживаний: страх, безысходность, отчаяние. Данные переживания могут проявляться и у взрослого человека, что может стать причиной невроза.

Существуют рекомендации по смягчению родовой травмы: поддерживать мягкое освещение, не шуметь, не ругаться, не греметь инструментами, использовать мягкую музыку, на какое-то время положить новорожденного на живот матери.

Противоположный взгляд на психическую жизнь новорожденного высказывали отечественные рефлексологи: никаких серьезных переживаний в жизни новорожденного быть не может, психической жизни еще нет, психика новорожденного складывается из одних рефлексов.

Современный подход к рассмотрению психической жизни новорожденного ставит под сомнение обе, приведенные выше, концепции. Психическая жизнь у новорожденного уже есть, но в силу незрелости нервной системы все органы чувств имеют довольно высокий порог (низкую чувствительность).

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Однако рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.

Период новорожденности считают кризисным. Этот период психического развития ребенка как критический был описан одним из последних. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима. Она определяется двумя важными обстоятельствами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка. Без взрослого он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности, в связи с чем младенец является максимально социальным существом. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом.

Основное новообразование этого периода – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, так как, согласно Л.С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка взрослых людей. У ребенка появляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Появление комплекса оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления служат основным критерием оценки адекватности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.


Похожая информация.


Перинатальный период составляет всего 0,5-0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на пртяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

· антенатальний (поздний фетальний) период - 24-40 недель гестации;

· интранатальний период - прохождение через родильные пути;

· ранний неонатальный период - первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и ее голос).

В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

24.Период новорожденности как первый критический период развития ребенка . Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физ-им отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.П ервые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врожденный механизм форми-я привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца.В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

№25.Основные линии развития в младенчестве.Новообразования младенч-го возраста.

Развитие сенсорики:зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется.После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным,к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин.В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,реагирует на цвет.Ребенок может прослеживать движущие предметы.В 4 месяца он не просто видит,а активно смотрит,реагирует на увиденное.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,которые он получает.Взрослые,ухаживающие за ребенком,должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях.Позновательное развитие младенцев,живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным.Основное новообразование-возникновение индивид-ой психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то,что жизнь становится индивидуальным существованием,отдельным от материнского организма; и становится психической жизнью.Проявляется новообраз-ие в форме комплекса оживления(реакция улыбки;использование крика,плача дляпривлечения к себе и др.).Комплекс оживления проявляется раньше у тех детей,матери которых общаются и играют с ними.К году ребенок произносит первые слова,осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира.До года речь ребенка-пассивная;он понимает интонацию,но сам не говорит.Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.Дети сами закладывают эти основы(с помощью плача,жестов,первых слов).Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.По форме она явл-ся общением,а по содержанию-эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

В.26 понятие псих.депривации (сенсорная*1, двигательная*2, материнская*3, психосоциальная*4), общая хар-ка последствий для псих.развития.

Псих.депривация- псих.состояние, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некот.его основных псих.потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. *1 –определяется как пониженное кол-во сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. Норм.развив-йся р-к стремится к опред. Оптимальному уровню стимуляции, а окруж.его взрослые снабжают р-ка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Ряд эксперим.исследований показали, что недостаток прикосновений и движений являются результатом поражения развития центр.нерв.системы. *2 –связано с ограничением пространства и хар-на для домов ребенка,где движения р-ка длительное время ограничено рамками манежа. Нахождение р-ка в условияххронич.гиподинамии приводит к развитию эмоц.вялости.симптомы *2:раскачивание тела вперед-назад, резкие движения головы из стороны в сторону перед засыпанием на подушке. у таких детей часто наблюдается моторная отсталость. *3 – привязанность к взр-му явл. Биолог.необходимостью и изначальным псих.условием для развития р-ка.наиболее значима для младенца мать. она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. *4 –под ней понимают изоляцию р-ка от общества.пример, «волчьи дети», «дети- маугли». Известно, что чел-к представляет собой единство биолог-го, псих-го, соц-х уровней. Становясь сознательным объектом деят-ти реб-к осознает себя личностью. Чел-к,изолированный от общества, не владеет нормами и правилами поведения в обществе,псих.процессы не развиваются.

(27). Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Основные направления развития в данный период.

К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. В кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – предпосылки перехода на новую ступень развития:

1) речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, они лишь сколки слов взрослых), эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений.

2) почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет, ребенок целиком поглощен предметом, в этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов:

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею (не использует другого опыта и знаний).

2. Ведущая психическая функция этого периода – восприятие. Память ребенка раннего возраста проявляется только в узнавании. Мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в ситуации и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия. Восприятие в раннем детстве носит аффективный (эмоциональный) характер.

Вся жизнь человека поделена на определенные периоды, каждому из которых свойственны свои особенности. Одним из важных отрезков жизни считается перинатальный период. В какие временные рамки он укладывается, и какие физиологические и психологические изменения предполагает? Узнаем из этой статьи.

Перинатальным называют период, начинающийся от 22 недели беременности. Кроме того, в него входит отрезок времени, предшествующий непосредственно родам, а также сам процесс родоразрешения и период, последующий сразу же за ним.

Сам процесс родов делится на три стадии: предродовые схватки, родоразрешение, извлечение последа. Все эти этапы, а также первая неделя после появления человека на свет, называются перинатальным периодом.

К сведению. Многие люди часто путают понятия пренатальный и перинатальный, ошибочно полагая, что эти понятия идентичны. В отличие от перинатального периода, охватывающего лишь часть внутриутробного развития плода и первые сутки жизни новорожденных, пренатальное развитие начинается с момента зачатия и заканчивается после рождения ребенка.

Сроки и продолжительность

Этот отрезок времени также называют околородовым. Срок перинатального периода начинается с полных 22 недель беременности и завершается спустя неделю (168 часов) после рождения ребенка.

При этом самая большая продолжительность перинатального периода отмечается в случаях, когда женщина перенашивает ребенка (т.е. беременность длится дольше 39 недель).

Физиологические процессы

Во время перинатального периода плод активно развивается физически.

Выделяют несколько стадий перинатального периода, отличающихся различными физиологическими процессами, происходящими в организме маленького человека:

  • антенатальный период - 24-40 недели;
  • интранатальный период - прохождение по родовым путям;
  • постнатальный (ранний период новорожденности) - первые 168 часов жизни.

Раньше всех остальных чувств у плода формируется осязание: уже в самом начале беременности он способен чувствовать тактильные раздражители. Ближе к началу перинатального периода формируется слуховой и вестибулярный аппараты - ребенок начинает слышать. После 28 недели развитие малыша считается практически совершенным - он ощущает биение материнского сердца и различает оттенки ее голоса. Дыхательная система плода еще не развита в достаточной мере. Тем не менее у детей, рожденных на этом сроке, есть шансы на выживание, ведь современная медицина помогает даже недоношенным крохам сделать первый вдох.

29 и 30 недели беременности характеризуются повышенной активностью плода. Он уже двигает конечностями, может потянуться и даже сморщить личико. Встревоженный какими-то обстоятельствами, малыш в утробе выражает свое беспокойство толчками, которые беременная женщина ощущает очень явно.

В этот период организм крохи быстро крепнет и накапливает мышечную массу после 31 недели. Но в это время не все органы младенца развиты в достаточной мере (яички мальчиков еще не опускаются в мошонку, а половые губы девочек не совсем закрыты, пупок у младенцев обоего пола расположен низко). Зато рожденный в это время ребенок уже осуществляет акт дыхания самостоятельно.

Начиная с 32 недели плод постепенно занимает нужную для рождения позу - головкой вниз. На 33 и 34 неделе малыш начинает готовиться к своему появлению на свет. В это время плод весит уже около 2 или более килограмм. Пушок на голове густеет. Родившиеся в это время дети уже не считаются недоношенными.

На 35 неделе у маленького человека полностью вырастают ногти (интересно, что они могут быть настолько длинными, что малыш нередко царапает ими себя, еще находясь в материнской утробе).

Плод на 36 неделе уже имеет вполне сформированное личико младенца - полные и гладкие щеки, активно сосущие пальчик губы и т. д. На 37 неделе ребенок продолжает расти, постепенно опускаясь все ниже в таз матери. Самое интенсивное развитие наблюдается на 38-39 неделях гестации. Вес плода может достигать 3 кг, он вполне готов к появлению на свет.

Родившийся человек на протяжении недели еще мало напоминает классического младенца-пупса. Личико его может быть несколько ассиметричным, сплющенным и красноватым. В первые сутки жизни малыша начинает выделяться первородный кал, именуемый меконием. У ребенка этого возраста отмечается ярко выраженный сосательный, хватательный и другие рефлексы.

Развитие ребенка в этот период

Находясь в матке, младенец переживает самые различные эмоции: тревогу, подавленность, радость, любовь или даже ненависть. Нередко малыш разделяет настроение мамы в определенный момент.

Перинатальный период развития разделяют на несколько этапов:

  1. Внутриутробная жизнь. Ребенок и мама - это одно целое, соединенное не только пуповиной, но и общими эмоциями. Малыш получает не только питательные вещества и воздух, но и чувствует любые переживания мамы. Последние сказываются не лучшим образом на состоянии крохи (стрессы могут увеличить мышечный тонус плода). Именно этот период создает определенную базу для формирования отношений между ребенком и окружающим миром.
  2. Период от начала схваток до раскрытия родовых путей. Спокойное пребывание ребенка окончено, некая сила сдавливает его, лишая питательных веществ. Тем не менее выход в новый мир для ребенка пока закрыт. В этот период очень важным является состояние матери: она не должна впадать в панику, кричать и нервничать. Чем спокойнее и терпеливее ведет себя роженица, тем легче ребенку будет выполнять работу по дальнейшему прохождению по родовым путям.
  3. Движение ребенка по родовым путям и собственно рождение. Этот этап считается наиболее тяжелым на протяжении родов. Все силы организма младенца мобилизуются и помогают ему двигаться к теперь уже ясно различимому свету. Рождение отнюдь не означает конец испытаний для малыша. На кроху тут же обрушиваются все реалии современного мира - на него начинают действовать законы притяжения (ведь в утробе мамы он находился в состоянии невесомости). У него пробуждается сознание, а все перинатальные воспоминания становятся бессознательными. Именно прохождение по родовым путям чрезвычайно важно для адаптации и становления ребенка как личности. В этот момент запускаются различные психологические механизмы. От особенностей прохождения зависит дальнейшее умение человека приспосабливаться к изменениям в жизни.
  4. Первое время после родов. Психологи уверены, что оттого, что слышит, чувствует и видит кроха в первые мгновения рождения, зависят его дальнейшие отношения с окружающим миром. Нужно, чтобы в этот момент мама находилась рядом, как и всегда на протяжении 9 месяцев. Малыш ни в коем случае не должен почувствовать одиночество, в противном случае он всю жизнь будет бессознательно тосковать по потерянному блаженству в материнской утробе. Кожный контакт, голос мамы, первые капли молозива успокоят кроху.

С первых же минут разлученные с мамой малыши испытывают чувство страха, незащищенности, растерянности, и впоследствии могут быть подвержены депрессии, панике и недоверия к миру.

Возможные заболевания

Самыми распространенными заболеваниями перинатального периода считаются:

  1. Родовая травма. Представляет собой повреждения плода, полученные непосредственно во время родоразрешения. Такие травмы могут включать разрывы мягких тканей, переломы и вывихи, растяжения и т.д. Причины подобных состояний могут быть разными - от состояния плода до динамики родоразрешения. Стремительность и длительность родов, соответствие размеров малыша родовым путям, недоношенного и переношенность - все эти факторы влияют на состояние родившегося ребенка.
  2. Асфиксия. Состояние, связанное с недостатком кислорода в организме малыша, а также накоплением углекислого газа. Чаще всего плод страдает не столько от асфиксии (полного отсутствия кислорода), сколько от гипоксии (его недостатка в органах и тканях). Причиной подобного заболевания считаются материнские патологии, врожденные пороки плода и т.д.
  3. Гемолитическая болезнь. Тяжелая патология неонатального периода. Возникает по причине несовместимости крови мамы и ребенка по резусу или группе. При этом формы такого заболевания могут быть как жизнеспособными, так нежизнеспособными.
  4. Инфекционные болезни плода: пневмония, токсоплазмоз, цитомегалия, сепсис и др.

Большинство указанных патологий способны осложнить течение беременности и спровоцировать многочисленные пороки развития плода.

Отдельные состояния

Отдельными состояниями, требующими внимательного врачебного подхода, являются недоношенность и переношенность.

Недоношенностью считается рождение ребенка при сроке беременности меньше 259 суток. В число недоношенных входят младенцы с массой 500-2500 г и длиной тела 25-45 см. Главные признаки недоношенности: длинные пушковые волосы на спине, лице и плечах, мягкие кости, недоразвитость ногтей и половых органов, отсутствие окостенения бедер.

Для переношенных детей характерно рождение после 294 суток беременности. Таких малышей отличают сухая шелушащаяся кожа, ядра окостенения отмечаются в бедренных и других костях скелета.

Значение перинатального периода

Перинатальный период - чрезвычайно важное время для маленького человека. Находясь в материнской утробе, он стремительно и всесторонне развивается. Именно в период до родов малыш начинает отличать различные эмоции мамы, между ними формируется эмоциональная связь.

Процесс рождения, хотя и представляет некоторый стресс и шок для ребенка, является неотъемлемой частью перинатального периода. Считается, что наиболее приемлемым для малыша вариантом являются естественные роды путем прохождения через родовые пути. Именно такой способ появления на свет помогает ребенку преодолеть своеобразный первый барьер. Психологи уверены, что естественное рождение помогает ребенку стать более целеустремленным и стойким. Не менее важен этот аспект и для мамы - естественные роды формируют более крепкую нейро-эмоциональную связь между ней и ее новорожденным крохой.

Полноценная жизнь маленького человека начинается отнюдь не после его появления на свет. Уже с 22 недели беременности плод, находящийся в материнской утробе, умеет слышать и осязать. С каждой новой неделей его умения совершенствуются, и к моменту своего рождения он уже является цельным, завершенным во всех отношениях существом.

Ребенка не надо воспитывать,
его надо просто любить…

Современная медицина не стоит на месте. Любые научные знания, развиваясь и внедряясь в практическую жизнь, проходят жесткий отсев в течение времени. В итоге остаются наиболее ценные и универсальные теории. Перинатальная медицина, психология и психотерапия не исключение. Невероятные гипотезы подтверждаются в результате многолетних наблюдений за внутриутробным развитием человека, превращаются в стойкие знания, дают позитивные результаты. Либо оказываются желаемым, выдаваемым за действительное, и сами собой отсеиваются, не пройдя проверку временем.

Что такое перинатальное воспитание?

Вокруг темы о перинатальном воспитании ведется много споров. Попробуем разобраться, что же в этой области является мифом, а что реальными, подтвержденными научными исследованиями, фактами.

Воспитание можно определить как процесс предоставления подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Многие новомодные течения предлагают начать воспитывать ребенка ещё в утробе матери. Но что на самом деле подразумевается под словом «воспитание»? Процесс воспитания непосредственным образом связан с процессом обучения. Целесообразно ли обучение и развитие ещё неродившегося ребенка иностранным языкам, музыке, хорошим манерам, поведению в социуме?

Так что же такое перинатальное воспитание? Это предоставление эмбриону, а затем формирующемуся человеку самых лучших и комфортных условий для созревания и развития. Все, через что проходит в период вынашивания ребенка мать, испытывает и её маленький пассажир внутри. Перед своим рождением маленький ребенок уже прожил 9 месяцев жизни, которые сформировали базу для его дальнейшего развития. Между матерью и ребенком должна быть качественная эмоциональная связь, которая начинается ещё задолго до появления ребенка на свет. На психику ребенка и его клеточную память оказывает влияние любовь матери, мысли о его появлении, общение с ним, формируя тем самым основные качества личности. И именно эти качества сохранятся на протяжении всей последующей жизни. Питательной средой для развития малыша во внутриутробной жизни являются собственные чувства, мысли и материнская любовь, а не развитие его интеллектуальных способностей с помощью различных обучающих методик.

Во время беременности не стоит придавать большое значение именно перинатальному обучению. Разговаривать с малышом, ласково гладить живот, петь колыбельные песни, читать ему красивые сказки, слушать хорошую музыку во время беременности нужно и важно. Но нет смысла ожидать, что, если вы во время беременности читаете вслух книги и учите языки, ваш ребенок только поэтому вырастет гениальным вундеркиндом.

В процессе беременности гораздо важнее другое.

Новый взгляд на привычные события

Сегодня отношение к перинатальному развитию ребенка коренным образом изменилось, в отличие от отношения медицины к рождению поколения сегодняшних родителей.

В Советском Союзе имело место быть такое страшное понятие как «изгнать ребенка из себя». Акушеры и гинекологи действовали в понятиях выталкивания и совершенно не подозревали о существовании невидимой связи между матерью и ребенком. Было принято считать, что младенцы – это маленькие существа, не способные думать, чувствовать и испытывать боль.

Об эмоциональном и ментальном взаимодействии матери с ещё неродившимся ребенком не могло быть и речи. Ребенок в утробе матери сухо по-медицински именовался плодом или эмбрионом, и, по-мнению врачей, не представлял из себя никакого интереса как личность.

Ещё несколько десятилетий назад считалось, что новорожденный ребенок – это чистый лист, на котором можно написать всё что хочешь. Советские педагоги и психологи любили говорить: «новорожденный ребенок – это пустое ведро, чем его наполните, то и получите». Со временем эти взгляды немного видоизменились. Сегодня существует совершенно другая точка зрения и её доказательства. Уже научно доказано, что психика ребенка начинает свое формирование ещё до рождения в утробе матери, и беременность всегда влияет на взаимоотношения матери и ребенка. Для дальнейшего психического развития ребенка огромное значение имеют такие факторы, как, например: момент зачатия; течение родов; желанен ли был ребенок для обоих родителей или только для одного; разлучался ли ребенок с матерью после родов и насколько долго.

Сегодня процесс зачатия и дальнейшее развитие ребенка в матке перестали быть тайной. Благодаря открытиям эмбриологии, неврологии, биохимии врачи с помощью современной медицинской техники способны теперь видеть как развиваются части тела ребенка по дням, неделям и месяцам. Уже научно доказано, что ребенок способен проявлять признаки разума задолго до своего рождения на свет.

Эти удивительные человечки

Психика человека имеет огромный потенциал, мозг обладает клеточной памятью, и исследования младенцев иногда дают удивительные результаты. Реакции новорожденного младенца на музыку, которую он слышал, будучи внутри матери, окажется отличной от реакции на незнакомую мелодию. Колыбельная песня, которую пела своему еще нерожденному ребенка мама во время беременности, тоже будет нести в себе успокаивающий и убаюкивающий эффект после рождения. Учеными доказано, что младенец способен узнавать грудь матери и запах её подмышек уже на первой неделе после своего рождения.

Младенец, только что родившись, на третьей-четвертой минуте своей жизни среди увиденных им лиц, находит и начинает внимательно разглядывать лицо своей собственной матери. Удивительно, но он «знает» и «помнит» родное лицо матери.

В период ожидания будущего сына или дочери нет ничего важнее, чем эмоциональное и тактильное общение с ребенком, которого с нетерпением ждут любящие родители. У ребенка есть много собственных врожденных способностей. Есть много доказательств того, что ребенок понимает слова, находясь ещё в утробе матери. Воспоминания детей о родах совпадают с материнскими воспоминаниями. Подросшие дети под гипнозом способны воспроизвести в памяти ситуацию родов, описать слова врача и акушера, принимающего роды, обстановку родильной палаты.

Мы, взрослые люди, не знаем их языка, зато они, даже находясь в своей внутриутробной оболочке, знают наш. Удивительно, но новорожденные дети способны каким-то образом определять пол других младенцев, даже не видя их раздетыми.

Триадные отношения: мать-отец-ребенок

В процессе ожидания ребенка очень важным является эмоциональное благополучие в триаде отец-мать-ребенок. И по-большому счету неважно, является отец биологическим для ребенка или нет. Ребёнок чувствует себя также, как и мать. И задача отца здесь обеспечить беременной женщине эмоциональный комфорт и гармоничные отношения.

Именно отец приносит в жизнь беременной матери порядок и свет. И предназначение отца в том, чтобы обеспечить хорошее самочувствие матери.

Внутренне спокойная, уверенная в себе женщина автоматически формирует у своего ожидаемого ребенка точно такое же благодушное, гармоничное состояние.

Внутриутробное воспитание подразумевает формирование у ребенка с момента зачатия чувства базовой безопасности с помощью психотактильного контакта. У новорожденного ребенка, как это ни странно слышать, есть свое прошлое. Это его внутриутробная жизнь, которая оказывает впоследствии огромное влияние на будущую жизнь человека.

В некоторых странах сейчас очень популярно направление под названием «гаптономия». Это сопровождение беременной женщины, отца и их ребенка в перинатальный период.

Ребенок, который был желанным при зачатии и на протяжении всей беременности, начинает свою жизнь всегда позитивно.

Беременность и стресс

Слой бессознательного мира беременной женщины необычайно близок к осознаванию. Женщина в период ожидания ребенка психически регрессирует, и её мир становится очень близок к миру подростков и к ребенку. Она становится ранимой и очень чувствительной.

Эмоции человека определяют не только психическое состояние, но и гормональные реакции организма. Гормоны матери имеют запахи, и мать в спокойном состоянии дает совершенно иные вкусовые ощущения, чем мать в тревоге. Все эмоции беременной женщины ребенок чувствует, так как он получает те же эндорфины. Именно отсюда и идут советы гармонизировать быт беременной женщины, но это не значит, что если она будет слушать музыку, то у неё родится музыкант. Если ребенок в утробе матери часто испытывает её чувства радости и счастья, то эти состояния запоминаются и определенным образом окрашивают потом характер родившегося человека.

Если мать длительное время находится в стрессовом состоянии, то в её крови образуется избыточное количество стероидных гормонов, которые проникают через плацентарный барьер и влияют на формирующийся мозг ребенка. Неустойчивое эмоциональное состояние матери в итоге оказывает негативное воздействие на развивающийся психический аппарат ребенка. И именно эмоциональное состояние матери во время беременности в итоге становятся доминирующими у ребенка после его рождения. Здесь не берется в расчет временное и преходящее чувство тревоги. Речь идет о воздействии на ребенка сильного, продолжительного по времени стресса, вызванного глубокими и длительными переживаниями.

Все последующие девять месяцев после своего рождения ребенок повторно проживает те же самые эмоции и состояния, проходит те же реакции и этапы, которые присутствовали весь период беременности во внутриутробном развитии в течение 9 месяцев.

Гармоничная беременность = здоровый малыш

Первая связь матери и ребенка начинается неосознанно. Мать, обнаружив беременность, начинает прислушиваться к звукам внутри неё. То же самое делает ещё нерожденный малыш. Он настороженно и внимательно вслушивается в звуки сердцебиения матери, в её голос, пение, ворчание, её разговоры. Радиопередача материнского голоса извне вовнутрь включена постоянно. Младенец ещё в утробе очень привязан к голосу матери, который он знает и слышит задолго до рождения.

Спокойное и гармоничное течение беременности без стрессов в итоге закончится появлением на свет здорового младенца, который будет доставлять матери в течении первых лет жизни гораздо меньше хлопот и проблем, чем ребенок, проживший все девять месяцев своей внутриутробной жизни в тревожном состоянии.

Эмоции матери передаются ребенку с помощью гормонов и по энергетическим каналам, оказывая положительное или отрицательное влияние на его психику. Главным условием спокойного состояния женщины является её желание иметь ребенка. И именно её уравновешенное, спокойное оптимистичное настроение облегчает течение беременности. Важно начинать радоваться ребенку с момента его зачатия, а не после его рождения. Когда ребенок уже зачат, никто не может изменить его наследственные характеристики. Но родители могут приложить максимум усилий для того, чтобы беременность протекала благоприятно.

Внутриутробный мир и игры

Сегодня уже ни для кого не секрет, что ещё неродившийся младенец обладает уже представлениями о внешнем мире, благодаря вкусам, запахам, звукам и тактильным ощущениям. Он способен реагировать на материнскую ласку, её движения, эмоциональное состояние, вкус её пищи.

Мир ещё нерожденного ребенка в утробе матери очень интересен. Маленький человечек способен устраивать в лоне матери внутриутробные танцы. При этом, двигаясь внутри, он может спать глубоким сном. А будучи неподвижным, внимательно отслеживать все, что происходит снаружи во внешнем мире. Он знает голос матери и легко узнает его среди других голосов только родившись. Младенец ещё в утробе очень привязан к голосу матери, который он знает и слышит ещё задолго до рождения.

Акушеры говорят о том, что кожа ребенка – это огромное ухо. И ребенок своей кожей слышит голос отца гораздо раньше, чем он начинает слышать ухом.

Ему очень комфортно внутри: он играет с большим пальцем, пуповиной, плацентой, половыми органами, приближается к тому, что ему нравится. Ощущения, пережитые внутри до рождения, запечатлены в памяти. Дети, развлекающиеся внутри с пуповиной, потом любят сжимать маленькие мягкие игрушки. Акушеры часто замечают, что при рождении некоторые дети имеют небольшую мозоль на большом пальце. Это ли не доказательство того, что в матке мамы было чем заняться.

Известно, что младенцы в матке могут кричать. Крик младенца в утробе – это способ передачи информации. Действия акушеров в часы, предшествующие рождению, также вызывают внутренний крик малыша. И крик только что рожденного младенца – это, вопреки мнению врачей, не признак здоровья и силы, а сигнал бедствия и просьба о помощи. Крик - это серьезная форма связи, с помощью которого ребенок разговаривает с внешним миром.

Психологические задачи беременности

Во время беременности женщина должна выполнить три психологические задачи:

1. Будущей маме необходимо эмоциональное единение с ребенком.
Оральная стадия беременности наступает с момента зачатия и заканчивается с первым шевелением ребенка. Женщина должна психически принять эмбрион как часть себя. Обычно в этот период происходит регресс женщины на оральную стадию. Отсюда возникают тошнота и рвота, своеобразное символическое желание избавиться от плода путем изгнания его из себя через любые отверстия. В норме тошноты и рвоты не должно быть. Норма – это легкий токсикоз и легкая рвота или их отсутствие.

2. Постепенная дифференциация себя от ребенка внутри (заканчивается на 6-7 мес. беременности).
С первым шевелением у женщины увеличивается фантазия о собственном ребенке. Всплывают воспоминания об отношениях с собственными родителями в эдипальный период. Женщина стесняется живота, так как архаические фантазии вызывают у неё чувство стыда.

3. Психическая сепарация себя и ребенка (последние 2-2,5 месяца беременности).
Кульминацией этой задачи будет сам процесс родов. Хорошее отношение женщины к ребенку внутри себя существенно облегчает процесс родов.

Кого ждали, того и получим

Однажды беременность все таки закончится появлением на свет маленького, крошечного существа, похожего на вас или на ваших близких. Вы будете с удивлением разглядывать того, кто жил внутри вас собственной жизнью и провел вместе с вами все девять месяцев жизни, таинство которой никогда не будет понято и изучено до конца. Будете умиляться его гримасам на сморщенном личике, удивляться его тонким и нежным пальчикам, ждать когда же закончится этот период пеленок и ползунков. Именно вам он впервые улыбнется, именно вы случайно обнаружите звук его первого зубика, услышите его первое слово и поможете сделать первый шаг, крепко держа его за руку. Он незаметно будет расти и взрослеть на ваших глазах. Вместе с ним вы пройдете через детский сад, школу, первые влюбленности и разочарования.

И когда-нибудь, глядя на своего уже взрослого ребенка вспомните, как вы его ждали, хотели или не хотели, радовались ему или огорчались. И на тот момент времени вопрос перинатального развития уже потеряет свою актуальность и значимость. Но это все будет в будущем. А сейчас, пока вы находитесь в ожидании нового самостоятельного существа, у вас есть возможность исправить уже совершенные ошибки, не наделать глупостей и дать своему будущему ребенку хороший жизненный старт, используя свою родительскую интуицию и накопленные знания человечества. На протяжении веков и во все времена считалось, что ребенок, зачатый в любви, имеет все шансы достойно и комфортно прожить свою жизнь в счастье. Сегодня человеческая практика подтверждает эту теорию. Дети любви – это всегда счастливые дети с хорошим стартом.

I (синоним околородовой период)

период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более).

Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).

Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно бо́льшая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода, что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.

Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000-1500 г) период адаптации удлиняется до 3-4 недель.



Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни

Перината́льный пери́од (Пери- + лат. natus рождение)

период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Перинатология -раздел медицины , прицельно направленный на изучение периода жизни человека, начиная с 28 недели беременности (масса плода 1000 г) и включая первые 7 дней после рождения. Название перинатологии происходит от трех слов: peri (греч.) - вокруг, около; natus (лат.) - рождение; logos (лат.) - учение.

Перинатальный период включает время до родов - антенатальный , во время родов - интранатальный и после родов - неонатальный периоды . Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плод подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни. Число плодов и новорожденных, погибших в анте-, интра- или постнатальном периодах, определяет показатель перинатальной смертности, а появляющиеся в этот период заболевания - перинатальной заболеваемости. Предложение выделить анте-, интра- и постнатальные периоды жизни человека связано с именем известного немецкого акушера Э.Залинга. Он указывал на необходимость тщательного изучения перинатального периода жизни человека с привлечением различных специалистов для снижения перинатальной заболеваемости и смертности. Это диктовалось наблюдавшимся в 50-70-е годы нашего столетия во многих странах Европы снижением рождаемости и одновременно высокими показателями перинатальной и младенческой (после 7 дней жизни) смертности. Идею Залинга поддержали многие ученые, и в 1976 г. было создано Европейское научное общество перинатологов. Перинатология начала бурно развиваться во всем мире.

В нашей стране основоположниками перинатологии явились Н.Л.Гармашова (Санкт-Петербург), Л.С.Персианинов (Москва) и их ученики и последователи: Н.Н.Константинова, Г.М.Савельева, И.В.Ильин, В.М. Сидельникова, А.Н.Стрижаков, А.П.Клрющенков, М.В.Федорова и др.

По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились - стали выделять пренатальное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 недель беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.

В настоящее время начало антенатального (дородового) периода относится к 22-23-й неделе гестации (масса плода 500 г), так как начиная с этого срока беременности возможно выживание родившегося плода в условиях адекватной терапии.

Роды - это состояние, во время которого женщина внимательно прислушивается к собственному состоянию, а врач старается оценивать его объективно. Существует даже ряд тестов, позволяющих оценить готовность организма женщины к родам.

Готовность шейки матки. Шейка должна до родов «дозреть». На протяжении беременности в плотно сомкнутой шейке матки происходят значительные изменения, затрагивающий мышечные и коллагеновые волокна. В результате внешне это проявляется в том, что шейка матки разрыхляется и укорачивается, увеличивается просвет цервикального канала.

Готовность шейки матки к родам оценивается при влагалищном исследовании. Бывают случаи, когда при осмотре перед самыми родами врач говорит, что рожать вроде бы пора, а организм не готов: шейка матки еще не «созрела». Это значит, что из-за нехватки эстрогенов в ней не произошли необходимые изменения. Если роды начнутся при таком положении дел, очень велик риск внутренних разрывов. Поэтому созревание приходится ускорять извне путем введения эстрогенных гормонов и простагландинов (в виде геля) непосредственно в шейку матки.

Готовность миометрия. Миометрий - мышечный слой матки - тоже должен быть готов к родам. Его реактивность должна быть повышена, - только в этом случае схватки будут эффективными, сильными и скоординированными. А вот если миометрий на раздражение реагирует слабо, это говорит о нехватке в организме будущей роженицы окситоцина. Следствием может стать нарушение родовой деятельности: например, она может резко прекратиться в момент самих родов. Определить готовность миометрия к родам помогают несколько тестов: окситоциновый (при котором вводят гормон и смотрят, как сокращается матка) или нестрессовый (кардиотокография). Последний помогает выяснить, ритмично ли сокращается матка и как реагирует на схватку малыш. При необходимости для регулирования родовой деятельности женщине вводят окситоцин внутривенно.

Гормональный баланс перед родами можно определить путем взятия влагалищного мазка. Полученные клетки исследуют под микроскопом и на основании преобладания тех или иных типов клеток делают вывод, каких гормонов в организме женщины не хватает и какие процессы требуется ускорить.

Наряду с физиологическими изменениями перед родами организм готовится к родам и психологически . За несколько недель до родов нередко изменяется эмоциональное состояние женщины. Она может стать более раздражительной, плаксивой, излишне эмоционально реагировать на те или иные события. Многие женщины непосредственно перед родами пытаются уединиться, побыть в тишине. В большинстве случаев будущим мамам нравится в это время обустраивать свое жилище, готовить его к появлению малыша, заниматься детским приданым.

С началом родовой деятельности практически все женщины начинают испытывать в той или иной мере волнение. При этом они активны, контактны, адекватно реагируют на происходящее. По мере усиления схваток роженица становится более замкнутой, хотя при этом отвечает на заданные ей вопросы, выполняет указания медперсонала, жалуется на болевые ощущения. Приближение потужного периода характеризуется максимальными болевыми ощущениями и соответственно поведение женщины меняется. Она отстраняется, закрывается от окружающей ее действительности, как бы смотрит внутрь себя. Иногда врачу и акушерке приходится неоднократно повторять слова, обращенные к женщине. Многие психологи считают, что психологическое состояние роженицы подобно трансу. Женщина пытается игнорировать полностью внешние раздражители. Даже поза, которую часто роженицы занимают во время схваток - так называемая поза молящегося, при которой будущая мама наклоняется вперед - тоже не только помогает наилучшим образом переносить схватки, но и отгородиться от мира и сосредоточиться на происходящем внутри. Стоит отметить, что во время потужного периода большинство женщин не испытывают болевые ощущения. Связано это с тем, что во время потуг - апофеоза родов - достигает своего максимума концентрация эндорфинов и других веществ, обладающих сильнейшим анальгезирующим действием. Таким образом, получается, что каждая схватка и болевые ощущения, ее сопровождающие, - это своего рода импульсы, способствующей правильной физиологии и биохимии родов, направленные на успешное открытие шейки матки. После появления ребенка на свет женщина быстро восстанавливается и сразу же переключает свое внимание на малыша. Считается, что первые минуты после родов могут во многом формировать материнские реакции и дальнейшие отношения между мамой и ребенком.

Периодноворожденности (от рождения до 1 мес.)

Функциональное состояние новорожденного во многом зависит от протекания беременности и определяет как переход к новым условиям существования при родах, так и дальнейшее прогрессивное развитие организма. О его состоянии судят по ряду признаков, характеризующих психомоторное развитие (скорость наступления и интенсивность первого крика, характеристика мышечного тонуса, наличие и выраженность ряда безусловных рефлексов). У новорожденных функционируют все органы чувств , но их восприятие ограничено и избирательно: с первых минут его глаза чувствительны к свету, но не может сфокусировать оба глаза в одной точке (налаживается к концу второго месяца). Новорожденные слышат (вздрагивают от громких звуков, поворачивают голову на звук голоса). От низкочастотных звуков (как в колыбельных песнях) – успокаиваются, а в ответ на высокочастотные – возбуждаются. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, на 3-4 неделе возникает реакция на голос человека. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Органы вкуса и обоняния полностью функционируют с самого рождения (различают сладкое, кислое, соленое, горькое), реагируют на сильные запахи, приятные ароматы (как от матери) привлекают их (6-ти-дневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины). Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей (достаточно просто подержать новорожденного за руки или ножки, чтобы он успокоился, или пеленать), хорошо развито чувство боли .

Этот период называют кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру. Новорожденный имеет определенный запас врожденных безусловных рефлексов:

а) функциональные (необходимы для его выживания) рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение;

б) защитные (предохраняющие организм от опасных и сильных воздействий) – мигательный, отдергивание ручки;

в) сосательный рефлекс – один из важнейших. К 2 мес. – ребенок умеет хватать предметы и подносить их ко рту, К 4 мес. – руки тянутся целенаправленно к предмету. К 5 мес. – могут доставать предмет, глядя на него. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы: реагирует на позу кормления – возникают сосательные движения.

У новорожденного опыт общения с окружающими объектами – зрительный. Он проводит время во сне или в дремотном состоянии. Беспомощен, полностью зависит от взрослого человека.

Младенчество. В этот период быстро овладевает разнообразными средствами общения. Ребенок уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса. Видя мать, начинает улыбаться. Это поведение называется комплексом оживления (термин ввел в 20-е г.г. Н.М. Щелованов) – замирает, зрительно сосредотачивается, улыбается, двигательно оживляется, вскрикивает.

Важное новообразование младенца 2-3 мес. – эмоциональное сопровождение восприятия (это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление).

Восприятие – идет быстрыми темпами первые 6 месяцев. К этому периоду хорошо развито восприятие запаха, вкуса, звуков, прикосновений; яркие звучащие предметы отвлекают внимание ребенка, умеют выделять отдельные свойства предмета; с 3-х мес. – совершенствуются процессы выделения признаков, к 3-4 мес. - созревает система восприятия цвета, способность различия объектов по размеру. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые они получают.

Мышление – первоначальные формы наглядно-действенного мышления. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в игры.

Память – первым появляется узнавание. В 3-4 мес. Узнает ту игрушку, которую показал ему взрослый. В 4 мес. – отличает знакомое лицо от незнакомого. К 1 году находит игрушку через 1-3 сек. после того, как ее спрятали. После 8 мес. – восстанавливает в памяти образ, когда перед ним нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие – зависит от общения с близкими взрослыми. Первые 3-4 мес. проявляются: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (сильное биение сердца, зажмуривание глаз), расслабление при удовлетворении потребности. После 3-4 мес. улыбается знакомым, теряется при виде незнакомого человека. В 7-8 мес. беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. В 7-11 мес. появляется страх расставания (грусть или легкий испуг при исчезновении мамы). К концу 1 года стремиться к совместным действиям с близкими людьми.

Слух. К 4 мес. Чаще улыбаются в ответ на голос матери, чем на другой женский голос. К 6 мес. – проявляют беспокойство, когда слышат голос матери, но не могут увидеть ее. Чувствительность младенца к речевым звукам помогает ему научиться говорить. Эта чувствительность и способность узнавать знакомые голоса способствует укреплению его привязанности к родителям и воспитателям.

Речь. Плач – результат рефлекторного действия, способ передачи информации. В первые 6 мес. формируется речевой слух. В исследованиях физиолога М.М.Кольцовой, проведенных в домах ребенка, было показано, что специальные занятия по развитию моторики пальцев руки благотворно сказываются на речевом развитии детей. У детей, с которыми такие занятия проводились, речь начинала развиваться раньше и ее развитие шло более быстрыми темпами по сравнению с детьми контрольной группы.

Гуление – в 2-3 мес. – когда ребенку хорошо. С 6-10 мес. – период младенческого лепета. Через лепет малыш выражает готовность к общению. Лепеча, он научается произносить и различать все новые речевые звуки. В 1 год передает смысл с помощью произношения 1 слова (на, дай…) – «голофраза»; понимает 10-20 слов.

Физическое развитие

2 мес. – должен, лежа на животе, опираясь руками держать головку

3 мес. – брать большие предметы

4 мес. – можно присаживать

6 мес. – сидеть с поддержкой, уметь брать предмет в руки

7 мес. – сидеть самостоятельно

8 мес. – стоять с поддержкой, вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек

9 мес. – стоять самостоятельно, но держась за предметы

10 мес. – спокойно ползать

11 мес. – ходить, держась за ручку, верно использовать предметы, подражая взрослым (катать машинку, бить по барабану, поднести ко рту чашку с соком)

12 мес. – ходить с опорой

13 мес. – преодолевать препятствия (ступеньки)

14 мес. – стоять и ходить пытаться без опоры

15 мес. – самостоятельно ходить (девочки идут раньше, чем мальчики)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»