Волшебная сила похвалы. Критикуем и хвалим ребенка по-новому Мотивация "от обратного"

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Некоторые дети настолько часто слышат из уст родителей слова «молодец» или «умница», что перестают на них реагировать. А кого-то самая скупая похвала окрыляет и толкает на подвиги. Как найти золотую середину и научиться правильно хвалить ребёнка?

Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, её можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.

Услышав добрые слова в свой адрес, ребёнок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.

Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребёнок видит, что его ценят и уважают, и это придаёт ему уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребёнок обязательно добьётся успеха.

Уважаемые родители! Проверьте себя, часто ли Вы хвалите своего ребёнка?

Тест

1. Если вы хотите похвалить ребёнка, то обычно используете слова:

А) «гениально», «потрясающе»;

Б) «молодец»;

В) «хорошо».

2. Как ваш ребёнок реагирует на похвалу?

А) раздражённо отмахивается;

Б) принимает как должное;

В) воодушевляется.

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:

А) поцелуи и объятия;

Б) подарок;

В) деньги.

4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?

А) когда ребёнок убрал за собой игрушки;

Б) получил пятёрку;

В) по собственной инициативе помог бабушке.

5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:

А) чтобы не огорчать, скажите, что его поделка лучше всех;

Б) укажите на недостатки, но отметите и достоинства;

В) честно покажите на те поделки, которыми считаете лучшими.

6. Когда вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:

А) гордость;

Б) нежность;

В) восхищение.

7. Выберите одно из утверждений о детской одарённости:

А) каждый ребёнок по-своему талантлив;

Б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;

В) любую способность можно развить.

8. На спортивных соревнованиях ваш ребёнок пробежал последним. Что вы ему скажите?

А) пристыдите;

Б) похвалите за умение идти до конца;

В) объясните, что он проиграл потому, что неправильно рассчитал свои силы.

9. Ребёнок хвастается перед гостями своими достижениями. Ваша реакция?

А) будете дополнять его рассказ;

Б) станете иронизировать над его «скромностью»;

В) переведёте разговор на другую тему.

10. Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:

А) отдать его в художественную школу;

Б) купить хорошие краски и кисти;

В) посещать с ним выстави и музеи.

11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажите своему ребёнку?

А) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;

Б) станете хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребёнка появилось желание учиться так же хорошо;

В) предложите исправить те ошибки, который отметил учитель.

12. Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:

А) станете спорить с ней;

Б) проигнорируете её высказывания;

В) согласитесь из уважения к ней.

13. Ребёнок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?

А) «Они глупые и невоспитанные! »;

Б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший! »;

В) «Давай подумаем, почему они к тебе так относятся».

14. У ребёнка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?

А) напугать плохой оценкой;

Б) выразить сочувствие;

В) предложить помощь.

15. Ребёнок не достоин похвалы, если он:

А) помыл посуду, но разбил чашку;

Б) сделал уроки, но перепутал номер задания;

В) получил пятёрку, списав ответ у соседа по парте.

16. В порыве гнева вы можете назвать ребёнка:

А) «бестолочь»;

Б) «моё наказание»;

В) «подлец».

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

А 1 3 1 1 1 5 1 3 1 5 5 5 1 3 1 5

Б 3 1 5 3 3 3 3 1 5 1 3 3 3 1 3 1

В 5 5 3 5 5 1 5 5 3 3 1 1 5 5 5 3

16 – 37 баллов

Ваш ребёнок не испытывает недостатка к похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни. Однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано и поздно скажется на его успехах. Разбавив похвалу здоровой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.

38 – 59 баллов

Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда чётко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившую ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребёнка, а не на собственные чувства, вы можете легче направлять его поведения в нужное русло.

60 – 80 баллов

Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукты своей деятельности, ребёнок стремиться разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьётся гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

По материалам журнала «Здоровье школьника»

Поговорим о похвале. Она чрезвычайно важна и для взрослого человека, и для ребенка. Но очень часто родители забывают об этом, и скупятся на похвалу.

А зря. Чем больше вы хвалите ребенка, тем больше мотивируете его к совершению хороших дел. Но как правильно хвалить ребенка, чтобы похвала не переросла в гордыню?

Ребенок полностью зависит от родителей, он ловит настроение матери и чутко определяет в нем нотки позитивного и негативного. Если мама скупится на ласку и похвалу, ребенок может решить, что его попросту не любят.

Представьте себе, вы зависите от какого-либо человека, которого любите до глубины души. А этот человек вас постоянно критикует и осуждает. Какая первая мысль придет вам в голову? Скорее всего, вы решите, что вы не нужны этому человеку, потому что недостаточно хороши.

Так и ребенок, он просто не верит в любовь родителей, которые постоянно отрицательно оценивают его поступки. Даже не поступки, а его самого. Если в семье преобладает оценочное отношение, ребенок получает серьезную психологическую травму. Он становится неуверенным в себе, заранее программирует на неудачу все свои действия. Ребенок будет постоянно сравнивать себя с другими и, видя превосходство других людей, впадать в уныние.

Детей-дошкольников необходимо хвалить часто и преувеличенно. Не бойтесь укоренить в ребенке гордыню, хвалить нужно за хорошие поступки и качества. Похвала и лесть - разные вещи. Именно последней следует опасаться.

Не лишним будет поговорить с ребенком о гордыне. Гордыня - смертный грех, необходимо объяснить это ребенку. Он должен понимать, что гордыня противна Богу. Гордыня или высокомерие перекрывают пути человека к развитию. Он считает, что достиг совершенства, и перестает работать над собой. Приучайте ребенка никак не оценивать себя - ни хорошо, ни плохо. Какие мы - знает один Бог.

Хвалите и критикуйте не ребенка, а его поступки. Не ограничивайтесь стандартными «умница», «молодец». Скажите ему, что писать у него получается теперь гораздо лучше. А читать он стал намного быстрее, чем в прошлом месяце. Хвалите ребенка за его упорство и трудолюбие. Это важные личностные качества.

Исправляйте недостатки ребенка тактично, возвышайте все хорошее в нем. Возьмите это за основу воспитания. Ведь если постоянно повторять ребенку, что он все делает неправильно, он вообще перестанет что-либо делать. Никто не будет слушать человека, который вечно всем недоволен. Так и дети: они перестают слушать вечно ворчащих пап и мам.

Как привить ребенку жизненные ценности? Похвалой! Если родитель хвалит ребенка за доброту, трудолюбие, кротость, он автоматически дает ребенку ориентир. Ребенок будет знать, что такие качества, как доброта и смирение, играют важную роль в жизни человека. Что без этого существование людей невозможно.

Как развить в ребенке те качества, которыми его обделила природа? Если вашему ребенку не хватает смелости или уверенности в себе, как помочь ему их развить? И здесь нам на помощь опять приходит похвала.

Если ребенок слишком часто озорует, плохо себя ведет, то хвалите его за то, что сегодня в детском саду он вел себя очень хорошо. Похвалите ребенка перед папой, что сегодня ваш сын был спокойным и послушным, и вы гордились им. Пусть вы немного преувеличите, но ребенку это будет приятно.

А если он и от папы услышит добрые слова, то это заставит его задуматься над своим поведением и изменить его.

Нина Анатольевна Анучина,

воспитатель гр. «Смородинка»

Похвала нужна каждому человеку, чтобы чувствовать себя более уверенно, а уж детям она просто необходима. Насколько вы щедры на похвалу, вам поможет узнать тест.

1. Если вы хотите похвалить ребёнка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе» — 1
б) «молодец» — 3
в) «хорошо» — 5
2. Как ваш ребёнок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается – 3
б) принимает как должное – 1
в) воодушевляется – 5
3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелуи и объятия – 1
б) подарок – 5
в) деньги – 3
4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребёнок убрал за собой игрушки – 1
б) получил «пятерку» за поведение – 3
в) по собственной инициативе помог бабушке – 5
5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка самая лучшая – 1
б) укажете на недостатки, но и укажете достоинства – 3
в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими – 5
6. Когда вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:
а) гордость – 5
б) нежность – 3
в) восхищение – 1
7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребёнок по-своему талантлив – 1
б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый – 3
в) любую способность можно развивать – 5
8. На спортивных соревнованиях ваш ребёнок прибежал последним. Что вы ему скажете?
а) пристыдите – 3
б) похвалите за умение идти до конца – 1
в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы – 5
9. Ребёнок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция:
а) будете дополнять его рассказ – 1
б) станете иронизировать по поводу его «скромности» -5
в) переведете разговор на другую тему – 3
10. Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу – 5
б) купить хорошие краски и кисти – 1
в) посещать с ним выставки и музеи – 3
11. Воспитатель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ребёнка. Что вы скажете своему ребёнку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его товарища – 5
б) станете хвалить товарища, чтобы у вашего ребёнка появилось желание выполнять так же хорошо – 3
в) предложите исправить те ошибки, которые отметил воспитатель – 1
12. Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней – 5
б) проигнорируете ее высказывания – 3
в) согласитесь из уважения к ней – 1
13. Ребёнок жалуется, что его дразнят дети. Как вы его успокоите?
а) «они глупые и невоспитанные!» — 1
б) «не слушай их, ты у меня самый лучший!» — 3
в) «давай подумаем, почему они к тебе так относятся» — 5
14. У ребёнка не получается работа, и он отказывается продолжать её. Как уговорить его?
а) напугать плохой оценкой работы – 3
б) выразить сочувствие – 1
в) предложить помощь – 5
15. В порыве гнева вы можете назвать своего ребёнка:
а) «бестолочь» — 5
б) «моё наказание» — 1
в) «подлец» — 3

Подводим итоги:
16-37 баллов

Ваш ребёнок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив здравой критикой, вы поможете ему трезво оценить свои возможности.

38-59 баллов

Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм. Опираясь на эмоциональное состояние, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60-80 баллов

Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки, и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребёнок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Азбука похвалы для ребёнка

1. Молодец!
2. Удивительно!
3. Великолепно!
4. Прекрасно!
5. Незабываемо!
6. Это трогает меня до глубины души.
7. Остроумно.
8. Талантливо!
9. Ты сегодня очень много сделал.
10. Уже лучше.
11. Потрясающе!
12. Поразительно.
13. Красота.
14. Очень ясно.
15. Очень эффектно.
16. Ты просто чудо.
17. Здорово!
18. Ты ловко это делаешь.
19. Ты меня порадовал.
20. Я горжусь тобой.
21. Мне очень важна твоя помощь.
22. Ты мне необходим.
23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
24. Научи меня делать также.
25. Я знал, что тебе это по силам.
26. Никто мне тебя не заменит.
27. Я сам не мог бы сделать лучше.
28. Хорошо!
29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
30. Лучше, чем все, кого я знала.
31. Грандиозно.
32. Именно этого мы давно ожидали.
33. Сказано здорово – просто ясно.
34. Экстра – класс.
35. Ты самый одаренный.
36. Отлично!
37. Еще лучше, чем вчера.
38. Классно.
39. Неподражаемо.
40. Как в сказке.
41. Ярко, образно.
42. Прекрасное начало.
43. Ты на верном пути.
44. Ты и в этом разобрался.
45. Это как раз то, что нужно.
46. Поздравляю.
47. Я очень счастлива.
48. Работать с тобой просто радость.
49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
50. Для меня нет никого красивее тебя.
51. Тут мне без тебя не обойтись.
52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
53. Замечательно!
54. Несравненно.
55. Верю в тебя!
56. Вот это да!
57. Желаю тебе успеха!
58. Настоящий мастер!
59. Так держать!
60. Фантастика!
61. Ценю твои старания!
62. Умница!

Есть распространенное мнение, что похвала – это «сюсюканье», которое балует и портит детей. Однако еще известный физиолог Павлов и его ученики, проводившие эксперименты на животных, показали необходимость поощрения для лучшего понимания того, какие поступки являются приемлемыми, а какие – нет. Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках

в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.

Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.

Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха.

Молчание – знак согласия

Некоторые родители принимают хорошие поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию. Такие взрослые требовательны, очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении.
Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей. В то же время, они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «Человека в футляре» просто недохвалили в детстве.
Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогиче­­ское воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей. Если вы замечаете, что в силу особенностей своего характера, постоянных проблем и бешеного ритма жизни не можете найти в себе силы, чтобы лишний раз улыбнуться ребенку и подбодрить его, по­­старайтесь изменить свой стиль воспитания с помощью простых советов:

Чаще представляйте себя на месте ребенка и вспоминайте себя в его возрасте. Хотели ли вы, чтобы вас в подобной ситуации похвалили? Было ли обидно, когда родители игнорировали ваши успехи?

Не бойтесь сами хвалить себя каждый раз, когда вы смогли выразить свою любовь к ребенку и одобрение его поступков. Именно в этот момент вы справедливый и мудрый родитель, а не тогда, когда ругаете свое провинившееся чадо. Одной похвалой вы сможете пред­­отвратить череду проступков, вызванных плохим настроением ребенка или его неуверенностью в себе.

Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями.

Старайтесь получать радость от теплых слов, сказанных другим.

Большие заслуги

Большинство зарубежных и отечественных психологов сходятся во мнении, что хвалить (впрочем, как и осуждать) нужно не самого ребенка, а его поступки. Взяв это правило на вооружение, некоторые родители предпочитают не нарушать его ни при каких условиях. В результате ребенка хвалят за хорошие отметки или вымытую посуду, и у него складывается стойкое впечатление, что любовь родителей нужно заслужить. Не слыша никогда ни от папы, ни от мамы «Ты умный, красивый, добрый», ребенку трудно сформировать адекватное представление о себе. Не имея постоянной точки отсчета в виде осознания своей уникальности для родителей, малышу приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других. Отсюда возникают повышенная тревожность, неуверенность в себе и страх потерять родительскую любовь после полученной двойки. Поэтому не стоит избегать похвалы личных качеств ребенка. Пусть слова одобрения будут сказаны просто так, независимо от его поведения.
Если вы считаете, что похвала должна быть заслуженной, постарайтесь найти косвенные поводы для нее:

Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя.

Подчеркивайте значимость для вас и для ребен­­ка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас второклассник – совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»

Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.

Похвала без границ

Разве бывает слишком много любви, ласки и признания?
И могут ли они испортить детей? Постоянно слыша вокруг себя восторженные возгласы, малыш невольно привыкает к этому и испытывает жестокое разочарование, сталкиваясь с более трезвой оценкой чужих людей. Если похвала проявляется в форме противопоставления другим детям, у ребенка формируются
такие черты характера, как эгоцентризм, снобизм, демонст­­ра­­тивность. Он старается все делать напоказ, ожидая все новых и новых дифирамбов в свой адрес.
Но случается и обратное: утопая в атмосфере обожания, дети перестают реагировать на по­­хвалу, отмахиваясь от любящих родственников, как от льстивой прислуги, и стараются все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на те случаи, в которых не следует хвалить ребенка.

Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!» Если в воспитании малышей такой педагогический прием оправдан, то школьникам он привьет безответственность.

Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие. В другой раз ребенок вам не поверит.

Когда стремитесь успокоить ребенка и противопо­­ставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.

Когда вы хвалите школьника за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.

Часто ли вы хвалите своего ребенка?

1. Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе»;
б) «молодец»;
в) «хорошо».

2. Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается;
б) принимает как должное;
в) воодушевляется.

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелуи и объятья;
б) подарок;
в) деньги.

4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребенок убрал за собой игрушки;
б) получил пятерку;
в) по собственной инициативе помог бабушке.

5. Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка лучше всех;
б) укажете на недостатки, но отметите и достоинства;
в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими.

6. Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:
а) гордость;
б) нежность;
в) восхищение.

7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребенок по-своему талантлив;
б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;
в) любую способность можно развить.

8. На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажете?
а) пристыдите;
б) похвалите за умение идти до конца;
в) объясните, что он проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы.

9. Ребенок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция?
а) будете дополнять его рассказ;
б) станете иронизировать над его «скромностью»;
в) переведете разговор на другую тему.

10. Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу;
б) купить хорошие краски и кисти;
в) посещать с ним выставки и музеи.

11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;
б) станете хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо;
в) предложите исправить те ошибки, которые отметил учитель.

12. Бабушка умиляется поступкам ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней;
б) проигнорируете ее высказывания;
в) согласитесь из уважения к ней.

13. Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?
а) «Они глупые и невоспитанные!»
б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»
в) «Давай подумаем, почему они так к тебе относятся».

Каплина Галина

Здравствуйте! У меня не совсем обычный вопрос. Дело в том, что мой ребенок не совсем обычно реагирует на похвалу. Знаете, как бывает - идешь по улице с ребенком, а кто-нибудь скажет "Какой мальчик хороший - маме помогает!" (он у меня помошник, не смотря на то, что ему всего 7 лет. И сумку всегда поможет нести и "защищает меня") А он в ответ на такую похвалу насупится весь и чуть ли не драться кидается. Почему он так агрессивно реагирует на похвалу?

Скажите, а вы умеете хвалить своего ребенка? Как показала практика, этот вопрос у подавляющего большинства взрослых вызывает недоумение: «Что значит - умеете? Разве для того, чтобы похвалить ребенка, нужны какие-то особые знания?»

Необходимы! Более того - прежде чем похвалить ребенка, нужно четко осознать, в какой именно форме похвала будет ему не просто приятна, но и полезна. Ведь неправильная похвала подчас наносит больше вреда, чем неадекватное наказание или насильственное кормление!

Если вы желаете знать, как правильно хвалить именно вашего ребенка… Если вам нужна информация об особенностях восприятия вашим ребенком различных типов поощрения… Если вы прогрессивный родитель и желаете своему чаду счастья, следуйте за мной…

Как правило, желание похвалить возникает в том случае, если ребенок выполняет действия, полностью соответствующие ожиданиям родителей. И напротив, если ребенок вдруг проявил непонятное своеволие и отклоняется от направления, заданного родителями, в ход пускаются самые различные виды наказания - все, что способно «наставить на путь истинный».

Вот так и воспитываем дитятю испокон веков, ничего не меняя - «кнутом» да «пряником».

А теперь давайте посмотрим, для всех ли сладок «пряник-похвала».

Как хвалить Вождя

Доводилось ли вам сталкиваться с детьми, не ведающими ни страха, ни упрека? Этакие прототипы неугомонного «Вождя краснокожих» - с младых ногтей самостоятельные, не терпящие рамок и ограничений, все время рвущиеся «за флажки». Всю жизнь нараспашку - во всех смыслах этого слова, абсолютные экстраверты, нацеленные на отдачу.

Обычно эти дети - неформальные лидеры в любом детском коллективе. Они нередко доставляют взрослым немало хлопот - ведь авторитетов они не признают и всегда поступают так, как считают нужным, чем часто заслуживают репутацию хулиганов.

Впрочем, они часто заслуживают похвалы - и вот тут то родители ступают на «тонкий лед» возможного взаимонепонимания: именно эти дети могут отреагировать весьма агрессивно, если вы их похвалите снисходительно, «сверху вниз».

И это вполне естественная реакция - ведь своим снисходительным «Ну что ж, Вася, ты молодец!» вы понижаете в ранге прирожденного вождя. Представьте себе на минутку что вот так же, свысока, вы похвалили своего начальника - не думаю, что он выкажет особую радость по этому поводу.

Уретральный ребенок (а именно дети с уретральным вектором являются прирожденными вождями) реагирует на похвалу «сверху вниз» так же, как и любой взрослый начальник реагирует на похвалу своего подчиненного - негативно и даже агрессивно.

Как же быть? Совсем не хвалить уретрального ребенка?
Хвалить! Обязательно хвалить - но снизу вверх, выказывая искреннее восхищение: «Вася, если бы не ты, мы бы просто пропали!» И не важно, что вашему «вождю» всего три года - поверьте, для него приемлем только такой подход.

Как хвалить «Золотого ребенка»

Существуют дети, для которых похвала жизненно необходима - если родители скупятся на похвалу, такой ребенок начинает испытывать острую нехватку, которая со временем порождает чувство гнетущей обиды.

Речь идет о детях с анальным вектором - самых послушных детях из всех возможных. Разумеется, самыми послушными они вырастают только при условии, что родители создали правильные условия для развития свойств, заложенных в этих детях природой.

Дети с анальным вектором четко разделяют такие понятия как правда и ложь, «черное и белое», они наделены врожденным чувством справедливости - все должно быть «по-честному», то есть поровну.
Это касается и похвалы. Для него все должно быть ровно: насколько сделал, настолько и заслужил похвалу - тогда все правильно. Если родители, поощряя ребенка, учитывают этот аспект, ребенок испытывает чувство глубокого удовлетворения.

А если он чувствует несоответствие похвалы совершенному действию, замечает её явное преувеличение, то такая «похвала» в глазах анального ребенка обесценивается и абсолютно не доставляет удовольствия.

В тоже время недостаток похвалы вреден для малыша с анальным вектором - чувствуя, что его недооценили, «недохвалили», он начинает испытывать обиду.

Именно поэтому «золотого ребенка» нужно хвалить по делу, когда вы видите его реальные достижения. И не спешите с материальным поощрением - для ребенка с анальным вектором доброе слово гораздо дороже любого подарка.

Если вы желаете доставить своему анальному ребенку истинное удовольствие, устройте в его честь семейный обед и похвалите в присутствие гостей и близких.

Как хвалить Юного бизнесмена

Смотришь на иных детей - и диву даешься! Откуда в столь юных созданиях столько расчетливости и прагматизма? Все оттуда же - обладатели кожного вектора наделены этими свойствами с рождения. И задача родителей - обеспечить условия для оптимального развития этих свойств.

Умение правильно хвалить такого ребенка играет немаловажную роль в его развитии. Воспитывая ребенка с кожным вектором нужно учитывать, что словесная похвала не имеет для него значения, как, например, для ребенка с анальным вектором. А вот материальное поощрение способно подвигнуть кожного малыша на глобальные свершения.

Именно поэтому материальное поощрение необходимо строго дозировать - в противном случае вы рискуете получить отпрыска, который шага не сделает без оплаты. Каждый подарок должен быть честно заслужен ребенком - это будет способствовать развитию его свойств.

К сожалению, в одной статье невозможно описать все вектора и их сочетания. Немыслимо в пределах одной публикации разобрать индивидуальность каждого ребенка и дать рекомендации каждому родителю.

Но есть и хорошая новость - пройдя тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, вы сможете определить вектора ребенка и благодаря этому разберетесь в причинах «необъяснимых», на первый взгляд, поступков своих детей.

Вы поймете, как правильно развивать врожденные свойства, а ваши дети смогут реализовать их и станут по-настоящему счастливыми людьми.

Разве не этого каждый родитель желает своему ребенку?

На вопрос отвечала Клищенко Татьяна



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»