Должен ли ребенок говорить в 1 год. Ребенок не говорит в год

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?

Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.

Если в год ребенок не говорит: что важно знать

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год, может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  • от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
  • до выделения основных признаков предмета (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
  • и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме

Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.

И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать в cтатье А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится. Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми — я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!

Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того, в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.

Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:

  1. Понимает ли он обращенную к нему речь?
  2. С интересом Вас слушает?
  3. Узнает ли названия знакомых предметов (спросите малыша: «где киса / ляля / часики тик-так и т.д.» и посмотрите, выберет ли он их из других предметов)?
  4. Узнает ли он знакомых взрослых: «Где баба? Где деда? Где Вова?».
  5. Выполняет ли он Ваши простейшие словесные поручения, например, принеси ботиночки, дай, возьми, сядь и т.д. (в возрасте от года до полутора)?

Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.

Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д . Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.

Пятое. В последнее время в печати появились статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься с малышом речевыми играми бесполезно.

Что на это можно возразить:

1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало, проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!

2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.

Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.

Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.

Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад. Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были заговорить!

Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!

Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.

Создание развивающей речевой среды дома

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост — создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

  1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
  2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
  3. Рассматривайте с ребенком картинки. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
  4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
  5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
  6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Маме на заметку

  • Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
  • Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
    «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
  • Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
  • Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
  • Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
  • Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик- мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки: «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго - своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» - все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд...). Какие у нее ушки? Маленькие (ма...). Какие у нее лапки? Большие (боль...)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

Мы дожили!

Мы выжили!

Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Существует миф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждом детском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок не говорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когда бежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральным директором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.

Существует миф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждом детском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок не говорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когда бежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральным директором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.

По статистике "Яндекса" более двух тысяч человек в месяц ищут ответы по запросу «Ребенок не говорит в год». Олеся Станиславовна, действительно ли в это время уже надо начинать переживать?

Опасения, что у годовалого ребенка речь формируется с отставанием, обоснованны только в том случае, когда у малыша отмечается общая задержка психомоторного развития (например, при раннем органическом повреждении головного мозга) или есть подозрения в снижении слуха, нарушении зрения. То есть когда имеются косвенные подтверждения того, что задержка речевого развития может носить патологический характер. Если же ребенок хорошо слышит и видит, а в анамнезе нет заболеваний или причин, которые могли бы вызвать нарушения речевого развития, то нет ничего страшного в том, что к году ребенок не говорит. Лингвисты детской речи говорят, что в среднем отправная точка формирования активной словесной речи лежит приблизительно в возрасте от 1 года до 1,6 года. У всех детей эти сроки индивидуальны, кто-то может начать говорить чуть раньше года, кто-то – чуть позже полутора лет.

- Что должен уметь делать и говорить ребенок в год, в два, в три?

Ответ на этот вопрос неоднозначен… Врачи (невропатологи, педиатры) и педагоги (логопеды, дефектологи), оценивая развитие ребенка, пользуются так называемыми диагностическими таблицами. Речь никогда не рассматривается отдельно. Опытный специалист всегда оценивает созревание всех областей развития ребенка: социализации и навыков самообслуживания, развития крупной и мелкой моторики, познавательных навыков ребенка, предречевых (до года) и речевых навыков.

У нас в стране на сегодняшний момент разнятся данные, потому что нет единой шкалы нормативов развития ребенка, в отличие, например, от европейских стран. Многие отечественные специалисты пользуются переводом известных тестов – Гезелла, денверского скринингового теста. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства на протяжении многих лет проводил огромную работу, пытаясь определить среднестатистические параметры развития для жителей Северо-Западного региона. Для того чтобы вывести такие среднестатистические цифры, нужно провести анализ выборки исследований полутора-двух тысяч человек. Мы пользуемся усредненными, принятыми в отечественной педиатрии и неврологии, данными по развитию ребенка и критериям факторов риска нарушений развития. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие простой фразовой речи после 3 лет.

Зависит ли начало речевой деятельности ребенка от пола, наследственности, от занятий с ребенком или от его личных особенностей?

Все играет свою роль. Даже генетика. В семьях, в которых есть предрасположенность к задержке речевого развития, она часто передается по наследству. По крайней мере, один из первых вопросов логопеда, когда к нему приходят родители с ребенком, который не говорит, – были ли подобные случаи в семье? Зависимость от пола тоже есть. Как ни странно, задержек речевого развития у мальчиков больше, чем у девочек. И по исследованиям, речь у некоторых мальчиков тоже чуть позже начинает формироваться, чем у девочек, однако это не повод думать, что «не говорит, потому что мальчик».

Теперь о роли родителей. Проводились исследования онтолингвистов, которые показали: быстрее начнет говорить ребенок у так называемой «продвинутой» мамы. Такая мама много разговаривает с малышом, голосом и интонацией выделяя слова, на которые ребенок должен обратить внимание. Малыши лучше реагируют на медленный темп речи взрослого, смену интонационной окраски голоса, эмоциональное поощрение ответных реплик самого малыша. Наоборот, в семьях, в которых есть депривация – ущемление условий развития ребенка, – часто наблюдается задержка его речевого развития. Познавательные способности ребенка, интеллект тоже играют свою роль в развитии речи. Поэтому у ребенка с задержкой психического развития, безусловно, речевое развитие тоже будет задерживаться.

- Дети учатся подражанием, повторяя звуки взрослых?

Не только – дети внимательно слушают речь и смотрят на губы говорящего. Те дети, у которых хорошо развит зрительный и слуховой контроль, а также способности к повторению этих артикуляционных движений, обычно более успешны в освоении речи.

Значит, речь родителей значительно влияет на речь ребенка. Но многие взрослые с детьми сюсюкаются. Это правильно?

Есть понятие «язык нянь», или «лепетный язык». Когда мы говорим, например, «смотри, какая бибика поехала» или «аф-аф-аф по улице бежит» – в этом нет ничего плохого. Родители пользуются этими лепетными словами осознанно, добиваясь того, чтобы ребенок стал быстрее употреблять их в своей речи, а следовательно, говорить. Такими словами овладевают все дети, когда учатся говорить. Поэтому когда к нам приходят дети с задержкой речевого развития, мы тоже первым делом стимулируем у них попытки повторения звукоподражаний животных и птиц, других звуковых сочетаний (например, тук-тук, алё, бах).

И другое дело – сюсюканье, когда родители сознательно начинают, например, смягченно говорить: «Ути-ти, мой холёсенький», то есть кривляются, искажают звукопроизношение. Это разные вещи. И этого делать не надо, мы должны быть эталоном для ребенка. Хотя на самом деле сюсюканье – стопятидесятая причина, почему речь ребенка может быть нарушена.

Стоит ли ругать ребенка, если он показывает пальцем на что-то, не желая говорить? Или это нормальный этап развития?

Смотря в каком возрасте. Есть, например, естественные жесты – указательные – они есть у всех детей старше 6–8-месячного возраста. Сначала появляются жесты, а потом, вслед за ними, вербальная речь. И в этом смысле жесты естественны в значении «дай мне», «покажи мне» или «что это?». Но постепенно, к полутора-двум годам, нужно начинать стремиться к тому, чтобы жесты вытеснялись словами. Сами родители должны провоцировать у ребенка формирование вербальной (словесной) речи. Поэтому я всегда говорю взрослым: если у ребенка нет мотивации пользоваться речью, она и не будет формироваться. Если ребенок будет просто показывать пальцем на предмет или игрушку, а родители будут тут же это давать ребенку, ему как бы и не надо учиться это слово называть.

- Именно поэтому многие дети начинают хорошо говорить фразами, только когда идут в садик?

Да, это влияние социальной среды – ребенку приходится пользоваться речью. Сверстникам надо объяснить, чего он хочет, – надо игрушку попросить, вступить в диалог и так далее. Поэтому среда сама подталкивает ребенка к активному использованию речи и накоплению словарного запаса. Появляется мотивация, поэтому и речь у ребенка активизируется.

Часто приходится видеть, что многие дети ходят с соской и в два, и в три года. Это как-то может повлиять на формирование речи?

Долгое сосание соски может привести к нарушению прикуса и к тому, что у ребенка язык будет высовываться между зубами. А это повлечет за собой нарушение произношения, например свистящих звуков. Поэтому один из первых вопросов логопеда на осмотре, если у ребенка имеются нарушения произношения, долго ли он сосал соску.

- Как понять, что у ребенка что-то не так со слухом?

Нужно внимательно следить за реакцией ребенка на звуки бытовых приборов, окружающей среды, голоса людей. Если вы замечаете, что у ребенка нет реакции на вашу речь, когда он не видит ваших губ (вы закрываете их листком бумаги или стоите у него за спиной), что тот не понимает обращенную к нему речь, тогда на это стоит обратить особое внимание. Необходимы дополнительные обследования слуха у врача-сурдолога. Есть специальные методики обследования, например игровая или компьютерные аудиограммы. На сегодняшний момент приказом Министерства здравоохранения утверждено положение, согласно которому у всех детей с задержкой психомоторного и речевого развития должен проверяться слух. Иногда выявляется незначительное снижение слуха, которое не диагностируется родителями в быту, но оно может значительно осложнять формирование речи у малыша. Поэтому если у родителей возникли какие-то сомнения на этот счет или если у ребенка задерживается формирование речи, лучше пройти исследования и исключить в порядке дифференциальной диагностики снижение слуха у ребенка. На сегодня приборами для определения проблем со слухом у новорожденных оборудованы большинство роддомов в Санкт-Петербурге, проводится плановое обследование слуха малышей и в поликлиниках, для того, чтобы как можно раньше выявить эти проблемы.

Если оказывается, что ребенку нужна операция, кохлеарная имплантация, то каковы прогнозы для таких детей? Как скоро после операции они догоняют сверстников в речевом развитии, могут ли возникнуть в будущем проблемы?

Раннее проведение операции предопределяет прекрасные прогнозы, но это при условии, что после операции специалисты и родители занимаются с малышом, развивая его слух и речь. Недавно на конференции для специалистов говорилось о том, что провели операцию кохлеарной имплантации семимесячному ребенку. Нужно, конечно, понимать, что такая операция проводится для детей с большой потерей слуха (четвертой степени тугоухости и глухоте) и только после определенного опыта ношения слуховых аппаратов, когда специалисты и родители отмечают, что эти аппараты ребенку не помогают. У нас есть маленькая ученица, с которой мы начали заниматься после проведения операции в 1,3 года. Через девять месяцев (сейчас Соне 2 года и 2 месяца) у нее замечательная развернутая фразовая речь, развернутый словарь. Соня посещает обычный садик, хотя и продолжает заниматься со специалистами. На ее приме мы убедились: чем раньше произведена операция, тем лучше прогноз у такого ребенка – он быстро догоняет сверстников, может пойти учиться в хорошую, сильную школу.

- Как сказываются проблемы с речью на учебе в школе?

Эти вещи связаны напрямую. Дети, у которых в дошкольном возрасте были речевые нарушения (например, произношение), находятся в группе риска по возникновению нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии. Поэтому нарушения речи обязательно должны быть устранены в дошкольный период, иначе они обязательно перейдут на письмо и чтение ребенка.

- Считается ли нормальным, что плохо говорящий ребенок не умеет читать до школы? Лучше научить?

Методика развития речи детишек с речевыми нарушениями, особенно с задержками речевого развития, с так называемой алалией, включает и раннее обучение чтению, как меру профилактики возможных нарушений чтения и письма в школе.

У многих мам понимание того, как нужно разговаривать с ребенком, чисто интуитивно. Как дома заниматься с ребенком?

Смотря чего хотят добиться родители. Ведь многим хочется, чтобы их ребенок попал в гимназию с сильной программой, с углубленным изучением иностранного языка. Значит, упор нужно делать на развитие связной речи. Ведь все дальнейшее обучение в школе будет построено по принципу «запомни-перескажи», объясни, обоснуй свою точку зрения. А это требует богатой, развернутой фразовой речи, поэтому знакомство с новыми словами, обучение рассказыванию здесь важно в первую очередь. Если у ребенка есть проблемы с усвоением иностранных языков, что напрямую связано с развитием так называемого фонематического слуха, как способности различать звуки, фонемы языка (что, кстати, необходимо и для грамотного письма), то развиваем слуховое и фонематическое восприятие. В зависимости от разных направлений и задач, которые ставят перед ребенком родители, набор упражнений и рекомендаций будет разный. Но, во всяком случае, если даже особых проблем с речью у ребенка нет, его родители могут прийти к логопеду как к специалисту по развитию речи, чтобы он дал индивидуальные рекомендации по направлению развития отдельных сторон речи ребенка.

Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.

Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Нормы развития речи

В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:

  1. Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
  2. Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
  3. Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.

Возраст

Что должен уметь произносить ребенок

1-й месяц

Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик.

К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные.

2-4-й месяцы

Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков - получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей.

5-6-й месяцы

Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п.

7-9-й месяцы

Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» - падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи.

10-12-й месяцы

Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже.

1-1,5 года

В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного- наклонения: «Иди!»

1,6 -2 года

Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто».

3 года

Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса.

Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.

Причины задержки речевого развития у детей

К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:

  1. Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
  2. Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
  3. Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
  4. Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
  5. Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
  6. Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
  7. Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
  8. Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.

Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.

Признаки задержки речевого развития у детей

Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.

Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.

О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:

  • В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
  • К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
  • В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
  • В три года ребенок - редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
  • Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
  • Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
  • Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.

Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.

Что делать для речевого развития ребенка

Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.

Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.

Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.

Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.

В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.

Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока-белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители - мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.

Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».

Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.

Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.

При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»