История пуговиц. История пуговицы или на нас держится всё Первые пуговицы

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В эпоху антиЧности поЯвилась потребность в застежках. Родиной первых застежек - фибул - была Древняя Греция. Самые примитивные из них были кусочками бронзовой проволоки, концы которой соединял шнурок. Фибулы знатных особ были нарядными: к бронзовой проволоке крепились бронзовые бляхи-пряжки, украшенные резьбой и драгоценными камнями. В Древней Греции мужчины скалывали фибулами хитон на правом плече, женщины - на обоих плечах.

Имя изобретателя пуговицы история не сохранила. Известно только, что они стали использоваться одновременно в нескольких странах. Если пренебречь первыми аналогами пуговиц - появившимися в III тыс. до н.э. шариками с дырочками для пришивания, найденными при раскопках в долине Инда в Мохенджо-Даро, принято считать, что пуговица завоевала Европу после Крестовых походов.

В средние века произошла реформа костюма, появился крой, позволивший носить обтягивающую одежду, но, чтобы покрасоваться в ней, приходилось ждать, пока одежду зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а после так же долго освобождаться от нее. Тогда и появились пуговицы.

Историки утверждают, что именно с Ближнего Востока в ХIII в. были привезены первые пуговицы, интерес к которым сначала проявили мужчины. Женщины, проигнорировав их появление, продолжали пользоваться булавками. В ХIV в., когда пуговицы стали использовать как украшения и стали предметом искусства, женщины наконец проявили к ним интерес. Их пришивали на одежду от локтя до манжета, от шеи до пояса. Пуговицы изготавливались из благородных металлов и часто декорировались драгоценными камнями, слоновой костью и черепашьим панцирем. Их хранили и даже передавали по наследству.

То, что на мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева - не формальность. Столетия назад мужчины предпочитали одеваться сами, а удобно это было делать справа налево. Женщины, которые могли себе позволить носить пуговицы, имели достаточно денег на слуг, помогавшим им одеваться, им удобнее было застегивать пуговицы слева направо.

ДО НАЧАЛА ХVIII в. ВО ФРАНЦИИ РИСУНОК ИЛИ ГЕРБ НА ПУГОВИЦЕ определяли знатность рода владельца. Их изготовляли из золота и серебра для дворян, из недрагоценных металлов - для солдат и слуг, из стекла и дерева - для простолюдинов. В ХVI в. французский король Франциск I заказал придворному ювелиру 136 000 золотых пуговиц с изображением короны для отделки бархатного костюма. В Дрезденском музее драгоценностей выставлены наборы бриллиантовых и рубиновых пуговиц короля Речи Посполитой Августа Саксонского. Герцог Орлеанский имел камзол, на котором золотыми пуговицами были выложены слова "Праведный путь".

Новые технологии и идеи находили отражение в пуговичном деле. В ХVI в. появились венецианские пуговицы, сделанные по определенной технологии - раскаленная стеклянная пуговица погружалась в холодную воду, образовавшиеся трещинки заливались стеклом. Свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. Тогда же мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Расцвета пуговичное искусство достигло в ХVIII в. Первые пуговицы были выпущены в Новой Англии в 1706 г., а спустя полвека в штате Коннектикут открылся первый в Америке пуговичный магазин, началось производство деревянных пуговиц. В 1770 г. братья Гриль сделали формы для отливки пуговиц с проволочными "ушками" из смеси олова с медью или свинцом. В Массачусетсе конгресс принял указ о производстве пуговиц из папье-маше. Тогда же появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы живописцев. Пуговички изготавливали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки - медной или золотой, а потом расписывали. Мастера японской фарфоровой школы Сатсума стали расписывать их пейзажами и цветочными букетами. Классические позолоченные "сатсума" c мастерски исполненными рисунками котируются и сегодня.

Франция достигла в производстве пуговиц необычайных высот. В конце ХVIII в. французы стали изготовлять китайские трафаретные пуговицы из фарфора разных расцветок. Их сохранилось несколько десятков, но секрет росписи, напоминающей картины стиля модерн, пока не раскрыт. Это, впрочем, не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретный подход в новом материале. "Прародителями" пластмассовой пуговицы стали галлинитовые пуговицы, которые делались из уплотненного казеина - молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата.

Англия оставалась лидером в производстве металлических пуговиц, изготавливая новые модели и используя самые разные технологии: штамповку, литье, обточку и множество других. С возникновением крупных фабрик в конце ХVIII - начале ХIХ вв. пуговицы стали доступными простым людям. Однако секреты производства хранились в строжайшем секрете. Пуговицы изготавливались и целыми наборами на определенную тему. Самыми распространенными мотивами являлись романтические пейзажи, мифологические персонажи и архитектура. В пуговичном деле трудились самые лучшие художники и изобретатели. Комплект пуговиц для Людовика XIV расписывал знаменитый живописец Антуан Ватто.

В ХIХ в. ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МИЛЫХ ЗАСТЕЖЕК ПОШЛИ В ХОД морские и речные раковины, перламутр и кожа. Пуговицы были ажурные, декорированные чернью, гравировкой, украшенные многоцветной эмалью. После открытия процесса вулканизации каучука американец Нельсон Гудьир начал выпуск резиновых пуговиц. Затем стали делать обтянутые текстилем и расшитые пуговицы. Самые интересные из них были покрыты стеклом, под которое помещались цветы, бабочки, даже портреты. В викторианскую эпоху были популярны ароматические пуговицы. Они зачастую изготавливались из меди и обтягивались бархатом, который пропитывался ароматическими веществами. Поскольку духи на масляной основе могли запачкать платье, дамы предпочитали этот метод использования духов. Бархат впитывал духи, и аромат сохранялся надолго. Во время гражданской войны в США южанки дарили их мужьям, уходившим на фронт, а те носили их в кармане или пришивали к мундирам.

Появление пластмассы стало революцией в истории промышленного изготовления пуговиц, которые уже позволяли наслаждаться своей красотой миллионам людей. Целлулоид, изобретенный в 60-х гг. ХIХ в. легко обрабатывался и окрашивался в любые цвета. Красивые пуговицы ювелирной работы предназначались для нарядной одежды, а повседневные наряды стали экипироваться пластмассовыми.

В 20-х гг. ХХ в. в Европе в моду вошли пуговицы в виде животных, растений и овощей. Модельер Эльза Скиапарелли, законодательница женской моды Парижа, так увлеклась сюрреализмом, что для своих коллекций одежды создала пуговицы в виде маленьких прозрачных коробочек, наполненных зернами кофе и риса и ряды бабочек, уменьшающихся в размере. Были среди них и пуговицы в форме фруктов, фигурок балерин, ложечек, рождественских колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок, а также иных невиданных ранее форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих.

После Второй мировой войны, когда материалов для изготовления пуговиц катастрофически не хватало, в Германии изготавливали пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а под Москвой наладили производство из размягченных на огне патефонных пластинок.

ПУГОВИЦАМ ВСЕГДА ЕСТЬ ЧТО РАССКАЗАТЬ ОБ УШЕДШИХ ВРЕМЕНАХ, которые не властны над ними. Людей, коллекционирующих пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается самостоятельным направлением в коллекционировании. В их коллекциях можно найти старинные мундирные пуговицы, изящные кафтанные и инкрустированные полудрагоценными камнями, являющиеся предметами искусства. Коллекционеры отмечают, что даже монеты или марки не несут в себе столько истории и не отображают так подробно культуру и традиции разных стран, как пуговицы. В Америке существует клуб филобутонистов, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями, цена на которые доходят до нескольких десятков тысяч долларов! В свое время многие знаменитые люди превратили коллекционирование пуговиц в хобби всей жизни. Так, король Луи XV собрал коллекцию пуговиц-часов, Шарль де Голль - уникальный набор пуговиц, которые нашивались на французскую армейскую форменную одежду, Жаклин Кеннеди принадлежала прекрасная коллекция французских эмалевых пуговиц.

В современном мире пуговичное производство старается идти в ногу со временем. Внедряются новые компьютерные технологии, для нанесения рисунка используется лазерный луч. Недавно во Франции появились в продаже музыкальные пуговицы, набор которых составляет мелодию популярной песни, если нажимать на пуговицы в определенном порядке.

В наши дни регламент на ношение пуговиц существует только в армии и в силовых структурах, а у гражданских все диктуют правила приличия и мода. Модные пуговицы играют одну из ключевых ролей в одежде, поскольку могут отлично украсить наряд. Так же, как и ювелирные украшения, они должны быть подобраны самым тщательным образом, поскольку являются важной и эффектной отделкой.

И чем холоднее и жестче становится окружающий нас мир, тем больше мы начинаем ценить милые мелочи, сохраняющие тепло и создающие уют для земного, временного вместилища наших душ.

Пуговицы на кафтанах

Русский модельер Валентина Аверьянова в своих коллекциях в русском стиле придаёт большое внимание не только крою вещи и материалу, но и отделке. Часто используется русская вышивка, кружево, тесьма, шитьё камнями на традиционных нарядах…

Но особую роль для украшения наряда играет пуговица. Интересно, узнать, что история пуговицы на Руси начинается не с привычной круглой глазастой красавицы, а часто имела разнообразные формы и разные названия. Например, форму палочки. Кляпышек — короткая деревянная или металлическая палочка, употребляется как застежка, вместо пуговицы.
Пуговицы — как глаза на наряде, и часто от выбора пуговицы полностью зависит стилистика костюма. Интересно, что на Руси часто использовали не только пуговицы, которые изготовлялись своими руками из дерева, но и настоящие шедевры ювелирного искусства из драгоценных металлов, украшенные камнями, узорчатой сканью и позже филигранью. В отделке русских костюмов использовались даже заморские пуговицы, с восточными или византийскими мотивами. А очень часто в музеях и на выставках русских нарядов, даже на казалось простом русском народном костюме, т е на крестьянском костюме можно встретить старинные монеты соседних государств, с которыми вели торговлю русские купцы.

Название пугвица, пуговка, пуговичка — кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пугва (ж. церк.) выпуклость, горбок. Пуга, пужка — тупой конец яйца, пятка, гузка. Пугово(и)чный мастер, или пуговичник, пуговница.
Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках: На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства. Итальянском — bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон. Немецком — Knopf, в голландском Кnоор имеют значение «шишка, выпуклость, вершина». (Сравните со словом «кнопка», обозначающим вид застежки).
Пуговица – загадочный и удивительный предмет на протяжении всей истории его использования. Некоторые филологи считают, что слова «пуговица» и «пугало» имеет один корень, т к пуговица носила в том числе и обережных характер, и пуговки защищали владельца от злого взгляда.
В давние времена люди соединяли свою одежду пуговками из кости, дерева, и других натуральных материалов, но русские археологии находят в основном пуговицы из драгоценных металлов, не потому что в Древней Руси не использовали другие материалы, а потому что они не сохранились и не дошли до наших дней. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не только для застёгивания и были обнаружены в Индии. Сделаны они около 5000 лет тому назад. Предки русской пуговицы датируются VI веком. Древнерусские пуговицы-гирьки
Пуговицы, как правило, украшались рисунком. Например, концентрические круги означали солнце. В России часто пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы издавали мелодичное позвякиваете. По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре.



В Европе впервые пуговицу стали использовать как застежку в Германии примерно в 13 веке. С помощью специальной глазури художники расписывали пуговицы яркими картинами.
Первоначально дамы, предпочитавшие шпильки и булавки, обратили свой взор на пуговицы и дали им новую жизнь. Пуговицы стали не просто функциональной и необходимой вещью, но и произведением искусства, украшавшее великолепные наряды. Пуговицы стали чудесной деталью, которая придаёт вещи или красоту или может её безнадежно испортить.
История пуговицы на Руси.


Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Порой самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья, потому что были изготовлены из драгоценных металлов и камней.
На Руси пуговицы демонстрировали статус владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека и его достатке. К каждому виду платья полагалось свое количество пуговиц, например, к боярскому кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе - по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Больше всего пуговиц полагалось иметь ратникам на стёганном кафтане — тигилее.
И сегодня пуговицы могут многое рассказать о владельце, форменные пуговицы послов, военных, профессоров и учеников рассказывают о принадлежности носителя.

Казалось бы, ну что пуговица - кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Предшественником пуговиц были шнурки. Шнурки (Nestel, Schnur, Riemen, Bindenband) - служили для скрепления двух частей одежды, особенно модны они были в XVI веке. Ландскнехты скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее шнурки были снабжены на концах металлическими остриями.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.
В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди археологических находок древнегреческого искусства с 4 века до н.э. по 1 век н.э. попадаются пуговицы из золота.

Пуговица не всегда служила лишь для скрепления и застегивания одежды, она была нужна и для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц на костюме в значительной степени подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания. В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.




Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы - вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

В Россию пуговицы завезли в конце XV века. Дворяне и бояре не скупились и могли потратить целое состояние, чтобы приобрести этот роскошный аксессуар. Чаще всего его тогда делали из драгоценных металлов со вставками из кораллов, жемчуга и бирюзы. Тогда в моде были кляпыши — пуговицы с петелькой для пришивания.

Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна была внутренняя застежка, в особенности на верхней мужской одежде.

Рембрандт ван Рейн, Портрет Яна Сикса. Коллекция Сикса, Амстердам. Пуговицы не всегда являются деталью одежды, служащей практическим целям, а часто одновременно выполняют роль декоративного элемента. Иногда они только пришиваются к жилету и пальто, но не застегиваются. Далее одежду дополняют манжеты, воротник и перчатки.

Nicolaes Maes (1632-1693)

Peter Paul Rubens (1577-1640) Мелкие пуговицы на мужском камзоле.

Пуговица как украшение и как застёжки. Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России - 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

George Romney (1734-1802)

- Пуговица как опознавательный знак. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи - от сторожа до государственного канцлера - носили мундиры с пуговицами определенного типа.
Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь - у служащих флота и т.д.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.
В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

Anton Raphael Mengs (1728-1779)

Pierre Subleyras (1699-1749)
- Раньше у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги. В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче» говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, которые он использовал, чтобы призывать своих чудесных помощников:

А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...

Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных пуговиц и всегда пытались как-то объяснить их значение. Загадку разгадали археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800 лет!
В ту пору, когда пуговицы больше представляли из себя предметы роскоши — из золота или драгоценных материалов, — цена их была соответствующей. Их даже включали в завещания или в приданое. С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале 20 века с развитием химической промышленности золото, стекло, фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу.

Рейнольде. Портрет лорда Хитфилда. 1787-1788 гг

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке . Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.
В переводе с английского пуговица (button) - нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.
Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.
Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».
Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».
Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.
Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега .

Интересные факты из истории пуговиц.


Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию - пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами.

Троянская война случилась из-за яблока , лилипутская - из-за яиц . А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму - собиранию почтовых марок. Простые пуговицы 19-20 веков можно купить в антикварных лавках по цене от одного до шестидесяти долларов, зато цена на редкие пуговицы доходят до нескольких тысяч долларов! Сегодня ни один российский музей не имеет систематизированной коллекции пуговиц. Коллекционированием ведомственных пуговиц занимаются в основном энтузиасты-одиночки.

Приметы:

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.
Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.
Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Есть еще несколько интересных примет и суеверий , связанных с пуговицами:

1) Например, считалось, что на одежде должно быть нечетное количество пуговиц. Если же так получалось, что было четное число пуговок - пуговицу пришивали с обратной стороны, к изнанке, чтобы обмануть судьбу и привнести в свою жизнь удачу.

2) Если тебе чего не хватает в жизни - надо подумать об этом и - пришить пуговицу на счастье:)

3) Чтобы действие волшебных чар не ослабевало - необходимо максимально крепко пришивать пуговицы.

4) Древние шаманы и колдуны могли с помощью пуговиц приворожить любимого или или отогнать нечистую силу. Пуговица, или монета с 4 отверстиями, могла повлиять на судьбу человека, достаточно лишь правильным образом пришить её.


Источник фото:

"Правильность" пришивания пуговки определяли руны - какой узор вырисовывала нить при пришивании, такое заклинание, согласно буквам рунического алфавита будет воздействовать на человека.


Источник фото:

где: а) привлечение новых людей, укрепление или восстановление утраченных дружеских связей;

Б) развивает интуицию, пришив таким образом пуговицы - научишься видеть знаки судьбы, сможешь развить свою интуицию;

В) для решения проблем и направления дел по нужному руслу, так же убираешь препятствия с пути;

г) улучшение своего материального положения;

д) для очарования всех своей красотой, для здоровья;

е) привлечение поклонников;

Ж) добавление уверенности в своих силах;

З) появление новых, веселых друзей, сделать жизнь радостной и счастливой;

И) развитие творческих способностей, для поиска нового таланта и своей изюминки;

К) привлечение любви, большой и светлой.

Виды пуговиц.

Бранденбургс (Brandenbourgs) — двойные пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога Бранденбургского (XVII век), в честь которого и были названы. Особое распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на жакетиках, мантильях и т. д. В современную эпоху пуговицы этого вида используются на мужских домашних пиджаках и халатах.

Фамфуице (чеш.) — большие пуговицы на одежде мясников.

Источник

Простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий пуговиц может варьироваться.

История пуговиц

По уточнению из комментариев здесь на фото - справа от гербовой мундирной пуговицы - элемент декора конской упряжи 18 - 20вв.

В древности люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы (а также предметы, похожие на пуговицы), используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе 2800-2600 до н.э. Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (около 2000-1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.

Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.

Пуговицы на кафтанах, примерно 10 век

Функциональные пуговицы, сделанные из камня, найдены на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э. Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления облегающей одежды.

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц. Века назад пуговицы были не просто дороги - они были драгоценны. Их передавали по наследству и описывали в литературе и завещаниях.

Пуговица как оберег. Пуговицы на Руси

Древнерусские пуговицы-гирьки (по уточнению из комментариев - это свинцовые оружейные пули 16 - 17вв.).

В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов , призванных отпугивать враждебные силы. На Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной . Словарь Владимира Даля пишет, что «Пуговица - это пугалка ». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции . Магическая природа определялась двумя способами - рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия).

Пуговица. Серебро, эмаль. 16-17 век

Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Поэтому первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки» , украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречается символ солнца - спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы Мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.

О магической функции пуговиц упоминает академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». Он цитирует онежскую былину «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче»:

А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было да до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...

Исследователи русского былинного эпоса всегда обращали внимание на эти волшебные пуговицы, пытаясь как-то истолковать их значение. Ответ на эту загадку неожиданно дали археологи: в одном из древнерусских княжеских кладов 10-13 вв. были обнаружены четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями тех самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Рыбаков определяет эти пуговицы как «пуговицы-заклинания»: видимо они использовались для магических действий.

Можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время, как у славян на первое место ставилась функция оберега .

Принцип плетения пуговиц

На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде "кулака обезьяны" и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции - ни что иное, как отголосок старинных магических мотивов.

Пуговицы в мужском и женском костюме

Пуговицы с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. Мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы, числом иногда больше сотни. Пуговицы демонстрировали богатство их владельца, так как были изысканными и дорогими. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости,они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Интересно, что вплоть до XIX века пуговица оставалась привилегией мужчин . Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с Haute Couture во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной. Немедленно последовал взрыв. Как метко заметил один модный журнал 1877 г., «женщин обуяло пуговичное безумие». В то время большую часть фурнитуры составляли блестящие металлические пуговицы, и бедным модницам необходимо было чуть ли не ежедневно чистить до блеска все свое изобилие пуговиц на платье . Возможно, именно это обстоятельство побудило перейти к пуговицам, обтянутым тканью, сходной или точно такой же, как на платье. Впервые же пуговицы появились на ночных рубашках.

Из чего делают пуговицы

«Прародителями» пластмассовой пуговицы стали так называемые галлинитовые (gallinite) пуговицы, которые делались из уплотненного казеина - молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата, об истинном происхождении которого никто не догадывался.

В XVII в. появились пуговицы из меди и дерева, а в XVIII - из перламутра и кожи. В XIX в. пуговицы изготавливались также из рога, эбонита, «вулканизированной фибры», фарфора, стекла и других материалов. В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней - яшмы, агата, малахита.

Родоначальником настоящей обычной пластмассовой пуговицы можно считать парижанку Эльзу Шиапарелли, законодательницу женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который был хорошо образован в области химии. Ои изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Были среди них пуговицы в форме фруктов - лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Открытый Эльзой салон Madame Schiap пользовался огромным успехом. Говорили, что модницам доставляло такое же удовольствие носить купленные там пуговицы, как самим авторам придумывать их.

Уникальные пуговичные произведения из драгоценных камней и пуговицы, вышитые из ценнейших сортов шелка, стали соседствовать с изделиями массового производства.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  1. утилитарная (пуговица как застежка);
  2. декоративно-эстетическая (пуговица как украшение);
  3. магическая (пуговица - оберег или талисман);
  4. семиотическая или информативная (пуговица как опознавательный знак) .

Русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • На чужой рот не пуговицу нашить.
  • С солдата не пуговку сорвёшь.
  • Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш - без ушка!

Фото пуговиц и где купить

Часть фотографий - с ярмарки мастеров, там можно купить или заказать пуговиц.

Также пуговицы есть в продаже здесь.

Наиболее привычной пуговицей сегодня является изделие из пластмассы. Их пришивают на рубашки, пиджаки, брюки, используют как декоративные элементы. Однако пластмасса – самый «молодой» материал для изготовления фурнитуры. Он начал использоваться только в 30-е годы XX века.

Пластмассовые пуговицы появились во Франции, в Париже. Предприимчивая Эльза Шиапарелли и ее друг Жан Клеман открыли лавочку Madame Schiap, где продавали пластиковую фурнитуру разнообразных форм, размеров и цветов.

До этого самым распространенным материалом для пуговиц был галлинит. Данное сырье добывалось и являлось высушенным уплотненным казеином. Далее материал обрабатывался и становился похожим на агат – полудрагоценный камень.

Сегодня о таком способе производства пуговиц уже не вспоминают. Однако другие материалы остаются очень востребованными, особенно – в высокой моде. Современные пуговицы изготавливаются из дерева, металла, полудрагоценных камней, ракушек (перламутр), рогов. Красиво и изысканно смотрится фурнитура из фарфора и стекла. Но такие пуговицы малопрактичны, поэтому используются в основном для отделки.

Самостоятельное изготовление пуговицы

В магазинах не всегда можно найти пуговицу желаемого цвета, размера или формы. Особенно сложной задача становится, если вы планируете использовать ее в качестве декоративного элемента. В таком случае пуговицу можно сделать самостоятельно из пластики.

Обратите внимание: изделие из пластики не особо функционально. Вещи с такими пуговицами носить можно, однако стирать нельзя. Используйте созданную фурнитуру для украшения одежды, рукодельных игрушек или декора интерьера.

Для изготовления простых пуговиц вам понадобится всего три элемента:
- пластика;
- зубочистки/игла;
- перчатки.

Оторвите кусочек материала и скатайте его в шарик. Ребром кулака или большим пальцем (в зависимости от размера шарика) сплющьте деталь. Не стоит делать ее слишком тонкой, ширина изделия должна быть 3-5 мм. С помощью зубочистки или иглы сделайте необходимое количество дырочек. Запеките пуговицы по инструкции, по желанию обработайте специальным лаком или наждачной бумагой.

Пластика дает рукодельницам немыслимое пространство для творчества. Вы можете создавать пуговицы самых необычных форм и размеров. Например, используя различные штампы (подвески, другие пуговки и пр.), вы запросто сделаете рельефные, узорчатые декоративные элементы. Сделать пуговицы более эффектными вам помогут дополнительные материалы: блестки, металлические колечки, тени и пр.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»