Какие цвета люди видят по разному. Красный цвет — главный для человечества

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Случалось ли вам с упоением спорить со своим любимым о том, какого на самом деле цвета надетая на вас блузка или рубашка? Приходилось ли вам с удивлением слышать что вещь, которую вы искренне считали зеленой, кем-то другим воспринимается как голубая?

Распознавание цветов – штука тонкая, у всех нас свои особенности, которые влияют на то, как именно наш мозг интерпретирует визуальную информацию. Правильного ответа на вопрос «синий или зеленый» в данном случае нет, так как разными людьми один и тот же оттенок цвета может восприниматься по-разному.

Для того, чтобы избежать разночтений существует система кодирования оттенков цвета (RGB-модель). С технической точки зрения каждый цвет представляет собой микс из трех тонов – красного, зеленого и голубого (red, green, blue), и конечный оттенок зависит от того, какой из тонов присутствует в оттенке в каком количестве. Однако человеческий мозг иногда интерпретирует этот микс очень вольно, и с этим связана разница в восприятии одного и того же оттенка разными людьми.

Эксперимент

Эксперимент, который провели ученые компании Optical Express очень наглядно показал эту разницу. Как вы думаете, какого цвета этот квадрат – голубого или зеленого? Ну или так: лично для вас этот цвет скорее голубой , чем зеленый, или наоборот?

Результаты эксперимента показали неоднозначность восприятия оттенков разными людьми. Ученые предъявили это изображение участникам, не страдающим от дальтонизма (в опросе приняли участие 1000 человек) и попросили ответить на вопрос «какого цвета этот прямоугольник?». Для 32% опрошенных этот цвет голубой, для 64% — зеленый, и 4% так и не смогли определиться. Вот как сами ученые объясняют такой разброс во мнениях:

Каждый человек уникален, и на восприятие оттенка цвета может влиять множество разных факторов. Световой луч проникает в глазное яблоко и достигает ретину, светочувствительную ткань, которой выстлано дно глазного яблока. Дальше происходит процесс интерпретации, когда свет трансформируется в электрический сигнал, который передается по оптическому нерву на кортекс, участок мозга, отвечающий за обработку полученной информации. На то, как именно мозг интерпретирует оттенок цвета могут влиять не только физиологические особенности, но и психоэмоциональное состояние человека. В частности, люди, переживающие стресс менее чувствительны к зеленым оттенкам, и среди них гораздо больше тех, кто назвал указанный оттенок цвета голубым.

И все-таки – зеленый или голубой?

Зеленый. С технической точки зрения модель данного цвета описывается как RGB 0.122.116 (зеленых тонов – 122, голубых – 116, красных — ноль). После того, как участники эксперимента называли цвет, ученые помещали с двух сторон от картинки еще два изображения, выраженного зеленого и выраженного голубого цвета, после чего снова просили ответить на вопрос «какого цвета этот прямоугольник?». Имея четкие цветовые референсы 97% участников эксперимента назвали исходный прямоугольник зеленым.

Ну и если вы все-таки увидели этот цвет как голубой, то задумайтесь — возможно, вам просто пора взять отпуск!

Скорей всего ты уже видел это платье , и у тебя наверняка есть собственное мнение по поводу его расцветки. Но весь мир до сих пор не может прийти к однозначному мнению. Для некоторых оно неизменно сине-черное, для других – бело-золотое и никак иначе!

Даже были случаи, когда человеку сначала казалось, что платье одного цвета, а потом спустя какое-то время он был уверен в противоположном!

Это платье уже наделало слишком много беды. Пришло время взглянуть правде в глаза и узнать, какого же оно цвета на самом деле.

То самое фото платья, из-за которого столько споров:

По мнению некоторых, оригинальное платье, если бы освещение было получше, должно выглядеть так:

Остальные считают, что, если бы не излишний свет, платье было бы таким:

Но почему люди видят разные цвета на одном и том же фото? Есть одна версия на этот счет, и она не имеет отношения к настройкам монитора, от них ничего не зависит, мы проверяли.

Всё дело в том, как глаза каждого отдельно взятого человека реагируют на освещенный объект. Некоторые решают, что платье недостаточно освещено (или что его поверхность сильно отражает свет) и их мозг подает глазам сигнал, что нужно это компенсировать. Отсюда бело-золотой цвет. Другие думают, что на платье падает слишком много света (или поверхность менее отражающая), и их глаза показывают им, что оно сине-черное.

Всё как в известной оптической иллюзии Адельсона. На картинке квадрат «А» такого же цвета, как и квадрат «В», хотя кажется, что это не так.


В целом получается, что глаза человека видят изображение таким, каким его воспринимает мозг. Также большое значение имеет прошлый опыт. Если человек видел ткань похожей текстуры или похожее платье определенного цвета, это с большой вероятностью повлияет на то, какой цвет он увидит на фото с платьем. Об этом феномене под названием «разница в восприятии» ученым пока мало что известно.

А вот фото реального платья. Оно всё же оказалось сине-черным.

Скорей всего ты уже видел это платье, и у тебя наверняка есть собственное мнение по поводу его расцветки. Но весь мир до сих пор не может прийти к однозначному мнению. Для некоторых оно неизменно сине-черное, для других – бело-золотое и никак иначе!

Даже были случаи, когда человеку сначала казалось, что платье одного цвета, а потом спустя какое-то время он был уверен в противоположном!

Это платье уже наделало слишком много беды. Пришло время взглянуть правде в глаза и узнать, какого же оно цвета на самом деле.

То самое фото платья, из-за которого столько споров:

По мнению некоторых, оригинальное платье, если бы освещение было получше, должно выглядеть так:

Остальные считают, что, если бы не излишний свет, платье было бы таким:

Но почему люди видят разные цвета на одном и том же фото? Есть одна версия на этот счет, и она не имеет отношения к настройкам монитора, от них ничего не зависит, мы проверяли.

Всё дело в том, как глаза каждого отдельно взятого человека реагируют на освещенный объект. Некоторые решают, что платье недостаточно освещено (или что его поверхность сильно отражает свет) и их мозг подает глазам сигнал, что нужно это компенсировать. Отсюда бело-золотой цвет. Другие думают, что на платье падает слишком много света (или поверхность менее отражающая), и их глаза показывают им, что оно сине-черное.

Всё как в известной оптической иллюзии Адельсона. На картинке квадрат «А» такого же цвета, как и квадрат «В», хотя кажется, что это не так.


В целом получается, что глаза человека видят изображение таким, каким его воспринимает мозг. Также большое значение имеет прошлый опыт. Если человек видел ткань похожей текстуры или похожее платье определенного цвета, это с большой вероятностью повлияет на то, какой цвет он увидит на фото с платьем. Об этом феномене под названием «разница в восприятии» ученым пока мало что известно.

А вот фото реального платья. Оно всё же оказалось сине-черным.

Старт «вирусным дебатам» дала публикация на сайте Tumblr: обладательница платья решила спросить мнения о его цвете у пользователей интернета после того, как обнаружила подобные разногласия в кругу своих близких. Ответы оказались диаметрально противоположными: от синего с черным до белого с золотым. При этом тому, кто видит наряд темным, сложно поверить, что «оппонент» не шутит и в действительности видит представленную на фото одежду светлой (и наоборот).

Фотография с соответствующим вопросом тут же облетела виртуальное пространство. Свою версию цветовосприятия дали даже звезды: так, Ким Кардашьян увидела белый и золотой вариант, Леди Гага высказалась за голубой и песочный, а Тейлор Свифт уверена, что платье имеет синий и черный цвета.

Только за первые сутки публикации на одном из сайтов, BuzzFeed, фотография набрала 28 миллионов просмотров. Сейчас уже точно известно, что платье выполнено в темных тонах (это показали и анализ снимка с помощью профессиональных фотоинструментов, и признание владелицы «спорной одежды»), однако тем, кто видит платье светлым, все равно трудно в это поверить. Ученые рассказали о причине этой оптической иллюзии.

Система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции. У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения.

Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы.

Именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми. Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Каждый человек имеет свой зрительный опыт, свой уровень концентрации, свои специфические движения глаз. Уровень освещения в собственной обстановке, цветовая гамма предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания - все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.

Ученым этот фактор был известен давно. Но сами по себе фундаментальные научные знания не привлекают столь широкого внимания общественности: это стало возможным только в период повсеместного развития интернета в сочетании с интересной темой для обсуждения. Нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джей Неиц в интервью Wired.com рассказал, что индивидуальные различия в цветовом восприятии он изучал на протяжении 30 лет. По его словам, нынешний пример - наиболее показательный за все годы его исследований. К слову, сам Неиц видит платье белым и золотым.

Несколько дней назад интернет взорвала фотка с платьем. Эта история уже, было, прошла мимо меня, но сегодня на работе мне всё-таки показали картинку:

До сих пор не понимаю, как здесь можно увидеть что-либо, кроме сине-чёрного платья? :)


Roman Women"s Lace Detail Bodycon Dress Royal Blue

Вернувшись домой, я показал фотку пятилетней дочке, затем жене. Они независимо друг от друга назвали платье бело-золотым. Более того, проверка фотошопом не убедила их взглянуть на платье по-новому. Что и привело к данному тщательному расследованию.

Что говорит наука

Объекты в жизни переливаются различными оттенками в зависимости от их поверхности (глянцевая, матовая) и освещения. Например, снег обычно не белый, а с синим отливом. Полагая, что предмет на фото освещён не чисто белым светом (например, оранжевым светом от костра), мозг старается игнорировать это цветовое смещение. Мозгу не хочется выходить из зоны комфорта и предполагать, что снег может быть разных цветов. Гораздо привычнее «видеть» снег белым. У каждого человека процесс корректировки цвета проходит уникально, отсюда и споры по поводу цвета платья.

Иллюзии цветовосприятия

Чтобы понять, что с цветовосприятием не всё так просто, вот вам фокус: пристально смотрите в центр первой картинки, затем кликните по ней, и вторая картинка на мгновение покажется цветной.


Первая картинка - это негатив (картинка с обратными цветами). При резком переключении картинок в мозгу продолжается компенсация, и оттенки серого окрашиваются в нужные цвета. Что конкретно происходит в голове? Возможно, это сродни привыканию, и это присуще не только зрительному восприятию. Например, вторая конфета уже не кажется такой сладкой, как первая.

Что там с платьем-то?

Итак, мозг додумывает цвета, ориентируясь на собственный опыт и окружающую обстановку. Чтобы прикинуть условия фотосъёмки платья, мозгу нужно зацепиться за что-то знакомое и понятное.

Это как фотограф ищет на фото области, которые должны быть чисто серыми, чтобы компенсировать условия съёмки и приблизить цвета к настоящим («баланс белого»).

На нашей фотке есть несколько характерных областей, указывающих на ярко-жёлтое освещение (или неправильный режим съёмки, который идентичен ярко-жёлтой засветке).

Кроме этого, основной цвет платья похож на синий, пропущенный через тёплый (то есть, жёлтый) фильтр. Конечно, чтобы это узреть наверняка, нужен опыт. Проверим эту версию: берём фотку реально сине-чёрного платья из гугла, накладываем поверх неё бежевый фильтр. А напоследок накладываем поверх фотки то самое платье (вырезанное по контуру). Синий и чёрный цвета, как в светлых областях, так и в тёмных, совпали до миллиметра. Подчеркну, что именно одинаковое преобразование превратило синий и чёрный цвета в то, что нам нужно:

Вот ещё фотка для проверки того, что я ничего не подменил:

Надеюсь, после этой картинки ваши сомнения в реальном цвете платья отпали, а остались знания о нюансах цветовосприятия. Кстати, насыщенность синего на том самом платье - 20-30%. Для сравнения, на белоснежном не глянцевом платье при дневном свете насыщенность синего лежит в пределах 5%, если только вы не находитесь рядом с большим синим зданием. 20% - это «уверенный» синий, именно этот цвет использован в шапке сайта в этой заметке.

Проверка обратной версии

При мягком вечернем свете белоснежное платье невесты может конкретно уйти в синеву, но:
1) вместе с белым в синеву уйдут все цвета, в том числе и красный, и жёлтый, и«золотой», а этого на исходной фотке не произошло (все эти цвета присутствуют на фотке в неискажённом виде);
2) исходное фото сделано явно не вечером, а при свете солнца (или в помещении в идентичных условиях); свет падает сверху, об этом говорят чёткие тени от накидки и от рельефных полосок платья.

Справедливости ради, проверим эту версию в фотошопе: гуглим белое платье, и накладываем холодный синий фильтр. Представим, что платье сфотографировано на пляже, поздним вечером, когда солнце уже зашло. Хотя это и противоречит исходному снимку с очень яркими светло-жёлтыми засветами. Итак, «белый» цвет действительно совпадает, но давайте посмотрим поближе, что происходит с другими цветами:

Вечернее освещение от неба - равномерное, тени от такого освещения размыты и еле различимы, и фотография тёмная по всей поверхности. Эти свойства явно не присущи исходному фото.

Золотой цвет

Золото переливается от светло-жёлтого до тёмно-коричневого. Полоски на платье (вне контекста) могут быть золотистыми, но им не хватает характерного блеска:


Ткань имеет более плавные переливы и заметную шероховатость. Что мы и видим на исходной фотографии при более детальном рассмотрении. Слева - чёрная кожаная сумка и чёрный плед, справа - платье.


Игра света и теней очень похожа, не правда ли? Золотые детальки присутствуют на сумке, для сравнения.

P.S. Я могу заставить себя увидеть и бело-золотое платье на картинке, где оно вырезано и вставлено на тёмный фон, и если смотреть боковым зрением и двигать фотографию вверх-вниз, чтобы мозг не успевал сориентироваться. А на оригинальной фотке, как ни крути, я по-прежнему вижу синее платье с чёрными ажурными полосками и синей блестящей накидкой.

P.P.S. И ещё пара фоточек, чтобы потроллить и сбить с толку:)


Видео в тему:

Пользователи всего интернета до сих пор спорят, какого цвета платье - синего или белого. Эта загадка заинтересовала и офтальмологов, которые попытались дать объяснение.

Люди видят по-разному, так как важно освещение, именно оно создает комбинацию того, сколько света падает на предмет и сколько от него отражается. Некоторые люди видят, что платье синее, так как им кажется, что освещение сильное, другие видят больше отраженного света и поэтому для них платье белое с золотым.

Человечество привыкло к тому, что реальные цвета предметов видны при дневном свете. Однако этот свет также может менять цвета - на рассвете, закате и днем они совершенно разные. Зрительная система не учитывает это, поэтому те, кто смотрит на платье, либо не воспринимают синий цвет, и видят белый или золотой, либо игнорируют золотой, и тогда платье синее с черным. То есть, все дело в том, учитывал ли человек фон: если он думает, что снимок сделан против солнца, то платье, по логике, находится в тени, а потому светлые участки - голубоватые.


Обсуждение странного платья началось после того, как его фото появилось сначала на сайте Tumblr, а потом на BuzzFeed. Снимок опубликовала Кейтлин Макнил. Платье купила мать невесты и отправила снимок дочери, чтобы показать ей свой свадебный наряд. Сначала заспорили жених с невестой, потом и другие знакомые. Тогда Кейтлин Макнил решила показать платье в Интернете и узнать, что по этому поводу думают пользователи.


Напомним, что Джулианна Мур, Ким Кардашьян увидели платье бело-золотым, а Тэйлор Свифт, Джеймс Франко, Канье Уэст, Джастин Биббер - черно-синим.


А какой цвет видите вы?

Человеческие глаза и мозг эволюционировали, чтобы различать цвета в мире, освещаемом солнцем. Свет входит в глаз через хрусталик — волны разной длины сообщают о разных цветах. Свет попадает на сетчатку в задней части глаза, где пигменты активизируют нейронные связи в зрительной коре, части мозга, которая переводит сигналы в изображения.

Мозг выясняет, свет какого цвета отражается от объекта, который видят глаза, и отделяет этот цвет от цвета, который считает «реальным». «Предполагается, что наша зрительная система выбрасывает информацию об освещении и извлекает информацию о цвете, который отражается в действительности», — сказала Найтц. «Но я изучала индивидуальные различия в цветовом восприятии на протяжение 30 лет, и эти различия в восприятии цвета платья — самые заметные из тех, что я когда-либо встречала», — добавила нейробиолог (сама Найтц видит белый с золотым цвета на фотографии).

Обычно система цветовосприятия работает без сбоев. Человечество эволюционировало, чтобы видеть в дневном свете, однако свет может менять цвета. Цвет солнечного света меняется от розовато-красного на рассвете и сине-белого в полдень до красного в сумерках. «Ваша зрительная система обращает внимание на эти цветовые изменения и пытается не учитывать некоторые смещения цвета за день», — сказал невролог колледжа Уэлсли Бевил Конвей. «Таким образом, люди либо не воспринимают синий цвет, и тогда видят белый и золотой, или, наоборот, золотой — и тогда смотрят на синее с черным платье», —заключил ученый (он видит на фотографии синий и оранжевый).

Иначе говоря, объясняет TJournal, в случае с фотографией люди принимают свет на фоне за солнечный и делают вывод, что платье находится в тени, а значит, его светлые участки должны становиться голубоватыми. Так, не существует чисто белого цвета, однако наш мозг додумывает за нас белизну снега или платья.

Другие не учитывают свет на фоне и видят синее платье. Золотые фрагменты они называют черными, поскольку помнят, что если посмотреть на предмет черного цвета на ярком солнце, то можно увидеть золотой. Кроме того, вероятно, что часть видящих синий людей заранее знали о настоящем цвете платья, и из-за этого мозг давал верный ответ. Если взять пробу цветов с платья в Photoshop, то обнаруживается, что цвета платья — голубоватый и зеленовато-коричневый.

Swiked опубликовала фотографию платья 25 февраля с вопросом, какого оно цвета. По ее словам, она поспорила об этом с друзьями. Она добавила, что в действительности платье синее. Пользователи интернета быстро начали спорить на эту тему, а хэштег #thedress возглавил топ трендов твиттера в США. К обсуждению присоединились Ким Кардашьян (белый и золотой), певец Канье Вест (синий и черный), певица Тейлор Свифт (синий с черным) и Дэвид Духовны (зеленовато-голубое). Аккаунт приставки Sony Play Station в Австралии также успел пошутить на эту тему: «Представляем новый бело-золотой контролер Dualshok 4». Производитель платья уже заявил, что пока продается только синий вариант, но скоро в продаже появится и белый с золотым.

Вопрос, волнующий ученых и философов: действительно ли мы видим мир по-разному? К примеру, совпадает ли у двух здоровых людей восприятие цвета, или красный будет неодинаково красным для каждого, и синий будет иметь разную насыщенность для разных зрителей? Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран.

Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран. Оказывается, независимо от происхождения и культурных особенностей мы видим цвета примерно одинаковыми. Более того, названия цветов в человеческих языках появлялись в соответствии с их интенсивностью — то есть с тем, в каком порядке их воспринимают зрительные рецепторы.

Эксперимент, проведенный итальянскими и индийскими исследователями, напоминал игру в "угадайку". Два добровольца общались виртуально. Одному из них показывали несколько предметов одного цвета, и он должен был объяснить второму, какой оттенок видит — разумеется, не называя его. Для описания цвета участник эксперимента выбирал какое-нибудь слово-заменитель. По свидетельству ученых, несмотря на культурные различия, второй участник в большинстве случаев быстро догадывался, какой цвет имеется в виду. Эксперимент длился до тех пор, пока оба участника не приходили к "консенсусу" по поводу названия конкретного цвета.

Ученым также удалось установить, какие цвета добровольцам было легче всего описывать. На первом месте стоял, как можно догадаться, красный. Далее шли пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой. Любопытно, что эта последовательность примерно соответствует тому, в каком порядке появлялись названия цветов в той или иной культуре и, соответственно, языке. Наиболее "древними" цветами, обозначения которых появлялись в человеческой речи, считаются белый, черный и красный.

"К примеру, если в популяции существовало общепринятое обозначение красного цвета, то наверняка имелось обозначение и для белого, и для черного", — рассказывает Франческа Триа, физиолог из Турина (Италия) и соавтор исследования. Если в языке уже было название для зеленого, то слово для красного в нем точно существовало, добавляет она.

В развитии человека момент, когда ребенок начинает воспринимать цвета, является важнейшим этапом формирования психики. Детские психологи и физиологи считают, что цвет — один из первых признаков, по которым ребенок узнает те или иные предметы. Маленьких детей обычно тянет к ярким краскам. Вначале они оперируют весьма ограниченной палитрой, которая расширяется по мере взросления. Цветовые пристрастия детей с возрастом меняются. До десяти лет большинство из них называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый.

После десяти многие начинают предпочитать синий или зеленый. При нормальном развитии к четырем-пяти годам дети уже умеют различать и называть цвета, но лишь к пяти-шести годам у них формируется восприятие цвета как неизменного признака. Любопытно, что при этом до восьми-десяти лет у них сохраняется склонность рисовать предметы в тех цветах, которые им нравятся, независимо от реального оттенка изображенных объектов (разноцветные стебли цветов, розовое небо, синее солнце и т.п.).

Основной "цветовой ряд" (порядок появления названий цветов), замеченный в культурологических и лингвистических исследованиях, остается неизменным. Видимо, все дело в том, что он совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы лучше видят красный, чем синий. А в процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия жизненно важным явлениям. Поскольку красный — цвет крови и огня, неудивительно, что слово для него появилось раньше, чем для других.

Правда, некоторые межкультурные отличия все-таки имеются. К примеру, в языках "примитивных" сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зеленого — из-за необходимости контролировать рост и созревание растений и оценивать размер будущего урожая. Понятие о "базовых" цветах в разных культурах тоже было различным.

На Древнем Востоке их насчитывалось пять, в средневековой Европе — только три (сначала — красный, желтый и синий, позже — красный, зеленый и синий). Художники основными цветами признают красный, синий и желтый, а остальные считают продуктами их смешения. Ахроматические цвета (белый и черный) считают аналогами абсолютной освещенности (белый — не разделенный по спектру солнечный свет) и абсолютной темноты (черный).

Значение белого и черного цвета в культуре вообще различаются больше всего — видимо, потому, что в чистом виде эти цвета сложно найти в природе. У разных народов они имели скорее символическое значение. В европейской культуре черный символизировал негативные стороны жизни: это цвет траура, цвет темных сил, черной магии. Черную кошку (реже — собаку, но тоже непременно черную) в средние века считали атрибутом ведьмы.

В восточных культурах черный цвет получил совершенно иное значение. В Японии это символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — черный пояс. В тюркской истории и топонимике "черный" (кара) означало также "большой", "великий": Империя Караханидов — "великие ханы", Кара-Кумы — "большие пески", то есть "Великая пустыня".



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»