Рукопашный армейский бой: правила, приемы, соревнования. Приемы самообороны без оружия: обзор эффективных легких простых приемов, запрещенных и боевых Приемы борьбы рукопашного боя для начинающих

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Доброго времени суток, Бойцы! В этом блоге я в основном излагаю комплексную систему подготовки бойца на основе ключевых элементов, не заморачиваясь сильно на какие-то конкретные приёмы рукопашного боя. Но многих ведь интересуют именно они — не так ли?А потому, исправим это упущение и небольшим циклом статей познакомим читателя с некоторыми действиями: небольшими комплексами боевых связок — простых, понятных, легких в изучении, которые с успехом можно применить в небольших стычках на улице.


Разумеется, что после тщательной и вдумчивой проработки этих приёмов

Я знаю, что очень многих людей интересует следующий вопрос: «Существует ли в природе универсальный приём: такой, который один заменил бы собой всю систему подготовки бойца и одинаково хорошо подходил бы ко всем ситуациям боя?». Такие вопросы появляются не на пустом месте, а например, от недостатка свободного времени, когда человек не может полноценно тренироваться, но потребность в собственной безопасности уже появилась, а может быть и просто потому, что кто-то просто потеть на тренировках не хочет и он просто хочет махом решить проблему: вот и ищет “волшебную палочку”, которой нет.

Полуиниверсальные приёмы и действия — те существуют, да! В качестве примеров можно привести например, штопорные движения Контэна, которые можно использовать как в ударах и в защитных действиях, так и в бросках и выведениях из равновесия. Или облачные движения Шоу-дао, позволяющие блокировать и отводить в сторону даже не замеченные исполнителем, удары противника. Можно вспомнить и универсальные защитные движения из школы ШАР, одновременно перекрывающие максимально возможное количество уязвимых мест тела. Или работу по ключам современной системы УНИБОС. Да, взять хотя-бы , разработанный Г. Поповым. Да, это полууниверсальные движения, но это как-бы не совсем то, поскольку человек, задавая вопрос о существовании универсального приёма, подразумевает именно такое действие, которое способно работать без какой-либо специальной подготовки, действие такое, которое не надо будет приспосабливать под ситуации. То есть, полная халява, сэр! Но, увы, такого приёма рукопашного боя в природе просто не существует, и даже полууниверсальные действия требуют изучения допольнительных приёмов-сателлитов, т.е. таких приёмов, которые облегчают выполнение основного.

Вот хотя-бы первый ключ Унибос, которое есть круговое движение внутрь. Несведущему человеку может показаться, что это оно и есть. Как же, ведь на его основе можно освобождаться от захватов, выходить на болевые воздействия, проводить шлепковые защиты, использовать в ударах по дуге, ломать пальцы. Если рука держит нож, то варианты применения этого движения мгновенно расширяются, начиная с многоцелевых движений ножом. Но это только на первый взгляд, потому что параллельно с этим движением человека начинают обучать вспомогательным техническим элементам типа воздействия на голову, локоть, зоны лица, мгновенные удушения, контроль, преследование падающего тела и т.п.

Так что, вынужден огорчить - приёма вида «один за всех», нет и не будет, и придётся довольствоваться тем, что есть: полууниверсальными движениями и комплексами, состоящими из этих движений, каждое из которых, тем не менее, можно адаптировать к нескольким десяткам различных случаев, что уже экономит массу времени! И в самом деле, достаточно освоить такое движения, а дальше заниматься уже их адаптацией под возникающие ситуации боя, наделяя эти движения различными смыслами.

Нижеследующие комплексы приёмов, которые я буду здесь приводить, как раз и являются такими многофункциональными движениями, т.е, каждый из них можно применять как ударные воздействия, и в качестве болевых, и как выход на переломы и т.д. Можно применять, а можно и не применять, а использовать в какой-то одной ситуации, но тем самым снизится их эффективность и они превратятся в обычные приёмы рукопашного боя, заточенные под какую-то одну ситуацию. В общем, как угодно человеку. Кстати, в этом одна из причин появления новых стилей боевых искусств: лень человеку максимально развивать какое-то действие, приспосабливая под возникающие ситуации боя и он просто-напросто затачивает каждое под определённую ситуацию. И начинает всё это дело годами отрабатывать, но так, что комар носа не подточил, доводя до абсолютного совершенства

Итак, первая подборка таких приёмов в виде восьми микрокомплексов в количестве восьми движений в каждом. Каждый такой микрокомплекс можно изучать как на месте, так и в движении, а также комбинировать между собой в различной последовательности. Всего будет опубликовано восемь таких «сборок», входящие в которые действия подобраны столь тщательно, что охватывают практически все возможные ситуации боя. Всего же мы получаем шестьдесят четыре тактических приёма рукопашного боя , которые не являются моими изобретениями, а есть движения багуа-чжан, точнее, адаптированный вариант комплекса «багуа-чжан Плавающего Тела, форма дракона». Адаптированный в том смысле, что меня не интересовал дух комплекса (в самом деле, как можно научится двигаться словно дракон, когда его вживую никто никогда не видел), а основной упор был сделан на боевой составляющей. Делалось это с мыслью, что сначала необходимо научится защищать себя, а уж потом переходить к скажем так, «высшим сферам».

И ещё один момент. Перед тем, как иллюстрировать движения, я просмотрел как учебный фильм, так и книгу и заметил существенные различия в исполнении этого комплекса. Так что не надо задаваться вопросом, где исполнение правильное: если уж мастера сами не знают… то где уж нам, простым смертным.

Я не смогу привести здесь абсолютно все расшифровки возможных вариантов применения этих микрокомплексов - их не меньше четырехсот, а только основные, но руководствоваться можно следующей . Иллюстрировать их все - это значить, что страничка эта будет грузится очень долго: минут десять, пятнадцать, наверное. Кто столько времени будет ждать? Никто. Кроме этого, основная идея этих статей заключается в том, чтобы показать человеку сами боевые связки и донести до него мысль, что их можно применять во множестве случаев, чтобы он научился применять знакомые движения в незнакомых ситуациях боя. Если же человеку уже в готовом виде привести варианты применения этих движений, то он будет их просто тупо заучивать, отключив всякую работу мысли, потому что это, гораздо проще и привычнее, как-бы грубо это не звучало.

Так что, проработать их придётся уже читателю самостоятельно, превратить всё это дело в творческий процесс, так сказать… Ну, или если есть терпение, то пусть подождёт моего видеокурса, в котором будут показаны основные ключевые моменты.

Сначала разберём эти движения по раздельности, потом покажу, как они выполняются по-классике в форме «Багуа-чжан плавающего тела, форма дракона»: это для тех людей, которые захотять изучить комплекс полностью, но уже ясно понимая, что и для чего он делает. Да и, мало ли что - вдруг кто-нибудь захочет случайно обронить: «Да так, багуа-чжан практикую…» ;), а ему в ответ: «Ну продемонстрируй комплекс».

Итак, руки в ноги, понеслось! Базовая позиция:

Движение номер один. В багуа-чжан этот приём носить название «Ладонь удара вверх», я же называю его просто «протыкание». Выполняется он следующим образом: человек находится во фронтальной естественной стойке, руки свободно опущены. Одна рука, по-кругу через сторону, поднимается вверх и продолжая движение по кругу, опускается на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Вторая рука, пока ещё первая не закончила движение, выдвигается вперёд, нанося тычковый удар вперёд-вверх. Ладонь первой руки находится примерно под локтем второй.

Движения, по-классике, заканчиваются одновременно, но кроме такого варианта, необходимо ещё прорабатывать и неодновременное, чуть-чуть несовпадающее по времени окончания. Этот микрокомплекс исполняется с представлением прохождения сквозь что-то: так формируется нужный мысленный образ, помогающий правильнее нарабатывать технику.

Даже на первый взгляд на эту связку, приходит просто масса различных и интересных вариантов её применения. Будьте смелее в экспериментах и плевать на умников, радеющих за сохранение традиций в виде “одно действие – один вариант его применения”.

Номер второй. Интересная черта китайских мастеров - нагнать тумана на знакомое действие так, что утонув в различных нюансах, ученики просто перестают понимать то, что делают и заучивают приём чисто механически.
Вот например, рывок на себя — простейшее действие, с которым у нас знаком чуть-ли не каждый пацан — чего тут объяснить? Но в тексте начинается сделать шаг туда-то, поставить стопу так-то и т.п. Объясним проще: из такой же позиции, что и в первом приёме, делается шаг вперёд и обе руки вытягиваются вперёд. Потом человек подаёт туловище назад и осаживающим движением тянет назад руки.

Основная тонкость, придающая силу движению, заключается как раз в этом шаге назад. Многие наверно наблюдали в фильмах сцену, в которой главный герой схватив своих противников за головы, сшибает их друг об друга. Так вот, это эффективное в кино действие практически невозможно исполнить в реальности без вот этого небольшого осаживающего движения туловищем назад. Ну, или шага назад, если так получилось.

Помню, где-то читал, что один гражданин полностью построил свою систему боя на этом рывке. Он любыми правдами и неправдами приближался на дистанцию захвата, дальше захватывал супостата и рывком направлял того на себя, нанося сокрушительный удар головой. Приём действовал безотказно. Он далеко пошёл со своим универсальным приёмом, пока этого Кента не засадили по статье «Разбой и грабежи».

Номер три. Ещё один приём рукопашного боя . По классике, трактуется как бросок подножкой. Человек шагом вперёд, наносит в горизонтальной плоскости прямо перед собой внутрь, секущее движение рукой. Когда оно почти заканчивается, подходя к груди, другой рукой выполняется тычок прямо вперёд из-под ладони приблизившейся к груди, руки, которая смотрит ладонью вниз. Далее следует смещающееся движение назад, на заднюю ногу с одновременным тянущим движением обеих рук.

Возможен бросок, возможен болевой на руку, можно провести и толчок, и выведение из равновесия скручиванием и многое другое.

Кстати, даже в таком древнем искусстве боя Багуа-чжан уже чувствуется влияние спорта в ущерб боевой эффективности. И это несмотря на то, что китайцы крайне ревностно относятся к традициям. Говоря о спорте и бое, я хочу сказать следующее: Основное предназначение боя – убивать и калечить и абсолютно все движения из арсенала бойца должны способствовать этому, даже шаги. А потому, нет абсолютно никакой надобности аккуратно обходить ноги противника. Ведь если, при исполнении этого приёма в варианте “подножка”, не заступить, а наступить на стопу противника, жёстко её зафиксировав, и совершить бросок, то если не перелом, то рваные связки тому обеспечены.

Четвёртая связка. Наверно, самая простая. Человек чуток приседает, ступни разворачиваются внутрь, колени почти соприкасаются. Руки скрещены перед грудью так, что левая находится сверху, при этом пальцы левой руки направлены вверх, а правой вниз.

Из этого положения поворачиваемся вправо примерно на сорок пять, семьдесят градусов и совершаем вправо шаг правой ногой, одновременно вытягивая правую руки и опуская левую.

Соответственно, всё это дело совершаем и на другую сторону.

Собственно, применение этой связки — идеальная боевая стойка: как при атаках спереди, так и сбоку — всего то и надо, что развернуть туловище в нужную сторону. Очень легко выйти на него из облачных движений, да собственно говоря, оно и является частью “облаков”.

Пятое движение. Сделав один шаг вперёд правой ногой, оттягиваем правую кисть назад (проще говоря, выполняется защита перехватом с одновременным отводом наружу со стороны большого пальца). Левая рука наносит удар локтем в горизонтальной плоскости прямо перед собой.

Ну, может быть,и не удар, а давление, что можно использовать в болевом на локтевой сустав противника, отведения его поднятой руки или выход на боевую позицию для прямого удара локтем. Если обратить внимание на ладонь, а не на локоть, то при сохранении того же рисунка движений, можно с успехом наносить удары. В общем, вариантов применения просто масса!

Кстати, на рисунке в начале статьи, как раз вариант применения этой связки.

Шестое движение. Левой рукой перехватывается атакующая конечность и утягивается к пояснице вниз с одновременным небольшим разворотом туловища влево: таким поворотом мы добиваемся надёжной фиксации конечности противника, особенно, если ещё левую руку прижмём к своему туловищу Локоть правой руки поднимается в вертикальной плоскости, а затем, с шагом вперёд-влево левой ногой, опускается вниз до тех пор, пока правая кисть не окажется напротив солнечного сплетения ладонью вниз. В момент принятия такого положения, левая заканчивает протыкающее движение прямо вперёд ладонью вверх.

Ну здесь само собой напрашивается удар локтем снизу после отвода удара противника. Можно нанести и удар кулаком снизу на манер боксёрского: что локоть, что кулак – всё едино, движение же идёт снизу-вверх, так в чём проблема?

Можно и нанести удар локтем не в челюсть противника, а под локоть руки, которую перехватила левая рука. Разумеется, что в этом случае, не следует перехваченную конечность подтягивать к своему поясу, а необходимо расположить повыше.

Придумайте ещё несколько десятков вариантов применение связки. Впрочем, как и всех других.

Седьмое движение представляет собой позицию с раскрытыми руками. В классической трактовке исполняется с одновременным перемещением по кругу, но тут возможна масса и чисто практических вариантов применения, начиная от подставки под удар сбоку ногой локтя правой руки (если по рисунку) и заканчивая различными разводками конечностей в стороны, чтобы прорваться к его центральной линии для нанесения сокрушительного и окончательного удара.

Ещё раз повторю, что каждую приведённую связку можно научится использовать как приёмы с различным смыслом: в ударах, выведениях из равновесия, болевых, контролирующих…, главное, не кидаться сразу в тренировки и стоять потом кубатурить, не зная, что делать, а для начала, просто сесть и мысленно поработать над связками, расширяя возможный диапазон их применения.

Восьмое, интересное движение. Обе руки движутся почти одновременно в плоскости, находящейся перед человеком, но движутся они в противоположных направлениях: одна по часовой стрелке, другая против.

Одна из трактовок: вы отводите удар в лицо, но противник тут же наносит удар ногой в живот. Вот тут как раз и приходит на помощь вторая рука, отводя её в сторону. Кстати, возможно спиралевидное закручивание ноги противника продолжающимся круговым движением.

Для повышения “уровня рвения” к изучению этих приёмов, хочу сказать следующее: эти действия очень быстро усваиваются подсознанием, на удивление быстро. Не надо настукивать их по нескольку лет подряд – навык приходит уже через пол года постоянных тренировок примерно по часу через день, главное, отрабатывать их по этой методике, а не абы как, просто выпучив глаза. Необходимо работать вдумчиво, с анализом движений и осознанием своих действий – только в этом случае будет действительно успех!

Из основных тонкостей работы, следует помнить о правильном сложении пальцев (эта форма была описана и показана на рисунке ), иначе велика вероятность просто-напросто отломать самому себе мизинцы просто потому, что зацепились ими за что-нибудь в суматохе боя или же противник так удачно по ним приложился, что выбил напрочь.

Будьте смелее в своих экспериментах с этими движениями, пробуйте их применять в самых различных сложившихся ситуациях и при любых атаках вашего оппонента, обращая внимание на всё. Помните, что тут важнее сама последовательность движений, а “насадки” в виде различных ударных форм кисти могут быть самыми различными. Ну и что, что об этом китайские мастера ничего не говорят? Вам то что за дело? Я уж не говорю, что почти все эти действия решительно невозможно применить так, как их рекомендуется применять в самом багуа-чжан “плавающего тела, форма дракона” (про другие формы не скажу, не анализировал)! Они будут действовать только если человек работает через контакт с конечностями противника, по другому, через контакт-контроль (липкие руки, если кто не знает).

Вот например, расшифровка “по-классике” третьей связки: противник наносит удар, вы его отбиваете и наносите прямой тычковый удар по ребрам пальцами другой руки. Потом, необходимо подскочит к противнику, завести свою ногу (а тот стоит как дурак с вытянутой после удара рукой – ждёт, когда же его бросят) за его ногу и тянущим движением обеих рук назад, совершить его бросок на пол.

Ерунда какая-то. Отличные боевые движения использовать с максимально низкой эффективностью! Как будто специально.

Пока я заканчиваю, но в следующих статьях тема универсализации приёмов рукопашного боя будет продолжена.

Об авторе

Кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего – офицера ВВС.

С 1982 года занимается научно-исследовательской деятельностью в системе Министерства обороны. Научно-исследовательская деятельность А. А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А. А. Кадочников – действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе – Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А. А. Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Защита и служение Родине – России».

ЧАСТЬ I
ТЕХНИКА И ТАКТИКА

ВВЕДЕНИЕ

Рукопашный бой (РБ) – это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнение задачи.

Человек (боец) рассматривается в РБ как психо-биомеханическая система, т. е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.

В процессе изучения РБ как дисциплины прививаются навыки, умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.

Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого Духа, своей преданностью – преодолеть воздействие любого противника.

Живучесть – способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма – сохранять, т. е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества.

В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и в других экстремальных ситуациях.

Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою:

I фаза – встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);



II фаза – сближение (принятие решения по способам воздействия);





III фаза – завершающая – финиш (уничтожение или обезвреживание противника).




Формы рукопашного боя:

– бой без оружия – собственно «рукопашная схватка»;




– бой с оружием, подручными средствами.



КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:

– атакующие действия;

– защитные действия;

– контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).

В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:

– приемы боя без оружия;

– приемы боя ножом;

– приемы боя малой лопатой;

– приемы боя пистолетом;

– приемы боя автоматом.

Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1).


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Таблица 1


Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующих комплексов приемов.

Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:

– атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;

– защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;

– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:

– атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;

– защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;

– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:

– невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;

– вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;

– вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;

– вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;

– вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;

– освобождения от захватов за кисти рук; локти; грудь; плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживаеющую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;

– обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;

– связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;

– болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.

Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.

При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.

Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл. 2).


Таблица 2

ГЛАВА 1
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.

Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).

Каждое из занятий имеет свою цель, время содержание, особенности в методике проведения и, главным образом, решает определенные задачи.

Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7 – 10 мин. (15 – 20 мин.).

В ходе нее решаются следующие задачи:

– сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;

– подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.

Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2 – 3) строевых приемов, командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.

В колонне по одному или по два (интервал и дистанция устанавливаются 2 – 3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.



При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.

Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам, командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5 – 2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруэнтные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.


Изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;

Совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;

Комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.


Задачами основной части занятия являются:

Обучение основам техники приемов рукопашного боя.

Обучение основам тактики рукопашного боя.

Развитие специальных и психических качеств.

Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:

– быстро меняющейся тактической обстановки;

– изменения погодных условий;

– ранений.

Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.


Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35 – 40 минут, а при двухчасовом – 65 – 70 минут.

В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно.

Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные – до 25 человек) примерно с одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.

Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью под руководством как минимум одного руководителя занятий.

Если же подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2 – 3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу, или по срокам службы, или по уровню обученности.

Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разбитые на группы, в указанных для них местах в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10 – 15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).

Для проведения основной части занятий по группам руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа на каком учебном месте какие приемы отрабатывает.

Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5 – 6 мин. (10 – 15 мин.) проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 мин. (50 – 60 мин.) разучиваются новые приемы.

Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях, руководитель занятий переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.

В конце основной части учебного занятия организуется комплексная тренировка в составе подразделения, которая проводится двумя основными способами.

Первый, поточный, где занимающиеся продвигаются потоком на увеличенных дистанциях и выполняют на заранее расставленных точках обусловленные или полуобусловленные приемы и действия или кратковременные учебные схватки (используют 4 – 5 точек).

Второй – единоборство в парах в виде учебной схватки с предварительно обусловленными действиями участников.

Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3 – 5 мин. (5 – 10 мин.).


Заключительная часть решает такие частные задачи, как:

Приведение мест занятий в порядок.

Приведение организма в относительно спокойное состояние, используя медленный бег, спокойную ходьбу, выполняя упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

Подведение итогов.

При подведении итогов руководитель напоминает, какие приемы были отработаны, оценивает качество усвоенного материала, отмечает военнослужащих, хорошо и отлично овладевших приемами и действиями, проявивших старание.

Кроме того, он дает задание на самостоятельную подготовку и при необходимости прикрепляет к обучаемым для оказания помощи хорошо подготовленных военнослужащих. В заключение руководитель занятий отдает распоряжение о подготовке к очередным занятиям.


От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повышение физических и специальных качеств обучаемых по отношению ко всему времени занятия.

ПРИМЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЕМУ РУКОПАШНОГО БОЯ

Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание и тренировка.

Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.

Для ознакомления с приемом руководитель должен:

а) назвать прием, например: «Защита ножом от ударов ствольной частью автомата, лотком малой лопаты, ножом сверху»;

б) показать прием в боевом темпе;

в) объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение.

Например: «Защита ножом универсальна, т. к. выполняется поступательно-вращательным движением лезвия ножа, встречая удар сверху различных видов оружия (автомат, малая лопата, нож и т. п.). Применяется в обстановке с различными по характеру физико-географическими условиями местности. Создает условия для поражения противника с превосходящими антропометрическими данными и физическими качествами»;

г) показать прием еще раз в медленном темпе (по частям) с кратким объяснением техники выполнения. Например: «С шагом левой ногой вперед в сторону встретить лезвием ножа ствольную часть автомата (древко малой лопаты или кисть, удерживающую лезвие ножа) в плоскости нанесения удара, делай РАЗ; подшагом правой ногой с одновременным поворотом лезвия ножа на 90 градусов сопроводить удар противника по касательной к своему телу, делай ДВА; провести контратаку в динамике ответных действий, делай ТРИ»;

д) указать на главные элементы в технике приема. Например: «Главным элементом защитного действия ножом является встреча лезвием ножа удара противника в плоскости его нанесения».

На ознакомление необходимо затрачивать не более 1 – 2 минут (3 – 4 мин.).

При ознакомлении руководитель занятия, называя прием, должен пользоваться терминологией учебника «Наставления по физической подготовке» и настоящего учебно-методического пособия, добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.

Показ должен быть образцовым, создавать ясное представление о приемах, укреплять интерес к их изучению. Приемы необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношеренговый или двухшеренговый строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 6 – 8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя.

Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.

При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.

Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.


В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.

Сущность методических приемов, применяемых при разучивании, заключается в следующем.

Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).


Например:

Для изготовки к бою: «К бою ГОТОВЬСЬ»;

Для нанесения укола на месте: «КОЛИ»;

Для нанесения укола в движении: «Нанести уколы по чучелам (мишеням) ВПЕРЕД»;

Для нанесения ударов: «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, прикладом, лопатой) БЕЙ». Прием разучивается путем многократного его выполнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, применяя вышеперечисленные распоряжения и команды.

Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении.

Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема.

Предлагаемое нами содержание приемов рукопашного боя, как правило, делится не более чем на 2 – 3 элемента. На первый счет выполняется предварительная группа элементов, на счет 2 – 3 основная и заключительная часть приема.

Выполнив прием 2 – 4 раза по разделениям, продолжают его разучивание в целом, но в более медленном темпе. Далее прием выполняется в целом.

После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков.

Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях.

Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить его на части, зафиксировав отдельные элементы техники приема.

Например: защитное движение ладони руки является сложным элементом при ударах рукой, ногой и при угрозах различным видом оружия с целью обезоруживания.

В таком случае руководитель распределяет группы обучающихся так, чтобы первые номера пар держали прямую руку, обозначая прямой удар рукой. Вторые номера с шагом левой ногой вперед встретили этот удар противника ладонью руки в плоскости нанесения с его внешней стороны, обозначив счет «раз». Затем подшагом правой ногой, немного сгибаясь в коленных суставах, одновременно провернули ладонь руки на 90 градусов, обозначив счет «два». После чего обозначили контратакующие действия на счет «три».

Таким образом, разучивание большинства приемов рукопашного боя необходимо осуществлять в такой последовательности: вначале по разделениям (если это необходимо с помощью подготовительных упражнений), в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением руководителя занятий или командира группы. В заключение проводится тренировка приема, выполняемого в боевом темпе, в сочетании с другими действиями.

Данный вид боя обычно применяется в ситуациях, когда применение огнестрельного оружия ограничено в силу некоторых причин. Зачастую при этом возникает угроза для жизни одной из сторон или же велика вероятность пленения. Зачастую в ходе боя могут использоваться подручные средства в виде ножа, саперной лопаты, палки. Значительно реже встречается рукопашный бой вовсе без оружия.

Видео: Спецназа ВВ МВД России

Зачастую навыки рукопашного боя необходимы лишь для бойцов силовых структур и ведомств, но иногда рукопашный бой возможен и на обычных городских улицах, когда конфликт из обычной потасовки под воздействием выхода одной из сторон из состояния психического равновесия, может стать смертельно опасным. Также часто рукопашный бой используется при проведении спецопераций, для которых необходимы скрытность и бесшумность.

Тактика боя — три фазы

  1. Начальная фаза боя – сближение . Обычно характеризуется стрельбой навскидку или метанием различного рода оружия. Далее могут последовать удары либо с применением оружия, либо без него. На этой стадии, возможно, что кому-то из противников удастся одержать победу, вырубив оппонента точным ударом.
  2. Если же бой не удалось закончить, то наступает вторая фаза – сваливание на землю или сбивание . Цель данного действия – воспрепятствовать дальнейшим действиям противника и занять более выгодное положение.
  3. После того как противник повален, наступает третья фаза – добивание . В уличных условиях это обычно избивание ногами. Для силовых структур обычно в эту фазу применяются либо фиксация противника, либо применение болевых приемов.

При действии против группы противников возможно вместо второй стадии использовать одного из атакующих в качестве щита или же, бросив его под ноги атакующим, затруднить их продвижение.

Основные принципы ведения боя

  • Избегайте оказаться в положении на линии атаки противника. Ведь вас могут повалить одной лишь инерцией движения противника, даже в случае если вам удалось увернуться от его удара.
  • Старайтесь наносить удары из любого положения. При этом не всегда важны тяжелые удары. Множество легких ударов могут затруднить действия противника, если наносить их неожиданно.
  • Старайтесь занять удобное положение и избегайте ограничения своей подвижности путем скрещивания рук или ног.
  • При возможности нарушьте равновесие противника, это затруднит его наносить более сильные удары.
  • Будьте расслаблены и сосредоточены – это придаст скорости вашим движениям.
  • Импровизируйте, действуя по ситуации.
  • Воспользуйтесь особенностями окружающей вас местности.
  • Старайтесь свести время боя к минимуму и экономьте энергию, избегая неоправданных движений и прыжков.
  • Периодически сближайтесь. Это позволит вам определить последующие действия противника и не даст ему возможность нанести неожиданного сильного удара.

При работе с группой противников актуально следующее:

  • избегать отступления;
  • использовать одного из противников в качестве живого щита, применяя при этом к нему болевые приемы для управления движением;
  • используйте противника в качестве ограничения для движения остальных;
  • не забывайте об остальных;
  • используйте подручные средства, если противников несколько;
  • находитесь в движении;
  • не распыляйте внимания на пересчет противников;
  • упав, старайтесь защититься и наносите удары снизу. Воспользуйтесь противником в качестве противовеса, чтобы подняться.

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой является универсальной системой обучения приемам защиты и нападения. Данная система соединила в себе большое количество функциональных элементов из различных видов боевых искусств со всего мира. Армейский рукопашный бой начал быстро развиваться и получил огромную популярность за свои контактные поединки с минимальными травмами участников.

Когда родилось боевое искусство

Видео: Рукопашный бой по системе спецназа ГРУ

Как военно-прикладной вид спорта армейский рукопашный бой родился в 1979 году, во время первого чемпионата Воздушно-десантных войск. Именно с этого времени и такие чемпионаты начали проводить каждый год. Кроме этого, армейский рукопашный бой являет собой основу физической подготовки молодых бойцов и был успешно внедрен в программу их обучения.

Такой вид единоборств стал довольно популярным видом спорта среди военнослужащих, поскольку спортсмены были хорошо подготовлены, владели техникой движений различных боевых искусств, таких как бокс, дзюдо, самбо, борьба и др.

Первый чемпионат

Видео: Русский рукопашный бой Спецназа и Реальное айкидо

В 1991 году в г. Ленинград был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил. Чтобы популяризировать этот вид спорта еще больше, Спортивным комитетом Министерства обороны в 1992 году была организована Федерация армейского рукопашного боя в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств.

Некоторое время армейский рукопашный бой культивировался только в армейских подразделениях и был военно-прикладным видом спорта. Сегодня же, этим видом боевых искусств занимаются многие спортсмены различных единоборств, а также большой интерес такой вид спорта вызвал и у подрастающего поколения.

Отличительная черта от других рукопашек

Рукопашный армейский бой - это не что иное, как универсальная система навыков применения на практике приемов нападения и защиты, вобравшая в себя все лучшее из арсенала самых известных единоборств мира. Благодаря своей зрелищности, он сумел завоевать огромное количество поклонников не только у нас в стране, но и за рубежом.

Зарождение

Считается, что рукопашный армейский бой появился в Советском Союзе в 1979 году, когда на спортивной базе, закрепленной за 7-й гвардейской дивизией ВДВ, располагавшейся в литовском Каунасе, прошел первый чемпионат с участием воздушно-десантных войск. Данный стал продуктом многолетнего сотрудничества специалистов в области спорта и физической подготовки как десантных, так и других родов войск.

В этом направлении была проделана огромная работа: из числа призывников тщательно отбирали спортсменов-разрядников и призеров соревнований по самбо, дзюдо, борьбе, боксу и т. д. В конце концов совместные усилия бойцов и командиров дали отличный результат - зародилась новая система, которая сейчас широко известна как армейский рукопашный бой.

Приемы, позаимствованные из различных техник, представляют собой гармоничное соединение борцовских навыков с руками и головой. Кстати, в 1970-х годах уже начинали проводить подобное обучение солдат-срочников, призванных на армейскую службу в ВДВ, но за рамки специальной физической и оно не вышло. Мало того, любое применение приемов рукопашного боя в неслужебных целях было неправомерным и влекло за собой в лучшем случае дисциплинарную, а в худшем - уголовную ответственность. Об этом военнослужащим постоянно напоминали плакаты, размещенные в частях ВДВ. В то время рукопашный армейский бой можно было применять только при проведении спецопераций.

Выход из тени

Как было сказано выше, в СССР до конца 80-х годов минувшего века существовал запрет на преподавание и применение карате и иных боевых искусств. После его снятия произошла быстрая коммерциализация данной спортивной сферы. В связи с этим стали появляться одна за другой многочисленные школы, клубы, секции, где преподавались в основном боевые искусства восточной направленности.

До 1994 года навыки рукопашного боя считались одним из видов военно-прикладного спорта. Его культивировали исключительно в военных подразделениях. Постепенно широчайший набор технических приемов и прикладных возможностей, а также высочайшая квалификация тренерского состава и достаточно плотный график соревнований стали вызывать повышенный интерес как со стороны спортсменов, владеющих навыками различных видов единоборств, так и подрастающего поколения.

Учитывая такую заинтересованность огромного количества людей, стало возможным уже в 1995 году создать российскую общественную организацию под названием «Федерация армейского рукопашного боя» (ФАБР), которая официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Таким образом, она получила разрешение на развитие данного вида единоборства, а также право на использование его приемов с целью самозащиты и обучения людей, не связанных с военной службой.

Дальнейшее развитие

Чрезвычайная зрелищность поединков, универсальная подготовка бойцов, надежность защитной экипировки, а также понятное судейство в значительной степени способствовали популяризации среди военнослужащих. Благодаря этому появилась возможность в 1991 году в Ленинграде провести первый армейский чемпионат по рукопашному бою, который и определил пути его дальнейшего развития.

Изначально его учебно-методической базой был определен Военный институт физической культуры. Здесь была открыта новая кафедра рукопашного боя, где проводились занятия по обучению будущих специалистов по спорту и физподготовке как для армии Российской Федерации, так и для разных силовых структур. Институт готовит инструкторов, судей и тренеров, а также занимается формированием и разработкой различных методических пособий и учебников по ведению рукопашного боя.

Защитная экипировка: шлем

Как известно, данный вид спорта является одним из самых жестких и эффективных категорий единоборств. Именно поэтому соревнования по армейскому рукопашному бою требуют определенных средств защиты, которыми должен быть экипирован каждый спортсмен, участвующий в турнире.

Прежде всего у выступающего бойца должны быть хорошо натренированные мышцы шеи, так как во время поединков его голова облачается в специальный шлем, к которому предъявляются определенные требования. Одно из основных условий - защитная решетка не должна прилегать или каким-либо иным образом соприкасаться с лицом спортсмена. Дело в том, что было зафиксировано несколько случаев, когда во время акцентированного удара прямо по шлему, она в буквальном смысле рассекала кожу бойца, вызывая при этом обильное кровотечение, остановить которое можно было лишь при помощи срочного хирургического вмешательства.

При разборе подобных инцидентов обычно приходили к единому выводу: защитные решетки были изготовлены без соблюдения каких бы то ни было требований безопасности и к тому же кустарным способом. Для предотвращения таких травм прутья решетки должны скрепляться между собой исключительно при помощи аргоновой сварки.

Следующее требование - шлем для армейского рукопашного боя у каждого спортсмена должен быть индивидуальным. Это значит, что его подгоняют под строение головы бойца для того, чтобы избежать так называемого эффекта болтания в момент удара. Для этого внутрь шлема устанавливают специальные пенопленовые накладки.

Остальная экипировка

Учитывая жесткость боев, не только голова спортсмена, но и некоторые другие части тела также нуждаются в защите. Чтобы предотвратить серьезные травмы ног, используют специальные накладки для голеней и на колени, а борцовки-футы - для подъема стопы и пяток. Защита используется также для локтей и предплечий.

Кисти обязательно перевязывают боксерскими бинтами, так как сами перчатки-краги не могут гарантировать сохранность костей рук при соприкосновении с металлическим шлемом. Кроме того, в экипировку бойца входит защитный жилет, называемый протектором, и раковина для паха. Все вышеперечисленное обмундирование, кроме металлического шлема и перчаток, надевают под кимоно.

Основные правила армейского рукопашного боя

● Все бойцы в обязательном порядке делятся на до 18 лет, а дальше - в зависимости от Положения о соревнованиях. Также происходит разделение по весовым категориям: спортсмены до 60 кг и свыше 90 кг с шагом в 5 кг. Но бывает, что на локальных турнирах для взрослых предварительно договариваются всего лишь о двух - до и свыше 75 кг.

● Бои спортсменов проводятся на татами (квадратном ковре) размером не менее 14х14 м. При этом сама схватка происходит внутри выше обозначенного пространства. Его размер - либо 8х8, либо 10х10 м, а оставшаяся внешняя зона, шириной не менее 3 м, обеспечивает безопасность бойцов.

● Бой происходит в один раунд и длится по-разному: у мальчиков и юношей - по 2 мин. чистого времени, а у мужчин - по 3 мин. Что касается девочек, а также девушек и женщин, то продолжительность поединков может быть сокращена по результатам предтурнирной встречи и по обоюдному согласию представителей их команд.

● К каждому спортсмену приставляется секундант, отвечающий за его амуницию во время проведения поединков. Например, в его обязанности входит закрепить специальные защитные накладки и протектор, а также подпоясать кимоно, перевязать шлем и тому подобные действия, которые боец сам выполнить не в состоянии за отведенное для этой цели время. Когда происходит поединок, секундант сидит на стуле, располагающемся позади места соревнующегося. При этом он не может общаться с бойцом, давая ему советы или какие-либо команды. За подобное нарушение спортсмену сначала делают замечание, а за повторное невыполнение данного требования - предупреждение.

Начало боя

Спортсмены обязаны явиться на татами в течение 1 минуты с того момента, как были объявлены их фамилии. Непосредственно перед началом боя проверяют правильность экипировки соревнующихся, для чего они становятся на краю ковра для осмотра их судьей. Он обязан внимательно проверить наличие всех необходимых защитных средств на каждом из спортсменов: наличие протекторов, шлемов, перчаток, раковин, а также накладок на голени и стопы.

После окончания осмотра соперники выходят за пределы татами, где ожидают команды «Бойцы на середину». Когда она прозвучала, спортсмены идут к центру становятся на специально обозначенные места, после чего поклоном приветствуют зрителей, судью и своего противника. И, наконец, после соответствующей команды начинается сам поединок.

Оценивание боев: турнир

Армейский рукопашный бой, впрочем, как и другие виды спорта, имеет свои критерии, по которым определяют результат поединков. Засчитываются следующие технические действия: атаки ногами и руками, болевые приемы и броски. Не учитывается лишь борьба в «партере» и удары головой.

Оценки за произведенные технические действия:

● 1 балл - удары рукой по корпусу и ногой по ноге, а также сваливание, т. е. бросок, сделанный без отрыва тела противника от ковра;

● 2 балла - удары ногой по корпусу и рукой в голову, бросок с полным отрывом тела соперника от татами;

● 3 балла - удары ногой в голову, нокдаун и быстрый амплитудный бросок;

● чистая победа - это нокаут или 2 нокдауна, результативный болевой прием, дисквалификация, неявка или отказ противника.

Победа в поединке

Она может присуждаться:

● за наглядным преимуществом, т. е. когда один из спортсменов перестает сопротивляться или разворачивается спиной к своему противнику;

● по очкам, согласно решению боковых судей;

● в связи с несогласием одного из противников продолжить поединок - причиной такого поведения может служить усталость, получение травмы и т. д.;

● сдача соперника, против которого был применен болевой прием;

● неявка на поединок одного из спортсменов;

● при двух произошедших нокдаунах одного из соперников в течение поединка (бой останавливают для того, чтобы избежать нежелательного травматизма);

● нокаутом;

● при дисквалификации одного из спортсменов. Ее причиной могут послужить получение трех предупреждений, и в особых случаях - нанесение своему оппоненту запрещенных ударов, после которых он физически не может продолжить поединок.

Запрещенные приемы

Рукопашный армейский бой имеет ограничения на применение некоторых ударов и иных технических действий, таких как:

● удушающие захваты и болевые приемы относительно шеи, кисти и позвоночника;

● топающие удары и прыжки ногами по упавшему сопернику;

● болевые приемы, произведенные в стойке;

● удары в шею и пах, по суставам рук и ног, позвоночнику и затылку, а также во внутреннюю сторону бедра;

● захват, произведенный за шлем или за его решетку.

Секции для подрастающего поколения

Как и для взрослых спортсменов, армейский рукопашный бой для детей преподают опытные профессиональные тренеры не только в Москве, но и во многих крупных городах России. В секциях проводятся занятия по самообороне, личной технике безопасности, особое внимание уделяется психологической подготовке. Кроме того, дети обучаются основным методам как защиты, так и нападения, куда входят борцовская техника, удары ногами и руками, а также болевые приемы.

Читая эту статью, некоторые могут возмутиться: зачем обучать детей такому жесткому виду единоборств, как армейский рукопашный бой? Секция, в которой будет заниматься ребенок, поможет найти ему настоящих друзей, приобрести уверенность в себе, не бояться конфликтов с хулиганами и эффективно действовать, побеждая практически в любой экстремальной ситуации.

Степень популярности

Сейчас в стране более 500 тыс. граждан активно практикуют армейский рукопашный бой. Россия занимает первое место по количеству бойцов-призеров в этом виде спорта. Благодаря тому, что ФАБР официально зарегистрирована в Министерстве юстиции, она получила законное право на самостоятельное развитие, а также распространение этого вида единоборств в регионах РФ. Поэтому он успешно развивается как в различных спортивных обществах, так и в силовых структурах.

В любой схватке есть свои правила, не зная которых, можно запросто набрать кучу . Надеемся, несколько советов повысят ваши шансы выйти из спортивного или уличного рукопашного боя как можно более невредимым.

Правило 1. «Будь водой, мой друг» - Брюс Ли

Знаменитый мастер бесполезных советов не давал. Будьте водой. Подобно ей, принимающей любую форму, подстраивайтесь под противника. Изучите его манеру поведения, но никоим образом не играйте по его правилам. Все это умение приходит с опытом, однако есть и шаблонные виды поведения, против которых изобретены эффективные приемы:

  1. Если оппонент в рукопашном бою встал в глухую защиту и ведет себя пассивно (он уверен в победе и думает, что готов ко всему) — нанесите прямой удар прямо в защиту. Нет, урона это почти не нанесет, но ваш противник может растеряться. Вот тогда и не упускайте возможности провести эффективную атаку.
  2. Оппонент аггресивен — работайте контратаками. Уход от удара и тут же ответный выпад.
  3. Если же противник сам работает контратаками — обманите его, сделайте ложный удар, уклонитесь от его ответного, и сразу бейте снова.

Правило 2. Удар в голову-корпус!

О старой доброй связке «голова-корпус » бойцы на поединке частенько забывают, а ведь это может быстро закончить исход боя не в их пользу, если противник использует такой прием. Суть связки в том, что она заставляет оппонента смещать защиту. Удар в голову — защита смещается выше, немного открывая корпус. Через пару связок, правда, лучше поменять направление ударов на «корпус-голова» или переключиться на другие приемы, чтобы не дать противнику привыкнуть к вашему поведению в рукопашном бою.

Правило 3. Стойте крепко на ногах

Не отрывайте ноги от земли во время атак. Во-первых, от этого ваши удары теряют мощь, во-вторых, вашим нестабильным положением воспользуется противник. Его ответная атака может отправить вас в нокдаун.

Правило 4. Экономьте силы

Это правило можно вывести на первую позицию: по причине его пренебрежения было слишком много случаев нокаута, когда противник попросту «выключал» уставшего бойца. Действуйте наоборот. Сохраняйте спокойствие, не кидайтесь на оппонента, не делайте лишних движений. Терпение.

Правило 5. Не задерживайте дыхание

Это тоже типичная ошибка. Дышите равномерно, как будто , прыгаете через скакалку или выполняете другие . В бою, особенно уличном, это позволит сохранить спокойствие.

Правило 6. Не сводите с противника глаз

«Я не вижу = меня не видят». Забудьте. В бою противник вас прекрасно видит, и если вы отвели от него глаза, он не передумает бить, а лишь еще больше воодушевится. Не находите, что лучше видеть, куда вы попали, и что в ответ предпринял противник? Самые результативные пропущенные удары — те, которых вы не видите.

Правило 7. Прямой удар - всему голова!

70% ударов в любой рукопашной схватке должен составлять прямой удар , или джеб . Меняйте манеру ваших ударов:

  • Хлестко или жестко
  • Сдвоенно и строенно
  • Мягко, для отвлечения
  • Быстро с полувытянутой руки

Джеб годится практически в любой ситуации. Когда контролируете бой, когда нужно удержать противника на дистанции, да хотя бы просто если не знаете, как работать против своего противника: в таком случае джеб — это что-то вроде разведки боем.

Правило 8. Переломите ход боя

Не давайте противнику завершить связку ударов: нарушьте его планы, ударив в разрез. Второй рукой — защищайте голову и корпус. Ни в коем случае не отсиживайтесь в защите: пропущенные удары все равно будут.

Правило 9. Никогда не оставляйте противника безнаказанным

Как бы не проходила рукопашная схватка, противник не имеет права провести серию ударов, отойти, затем снова начать атаку. Он не имеет права опускать руки. Скрещивать ноги, отрывать их от земли во время атак — тоже. Ему нельзя зажмуриваться, терять вас из виду. Ему запрещено вообще допускать ошибки, иначе будет получать наказания в виде пропущенных от вас ударов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»