Трудности, которые испытывают одаренные дети. Проблемы одаренных детей Трудности одаренных детей и подростков

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

    Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

    Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

    Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

    Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

    Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

    Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

    Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

    Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.

Вопрос №9 Социальная адаптация детей с исключительным интеллектом.

Одаренные дети испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к «группе риска». Чем более развиты способности, тем более уязвима личность одаренного ребенка. Трудности ежедневного общения, которые не задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного. Человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, часто находится в состоянии стресса.

Преграды на пути интеллектуальной одаренности социального характера:

Конформизм . Желание ребенка быть похожим на других. Подобное чувство возникает еще в детстве. Причина – непонимание, возникающее со стороны взрослых.

Внутренняя цензура . Это боязнь ребенка перед собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что ребенок начинает пассивно реагировать на происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы.Повышенный уровень чувства вины. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет одинаково высоких результатов почти во всех областях своей деятельности. И, конечно, они уверены, что сын или дочь обязательно должны быть отличниками. В результате у ребенка появляется «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается и в семье, и самим ребенком, как драма. Родители чаще всего демонстрируют ребенку недовольство (возможно и на сознательном, и на бессознательном уровне). Это родительское давление сильно искажает Я-концепцию одаренного ребенка.

Неустойчивая, заниженная самооценка. Что влияет на формирование самооценки одаренного ребенка?

Завышенные стандарты оценки своей деятельности, совпадающие иногда с недостаточно высокими результатами. Это результат родительского воспитания: родители связывают успехи своего ребенка с реализацией собственных притязаний. Неудачи не вписываются в тот жизненный идеал, который предписан одаренному ребенку родителями. Но человеку свойственно терпеть неудачи, поэтому одаренный ребенок должен быть к ним готов.

Ответная реакция на неуспех в школьном обучении. У детей с высокоразвитым интеллектом могут быть проблемы академического характера. Такие случаи в современной школе не редки. Для одаренного ребенка важна не форма, а суть. Под влиянием быстро освоенной скучной для одаренного ребенка программой его усилия тратятся в холостую.

Одной из задач школьного обучения остается формирование разносторонней личности. И не учитываются специальные сферы интересов одаренных детей. У части одаренных детей при обычном уровне интеллекта обнаруживается особая предрасположенность к какому-либо одному предмету.

Недостаток внимания взрослых. Большинству учителей просто некогда заботиться на уроке об одаренном ребенке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью. Учителя не всегда адекватно понимают личностные особенности и закономерности развития одаренного ребенка.

Взаимоотношения со сверстниками. В школе одаренные дети часто получают обидные прозвища. Каждый человек испытывает потребность в идентификации. Одаренный ребенок прежде всего связывает себя с использованием своих способностей, которыми он может удивить одноклассников. Безусловно одаренный ребенок будет демонстрировать свое превосходство. Однако вместо признания наталкивается на отчуждение, зависть, непонимание сверстников. Исключительные успехи изолируют ребенка от друзей. Для девочек выбор – мои способности или друзья – еще более болезненный. Формируется внутренний конфликт «обособление- идентификация».

Обостренное чувство справедливости. Такой ребенок стремиться всегда быть правым. Для одаренного оказаться неправым просто мучительно. Поэтому он думает, что и для других неприятно оказаться в таком положении. Он искренне желает прийти на помощь. Как только кто-то делает ошибку одаренный ребенок тут же стремиться оказать ему помощь. Этот порыв расценивается не всегда адекватно и вызывает гнев одноклассников.

Важно, что такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность, по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности к окружающим людям.

Ригидность образовательной системы. Традиционные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научиться ставить и решать новые проблемы, улучшать имеющиеся решения.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними способностями.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально-одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей . Рассмотрим основные из них:

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного человека. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии .

Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

Общения, социального поведения

Дислексия - слабое развитие речи

Эмоционального развития

Дисинхронизация развития

Физического развития

Саморегуляции

Отсутствие творческих проявлений

Трудность профессиональной ориентации

Дезадаптации.

Итак, многочисленные исследования показывают, что лишь небольшой процент одаренных детей успешно реализует свои потенциальные возможности. Большинству таких детей впоследствии (во взрослом возрасте) не удается достигнуть в той или иной деятельности результатов, превосходящих средний уровень. Более того, несоответствие достижений ожиданиям, сформированным в детстве, нередко приводит к тяжелой психологической травме, к нарушениям социальной адаптации и в результате - к маргинализации бывшего одаренного ребенка.

Среди причин, осложняющих реализацию потенциальных возможностей одаренного ребенка, указывается недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей, способности к регулярной "рутинной" работе, неизбежно составляющей существенную часть любой профессиональной деятельности. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел "неспособных". Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только "лень" делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

Широта интересов, характерная для одаренных детей, имеет также и свою оборотную сторону. Она чревата снижением концентрации на значимых задачах, "распылением сил", недостатком произвольности и целенаправленности. У других одаренных детей существует противоположная опасность: чрезмерное сосредоточение на излюбленном виде деятельности, резкое сужение разнообразия решаемых задач и, следовательно, обеднение опыта ребенка, односторонность его развития.

Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости .

Однако существуют и противоположные утверждения, которые описывают чрезвычайные трудности, и маленьких, и более взрослых вундеркиндов в социальных взаимодействиях, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевательства и унижение.

По выражению К. Юнга, "одаренный человек - это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной меры" . А это не может не порождать некоторой настороженности и в обществе в целом, и в большинстве школ, и в среде сверстников.

Часто в научной литературе речь идет об особых трудностях одаренных, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу.

Рассмотрим трудности в общении одаренных подростков с родителями, учителями и сверстниками. Чрезвычайно важными для развития ребенка являются отношения в семье. Семейные отношения традиционно являются достаточно затрудненными в ранней юности. Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми.

Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано особенностями домашнего окружения, обучения и воспитания.

Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей, точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Родители должны спросить себя: "Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?" Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.

Однако не все родители гордятся своим ребенком, сопротивляются причислению своих детей к одаренным, они не хотят, чтобы ребенок выделялся, чтобы был "белой вороной". Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все", " - Главное, чтобы дети были "нормальными!" .

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в школе, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты, фальсифицировать собственное "Я".

В других семьях, наоборот, чрезвычайные детские способности принимаются, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей, его охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Тем самым подогревают детское тщеславие, что может привести к недостатку самокритичности и к трудностям в общении со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека .

Итак, данное суждение позволяет выделить две крайности: одна - игнорирование, а иногда даже подавление необычно высокого уровня познавательной и творческой активности, другая искусственное ускорение развития, предъявление чрезмерных требований и даже вмешательство в учебный процесс, что само по себе провоцирует конфликты.

Тогда в погоне за достижениями утрачивается ценность самого ребенка. Чрезмерные же требования могут провоцировать развития чувства вины перед родителями за то, что реальные достижения не всегда соответствуют (по мнению родителей) возможностям; страха не оправдать надежд родителей, особенно матерей.

Особенно ярко проявляется это в отношении одаренных девочек. Высокая чувствительность к социальным ожиданиям, высоко развитая способность к социальной адаптации и склонность к самопринижению заставляют их строить жизненные планы на основе высказываемых или скрытых ожиданий окружающих без учета своих интересов, способностей, желаний .

Однако ряд исследований говорит о том, что отношения в семьях, одаренных более благополучные, чем у их сверстников, процент неполных и неблагополучных семей ниже. Отношения родителей к детям достаточно адекватны. Малая конфликтность отношений, одаренных в семье, объясняется несколькими факторами. Как правило, это семьи, где родители сами имеют хорошее образование, где образование является ценностью, где развитию детей уделяется много внимания, ребенку оказывается поддержка, как в интеллектуальной деятельности, так и разрешении проблем во взаимодействии с окружающими.

Важным моментом для отсутствия затруднений в семейных отношениях является, как правило, хорошая успеваемость одаренных детей, увлеченность делом и отсутствие склонности к асоциальным проявлениям (приему наркотиков, алкоголя, курению).

Перед родителями одаренных детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных побуждении .

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Развитие личности одаренных детей вызывает тревогу, как у родителей, так и у педагогов. Процесс воспитания и обучения может не только способствовать предотвращению нежелательных явлений в развитии аффективной сферы, но и выполнять корректирующие функции.

В целом процесс обучения и воспитания одаренных школьников требует организации всей окружающей обстановки. Учебная деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ребенка, а не только его когнитивных способностей. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку .

Специалисты придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. В таких программах особое внимание должно уделяться развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Одной из форм воспитания и обучения одаренных детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают .

В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях.

Отношения с учителями характеризуются неоднозначностью и чаще зависят от личности самого учителя и от того, понимают ли учителя своеобразие одаренных учащихся и имеют ли опыт работы с ними. Несомненно, что своим особым, "странным" видением мира, одаренный ученик создает некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю .

У одаренных детей могут возникать конфликты с теми учителями, глубоко знающими свой предмет и предъявляющими высокие требования к учащимся, чей предмет не принадлежит к "сфере интересов" одаренного. В литературе принято говорить о дисгармонии в развитии одаренных, когда интерес и успехи в одной сфере порождают пренебрежение и нежелание заниматься другой.

Однако со временем острота проблемы снимается, и учителя-фанаты своего предмета переходят в разряд наиболее уважаемых. Поэтому профессиональной подготовке специалистов по работе с одаренными детьми необходимо уделять особое внимание .

В работе с одаренными детьми следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, воспитывать терпение и ненавязчивость.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе, здесь нужна помощь специалиста.

Педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку :

Права приобретать собственный познавательный опыт;

Права быть субъектом собственной деятельности. То есть приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться "самим собой".

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними, считают своих соучеников менее умными, более инфантильными, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении.

Важным моментом для возникновения трудностей в общении является недостаточная терпимость одаренных детей по отношению к одноклассникам, неумение дружелюбно относиться к тем, кто стоит ниже в интеллектуальном развитии, что ведет к разочарованию и ненависти, проявляющимися в общении с ними .

Сверстники также относятся к одаренным детям по-разному. Сравнительная легкость усвоения учебного материала, уверенность в своих силах - "чувство хозяина ситуации" привлекают к ним окружающих. Однако, как чрезвычайно высокий интеллект, так и особенности личности одаренных порождают некоторую настороженность и даже отдаление сверстников - одаренными гордятся, но "держат дистанцию".

Такие дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Что приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть "как все", избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Не только потому, что некоторые соученики агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими, в компаниях.

Одаренным с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Исследователи считают такое положение вещей является следствием отсутствия равноправного общения, которое могло бы развить способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли, чувства с действиями, мыслями, чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях, и которое снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях, способствует формированию социальной чувствительности" . С отсутствием равноправного общения связана и трудность в нахождении близких по духу друзей. Итак, трудности саморегуляции одаренных во многом зависят от позиции социального окружения, что приводит к трудностям в общении, которые в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с одной стороны, они могут служить "индикаторами" одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой - могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Многочисленные исследования позволили выявить проблемы, стоящие перед одаренными детьми. К ним можно отнести:

Неприязнь к школе;

Сверхчувствительность;

Потребность во внимании взрослых;

Нетерпимость.

Также было выявлено, что у таких детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций. Наиболее часто встречаются проблемы: общения, социального поведения, дислексия - слабое развитие речи, эмоционального развития, дисинхронизация развития, саморегуляции и т.д.

Следует отметить, что отношение одаренных детей к своим необычным, незаурядным сверстникам во многом определяется нестандартностью их проявлений. Они вынуждены, становясь менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и порывы к творческим проявлениям. Они остро воспринимают общественную несправедливость, а также устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.


Быть одаренным – непростая ноша. И понимание личностных особенностей одаренного ребенка учителями и родителями становится особенно важным в случае так называемой «скрытой одаренности»

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего личностью, до определенной степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно спаянные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Прежде чем перейти к непосредственной характеристике личностных особенностей ребенка, проявляющего повышенные возможности, рассмотрим некоторые факторы, в той или иной мере как бы «складывающие» его личность, влияющие на ее становление.

Неравномерность возрастного развития одаренных детей


Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда оправдывается на практике. Возможно, наоборот, это так называемое гармоническое развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается дисгармоничное развитие (диссинхрония развития), которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Выше уже указывалось, что у ряда таких одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития - эмоциональная, социальная и физическая, - будучи вполне нормальными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов , принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с обычными детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. И нередко, скажем, особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у более обычных детей. (Речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями. Здесь ситуация, как правило, прямо противоположная).

Многие особо одаренные дети недостаточно уделяют времени спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие более старшим по возрасту одноклассникам накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучной, по его мнению, деятельностью. Все вместе это приводит к выраженной неравномерности развития одаренного ребенка, последствия которой накладываются на его личность и являются одной из причин его многочисленных проблем.

Семья одаренного ребенка


Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни расценивали роль природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

Опыт наблюдений за семьей одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.

1. В семьях одаренных родителей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является весьма благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка .

2. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка - повышенное , значительно увеличенное сравнительно с обычными семьями, внимание к ребенку , когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание к ребенку впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Очень часто у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

3. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, и достаточно часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, в спорте и, конечно, в том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин «укоренения» тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

4. Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить способности ребенка имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Нам известны случаи, когда одаренный ребенок 10 лет, обучаясь в 9 классе и будучи физически и психически вполне здоровым, тем не менее не научился сам завязывать шнурки на ботинках или самостоятельно разогревать себе еду.

5. Нет ничего удивительного в том, что родители этих детей проявляют особое внимание к школьному обучению ребенка, выбирая своему ребенку учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как это лучше изучать. Правда, иногда это имеет и отрицательные стороны, когда они вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми


Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, с одной стороны, сами являясь следствием необычности самого ребенка, с другой стороны, в значительной мере складывают «историю» его жизни и тем самым формируют его личность.


Сверстники относятся к одаренным детям по разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. В силу большей обучаемости, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большей популярностью в коллективе сверстников, чем обычные дети. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Гораздо сложнее ситуация с так называемой исключительной одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у их одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска .

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в отдельном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают одаренных детей. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Если это учитель со свободным от стереотипов мышлением, умеющий отвергнуть обычную учительскую позицию непогрешимости, не использующий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае, скажем, повышенная критичность интеллектуального ребенка, его высокое умственное развитие, иногда даже превышающее уровень самого педагога, вызывают у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга.

Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности (см. ниже) вызывают у учителей отчетливое негодование и представление о них как об отъявленных индивидуалистах. Именно потому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми.

Личность одаренного ребенка


Сложное переплетение рассмотренных выше обстоятельств жизни одаренного ребенка, с одной стороны, и собственно «родовые» его особенности, определяющиеся именно повышенными возможностями развития, с другой, складывают его личность.

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей и подростков с повышенными возможностями.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей , то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У таких детей существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. Интересы и склонности, составляющие содержание их способностей, занимают не только время, но и душу такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков следует учитывать эту их принципиальную особенность и планировать занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

У многих одаренных детей наблюдается вневозрастная впечатлительность и связанная с ней повышенная эмоциональная чувствительность , которая проявляется в самых разных формах. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.

Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает довольно «громкий» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях. Бывают случаи откровенно психопатического поведения, которые доставляют массу проблем и для родителей, и для педагогов.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм , то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит весьма позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, тем не менее от учителя и психолога требуется ввести разумные рамки для такой требовательности к себе. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в неумение довести работу до конца.

Особый характер у одаренных детей имеет самооценка , то есть представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля , то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, ребенок с такими повышенными возможностями считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. Так, например, нам известны случаи, когда такой ребенок всю ответственность, скажем, за развод родителей принимает на себя, считая, что это он был недостаточно хорошим, он не сумел сделать что-то, необходимое для папы или мамы.

Для учителя особенно важно знать особенности личности одаренных детей с творческими проявлениями , так как именно этот вариант одаренности ему труднее всего увидеть. Скажем, интеллектуальная одаренность в своем классическом, познавательно- аналитическом варианте, тем более учебная (усваивающая) как один из ее подвидов, безусловно «прочитывается» учителем и легко дифференцируется им от успеваемости.

Другое дело - творческие проявления какой-либо одаренности. Очень часто учителя за творческие способности принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий (сам нашел материал, сам его проанализировал и написал реферат) или жеглубину и основательность его интеллектуального анализа. Сама же по себе нестандартность мышления, выход за пределы устоявшегося мнения, вкуса или способа деятельности не всегда оценивается как творческий результат, а скорее как «отсебятина», безответственность, иногда даже сознательное неуважение к педагогу (ему конкретно и четко объяснили задание, а он, видите ли, сделал по-своему, наплевал на задание учителя). Точно так же не вполне адекватно оцениваются и некоторые личностные особенности учеников с творческими проявлениями.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - автономность , трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась бы их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту конституциональную особенность творческих детей, правильно ее оценивая и понимая.

Явно одаренный в творческом отношении подросток, выполняя задание написать географическое сочинение, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко и по форме вызывающе, без особой осторожности, доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию права на статус науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает один из завучей. Все это не может не вызвать известной настороженности педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннего, а часто и открытого неприятия. Во многих случаях такие проявления творческого ребенка неверно трактуются как недостаточная его воспитанность или даже безнравственность (нежелание действовать в коллективе).

В целом, видимо, можно говорить о некоторой дезадаптивности детей с творческими проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Как показывает опыт работы с такими детьми, дети с творческими проявлениями заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в зоне воспитательного риска.

Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем обычные дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке, а укоренившиеся в личность интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного профессионального самоопределения и соответственных достижений.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности и обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения , отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Некоторые такие дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляции . Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей мотив и суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге, возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», то есть проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с исключительной психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.

Другой серьезной проблемой некоторой части одаренных детей является отсутствие у них потребности, а иногда и способностей к творческой деятельности. Как это ни парадоксально, значительная часть особо одаренных детей, проявляя яркие интеллектуальные и учебные способности, приходят в крайнее затруднение, когда им предлагается деятельность, требующая нестандартного подхода, выхода за пределы устоявшегося опыта - то есть деятельность творческая. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным, проблема креативности возникает у этих детей скорее как личностная проблема , как следствие особой направленности на усвоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и тем более общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем, глубину и прочность усвоения знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе мотивационных стимулов, эта проблема одаренных детей может быть вполне успешно преодолена. (Это, кстати, подтверждается в психогенетике и весьма значительным, гораздо более выраженным средовым компонентом в развитии креативности, чем в отношении интеллекта.) При этом система развития творческих возможностей ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации . Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренный юноша затрудняется с выбором своего призвания, и его широкие умственные возможности только усложняют эту проблему.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации исключительно одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывающий отнесение этой группы одаренных детей в группу повышенного риска.

Все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь ему в решении проблем.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Лякишева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия г. Раменское»,

г. Раменское, Московская область

С первыми проблемами сталкиваются родители вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети спят, как правило, значительно меньше обычных детей), с едой и т. д. делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки - все, что попадается под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасытного любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей.

Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, - бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей, на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания.

Другой уровень проблем - одаренный ребенок и общество. Основное следствие родительских установок - стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

Необходимо определить, что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке. Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Он все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Он после двух раз все сказки слово в слово повторяет»). Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные дети сызмальства поражают родителей своими талантами.

Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.

В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее. Существуют особые «сенситивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход - качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.

Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых можно назвать «эффектом ореола», что привлекает к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития.

Могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство - обсудить проблему с необычайно «речистым» малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он.

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования.

Исходя из вышесказанного видно, что воспитание и обучение одаренных детей вызывает трудности не только у самого ребенка, но и у педагогов и родителей. И одна из проблем, отсутствие четких рекомендаций по диагностике и психолого-педагогическому сопровождению одаренности. В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики и сопровождения развития одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека - это многоликий феномен. В ее психодиагностике выделяют ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в "одаренные" загоняется ребенок, который таковым не является, вторая - в том, что одаренность ребенка остается не выявленной. Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми: обладание такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов одаренных школьников.

в общеобразовательной школе.

    Педагог должен имеет большую склонность к работе с одарёнными детьми, для этого он должен иметь большой потенциал и способность стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

    Одним из основных принципов работы с одаренными детьми должен быть принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.

    Одаренный ребенок сложен и многогранен в проявлении своей одаренности: педагог должен проявлять к нему доброжелательность и чуткость.

    Педагог должен уважать личность ученика и способствовать формированию положительной самооценки.

    Педагог должен уважать ценности ученика.

    Педагог должен создавать тёплую эмоционально безопасную атмосферу в классе.

    Педагогу необходимо поощрять творческие особенности и работу воображения учащихся.

    Всегда учитывать обратную связь.

    Педагог должен разрабатывать гибкие, дифференцированные, индивидуализированные программы, использовать различные стратегии обучения

    Основными принципы организации учебно-воспитательного процесса должны быть:

1. Принцип высокого качества усвоения. Переход к изучению очередной темы возможен только при условии глубокого и прочного усвоения предыдущей темы.

    Принцип обучения на высоком уровне трудности, который реализуется за счет:

    подбора задач;

    сравнения учебных заданий;

    преобразования задач в процессе учебной деятельности: перестановка, группировка, классификация и пр.;

    самостоятельное составление заданий учащимися;

    представление материала в виде алгоритма;

    умение учащихся действовать в мыслительном плане.

    Принцип обучения на высоком уровне познавательной активности, за счет повышения самостоятельности. Он включает:

    проблемные ситуации на уроке;

    выполнение учениками роли учителя;

    использование на ранних стадиях обучения творческих работ;

    стимулирование учителем оригинальных идей и высказываний.

    Принцип комплексного подхода к составлению учебного плана. Кроме основных предметов, в каждом классе изучается несколько творческих и развивающих предметов.

Литература:

1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.

2. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 2006г

3. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1999г. стр.34.

4. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. 1991г. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей , привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. (3)

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Советы родителям.

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к

одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень

развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным

путем к пониманию.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут

выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Формы работы с одаренными учащимися:

· групповые занятия с одаренными учащимися;

· факультативы;

· предметные кружки;

· кружки по интересам;

· конкурсы;

· курсы по выбору;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам;

· занятия в профильных классах

· интеллектуальные марафоны

Ускорение обучения

ОБОГАЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. В некоторых случаях обогащение подразделяют на " горизонтально" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, поэтому его иногда называют ускорением. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам. Большие возможности развития мышления, креативности, умения работать самостоятельно.

Обогащение познавательных процессов ориентировано на развитие самих умственных процессов учащихся (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр и т.д.)

Обогащающее обучение может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, синектика и т.д.

Существуют программы обогащения, ориентированные на дополнительные материал и более сложное содержание, направленные на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. (например - антропология, мифология, голография и т.д.)

Корректрирующие, развивающие и интерактивные программы. Первые программы создаются для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояние эмоциональной сферы, в них используются такие упражнения, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности и т.д.

Интерактивные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Американский педагог Дороти Сиск, например, полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высоко развитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям.

Летние и зимние школы и программы. Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в хорошо организованной такой программе может оказать сильное влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.

Диагностика:

Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социального педагога и заместителя директора по УВР школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.

Учащиеся диагностируются по следующим направлениям:

Творческое мышление;

Уровень самооценки;

Толерантность;

Предпочтительные виды деятельности;

Доминирование правого или левого полушария;

Сила интуиции;

Вы лидер?

Вы считаете себя гением?

Что вам нравится (карта интересов)?

Диагностика задатков и склонностей личности;

Поведенческие характеристики одаренных детей;

Диагностируются также учителя на склонность к работе с одаренными детьми. Составленный банк данных учащихся, которые учатся на «5» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики психолога, социального педагога.

Социальный педагог проводит обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, формированию умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); организует индивидуальную работу с учителями, направленную на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

По итогам данного этапа работы в нашей школе можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»