Агрессивный ребенок – современные рекомендации родителям и методы решения проблемы. Рекомендации для родителей агрессивных детей Агрессивный ребенок рекомендации родителям 6 лет

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Нашла статью в интеренете, какающуюся детской агрессии.
Моя дочка часто замахивалась на меня и на других детей. Я тщательно проанализировала свое и дочкино поведение, прошла предлагаемый в статье тест и оказалось, что не все так страшно, как я думала. Теперь у нас все на много лучше

А вот и сама статья:

"1.Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

2.Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать.

3.Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

4.Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

5.Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

6.Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.

7.Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимание окружающих.

8.Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.

9.Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повториться.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведе-ние, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.

На формирования отношения к миру влияет много причин.

В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску.

Малыш, для которого еще нет разделения на я и не-я, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред.

В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.

Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.

Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят «за закрытой дверью», маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые - это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.

1)Они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.
2)Важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная.

С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.

Третья причина - это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети - это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.

В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость.

Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь.

Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

С основными причинами агрессии у детей разобрались.

КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ В СЛУЧАЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ ДЕТЬМИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ИЛИ ЧТОБЫ ПОДОБНОЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ

1.Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: «если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один». И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2.Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3.Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4.Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5.Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что «у их детей от них не должно быть никаких секретов». Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6.Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др. Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Максим не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7.Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: «В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди».

8.Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или: «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9.Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10.Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11.В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12.Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключении отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять.

Задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Откуда у ребенка агрессия?

Жалоба на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится работать психологу. Интересно, что попытки уточнить у родителей, в чем конкретно выражается агрессивность малыша, приводят иногда к неожиданным ответам: «Утащил у папы его любимую ручку», «Без разрешения смотрел мультики», «Обзывал сестренку», «Отказался поцеловать бабушку, которую давно не видел». Ни один из этих примеров не подходит под определение агрессивного поведения. Поэтому, прежде чем обсудить тему агрессивности маленьких детей, давайте уточним само это понятие.

Агрессивное поведение - это немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам. Ключевым здесь является слово «немотивированное». Ребенок стремиться ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что его обида связана с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Между тем, причина эта есть, Но лежит она гораздо глубже, чем сиюминутная ситуация.

У психологов существует две основные гипотезы, объясняющие детскую агрессию. Обе они связаны с эмоциональной нестабильностью ребенка, сложившейся под влиянием семейного стиля воспитания. Ребенок не имеет возможности ответить в полной мере, как взрослый, на поступки старших, которые он переживает, как несправедливые. Поэтому он направляет свою агрессию на другие объекты, более безопасные для него - других детей, менее защищенных родственников (например, бабушку или младшего брата), на животных, на растения или просто неодушевленные предметы.

Первая гипотеза, объясняющая появление агрессии у дошкольника связана с чрезмерно жесткими требованиями, предъявляемыми ребенку дома. Был проведен опрос родителей, как в их семье принято наказывать детей. Ответы условно разделили на две группы. К первой отнесли те, семьи, где родители не считают зазорным поставить ребенка в угол, шлепнуть, лишить любимого лакомства - все это относится к жестким мерам наказания. Ко второй группе отнесли семьи, где родители стараются не реагировать на «неправильное» поведение детей или убеждать их, переключать на другие действия - то есть использовать мягкие меры воздействия на детей. Оказалось, что агрессивность детей выше в семьях, придерживающихся жестких мер наказания. Однако, это касается не всех детей, а только... девочек. Так что девочек жестко наказывать опасно, - то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают в любой пригодной для этого ситуации. Вот вам и слабый пол! Мальчиков же наказывать жестко тоже бессмысленно - это мало влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами.

Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состоит в том, что агрессивность могут проявлять дети, живущие в обстановке эмоциональной холодности. Поясню, что это значит. Часто агрессивность порождается не столько недовольством окружающими, сколько недовольством собой, отсутствием любви к себе (согласитесь, что и у нас, взрослых это очень частое явление). А как ребенок подтверждает собственную значимость, то, что он любим близкими? Прежде всего через их одобрение, похвалу, выраженные словом или просто жестом. Очень много семей, где ребенка, вроде бы и не наказывают, но при этом никак и не поощряют. Этакий «ледяной дом», где маленький человек может только гадать, любим он или нет.

Для проверки этой гипотезы вновь был проведен опрос родителей, после которого все ответы опять разделили на две группы. К первой отнесли те семьи, где детей хвалят лишь за видимые достижения: за то, что он что-то выучил, научился чему-то конкретному, помог маме и т. д. Во вторую группу попали родители, которые не забывали выражать свое восхищение ребенком по поводу и без такового. Просто за то, что он у них есть. Так вот, связь между агрессивностью и отсутствием постоянного эмоционального поощрения оказалась значительно более прочной, чем казалось до начала эксперимента. Причем, относится это и к мальчикам и к девочкам в равной степени.

Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой вынужден жить ребенок, - гораздо более сильный стимулятор агрессивности, чем суровое наказание. Родителям есть над чем подумать.
Предлагаем вашему вниманию тест, показывающий уровень агрессивности вашего ребенка.

Тест этот предназначен только для детей дошкольного возраста. Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.

1. Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?

2. Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки?

3. Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?

4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы на пол?

5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?

6. Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?

7. Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?

8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?

9. Замечаете ли вы, что играя с близким человеком (бабушкой, сестрой) ребенок может причинить ему нечаянную боль?

10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы?

11. Правда ли, что играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?

12. Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» ушей, волос, «лишних» деталей у кукол и других игрушек?

13. Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?

14. Бывает ли, что когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка?

15. Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу?

16. Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?

17. Случается ли, что находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенко толшкает и пихает его?

18. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ываш ребенок употребляет бранные слова?

19. Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?

20. Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?

А теперь сравните ваши ответы с Ключом, приведенным ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало.

1 нет
2 нет
3 нет
4 нет
5 да
6 нет
7 нет
8 нет
9 да
10 нет
11 да
12 да
13 нет
14 да
15 да
16 да
17 да
18 да
19 да
20 да

0-5 баллов. По поводу агрессивности вашего ребенка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей?

6-12 баллов Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется и исключить или видоизменить эти ситуации.

13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не получится понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребенка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом. "

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков. В результате проведенного эмпирического исследования были выработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Коррекция агрессии подростков направлена на перевод ее в социально приемлемые формы. На начальных этапах не показаны групповые формы, более эффективна индивидуальная работа.

С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. Иногда родители опасаются, что сиюминутная агрессия предпринимаемые ребенком разрушительные действия приведут к развитию, усилению агрессивности. Надо объяснить им, что, напротив, разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, вроде игр с песком, водой и/или релаксация. И лишь после того как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребенка можно переадресовать с партнера на внешние препятствия на пути к общей цели.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, своим хобби и т.д.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности.

При защитной агрессии рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения. Кроме того, необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Правила психологической самообороны для подростков.

Эмоциональная нейтральность. В стрессовой ситуации, которую Вам навязывают, важно сохранять эмоциональное спокойствие, которое позволит адекватно оценить ситуацию и выбрать верный способ реагирования на неё.

Вступая в контакт с человеком, который угрожает или оскорбляет необходимо обратить внимание на степень его агрессивности. Направлена она против Вас лично или это агрессивность общего характера.

В таких ситуациях следует продемонстрировать свое спокойствие и уверенность в себе, спокойствие может снизить степень гнева противника; лучший способ воздействия при презрении противника будет сохранение собственного достоинства; демонстрируйте не только спокойствие, но и уверенность в себе, собственную силу, если заметили страх противника. Отвечать следует твердо, уверенно, спокойно, неторопливо, обращая ответ в пространство. Перед ответом важно выдержать небольшую паузу и внимательно посмотреть в лицо собеседнику. Беседуя с человеком надо быть сдержанным, не высказываться оценочно, не давать советы, если об этом не просят, не помогайте, предлагайте свою помощь в чем-то конкретном, после своих важных дел.

Физическое избегание. Самый простой вид защиты - физическое избегание, т.е. сведение общения к минимуму. В такой ситуации можно общаться через посредника, когда с неприятным человеком нужно уладить какие-то дела, а эмоционально-чувственная сфера не дает спокойно этого сделать. Постарайтесь представить как бы хотелось выйти их такой ситуации в идеале и составьте шаблоны подходящих фраз. В ситуациях противостояния, когда на Вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает совсем непросто, но крайне важно.

«Маленький и смешной». Попробуйте воспользоваться этой методикой, когда Вас пытается спровоцировать на конфликт человек, который явно сильнее вас. Представьте агрессора в виде какой-нибудь смешной зверушки вроде Чебурашки, прыгающего около Вас и с комической серьезностью нападающего на Вас, либо в виде капризного, истеричного, орущего с серьезным видом, невоспитанного ребенка. Можно также мысленно уменьшить себя по отношению к агрессивному началу.

  • 5 выпускных клапана для гнева.
  • 1. Устранитесь от ситуации. Это проблемно-ориентированная стратегия, которая создаст время для возможности «остыть». Воспользоваться техникой глубокого дыхания. Это поможет воздержаться от импульсивных или агрессивных действий, которые могут усугубить ситуацию.
  • 2. Выполняя упражнения, гоните гнев прочь. Выполняйте любые физические упражнения, которые лучше всего подходят, чтобы попытаться разрядить сдерживаемое возбуждение. Упражняйтесь, пока не устанете, и пока не отступят гневные чувства.
  • 3. Изометрические упражнения. Если не имеете возможности выйти из ситуации и заняться упражнениями, попробуйте изометрические упражнения. Упритесь руками в стену и толкайте изо всех сил, пока мышцы не обессилят.
  • 4. Вопите, кричите. В буквальном смысле слова, сколько хватит воздуха в легких, пока не выбьетесь из сил. Но вопить или кричать на себя (например, в спальне или ванной), а не на кого-то еще.
  • 5. Бейте подушку. Если рассердились настолько, что чувствуете потребность кого-нибудь ударить, отправляйтесь в спальню и выбейте дух из подушки. Возьмите полотенце и лупите постель, пока не устанете.
  • 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.
  • 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
  • 3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки. Четко разделять санкции и наказания.
  • 4. Наказания не должны унижать подростка.
  • 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  • 6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  • 7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  • 8. Развивать способность к эмпатии.
  • 9. Расширять поведенческий репертуар подростка.
  • 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  • 11. Организовать занятия спортом, прежде всего плавание.

Техники эффективной коммуникации.

1. Техника эмпатического («активного») слушания. Предоставление обратной связи о его чувствах, переживаниях эмоциональных состояниях.

Невербальные компоненты: доброжелательная открытая поза, контакт «глаза в глаза» на одном уровне с подростком.

Вербальные компоненты: повторение «слова в слово», перефразирование (что подросток хотел сказать?), обозначение эмоционального состояния.

2. Техника эффективной похвалы.

Критерии эффективной похвалы. Не должна содержать сравнения со сверстниками. Не должна содержать прямой оценки личности подростка. Содержит реалистическое описание действий, его усилий, результатов действий. Похвала должна содержать критерии оценки и создавать возможности для формирования позитивной Я-концепции. Похвала должна содержать описание чувств взрослого.

  • 3. Техника введения запретов и ограничений. Содержание запретов и ограничений :
    • - Физическая и личностная безопасность подростка.
    • - Сохранность оборудования.
    • - Постоянство времени и места занятия.

Ограничений должно быть немного, они предъявляются в ясной и понятной словесной форме, имеют тотальный императивный характер и предъявляются безлично.

  • 4. Техника «Я - высказывание». Цель «Я-высказывания» - не вежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.
  • 1. Объективно описать событие (ситуацию) без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования: «Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить...»
  • 2. Описать свою реакцию (когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве):

Эмоциональная реакция: «Я обижена», «Я рассержена», «Я чувствую себя забытой».

Описание поведения: «Я ухожу в себя», «Я решаю все делать сам», «Я начинаю кричать на тебя».

  • 3. Высказывать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», - не формировать их как требования. Когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Однако мы уведомили их о нашей позиции.
  • 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов.
  • 5. Физическая и личностная безопасность ребенка.
  • 6. Можно добавить какое-то объяснение, т.е. дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы и ее последствий для нас: «Потому что…». Так другим легче понять нашу точку зрения, и они начинают содействовать нам.

Все перечисленные способы и приемы приведут к положительному изменению, только в том случае если они будут нести системный характер.

Таким образом, необходимо организовать систему развернутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте редко способны понять, что хорошо, а что плохо, без помощи взрослых. Если же ваш ребенок, раскапризничавшись, начал швырять в разные стороны книжки и игрушки, показывая свою злость и агрессию, стоит провести с ним беседу и правильно разъяснить, что так делать категорически нельзя.

Не стоит ругать и пускать в ход рукоприкладство, достаточно спокойно поговорить и разъяснить грани. Обнимите вашего малыша, поцелуйте, будьте строги и последовательны в своих требованиях, не спрашивайте с ребенка больше, чем он способен сделать, только так вы сможете добиться положительных результатов в поведении своего чада.

Есть так же вероятность, что ребенок перенял подобное поведение от своих сверстников. По возможности следите за этим. Нет, не стоит запрещать малышу общаться с тем мальчиком со двора, и не пытайтесь настроить его против той девочки, которая чуть что, сразу лезет в драку. Постарайтесь объяснить, что такое поведение неприемлемо, что так делать некрасиво и неправильно. Будьте убедительны, не кричите и не бейте малыша, тогда есть вероятность, что вас не только услышат, но и поймут.

Как предотвратить развитие агрессивности?

Стоит напомнить, что дети часто копируют поведение своих родителей. Подавайте правильный пример, относясь к вещам и окружающим бережно, тогда и ребенок будет относиться ко всему также. Если вы со злости ударите кулаком по столу, есть вероятность, что малыш, при случае, запомнит и будет повторять подобное раз за разом.

Следует объяснить ребенку, что неприемлемое поведение – неправильно, некрасиво и неприятно не только для нападающего, но и для жертвы, дайте ему понять, что чувствует тот, кого ударили или укусили, тогда, может, малыш пересмотрит свое поведение и перестанет кидаться на других, когда ему что-то не нравится.

Решение проблемы

  1. Альтернатива. Если вы заметили, что ваш ребенок на пределе, не ждите, когда он сорвется на ком-нибудь, начнет кидаться игрушками или лезть с кулаками. Объясните малышу, что можно поступить иначе, чем драка. Например, можно сказать: «я больше не играю!», или просто отойти в сторонку.
  2. Похвала. Не забывайте об этом пункте. Хвалите ребенка только за конкретные хорошие поступки, но не переусердствуйте. Например, вы можете похвалить малыша за то, что он поделился с кем-то игрушками, или за то, что спокойно дождался своей очереди на горку, не устраивая истерик. Хвалите, и тогда малыш будет стараться вести себя хорошо.
  3. Замечания. Запомните, замечание должно состоять из трех частей: приказ прекратить подобное поведение, причина, по которой малыш обязан это сделать и альтернативный вариант поведения. Если же ребенок отказывается реагировать, повторите замечание снова и устройте ему перерыв на время.
  4. Не применяйте силу. Подобным поведением вы не отучите ребенка от агрессии, наоборот, таким образом только покажете наглядный пример, тем самым негласно разрешая применять насилие по отношению к другим.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»