Историко-культурные особенности праздника. Роль праздников в культурной жизни страны

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Народная культура представляет поистине удивительное явление. Она создавалась в течении тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Ее основными составляющими подсистемами являются религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная подсистемы.

Народная культура собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. (Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986;)Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах, или общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно- творческой практики – проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность - внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, не специализированный характер культурной деятельности,что, впрочем не исключает высокого уровня мастерства, умения,знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

Традиционность – важное качество народной культуры, определяющее как ее целостно - нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально – организационные формы.

Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

Ярче всего народная культура представлена фольклором , хотя далеко не исчерпывается им.

Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах(Берёзкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора . Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение , постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Афанасьев А.Н. Народ – художник: Миф. Фольклор. Литература. – М.: Сов. Россия, 1986. – 366 с.

Основным и важным элементом народной культуры являются праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов.

Праздник в культурологии принято определять как: «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере» 1. Культурология. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М. политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - Т. 2. - 1184 с.

Праздники как феномен народной культуры представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура славян, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией.Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: / И.Н. Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. - 43 с.

История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный славянский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом. Поэтому актуальным и необходимым остаётся изучение самого праздника, его современного состояния и процессов трансформации в нем. Все это имеет немаловажное значение для решения более широких проблем исторической этнографии славянских народностей, поскольку остаются нерешенными некоторые вопросы формирования и сохранения народной культуры. В этой связи обращение к вопросам историко-культурного развития, в данном случае к вопросам праздничной культуры, актуально, ибо там сохраняется и обще народный, и свой специфический, региональный характер многих -праздничных традиций, что в свою очередь, может прояснить понимание того места, которое занимают в культурной истории праздники и праздничный быт населения Снегирев ИМ. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 1. Л Природа праздника достаточно давно стала объектом научных исследований. Античная философская система рассматривала праздник как феномен, обладавший мощной стабилизирующей функцией, способствовавший укреплению государственных, нравственных и религиозных норм. Аристотель одним из первых задался вопросом о значимости празднеств. Он утверждал, что понять природу праздничного существования так же сложно, как ответить на вопрос «зачем человеку жизнь?». Для него праздник - время соприкосновения с истинной духовностью, смысл существования. Платон в «Законах» показывает значение праздника как содержательного элемента формирования личности: ритм, гармония и игра пробуждают в людях чувство наслаждения и удовлетворения, на фоне которых усиливаются физическое и нравственное совершенствование. Платон также утверждал прямую зависимость между сохранением традиции и незыблемостью государства: «Если же молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перемен, то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это» В V веке до н.э. Геродот утверждал, что общегреческие праздники явились «третьим (наряду с языком и расой) элементом, способствовавшим консолидации греков»

В эпоху Средневековья аскетизм философских доктрин совершил переворот в оценке праздника: на смену понятию «праздник» приходит понятие «ритуал», которое надолго задерживается в научной литературе для определения массовых коммуникаций торжественного характера.

3. Платон. Сочинения: в 3-х т. / Платон; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; всту. ст. А. Ф. Лосева; [пер. с древнегреч.]. - М. : Мысль, 1968. - Т. 1. - 623 с.

4. Геродот. История в девяти книгах / Геродот; пер. и прим. Г. А. Стратоновского. - Л. : Наука, 1972. -

Ритуа́л - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. ...

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритуал

В Новое время, когда значительно возрастает научный интерес к исследованиям, определявшим место культуры в жизни людей, ритуалы и мифы рассматривались как древнейшие формы культуры. Один из ранних заподноевропейских мыслителей Дж. Вико в труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) развивал идею становления ментальности людей первобытного общества на основе «божественной поэзии».

Научные теории XIX и XX веков в основном освещали проблемы формирования смыслообразующих факторов традиционного сознания народностей и наций. В XIX веке широкое распространение получили теории «народного духа», где специфические особенности каждого народа определялись как изначально ему свойственные и неизменные. Возникли эти идеи при изучении реальных объектов и понятий, таких как психология народа и психология масс. Были поставлены вопросы о возникновении и формах проявления массовых феноменов и соотнесенности их с индивидуальным формированием личности. Философия, психология, антропология, этнография и другие науки объединили свои усилия по изучению сложного, трудно поддающегося анализу феномена мифоритуальной и праздничной культуры. Их успехи стали важными стимулами в развитии ведущих школ изучения проблем мифологии и ее интерпретации, имевших принципиальное значение для дальнейшего осмысления праздника. Так, представители натуралистической, или мифологической школы (А. Кун, В. Маннхардт, Ф. Буслаев, А. Афанасьев, А. Потебня) на основе языковых данных анализировали индоевропейскую мифологию. Антропологическая, или эволюционистская школа (Э. Тейлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер), опираясь на конкретные наблюдения быта американских индейцев, считала мифологию отражением представлений о реальной жизни, «первобытной наукой», потерявшей смысл в связи с развитием современных знаний. Дж. Фрезер, вышедший из эволюционистской школы, собрав большое количество информации о ритуалах и мифах, указывал на приоритет ритуала над мифом . Представители кембриджской школы классической филологии (Д. Харрисон, Ф. М. Корнфорд) видели в ритуалах важнейший механизм трансмиссии религии и искусства древнего мира. Ф. Реглан считал, что все мифы являются ритуальными текстами. 5. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. / Дж. Дж. Фрезер; [пер. с англ.]. - М. : Политиздат, 1980. - 831 с.

Одним из первых ученых, разработавших теорию ритуала, исходя из человеческого поведения (его действенной логики), был профессор Чикагского университета Виктор Тэрнер. Свои взгляды он изложил в книгах «Символ и ритуал», «От ритуала к театру» и др. Он рассматривал ритуал как знаковую систему, взаимодействующую со всей ментально-эмоциональной сферой. Интерес к действованиям в ритуале приводит В. Тэрнера к поискам типологических параллелей между ритуалом и театром. В XX веке проблема изоморфизма культа, ритуала и театра приобрела особую актуальность. В контексте антропологических (этнологических) исследований К. Леви-Строса, М. Элиаде, В. Тэрнера и др. развивается театральная теория ритуала, опирающаяся на анализ и выявление этнопсихологических факторов, порождающих лицедейство как особый способ познания мира, связанный с деятельностными проявлениями человеческой духовности.

Осознание праздничной игры как чрезвычайно важного механизма человеческой деятельности получило развитие в ряде работ крупных западных культурологов. В частности, Й. Хейзинга утверждает, что в праздниках человечество «разыгрывает порядок вещей в природе, как оно это воспринимает» в форме сценической или состязательной, образно воплощенной в действии. При этом целью жертвоприношения, состязания или представления является «игра с красотой и святыней» .

6. Хейзинга Й. Homo ludens. (Человек играющий) / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса. -М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 351 с.

В отечественной культурологии (М. Бахтин, С. Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев и др.) праздничность рассматривается как один из важнейших способов регуляции поведения в зрелищно-игровых формах культуры, как особая жизнедеятельность, основанная на канонической эстетизации жизни с элементами импровизации в рамках традиции.

М. Каган, анализируя человеческую деятельность, отмечает, что «социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия», и подчеркивает, что «коллективность является зрелищем самим по себе» , определяя, таким образом, сущность коллективной деятельности в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый исполняет отведенную социальную роль.

В последнее время наметились тенденции к изучению этнографических реалий, заключенных в праздничной жизнедеятельности, в которой наиболее наглядно проявляется этническая специфика. Специалисты разных направлений, изучающие живую культуру, концентрируют внимание на устройстве и функционировании «вторичных моделирующих систем», однако установка на характеристику отдельных элементов расчлененной на части системы не позволяет увидеть главные смыслообразующие элементы, сохраняющиеся в традиционных и современных формах жизнедеятельности, в которых усматривается определяемое нами праздничное лицедейство.

Итак, концепт праздника оказывается встроенным в один терминологический ряд с понятиями мифа, ритуала, традиции, игры, структуры, которых создаются зрелищно-игровыми образами. Все элементы, объединенные в едином тексте праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий парадигму бытия и соответствующий той картине действительности, которая освоена менталитетом и чувством народа. Как целостная структура любой праздник имеет определенные задачи, цели, функции и механизмы их реализации.

На первый взгляд, основной функцией праздника является релаксационная. «Праздное» время ассоциируется с отдыхом, досугом, который служит для компенсации физических и духовных затрат в будни. Но истинное значение праздника много шире. Любой праздник - это веха истории, завершение этапов жизни, время, когда отмечается окончание природного цикла, когда происходит подведение итогов, глубинная задача которых - показать в порубежной ситуации пути к обновлению. Поводом для праздника, смыслообразующим фактором его возникновения является событие, осознаваемое сообществом как явление особой важности, на примере которого происходит формирование парадигмы бытия. В связи с этим оно ритуализируется: переходит из повседневности или мифологизированного прошлого в праздничный контекст и многократно отмечается в определенное время. Событие тем самым акцентируется, воспринимается, оценивается и санкционируется общественным сознанием. Этот психологический механизм переводит событие из мира повседневности в мир интенсивных эмоций, так как массовое переживание имеет тенденцию к усилению, переживание приводит к суггестии. Основная мотивация праздничной жизнедеятельности людей направлена на создание условий для возникновения у них положительных эмоций, на фоне которых происходит закрепление важнейших ценностных ориентации.

Праздник является своеобразным феноменом коллективного творчества. В нем возникают групповые положительные эмоции, настроения, переживания, на фоне которых формируются важные общественные представления, идеалы, мировоззренческие установки, отражаемые в живой ткани действа. В процессе коллективного творчества в отвлеченных и конкретно-чувственных образах реальной жизни, стереотипах и кодах поведения, сформировавшихся в течение длительной жизнедеятельности сообщества, путем отбора лучших образцов этнической практики- создается зрелищно-игровой образ реального мира, несущий потенции идеального будущего. Необходимо отметить, что все элементы, объединенные в контексте праздника, исполняют интегрирующую роль, они не являются суммой отдельных явлений, а представляют целостную картину, хронотоп, соединяющий микро- и макрокосм, соответствующий сознанию народа.

В празднике явления и предметы, помимо собственно утилитарного значения, обретают смысл знака, символа: не просто еда, а обильное застолье как метафора изобилия, культового подношения, жертвы; не обычная ходьба, а шествие, танец; не разговор, а декламация, речи, тосты, пение; одежда особая -праздничная; ритуальная, утварь - специальная обрядовая, парадная и т. д. Эти символы, разнообразные надбытовые действования (обрядность, ритуал) создают особую метафорическую стихию праздника, в которой реализуется его эстетическая функция. В стихию праздника вовлекаются космос, природа, среда обитания, усвоенные в «данный период материальные и духовные ценности» .

7. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с

Богатейший материал раскрывается в народных празднествах, в них отражаются события повседневной жизни, представления о добре и зле, утверждаются притягательные для народа формы быта, трудовой деятельности, сакральные и эстетические ценности. В силу того, что любой этнос является чрезвычайно устойчивым образованием и его существование насчитывает тысячелетия, празднества, основанные на длительно сохраняемых традициях, служат одним из важнейших способов адаптации (имеются в виду кристаллизация и сохранение многих положительных знаний и опыта народа

Важным механизмом, осуществляющим создание моделируемых представлений, утвердившихся в этническом сознании является традиция . Действительно, культурная традиция - это общественная память, аккумулирующая опыт прошлого, своеобразная программа, которая в результате многократного повторения превращается в стереотип поведения, в который заложена информация, способствующая адекватному функционированию сообщества в изменяющихся исторических условиях. Многие традиции сохраняются в праздниках на протяжении тысячелетий, прослеживаются у этноса на всех стадиях исторической жизни от племени до нации. Зачастую семантика их утрачивается, и обыденное сознание не фиксирует их смысловую нагрузку: «Так делали предки» - основное объяснение информаторов в этом случае. Традиция воспринимается ими как специфический элемент этнической культуры. Этнографы и историки считают, что расшифровка и выявление древних значений представляет научный интерес «в разрешении проблем, связанных с этногенезом... обнажает архаические слои древней культуры» . Надо отметить, что некоторые традиции модернизируются, иные же совсем исчезают. Новые явления реальной жизни проходят сквозь призму традиционализации. Эти явления, получив оценку общества, кодируются в праздничной символике и входят в виде новаций в партитуру праздника. Исторически смена форм неизбежна и непрерывна; осуществляется она как в результате прямого развития традиции, так и в появлении новых образов. Этот процесс происходит сложно, конфликтно, становится ареной борьбы и эксперимента, в ходе которого отмирают отжившие элементы, выявляются маложизненные образования. Таким образом, опыт передается из поколения в поколение. Через отбор, сохранение и передачу информации, осуществляемые механизмами праздников, реализуется присущая ему (празднику) трансмиссионная функция.

Слабо изучена и практически не исследована сакральная функция праздника, базирующаяся на вере. Ее задача в традиционной культуре может быть охарактеризована как условный, но опредмеченный в вещах и действиях контакт со сверхчувственным, гарантируемый подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь стимулируется в строго регламентированных ритуалах экстатической возвышенностью чувств и верой в правоту избранной формы взаимодействия. В результате высшие силы становятся тем мыслимым, но основным зрителем, воспринимающим целостно метафорическое действо полифункционального, развертывающегося образ спектакля-праздника. Необходимо отметить, что этнографические данные подтверждают сохранение в народном сознании представлений о празднично-ритуальной апелляции к божественным силам, как действенному методу. Особенно ярко это находит отражение в календарных праздниках.

Существуют разные способы специфических коммуникаций между верующими и божеством. Для нас представляется интересным, что обязательным условием в праздничной коммуникации является выраженная ее коммуникацией эстетическая функция . Красота и художественное совершенство исполняемых эпизодов выступает основным гарантом благополучной трансляции человеческих чаяний трансцендентным силам. Во время праздника, что явствует из народных представлений, раскрываются границы, разделяющие «профанный» и «сакральный» миры. Получается, что если в быту пространственные и временные рамки ограничены материальным миром, то во время праздника рушатся ограничивающие людей пределы, давая им выход на просторы глубокого духовного и нравственного очищения, катарсиса. В связи с этим повышается семиотический статус предметов и действований. Символическая форма ритуалов, загадочная на первый взгляд, сформировалась и утвердилась в качестве высоких духовных ценностей. В празднике всегда благие силы противопоставляются - разрушающим, жизнь - смерти, начало - концу.

Отмечается знаменитый шотландский праздник Апхеллио в последний вторник января в городе Леруике на севере Шетландских островов. Это день, в который наряженные викингами участники с факелами в руках и звучными горнами ведут через город 30-ти футовый корабль с драконом на носу для последующего сожжения его на берегу моря.

Праздник посвящен викингам, которые высадились в 9-м веке на Шетландские острова, рядом с побережьем Шотландии, и это стало значительным событием в истории островов. Большой фестиваль огня считается одним из самых уникальных в мире.

Праздник Хадака Мацури - Япония

Это один из самых необычных и популярных праздников в Японии. В третью субботу февраля японские мужчины от 23 до 43 лет в городе ходят в одних набедренных повязках фундоси и пьют сакэ. По традиции таким образом они пытаются очистить себя от проблем и неприятностей. Запрещается раздеваться только мужчинам, имеющим татуировки на теле.

В Японии считается, что холод не только закаляет тело, но и очищает душу. Поэтому в холодном месяце феврале, разогреваясь бесплатным сакэ, толпа обнаженных мужчин идет к храму Сайдайдзи, где в кульминацию праздника они устраивают поединки и обливаются ледяной водой. В полночь жрецы храма бросают в толпу несколько священных амулетов синги, которые приносят большую удачу весь следующий год. Проводится праздник преимущественно в маленьких городах, а его история началась в Окаяме в VIII веке.

Фестиваль Джаз Фест - Новый Орлеан

Новый Орлеан считается мировой столицей джаза, и в конце апреля - начале мая здесь проходит один из крупнейших джазовых фестивалей мира – JazzFest. Исполнители джазовой музыки устраивают концерты на открытых и закрытых сценах, а то и просто на улицах города.

Луизианский джазовый фестиваль славится не только музыкой, но и неповторимой новоорлеанской кухней. Это утка «po-boy», жареные баклажаны с соусом из кубинских раков, лангусты и устрицы. И некоторые фанаты приезжают сюда каждый год только для того, чтобы вновь отведать необычные праздничные блюда.

Праздник Томатина - Испания

Томатина или битва томатов (La Batalle del Tomate) проходит в последнюю неделю августа в городке Буньоле на востоке Испании.

Ежегодный томатный фестиваль посвящается уходящему лету и проходит он с праздничными фейерверками, танцами, зажигательной музыкой и бесплатными угощениями. Кульминацией праздника становится томатная битва (La Tomatina), которая проходит на городской площади.

После сигнала петарды на улицы города приезжают машины с сотнями тонн помидоров, которыми и кидаются друг в друга участники битвы. На это время закрываются почти все общественные заведения в городе, а окна и двери домов завешиваются пластиком.

После томатины городские улицы напоминают томатные реки, порой доходящие до щиколоток ног. Ничем, кроме помидоров, бросаться нельзя, а сами овощи перед броском рекомендуется раздавить, чтобы избежать травматизма. В конце праздника можно искупаться в бассейне с томатным соком и попробовать окорок традиционной иберийской свиньи.

Праздник Burning Man - США

В последний понедельник августа, в пустыне Блэк-рок собираются артисты и художники, диджеи и музыканты. В конце праздника сжигают большую фигуру деревянного человека. Black Rock City - это своеобразный мифический город, который появляется и через несколько дней исчезает.

В пустыне устанавливают различные арт-объекты, участники фантазийно одеты и раскрашены, проводятся музыкальные концерты и танцы. Необычный праздник самовыражения первый раз отмечался в 1986 году.

Парад цветов - Голландия

Ежегодно в первые выходные сентября по главной улице голландского городка Аалсмеер проходит торжественное шествие платформ с цветами в форме животных и героев народных сказок, которое протягивается на два с половиной километра до центра Амстердама. Это одно из самых известных и незабываемо красивых цветочных шоу в мире.

Во время знаменитого парада выступают музыканты, проходят различные представления и танцы. Более миллиона цветов украшают лодки-платформы и автомобили - это розы, хризантемы, лилии, фрезии и, конечно же, гордость Голландии - тюльпаны, которые считаются одним из символов этой страны. Декорируются не только «участники» цветочного парада, но и все дома, заборы, машины города. На площади Дам (Dam Square) в центре Амстердама начинается праздничный концерт, который и завершает шествие.

Фестиваль света - Берлин

Массу впечатлений можно получить, посетив Фестиваль света в Берлине. Ежегодно, с 2005 года, во второй половине октября на две недели все известные места города украшаются световыми инсталляциями. В волшебную сказку город превращает ночью несметное количество разноцветных лампочек на фасадах зданий и памятников. Праздник дополняется лазерными шоу, огнями фейерверков и вспышками прожекторов. До поздней ночи открыты бары, рестораны и музеи.

«Участниками» фестиваля стали более 70 известных исторических зданий и мест города, таких, как Александровская площадь, телебашня, улица Унтер ден Линден, фасады Берлинского Дома, Берлинского собора, здания Главного вокзала, замка Шарлоттенбург и др. Чтобы помочь туристам осмотреть все световые композиции, по городу ездит специальный автобус «LightLiner», а также речные трамвайчики, велотакси и даже воздушный шар, также украшенные разноцветной иллюминацией. Завершается фестиваль света ночным марафоном «City Light Run», участники которого совершают 10-километровый забег по центру Берлина.

Фестиваль Шоколада - Италия, Перудже

Ежегодно в октябре, в Италии, в г. Перудже проводится уже ставший традиционным – праздником «Еврошоколад». Сюда съезжаются все сладкоежки мира, чтобы отведать сладости, сделанные как по старинным традиционным рецептам, так и основанные на новейших технологиях.

Лас Файяс - Испания

Это праздник салютов и самых красивых фейерверков проходит в Испании с 14 по 19 марта (во время масляничной недели). Пиротехники (специалисты, которые занимаются салютами и фейерверками) придумывают множество спецэффектов, чтобы развлечь публику и подарить ей незабываемое шоу!
Фестиваль гурманов в Санкт-Морице - Швейцария

Фестиваль гурманов в Санкт-Морице (Gourmet Festival) – ежегодный гастрономический фестиваль, который проходит зимой на знаменитом горнолыжном курорте Швейцарии в течении 5 дней.

Не менее чем горнолыжными трассами Санкт-Мориц также издавна славится своими ресторанами, а долина Энгадин имеет давние традиции ведущей кулинарной области в Альпах. Поэтому именно здесь – на «Вершине мира» на высоте 1800 метров над уровнем моря – проходит этот фестиваль «высокой кухни». Каждый год первоклассные шеф-повара со всего мира, обладатели высших поварских титулов и «колпаков», приезжают в Санкт-Мориц на Фестиваль гурманов и вместе со своими местными коллегами творят на кухне настоящие чудеса. Они собираются здесь, чтобы продемонстрировать свои таланты всем ценителям и просто любителям изысканных блюд, для которых в течение пяти дней в лучших отелях Санкт-Морица накрываются столы для многочисленных дегустаций, кулинарных ревю и гала-ужинов. Открытие фестиваля проходит в 5-звездочном «Carlton Hotel».

В фестивальные дни все гости и участники могут не только продегустировать творения мэтров высокой кухни, но и понаблюдать за процессом приготовления блюд и отведать деликатесы прямо «с пылу, жару». Пик фестиваля – обед на 300 персон, который проводится в знаменитом отеле «Kempinski Grand Hotel des Bains».

Для гостей же фестиваля и туристов в программе – многочисленные вечеринки, гала-ужины, коктейли, тематические обеды, а также интересная культурная программа и дегустация прекрасных вин. Традиционно Фестиваль гурманов завершается демонстрацией мастерства кулинаров на берегу замершего озера Санкт-Мориц, обещая фантастическое сочетание прекрасных природных видов и эксклюзивных блюд.

Фестиваль цветов – Таиланд

Фестиваль цветов - одно из самых красивых и впечатляющих событий Таиланда - проводится ежегодно на севере страны, в городе Чиангмай (Chiang Mai Flower Festival). Праздник начинается в первую пятницу февраля и длится три дня.

По городу проносят сотни тысяч, если не миллионов, самых разных цветов. Самые красивые девушки шьют к этому событию экзотические национальные костюмы - ведь в конце фестиваля будет выбрана самая красивая из них. Красавица станет королевой цветов.

Все мероприятия праздника цветов начинаются рано утром, а заканчиваются поздно вечером. Фестиваль насыщен самыми разными увлекательнейшими событиями: церемония открытия, шествия, выставки и соревнования цветочных декораторов, ярмарки, представления, выборы королевы красоты.

Берлинский международный кинофестиваль «Берлинале» - Германия

Берлинский международный кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin) «Берлинале» – это самое крупное событие в Германии и одно из важнейших в Европе. Фестиваль проходит в феврале.

Наряду с Каннским и Венецианским кинофестивалями, «Берлинале» также является одним из центральных событий в мире кинематографа. Но в отличие от других, он ориентирован, прежде всего, на «авторское» и «интеллектуальное кино». В конкурсной программе фестиваля участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение года до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.

Премьеры проходят во дворце «Berlinale Palast». Жюри фестиваля, в состав которого входят известные актеры, писатели, режиссеры и деятели культуры, уделяет особое внимание тому, чтобы на «Берлинале» были представлены фильмы со всего мира.

Как правило, на фестивале показывают около 350 фильмов, а посещают его порядка 200 тысяч зрителей. В рамках киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», «Форум нового кино» (это авангардные и некоммерческие фильмы), видеофестиваль, фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок.

Основной наградой является «Золотой медведь» Основной наградой является «Золотой медведь» Основной наградой является «Золотой медведь» (медведь – геральдический символ Берлина), присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в нескольких номинациях – «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая музыка»; отдельные призы вручаются за выдающиеся достижения в области искусства, за лучший фильм-дебют, а также – Премия Альфреда Бауэра, которой отмечают картины, «открывающие новые пути в киноискусстве».

Винный фестиваль в Марльборо – Новая Зеландия

Винный фестиваль в Марльборо (Wine Marlborough Festival) – самый большой винный фестиваль Новой Зеландии. Регион Марльборо – сегодня известный на весь мир винодельческий район – расположен на северо-востоке острова Южный, крупнейшего из островов Новой Зеландии.

Именно здесь каждый год во вторые выходные февраля, с пятницы по воскресение, проходит Винный фестиваль. Хотя это довольно молодой праздник, и его история насчитывает всего несколько лет, но с каждым годом популярность этого фестиваля растет. Ежегодно здесь собираются гурманы и любители вина не только со всей Новой Зеландии, но и из-за рубежа. Традиционно праздник проводится на территории известной винодельни Montana Brancott Estate.

Насыщенная культурная программа, бесплатные винные семинары, секреты винные и не только, атмосфера праздника, танцы, всеобщее веселье и Савиньон Блан – неотъемлемые атрибуты Винного фестиваля на самом облачном краю земли. Новозеландцы традиционно гордятся своими винодельческими традициями, поэтому фестиваль Вина стал для них почти национальным праздником.

Кинопремия «Сезар» - Франция

Главная кинематографическая премия Франции «Сезар» – одна из самых престижных наград за успехи в киноискусстве. Она учреждена Французской академией кинематографических искусств и техники и считается европейским аналогом «Оскара».

Премию «Сезар» присуждают французским и иностранным фильмам по результатам тайного голосования членов Французской академии кинематографических искусств, которое проходит в два тура. Бюллетени для голосования рассылаются по почте, так же и собираются. В ходе первого тура определяются по пять претендентов на премию в каждой из номинаций, в ходе второго – победители.
Церемония вручения кинопремии «Оскар» - США

Главная национальная кинопремия США и одна из самых престижных кинонаград мира – «Оскар» (Oscar) является самой старой премией в мире в области медиа, но до сих пор остается одной из наиболее значимых наград в мировом кинематографе. Она вручается ежегодно Американской академией киноискусства (Киноакадемией) на торжественной церемонии, которая традиционно проходит в конце февраля в театре «Kodak» в Лос-Анджелесе (США).

Международный фестиваль кубинских сигар – Куба, Гавана

В конце февраля в Гаване открывается ежегодный Международный фестиваль кубинских сигар (Habanos Cigar Festival). Обычно в нем участвуют более 600 производителей, экспортеров, коллекционеров и просто любителей знаменитого табака из 47 стран мира. В программу пятидневного фестиваля включаются выставки, концерты, поездки на табачные плантации, обсуждения и презентации. И все это о кубинских сигарах. Проводятся различные конкурсы и аукционы табачных изделий. Гостям предлагаются поездки на табачные фабрики и плантации, а также возможность принять участие в семинарах на самые разные темы: от умения производить сигары и искусства наслаждаться ими, до выявления подделок. Программой предусмотрен обед, во время которого изысканные вина подаются с определенными сортами сигар.

День пива в Исландии – Исландия

1 марта в Исландии - Bjórdagurinn, празднуется День пива. Самое главное, что полагается в этот день - пить его ровно столько, сколько сможете в себя вместить. Дата празднества вовсе не случайна - в этот день отмечают принятие закона о крепком пиве, который действует в Исландии с 1989 года. Этим актом был отменен «сухой закон», действовавший в стране в течение 75 лет. День пива празднуется во всех барах и ресторанах.

Кроме того, проводится пивной фестиваль, особенно активные участники которого - студенты, распивающие пенный напиток в самых шумных кабачках Рейкьявика, но присоединиться может и любой желающий. Весело отметить праздник можно не только в пивнушке (Фото: glen gaffney, Shutterstock) Весело отметить праздник можно не только в пивнушке (Фото: glen gaffney, Shutterstock) Кабачки открыты вплоть до утра, и дело лишь за тем, чтобы было, чем расплатиться, поскольку цены на пиво в Исландии, прямо скажем, немаленькие. А если быть еще точнее, то цены - одни из самых высоких в мире (более 10 евро за пинту в баре - в 2008 году).

О-ханами (фестиваль цветения и любования сакурой) – Япония

Невозможно не сказать, наверное, о главном весеннем событии в Японии - цветении сакуры. Любование сакурой японцы называют о-ханами. Период цветения сакуры не является официальным праздником в Японии. В японском календаре нет ни национального праздника, ни специальных праздничных или выходных дней, связанных с этим великолепным природным чудом. Но психологически это, несомненно, праздник, как для самих японцев, так и для многочисленных иностранных туристов.

В мартовские дни цветения сакуры парки, скверы, аллеи, а также территории буддийских и синтоистских храмов с цветущей сакурой посещают и проводят в них время огромное число людей. Период цветения относительно короток, поэтому цветением сакуры любуются и в дневное, и в вечернее время. Вечерний осмотр сакуры невероятно популярен: после 6 часов вечера деревья очень умело подсвечены, и прогулка в такой атмосфере наполнена романтизмом и некоторым таинством. Но, откровенно говоря, уединиться в тишине нет никакой возможности - вокруг масса народа!

Фестиваль воздушных змеев – Китай

Драконы занимают центральное место в китайской мифологии. В отличие от европейских драконов, изображаемых обычно злыми и кровожадными, китайский дракон был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. В честь этого главного мифологического существа в китайском городе Вэйфань в апреле проходит Международный фестиваль воздушных змеев (Weifang International Kite Festival), в котором принимают участие более ста тысяч человек из более чем 60 стран мира.

Кроме основной насыщенной программы в дни фестиваля проводятся торговая и кулинарная ярмарки.

Фестиваль виски – Великобритания

Одним из знаменитых фестивалей Шотландии является фестиваль виски в Спейсайде (Spirit of Speyside Whisky Festival). У каждой страны есть свой национальный продукт, своя национальная гордость. Шотландцы гордятся своим виски. С наступлением весны в Шотландии начинается пора фестивалей и праздников, посвященных виски.

Первым стартует The Spirit of Speyside Whisky Festival. За ним идет Feis Ile - a festival of Malt and Music. И так до сентября, когда начинается последний - Autumn Speyside Whisky Festival.

Спейсайд - это место, где самая высокая плотность расположения вискокурен в мире. Заводов, которые производят знаменитый напиток там более 100. Там находятся самые знаменитые вискокурни - Glenfiddich, Glen Grant, Strathisla… Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски

Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски (Фото: Jaime Pharr, Shutterstock) Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски. В обычное время заводы не допускают в свои цеха посторонних. Главной и наиболее притягательной частью фестиваля является дегустация многочисленных сортов и разновидностей ароматного напитка, в том числе под руководством экспертов.

Тем участникам, в ком виски начинает будить бурлящую кровь предков - предлагается принять участие в шотландских спортивных состязаниях: метание бревна или молота. В программе фестиваля, чествующего местный эликсир жизни, веселые конкурсы, приемы и обеды в вискокурнях, шотландские вечеринки с музыкой и танцами, специальные меню в ресторанах, различные конкурсы и соревнования, показ мод килт (шотландских юбок), посещение музея Виски и конкурс на самое быстрое сооружение бочки, выставки и вечера народной шотландской музыки.

Канадский фестиваль тюльпанов – Оттава

Один из самых великолепных праздников весны - фестиваль тюльпанов в Канаде (The Canadian Tulip Festival) - ежегодно стартует в Оттаве в первую неделю мая и длится чуть более двух недель.

Ежегодно в мае канадская столица утопает в разноцветном море тюльпанов, которые по давней традиции посылают в дар Канаде благодарные голландцы. Эта традиция появилась после Второй мировой войны, на время которой Канада предоставила кров вынужденному бежать от фашистского режима королевскому дому Нидерландов. Королева Маргриет родилась здесь, на североамериканском континенте. Однако для того, чтобы стать наследницей трона, она должна была родиться в родной стране.

Канадское правительство специальным указом любезно провозгласило комнату в госпитале Оттавы, в которой родилась принцесса, территорией Нидерландов. Вернувшись на родину в 1945 году, принцесса Голландии Юлиана послала в дар Оттаве 100 тысяч луковиц тюльпанов. Подарок был сделан не только в знак благодарности за предоставление убежища, но и в признание роли, сыгранной канадскими освободителями Голландии. С тех пор тюльпаны стали символом интернациональной дружбы и первой приметой настоящей весны в Оттаве.

Первый фестиваль прошел в 1953 году. По сей день из Голландии приходит по 20 тысяч луковиц ежегодно, и теперь в Оттаве растет больше тюльпанов, чем в любом другом городе Земли. В период цветения тюльпанов Оттава превращается в цветочную столицу мира, несмотря на то, что она является одной из самых холодных столиц. Посмотреть на цветение более 5 миллионов тюльпанов в страну приезжает ежегодно более 1,5 миллионов туристов.

Фестиваль Диксиленда в Дрездене – Германия

Фестиваль Диксиленда в Дрездене (International Dixieland Festival Dresden) – это международный фестиваль джазовой и блюзовой музыки, старейший джазовый фестиваль Европы и второй по величине фестиваль диксиленда в мире. Он проходит ежегодно, начиная с 1971 года, в середине мая и длится неделю.

В течении фестивальных дней проходит более 60 концертов на двух десятках сценических площадок города, а также множество импровизированных выступлений на разнообразнейших площадках – в концертных залах и на улицах, в кафе и барах, в парках и на площадях, на пароходах и даже в зоопарке. Уже традиционно стартует это красочное мероприятие на центральной площади Дрездена с выступления юных джазистов – воспитанников детских садов и учащихся начальных классов Дрездена. Затем свое мастерство демонстрируют взрослые исполнители. Все это сопровождается аплодисментами тысяч восторженных зрителей.

Завершающий аккорд Диксиленда – большой парад ансамблей-участников (Фото: de.wikipedia.org) Завершающий аккорд Диксиленда – большой парад ансамблей-участников (Фото: de.wikipedia.org) Каждый год Диксиленд дарит поклонникам изысканную музыкальную программу.

Кроме выступлений ведущих джазменов, в рамках фестиваля пройдут семинары, тематические музыкальные выставки-продажи. Также в насыщенную программу фестиваля включены детские и семейные концерты, фейерверки и мини-парады. Весь город поет и танцует под зажигательную музыку. По традиции часть представлений для публики бесплатная. Завершающий аккорд Диксиленда – общий финал и большой парад ансамблей-участников, которые закрывают фестиваль уже несколько лет и являются особо популярными пунктами программы джазового праздника.

Каннский кинофестиваль – Франция

Каннский кинофестиваль (Festival de Cannes) является наиболее престижным и широко освещаемым весенним событием в мире искусства кино. Успех фестиваля и его стремительное развитие сделали из фестиваля настоящий «город», в котором можно потеряться: 10 тысяч аккредитованных профессионалов, около 4 тысяч журналистов. На 10 дней в Каннах собираются звезды, профессионалы кино и любители большого экрана со всего мира.
Оперный фестиваль в Мюнхене - Германия

Оперный фестиваль в Мюнхене (Opernfestspiele) – уникальное событие культурной жизни не только Европы, но и всего мира, а сам город на юге Германии – считается одним из крупнейших центров мировой оперной культуры. Поэтому именно здесь для любителей изысканных развлечений ежегодно проводится Оперный фестиваль, который стартует в конце июня и длится примерно месяц. Главные события проходят в Национальном театре Баварии.

Этот фестиваль пользуется необычайной популярностью – ежегодно на его мероприятия продается более 80 тысяч билетов. Дополнительно, на установленном большом экране, на площади перед театром, еще 14 тысяч зрителей могут бесплатно увидеть представления. Художественное руководство фестивалем традиционно осуществляет музыкальный директор Баварской государственной Оперы. С 2006 года этот пост занимает Кент Нагано – знаменитый американский дирижер японского происхождения.

Репертуар фестиваля чрезвычайно разнообразен и нетривиален. В течение пяти недель местная публика и туристы со всего мира получают уникальную возможность посмотреть новые постановки, лучшие спектакли текущего и прошлых сезонов и фестивальные премьеры самых различных оперных жанров, с привлечением лучших музыкальных сил и исполнителей мирового уровня.

Венецианский международный кинофестиваль – Италия

Венецианский международный кинофестиваль (итал. Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica) – один из старейших международных кинофестивалей и важное событие в мире кинематографа. Он проводится ежегодно осенью (чаще в августе-сентябре) на острове Лидо (Италия) и длится около двух недель.

Помимо конкурсной программы, фестивальный показ также состоит из следующих основных частей: Программа «Горизонты» (Orizzonti), где участвуют игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кинематографа; Конкурс короткометражных фильмов (Corto Cortissimo) – это конкурс игровых и анимационных короткометражек; Внеконкурсный показ, где демонстрируются наиболее выдающиеся мировые премьеры, вышедшие в текущем году; Секция независимого и параллельного кино; Международная неделя критики (Settimana Internazionale della Critica); Конкурс авторского кино (Giornate degli Autori). И, конечно же, в течение всего фестиваля проводится Кинорынок, где крупнейшие торговые компании предлагают прокатчикам со всего мира последние новинки кинопроизводства.

Праздник фонариков во Флоренции – Италия

Исторический праздник фонариков (Festa della Rificolona) проходит во Флоренции ежегодно 6–7 сентября. Эти числа соответствуют кануну дня рождения Богоматери. Праздник берет свое начало в 17 веке. Тогда у жителей окрестных городков и деревень было принято приезжать во Флоренцию ко дню рождения Девы Марии, которую в Италии всегда очень почитали.

Людям нравилось отмечать эту дату на флорентийской площади Благовещения, посвященной Богоматери. При этом крестьяне старались совместить приятное с полезным - не только принять участие в торжествах, но и выгодно продать свои товары. Поэтому канун рождения Девы Марии постепенно превратился в одну из важнейших городских ярмарок.

Флоренцию в эти дни наводняли толпы крестьянок, нарядившихся по случаю праздника в лучшие платья. Городские жители, считавшие, что селянки одевались не в меру пышно, называли их «фонариками» - Rificolona. В память о тех временах в наши дни в ночь с 6 на 7 сентября - после традиционной ярмарки - по городу проходит многолюдная процессия с красочными бумажными фонариками, в которых горят свечи. Шествие, возглавляемое кардиналом, начинается у базилики Санта-Кроче и заканчивается на площади Пьяцца Сантиссима-Аннуциата. По другой версии, традиция берет свое начало от триумфального входа войск Флоренции в Сиену. Это случилось в 1555 году. Воины-победители вошли в захваченный город, освещая себе дорогу светильниками, поднятыми на пиках.

Как бы то ни было, осенний праздник фонариков во Флоренции пользуется большой популярностью среди туристов. Говорят, в эти дни город-музей оживает и показывает гостям свое настоящее лицо.

Октоберфест – Германия

Октоберфест (Oktoberfest) - крупнейший в мире фестиваль пива. Он проходит в столице Баварии - Мюнхене, начинается во второй половине сентября и продолжается 16 дней.

По традиции, в день открытия, ровно в 12 часов, мэр города откупоривает бочку с пивом. Это символическое действие дает старт «пивному марафону». Затем по центральным улицам города начинает движение праздничная процессия. Во главе ее - «Munchner Kindi» - символ города - молоденькая девушка с большим колокольчиком в руке верхом на разукрашенной лошади. Она одета в монашескую одежду желто-черного цвета.

Все 16 дней распития пива сопровождаются насыщенной шоу-программой. Костюмированные парады, шествия стрелков, скачки, концерты сменяют друг друга. Близ пивных часто можно увидеть танцоров в традиционных баварских костюмах с кожаными штанами, отбивающих чечетку «шуплаттль» тяжелыми альпийскими ботинками. Также вас ждут со своими экскурсиями пивоварни города и музеи пива. О размахе праздника лучше всего говорят цифры статистики. За время фестиваля выпивается около 7 миллионов литров пива (с каждым годом этот объем увеличивается), съедается порядка 1,5 миллионов жареных цыплят и сосисок, 84 быка. Пиво, предоставляемое шестью пивоварнями Мюнхена, продается в 650 пивных местах. Дополнительно открывается 363 магазина с сувенирами. Посетителей развлекают 200 аттракционов и концертных площадок. Во время фестиваля Мюнхен посещают более 7 миллионов туристов со всех континентов земли. Сам праздник освящается в прямом эфире телеканалами различных стран мира. За все это пивной фестиваль «Октоберфест» был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире праздник.

Праздник «Нового божоле» - Франция

Как обычно, в третий четверг ноября, ровно в полночь, на французскую землю приходит праздник «Нового божоле» - молодого вина, изготовленного в небольшом регионе к северу от Лиона. Праздник «Божоле нуво» (Beaujolais Nouveau) появился во Франции в середине 20 века и имел под собой чисто коммерческую основу. В принципе вино из винограда сорта «гамэ», который традиционно выращивают в Божоле, заметно уступает по качеству продукции виноделов Бургундии и Бордо.

Как обычно, старт празднованию дают виноделы из городка Божо. Держа в руках зажженные факелы из виноградной лозы, они торжественным шествием выходят на городскую площадь, где уже установлены бочки с молодым вином. Ровно в полночь выбиваются затычки, и хмельные струи «Божоле нуво» начинают очередное ежегодное странствие по Франции и всему миру. За несколько дней до третьего четверга ноября, из небольших деревень и городов региона Божоле, миллионы бутылок молодого вина начинают свой путь из Франции по странам и континентам, где его уже с нетерпеньем ждут в магазинах и кафе, ресторанах и клубах. Для их владельцев провести у себя праздник молодого вина - дело чести! Между производителями даже происходит соревнование, кто первым доставит свое вино в ту или иную часть света. Используется все: мотоциклы, грузовики, вертолеты, самолеты Конкорд, рикши.

Почти невозможно объяснить причины сумасшедшей популярности этого праздника в мире. В этом есть что-то мистическое… Независимо от часового пояса дегустация Beaujolais нового урожая начинается в третий четверг каждого ноября. Божоле нуво - это целый ритуал, большой языческий и народный праздник. Будучи универсальным, он приспосабливается к любой стране и вливается в любую культуру.

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Рассматриваются различные подходы к определению понятий «традиция», «традиционная культура», «праздник» (функции, классификация), «праздничная культура». Вводится авторская трактовка дефиниции «традиционная праздничная культура».

Ключевые слова: традиция, традиционная культура, праздник, праздничная культура

Выявление сущности понятия традиционная праздничная культура приводит к осмыслению основных его определений, поскольку смысл той или иной дефиниции детерминирует процесс культурологической рефлексии.

Вопросу традиции и традиционной культуры посвящено значительное количество работ, имеющих важное теоретическое и практическое значение . Следует подчеркнуть, что понятия традиция, традиционная культура являются достаточно широкими, чрезвычайно сложными и неоднозначно трактуемыми. Они часто употребляются как в повседневном обиходе, так и в фундаментальных теоретических исследованиях.

Обращает на себя внимание, что большинство авторов под традициями понимают общепринятые формы и способы жизнедеятельности, которые отличаются устойчивостью, повторяемостью и передаются от поколения к поколению.

В рассмотрении дефиниции традиционной культуры существуют несколько подходов: философский, исторический, социологический, культурологический и др. С культурологической точки зрения традиционную культуру рассмотрела А. В. Костина. Она определяет традиционную культуру как культуру, воспроизводящую такой субъект исторического действия, как коллективная личность. Для личности подобного типа наиболее характерно отождествление себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах, называемых традиционными или доиндустриальными, господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие не-

укоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной свободы .

Особое место в традиционной культуре занимает праздник и праздничная культура. Составить полное определение понятия праздника оказывается крайне сложной задачей. В научноисследовательской литературе имеется ряд трактовок данного концепта, но все они, как правило, отражают лишь один или несколько аспектов праздника. Проанализировав различные определения понятия праздник, мы можем отметить характерные черты, так или иначе упоминающиеся в описаниях праздничной культуры.

Большой толковый словарь по культурологии определяет праздник как день или дни торжества, установленные в честь или память кого-либо или чего-либо. Праздник - антитеза будням, обычной жизни, специфически кратковременная форма человеческого бытия. Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карна-вальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Праздник представляет собой как бы пограничную зону между реальной жизнью и художественным произведением .

Праздник как вид игровой деятельности рассматривается в словаре социально-культурной деятельности. Присущий исключительно человеку, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, праздник актуализирует духовные ценности и характеризуется надбудничностью,

торжественностью, привязанностью к определенным временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации.

Игра, свойственная исключительно человеку, животное способно играть, но не праздновать;

Игра, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных);

Четкий ритм повторяемости, выделенности из потока времени; он привязан к конкретному временному отрезку и не может быть разыгран в любой удобный момент;

Праздник носит небудничный характер, он противопоставлен повседневности, в то время как другие виды игры не прерывают хода повседневной жизни .

Из приведенных определений праздника следует, что его игровые особенности являются важными, так как понятия праздник и игра синонимичны, трудно представить себе праздник вне игрового характера.

На сегодняшний день выделяется ряд концептуальных направлений в рассмотрении феноменологии праздника в рамках таких наук, как философия, культурология, социология, этнография и др.

Проанализировав труды отечественных ученых, занимающихся исследованием отдельных аспектов праздника, мы выделили следующие модели праздника: философско-

культурная (миросозерцательная) (М. М. Бахтин , Л. С. Лаптева и др.); эмпирикоописательная (И. М. Снегирев ); трудовая (В. И. Чичеров , В. Я. Пропп ); рекреативная (Н. О. Мизов ); школа заимствования как разновидность мифологической концепции (В. Ф. Миллер ); игровая (Й. Хейзинга ).

Основателем эмпирико-описательного направления в фольклористике является И. М. Сне-

гирев (этнограф, фольклорист), достаточно подробно описавший все многообразие русских народных праздников, изложивший их эстетическое и социологическое наполнение. Как отмечает исследователь, праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом .

Следующим направлением в рассмотрении феноменологии праздника является миросозерцательная, философско-культурная концепция, в рамках которой необходимо обратиться к идее смысловой и функциональной трансформации обрядов в празднике с учетом синкретичности первобытной культуры и недифференцированности в обыденном сознании разных пластов идеологии. Наиболее полно данная теория представлена в работах М. М. Бахтина, по определению которого празднество (всякое) - это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или (еще более вульгарная форма объяснения) из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественного процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия - духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, т. е. идеалов. При этом празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества, человека. Моменты смерти, возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении и в конкретных формах создали специфическую «праздничность» праздника. Таким образом, праздник не просто дублирует труд, подводя итоги трудового цикла и подготавливая участников к новой фазе трудовой жизни, но посто-

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

янно провозглашает народный идеал жизни, с которым изначально соединен .

Праздник как способ сохранения традиционной культуры рассмотрела М. А. Куляшова. Праздники - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Он призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Будучи одной из основ жизнедеятельности человека, праздник предстает духовным небосводом каждой эпохи, каждого народа. Как явление культуры праздник выполняет различные функции: идеологическую, воспитательную, социально-интегративную, агитационно-пропагандистскую, просвещенческую, рекреативную и др. Праздничные мероприятия дают возможность нашему социально разобщенному обществу объединиться, почувствовать свою общность с другими людьми. С помощью праздника, отмечает М. А. Куляшова, человечество сохраняет, поддерживает ценности, использует и воссоздает традиции .

По своей природе праздник - полифункциональное явление. Как полагает польский социолог К. Жигульский, каждый праздник связан с определенной ценностью, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы, разделяет праздники на светские и религиозные. Он также отмечает в них эмоциональный характер: они делятся на радостные и печальные. Функции праздника переплетены и взаимосвязаны, поэтому выделение какой-либо одной из них разрывает целостность праздника как комплексного явления и дает фрагментарное представление о сложной природе данного феномена .

Тем не менее обозначить основной круг функций праздника целесообразно для исследования, так как они позволяют охарактеризовать семантико-семиотические аспекты изучаемого феномена. Существует многообразие функций праздников. Дать единую функциональную смысловую палитру крайне затруднительно, поскольку они возникают в конкретной генетической среде и могут полностью реализоваться только в ней, в случае же искусственного внесения в ту или иную среду они трансформируются

соответственно ее специфике. Анализ исследований по разным аспектам праздника показывает следующие распространенные функции: эстетическую, информативно-коммуникативную, компенсаторную, игровую, функцию релаксации и идеологического воздействия, культуроформирующую, функцию социализации, трансляцию традиционной культуры, функцию снятия этических регламентаций .

Анализ определений понятия праздник и его функций позволил нам прийти к выводу, что праздник семантически связан со свободным, праздным временем, периодом отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами в истории народа и государства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами, демонстрациями; с радостью, весельем, пиршеством, потреблением и растратами, народными играми.

Чрезвычайно разнообразна типология праздников. Практически ни один автор, рассматривавший праздник в том или ином аспекте, не обходил вниманием вопрос классификации. Наиболее известная исходит из распределения праздников по временам года, сезонам (так называемый сезонный календарь). Этот принцип чрезвычайно ограничен, так как оставляет за пределами классификационной системы многие праздники. Широкое распространение получило деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое происхождение .

Одним из первых в отечественной науке предложил свою классификацию И. М. Снегирев, который разделял праздники на подвижные и неподвижные (т. е. имеющие и не имеющие точной даты), а также исключительные (приуроченные к особому событию), сельские и городские, отечественные и заимствованные .

К. Жигульский представляет «среду обитания» праздника как явления человеческой культуры в виде географической карты. На пространственной карте существуют местные,

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

локальные, региональные, национальные, государственные, международные праздники. Историческая карта знакомит с праздниками той или иной эпохи. Для раскрытия характера связей феноменов праздника представляется важной выдвинутая К. Жигульским классификация празднеств по признакам: временному, пространственному, целостному, психологическому, социологическому и др. .

Интересным является мнение Д. М. Генкина о том, что единой, всесторонней классификации праздника для всех времен и народов создать невозможно, так как праздник является сложным, многосторонним явлением. Тем не менее он предлагает свою классификацию, основанную на принципах общественной значимости и масштабности события, и выделяет три основные группы праздников:

Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям; это прежде всего великие праздничные даты страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе; социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична;

Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности; это профессиональные праздники, праздники отдельных коллективов, учреждений, городов и т. д.; в каждом случае масштаб события определяется масштабом празднующей общности;

Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей .

Современная жизнь человеческого общества немыслима без праздничной культуры, которая ассоциируется в нашем сознании с моментами отдыха и возможностью отвлечься от повседневных забот. Праздничное время мы можем посвятить участию в массовых торжествах, встречам с родственниками и друзьями, посещению культурно-развлекательных заведений или занятиям по душе. Однако так было не всегда, еще каких-то несколько столетий назад подавляющая часть праздничного времени уходила на выполнение

определенных обрядов и ритуалов, которые регулировались церковью и государством.

История праздничной культуры начинается с того момента, когда в жизнь человеческого общества вторгается понятие времени, и время как таковое становится предметом осознания, поэтому появление праздника представляет собой длительный процесс. Праздники были во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, так как они являлись необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека, обладающего, в отличие от животных, уникальной способностью праздновать, т. е. включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

Дефиниция праздничная культура имеет множество значений, и каждый исследователь рассматривает его в соответствии с целью и задачами своего исследования.

Из всего многообразия вариантов нам наиболее близко определение М. К. Декановой, согласно которому праздничная культура представляет часть духовной культуры общества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов, отражающих быт и нравы, существующие и действующие в социуме в конкретноисторических условиях при поступательном историческом развитии. Как отмечает исследователь, с течением времени праздничная культура переживает определенные изменения как эволюционного, так и революционного характера. Одни ее компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов трансформации, достаточно стабильны, даже консервативны, другие обладают большей ориентированностью на новации и в той или иной степени подвержены внешним и внутренним воздействиям. Праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразные по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры. Формирование, существование и развитие праздничной культуры - это всегда длительные и

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

сложные процессы, в которых находят свое отражение политические, социально-экономи-

ческие и культурные процессы трансформации, происходящие в тот или иной исторический период и испытывающие влияние многочисленных и разнохарактерных факторов .

Проведенный анализ понятий традиционная культура, праздник, праздничная культура позволил нам сформулировать собствен-

ное понимание концепта традиционная праздничная культура как комплекса праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.__________________

1. Арутюнов, А. С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / А. С. Арутюнов. - Москва: Наука, 1989. - 264 с.

2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - Москва: Художественная литература, 1990. - 543 с.

3. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые / Я. П. Белоусов. - Алма-Ата, 1974.

4. Ванченко, Т. П. Функциональные основания массового праздника (теория культуры) / Т. П. Ванченко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 4. - С. 32-36.

5. Генкин, Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. - Москва: Просвещение, 1975. - 140 с.

6. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / М. К. Деканова. - Самара, 2009.

7. Жигульский, К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые: размышления социолога) / К. Жи-гульский. - Москва: Прогресс, 1985. - 336 с.

8. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 202 с.

9. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. - Москва: Вече 2000: АСТ, 2003. - 512 с.

10. Костина, А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение: электронный журнал. - 2009. - № 4. - Культурология. -Режим доступа: http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (дата обращения: 12.06.12.).

11. Куляшова, М. А. Праздник как способ сохранения традиционной культуры / М. А. Куляшова // Современные технологии по сохранению и развитию социально-культурных традиций: в 2 т. Т. I: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 12-13 нояб. 2007 г. / науч. ред. Д. Л. Хилханов. - Улан-Удэ: ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, 2007. - С. 169-172.

12. Лаптева, Л. С. Функции массовых праздников / Л. С. Лаптева // Парк и отдых: материалы всесоюз. совещания по планировке, благоустройству и строительству парков культуры и отдыха. - Москва, 1975. -Вып. 2. - С. 173-201.

13. Луначарский, А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке: сб. / А. В. Луначарский; вступ. ст. и ком-мент. С. Дрейдена. - Москва: Искусство, 1981. - 424 с.

14. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - Москва: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

15. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983. - 280 с.

16. Мизов, Н. О. Праздник как общественное явление / Н. О. Мизов. - София, 1966.

17. Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. - Москва: Наука, 1984.

18. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. - Санкт-Петербург: Терра-Азбука, 1995.

19. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. - Москва: Советская Россия, 1990. - Ч. 1. - 158 с.

20. Социально-культурная деятельность: словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. -

Минск: Адукацыя i выхыванне, 2008. - 96 с.

21. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер. Д. В. Сильвестрова. - Москва: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

22. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К. В. Чистов. - Ленинград, 1986.

23. Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX вв. / В. И. Чичеров. -Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

Сдано 21.01.2014

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

Sh. B. Maina, Sh. B. Maina, O. A. Choodu

TRADITIONAL FESTIVE CULTURE: THE CONCEPT AND ESSENCE ABSTRACT Abstract. The article discusses various approaches to the definition of the concepts of “tradition”, “traditional culture”, “holiday” (function, classification), “festive culture”. Author’s interpretation of the definition introduced “traditionalfestive culture”.

Keywords: tradition, traditional culture, holiday, festive culture

1. Arutyunov, A. Narody i kul"tury: razvitie i vzaimodejstvie / A. Arutyunov. - Moscow: Nauka, 1989. - 264 p.

2. Bakhtin, M. M. Rabelais Creativity and popular culture of the Middle Ages and the Renaissance / M. M. Bakhtin. -2nd ed. - Moscow: Fiction, 1990. - 543 p.

3. Belousov, Ya. P. Prazdniki starye i novye / Ya. Belousov. - Alma-Ata, 1974.

4. Vanchenko, T. P. Functional base mass holiday (cultural theory) / T. P. Vanchenko // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul"tury i iskusstv . - 2008. - № 4. - P. 32-36.

5. Genkin, D. M. Massovye prazdniki / D. M. Genkin. - Moscow: Prosveshhenie, 1975. - 140 p.

6. Dekanova, M. K. Transformacija rossijskoj prazdnichnoj kul"tury v konce XIX - pervoj treti XX v.: centr i provincii : author. dis. ... cand. Hist. sciences: 07.00.02 / M. K. Dekanova. - Samara, 2009.

7. Zhigulskiy, K. Prazdnik i kul"tura. (Prazdniki starye i novye: razmyshlenija sociologa) / K. Jigulskiy. - Moscow: Progress Publishers, 1985. - 336 p.

8. Ikonnikova, S. N. Dialog o kul"ture / S. N. Ikonnikova. - Leningrad: Lenizdat, 1987. - 202 p.

9. Kononenko, B. I. Bol"shoj tolkovyj slovar" po kul"turologii / B. I. Ko-nonenko. - Moscow: Veche 2000: AST, 2003. - 512 p.

10. Kostina, A. V. Traditional culture: the problem of the definition / A. V. Kostina // Znanie. Ponimanie. Umenie : electronic journal. - 2009. - № 4. - Culturology. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (date accessed: 12.06.12).

11. Kulyashova, M. A. Festival as a way to preserve traditional culture / M. A. Kulyashova // Sovremennye tehnologii po sohraneniju i razvitiju social"no-kul"turnyh tradicij : in 2 vol. Vol. I: materials of interregional scientific-practical. conf. Nov 12-13. 2007 / scientific. ed. D. L. Hilhanov. - Ulan-Ude: East-Siberian State Academy of Culture and Arts , 2007. - P. 169-172.

12. Lapteva, L. S. Options mass holidays / L. S. Lapteva // Park i otdyh : Materials Proc. with broadcasting on planning, landscaping and construction of parks and recreation. - Moscow, 1975. - Vol. 2. - P. 173-201.

13. Lunacharsky, A. V. O massovyh prazdnestvah, jestrade, cirke : comp. /

A. V. Lunacharsky; entered. art. and comment. S. Dreyden. - Moscow: Arts, 1981. - 424 p.

14. Lurie, S. V. Istoricheskaja jetnologija / S. V. Lurie. - Moscow: Aspect Press, 1997. - 448 p.

15. Markarian, E. S. Teorija kul"tury i sovremennaja nauka / E. S. Mark-arian. - Moscow: Mysl", 1983. - 280 p.

16. Mizov, N. O. Prazdnik kak obshhestvennoe javlenie / N. O. Mizov. - Sofia, 1966.

17. Miller, B. Russkaja maslenica i zapadnoevropejskij karnaval /

B. Miller. - Moscow: Nauka, 1984.

18. Propp, V. Ya. Russkie agrarnye prazdniki (opyt istoriko-jetnograficheskogo issledovanija) / V. Ya. Propp. - St.-Petersburg: Terra-Azbuka, 1995.

19. Snegiryov, I. M. Russkie prostonarodnye prazdniki i suevernye obrjady / I. M. Snegiryov. - Moscow: Soviet. Russia, 1990. - Part 1. - 158 p.

20. Social"no-kul"turnaja dejatel"nost : Dictionary / V. N. Naumchyk, M. A. Pazdnikov,

O. V. Stupakevich. - Minsk: Adukatsyya i vyhyvanne 2008. - 96 p.

21. Huizinga, J. Homo ludens. Chelovek igrajushhij. Stat"i po istorii kul"tury / J. Huizinga; transl. by D. V. Silvestrov. - Moscow: Progress-Tradicija, 1997. - 416 p.

22. Chistov, K. V. Narodnye tradicii i fol"klor : Essays on the theory / K. V. Chistov. -Leningrad, 1986.

23. Chicherov, V. I. Zimnij period russkogo zemledel"cheskogo kalendarja XVI - XIX vv. }

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»