Как распознать основные минералы. Лунный камень

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Так выглядит натуральный хорошего качества адуляр

В отличие от настоящего "лунного камня" адуляра, "лунное стекло" равномерной окраски и не обладает эффектом ирризации.


Адуляр - разновидность полевого шпата с химической формулой K. Своё название он получил в честь горы Адула в швейцарских альпах. Добывается в Индии, Шри-Ланке, США, России. Цена "лунных камней" выского качества довлльно велика и конечно, их нет в большинстве сувенирных лавок. Купить натуральный лунник можно в специализированном магазине или на выставке минералов. Не нужно путать "лунный камень" (полевой шпат) с селенитом (поделочный гипс), на многих сайтах их сваливают в одну кучу.

Лунный камень

Беломорит - непрозрачный "лунный камень", добываемый в России

Лабрадорит - "тёмный лунник"

В этой статье:

Как узнать драгоценный камень и отличить его от подделки? Этот вопрос весьма актуален для тех, кто любит и ценит драгоценные украшения. Ведь перспектива купить в магазине стекло по цене бриллианта мало кого обрадует. Чтобы не переплатить и не ошибиться в выборе, стоит знать о некоторых хитростях, к которым прибегают ювелиры и производители украшений.

Определение подлинности камня

Немного о камнях и подделках

Настоящий камень - это всегда выгодное приобретение: изделия, инкрустированные самоцветами, не теряют в цене, с годами стоимость таких украшений только увеличивается. Но под понятие «настоящий камень» попадают только те минералы, которые были найдены в недрах земли.

Даже если кристалл подвергся обработке, прошел через процедуру облагораживания, его цена будет ниже. Облагороженные камни ничем не отличаются от своих собратьев по характеристикам, они проходят обработку по нескольким причинам, основной из которых считается недостаточно яркий цвет. Процедура помогает придать невзрачным самоцветам уникальный, редко встречающийся в природе оттенок.

Свойства кристаллов, обработанных таким способом, не изменятся и, несмотря на облагораживание, драгоценный камень не станет хуже. Но обработанные таким способом минералы стоят дешевле, поскольку удивительный оттенок им даровала не природа, а рука человека. Такие камушки сложно назвать подделкой, поскольку они все же имеют природное происхождение.

Отличить натуральный камень от искусственного на деле несложно. Чтобы разобраться в подлинности самоцвета, достаточно попросить у продавца изделий ювелирной промышленности сертификат.

Сертификат - это документ, который выдается на каждый минерал, в нем содержатся информация о самом камне, его характеристики: размер, цвет, чистота, наличие дефектов, способ огранки и даже место добычи. Если продавец украшений отказывается предоставить сертификат покупателю, то это означает, что украшение не имеет никаких документов. И подтвердить подлинность минералов, которыми инкрустированы изделия, невозможно.

Стоит отметить, что через руки оценщика проходят все камни, драгоценные и полудрагоценные. Мастера определяют стоимость самоцветов, оценивая их характеристики. После оценки камням - прямой путь в руки к ювелирам, которые и занимаются изготовлением изделий. Они подбирают оправу и создают ту или иную вещь.

Именно по этой причине определить подлинность минерала может оценщик, если отдать самоцвет в руки мастера, он установит его реальную стоимость. Подобная экспертиза стоит денег, работа оценщика должна быть оплачена.

Существует еще несколько способов, которые помогут распознать подделку.

Для идентификации требуются:

  1. Минимальные сведения о покупаемом камне.
  2. Возможность рассмотреть минерал через увеличительное стекло.
  3. Простая экспертиза в домашних условиях.
  4. Идентификация оправы.

Минимальные сведения о том самоцвете, покупка которого планируется, помогут распознать имитацию или подделку. Стоит собрать информацию о том, какие оттенки имеет минерал, в каких местах добывается и каким способом производится огранка. Всего этого будет достаточно для того, чтобы не приобрести стекло вместо драгоценного камня. Чтобы отличить грубую подделку от самоцвета природного происхождения, этой информации вполне хватит.

Необработанные натуральные алмазы

Микроскоп, лупа или любой другой инструмент можно использовать при установлении подлинности. Минерал, созданный в условиях лаборатории, - чист, в его структуре нет вкраплений, которые ювелиры называют дефектами. А вот тот камень, что был найден в недрах земли, наверняка имеет дефекты, некоторые из них можно рассмотреть, используя лупу. Наличие подобных дефектов - это признак того, что кристалл был создан природой, а не руками человека.

Определить подлинность кристалла поможет банальная проверка. Если речь идет о бриллианте, достаточно просто провести им по зеркалу. Камень поцарапает стекло, при этом такая проверка ему совсем не навредит. Плотность драгоценных камней высока, по этой причине их сложно напугать щелочами и кислотами, даже удар молотком по алмазу или бриллианту не принесет ему вреда. Зато подделка рассыпается вдребезги.

Оправа - это еще один элемент, который может выдать подделку. Драгоценные и полудрагоценные камни не вставляют в оправу из неблагородных металлов. Золото и платина - вот основные металлы, которые используют в качестве оправы для самоцветов. Изделия из серебра также можно встретить на рынке, но редкие и дорогие кристаллы серебром не обрамляют, поскольку металл не обладает высокой стоимостью.

Определенные самоцветы производят в лабораториях, их синтезируют в промышленном масштабе. Подобные камни часто используют для изготовления электрических приборов и даже стекол автомобиля. Некоторое количество синтезированных в лабораториях кристаллов попадает в руки к ювелирам. Такие камушки отличаются от тех, что находят в недрах земли, но не всегда сравнение в пользу минералов, которые имеют природное происхождение.

По своим характеристикам и внешнему виду, синтезированные в лаборатории самоцветы могут не уступать природным собратьям. Но не всегда то, что делает человек, столь же прекрасно, как то, что создает природа.

Естественно, что кристаллы, сделанные в лаборатории, высокой стоимостью не отличаются, их нельзя назвать редкими или ценными. Человечество не испытывает дефицита в подобных минералах, поэтому драгоценности, инкрустированные такими камнями, значительно в цене не прибавляют. Вкладывать деньги в подобные изделия нет смысла.

Опытный оценщик без труда отличит самоцвет, сделанный в лаборатории, от того, что имеет природное происхождение. А вот разобраться с теми минералами, что прошли через процедуру облагораживания, будет сложно. Подчас определить, что камень подвергался обработке невозможно, поскольку он обладает всеми нужными характеристиками и может «одурачить» даже опытного специалиста.

Самостоятельная проверка на подлинность

Существует несколько способов, которые помогут усомниться в подлинности самоцвета и отказаться от покупки украшения. Для каждого камня они различны.

Искусственные камни - идеальны и не имеют дефектов

Вот несколько способов, как определить подлинность драгоценных камней:

  • Если требуется проверить алмаз, то помните, что этот камень не только твердый, но и блестящий. Алмаз природного происхождения переливается всеми оттенками серого, если же минерал играет всеми цветами радуги, это свидетельствует либо о его низком качестве, либо о том, что это вовсе не алмаз, а подделка. А еще алмаз не может быть обрамлен серебром или другим недрагоценным металлом, оправой для него может быть только золото или платина, с клеймом качества. Ювелиры всегда оставляют нижнюю часть алмаза свободной, считая, что так он будет сиять еще ярче.
  • А вот бриллиант сияет красками со всех сторон. Определить подлинность этого минерала просто. Стоит посмотреть на него сбоку, в этой проекции бриллиант будет сиять не менее ярко, чем с любой другой стороны. А вот подделка будет эффектно смотреться только во фронтальной проекции. Если сбоку посмотреть на подделку, она блестеть не будет. А еще можно положить бриллиант на лист бумаги, на котором уже напечатаны буквы: если посмотреть на надписи через бриллиант, то букв видно не будет.
  • Чтобы проверить на подлинность изумруд, придется вооружиться лупой или микроскопом. Нужно рассмотреть структуру камня под увеличительным стеклом, в настоящем изумруде нет трубчатых или спиралевидных рисунков. Помимо этого, истинный изумруд плохо проводит тепло, на ощупь он всегда холодный.
  • Если говорить о рубине, то определить его происхождение поможет оценка цвета. В природе рубины кроваво-красного оттенка встречаются редко. Если же кристалл вдобавок отдает фиолетовым цветом и стоит недорого, то это не настоящий рубин, а его имитация. Дело в том, что рубины цвета «голубиной крови» насыщенного красного оттенка с примесью фиолетового стоят очень дорого и ценятся коллекционерами дороже некоторых бриллиантов.
  • Редко в природе встречаются сапфиры крупного размера, естественно, что такие самоцветы существуют, но стоят они совсем недешево. В магазинах встретить сапфир крупного размера практически невозможно, такие камушки продают на специальных биржах. От сапфира веет холодом, взяв его в руки, человек не сможет быстро согреть своим теплом кристалл. Еще можно проверить минерал на подлинность с помощью лупы или микроскопа, в его структуре не должно быть пузырьков газа или прожилок золота.
  • Доподлинно известно, что добыча александритов остановлена, но, несмотря на это, на рынке регулярно появляются изделия, инкрустированные этим минералом. Распознать подделку при покупке драгоценностей поможет объективная оценка: александрит стоит дорого, да к тому же эти камни имеют небольшой размер. А еще александрит меняет цвет при смене освещения.
  • Жемчуг тоже требует проверку на подлинность. Натуральный жемчуг стоит дорого, чтобы установить его подлинность, достаточно проверить его «на зуб». При попытке укусить жемчужину человек почувствует, что она скрипит на зубах как песок, искусственный жемчуг такими свойствами не обладает.

Перечень драгоценных камней на этом заканчивается. Но есть и другие самоцветы, которые нуждаются в проверке.

Как отличить натуральный полудрагоценный камень от подделки или имитации?

  • Аметист - это разновидность кварца. Разобраться в происхождении этого самоцвета несложно, достаточно подержать его в ладонях. Натуральный аметист неохотно «впитывает» тепло человека. А также отличить камень от окрашенного фианита поможет лупа. Вкрапления в виде точек и другие дефекты - вот основные признаки аметиста.
  • Аквамарин - это разновидность топаза, он, как бриллиант, при смене положения сверкает одинаково. Если рассматривать аквамарин под разными углами, то он будет менять цветовую гамму, подделки таким эффектом не обладают.
  • Гранат и все его разновидности можно покупать спокойно. Если верить статистике, то этот самоцвет подделывают реже других. Но чтобы перестраховаться, стоит помнить о том, что гранаты редко бывают крупными и превышают по размеру зерно одноименного фрукта.
  • Янтарь высокой стоимостью не отличается, он относится к поделочным камням, если речь, конечно, не идет о янтаре с инклюзивами. Жук или ящерица, застывшая в смоле, приравнивает стоимость янтаря к драгоценным камням. Чтобы не купить в магазине подделку, стоит натереть поверхность янтаря шерстью, он обязательно ударит током. А еще янтарь притягивает мелкие предметы, его также натирают шерстью и держат сверху над мелко нарезанной бумагой. Кроме того, камень с инклюзивами не тонет в соленой воде. Можно приготовить раствор самостоятельно, насыпав в стакан 10 ложек соли.
  • Топаз - это самый загадочный камень, его цвет влияет на стоимость минерала. Голубой топаз стоит совсем недешево. Чтобы проверить на подлинность этот самоцвет, нужно рассмотреть его под лупой. В структуре натурального топаза будут присутствовать дефекты: мелкие точки, вкрапления. Чистый минерал без дефектов и вкраплений, вероятнее всего, окажется подделкой. Топаз, как и янтарь, хорошо электризуется и притягивает мелкие предметы, салфетки, кусочки бумаги. Достаточно просто натереть поверхность топаза шерстью, чтобы удостовериться в его подлинности.

Сегодня наткнуться на подделку можно как в интернет-магазине, так и в дорогом бутике. Мошенников везде хватает. По этой причине стоит не терять бдительность, ответственно подходить к выбору украшений, избегать «выгодных» предложений и максимальных скидок. А также оценивать цвет камня: слишком яркий оттенок должен отпугнуть покупателя, поскольку в природе такого цвета минералы встречаются редко и стоят дорого.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

Естественное желание обладать красивыми ювелирными украшениями делает многих покупателей легкой добычей для разного рода мошенников. И в этом случае вожделенные бриллианты в серьгах, купленных в ювелирном магазине, оказываются не более чем дешевыми фианитами, а янтарное колье превращается в пластиковую подделку. Будьте бдительным покупателем и не позволяйте себя обманывать. Чтобы купить ювелирное украшение с натуральным камнем вовсе необязательно приглашать маститого специалиста. Наши советы помогут вам совершить удачную покупку.

Аметист

Синтетический аметист - одна из имитаций природного аметиста, и распознать фальшивку очень сложно, так как физико-химический свойства искусственного и природного минерала очень похожи. Такие синтетические аналоги производятся сейчас в промышленных масштабах и в ювелирных украшениях используются очень часто. Еще чаще можно встретить крашеные фианиты, которые можно выявить очень простым методом. Приложите камень к щеке: природные аметисты плохо проводят тепло, а, значит, длительное время будут оставаться прохладными. Крупные камни лучше проверить в геммологической лаборатории.


Аквамарин

Аквамарины очень легко спутать с натуральными топазами, так как оба минерала имеют одинаковый оттенок и структурные включения и дефекты, присутствующие у всех природных камней. Одним из методов диагностики аквамарины могут стать так называемые "хризантемы" в структуре камня (заметные белые включения), которых не может быть у топазов. Имитациями аквамарина могут служить искусственная шпинель, обыкновенное стекло и синтетический кварц, имеющие индивидуальные физико-химические свойства. Например, эти подделки не дают того переменчивого цвета, которым славится аквамарин. Если повертеть его под разными углами, можно наблюдать смену по крайней мере двух, а то и трех оттенков: голубоватый, синий, зеленый и их вариации.

Бирюза

Бирюза - один из лидеров по количеству видов подделок. Ими могут быть как обычная пластмасса или стекло, которые довольно легко распознать при внимательном рассмотрении, так как они не имеют особой пористой поверхности бирюзы. Кроме того, стеклянная подделка выдает себя наличием микроскопических пузырьков воздуха, которых нет в натуральной бирюзе. Что касается более искусных подделок, то здесь необходимо упомянуть низкокачественные образцы бирюзы, которые лабораторными способами облагораживают и выдают за первосортные минералы. В дело идут термическая обработка, нанесение особых укрепляющих составов, склеивание бирюзовой крошки и многие другие методы. При склеивании бракованных кусков бирюзы, есть вероятность, что камень вскоре рассыплется на части и придется запасаться клеем "Момент".



Гелиодор

Самыми ценными образцами этого минерала считаются лимонного цвета гелиодоры с высокой степенью прозрачности, поэтому сразу отказывайтесь от покупки, если вам предлагают не очень чистые и даже мутные камни. При покупке не лишним будет иметь при себе стекло, чтобы провести по нему гелиодором. Камень должен поцарапать стеклянную поверхность, ведь его твердость достаточно высока - 7,5 по шкале Мосса. Еще один отличительный признак природного гелиодора - свечение желтым цветом в диапазоне коротких волн.



Горный хрусталь

Следует понимать, что горный хрусталь - это совсем не то же самое, что вещество, из которого изготовлены "хрустальные" бокалы стоимостью двести рублей. На самом деле это всего лишь смесь кварца, соды и извести, однако из нее получаются совсем неплохие подделки под горный хрусталь. Иногда под видом этого прекрасного минерала и вовсе продают обыкновенное стекло, а ведь распознать натуральный камень совсем нетрудно. Вглядитесь в структуру минерала - даже без лупы в ней можно увидеть легкую дымку, которая напоминает застывший лед. Стекло же прозрачно и не так прохладно как горный хрусталь, который даже в самую сильную жару остается холодным.

Гранат

Гранат подделывают не так уж часто. Во-первых, цена этого красивого минерала достаточно демократична, а во-вторых, гранаты обладают рядом специфических особенностей, присущих только им. Эти камни обладают легким магнетизмом, поэтому при покупке стоит вооружиться магнитом и пробкой, которая нужна для нейтрализации магнитного поля металлических весов, куда вы положите гранат. Итак, гранат кладется на пробку, а пробка на весы. Затем к камню осторожно подносится магнит и на расстоянии десяти миллиметров гранат станет проявлять свою магнитную природу через колебание стрелок весов.

Лунный камень

За лунный камень можно легко принять матовое стекло или пластмассу, которую красят по особой технологии с целью получения неоднородного окраса. Внешне такая стеклянная подделка очень похожа на лунный камень, но в ней нет игры света и мириад разноцветных отблесков, когда минерал подносится к источнику света. Причем эти отблески отражаются каждый раз по-новому, а в стекле блестки словно застыли в вакууме. То же самое касается и белого халцедона и синтетической шпинели, обработанных термическим методом для придания им специфического блеска лунного камня. Здесь поможет только рентгеновское облучение минерала, которое выявит бело-фиолетовое свечение, характерное для лунного камня. Также можно попытаться разглядеть лунный камень в десятикратную лупу, через которую можно заметить многоступенчатую структуру и слоистость, свойственные полевому шпату.


Топаз

Методов распознавания природных топазов довольно много. Одним из них является простой тактильный анализ: если, прикоснувшись к камню, вы почувствовали скользкую и холодную поверхность, перед вами, скорее всего, топаз. Также можно использовать и шерстяную ткань для проверки подлинности минерала: если хорошенько натереть ею топаз, он накопит в себе электричество и притянет к себе мельчайшие предметы, например, волоски, кусочек салфетки и прочий легкий мусор. Если есть возможность, опустите камень в йодистый метилен - настоящий топаз утонет в этой жидкости, а подделки, например, кварц, останутся плавать на поверхности. Подделывать могут не только сам камень, но и его качественные параметры. Для многих ювелирных топазов характерно облагораживание по цвету путем термической обработки. Выявить следы облагораживания можно лишь в геммологической лаборатории. Также появляются на свет и золотистые топазы или Мадейра-топазы, представляющие собой нечто иное как нагретые до нужной температуры аметисты.

Хризолит

Этот ярко-зеленый камень часто подделывают окрашенным стеклом, и неопытному покупателю довольно трудно отличить подделку от оригинала. А ведь это очень просто - в большинстве случаев стеклянная фальшивка прокрашена неравномерно и можно наблюдать загустения и просветы в различных зонах стекла. В случае же с натуральным хризолитом таких метаморфоз вы не увидите: камень имеет одинаковый цвет и интенсивность по всей своей структуре. Бывает, что за хризолит пытаются выдать оливково-зеленые пластмассовые бусинки (их легко можно поцарапать и даже испортить обыкновенным ножом), а также зеленый турмалин или хризоберилл, которые внешне трудно отличить даже опытному ювелиру. Распознать подделку можно только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Лазурит

Кто хоть раз видел минерал природного лазурита, тот вряд когда-нибудь спутает этот камень с чем-то похожим (лазулитом, азуритом, содалитом, дюмортьеритом). Дело в том, что оттенок этого удивительного камня необыкновенно синий, можно сказать он "режет глаз" своей синевой. Фальшивки же не могут воссоздать такой насыщенный синий оттенок, они бледнее и скучнее, чем оригинал. Если вам не приходилось иметь дело с лазуритом, проверьте камень следующим способом: опустите его в стакан с водой и взболтайте. Подделки, например, крашеная берлинской лазурью яшма или крашеная оксидом кобальта синтетическая шпинель, тут же окрасят воду в голубой или синий цвет, а природный лазурит оставит после себя прозрачную воду. Есть еще один способ распознавания лазурита - растворение природного минерала в соляной кислоте - однако его навряд ли можно рассматривать как диагностический признак.

Цитрин

Природный цитрин - это красивый ярко-желтый камень, часто использующийся в ювелирном деле. Однако, приобретая кольцо или серьги с цитринами, убедитесь, что вам продают не обожженный аметист или облагороженный кварц, стоимость которых много ниже, а именно натуральный цитрин. Отличить его можно по менее насыщенному желтому цвету, который у облагороженного аметиста или кварца навязчиво желтый и даже с оранжево-красным оттенком. У природного цитрина может быть несколько цветов (янтарный, бледно-желтый и т.д.), однако все они выдержаны в спокойном тоне. Диагностическим признаком может служить эффект дихроизма натуральных цитринов: при разных углах зрения цвет минерала меняется от бледно-желтого до насыщенно-лимонного. Подделки же таким эффектом не обладают и имеют одинаковый и равномерный цвет вне зависимости от угла зрения.

Золото и драгоценные камни всегда привлекали людей. Они не только их украшали, но и были надежным средством инвестиций и сохранения капитала, что нередко толкало нечестных на руку торговцев на подлог и обман. Несколько советов о том, как распознать подделку и избежать покупки "кота в мешке", в беседе с корреспондентом "РГ" раскрыл индийский ювелир Мохаммед Амир.

Амир далек от высокой моды. Его изделия не демонстрируют на подиумах и не предлагают богатейшим людям всего мира. Он создает свои маленькие шедевры для обычных людей. Свадьбы, дни рождения, юбилеи - у него найдутся подарки на любой случай и карман. Если не знать точно, где магазин Амира, найти его будет трудно, ведь рынок, где он работает, очень популярен среди туристов и в простонародье прозван "Яшкой". Ювелирных лавок здесь так много, что разбегаются глаза.

На витрине его небольшого магазина не так много украшений, но по мере разговора с клиентом из его потаенных закромов появляются все новые предметы роскоши. Еще больше у него драгоценных камней. Разной формы, разного качества и цены. Многие клиенты приходят именно за камнями и под них заказывают себе украшения.

В Индии все ювелиры так делают, как вы? На витрине выставляют что похуже, а самые интересные вещи держат в кейсе?

Амир: Нет, просто магазин небольшой и витрины не могут все вместить. Хотя те изделия, что подороже, мы предпочитаем не выставлять напоказ с точки зрения безопасности.

А ваша семья давно занимается ювелирным бизнесом?

Амир: Истоки берут свое начало с момента прихода в Индию моголов (XVI век. - Авт.). Но так гласит семейная история. А так я четко могу сказать, что последние 300 лет все мои предки, включая отца, деда и т.д., были ювелирами. Сейчас бизнес продолжаю я вместе с братьями.

Вы из какой-то специальной касты или так просто сложилось?

Амир: Да, наша каста Шеих-Лахори. Все, кто к ней принадлежит, занимаются ювелирным делом.

Скажите, пожалуйста, под силу обычному человеку, т.е. не ювелиру, отличить хороший драгоценный камень от плохого?

Амир: Во-первых, если вы собрались купить камень или украшение, всегда спрашивайте сертификат. Если магазин хороший, вам обязательно представят такой документ. У меня он есть на все изделия с драгоценными камнями. Если же его нет и вы все-таки хотите приобрести украшение, внимательно присмотритесь к камню. Конечно, это непросто, но все равно, подержав его на свету, вы сможете понять, мутный он или прозрачный, есть ли сколы и царапины, трещины и т.д. Камень также можно взвесить: настоящий природный камень всегда тяжелее искусственного.

А на индийском рынке много искусственных камней?

Амир: Да, нередко встречаются подделки, поэтому нужно быть внимательнее. Причем вас могут обмануть не только при покупке дешевого украшения, вы можете потратить несколько тысяч долларов и остаться ни с чем. Поэтому выбирайте надежное место.

Что такое "гретые" камни?

Амир: Камень нагревают, чтобы он быстрее созрел и набрал более насыщенный цвет. Например, все рубины, которые продаются в делийских магазинах, - "гретые". Они настоящие, вам даже выдадут на них сертификат, но свой цвет они приобрели искусственным путем. Есть небольшая доля бирманских рубинов, они сильно отличаются от других темно-красным цветом и ценой. Они в разы дороже.

Другая категория камней - "обработанные". Например, есть настоящий природный камень, но у него один небольшой изъян - пустота внутри. Тогда ее вычищают и заполняют подкрашенным жидким стеклом. Оно застывает, и камень готов. Он тоже настоящий, но с нюансом.

В делийских магазинах продают изделия из местных камней или вы их импортируете?

Амир: Большинство камней привозные. В основном африканские, а также привозят из Юго-Восточной Азии. В Индии камни практически не добывают.

Но все же есть камни, о которых с уверенностью можно сказать, что они из Индии?

Амир: Существуют кашмирские топазы и изумруды. Они очень высокого качества и очень дорогие. На рынке их встретить можно редко. Но полудрагоценные камни, например, гранат, лунный камень, черный оникс, кошачий глаз производятся в основном в Индии.

Можно ли по огранке определить стоимость камня?

Амир: Арифметика простая: чем меньше граней, тем камень дешевле. Для бриллианта, например, максимальное количество граней 57. Такой камень будет дорогим. Другие камни тоже имеют свои способы огранки, поскольку все они отличаются по своим физическим качествам. Но эта задача под силу только специалисту. Простому человеку трудно будет сразу определить тип огранки, а считать грани он вряд ли будет. (Смеется.)

Какие камни сегодня в моде?

Амир: Конечно, бриллианты. Они всегда в моде. У нас, например, все бриллианты африканские. Сапфиры, рубины тоже популярны. Среди полудрагоценных камней на первом месте голубой топаз.

А российские бриллианты у вас есть? У нас в Якутии много алмазов добывают...

Амир: Нет, может, в будущем появятся.

Какие камни вы посоветуете покупать в Индии?

Амир: Качественные. (Смеется.)

А что скажете о жемчуге?

Амир: Жемчуг весь речной, из Китая. Морской бывает редко, он намного дороже и обычно привозится на заказ.

Расскажите о золотых сплавах... Какие используют в Индии для ювелирных изделий?

Амир: Мы добавляем в золото медь и серебро, поэтому индийское золото мягче и легче обрабатывается.

Пробы ставите?

Амир: На золотые изделия обязательно ставится правительственная проба. Она наносится лазером и помимо чистоты металла наносится также символ фирмы, где изделие было произведено. Наш символ - звезда. В других магазинах собственные символы. По нему можно узнать историю украшения по государственному реестру, где отмечены все ювелирные компании. Крупные, естественно. Если такой пробы нет, тогда лучше подумать, покупать ли украшение. Но на серебряные изделия я пробу ставлю свою, чтобы не платить пошлину государству. Серебро не очень дорогое, и получается невыгодно платить дополнительно за пробу.

А серебряные изделия вы тоже изготавливаете?

Амир: Да, но не очень много.

А их тоже подделывают или это нерентабельно?

Амир: Да, конечно. Надо быть осторожнее. Порой вам могут продать серебряный столовый набор, где серебра всего 50%, а возьмут как за 875-ю пробу. Здесь желательно купить одну ложку из набора и отнести в лабораторию для анализа. Но это займет 1-2 дня. Поэтому есть другой способ. Если ложка гнется и не ломается, значит, в изделии серебра много и проба высокая, а если ломается, значит, пополам с другим металлом.

Правда, что для сглаживания недостатков ювелирных изделий их покрывают родием?

Амир: Слой родия обычно наносят на золотые и серебряные изделия не только чтобы скрыть изъяны работы ювелира, но и придать блеск украшению. Ничего плохого в этом нет, но необходимо помнить, что у некоторых людей на него бывает аллергия.

А как можно проверить изделие на наличие родия?

Амир: Такие изделия сразу заметны. У них неестественно яркий блеск. Они не тускнеют. Также нужно помнить, что за слоем родия может скрываться подделка. Так вам могут подсунуть, например, медное или бронзовое кольцо, вместо золотого, и узнаете вы об этом только через год, когда слой родия постепенно сотрется.

Вы работаете в ювелирном бизнесе уже много лет, кто ваши покупатели?

Амир: На нашем рынке в основном бывают туристы из России и стран СНГ. Я даже русский язык немного выучил специально для них.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»