Мнемотаблицы для взрослых. Применение мнемотехники для развития памяти

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Приёмы и упражнения мнемотехники

На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя .

Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

Приём «Матрёшка» - это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

Некоторые техники для запоминания

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.

  1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
  2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
  3. Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод - метель.
  4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
  5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
  6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш - необычная ассоциация.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время - в век информации и высоких технологий.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мнемотехники позволят вам лучше запомнить любую нужную информацию. Рассмотрим основные мнемотехнические приемы; виды мнемонической информации, что понять, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий (точные сведения) у многих людей запоминается хуже всего; а также практические упражнения для тренировки памяти на работе.

1. Кому нужны мнемотехники?

  • В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию. Это очень удобно - помнить все, что нужно. Иногда в память записать и найти там информацию гораздо быстрее.
  • Ораторам. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речи льются так плавно.
  • Школьникам и студентам. Мнемотехника позволит лучше запомнить информацию. На экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может сохраняться в вашей памяти надолго. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области. Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам.
  • Преподавателям. Мнемотехника возникла как часть ораторского искусства. Когда преподаватель заглядывает в конспект - это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку.
  • Деловым людям. У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам вы можете лучше запомнить информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.
  • Для сохранения здоровья. Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.

2. Приемы мнемотехники

2.1. Прием «цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

2.2. Прием «матрешка». Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.

Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его,и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.

2.3. Прием символизации. Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор - образ «Трактор»; ками (япон. «волосы») - «Камин»; куби (япон. «шея») - «Кубик»; штат Аляска - «Коляска»; деверь (родственник) - «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»

Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод - «Лед», тепло - «Грелка», вечность - «Пирамиды», бесконечность - «Математический знак бесконечности», зима - «Снежинка», весна - «Букет мимозы», лето - «Солнце», осень - «Желтый кленовый лист».

Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

Пример: необходимо соединить «Матрешкой» два образа - «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа».

Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени? Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто: вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко«гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.

Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение 20-30 секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании. Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.). Таким образом, вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

3. Виды мнемонической информации

В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида: образную, речевую (текстовую) и точную. К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой - воспринимаемая устная речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов информации и постараемся понять, чем они отличаются друг от друга, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий - точные сведения - у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику.

3.1. Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.

3.2. Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Прочитайте следующее высказывание и проследите, что в этот момент возникнет в вашем воображении: «На огромном... стоит маленький...» Чего-то не хватает в этом высказывании. В воображении создается ощущение пустоты, недосказанности. Воссоздающее воображение - процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.

Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении. Назовем их пространственными операторами. Это предлоги, служебные части речи, глаголы и прилагательные. Для этой же цели служат падежные окончания слов. Пространственные операторы, направленные на механизм мышления, воспринимаются мышлением и через него выстраивают образы в нашем воображении в соответствии с воспринимаемым текстом или речью.

Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения, и эти взаимосвязи намного слабее. Зрительный анализатор - это часть мозга, воспринимаемый образ проходит «нервный путь» от сетчатки глаза до первичной (стриарной) зрительной коры, находящейся в области затылка.

3.3. Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.

Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Изобретательные школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой. Все программы обучения подстроены под учеников, не умеющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести опрос по точной информации, результаты будут плачевными.

4. Тренируем память на работе

4.1. Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.

4.2. Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку,наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.

4.3. Упражнение 3. Это упражнение из разряда телесно ориентированных. Воссоздайте одно из наиболее ярких позитивно окрашенных состояний, испытываемых вами ранее: успокоения, вдохновения, радости. Проанализируйте все мышечные компоненты этих состояний. Как правило, ими станут приятные ощущения расслабленности мышц лица, шеи и груди и легкого тонуса мышц живота. Однако это общие характеристики. Радость, успокоение, вдохновение имеют большое количество различий. Особенно заметны различия в позе и ритме дыхания. Все различия необходимо также идентифицировать. После того как вы прочувствуете детали каждого состояния, зафиксируйте их. Войдя в одно из состояний, мысленно «прокручивайте» необходимую для запоминания информацию. Для того чтобы вернуться к ней впоследствии, достаточно воссоздать исходное состояние. В самом начале занятий для тренировки памяти предложенным способом целесообразнее использовать нейтральную информацию.

4.4. Упражнение 4. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

Eкатepинa Eвгеньeвнa Bacильeва - доктор педагогических наук, профессор Poccийской академии естественных наук

  • Лидерство и Менеджмент

Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них - мнемотехнике.

Для начала - притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий - ассоциация и фон.

Ассоциация - мысленная связь между двумя предметами, фон - это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

По похожему принципу организована следующая фраза: "Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь". Ту же последовательность дает английский вариант: "Oh Be A Fine Girl, Kiss me", и эта последовательность - классификация звезд в астрономии от горячим к холодным - O,B,A,F,G,K,M.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...

Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь - Его Фамилия Же-Аш" - дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.

Но ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре. Фраза "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число уж знаетъ" с учетом написания слов с буквой "ять" в дореволюционном написанием позволяет запомнить число Пи до десятой цифры: 3.1415926526, и в ней каждая цифра соответствует количеству букв в соответствующем слове. А фраза "Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух" - содержит и вопрос, и ответ. "Чему равен квадратный корень из 2?" - задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: "1,4142135624" с соответствующим округлением. Можете проверить.

Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах "Союз нерушимый" и "Вставай, проклятьем заклейменный" - это квинты.

Наверное, примеров достаточно. Теперь как это применить на практике.

Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники - это . Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.

Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода - топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки "с нанизыванием" - то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая "Репка". Подберите "реквизит" - репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из деткиных игрушекили нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких "репетиций", убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.

Ребенку постарше метод размещения Симонида (он еще называется методом loci) удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. "Привязав" эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и "повесив" ротовую полость на дверь комнаты, трахею - "положив" на стол, бронхи - на кровать, а легкие - "повесив" на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке анатомии обеспечена.

Юные шифровальщики. У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Выше был описан метод запоминания цифр с использованием ключевой фразы, в которой количество букв в слове соответствует запоминаемой цифре. При этом человек с хорошей фантазией и поэтическим даром фразу может придумать сам. Всем остальным можно порекомендовать искать нужные фразы в любимых стихах. Например, для того чтобы запомнить телефон 156-96-47 можно использовать всем хорошо знакомое:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась (ты)

Пример, конечно, утрированный, но достаточно показательный.

Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы "З" и "О" очевидно похожи на цифры "3" и "0". Всем остальным можно придумать подобные ассоциации. Тогда любой набор цифр превращается в набор букв, которым можно сопоставить какое-нибудь соответствующее слово. Например, ассоциировав цифры "3", "8" и "0" с буквами "З", "В" и "О" и подобрав им слово "ЗаВаленО", вы получаете "ключ" к запоминанию даты Куликовской битвы, запомнив фразу "Куликово поле завалено трупами".

Пароль-отзыв. Как известно, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. Предлагаю вам поиграть в игру "пароль-отзыв", где "пароль" - изучаемое иностранное слово, а отзыв - найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское "apple" (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком". А итальянское "fagotto" (узел) - очевидное "фагот" - легко запомнится фразой "ФАГОТ связали в УЗЕЛ".

Изобретаем новый язык. Как вы думаете, что такое априюнсенноя? Или МуМоБоНе? Это не фразы из языка тумба-юмба, это сжатая до минимума информация - так называемая агглютиграмма (склейка).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»