Как сделать лошадь из папье маше своими руками. Лошадка из папье-маше

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Я впервые попыталась заснять весь процесс, обычно фотографирую только конечныы результат. Кроме того, это моя первая попытка поместить что-либо в это сообщество. Так что, прошу, не судите строго.

К этому проекту меня постепенно привело несколько событий. Первое, я увидела головы животных из папье-маше в нескольких бутиках в Боулдере. Понравилось, но платить под $80 за старые газеты? Потом я нашла на инете руководство к созданию такой головы с каркасом из огородной сетки. Вот оно! Подумала я. И пошла за сеткой. И тут-то и была засада: огромный её рулон стоил $25, из них мне надо было на $1, а остальное обещало пылиться в гараже. Отклонила. И вот тут-то меня и задело за живое, неужели я не смогу сделать эту несчастную голову за копейки? Смогла, подсчёт затрат - в конце поста.

Вначале нам понадобятся пластиковые продуктовые пакеты, штук 10 хватит с запасом. Из них сворачиваем что-то приблизительно по форме близкое к голове задуманного животного. Не надо слишком стараться (корректировать будем позже), достаточно на уровне - уже/шире.

Следующий слой - фольга. Во-первых, фольга нужна толстая, чтобы держала форму. Во-вторых, тут уже надо приблизиться к окончательной форме.

Из двух пакетов и фольги делаем уши (или хобот, или рога) и прикрепляем к голове той же фольгой.


Гриву я сначала прикрепила, а после того, как сделала кадр - нашла более удачный способ. Он - ниже.

Следующий этап, аккуратно обматываем всю конструкцию липкой бумажной лентой, корректируя форму, а заодно и попрочнее прикрепляем уши. Из куска фольги сворачиваем гриву и прикрепляем её той же лентой.


ТЕперь из тех же пакетов, фольги и ленты создаём шею, а из куска картона - изнанку.

Ну и наконец сам процесс папье-маше. Клейстер я варила из двух чашек муки и одной воды, зачем-то было указано добавить 1 ст л соли. Добавила. Использовала бесплатные газеты. Чтобы следить за тем, что слой папье-маше везде одинаков, на один слой брала только цветные куски, на другой - только чёрно-белые.


Вот теперь-то, пока вся наша конструкция ещё влажная можно придать окончательные детали: глазницы, ноздри, выступающие челюсти. И оставляем сушить. У меня это заняло 1 день на балконе.

А вот теперь уже по Вашему желанию, если Вы собираетесь её полностью закрасить, то это можно делать, как только голова высохла. Я же хочу, чтобы газеты были видны на 1/2 части моей зебры. Поэтому обклеиваю всю конструкцию ещё одним слоем, более внимательно следя за тем, как ложатся куски. И опять - до полного высыхания.

Ну и последний момент - черный акрил.

Ну и подсчет урона:
Фольга - на $1
Лента - $1.5
Клей (последний слой газет наклеивала раствором 50/50 клей и вода) - $1
Акрила ушло центов на 20.

А в преддверии Новогодних праздников мы можем сделать голову оленя Санта Клауса или, так как приближается год лошади, то соответственно и сделать макет лошади:) Но вполне можно использовать эту технику и для других замыслов:)

Давайте же изучим мастер-класс от мастерицы Эшли.:

Для этого проекта не так и много, что Вам понадобится:) И это здорово, не так ли?:)

Запасайтесь газетами, бумажным скотчем, мукой, водой и бумажными полотенцами:) Вот и все:)

Для создания головы лошади- комкаем в большие комки газету, которую фиксируем бумажным скотчем.


Таких комочков только для головы вам понадобится 3 , причем, в середине должен размещаться самый маленький ком.

Скрепляем эти три комка вместе малярным бумажным скотчем.

Аналогично наращиваем к голове и шею, не забывая все скреплять скотчем.

Для устойчивости прикрепляем к срезу шеи картон, который тоже фиксируем скотчем.


9.

Ну а дальше все работы выполняются, как с обычным папье-маше. Варим клейстер из воды и муки в соотношении 4:1.

Доводим эту смесь до кипения и пару минут варите на медленном огне., при этом надо все время помешивать ее

Клейстер готов! И через пару минут, когда он немного остынет, можно приступить к наклеиванию кусочков бумажных полотенец, смоченных в этом растворе.

Таким способом оклеиваем всю голову, формируя при этом плавные линии и переходы.


14.

Уже становится похоже на голову лошади:)


А какая голова лошади без ушей?:) Их мы делаем из картонной бумаги.


Крепим к голове тоже скотчем. Так как замысел мастерицы Эшли Hackshawliпо материалу сайтаlblueboo/com был единорог, то соответственно она приделала ему рог, но мы можем этого и не делать.

Обклеиваем ушки варом и бумажными клочками полотенца.

Из скрученного жгутика бумажного полотенца, смоченного в растворе - формируем лошади ноздри.

Дополнительно клеим бумажные слои в нужных местах.

Эшли использовала страницы журналов, чтобы ими выполнить декупаж на поверхности головы лошади при помощи декупажного клея, который Вы видите сейчас на экране. Печатные страницы можно заменить на цветные страницы журналов, фрагменты салфеточек, просто окрасить акриловыми красками или придать голове имитацию металла при помощи красок металлик и последующим их патинированием. А можно весь макет покрыть слоем шпатлевки, тогда этап использования клейстера можно пропустить Вы даже можете потом нанести на этот макет мозаику из многих материалов.


23.

24.

Чтобы этот макет прочно держался, крепим его к прочному основанию!

.

Дерзайте, берите за основу этот проект и раскручивайте его на свое усмотрение:) Причем, этот плацдарм для творчества очень экономичный:))

Посмотрите, какие макеты были выполнены мастерами!

2.

4.

Некоторые из них все делали по всем правилам, сооружая сначала каркас из проволоки, затем натягивая на него сетку и только после этого они применяли папье-маше.

6.

Кстати, вы таким способом еще успеете создать новогодние шары:)) Смотрите, как оригинально получилось:)

Прежде чем приступить к изготовлению фигурки, нужно порисовать эскизы,
особенно это бывает полезным, когда еще нет четкого представления о
будущем персонаже.

Определившись (хотя бы примерно) с тем, какой будет фигурка, можно приступать к изготовлению каркаса.


Каркас будет проходить внутри головки, тела и ножек. Хвост и
грива будут добавлены отдельно и о них пойдет отдельный разговор.


У меня проволока медная, двужильная - достаточно прочная, поэтому беру ее в один слой.


Скрепляю отрезки между собой тонкой проволочкой.


Если вы хотите чтобы у фигурки все четыре ноги были отдельно,


То в области ног оплетку нужно разрезать и убрать.

Но так как мы не ставим перед собой задачу сделать точную копию лошади,
можно сделать фигурку стилизованную, где передние и задние ножки могут
быть вместе и тогда разрезать оплетку не нужно, оставить так как есть.


Этот вариант подойдет для тех, кто еще не очень уверен в своих силах.



Я же выбрала для себя задачу посложней и потому на моем каркасе четыре
проволочки для ног и, как видите, они достаточно точно повторяют линии
ног на эскизе.


Если вы поставите себе целью точно следовать своему эскизу, то каркас нужно проработать особенно тщательно.


Часть 2 - создаем фигурку.

Для работы на этом этапе нам понадобятся листы бумаги - крафт и газетные.

Из крафт бумаги заранее приготовим полоски шириной 1.5-2 см, длиной 10-15см.

Так же понадобятся кусочки крафт бумаги размером с ладонь.

Газету нужно разорвать на куски с писчий лист.

Хочу напомнить,что бумагу для папье-маше никогда не режут ножницами, ее только рвут.

И еще - бумажные волокна имеют определенное направление, именно поэтому в
одну сторону, вдоль волокон, лист рвется хорошо, а поперек - нет. Вы
почувствуете, если еще не обратили на это внимание, когда попробуете
разорвать лист бумаги вдоль и поперек. Выбрать правильное направление
особенно важно при изготовлении узких лент.

И про нанесение клея на бумагу - кисточка не пригодится. Смачиваем
клеем пальцы, растираем бумагу, разминаем ее, чувствуем как она
становится мягкой и пластичной - всё, можно работать.

Начинаем обматывать проволоку. Сначала оборачиваем кончик проволоки,
чтобы его не было видно, потом идем по всей длине будущей ножки.
Обвиваем лентой равномерно, достаточно плотно, сглаживаем поверхность,
чтобы не было неровностей и углов.



Жгутики так же уже смазаны клеем и размяты, приложили, обмяли со всех сторон, придали форму и опять обмотали лентами.


Совет: жгутики заготавливайте сразу парно - одинаковые для левой и правой ножки - иначе можете промахнуться с толщиной


Нижняя часть ножек готова - идем выше.




Продолжаем наращивать форму - добавляем влажные комочки газеты.


Хорошенько всё обминаем, ищем форму. Поймали - фиксируем, обклеиваем
мелкими кусочками бумаги. Следим, чтобы все хорошо проклеилось и бумага
легла без складок, хорошо повторяя форму.


Заднюю половину фигурки сделали, добавляем объем в районе груди.


Пока бумага влажная, ею можно почти что "лепить" - делать углубления,
наращивать, добавляя комочки и обклеивая. Поищите форму, это интересно!

Тело готово, делаем шею и голову - обматываем каркас газетными жгутами и так
же обклеиваем крафт бумагой. С помощью газетных комочков добавляем объема где это
нужно по замыслу.


В итоге - вот что получилось.


Фигурка готова - сушим.

Здесь фигурка уже хорошо подсохла, смотрим на эскиз - где попали, где
промахнулись с формой. Я умышленно сделала потоньше в районе шеи и
головы, чтобы была возможность потом пролепить мордочку и наложить еще
один слой.

На фото видно, что после высыхания появились неровности, скрыть их нам поможет именно рельефный слой. В сложных работах для достижения гладкой идеальной поверхности обычно используется шлифовка. Мы же сделаем всё намного проще.

Работая на данном этапе нужно помнить, что в итоге толщина фигурки в
районе туловища, шеи и головы должна получиться немного меньше
планируемой, чтобы потом была возможность наложить рельефный слой.Он
скроет огрехи и сделает поверхность более привлекательной.


Часть 3 - фактурный слой и подставка.



Когда фигурка подсохла, добавляем фактурный слой.


При работе с ним нужно помнить, что поверхность перед нанесением слоя
нужно смазать клеем. Клея нужно немного, его нужно хорошенько втереть.


Накладывая слой, нужно стараться делать его одной толщины, чтобы не
исказить форму, хотя при необходимости где это потребуется его можно
налепить и побольше для придания фигурке большей выразительности.


Я не покрывала слоем морду, ножки и живот. Там где слой заканчивался,
старалась свести его на нет, чтобы не было грубых границ. И сам слой
максимально разглаживала - ведь тело лошади гладкое. Но обойтись без
этого слоя нам не удастся, иначе придется шлифовать все неровности, а
этого не хотелось бы.

Максимальная толщина слоя на таких фигурках может быть не более 1 см
(толще - зачастую отваливается) Накладывать его нужно постепенно на всю
поверхность, слегка обмять пальцами, или сухой щетинной кистью - кисть
усиливает рельефность.

Нужно помнить, что задача слоя - придание изделию большей
декоративности, значит наносить его нужно аккуратно и равномерно.
Следить, чтобы не было пропусков или грубых выпуклостей.


Слой сохнет сутки.


Когда подсохнет, можно будет пролепить мордочку и копыта, но об этом чуть позже.

А пока сделаем фигурку более устойчивой.

На фото видно как я это делала:


Фигурка теперь стоит сама.


Часть 4 - хвост и грива.


Выкраиваем из картона две детали для хвоста и гривы.

Детали плоские, делаем их более объемными.

Приклеиваем к детали хвоста проволоку

Накладываем на детальки газетные жгуты с обеих сторон.


Обклеиваем готовые детальки одним слоем бумаги.


Примеряем и смотрим всё ли сошлось.

Если результатом довольны - сушим.

Позже, для придания им большей выразительности, хвост и гриву нужно будет задекорировать, но делать это лучше по высохшему.


Для этого нам понадобятся бумажные носовые платочки.


С их помощью мы сделаем хвост и гриву более выразительными.


Для этого заготавливаем из платочков узкие длинные полоски шириной 1.5-2 см.

Наносим немного клея на полоску


Затем, скручиваем жгутики движением, подобным тому, каким кокетки наматывают локон на пальчик... :)))


Украшаем влажными жгутиками гриву и хвост.


Накладываем
их на слегка смоченную клеем поверхность, аккуратно прижимаем не
расплющивая. Когда подсохнут и станут тверже, всю деталь можно покрыть
тонким слоем клея - для прочности. Важно не переборщить с клеем, чтобы
поверхность осталась достаточно рельефной.


Сейчас в продаже много рельефных материалов для декора. Кто хочет
ускорить работу, может использовать и их. Я же остаюсь верной Ее
Величеству Бумаге.


Часть 5. Мелкие детали и сборка.

Ушки



Делаем выкройку ушек



Для ушей нам понадобится крафт бумага.


Склеиваем лист так, чтобы получилось четыре слоя и с одной стороны был сгиб. Именно по нему пройдет внутренняя часть ушек.


Не даем бумаге высохнуть и быстро вырезаем две детальки, придаем им нужную форму:


Когда форму поймали, зафиксируем торцы ниткой, чтобы складочки не раскрылись, когда бумага будет сохнуть.


После этого нужно проверить не разошлись ли слои бумаги и покрыть ушки слоем клея.


На батарее ушки сохнут часа два.


Мордочка





Лепим мордочку. Я это делала из Папер-клея.


Перед началом поверхность папье-маше нужно слегка увлажнить - втереть воду.


Лепить нужно постараться быстро, т.к. масса быстро сохнет от тепла рук.


Используйте воду для увлажнения поверхности и при разглаживании.


В работе я пользовалась стеками.


Подставка




Торцовую часть нужно обклеить чем-то симпатичным.


Я использовала тесьму.


Тесьму полностью смачиваем клеем и фиксируем с помощью булавок.


Торец подставки тоже был смазан клеем ПВА.


Сборка



Делаем шилом в головке два отверстия, капаем туда клей и вставляем уши.

Щели аккуратно заполняем папье-машовой массой.


Приклеиваем хвост и гриву, фиксируем лошадку на подставке.


В этот раз я пользовалась термопистолетом, а вообще хорошо тут помогает бумажная масса №1 из туалетной бумаги и ПВА.

С её помощью мы заполняем все ненужные щелки, углубления в местах
соединения деталей. Масса достаточно пластична и хорошо лепится.

Из нее я сделала копыта после того, как лошадка прочно встала на подставке.


Всё готово!


Осталось раскрасить.


Часть 6 - роспись фигурки.

Первый слой - грунтовочный.

Этот слой будет темным, намного темней, чем предполагаемый цвет готового изделия.

Краска первого слоя не должна быть густой, в нее нужно добавить немного
воды для того, чтобы она хорошо прокрашивала все углубления, но не
замазывала их.

Наносим слой щетинной кистью, тщательно втирая краску в поверхность.

Покрыли полностью фигурку - сушим. Все слои наносятся только на сухую поверхность.

После высыхания проверяем хорошо ли прокрашены все углубления. Частенько приходится накладывать грунтовочный слой дважды.



Второй и все последующие слои

Для второго и всех последующих слоев краска должна быть густой. Жидкая
краска будет затекать в углубления и перекроет нижний слой полностью, а
нам этого не нужно.

Тон краски - светлее предыдущего, но еще не такой светлый, каким будет готовое изделие.

Наносится краска аккуратно щетинной кистью "по сухому". Это значит, что
краски на кисти не должно быть много и нужно постараться наложить ее
не сплошным слоем, а только по выпуклостям нашей рельефной поверхности,
чтобы нижний слой был виден в углублениях.

Прошлись по всей фигурке - сушим.

Таких слоев может быть несколько, причем, каждый из последующих слоев будет светлей и не должен перекрывать полностью предыдущий слой - это важно !

Последний слой

Последний красочный слой будет самым светлым. Нежелательно, чтобы это
была чисто белая краска, даже если по замыслу вы хотели бы сделать
белую фигурку, пусть это будет цветом топленого молока, или чем-то
подобным. Это придаст изделию тепла и привлекательности.

И еще хочу добавить, что последние слои
кладутся легко, кисть почти не касается поверхности. Краски на кисти
должно быть совсем немного, перед тем как накладывать, ее нужно хорошо
растереть на палитре другой кистью, а набирать по чуть-чуть на
рабочую кисть - сухую и чистую
. И очень важно: краска
должно быть густой - жидкая затечет в углубления, перекроет предыдущие
слои и наши старания окажутся напрасными.

Главное, к чему нужно стремиться, на мой взгляд, так это то, чтобы
краска не была кричащей - слишком черной. Хорошо, если это будет
серо-черный тон. Наносить его нужно тонкой кистью. И для того, чтобы
глазки смотрели, белой точечкой ставим блик.


Ну вот, осталось нанести на фигурку защитный восковый слой и всё готово.

Защитный слой.

Для того, чтобы защитить папье-маше от влаги, покрываем фигурку защитным слоем.

Для этого используем лак, или воск. Я больше люблю воск - он не
блестит, фигурка, покрытая воском, очень приятна на ощупь - теплая и
шелковистая. Лак придает изделию излишнюю глянцевость, что упрощает,
дешевит работу. Если же нужна сильная защита от влаги, как например, для
садовых фигурок, то тут без лака не обойтись, но лучше, если он будет
матовым.

Итак, как наносится защитный слой.

Лаковый слой наносим кистью - втираем понемногу, стараемся, чтобы рельеф не заплывал.

Восковый слой - для этого пригодна бесцветная мастика для натирки
полов. Она густая, наносить ее лучше кусочком поролона, или мягкой
тканью. Когда слой высохнет, растереть чистой тряпочкой и полюбоваться
как под ним заиграет красочный слой. :)

Подумайте, может вам захочется украсить подставку. Кроме тесьмы по
торцу там могут быть всякие "вкусности" - бусины, бисер, драпировка из
крафт бумаги. Здесь уж всё зависит от вашего желания и вкуса. Главное
тут не переборщить - подставка не должна сильно притягивать внимание,
ведь она всего лишь дополнение.

А еще саму фигурку можно украсить декупажем - это тоже хорошо дополняет.

В общем, фантазируйте!

Удачи и радости творчества!

Вместе со мной в этом проекте принимала участие Verba

Мы делали лошадок одновременно.

Посмотреть какая замечательная лошадка у нее получилась

можно


. Ольга Моисейкина сделала в подарок своему сыночку прелестную игрушку-лошадку в старинном стиле. Для создания поделки была использована техника папье-маше, а декорирована лошадка в технике декупаж под гжельскую роспись.

Лошадка в технике папье-маше в подарок сыночку

Приветствую всех посетителей сайта «Картонкино»! Меня зовут Моисейкина Ольга. Когда-то несколько лет назад я занималась с детьми в кружке. Этой работе было отдано 3 года моей жизни. С младшеклассниками я клеила поделки из бумаги и картона. А сегодня воспитываю своего маленького сына, ему весной исполнится 4 года.

Когда я задумалась о том, что скоро Новый год, то первый вопрос, который пришел мне в голову: «Какое животное будет покровителем наступающего года по восточному календарю?» И когда узнала, что это будет лошадь, то мне сразу же захотелось подарить сыну лошадку.

Честно говоря, когда я смотрю старинные винтажные открытки, фотографии старинных игрушек, то на них, бывает, встречаются лошадки на колесиках. Сегодня в магазинах продается много современных лошадок-качалок и даже есть на колесиках, но они все большие, а маленьких лошадок, которые можно покатать в руках, сейчас совсем нет.

Мне так захотелось подарить сыну кусочек старины. Первая идея была сделать лошадку именно винтажную или в стиле шебби. А эти стили подразумевают розовые и бежевые цвета, а у меня всё-таки сын, а не дочь.

Поэтому, придя в магазин, где продаются салфеточки по декупажу, я выбрала салфетку с мотивами в стиле Гжель. На этом краткая предыстория заканчивается, и начинается описание работы.

Для изготовления лошадки мне потребовались:

— бумага для оклейки окон, туалетная бумага;

— листы пенопласта толщиной 5 см;

— клей ПВА;

— шпатлёвка;

— проволока (1 мм);

— нож для бумаги (им я резала пенопласт);

— 2 ненужных пластмассовых фломастера (и приспособление для того, чтобы их резать, — у меня это нагретый кухонный нож);

— акриловые краски;

— салфеточки для декупажа;

— картон (0,5 мм);

— лак для декупажа;

— наждачная бумага.

Хотелось сделать лошадь из дерева, но готовых основ у нас в магазине не продают, и многого другого в нашем маленьком городе тоже нет. Поэтому я решила заменить дерево пенопластом.

Мне потребовались листы пенопласта толщиной 5 см. Из листа пенопласта я с помощью ножа для бумаги вырезала по шаблонам туловище – 1 деталь, передние ноги – 1 деталь и задние ноги — 1 деталь.

Шаблоны для лошадки можно скачать здесь:

После этого каждую ножку толщиной 5 см я разрезала пополам, в результате чего получились две передние ножки толщиной по 2,5 см и две задние ножки толщиной по 2,5 см.

Края всех деталей я закруглила. Туловище было обрезано с двух сторон, ножки внизу также были обрезаны с двух сторон, а сверху — только с одной стороны, так как другой стороной они присоединяются к туловищу.

Затем я прикрепила задние ножки толстой проволокой к туловищу, проткнув заготовку насквозь: нога — туловище – нога. Выступающие концы проволоки загнула, чтобы закрепить конструкцию.

То же самое сделала и с передними ножками.

Так как планировалось сделать лошадку на колёсиках, то мне нужно было вставить в ножки что-то цилиндрическое, что держало бы ось колёс. Для этого прекрасно подошёл фломастер.

Нагретой на газовой горелке проволокой (которую я держала в пассатижах с пластиковыми ручками!) я проплавила отверстия в пенопластовых ножках, в которые вставила корпус от фломастера. Фломастер так же легко отрезается нагретым на газовой горелке кухонным ножом.

Теперь можно приступать к оклейке бумагой. Однако обычную бумагу не так-то просто наклеить на пенопласт и для первых двух слоев я использовала туалетную бумагу. Смазываю её клеем ПВА и прислоняю к пенопласту — она очень легко прилегает к нему. После каждого слоя заготовку необходимо тщательно просушивать. Трубочки фломастеров так же оклеиваем бумагой.

После первых двух слоёв туалетной бумаги я наклеила ещё четыре слоя бумаги для оклейки окон. После высыхания последнего слоя получилась очень прочная конструкция.

Саму лошадку зашпаклевала, после высыхания обработала наждачной бумагой.

Теперь можно взяться за колёсики .

Для изготовления оси каждого колёсика я взяла три кусочка проволоки. Сначала обмотала их бумагой, смазанной в клее ПВА, а после высыхания оклеила скотчем. Длина отрезка, обмотанного скотчем, должна быть «от колёсика до колёсика». И заклеивать скотчем нужно не всё, а оставив по краям небольшие участки бумаги для того, чтобы к ним приклеить потом картонные диски колёсиков.

Приступаем к креплению дисков. Я вырезала 24 диска из картона толщиной 0,5 мм – по 6 дисков на каждое колесо. Заранее проколов небольшие дырочки в центре, я надела 3 картонных кружочка на ось в том месте, где остался покрытый бумагой участок, и склеила их между собой, не забыв приклеить колесики к бумажной обмотке оси.

После высыхания загнула торчащие отрезки проволоки.

Теперь необходимо плотно заполнить пространство между концами проволоки туалетной бумагой, смоченной в клее ПВА, и подождать, пока высохнет.

После этого я наклеила оставшиеся три картонных диска. Ту же операцию проделала и с другой осью.

Необходимо зашпаклевать и края колесиков.

Теперь о декоре игрушки .

Окрасила лошадку белой акриловой краской в два слоя. После высыхания краски наклеила на тело лошадки мотивы, вырезанные из декупажной салфеточки. Когда клей ПВА высох, я покрыла лошадку двумя слоями глянцевого лака.

Сама лошадка уже готова.

После высыхания вставляем оси в трубочки фломастеров.

Точно так же делаем колесики и с другой стороны. Шпаклюем, зачищаем и красим их.

После того, как колёсики высохли, делаем на них декупаж.

Теперь осталось покрыть их лаком и дождаться высыхания. И подарок сыночку готов.

* * *

Прекрасный и трогательный подарок! Уверена, эта лошадка, с такой любовью сделанная руками мамы, надолго займёт место среди самых любимых игрушек малыша, а впоследствии останется одним из светлых воспоминаний о детстве.

Следующая работа Ольги также выполнена в технике папье-маше, и она открывает нашу третью конкурсную номинацию «



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»