Как заставить ребенка уважать своих родителей. Как научиться себя уважать: советы психолога для повышения самооценки Как заставить ребенка уважать взрослых

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В большинстве случаев самооценка человека закладывается с детского возраста. Из-за неправильного отношения родителей вырастет личность неуверенная, вечно сомневающаяся в себе, имеющая неадекватную оценку своих действий и, как правило, неудовлетворённая жизнью. Как не допустить этого? А если у человека уже сформировалась то каким образом её повысить, стать уверенней, оценить себя по достоинству и изменить свою жизнь? Об этом и пойдёт речь в статье.

Мама: наказание и похвала

Если мама желает сформировать в своём ребёнке личность, способную адекватно оценивать себя и свои поступки, она должна уметь не только наказывать, но и хвалить своего ребёнка. Когда взрослый человек задаёт себе вопрос: «Как научиться себя уважать?», ему приходится заглянуть в детство. Оказывается, его много ругали и мало или вовсе не хвалили родители, особенно мама. Когда ребёнок постоянно подвержен критике, у него формируется заниженное оценивание себя. Если же ребёнка только хвалить, вырастет личность с завышенной самооценкой. Вот и получается, что всегда лучше держаться золотой середины. Мама всегда была и будет главным звеном в воспитании дочери или сына.

С точки зрения мамы, наказание может быть вполне оправданным, ведь ребёнок не слушается. Однако часто дети перечат не потому, что хотят сделать нам назло, а лишь узнать что-то новое, научиться чему-то, а родителю в данный момент это неудобно, хлопотно. Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, маме стоит развивать в себе чувство уважения к своему ребёнку, умение видеть в нём самостоятельную личность. «Я сказала!..» должно звучать редко в общении со своим драгоценным чадом. Представьте, как научиться себя уважать ребёнку, если он постоянно подвержен критике! Из такого маленького человечка вырастет неуверенный в себе и, возможно, обиженный, обозлённый на всех взрослый человек. Только взаимоуважение и спокойное общение - это верный путь к развитию гармоничной, уважающей себя и окружающих людей личности. Никто не исключает строгости, но и на одной строгости ничего хорошего не выйдет. Человек - это не как тетива у лука. Его можно натягивать, отпускать и вновь натягивать, но если перетянуть, то пострадает психика…

Суть самоуважения и как научиться себя уважать при низкой самооценке?

Самооценка звучит как голос судьи внутреннего человека. Он оценивает наши действия, результаты, слова, эмоции, представление о себе. В итоге формируется самомнение, влияющее на наше восприятие окружающего мира и свою позицию, социальное поведение в нём, на уверенность и решимость действовать, что-то менять и решать, помогать кому-то или нет и т. п. Часто самоуважение большинства людей очень сильно зависит от того, как воспринимают нас другие. Если это отношение положительное, то, соответственно, мы растём в собственных глазах. Мнение окружающих важно всем: женщинам, мужчинам, девушкам и юношам, подросткам и малым детям.

Чтобы понять, как научиться себя уважать, необходимо:

  • Признать то, что у вас заниженное мнение о себе. Осознание - первый шаг к решению проблемы.
  • Перестать фокусировать своё внимание на собственных недостатках. Переключитесь на достоинства.
  • Вы - не жертва! Проблемы имеют все, и вы не исключение. Ваших проблем не больше, чем у других. Если ныть, то они усугубятся. От ноющего человека люди отворачиваются, и тогда закрываются новые пути и возможности.
  • Расслабляйтесь! Находите время для себя. Пусть это всего лишь несколько минут, но они должны быть у вас - минуты полного спокойствия и релаксации.
  • Радуйтесь и радуйте себя и окружающих… Делайте временами небольшие сюрпризы, подарочки, гуляйте, ходите в кино, кафе или просто в парк… Даря радость себе и близким, получаешь в ответ колоссальное количество энергии и положительного заряда, что, в свою очередь, сказывается на самооценке, самоуважении и качестве жизни.

Реальность и самоуважение

Интересно, что наше самоуважение не имеет ничего общего с реальностью. Самооценка, таланты, способности часто не соответствуют друг другу. История знает немало случаев, когда гении, обладающие исключительным талантом и способностями, имели низкое мнение о себе. В то же время встречаются люди, которые обладают посредственными способностями или вовсе обделены и умом, и талантами. При этом удивительно, какую высокую самооценку они имеют!

Отсутствие самоуважения приводит людей к тому, что они страдают от неуверенности, постоянно ощущают свою вину и подавленность, не могут полностью раскрыть свой потенциал, терпят оскорбительные ситуации и отношения. Например, как полюбить себя и повысить самооценку женщине, терпящей постоянные порицания, оскорбления, упрёки и унижения? Такая жена с заниженной самооценкой будет говорить мужу слова, которые в другой ситуации она ни за что не сказала бы. С другим мужчиной, умеющим подчеркнуть её достоинства и проявляющим к ней уважение, она была бы совершенно иной женщиной, с другим взглядом на себя и на окружающее её…

Главная опасность неуважения к себе заключается в формировании неадекватного восприятия социума и своего места в нём. Очень низкая самооценка провоцирует появление постоянного стыда, различного рода фобий. Все это, безусловно, оказывает влияние на успешность и самореализацию личности.

Как и повысить самооценку женщине или мужчине?

Существует достаточно много причин, следствием которых является низкая самооценка. Как правило, это глубоко укоренившееся представление человека о самом себе, берущее начало в детстве, переживаниях прошлого и длительном отсутствии родителей. Самоотвержение может вызвать пережитое психологическое и (или) сексуальное насилие, неправильные решения, приведшие человека к значительным проблемам. Если человеку пришлось пережить любой вид насилия, ему обязательно потребуется помощь профессионала, чтобы повысить свою самооценку.

Помощь психолога или психотерапевта даст возможность высвободить наболевшее, высказаться и примириться. Многие люди пытаются повысить собственную самооценку самостоятельно, но это не даёт ожидаемого результата. Иногда такой подход приводит к ухудшению состояния, вплоть до самых негативных последствий. Чтобы поднять самостоятельно самооценку, необходимо обладать недюжинной силой духа, волей и устойчивой психикой. Лучшим вариантом будет обращение к специалисту.

Какие признаки отсутствия уважения к себе

Самооценка - величина переменная. Она зависит от ситуаций и окружения. Есть люди, которые с близкими людьми спокойны и позитивны, а с незнакомыми замкнуты и застенчивы. Другие, наоборот, вне дома уверенны, деятельны и оптимистичны, а дома теряются и как бы затухают. Мы все разные. Не все умеют сохранять равновесное состояние духа при стрессах и трудностях. Адекватная самооценка и уверенность в себе формируются в детстве. Однако это не означает, что во взрослом возрасте невозможно её сформировать. Просто для этого необходимо как минимум желание самого человека.

Иногда кажется, что человек достаточно уверен в себе, настроен оптимистично и позитивно. Но на самом деле такой человек может постоянно находиться в состоянии борьбы с самим собой, со своими фобиями и комплексами. Поэтому низкая самооценка проявляется у различных людей неодинаково. Чтобы понять, как научиться ценить и уважать себя, необходимо провести самоанализ причин и признаков низкого самоуважения:

  • чувство вины - частое и необоснованное;
  • аутоагрессия;
  • непрекращающаяся самокритика;
  • зажатость и стеснительность;
  • разного плана фобии, страхи (например, при публичном выступлении).

Люди с устоявшейся низкой самооценкой, как правило, воспринимают мир как нечто враждебное, а себя ощущают в роли жертвы. Они чувствуют страх и нежелание выражать и отстаивать свои права, отказываются от нового опыта, упускают возможности и чувствуют себя абсолютно беспомощными и неприспособленными к жизни. Все это лишь ухудшает состояние, и человек движется по замкнутому кругу, постоянно ощущая стыд и страх.

  • создайте список ваших достижений и сильных сторон, регулярно перечитывайте его;
  • помните о своей уникальности, ценности для близких и окружающих, а если даже таковых нет, то уж точно вы нужны Богу. Вы личность, которую Бог любит и ценит, но хочет, чтоб она преобразилась и избавилась от плохих мыслей и болезненного состояния души;
  • запретите себе даже думать: «Я никому не нужен, меня никто не любит, у меня никогда ничего не получается, я неудачник…»;
  • приведите в порядок свой внешний вид, это очень важно для решения проблемы самооценки;
  • питайтесь только здоровой и полезной пищей. Не принимайте еду под телевизор, видео, радио и т. п. Пусть это будет особое время с сервированным столом, даже если вы в одиночестве;
  • занимайтесь спортом не менее трёх раз в неделю и ежедневно совершайте пешие прогулки на свежем воздухе;
  • обязательно высыпайтесь;
  • проходите процедуры расслабляющего массажа и не жалейте средств для вашего здоровья;
  • дома должно быть чисто и уютно, а стены или полки пусть украсят ваши грамоты, кубки, ценные подарки или просто ваши картины, фото;
  • балуйте иногда себя вкусняшками или займитесь любимым и интересным для вас делом;
  • слушайте положительную музыку, смотрите мотивирующее, доброе и светлое кино, начните интересоваться живописью, танцами, культурой;
  • общайтесь с позитивными людьми;
  • ставьте себе реальные задачи и добивайтесь результата;
  • и души;
  • научитесь вкусно готовить, петь, танцевать и сходите в храм, помолитесь Богу и попросите впустить в свою жизнь и сердце любовь;
  • завершите незаконченные дела и сделайте добрые дела для людей, пересмотрите круг общения, посвятите своё время чуть больше для ближних, одновременно расширяя кругозор;
  • не бойтесь тех, кто вас не ценит, станьте ровно, выпрямите спину - вы больше не тот униженный человечек. Вы имеющий своё мнение и самоуважение, уверенный и позитивный, а зло пусть остается где-то там, вдалеке от вас;
  • никогда не сравнивайте себя ни с кем.

Каждое изменение себя - это труд. Не стоит воспринимать этот процесс как тяжёлую, утомительную работу. Наслаждайтесь преображением, получайте от этого радость и удовлетворение.

Одной из общих проблем многих современных семей является детское непослушание, неуважительное отношение детей к родителям. Оно не только ухудшает взаимоотношения между ними, но и отрицательно сказывается на атмосфере в семье в целом. Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению?

1. Уважайте своего ребенка.

Никаких фраз, которые могли бы задеть личность ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно. Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

2. Будьте источником интересной информации.

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений. Вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

4. Не задавайте риторических вопросов.

5. Не ожидайте невозможного.

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова. мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснитесь к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

6. Не манипулируйте чувствами.

С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родители, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов. И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнорированием, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: «Как дела?» - «Нормально!»

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что «Мне сейчас нужна твоя помощь», «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне», «Я без тебя сейчас не справлюсь!», «Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!»

7. Не используйте угрозы.

Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха. Если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

— рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей.

Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.

— если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

8. Будьте благодарными.

Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!». И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

9. Помните, чего вы хотите добиться.

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость. Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои кризисные периоды: 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться. Все что нам нужно делать в этот момент – это любить их.

Любите своих детей и тогда они будут вас уважать и любить в ответ!

Многие родители изо всех сил пытаются научить ребенка их уважать. Некоторые даже заставляют. Но дети почему-то капризничают и никак не хотят признавать авторитет взрослых. О том, как привить ребёнку уважение к старшим, каких ошибок не следует совершать родителям в воспитании, и что делать, если ребёнок не слушает маму и папу, рассказала хабаровский педагог-психолог Маргарита Иотка.

Как привить ребёнку уважение к старшим: мнение специалиста

- Маргарита, ч то вкладывают в понятие «уважение», и какими методами его можно привить ребенку?

Маргарита Иотка, педагог-психолог

Уважение в первую очередь - это признание достоинств другого человека, его авторитета. А еще это понимание того, что человек тебе не принадлежит и осознание его границ. Этого можно добиться только с помощью собственного примера. Очень часто к нам обращаются семьи, в которых уважения как такового нет. Допустим, мама с бабушкой постоянно ссорятся, оскорбляют друг друга при ребенке. А потом родители приходят на приём и удивляются, почему ребенок позволяет себе в их адрес оскорбления.

И другой пример: ребёнок воспитывается в семье, где мама постоянно говорит «нельзя, потому что я так сказала» и не удосуживается объяснить почему. Это неправильно. Детям нужно не только прививать правила, нормы, этикет, но и объяснять, почему нужно вести себя так или иначе. «Потому что я так сказала» - это не аргумент, особенно для ребёнка, который потом станет подростком, у которого складывается своё мировоззрение. И мнение родителей для него чаще всего в этот период не авторитетно, он прислушивается к мнению сверстников. В итоге подросток может разговаривать с родителями так же, как и они с ним: «Да что ты можешь знать?». Поэтому у него еще в детстве должно сложиться понимание того, что значит уважение к старшим и почему это так важно.

- Как же тогда объяснить ребенку, почему старших нужно уважать?

Всегда нужно объяснять причины. Например, почему нельзя игнорировать дедушку, который не может перейти через дорогу, почему нельзя обижать и оскорблять пожилых людей. Нужно рассказать ребенку, что такое старость, что в таком возрасте людям нужна помощь. Также можно объяснить, что человек прожил долгую жизнь и у него большой жизненный опыт, а ребенку это только предстоит и он может чему-нибудь научиться у пожилого человека. Если разъяснять такие вещи ребёнку, как взрослому человеку, то к подростковому возрасту у него сложится своя картина мира и оценка происходящего.

- Влияет ли то, что родители наказывают ребенка за проступки, на уважение к ним?

Наказывать ребёнка - это нормально, но он должен чётко понимать, за что его ругают. Плюс система поощрений и наказаний должна быть единой в семье. Нужно обязательно договориться со всеми родственниками, как вы будете наказывать ребенка или хвалить. Лучше, чтобы ребенок мог сам нести ответственность за свои поступки. Опять же, если в процессе воспитания не разъяснять ребенку элементарные вещи и явления, то впоследствии у него будет атрофировано формирование собственного мнения и принятия решений, ответственность за свои поступки он нести не сможет. И будет говорить: «Я так сделал, потому что я так захотел».

Во время переходного возраста дети в некоторых случаях начинают отвергать авторитет родителей, бунтовать. Как вести себя родителям в этот период?

Ни в коем случае ничего не подавлять. Это такой возраст, когда происходит сепарация от родителей. Это нужно просто пережить и не мешать. Еще нужно уважать личные границы ребёнка, например, без стука к нему в комнату не входить. У него тоже должно быть свое пространство, где он может чувствовать себя в безопасности, спокойно заниматься своими делами и не думать, что сейчас ворвется мама или папа с претензиями. Вообще, это нормальный процесс, нужно просто набраться терпения и как можно больше приложить усилий, чтобы ребенок мог вам доверять, прийти к вам с любым вопросом, в том числе и о первой любви.

- А если ребёнок в этот период связался с плохой компанией? Тут не вмешиваться уже не получится…

В этом случае нужно понять, что он такого получает от этой компании. Как правило, слабые примыкают к более сильным. Чему он хочет научиться от них? Почему они вдруг стали ему интересны? Может, ему важно быть авторитетным, агрессивным в его среде. Потому что в этот период подростки становятся достаточно жестокими, срывая друг на друге негативные эмоции.

- С какого возраста нужно объяснять ребёнку, что такое уважение?

Чем раньше, тем лучше. Вообще, до трёх лет у ребенка нет понимания, какой человек перед ним: взрослый, молодой, старик. У него все люди в принципе равны - он обращаются к любому человеку на «ты». С трех лет уже нужно начинать воспитывать это.

- А если не удалось сделать это вовремя?

Если ребенку уже, например, десять лет и он до сих пор не может принимать авторитет, тут нужно уже смотреть на семью: значит что-то такое есть в отношениях между мамой и папой или родителями и бабушкой. Как вы относитесь к своим родителям в обществе своего ребенка, как вы относитесь к нему самому, так и он будет к вам относиться.

Влияет ли на отношение ребёнка к старшим телевидение и интернет? Сейчас в сети есть много видео, на которых дети оскорбляют учителя и считают, что это круто.

Если это просто видеоролик, то это не так страшно, а вот если его поддерживают одноклассники и собираются теперь издеваться над своим учителем, то тут надо обращаться к школьному психологу, специалистам, которые смогут остановить этот буллинг учителя. А вообще, учитель должен обладать навыком не отдавать власть детям.

Говоря о влиянии интернета в общем, если ребёнок маленький, есть возможность блокировать определенный контент в сети, и он его не увидит. Но если ему уже 15, заблокировать сайты и источники вряд ли получится. Если ему с детства прививали нормы уважения, скорее всего такие ролики вызовут у него жесткую критику.

- Часто ли к вам обращаются родители с проблемой неуважения в семье?

Постоянно. Очень часто обращаются родители с детьми в возрасте 9-10 лет, которые их не слушаются. Бывали даже такие случаи, когда дети говорили своим родителям, что сейчас позвонят в телефон доверия, чтобы их лишили родительских прав. Дети в этом плане жестоки. В таких случаях надо разбираться, в чем причина. Возможно, в семье присутствует такой вид манипуляции. В первую очередь надо искоренять такую манеру общения, иначе результата не будет. Это то же самое, если сидеть дома с сигаретой и учить ребенка не курить.

- Что в таких случаях вы советуете родителям?

Я всегда смотрю на отношения родителей друг с другом: что за семейная система дома, кто подключен к воспитанию, может, бабушка или крестные. В любом случае помогать нужно не детям, а в первую очередь родителям. Очень сложно работать, когда приходят родители и говорят, мол, сделайте что-нибудь с моим ребенком, а мы поехали, у нас дела. Они не готовы работать над собой и хотят, чтобы починили сломанное, а на самом деле это не сломалось просто так. А если родители готовы работать, следуют рекомендациям специалиста, то проблемы решаются.

- Нужно ли объяснять ребенку, что уважать нужно не только старших, но и сверстников?

Да, обязательно нужно объяснять, что другой человек - это личность и совсем другая страна, границы которой переходить не нужно. Нельзя просто так подойти к человеку и поторогать его или задавать вопросы, которые приводят в ступор, например, «почему ты такая толстая»? Это смешно, когда ребенок совсем маленький, но когда ему 11-12 лет, то это уже не норма. Чтобы ребенок понимал это, нужно не только объяснять ему такие вещи, но и общаться с ним, как со взрослым человеком, и уважительно относиться к его мнению. Он должен понимать, что делает, аргументировать и нести ответственность за свои действия.

Например, вы обсуждаете с мужем покупку новой машины. Посадите ребенка в автомобиль, пусть тоже скажет своё мнение. Он будет чувствовать, что он не маленький, и понимать свою значимость в семье.

- Стоит ли идти к психологу, если в семье проблемы, или можно справиться своими силами?

К психологу идти нужно. Если есть сложности в детско-родительских отношениях, и вы понимаете, что друг друга не слышите, дома постоянно крики, скандалы и ничего никуда не движется, придите на консультацию хотя бы один раз и послушайте мнение специалиста.

Итак, для того, чтобы научить ребёнка уважать старших, нужно:

  1. Показать личный пример;
  2. Объяснять, почему нужно поступать так, а не иначе;
  3. Разговаривать с ним, как со взрослым, считаться с его мнением;
  4. Не скандалить в его присутствии с домочадцами.

Главное фото - pixabay.com



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»