Картотека пальчиковых игр с математическим содержанием. Пальчиковая гимнастика

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Пальчиковая гимнастика для детей

Методические указания

«Колечки»

Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.

«Кулачки»

С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики»

При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.

«Веер»

Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок»

Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.

«Гребешок»

Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.

«Клювики»

Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.

«Коза»

Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.

«Маятник»

Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.

«Кнопочки»

Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).

«Коготки»

Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится – Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот

«В гостях у сказки»

Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка,

Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад.

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец.

«Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

«Смешные человечки»

Бежали мимо речки смешные человечки.

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

Потом – бултых в речку.

Где же человечки?

«Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга.

Упражнения

для развития мелкой моторики без речевого сопровождения

1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.

4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец - с большим, затем указательный - с указательным и т.д.

5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.

8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).

9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

10. Те же движения производится пальцами левой руки.

11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).

12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).

13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).

14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).

16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).

17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.

18. То же - одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).

19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).

21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.

22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.

25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» - «кресло»).

30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).

31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).

32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» - «гнездо»).

34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).

37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».

38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).

41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).

42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).

43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки.

44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).

45. Правая рука - как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).

46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).

47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).

48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).

51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).

52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

54. Катание пластмассовых шариков.

55. Разрывание бумаги на мелкие куски.

56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.

57. Застегивание пуговиц.

58. Развязывание и завязывание узлов.

59. Шнуровка ботинок.

60. Складывание пирамидок, домиков и др.

61. Игра «почтовый ящик».

62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.

63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).

64. Теневой театр.

Упражнения по коррекции стереогнозиса

Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) - это способность узнавать предметы путем их ощупывания.

а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;

б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;

в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;

г) определение фактуры ткани наощупь;

д) определение объемных цифр, букв наощупь;

е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.

Комплексы пальчиковой гимнастики

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

Пальчиковая гимнастика

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)

7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

8. Ножницы - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.

Пальчиковая гимнастика

1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Пальчиковая гимнастика

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно

8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка-"Солнечные лучи".

Массаж рук

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение «Сорока-белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

фронтально-тыльных сторон

9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. «Пальчики здороваются»

11. Повторить первое упражнение.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои

Дружно ругают холодные дни.

Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:

Холод-то какой!

Указательный палец шепчет едва слышно:

А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:

От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:

Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!

Здоровяк большой палец восклицает:

Жаль, я не в сапогах!

Дайте мне кожух!

Пальчики растираем и поглаживаем

«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось девять.

Девять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось восемь.

Восемь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось семь.

Семь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось шесть.

Шесть тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось пять.

Пять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, И их осталось четыре.

Четыре тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул,

И их осталось три………

«Твои пальчики»
Этот пальчик - самый большой.

Самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

Этот пальчик - указательный.

Он солидный и внимательный.

(Указываете на что-нибудь

указательным пальцем.)

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

(Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик - безымянный,

Он не любит каши манной.

(Согните безымянный палец,

как будто он не хочет каши.)

Самый маленький - мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

(Оттопырьте мизинец, будто он

хочет убежать от остальных пальцев.)

«Пальчики»
Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

«Белочка»
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял

Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал

Этот толстый поросёнок лежебока и нахал

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал

По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

Это большой пальчик,

Он, как толстый мальчик,

Десять порций каши съел,

Оттого и растолстел.

Это пальчик - указательный,

Он самый внимательный,

Всё увидит, но не скажет,

Только в сторону покажет.

Средний пальчик – это вот,

Он в серёдочке живёт.

А другому пальчику

Имени не дали,

Потому и безымянным

Его все прозвали.

Ну а этот пальчик -

Маленький мальчик,

Мизинец называется -

На нём рука кончается.


Туккаева Зарема Казбековна

Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки «играют»)

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для женушки - подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

Игра "Часы "

(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Пальчиковые игры.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Зачем нужны пальчиковые игры
Пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего–либо, найти контакт с любым малышом, но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые рецепторы головного мозга интенсивно стимулируется двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижным образом, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогать детям координировать речь и движение. Первое время малыш только повторяет движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. д. позже ребёнок будет стремиться самостоятельно озвучивать свои действия.

Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения, играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения быстро запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический приём.

Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребёнка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребёнка не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

Скачать полный конспект

Внимание
Важным способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию у всех одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.

Воображение
Пальчики создают некие формы, благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки, носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические представления
Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счёта заканчивая такими категориями, как «вправо – влево», «выше – ниже», «дальше — ближе», «длиннее – короче», «больше — меньше» и т. д. эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.
Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Прежде чем играть с ребенком в «пальчиковые игры», вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда ваш ребенок с удовольствием будет выполнять ваши задания.
«Встретились двое»
действия с пальчиками
Встретились двое котят: «Мяу-мяу!» соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: «Гав-гав», соединяем безымянные пальцы обеих рук
И две лошадки: «Бру-бру», соединяем средние пальцы обеих рук
И две коровки: «Му-му», соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
А рогатые ж, ну и ну!!! показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы

«Считалка для пальчиков» №1
действия с пальчиками
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики на одной руке
Один, два, три, четыре, пять — поочередно загибаем пальчики на другой руке
Десять пальцев, две руки, покрутить кистями рук, «как фонарики»
Все твои помощники! покрутить кистями рук, «как фонарики»

«Считалка для пальчиков» №2
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел, загибаем мизинец
Этот пальчик — чистит стол, загибаем безымянный палец
Этот резал, загибаем средний палец
Этот ел, загибаем указательный палец
Ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец

«Считалка для пальчиков» №3
действия с пальчиками
Этот пальчик маленький, загибаем мизинец
Этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец
Этот пальчик длинный, загибаем средний палец
Этот пальчик сильный, загибаем указательный палец
Ну а это толстячок, загибаем большой палец
А все вместе — кулачок! покрутите кулачком

«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Сорока-сорока
Кашку варила, водим по ладошке ребенка пальчиком
Деток кормила: водим по ладошке ребенка пальчиком
Этому дала, загибаем мизинец
Этому дала, загибаем безымянный палец
Этому дала, загибаем средний палец
Этому дала, загибаем указательный палец
А этому не дала! потрясите большой пальчик
Ты дров не колол? Не колол. потрясите большой пальчик
Воды не носил? Не носил. потрясите большой пальчик
Здесь водичка — холодненькая, гладим малыша по запястью
Здесь водичка — тепленькая, гладим малыша по плечу
А здесь — кипяток, кипяток! щекочим малыша и смеемся!

«Зайчики-пальчики»
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять, Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Этот пальчик хочет спать, загибаем поочередно пальчики
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура! раскрываем кулачок
В детский сад идти пора!

«Цыпленок»
действия с пальчиками
Бедный маленький цыпленок прижать кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок,
Пальчиком, как клювом бьёт, постучать указательными пальчиками по столу
Буд-то бы зерно клюёт.

«Замок»
действия с пальчиками
На двери висит замок, Пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха
Кто его открыть бы мог?
Постучали, постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
Покрутили, не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
Потянули не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем
И открыли! резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.

«Рыбки»
действия с пальчиками
Рыбки плавали, ныряли имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся, растопырить пальчики
То зароются в песке. снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой

Бугаева Людмила Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-23 Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей Бугаева Людмила Владимировна КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка" Методическая тема: роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и физкультминутки развивают память, речь.

Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей

Методическая тема: «Развитие математических способностей детей 5-6 лет через игровую деятельность»

Период работы: 2013-2018 г.

Тема: Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Период работы: 2014-2015 г.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время это период жизни ребенка не случайно называется “нежный возраст”. Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Не только педагоги, но и родители замечают, с какой радостью дети усваивают любую информацию, приобретают любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом. Однако в настоящее время большое внимание уделяют изучению влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики, речи детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей, форме и развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей к математике. Таким образом, пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для снятия умственной усталости во время занятий часто используются физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания.

Цель: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и физкультминутки.

Задачи:

1.Развивать эмоциональной отзывчивости детей через пальчиковые игры и физкультминутки с математическим содержанием.

2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

3.Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.

4. Подборка картотек: физкультминуток, пальчиковых игр.

Список используемой литературы:

1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2.33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

3.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1 – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 224 с. - (Программа развития).

Просмотреть свитедельство о публикации


. .

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть

Использованы на занятиях математикой.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.

Вышли пальчики гулять . Сжимаем и разжимаем кулак.

Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.

В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.

Дружба.

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики. Соединить в замок .

Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками .

1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.

Игра "Часы "

Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем

Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки .

Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой . Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: Три хлопка .

"Бом, бом бом!»

Мышь скатилась кувырком .

Покупал баран баранки.

На базаре Выставляют кулак.

Спозаранок Ставят ладонь на ребро .

Накупил Показывают ладонь.

Баран Показать рога

Баранок Большой палец и указательный делают круг

Для барашков Пальцы левой руки «играют»

Для овечек Пальцы правой руки «играют »

Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев

Девять сушек, Показывают соответствующее

Восемь плюшек Количество пальцев,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони .

Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой

Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.

Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой

палец вниз, а остальные вверх .

Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди .

Котята.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их

Сейчас все котята по парам стоят.

Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими

Два длинных, два хитрых , пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Два маленьких самых

И самых красивых.

Игрушки.

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чиполлино,

И котенок и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки

Мы игрушки собирать. и стучат кулачками




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»