Нужна ли оценка в школе? Почему оценки ребенка – это не главное? На какие оценки нужно учиться.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В данной статье родители не найдут ответы на свои волнующие вопросы «Почему ребенок приносит плохие оценки?» или «Как повысить успеваемость ребенка в школе?». Это статья - рассуждение доктора педагогических наук Александра Владимировича Могилева о самом понятии «школьной оценки» и его роли в современном школьном образовании.

Рассмотрим подробнее такой «двигатель» образования, как школьная оценка. В укладе современной российской школы оценка играет далеко не последнюю роль.
Казалось бы, оценки в школе, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник…

Все просто и понятно.
Оказывается, нет, не просто и не понятно.

Оценка или отметка?

Начнем с терминов. Во-первых , оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика - то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи.

И результат оценивания - оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка - это мнение учителя, его мысли и соображения.

Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз.

Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное.
Ведь для чего производится оценивание? Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.

Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка - числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично . При подобной норме оценок в школе у отметки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное - зачем и для кого эта оценка производилась.

В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем?

Зачем в школе ставят оценки?

Для всех субъектов образовательного процесса оценки ребенка в школе несут различные функции.

Для учителя отметка - кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося.

Отметки стали способом управления учителем учащихся

Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащихся. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется…

А еще одна ипостась отметки - посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка.

«Смотрите», - как бы говорит учитель, - у вашего чада плохие оценки в школе. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны.

Оценка и школьная мотивация

Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите?

Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла.

То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям.

Отношение родителей к оценкам ребенка

Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей, в их основной массе.

Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит следующим образом: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет, удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина » и т.д.

Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге критерии оценки в школе для родителя также играют мотивирующую роль. Они мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов).

Школьная отметка мотивирует родителей

Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов.

Обобщая эти функции, можно сказать, что

отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.

Почему так случилось?

Современное понятие школьной оценки

Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых , школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации, такие как ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить - развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться.

Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает.

Точнее работает косвенно, в смысле отбора. Высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям.

Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами.

В последнее время попадается все больше публикаций о школьных оценках. Причем, все чаще слышатся негативные мнения об оценке и системе оценивания в общем, а некоторые родители даже задумываются об обучении ребенка дома, чтобы избежать «этой уравниловки», т.е. оценивания.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, надо сначала уточнить, что есть два понятия – оценка и отметка. Несмотря на то, что мы все время употребляем слово «оценка», говорим обычно совсем о другом. Так чем же отличаются оценка и отметка, и стоит ли их так бояться?

Начнем с того, что отметка и оценка – это разные понятия, хоть и происходит подмена понятий, когда мы говорим - оценка, а подразумеваем – отметка, что бывает очень часто.

В толковом словаре Ожегова слово «оценка» трактуется так – мнение о ценности, уровне или значении чего-либо, кого-либо.

А «отметка» - обозначение оценки учащегося. Проще говоря, оценка – качественная характеристика знаний или умений школьника, а отметка – это количественная характеристика.

Сколько будет людей, столько и разных мнений об оценке и ее значимости. В.Сухомлинский много лет назад сказал так: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Поскольку маленький школьник еще не может сам понять зависимость отметки от личных усилий, задача родителей – помочь ему это увидеть и понять. Но для этого родители сами должны воспринимать отметку объективно.

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда его хвалят. Причем, намного приятнее, когда эту похвалу можно продемонстрировать другим. Например, грамота, благодарность и даже премия на работе являются материализованной благодарностью.

Представьте, что в школе отменили отметки и осталось только вербальное оценивание, т.е. оценивание на словах. Ваш ребенок приходит из школы. Как вы узнаете, как он работал на уроке или усвоил материал? Первоклассник скажет вам, что его Наталья Петровна похвалила и сказала, что он молодец. Через день вы узнаете, что эти слова были сказаны за уборку класса или за хорошее поведение. Но для ученика младших классов не так важно за что была похвала, главное, что была.

Кто-то скажет: «Ну и пусть. Похвалили же!» Похвалили. Но ведь в школу ребенок ходит не затем, чтобы поднимать стульчики или мыть доску. Он ходит за знаниями. А как определить, на каком уровне эти знания у ребенка? Вот это и покажет отметка.

Встретилось такое мнение родителей: «Моему ребенку это не интересно, не нужно. Поэтому он не хочет это учить и отметки плохие. Почему ребенок должен учить то, что ему неинтересно? Только ради отметки?»

Интересно, а мы взрослые, всегда знаем, что нам понадобится через 10-15 лет? Всегда ли нам интересно делать то, что мы делаем? Отнюдь. В жизни нам постоянно приходится делать то, что неинтересно. И, к тому же, делать качественно, хоть отметку никто и не поставит. Или вы хотите сказать, что домашние дела – уборка, стирка, ремонт делаются с огромным интересом и желанием? Мы это делаем, потому что НАДО, это необходимость.

Точно так же и в школе. Есть такие вещи, которые надо сделать и сделать хорошо. Иначе дальше учиться ребенок не сможет. Если первоклассник не научился правильно писать и читать, как он сможет учиться дальше? Если школьник не выучил таблицу умножения? И здесь опять отметка показывает, уровень этих знаний у конкретного ученика.

И если в процессе оценивания учитель может похвалить ученика за то, что он старался и сделал сегодня лучше, то отметка характеризует не столько процесс работы, сколько результат. Как часто школьники, получив плохую отметку, возмущаются: «Я учил дома!» Возможно, что учил, но не смог показать это, не смог ответить на вопрос, выполнить задание, написать контрольную, т.е. результата не видно. Представьте, что вы купили хлеб, а он оказался сырым, несоленым и вообще несъедобным, а пекарь говорит: «Я же сделал!» Будете ли вы рады такому хлебу?

Писать об оценках и отметках можно очень много. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны, но положительных, на мой взгляд, гораздо больше. Главное, понять, что отметка – это не оценка вашего ребенка, а оценка его знаний и умений по конкретной теме. Относитесь к отметке правильно. Воспринимать низкую отметку не как личную обиду, а как показатель слабого звена в знаниях и руководства к действию. Низкая отметка говорит всего лишь о том, что эту тему надо доучить, проработать, закрепить. Будут родители относиться к отметке должным образом и ребенок будет воспринимать отметку как показатель знаний и стремиться улучшить ее через знания.

А что вы думаете по поводу отметок?

Школьные оценки вызывают у родителей множество вопросов:

Можно ли ребенка ругать за плохие оценки
Как наказывать за плохие оценки
Как часто хвалить за хорошие оценки
Можно ли платить деньги за хорошие оценки
Можно ли наказывать домашними делами

Все эти вопросы можно объединить одним – как правильно относиться к школьным оценкам.

Майя Макарова, психолог студии «ВидимоНевидимо», сказкотерапевт, специалист по семейному благополучию и воспитанию детей , продолжает рассказывать об адаптации детей в школе и основных моментах формирования успешности ребенка.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, но что мы подразумеваем по этим? Всегда ли хорошие оценки отражают реальные знания, умения, навыки?

Несмотря на усилия психологов отменить оценки хотя бы в начальной школе, они все-таки остаются в виде «солнышек-тучек», «плюсов-минусов», «смайликов» и т.д. Конечно, важно знать, как ребенок справляется с тем или иным заданием.

Но! Давайте посмотрим, к чему это приводит.

Ребенок, особенно в начальной школе, еще не способен к аналитическому мышлению на таком уровне, чтобы сказать себе: «Мне поставили низкую оценку, значит, это правило я знаю хуже, чем остальные, надо его повторить».

Скорее всего, ваш ребенок подумает, что не справился с заданием и ВСЕ. Дальше развивать эту мысль он не будет. Если таких ситуаций будет несколько, то мысль «у меня ничего не получается, я ничего не умею» будет у него постоянной.

Оценивание работ ребенка приводит к тому, что эти оценки ребенок соотносит с оценкой себя как личности . Потому что в силу психических особенностей возраста, ребенок не умеет отделять одно от другого. Вообще, погоня за хорошими оценками приучает ребенка сравнивать свои результаты с результатами других детей, а не со своими собственными.

Дети начинают думать чаще о том, почему у другого получается, а не о том, что «мне нужно сделать, чтобы получилось у меня». То есть они не обращают внимания на собственные действия, которые привели к неудовлетворительному результату. К тому же, желание получить хорошую оценку отвлекает от процесса обучения. Постепенно ребенок потеряет интерес к учебе, если у него не получится иметь хорошие оценки.

Из-за отсутствия интереса процесс обучения начнет требовать от ребенка больших усилий. Значит, он быстрее устанет и через какое-то время окончательно оставит мысль о своей успешности.

Вас это устроит? Нет! Тогда помогаем ребенку.

! Итак, чтобы повысить шансы на получение хороших оценок и поддержание интереса к учебе надо:

  1. Интересуясь делами в школе, спрашивать, что нового ребенок узнал, чему научился.
  2. Создавать ситуации, когда ребенок может применить в жизни полученные знания.
  3. Говорить о том, что его оценки напрямую зависят от приложенных усилий и потраченного времени.
  4. Не допускать ситуаций, когда ребенок будет бояться получить плохую оценку, потому что его наругают или причислят к неудачникам.
  5. Если все-таки ваш ребенок получил плохую оценку, то нужно его успокоить, напомнив о том, что обучение всегда сопровождается ошибками, а также рассказом о своих промахах и о том, что вы лично предпринимали в этих случаях.

В комментариях вы можете задать свои вопросы психологу Майе Макаровой.

Проходя по школьному коридору, задавала всем встречным вопрос: «Зачем в школе нужны оценки?». Вопрос поначалу вызывал легкий ступор: «Это же очевидно!»
Потом - некоторые размышления: «А и правда - зачем?», потом - самые разные ответы (от «Для того, чтобы родители знали, за что нас ругать» до «Оценки нужны для того, чтобы знали, кому из учителей давать хорошую зарплату, а кого ругать на педсовете»). Самый неожиданным для меня стал ответ семиклассницы: "Как зачем? Чтобы поступить в университет и получить хорошую профессию".
А ведь на самом деле, по нашим двойкам и пятёркам нас оценивают при поступлении в ВУЗ или какое-либо другое учебное заведение. При приёме на работу смотрят в наш диплом или аттестат и делают выводы, с кем они имеют дело. Ведь работодатель, раскрывая наш вкладыш с оценками, сразу делает выводы, на что мы способны и стоит ли ему вообще-то с нами иметь дело. Дома, глядя в дневник, наши родители решают, похвалить нас или наказать. От наших оценок решается, как пройдёт вечер. Будем ли мы мыть посуду или с лёгкостью на душе пойдём гулять с друзьями. Или, что ещё хуже для нас, поедем ли мы на лето к бабушке в глухую деревню, или нас отправят на море. Наши друзья часто спрашивают: "Как у тебя с учёбой? Запар или нет?". А потом и девушки начнут мучить своих молодых людей такими же вопросами. И что при этом отвечать? Сказать горькую правду и потерять свой авторитет "отличника" в её глаза или соврать про свою двойку по алгебре и быть милым и пушистым. А эти вопросы от родственников или просто знакомых людей по дороге домой в автобусе: "Как дела в школе?". Что при этом отвечать? И почему все так этим интересуются? Неужели нас и правда "оценивают" все: мамы в детстве, потом любимая девушка, и даже начальник на работе.

Если взять словарь и остановимся на букве "О", то слово "оценка" в педагогике - это выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы). То есть это всего лишь мнение. Мнение, которое влияет на всю нашу последующую жизнь. И ясное дело, что этого нам никак не поменять и, даже будучи большим министром, нам не отменить школьные оценки. Да и, с другой стороны, зачем? Ведь при хороших оценках наша жизнь пойдёт в гору. Нас будет обожать наша мама и покупать нам многое и позволять разное, говоря при этом своим подругам: "Она ведь у меня хорошо учится", испытывая при этом огромную гордость. А порадовать любимую маму всегда приятно. Наши друзья тоже будут гордиться нами и беречь нашу дружбу, ведь кто, если не мы, поможет им в трудную минуту и даст списать. Любимый, в свою очередь будет хвастаться тем, что у неё есть такая хорошая "я". Ну, а уж про работу можно и не говорить. Ведь никому ещё уважение и хорошее отношение начальника не мешали, да и премия в конце квартала не лишней будет.
Получается, наша жизнь начинается со школы и в будущем зависит от неё, а точнее от нас самих. Ведь какой будет наша жизнь, каким будет мнение о нас, отношение к нам и наше финансовое состояние зависит только от нас и ни от кого больше. Уже в школе мы решаем свою судьбу, решаем её благодаря простой пятибалльной системе. Каким будет оно? У каждого - своё. Главное "оценить" всё правильно.

Правильно ли мы делаем, требуя от своих детей хорошие оценки?

Добрый день, дорогие посетители сайта! Сегодня я бы хотела поговорить с вами на очень волнующую каждого родителя тему: «Нужно ли ребенку получать хорошие отметки в школе». Я думаю, каждый родитель согласился бы с тем утверждением, что в школу дети ходят для того, чтобы получать знания. И эти знания, соответственно, оценивают оценками.

Из этого следует следующее - чем выше оценка у ребенка, тем больше его знания. Но так ли это? И правильно ли мы делаем, требуя от своих деток хорошие оценки? Давайте разберемся. Наверное, у каждого родителя вызывает гордость ребенок, который хорошо учится, а «двоечник» - только головную боль. А не задумывались ли вы, уважаемые родители о том, что школьная оценка влияет на самооценку ребенка. И то, как вы относитесь к ребенку, к своему ребенку, даже если он принес не очень хорошую оценку из школы.

Уважаемые родители, не кажется ли вам, что очень многие из нас, за счет своих детей и их хороших оценок, хотят реализовать сами себя? А фраза «если хорошо учится - значит, хороший человек…» - это у взрослых, а как у детей? А у детей, между прочим, все как раз наоборот. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно прилагать немало усилий, и это совсем не говорит о том, что тебя спросят, заметят, а главное, по достоинству оценят. Могут не обратить внимание. А теперь подумайте, если ребенок будет учиться плохо, то «двоечника» знает все школа. И этот человек находит свое, так нужное ему, внимание. И ребенок, получающий плохие оценки, между прочим, чувствует себя намного лучше отличника.

Подумайте, что для ребенка важнее - внимание или оценка его уровня знаний. Из этого можно сделать вывод, что каждый ребенок очень нуждается во внимании, несмотря на то, как он учиться, но ребенку-отличнику получить свою долю внимания намного сложнее. Вообще оценка, любая оценка, вызывает стресс у ребенка. Кто-то совсем чужой приходит и решает за меня - «хорошо» или «плохо», какой «Я». И потом, во взрослой жизни, мы также следуем этому принципу и ждем того, что бы нас оценили (на работе, противоположный пол).

В жизни ребенка есть только три категории, которые оценивают: это родители, сверстники и учителя. И в разном возрасте дети выбирают для себя важность оценки той или иной категории. Для начала очень важно, что скажут родители, потом учителя, ну и главное, как ко всему отнесутся сверстники. Помните такую историю, возможно, она вам покажется знакомой - это когда в начальных классах учительница чаше всего представляется «как мама» и если ей понравиться, то тогда ты (ребенок) будешь учиться хорошо, ты будешь всегда заметен и, конечно же, получишь свою долю внимания.

Но когда у ребенка начинается средняя школа, и приходят по каждому предмету разные учителя, вот тут то и начинается хаос. Всем учителям понравиться просто невозможно, тогда и появляются хорошие и нехорошие учителя, любимые и не любимые предметы (соответственно). Именно здесь очень часто родители не понимают причину неуспеваемости своих детей и начинают жаловаться и говорить о том, что вот мой сын или дочь, когда был у Аллы Ивановны - учился хорошо, а теперь перестал учиться. Ваш ребенок не учиться перестал, он просто не может выбрать, кому понравиться. Когда вы забираете ребенка из школы, какой вопрос звучит первым? Уверена, этим вопросом будет: что ты сегодня получил?

Для учителей и родителей очень часто имеет большее значение оценка, чем сами знания ребенка. Почему так? Родители не интересуются, что знает их сын или дочь, их зачастую волнует, какая оценка (потому что, как говорилось раньше, это повод для гордости), а учителей зачастую не волнует, что из себя представляет сам ребенок как человек, они оценивают ученика.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»