Польза аскетизма. Аскеза — инструмент на пути саморазвития

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Человека, посвятившего свою жизнь духовному совершенству, называют аскетом. Слово «аскет» в переводе с греческого языка означает «упражняющийся в чем-либо». Изначально имелась в виду подготовка атлетов к соревнованиям, затем считали, что аскетичность - это стремление к добродетельной жизни, борьба с дурными привычками и пороками.

Суть аскетизма

Аскет отличается от человека, который живет духовной жизнью, но при этом женат и не стремится уйти от мирских благ, тем, что он отказывается от какой бы то ни было собственности и не вступает в брачные отношения. Одним словом, отшельник. Аскетичность - это исключительно строгий, воздержанный образ жизни, при котором человек занимается исключительно духовными упражнениями, недоступными для понимания мирских людей.

Основное предназначение аскета - достижение собственного нравственного совершенства или блага других людей. Аскет готов ради этого терпеть духовные испытания, испытывать физические страдания и переносить материальные лишения.

Аскетичность присуща философии стоиков. Ее проповедовал Аскетизм - это нравственный принцип, который утверждает превосходство духа над плотью и требует ограничения чувственных наслаждений. Это направление философии было свойственно нескольким школам, провозгласившим свободу духа от желаний. Широкое распространение аскетизм получил в различных религиозных течениях. Христианский аскетизм имел своей целью усмирение и умерщвление чувственных желаний человека. Имелось в виду не только половое воздержание, но и отречение от удовольствий, доставляемых слуховыми и вкусовыми ощущениями, созерцанием и так далее.

Аскетичность - это особое душевное состояние, при котором человек стремится к познанию Бога. Таким людям сложно жить в обычном мире, они с рождения предназначены для жизни подвижника. Аскетизм необходим и той категории лиц, которые стремятся познать истину, но преобладание чувственных желаний и отсутствие веры мешает им достичь желаемого. Для таких людей аскетичность - это возможность познать истину.

Они не могут быть счастливы в мире, в обычных жизненных условиях, их беспокойному мятущемуся духу необходим аскетизм. К примеру, если они женаты, то и сами страдают в семейной жизни, и своих жен делают несчастными.

Философия аскетизма - это протест высшего «я» человека против преобладания чувственных желаний над ним. Чтобы подчинить свой организм (психический и физический) воле, нужен целый ряд особых упражнений, которые противоречат желаниям плоти.

Значит, аскетизм является средством для подчинения своей плоти высшему «я» человека в интересах духовного развития. И если у человек смог достичь такого состояния и получил власть над своими страстями, то он может жить и в обычных жизненных условиях, не опасаясь, что желания победят его дух. Многие святые подвижники именно так и поступали - они жили среди людей как проповедники истины.

Путь аскетизма - это путь рассуждения о своих подвигах. И этот путь необходим для того, чтобы человек осознавал и соразмерял свои возможности, дабы были посильными и не привели к обратным результатам.

В первобытные времена нашим предкам приходилось прикладывать колоссальные усилия для выживания, что внедрило в человеческую природу многие негативные черты, например, ненасытность. Сегодня для подавляющего большинства вопрос выживания утратил свою прежнюю значимость, однако оно продолжает мыслить пороком безмерности, который на заре человечества спасал наш вид от вымирания, позже наращивал жирок на боках его представителей, а сейчас сковывает свободу мышления устаревшими инстинктами.

Чтобы сбросить эти оковы и переформатировать мировосприятие на современный лад, нужно сознательно себя ограничивать до обретения полной самостоятельности, чего может вовсе не произойти, однако именно аскетическое воздержание от избытка делает нашу жизнь осмысленной, организовывая отношения с действительностью должным образом и развивая умственный потенциал. Разумный аскетизм в жизни имеет много плюсов и практически не одного минуса.

Материальные ценности и вредные привычки

Аскетическое мировоззрение строится вокруг внутреннего мира, а не внешнего, однако они прочно связаны между собой, например, временем. Люди, которое интегрированы в современный темп жизни, не могут позволить себе времязатратный старомодный быт, благо, прогресс перенял большинство хлопот столетней давности на себя. Несмотря на несомненную пользу одной техники, другая норовит нас подчинить. Если зависимость от стиральной машины или пароварки избавляют вас от чисто механической работы, то что вам дает зависимость от интернета? Она мастерски пускает вашу жизнь по ветру.

Вы замечали, сколько времени вы проводите перед экраном монитора? Вряд ли, поскольку компьютер стал обыденностью, на которую трудно обратить внимание. Попробуйте подсчитать, какую часть дня он забирает, и вы сами удивитесь, но дело не в этом. Если вы попытаетесь вспомнить, что вы делали, бороздя виртуальные просторы, вы наверняка разочаруетесь, поскольку вы не задумывались о продуктивности работы с компьютером.

Для того чтобы улучшить качество жизни, каждое занятие должно приносить максимальную выгоду, которая является сочетанием положительных впечатлений и интеллектуальной активности; в случае с непродуктивным расходованием времени первые вытесняют вторую, остатки которой замещаются глупым бездействием. Видео с котиками приносят массу положительных эмоций, однако польза от их просмотра оканчивается тогда, когда они забирают время на чтение. А как насчет общения? Вы действительно общаетесь с «друзьями» в социальных сетях или просто часами перестреливаетесь бессмысленными фразами после двух минут нормального диалога? Может, лучше воспользоваться телефоном?

Баланс качества жизни поможет привести в норму аскетизм, конечно, не без жертв с вашей стороны. Неконтролируемое взаимодействие с объектом увлечения, а другим оно практически никогда не бывает, оборачивается зависимостью, и если вы считаете, что вас это не коснулось, попробуйте обойтись без любимого занятия хотя бы неделю.

Аскетизм в жизни не рвет связь с материальным миром, он повышает ее полезность до предела, однако совершенно точно он ратует за независимость от мира, в чем и заключается идея максимальной продуктивности. Это произойдет сразу же после того, как вы преодолеете свои зависимости, и как бы ни была сильна помощь со стороны, главный стимул исходит изнутри. Набравшись смелости, выбирайте себе врага, без которого вы уже не представляете своего существования, и старайтесь его преодолеть. Быстрый результат в этом деле почти невозможен, поэтому не отчаивайтесь, если вредная привычка положит вас на лопатки, главное, чтобы вы не перестали сопротивляться. Представьте себе конечную цель – ни одна вещь больше не властвует над вами, наоборот, это он покоряется вашей воли: вы можете потратить на видеоигры три дня по семь часов, после чего не будете возвращаться к ним несколько недель, вы не грызете локти, когда проходите мимо ларька с сигаретами, вы будете просыпаться в соответствии с требованиями окружения и здоровья, а не засиживаться допоздна.

Так же, как мы угнетаем интеллектуальный механизм бездействием и непотребным топливом, страдает наша психологическая сущность, которая не избавляется от своих недостатков самостоятельно. Характер поддается формированию, поэтому в наших же интересах очистить его от негативных проявлений и усилить положительные черты, в чем снова поможет аскетизм.

Для того чтобы побудить себя к переменам в лучшую сторону, нужно посмотреть на себя со стороны, поскольку человек далек от объективных оценок собственной личности, поэтому, самоограничивая себя, он очень удивляется тому, как много заставляет действовать его против воле логики, в том числе характер, который со стороны кажется нерациональным, если не парадоксальным.

Психологический аскетизм ставит такую же задачу, как и материальный: добиться максимально результативного взаимоотношения с окружением посредством очищения и улучшений деталей механизмов мировосприятия. Отстранитесь от вашей личности на определенное время и понаблюдайте за тем, как проявляется ваш характер. Большинство его негативных черт будет легко заметно на контрастном фоне положительных результатов воздействия с окружением, например, если вас что-то разозлит, вы потеряете самообладание и еще долго не сможете прийти в себя, что явно не вписывается в картину продуктивности. Однако не все из них очевидны. Чтобы распознать остальные, посмотрите на свое поведение глазами других людей и напрямую спрашивайте их о том, какие недостатки они замечают, если вы найдете смелость их признать. После этого вы передаете контроль над собой силе воле, которая попытается искоренить пороки мышления по старой схеме – 1) вы предотвращаете момент несдержанности; 2) спрашиваете себя, правильно ли вы поступаете; 3) вступаете борьбу с зависимостью или привычкой, которые противятся рациональному решению; 4) повторяете предыдущие пункты до избавления от зависимости, после чего принимаетесь за новую.

Выводы

Аскетизм учит трем вещам: как ценить то, что имеешь, как им пользоваться и к чему нужно стремиться. Напишите в одну колонку все, что вы хотите, а во вторую то, без чего не можете жить, что делает вас счастливым прямо сейчас и что вам нужно для работы – это противопоставление раскроет глаза на то, чем вы богаты и чего не хотите замечать. Составьте список пороков – он покажет то, что мешает вам жить так, как вам хочется, и если вы избавитесь от них, вы научитесь обращаться со здоровьем, временем, мыслями, деньгами и прочими ресурсами как подобает. Но быть аскетом не вынуждает отказываться от всего, просто такой образ жизнь помогает сконцентрироваться на духе; многие миллионеры пользуются «мыльницами» вместо ювелирных телефонов или смартфонов и обедают дома, а не в дорогих ресторанах. Вернитесь к колонке ваших желаний и напишите напротив каждого альтернативу, например, дорогой машине соответствует посредственная, зато карьеру мечты трудно заменить чем-то. Так вы четко обрисуете объективные цели, но как их достичь – это уже совершенно другая история.

Человек может довольствоваться малым – постулат людей проповедующих минимализм в противовес потребительству, захлестнувшему современный мир. Аскетизм поощряется в разных религиях и часто – это жесткие практики: самоистязания. Обычному человеку сложно идти таким путем, но есть менее суровые аскезы, результат от которых впечатляющий.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.

Аскетизм содержит в себе две составляющие:

  1. Материальный аскетизм - отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
  2. Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.

Аскетизм в философии

Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:

  • освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
  • власть духа над плотскими инстинктами;
  • высокая эстетика в поступках и мыслях;
  • жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
  • ненасилие.

Аскеты в православии

Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.

Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):

  • Иоанн Креститель;
  • Онуфрий Великий;
  • Серафим Саровский;
  • Сергей Радонежский;
  • Павел Обнорский;
  • Тихон Калужский.

Аскетизм в буддизме

Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти - бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:

  1. Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
  2. Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
  3. Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
  4. Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
Безбрачие и бедность .

Виды аскетизма

Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов. Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких - благоприятную судьбу.
  2. Аскетизм тела - ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.
  3. Аскетизм ума - чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло. Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.

Как живут аскеты?

В современном обществе аскет это - человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический - это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:

  1. Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
  2. Минимум вещей.
  3. Большое значение придается развитию внутреннего мира.
  4. Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
  5. Благотворительность.

Аскетизм - причины

Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» - это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:

  • потеря здоровья, неизлечимые болезни;
  • познание своего «Я»;
  • расширение границ сознания;
  • у женщин – бесплодие, отсутствие замужества;
  • достижение сверхспособностей;
  • стремление усилить мир положительными вибрациями (ненасилие, доброта).

Аскетизм - принципы

Что значит аскетизм - В.С. Соловьев (русский философ XIX в.) описал в своем произведении «Оправдание добра», отмечая при этом главные принципы аскетизма:

  1. Подчинение плоти духу – достойное отношение к тому, что ниже Духа.
  2. Сострадание, альтруизм, самообладание, благоговение – главные составляющие благостной аскезы.
  3. Любовь к Богу (Абсолюту, Логосу, Вселенной) – без нее любая аскеза теряет смысл.

"Аскетизм" в переводе с греческого языка означает «упражняюсь». Никогда и ни в одном своем значении он не проповедовал нищету или убогость быта ради самой убогости. Аскеза изначально служила добровольным началом самопознания, но ни в коем случае не жертвы. Ведь отрекаясь от каких-то земных благ, человек, ступивший на этот путь, получал взамен нечто большее.

Что такое аскетизм в понимании современного человека? Почему это слово стало отпугивать, а не вдохновлять? На каком этапе произошло искажение смысла аскезы в сторону жертвенности? Почему люди, поменявшие образ жизни в пользу аскезы, вместо того, чтобы собирать вокруг толпы последователей, вызывают у большинства только жалость? Давайте вместе найдем ответы на эти вопросы.

Происхождение понятия аскетизма

Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.

Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.

Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации - все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.

Аскетизм в истории

Раннее христианство, отстаивая свое место среди мировых религий, выжило только за счет достаточно утрированных примеров аскетического образа жизни подвижников и экстренной канонизации самых рьяных самоистязателей. Протестанты не стали требовать вериг и власяниц от своих последователей, но ввели в понятие аскетизма разделение на «светскость» и «духовность».

В истории было достаточно значимых периодов, когда аскетизм служил протестом против излишества. Но к понятию высокой морали данный факт не имел никакого отношения. Речь идет о пролетарских движениях первых рабоче-крестьянских объединений, выражающих свое презрение к высшему обществу (знати), с которым не желали существовать на одном уровне общественных устоев. О том, что такое аскетизм в истинном понимании слова, большинство адептов раннего коммунистического движения даже не догадывались.

Аскетизм в философии

Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников - одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.

Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).

Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:


Понятие аскетизма в христианстве

Что такое аскетизм в понимании христианского учения, объясняет свод самого древнего из всех законов, аспекты которого непреложны и по сей день. Конечно, это десять заповедей Божьих, учащие смирению и справедливости с точки зрения морали. Но в первую очередь именно смирению.

Тот самый греческий аскетизм, смысл которого первоначально лежал в физическом отказе от всего, что не являлось прямой необходимостью для жизнедеятельности, в христианстве дополнился новым значением - самоотречением в пользу любви к ближнему и Богу. Аскетами назывались не просто глубоко верующие люди, но те, кто ради любви к Создателю всячески унижал и подавлял свою плоть, приводя свое тело в негодность, но возвышаясь морально.

Аскетизм в буддизме

Львиная доля того, что современный человек понимает под аскетизмом, это философия в учении буддизма. Принцу Гаутаме, будущему Будде, когда он отрешился от земных благ, пришлось пройти через несколько искусов, которые он избрал для своего просветления. Он принижал свое тело и испытывал его голодом и обетами один суровее другого, но в результате чуть не умер, истощенный аскезами. Сознание его все так же жаждало знаний, но сил получить его не было. Таким образом, буддизм на самом этапе становления отринул почитаемое в христианстве подвижничество и вступил на путь размышлений.

Проповедники буддизма придерживаются аскезы превосходства духа над плотью, не отрицая при этом самой плоти, и верят, что такая философия аскетизма - это путь, приводящий к разрушению негативной кармической программы, повышению энергообмена между телом человека и космосом, духовному росту.

Аскезы используют для получения таких результатов:


Правила аскетизма

Возвращаясь к началу статьи, вспомним, что насилие над собственной личностью и культивирование пресмыкания перед божественными силами - это искаженное понятие аскетизма, главным предназначением которого являются просвещение и поиск истинного пути. Поэтому пропагандируемые современными многочисленными учениями голодовки, ношение нарочито грубых одежд и чуть ли не посыпание головы пеплом - это не более чем сборная солянка из всех попыток самосовершенствования, предпринятых в разные эпохи.

Вспомним десять заповедей Божьих и сравним их с аскезами, принятыми за идеальные:

  • почитание старших;
  • соблюдение чистоты плоти и чистоты помыслов;
  • целомудренность до брака и верность избраннику;
  • искоренение недостатков через понятие о справедливости;
  • простота слов, поступков, быта;
  • отрицание всяческого насилия.

Виды аскезы

Все аскезы, которые только можно придумать, отвечают за три фактора самоконтроля - телесного, речевого и мысленного (умственного). Более подробная информация о них представлена ниже:

Аскеза мужская и женская

Аскезы мужчин и женщин не могут полностью совпадать. Основным предназначением представителя сильного пола всегда были защита семьи и духовное лидерство. А женщины должны обеспечить сохранность очага и заботу о греющихся у его огня (семье и близких).

В отличие от мужской аскезы, которая служит замыканием личности на внутренней силе, женская, напротив, должна быть открытой и охватывающей все аспекты домашнего быта (воспитание детей, уход за больными и престарелыми членами семьи, поддержание духа главы дома).

Гармоничное соблюдение аскез, как две половины одного целого, служат ядром прочных отношений, энергетического здоровья семьи и правильного развития будущего поколения.

А скетизм - это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что , а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза - это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них - естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой - «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари - жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было - 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза - дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах - в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития - это , с целью получения для себя материальных благ - в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других - это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой - сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ - удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
- Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнёс Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, - всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, - знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше - вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри - 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза - следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайшу - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры - служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»