Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве доу. Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве доу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Кирсанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Промышленновская СОШ № 2"
Населённый пункт: Кемеровская область п. Промышленная Ул Октябрьская,75
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 03.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ «Промышленновская СОШ № 2»

Модель духовно-нравственного

воспитания в дошкольной

образовательной организации

Выполнила:

Кирсанова О.В.

воспитатель первой

Промышленная, 2016

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство
– время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не
знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей. Рекомендуется: 1. Чтение рассказав, несущих духовный смысл и обсуждение с детьми прочитанного материала. 2. Посещение картинных галерей и музеев. В том числе краевых, с целью ознакомления с местной историей и биографией знаменитых людей. 3. Рассмотрение репродукций и предметов искусства. 4. Проведение дидактических игр. 5. Постановка мини-спектаклей по сказкам. Обсуждение поступков героев. Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод. К нему относят: 1. Чтение воспитателем литературных произведений. 2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений. 3. Проведение диалогов с детьми. 4. Ответов детей на вопросы воспитателя и наоборот. 5. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры.
6. Игра в загадки. 7. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам. 8. Разбор жизненных ситуаций. 9. Проведение тематических вечеров и викторин. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Знакомить детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицировать его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомить с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогать детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети могут украсить декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дать представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Сравнить дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находит общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки. Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомить с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения
сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.) Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используются при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям
Игра «Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как- то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Муравьи»
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому- нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том,
что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)
Игра «Добрые эльфы
» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.
Игра «Театр теней»
Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что- нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Игра «Ожившие игрушки»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так можно используем дидактические и народные игры в воспитании духовно- нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, можно достичь следующих результатов: устойчивость навыков поведения; сформированность основ ценностных сфер личности; стабильность психического развития; целостность восприятия мира; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельном

Ключевые слова

МОДЕЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / MODEL / SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR / TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Усачев Юрий Юрьевич, Григорьева Елена Ивановна

В статье представлена авторская модель формирования подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Усачев Юрий Юрьевич, Григорьева Елена Ивановна

  • Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью

    2013 / Усачев Юрий Юрьевич
  • Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью

    2013 / Усачев Юрий Юрьевич
  • Моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств подростков средствами этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования

    2016 / Яблокова Надежда Владимировна
  • Педагогическое моделирование процесса духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности

    2015 / Рогачева Людмила Сергеевна
  • Воспитание эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива

    2010 / Монохин Геннадий Владимирович
  • Нравственное развитие подростков в воспитательном пространстве детских творческих объединений

    2008 / Тарасова Е. Н.
  • Художественно-творческая среда учреждений культуры как фактор духовно-нравственного воспитания подростков

    2017 / Мирошниченко Е.В., Посохова Н.В.
  • Педагогическая модель формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки

    2015 / Кролик Сергей Александрович
  • Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественной организации

    2011 / Беляева Анна Борисовна
  • Модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца

    2014 / Мироненко Александр Владимирович

In article the author"s model of formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of choreographic activity lessons is presented. In the developed model blocks are structured: target, organizational and activу, criteria and productive. The essence of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager , understood as direct or indirect control of process of interaction of the personality with the society caused by system of moral qualities, having ideological justification in a context of an inner world, and allowing the personality to self-actualize in society by means of coordination of personal and public interests, orientations to installations and society requirements is presented. To the basic principles according to which activity was based, are carried: principles of uniformity, definiteness, moderation, indirect influence, self-control and individualization. The model allows to organize effectively the pedagogical work which result there will be the spiritual and moral behaviour of teenagers allowing the personality successfully to adapt in society, to coordinate own interests with the public.

Текст научной работы на тему «Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье представлена авторская модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.

Ключевые слова: модель, духовно-нравственное поведение, подросток.

Анализ научной литературы, посвященной педагогическому моделированию, показал, что моделирование в педагогике рассматривается как важный метод познавательной, преобразовательной практики и как относительно самостоятельная технология научно-исследовательской и практической видов деятельности.

В разработанной нами модели структурированы следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный (рис. 1).

Рассмотрение проблемы формирования духовно-нравственного поведения подростков, а также потенциала самодеятельного хореографического коллектива в решении этой проблемы позволило нам разработать модель, на основе которой затем предполагалось осуществление педагогической деятельности.

Модель, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включает: цель, задачи, условия, принципы, компоненты, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, технологии, критериальный аппарат, результат;

Прогнозируемым результатом структурно-функциональной модели формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической дея-

тельностью является создание условий в досуго-вой среде для формирования духовно-нравственного поведения подростков, что в дальнейшем способствует выработке навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля.

Прежде всего, мы определили социальный заказ: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В целевой блок входят цель, задачи, определение сущности и специфики педагогической деятельности, организационно-педагогические условия ее осуществления.

Целью организации педагогической деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива являлось формирование духовно-нравственного поведения подростков.

В модели представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемой нами как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.

Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА

В модели представлена также специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.

Нами представлены также организационно-педагогические условия осуществления формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью:

Построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

Методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуго-вых мероприятий, критериальный аппарат и т. д.;

Распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих - прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных - отражающих текущие и перспективные потребности);

Использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

Следующий блок - организационно-деятель-ностньш, включающий в себя принципы осуществления педагогической деятельности.

К основным принципам, в соответствии с которыми строилась наша деятельность, относятся:

принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации.

Принципы единообразия требует единства, непротиворечивости регулирующих воздействий. Он предполагает использование разнообразных и в то же время дополняющих, усиливающих друг друга средств регуляции. Обеспечение единообразия регулирующих воздействий можно отнести к числу актуальных социальных проблем.

Принцип определенности заключается в том, что в системе регуляции необходимо соблюдать ясность, то есть знать, что надо делать и на что можно рассчитывать. Следуя принципу определенности регуляции, важно предвидеть возможные «сбои» в ее механизме, заблаговременно принимать профилактические меры.

Принцип умеренности ориентирует на то, чтобы регулятивное воздействие было достаточно жестким для предупреждения и коррекции социальных отклонений и достаточно мягким для стимулирования самостоятельных действий объекта регуляции в желательном направлении.

Принцип косвенного воздействия требует, чтобы люди не ощущали себя объектами регуляции. Стоит появиться этому чувству, и задача регуляции осложняется в несколько раз. Регулятивное воздействие должно оказываться по возможности косвенно и восприниматься человеком как собственное побуждение.

Принцип саморегуляции ориентирует на то, чтобы переходить постепенно от внешних регулятивных воздействий к внутренним регуляторам. Внешние регулятивные воздействия нередко, к сожалению, не только не способствуют тенденциям саморегуляции, но и разрушают ее механизм.

Принцип индивидуализации означает «настраивание» регулятивных воздействий на конкретного человека, учет его личностных особенностей, индивидуальной реакции на воздействия.

Кроме того, мы строили свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

Принцип активности, предполагающий использование активных деятельных форм, во время которых подростки занимаются хореографической деятельностью.

Принцип эмоциональной доминанты личностного развития подростка, которая, с одной стороны, выступает ведущим источником проблем и противоречий процесса становления личности, а с другой - обеспечивает психологическую целостность личности.

Социальный заказ общества: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Цель: формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе _самодеятельной хореографической деятельности_

Расширять и углублять знания подростков о сущности духовно-нравственного поведения;

Организовать целенаправленную деятельность подростков в рамках хореографического творчества, направленную на формирование высших нравственных ценностей;

Вырабатывать навыки и умения нравственного поведения и самоконтроля;

Сформировать здоровый психологический климат в хореографической группе;

Развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию;

Создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках конструктивной творческой деятельности на занятиях хореографией._._

Сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка - прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.

Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения._

Организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности:

Социокультурное регулирование педагогического процесса;

Моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;

Построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков:

Методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат (критерии, показатели, уровни) и т. д.;

Готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

Распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности);

Учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

Использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.__

Принципы: единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции, индивидуализации, активности,

эмоциональной доминанты, дифференцированного подхода, деятельностного опосредования, распределенности, неразрывного единства,

системности, коллективизма.

Социально-педагогические функции: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная о

дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориенгационная, коммуникативная, социально- ■а 1

адаптационная к а

Типы деятельности: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. 5 О а в о)э п

Виды педагогической деятельности

информационно-познавательная культурно-просветительская коммуникативная художественно-творческая а н £

Методы: Формы: Средства: а с

упражнения; музыкально- - художественно-продуктивном деятельности: индивид, и труп. - наглядные, г> н

танцевальные игры; танцевальные занятия искусством (репетиции), концертные выступления, - технические, а г

элементы и композиции; метод спектакли и т. д.; - искусство и творчество, ас £ о

игровой импровизации (искусство - художественно-образоват. работа: беседы, рассказы, информация - литература,

актера); инсценировки; объяснение; об искусстве; дид. игры; посещение концертов; прослушивание, - художественная к

рассказ; показ; беседы; анализ; обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об самодеятельность,

просмотр видеофильмов; знакомство с искусстве, встречи с деятелями искусства; - средства массовой ин-

произведениями искусства; обсуждение; творческие задания и др. - художественной критики продуктов авторского и исполнит, творчества любителей искусства; беседы и др. формации и др.

Критерии: когнитивный, Показатели: наличие знаний о нормах и правилах поведения, понимание необходимости определенных правил общения между Уровни сформированное™ духовно- я ■о 5 ц

мотивационный, людьми в обществе; наличие внутренней мотивации и потребностей нравственного поведения _ Л

поведенческий соблюдать поведенческие нормы, соблюдение правил поведения в подростков: низкии, среднии, а 5 * £

обществе, применение их в собственных поступках и действиях в высокии Я Р

различных ситуациях ш т

Результат: повышение уровня сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков льт. блок

Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе самодеятельной хореографической деятельности

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Принцип дифференцированного подхода, осуществляемый на основе выявления типологической специфики эмоциональных реакций подростков.

Принцип деятельностного опосредования педагогического воздействия на эмоциональную сферу подростка - участника коллектива хореографии.

Принцип распределенности педагогического воздействия на эмоциональную сферу личности по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива.

Принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития подростков-участников самодеятельного хореографического коллектива.

Принцип системности предполагает организацию педагогического процесса как взаимосвязанного комплекса педагогических мероприятий.

Принцип коллективизма, предполагающий согласование интересов каждого участника хореографического коллектива с общими целями и задачами. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений и контактов, духу соревнования, взаимопомощи, свойственным жизни и деятельности в коллективе, ускоряется процесс всестороннего развития личности каждого подростка.

Нами были выделены следующие основные функции хореографической деятельности: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям продиктовано основным назначением «досуговых» занятий - дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем.

В модели представлено содержание, реализуемое в педагогической программе «Жить в танце», направленной на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности.

Решение поставленных в исследовании задач потребовало поиска средств, методов и форм, позволяющих сформировать у подростков духовно-нравственное поведение.

В процессе педагогической деятельности предполагалось использование различных форм хореографической деятельности. Мы воспользовались предложенной Т. И. Баклановой классификацией:

Формы художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т. д.;

Формы художественно-образовательной работы: беседы, рассказы, информация об искусстве; дидактические игры; посещение концертов и спектаклей, выставок и т. д.; прослушивание, обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.;

Формы художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества любителей искусства: обсуждения на уровнях «участник (коллектив) - публика»; «участник (коллектив) - эксперты (специалисты в области искусства, профессиональные критики) .

Среди типов хореографической деятельности были выделены следующие: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. В неразрывной связи с типами хореографической деятельности находятся виды, среди которых основными являются: информационно-познавательная, культурно-просветительская, коммуникативная, художественно-творческая.

Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную деятельность. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации. Данный вид хореографической деятельности может в себя включать и образовательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности и познавательной направленности.

Культурно-просветительная деятельность преследует цель информирования участников хореографического коллектива, расширения их кругозора, социальных связей, в соответствии с требованиями времени.

Коммуникативная деятельность - включает в себя связи и взаимодействия между участниками хореографического коллектива, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей, а также развитие коммуникативных способностей.

Художественно-творческая деятельность призвана воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности подростка. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность,

Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА

активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. .

Но наряду с общими чертами как особый вид художественно-творческая деятельность имеет и свою специфику:

Возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

Использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;

Конкретизация художественно-творческой деятельности, использующей реальные и художественные образы.

Среди методов обучения нами были выделены: упражнения; музыкально-танцевальные игры; танцевальные элементы и композиции; метод игровой импровизации (искусство актера); инсценировки; объяснение; рассказ; показ; беседы; анализ; просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания.

Средства формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности: наглядные, технические, искусство и творчество, литература, художественная самодеятельность, средства массовой информации и др.

Критериальный блок включал критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственного поведения подростков.

Нами определены следующие критерии сформированности духовно-нравственного поведения подростков, каждому из которых соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости духовно-нравственного поведения:

Когнитивный - наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе;

Мотивационный - отражает понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, характеризует положительное отношения к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности;

Поведенческий - предполагает соблюдение правил поведения в обществе, связанных с этикетными нормами, применение их в собственных поступках и действиях, соблюдение в различных ситуациях (в быту, в общественных местах и на улице, в гостях и т. д.).

Кроме того, мы определили три уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний, низкий.

Результатом является повышение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков.

Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет целенаправленно регулировать педагогическую работу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.

Литература

1. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие. М., 1992.

2. Витебский Л. Я. Уроки клубного мастерства: Методическое пособие для руководителей и организаторов любительского движения. М., 1988.

MODEL OF TEENAGERS SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR FORMATION IN THE COURSE OF CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Yu. Yu. Usachev, Ye. I. Grigoryeva

In article the author"s model of formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of choreographic activity lessons is presented. In the developed model blocks are structured: target, organizational and activY, criteria and productive. The essence of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager, understood as direct or indirect control of process of interaction of the personality with the society caused by system of moral qualities, having ideological justification in a context of an inner world, and allowing the personality to self-actualize in society by means of coordination of personal and public interests, orientations to installations and society requirements is presented. To the basic principles according to which activity was based, are carried: principles of uniformity, definiteness, moderation, indirect influence, self-control and in-dividualization. The model allows to organize effectively the pedagogical work which result there will be the spiritual and moral behaviour of teenagers allowing the personality successfully to adapt in society, to coordinate own interests with the public.

Key words: model, spiritual and moral behaviour, teenager.

Духовная жизнь - это залог полноты, цельности и жизнеспособности человека, правильности его жизненного пути. В настоящее время слова «духовность» и нравственность стали пониматься поверхностно. Сегодня перед педагогикой стоит задача переосмысления идейных основ и практических методов. Среди проблем организации социально-психологических и педагогических методов работы с подростками в духовно-нравственном воспитании в образовательных учреждениях, как уже было отмечено в разделе 1.1. и подтвердили результаты исследований, представленные в разделе 2.2., можно выделить следующие:

  • - крайне слабое сопровождение воспитательного процесса в семье,
  • - невысокий уровень духовно-нравственной воспитанности подростков,
  • - слабое воспитание патриотизма
  • - слабо развитая мотивация к учебной деятельности и культурному развитию,
  • - низкий уровень трудолюбия,
  • - сниженное чувство собственного долга и ответственности.

В связи с этим была разработана психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении

1. Этапы реализации модели

Формирование и действие модели осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный

Первый этап подразумевает анализ, обобщение и систематизацию данных по духовно - нравственному воспитанию подростков, а также поиск новых методов и способов воспитания.

2 этап - практический

Использование социально-психологических и психолого-педагогических методов в учебно-воспитательном процессе, направленных на духовно-нравственное развитие подростков.

3 этап - обобщающий

Обработка и подведение итогов по полученным результатам, с проверкой выполнения поставленных целей и задач программы. (Приложение 2)

2. Цель модели духовно-нравственного воспитания

Создание условий для развития духовно-нравственного воспитания подростков, обучающихся в __________________________.

  • 5. Задачи, направленные на реализацию модели
  • 1. Провести анализ социальной, психолого-педагогической литературы с целью обобщения разных подходов к проблеме духовно-нравственного развития подростка.
  • 2. Изучить уровень и особенности духовно-нравственного воспитания подростков в ____________________ на начальном этапе внедрения программы.
  • 3. Разработать и апробировать личностно-ориентированную модель преподавания, способствующую нравственному развитию подростка.
  • 4. Создать условия способствующие развитию психологически здоровой, духовно развитой, полноценной личности подростка.
  • 5. Провести сравнительный анализ между начальным этапом внедрения программы и завершающим, для подведения итогов, по эффективности полученных результатов.
  • 6. Задачи, направленные на духовно-нравственное воспитание подростков:
  • 1. Сформировать осознание принадлежности к общественной жизни, создать психологически положительный микроклимат в коллективе, с воспитанием сознательного отношения подростков к учебе и будущему выбору профессии.
  • 2. Воспитать дух гражданского патриотизма, любовь и уважение к родному краю.
  • 3. Сформировать нравственное самосознание, подготовить обучающихся к самовоспитанию.
  • 7. Принципы реализации модели.
  • · Целостность учебного процесса.
  • · Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней.
  • · Интеграция - аккумуляция полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение анонимности участников программы.
  • · Комплексность - сотрудничество различных специалистов для решения индивидуальных проблем личности.
  • · Личностно-ориентированный подход - подход с учетом индивидуальности личности каждого подростка в отдельности.
  • 8. Ожидаемые результаты:
  • 1. Социально-адаптированные личности, владеющие навыками культуры поведения и общения.
  • 2. Личности, обладающие нормами духовной культуры, нравственности, понимания патриотизма, гуманности, совести и чести, умения принимать и уважать права других людей.
  • 3. Личности, обладающие способностями к самосовершенствованию.
  • 7. Основные направления работы:
    • § Общечеловеческие ценности - формирование основ духовно-нравственного воспитания, гражданского долга и ответственности.
    • § «Отечество… как много в этом звуке» - воспитание патриотизма
    • § Знания и современный мир - воспитание стремления к познанию
    • § Можно ли трудиться с увлечением? - воспитание трудолюбия.
  • 8. Мониторинг

Для наиболее эффективного проведения воспитательной работы в рамках

духовно-нравственного воспитания, применены следующие направления

мониторинга:

  • 1. Изучение личностных особенностей обучающихся:
    • - общие сведения;
    • - уровень воспитанности.
  • 2. Изучение межличностных отношений методом наблюдения:
    • - особенности поведения;
    • - способы взаимодействия между подростками;
    • - социально - психологический климат.
  • 3. Формы диагностики:
    • - тестирование;
    • - опрос;
    • - беседа;
    • - наблюдение.
  • 9. Рекомендуемые дополнительные формы работы с родителями

Взаимодействие родителей и педагогов является одним из важнейших аспектов в работе над формированием духовной нравственности подростка. Только с осуществления взаимной работы, поддержки и уважения друг друга можно достичь целостности в осуществлении воспитания ребенка.

Формы работы с родителями: лектории; распространение информационно - просветительских материалов; наблюдение; родительские собрания (тематические, организационные, консультативные и др.); беседы; тестирование или анкетирование.

Психолого-педагогическая работа по направлениям модели была проведена в рамках «Часов нравственности». В таблице 3 отражен тематический план занятий по запланированным направлениям.

Таблица 3 Тематический план занятий «Часы нравственности»

Основные идеи разработки программы Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе

Достижение общей цели - воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.

Цель программы Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.
Задачи программы 1 . Развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время.

2. Содействовать самовыражению индивидуальности младшего школьника в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте.

3. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся.

4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

Условия достижения цели и задач программы. Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: дети-учителя.

Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы.

Участие социальных партнеров.

Поддержка администрации школы и родительской общественности.

Срок действия. 2008 - 2009 уч.год - 2011 - 2012 уч.год
Основные направления. Духовно - нравственное воспитание осуществляется через:

изучение и становление детского коллектива

обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

использование технологии поэтапного формирования нравственной культуры

процесс общения и сотрудничества учителя и детей: это общение должно стать естественным качеством взаимоотношений.

Исполнители основных мероприятий программы Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры.
Механизм реализации Первый этап -1 класс "Мы капельки". Этап формирование коллектива (моделирование).

Второй этап -2 класс "Мы - чистый ручеёк" этап развития внутриколлективных связей

Третий этап - 3класс "Мы - река мудрости" (стабильное функционирование).

Четвёртый этап - 4 класс "В океане друзей" (социализация, завершающий).

Ожидаемые результаты 1 . Развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышения уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе.

3 . Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков общения и толерантности.

4 . Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры.

Введение.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
(Л.С. Выготский)

Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой "статус первоклассника" ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема - общение. Ведь поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

Среди трёх аспектов школьной зрелости: интеллектуального, эмоционального и социального, последний аспект имеет чрезвычайно важное знание для решения проблемы общения. Под социальным аспектом понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые в свою очередь являются регуляторами нравственных поступков личности.

Роль учителя начальных классов в формировании культуры общения младших школьников, безусловно, велика: он закладывает фундамент общения, хорошего поведения ребёнка.

Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.

Наш принцип - совершенствовать личность ребёнка, его внутренний мир, внимательно изучать желания и потребности, воспитывать в ребёнке милосердие, доброту, вежливость, благородство. Главное для нас не убить в ребёнке индивидуальности, стремления к познанию жизни, желания творить. Вот тогда школа станет для детей школой радости.

Обоснование актуальности проблемы.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Именно учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В процессе нравственного воспитания мы формируем у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Смысл нашей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Мы должны помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Концептуальные основы программы.

Понятие "нравственное воспитание" достаточно широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Овладение средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу");

2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю");

3) умение организовать общение ("Я умею").

В моральном сознании младших школьников преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителя внимания и специальной педагогической работы.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В воспитательном процессе используются различные приемы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример, обсуждение жизненных ситуаций.

В начальной школе ребенок должен поступать нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостям других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

Наша система воспитательной деятельности основывается на следующих принципах гуманистической педагогики:

1. Личностный подход в воспитании :

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.

2. Природообразность воспитания :

  • обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Гуманизация межличностных отношений :

  • уважительное отношение между педагогом и детьми,
  • терпимость к мнению детей,
  • создание ситуации успеха.

4. Деятельностный подход к воспитанию :

  • организация жизнедеятельности класса как основы воспитательного процесса.

5. Дифференциация в воспитании :

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

6. Принцип открытости :

  • участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.

7. Средовой подход в воспитании :

  • педагогически целесообразная организация среды в классе, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).

8. Непрерывность процесса воспитания :

  • преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.

9. Принцип самореализации, означающий:

  • осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в классе;
  • добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
  • поощрение достигнутого результата;
  • признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.

10. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:

  • обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
  • наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках учебного года;
  • предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
  • взаимоуважение всех участников рабочего коллектива.

11. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления , который предполагает:

  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
  • защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.

12. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).

В процессе педагогической работы используются следующие методы педагогического воздействия , разработанные Щукиной Г. И, среди которых выделяют такие группы :

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Направление работы с детьми.

  • "Моя школа - мои друзья" (досуг, общение, работа над детским самоуправлением).
  • "Матушка - Русь! Я тобой горжусь" (гражданско-патриотическое воспитание).
  • "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" (здоровый образ жизни).
  • "Мама, папа, я - дружная семья" (работа с родителями).
  • "Хочу всё знать" (учебная деятельность, познавательное воспитание).
  • "Умел ошибиться, умей и поправиться" (профилактика правонарушений).
  • "Природа дарит людям чудеса" (экологическое воспитание).
  • "Время пришло делать добро" (нравственное воспитание).
  • "Все профессии нужны - все профессии важны" (профориентация).

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Предмет изучения Методы и приёмы изучения Сроки проведения
Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе. Социометрическое тестирование

Анкета "Оценка контактности учащихся".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Условия развития личности. Беседы с родителями. Посещение семей учащихся.

Методика Овчаровой Р.В. "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации". Анкетирование. Педагогическое наблюдение.

На всех этапах
Интересы и увлечения учащихся. Методика Байбородовой Л.В. "Цветик - семицветик".

Анкетирование "Мои увлечения".

1,2 этап
Самочувствие в классе, с друзьями. Защищенность и комфортность ребенка в школьном сообществе. Анкета "Оценка школьной мотивации".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Самооценка личности ребенка. Методика "Лесенка".

Методика "Я и мои друзья". Педагогическое наблюдение.

3 этап
Сформированность классного коллектива. Методика "Какой у нас коллектив?" (А.Н.Лутошкин)

Социометрический тест.

Педагогическое наблюдение.

1, 2, 3, 4 этапы

1, 2, 3, 4 этапы

Сформированность нравственного потенциала личности Методика Б.П. Битинас, М.И. Шилова. "Пять вопросов".

Методика ТисленковойИ.А.Диагностика воспитанности для детей 1-2 класса. Методика И.А. Тисленковой Диагностика отношения к выделенным качествам (3-4 кл)

Методика С.М. Петровой "Пословицы"

Методика М.И.Шиловой "Изучение воспитанности учащихся". Педагогическое наблюдение.

1, 2 этап
Сформированность коммуникативного потенциала личности Методика М. И. Рожковой "Изучение социализированности личности учащегося". Педагогическое наблюдение. 3 этап
Проявление индивидуальности ("лица") ученика Методика "Десять моих "Я" 3, 4 этап


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»