В помощь учителю.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:


Слова с буквой Ы в середине слова : крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова : машины, шары, столы,

Загадки про букву Ы ()
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...

Стихотворения про букву Ы () (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

В русском языке, увы,
Не бывает слов на "Ы".

Странный звук у буквы "Ы":
Он как "И", но твёрже "Ы".
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис - в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське - брЫсь!

Букве Ы не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах

МЫ проходим букву "Ы" ,
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк?

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву "Ы" !

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы» .

Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ - съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР - нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ - вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД - жадиной быть - стыд.
МЫ-МЫ-МЫ - ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ - из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ - будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН - в огороде сын.

Скороговорки с буквой Ы ()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.

- Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
- Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?

Изображения буквы Ы


Поговорим с буквой Ы ()
- Что ты любишь кушать?
- Сыр.
- Каких животных ты знаешь?
- Мышь, крыса.
- Чем ты моешься дома?
- Мылом.
- Чем ты любишь заниматься?
- Прыжками, лыжами.
- Какие растения ты знаешь?
- Дыня, тыква.

Дефектология - звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА - всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую...

Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку - вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить "И". Когда ребёнок поймёт, где образуется звук "Ы", то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет "И". Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть "бугром", а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук "И", затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук "Ы", пусть говорит "КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ" - именно звук "Г" поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое "Ууууууууу", а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук "Ммммммммм", потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке - получится "мммммыыыыы".

У нас получилось!!! :) Теперь звук "Ы" есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).

Сказка про букву Ы ()

Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.

Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.

Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:

Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.

Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.

Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.

Алфавит

Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.

Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.

Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
Ё - мы букву так читаем.

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.

И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.

У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –
Получилась лесенка.

Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.

Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.

Твердый знак -Ъ -
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади - косичка.

Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так -
мягкий знак - Ь.

Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА

А. Шибаев, В. Витковская, Е. Тарлапан, В. Степанов

Это необычный дом!
Поселились буквы в нем.
Хоть у букв от А до Я
И квартира есть своя,
Не сидится им на месте,
Любят быть повсюду вместе.
Встанут рядом: раз, два, три…
Выйдет слово - посмотри!
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Hоги ставит широко.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки,
Р – одну, а В – аж две
И остались в тишине.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула -
Получилась буква Ё.
Это Ж, а это К – целый жук и полжука.
З не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Н – надела поясок, И – надела поясок,
Буква Н – надела ровно, буква И – наискосок.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху палочку пиши!
Л – ногою мяч поддела.
Взялись за руки друзья,
И сказали: - Ты да я – это мы,
А между тем получилась буква М.
Посмотри на колесо и увидишь букву О.
Буква П в спортивном зале – перекладиною стала,
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди, да подтянись!
Буква С на Э дивится,
Словно в зеркальце глядится.
Сходство есть наверняка:
Только нету языка.
Т – в антенну превратилась,
И на крыше очутилась.
У- Утром утка и утята,
У реки уселись в ряд,
Утка учит: - Ну, ребята,
Поныряйте и назад!
Ф – Дедушка надел очки
И смешно вдруг стало,
Он похож на букву Ф,
А я и не знала.
Х – заводит хоровод.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.
Ч – Клоун в цирке сел на стул,
Вдруг его перевернул.
Видит: на его плече
Стул стоит, как буква Ч.
Когда у расчёски
три зуба осталось,
тогда буква Ш
над ней посмеялась!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ходит в кепке твердый знак,
Перевернутой назад.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой увы.
Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
Это – Э с открытым ртом и большущим языком.
Ю – Колесо велосипеда
Одолжил я у соседа.
Палку я к нему прибью –
Будет дома буква Ю.
Я - бродяга с рюкзаком,
Путешествую пешком.

***

С. Погореловский

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть-
И свободен водный путь...
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.

Прощание с АЗБУКОЙ.

Как хорош сегодня зал,
Весь горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.

Очень просим, заходите
В наш просторный дом.
Очень просим, поглядите,
Как мы весело живем.

Учитель.
Дорогие ребята, поздравляю Вас с первой школьной победой, которую Вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге-“Азбуке”.
Но Азбука познакомила Вас не только с буквами, ее страницы учили Вас быть дружными, воспитанными, умеющими выполнять школьные правила.

Песня “Чему учат в школе”.

Был на речке на чернильной
Город маленький, не пыльный.
С незапамятных времен
Букваринским звался он.
Там не ведая невзгод,
Очень славный жил народ.

Учитель.
И сегодня на наш веселый урок пришли все 33 жителя этого городка.
Вот они какие!

А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.

Это Ж, а это Ка,
Целый жук и полжука.

Т-в антенну превратилась,
И на крыше очутилась.
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву эФ.

Посмотри на колесо
И увидишь букву О.

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
-Ой, смотри-ка, что случилось,
Получилась буква Ю.

Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, ну-ка, не ленись-
Подойди и подтянись!

Буква У-два длинных ушка.
З-простая завитушка.

Вот какая Ща и Це
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Н-надела поясок.
И-надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И-наискосок.

Ты ей шапку подари,
Станет краткой буква И.

Ха-все ходит, ходит, ходит,
Места что ли не находит.

И подобно кочерге
Спину горбит буква Г.

Буква Э на эС дивиться,
Словно в зеркальце глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.

Взялись за руки друзья
И сказали ты да я-
Это-мы, а между тем
Получилась буква эМ.

Я-ногою мяч поддела.
Ч-поймать его хотела.
Ждет и ждет, устала ждать,
А мяча все не видать.

Посмотри на букву Ша.
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Буква Я шагает гордо!

Д стоит и очень твердо!

А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Мягкий знак живет беспечно.
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак
Носит кепку только так.

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки.
Р-одну,
А буква В-две.

Нас тридцать три,
Нас тридцать три.
Нас целая семья
Веселых, дружных, озорных
От А, до Я.

Буквы, значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется АЛФАВИТ.

Чтение алфавита с хлопками.
Учитель. Теперь Вы знаете хорошо все 33 буквы русского языка. Одна буква не в силах составить большое слово, так же как не под силу человеку сделать большое трудное дело. Но умелая группа ребят-это уже коллектив. А коллектив-сила.
Вот и буквы собрались все вместе и образовали свою дружную семью, свой коллектив, алфавит.
Теперь они могут образовывать тысячи слов, среди которых есть и вежливые слова, и важные, есть и веселые, и грустные, и маленькие, и большие.
-Вот и мы сейчас попробуем прочитать слова.
Чтение слов по таблице:
МАМА, МИР, ШКОЛА, ДРУЖБА, СПАСИБО

2. Чему нас научила Азбука.

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки,
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные
Гласные, согласные.

Гласные тянуться песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбели сестренку баюкать,
Но не умеют они молчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

ССС-змеиный слышен свист.
Шшш-шуршит опавший лист.
Жжж-шмели в саду жужжат.
Ррр-моторы тарахтят.

Дружат гласные с согласными,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе Маша,
К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе Тыква,
СО и ВА, и так Сова.

Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом,
Ма-ма ка-шу ва-рит нам.
Чтоб скорей и легче было
Все читаем по слогам.

Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Не надо умолять сестрицу,
Ну, прочитай еще страницу.
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.

Учитель. Покажем родителям, как мы научились читать.

1. Книжкино царство-мудрое государство.
2. Книга-наш друг.
3. Люби и береги книгу.
4. Кто много читает, тот много знает, тот грамотно пишет.

Азбука объяснила нам, что такое хорошо и, что такое плохо.
стр. 99 «Сад» (Дети трудятся.)
стр. 109-Приятели-лодыри.
стр.129-«Вежливы слова».
стр.135-Игра (Дети играют.)
стр.127-«Шайба»,нельзя играть на мостовой.

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.

На мостовой не играть, не кататься.
Если ты хочешь здоровым остаться.

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера.

Красный свет-проезда нет,
Желтый-будь готов к пути,
А зеленый свет-кати.

Веселая минутка.

Отгадывание загадок.

Любите загадки?
Гадайте по порядку,
Вы друг другу помогайте,
Хором нам ответ давайте.

1. У сосны и елки листики-иголки.
А на каких листочках
Растут слова и строчки?
(на стр. тетради)
2. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(мел)
3.Черный Ивашка-деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там и след кладет.

4. 33родных сестрицы,
Да таких красавицы,
На одной живут страницы
И повсюду славятся.
(Алфавит)
Учитель.
Все загадки отгадали,
Знания нам показали!
Теперь посоревнуйтесь
Со взрослыми скорей.
Создайте-ка команду
Да не робей!

1. Землю красит солнце, а
(человека труд)
2. Без труда
(мечта мертва)
3. Кто любит труд,
(того люди чтут.)

Какое слово повторяется в этих пословицах?
(ТРУД)
-На страницах Азбуки вы познакомились с трудом взрослых.
Вспомните, о каких профессиях мы читали.
Стр.81 “Повар”.
Стр.83 “Строители”.
Стр.139 “Кузнец”.
Стр.130 “Повар”.

А кем работают Ваши мамы и папы?
Чтение плаката
Все работа хороши-
Выбирай на вкус!

3.
Учитель. У нас на празднике присутствуют гости-герои ваших любимых книг. Вот они!

Старик Хотабыч.
О, многоуважаемые ребята!
Я три тысячи лет ждал этого часа и очень счастлив, что Азбука привела Вас в наше Книжкино царство-мудрое государство. Вы, наверно, догадались кто я?
А это мои друзья! Ой! Только у меня старика память плохая. Подскажите, кто они, из каких сказок.

О, мудрейшие из мудрейших, вы совершенно правы. Это Красная Шапочка.
-А у кого такой длинный нос?
-О, отроки, Вы угадали. Только никогда не поступайте так, как Буратино, который продал свою Азбуку, чтобы купить билет на представление кукольного театра.

Буратино. Я очень сожалею об этом, ребята, ведь Азбука научила меня читать. И я всегда ей буду благодарна. А теперь Вы можете встретиться с новыми книгами. Теперь Вы сможете прочитать все книги.

Королева Книга. Ну вот, наконец-то мы встретились, мои маленькие друзья. Осмотрите мои владения, познакомьтесь с его жителями поближе. Знайте, что жители моего царства разговаривают молча, поэтому здесь всегда стоит тишина.
А вот еще один герой!

Доктор Айболит.
Я доктор, книжкин друг, лечу не зверят, а книжки.
Да-да, не удивляйтесь, книжки! Они тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не стонут, не жалуются. Но они страдают.
Начинают бледнеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Я подклеиваю ее, расправляю странички, делаю новый переплет.
Чтобы это не произошло, нужно запомнить:

Я-книга! Я-товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!

Ой! Уронил меня ты на пол!
Ай! Супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать,-не годиться.

Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Не рвать.
Не пачкать.
Не разрисовывать.
Не загибать страницы.
Не делать записей на полях.

1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3.Не перегибай книгу при чтении.
4. Не загибай страницы.
5. Не делай в книге пометок.
6.Если книга порвалась, подклей ее.

Азбука. Сегодня не все книжкины герои смогли прибыть на наш праздник.
Они прислали нам телеграммы. Все поздравляют нас с праздником, но забыли поставить свои подписи.
-Кто прислал эти телеграммы?

1. Спасите! Нас съел серый волк.
2. Я очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко.
3. Прибыть на Ваш праздник не могу, От меня сбежали брюки.
4. Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби.
5. Дорогие гости, помогите,
Паука –злодея погубите.
6. Пришлите, пожалуйста, капли,
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись.

Красная Шапочка.
-Про какие это книжки?
В этой книжке именинные
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку.
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею,
Кто-то голову срубил.
(Муха-цокатуха)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки…
(Маша и Медведь)

Чей это дом?
А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила.
Но беда пришла нежданно,
Этот дом сгорел до тла.
(Кошкин дом)

Кто попался на зубок?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…
(Колобок)

Фруктово-огородная страна-
В одной из книжек есть она,
А в ней герой мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.
(Чиполино)

Учитель.
1сентября Вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать, писать и считать. И этому Вас научила умная и интересная Азбука. Вы маленькие граждане нашей страны, но уже грамотные. И я поздравляю Вас с первой школьной победой!

Жила на свете буква эМ,
Была она ни тем, ни сем,
Но повстречалась с буквой И
И сразу стала нотой Ми.
Жила на свете нота Ми.
Дружила с разными людьми,
И как-то раз, придя на сквер,
Там повстречалась с буквой эР.

И стала сразу словом МИР.
И прогремела на весь мир,
В печать попала и в эфир.
Пусть в целом мире будет мир.

Песня “Солнечный круг



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»