Все о днях недели в астрологии: как влияют на судьбу, что дают, как использовать и планировать? Особенности характера по дню рождения в день недели На какой день недели всегда приходится празднование.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Невероятные факты

У нас принято, что неделя начинается с понедельника, но в некоторых странах начало недели приходится на воскресенье .

Так же есть некоторые нестыковки в названиях - например, почему среда (т.е. "средний день недели") на самом деле третий, а не четвертый?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся дней недели, нужно начать с вопроса, почему в неделе 7 дней, и почему она называется неделей.

Почему в неделе 7 дней

Для современного человека семидневная неделя является привычным делом. Но откуда взялись эти семь дней в неделе?

Согласно историкам, в истории человечества неделя не всегда имела семь дней. Были варианты 3-х дневной, 5-дневной, 8-дневной ("восьмидневка" в Древнем Риме) недели, а так же древнего 9-дневного цикла у кельтов и ориентации на 14 ночей , которая присутствовала у древних германцев.

Будет интересно отметить, что древнеегипетский календарь Тота основывался на 10-дневном цикле. А вот семидневка была популярна в Древнем Вавилоне (около 2 тыс. лет до н.э.).

В Древнем Вавилоне семидневный цикл был связан с фазами Луны. Ее видели на небе примерно 28 суток: 7 дней Луна увеличивается до первой четверти; столько же ей нужно до полнолуния.

Так же 7-дневный цикл был использован у древних иудеев. Записки иудейского историка Иосифа Флавия, датированные 1 веком н.э., включают в себя следующие слова, связанные с семидневкой: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день".

Иудеи и христиане приняли 7-дневный цикл, т.к. в Ветхом Завете указывался 7-дневный недельный цикл, установленный Богом (процесс сотворения мира за 7 дней):

первый день - создание света

второй день - создание тверди и воды

третий день - создание суши и растений

четвёртый день - создание небесных светил

пятый день - создание птиц и рыб

шестой день - создание пресмыкающихся, животных и человека.

седьмой день - посвящен отдыху.

С астрономической точки зрения, мотивация 7-дневки довольно простая. Все календарные расчеты древних народов основывались на лунных фазах .

Их наблюдение являлось самым удобным и простым методом для исчисления и характеристики временных периодов .

Стоит отметить, что в древнеримском календаре, названия всех 7 дней недели связаны с названиями светил, которых можно увидеть невооруженным глазом, а именно: Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна.

В современном календаре можно найти эти названия благодаря Риму, который распространил их по всей Западной Европе .

И все же календарь всегда был использован в качестве идеологического оружия . Несмотря на космические ритмы, китайские и японские императоры, например, вводили собственные календари, чтобы лишний раз утвердить свою власть.

Несколько раз в Европе пытались изменить 7-дневный цикл , но нарушения последовательности дней не случилось.

Почему неделя называется неделей

Совершенно не важно (с теоретической точки зрения), с какого дня считать неделю, так как это цикл. Нужно лишь разделить дни на рабочие и выходные.

Слово "неделя" является для нас привычным, и мы даже не пытаемся задуматься, откуда появилось это слово.

До принятия христианства, было принято называть неделю выходным днем, и этот день был первым в неделе. Но потом "выходной" сделали днем, который завершает недельный цикл.

Слово неделя пришло из древности, где было выражение "не дълати", что означало "ничего не делать", проще говоря "выходной" или как сейчас мы называем "воскресенье".
Так как отдыхать приходилось после работы, а не до нее, то воскресенье стало завершающим днем недели.

Сегодня, согласно регламентированию Международной организацией стандартизации , неделя начинается именно с понедельника.

Стоит отметить, что до того, как начали использовать термин "неделя", эти самые семь дней называли "седмицей" (в болгарском языке неделя и сейчас называется "седмицей"). Последний день седмицы считался периодом, когда никто ничего не делает, а так как неделя это период от воскресенья до воскресенья (от "неделания" до "неделания"), в обиход вошло именно слово "неделя" .

Почему так назвали дни недели


Почему понедельник так называется

По одной из версий, в славянских языках понедельник означает день "после недели", т.к. "неделя", как уже было ранее сказано, это старинное слово, обозначающее нынешнее воскресенье.

В Европе понедельник считался лунным днем, т.е. днем, покровительницей которой являлась Луна.

На английском - Monday (Moon day=лунный день)

На латинском - Dies Lunae

На французском - Lundi

На испанском - el Lunes

На итальянском - Lunedi

Почему вторник так называется

В славянских языках вторник означает "второй" день после воскресенья.

На латинском - Dies Martis

На французском - Mardi

На испанском - el Martes

На итальянском - Martedi

Можно догадаться, что в некоторых европейских языках, название вторника произошло от бога Марса.

А вот в европейских языках из германской группы, акцент был поставлен на древнегреческом боге Тиу (Tiu, Ziu), являющемся аналогом Марса (финский - Tiistai, английский - Tuesday, немецкий - Dienstag).

Почему среда так называется

У славян "среда" или "середа" обозначает середину недели, так же как и в немецком языке Mittwoch, и в финском Keskeviikko. Ранее считалось, что неделя начинается с воскресенья, поэтому среда была ее серединой.

На латинском - Dies Mercuri

На французском - le Mercredi

На испанском - el Miercoles

На итальянском - Mеrcoledi

В названии можно углядеть имя бога-планеты Меркурий.

Если углубится в другие языки, то можно обнаружить, что английское слово Wednesday произошло от бога Woden (Воден, Вотан). Он же "спрятан" в шведском Onstag, голландском Woenstag и датском Onsdag. Этот бог представлялся высоким, худым стариком, одетым в черный плащ. Он прославился созданием рунического алфавита - именно это связывает его с Меркурием - богом-покровителем письменной и устной речи.


Почему четверг так называется

В славянских языках название этого дня, вероятнее всего просто означает число, т.е. четвертый день. Это слово произошло от общеславянского слова "четвьртъкъ". Вероятнее всего со временем "т" выпал, а звук "к" стал более звонким, так как он следует за сонорным звуком "р".

На латинском - Dies Jovis

На французском - Jeudi

На испанском - Jueves

На итальянском - Giovedi

В европейских языках ч етверг произошел от воинственного Юпитера.

Аналогом Юпитера в германских языках был Тор, сын Одена, откуда и произошли в английском Thursday, в финском Torstai, в шведском Torsdag, в немецком, Donnerstag, и в датском Torsdag.

Почему пятница так называется

Очевидно, что в славянских языках, смысл кроется в числе пять, т.е. пятница = пятый день, идущий после воскресенья.

На французском - Vendredi

На испанском - Viernes

На итальянский - Venerdi

Логично предположить, что название этого дня в некоторых европейских языках происходит от римской богини Венеры.

Ее аналог в в германо-скандинавских мифах богиня любви и войны Фрейя (Фригг, Фрейра) - от нее и произошли в английском языке Friday, в шведском Fredag, в немецком Freitag.

Почему суббота так называется

Слово "суббота" пришло к нам из старославянского языка. Ранее оно было взято из греческого языка (Sabbaton), а в греческий оно попало еще из древнееврейского языка (sabbath, т.е. "седьмой день", когда работа не приветствуется). Будет интересным отметить, что в Испании "el Sabado", В Италии "Sabato", во Франции "Samedi" это слово имеет те же корни. На иврите "Шаббат", означает "покой, отдых".

На латинском - Saturni

На английском - Saturday

В этих названиях можно заметить Сатурна.

На финском языке "Lauantai", шведском "Lördag", датском "Loverdag" вероятнее всего имеют корни в древненемецком Laugardagr, что в переводе означает "день омовения".

Почему воскресенье так называется

Во многих языках, включая латинский, английский и немецкий название последнего дня недели происходит от Солнца - "Sun", "Son".

А вот в русском (воскресенье), испанском (Domingo), французском (Dimanche) и итальянском (Domenica) таятся христианские темы. Domingo, Dimanche и Domenica можно перевести как "День Господень".

Ранее в русском этот день назывался "Неделей" (т.е. не делать-отдыхать). Но так как слово "неделя" подразумевало определенный день, то, как можно было назвать семидневный цикл? Как было сказано ранее, в славянских языках существовало слово "седмица". "Воскресенье" это производное от "въскресити" - день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Самый простой способ выяснить соотношение чисел и дней недели – это, конечно, заглянуть в календарь. Впрочем, он не всегда оказывается под рукой, а иногда речь заходит о весьма отдаленной дате в будущем, приходящейся на другой год.

Самостоятельный подсчет в уме

Самый простой способ выяснить, на какой день недели приходится число, основывается на количестве дней в неделе. Традиционно используется семидневная неделя, следовательно, из порядкового номера числа необходимо вычесть число 7, повторить это еще раз, и еще – пока результат не окажется в непосредственной близости от сегодняшнего дня, тогда не будет составлять труда узнать, какой это день недели. Таким же будет день недели для той даты, о которой идет речь.

Например, сегодня 2 мая, а нужно узнать день недели, который придется на 31 мая. Из 31 необходимо вычесть 7, получается 23, из 23 снова вычитается 7, получается 16, далее – 16 – 7= 9, 9 – 7=2.

Можно пойти и по противоположному пути, прибавляя 7 к сегодняшнему числу раз за разом, пока результат не приблизится к искомой дате. Например, 5 мая – это , а нужно узнать, каким днем недели будет 28 мая. 5+7=12, 12+7=19, 19+7=26. Зная, что 26 мая – понедельник, нетрудно ответить, что 28 мая – среда.

Некоторое затруднение возникает лишь «на стыке» месяцев. Такие моменты лучше «просчитывать» по дням, а дальше продолжать применять описанную технику.

Система «Вруцелето»

Такой системой когда-то пользовались артисты цирка, «угадывая» (а в действительности – высчитывая) дни недели по датам на потеху публике, причем система работает применительно к любому году. Ничто не мешает пользоваться ею в практических целях.

Каждому месяцу соответствует определенное число, для запоминания этих числе использовались мнемические слова и фразы: – 1 (1-й месяц в году), – 4 (люто – слово из 4 букв), март – 4 ( в названии месяца), – 0 (нулевая температура), май –2 (Первое мая), июнь – 5 (жарко – 5 букв), июль – 0 (ни капли дождя), август – 3 (3-й летний месяц), сентябрь – 6 (мелкий дождичек – 6 букв в слове «мелкий»), октябрь – 1 (один лист на ветке), ноябрь – 4 (снег), декабрь – 6 (готовь сани летом, а телегу зимой – 6 букв в слове «телега»).

Данные числа использовали в системе подсчета. Две последние цифры года делили на 12, остаток делили на 4 и складывали результат первого деления и остатки от обоих делений. Если полученное число меньше семи – его запоминают, если 7 или больше – делят на 3 и запоминают остаток. К этому числу или остатку прибавляют число, соответствующее месяцу. Если результат меньше семи – запоминают, если 7 или больше – делят на 7 и запоминают остаток.

К полученному числу прибавляют число дня, если результат больше семи – вновь делят на 7 и запоминают остаток. Полученное число и соответствует дню недели по следующей схеме: суббота – 0, воскресение – 1, понедельник – 2 и т.д. Например, нужно установить, каким днем недели было 7 июня 2016 года.

16:12=1 (4 в остатке)
4:4=1 (0 в остатке)
1+4+0=5
5+5=10
10+7=17
17:7=2 (3 в остатке)


* Чтобы не перегружать эту задачу техническими трудностями, будем считать, что современный календарь начался 1 января 1 г. н.э. и будет существовать всегда.

Подсказка 1

Главное в задаче — правильно осознать смысл слов «чаще всего». Вас ведь не слишком удивляет, что в 2011 году можно было использовать календарик от 2005-го? Вот и подумайте... В невисокосном (обычном) году 365 дней — это 52 недели и еще 1 день. В високосном на 1 день больше.

Подсказка 2

На первый взгляд кажется, что в табличке «день недели - годы, которые с него начинаются» прослеживается цикл из 28 лет. Например, если табличку начать с 2001 года (который начинался с понедельника), то 2029-й год будет точно таким же - первым после високосного, начинающимся с понедельника...

Пн 2001 2007 2018 2024 2029
Вт 2002 2008 2013 2019 2030
Ср 2003 2014 2020 2025 2031
Чт 2004 2009 2015 2026 2032
Пт 2010 2016 2021 2027
Сб 2005 2011 2022 2028 2033
Вс 2006 2012 2017 2023 2034

Всегда ли так будет? Не торопитесь с ответом. Кстати, а почему русская православная церковь отмечает рождество в январе, а католики - в декабре?

Решение

Повторим то, о чем говорилось во второй подсказке: в табличке «день недели - годы, которые с него начинаются» прослеживается цикл из 28 лет.

Стандартный цикл (на примере 2001–2028 гг.):

Пн 2001 2007 2018 2024
Вт 2002 2008 2013 2019
Ср 2003 2014 2020 2025
Чт 2004 2009 2015 2026
Пт 2010 2016 2021 2027
Сб 2005 2011 2022 2028
Вс 2006 2012 2017 2023

Таким образом, за 28 лет год начинается с каждого дня недели ровно по 4 раза. Казалось бы, так будет всегда, и значит, ответ на задачу - «все дни являются началом года одинаково часто»? Не торопитесь.

Дело в том, что наш календарь не так прост, как многим кажется: он не юлианский, а григорианский, и полный цикл високосных лет в нём состоит не из 4 лет, а из 400 (см. «Послесловие» об истории календаря и его реформ). В частности, 2100, 2200 и 2300 годы не будут високосными. Разберемся, как это влияет на решение задачи.

Цикл 2001–2028 повторится еще дважды: 2029–2056 и 2057–2084. А дальше нужно смотреть, что происходит на границе столетий, между которыми 7 невисокосных лет подряд.

Длинный цикл 2085–2124:

Пн 2085 2091 2103 2114 2120 5
Вт 2086 2092 2097 2104 2109 2115 6
Ср 2087 2098 2110 2116 2121 5
Чт 2088 2093 2099 2105 2111 2122 6
Пт 2094 2100 2106 2112 2117 2123 6
Сб 2089 2095 2101 2107 2118 2124 6
Вс 2090 2096 2102 2108 2113 2119 6

Здесь «цикл» удлиняется и составляет уже 2124 – 2084 = 40 лет, при этом так как 40 не делится на 7, то не все дни недели могут начинать год одинаково часто (см. правый столбец) - например, в приведенной табличке понедельник и среда встречаются на 1 раз меньше, чем остальные.

Затем снова идут стандартные циклы 2125–2152, 2153–2180, «длинный» цикл 2181–2220, стандартные циклы 2221–2248, 2249–2276, «длинный» цикл 2277–2316 и, наконец, три стандартных 2317–2344, 2345–2372, 2373–2400. То есть 2401-й год не просто начинает новое 400-летие григорианского календаря, но и начинается с того же дня недели (понедельника), что и 2001-й. А это означает, что для решения задачи нам достаточно сосчитать количество начал года по каждому дню недели ровно в одном 400-летнем цикле!

Поскольку мы уже знаем, что в стандартном цикле всех дней недели поровну, то разбираемся только с двумя «длинными» циклами.

Длинный цикл 2181–2220:

Пн 2181 2187 2198 2210 2216 5
Вт 2182 2188 2193 2199 2205 2211 6
Ср 2183 2194 2200 2206 2212 2217 6
Чт 2184 2189 2195 2201 2207 2218 6
Пт 2190 2196 2202 2208 2213 2219 6
Сб 2185 2191 2203 2214 2220 5
Вс 2186 2192 2197 2204 2209 2215 6

Длинный цикл 2277–2316:

Пн 2277 2283 2294 2300 2306 2312 6
Вт 2278 2284 2289 2295 2301 2307 6
Ср 2279 2290 2296 2302 2308 2313 6
Чт 2280 2285 2291 2303 2314 5
Пт 2286 2292 2297 2304 2309 2315 6
Сб 2281 2287 2298 2310 2316 5
Вс 2282 2288 2293 2299 2305 2311 6

Всего в трех «длинных» циклах год начинается с понедельника и субботы по 16 раз, со среды и четверга - по 17, а со вторника, пятницы и воскресенья - по 18 раз. В десяти стандартных циклах каждый день недели служит началом года по 40 раз. Всего же получается по 56 понедельников и суббот, по 57 четвергов и сред, по 58 вторников, пятниц и воскресений

Таким образом, правильный ответ на задачу - вторниками, пятницами, и воскресеньями. Кстати, 2012 год как раз начнется с воскресенья. С наступающим вас Новым годом! Счастья, радости и многих успешно решенных задач!!

Послесловие

Как ни странно, почти никто не знает истории современного календаря и не задумывается над тем, как он устроен. Это не голословное утверждение: многие из читателей наверняка помнят «вторую ошибку 2000 года» - не ту, из-за которой приходилось переписывать горы старого программного обеспечения, а ту, когда во всех газетах и по всем телеканалам трубили, что 1999 год завершает двадцатый век, а 2000-й - открывает новое тысячелетие.

Кстати, самым остроумным (и точным!) ответом на это распространенное заблуждение был такой: «Второй ящик водки начинается с 21-й бутылки, а не с 20-й».

Что-то я отвлекся от темы. Впрочем, отвлекусь еще раз - расскажу о том, как создавался наш календарь. (Когда-то я уже очень подробно писал об этом в журнале «Компьютерра» в далеком 1998 году.)

Мы ведем отсчет лет «нашей эры» от рождества Христова, однако во времена Христа, естественно, летосчисление было другим. Тогда годы отсчитывались «от основания Рима», а позже римляне и подчиненные им провинции перешли на «эру Диоклетиана». Первым, кто предложил перейти к отсчету от рождества Христова (от р. Х.), был александрийский астроном и монах Дионисий Малый. Было это в VI веке н. э. При этом основной заслугой Дионисия была разработка удобных алгоритмов для расчета пасхалий (а с ними - и всего годичного круга церковных праздников).

С хронологией Дионисия согласились далеко не все и далеко не сразу, но так или иначе к середине XV века римская церковь безоговорочно приняла счет лет от р. Х., и церковные праздники оказались очень прочно связанными с солнечным и лунным календарями. И вот тут вскрылись проблемы... Главная из них заключалась в том, что день весеннего равноденствия - 21 марта - был сочтен неподвижной границей для празднования Пасхи на все времена. При этом сам календарь, предложенный еще во времена Юлия Цезаря (каждый четвертый год - високосный, то есть средняя продолжительность года принята равной 365,25 дней) был немного длиннее реального солнечного, поэтому момент весеннего равноденствия в нём просто не мог быть неподвижным! Благодаря этому в историю календаря вошел римский папа Григорий XIII.

Длина тропического года - времени обращения Земли вокруг Солнца - примерно 365,2422 суток. Следовательно, юлианский календарь каждый год накапливает ошибку примерно в 0,0078 суток, а ошибка в целые сутки набегает за 128 лет. За века, прошедшие с введения юлианского календаря до 1582 года, точка весеннего равноденствия «убежала» с 21 марта на 11 марта. Поэтому папа Григорий XIII в феврале 1582 года издал специальную буллу о календарной реформе. Эта булла предписывала изъять из календаря 1582 года все дни от 5 октября до 14 октября включительно (так что следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября), а впредь исправить календарную систему так, чтобы из каждых 400 лет было не 100 високосных, а всего 97. Этот календарь получил название григорианского и сохранился по сей день.

В соответствии с волей папы Григория годы 1700-й, 1800-й и 1900-й были невисокосными и состояли из 365 дней. 2000-й год, как мы помним, был високосным, а за ним снова последуют три невисокосных - 2100-й, 2200-й и 2300-й. Такой календарь тоже небезупречен: ведь 97/400 тоже не равны дробной части тропического солнечного года. Но, в отличие от прежнего календаря, ошибка в сутки теперь накапливается не за 128, а за 3250 лет. Иными словами, на наш век точности этого календаря вполне хватит.

В России же всё происходило с изрядным опозданием. Христианское летосчисление и январское новолетие было введено только в конце 1699 года указом Петра I, по которому («лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах») год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Тем не менее юлианский календарь в России сохранялся вплоть до Октябрьской революции. Григорианский календарь был введен в России в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. Именно поэтому разница между юлианским счетом дней («старым стилем») и григорианским («новым стилем») у нас составляет не 10 дней, как было во времена папы Григория, а целых 13.

Впрочем, даже если бы григорианский календарь был образцом точности в момент своего создания, он не смог бы им оставаться навсегда, потому что сама продолжительность года немного меняется. Принято считать, что вращение Земли вокруг своей оси постепенно замедляется, а продолжительность суток - увеличивается. Соответственно уменьшается число суток, укладывающихся в одном году. Этот эффект задается приближенной формулой Ньюкома:

1 год = 365,24219879 – 0,0000000614 × (№ года - 1900).

В частности, григорианский календарь был бы совсем точным примерно 5000 лет назад, а с каждым годом его погрешность чуть-чуть растет... Но это уже тема для задачи по астрономии...

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Редактор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

В понедельник всегда хочется спать, среда - это маленькая пятница, настоящая пятница - короткий день, а в воскресенье лучше не начинать дела. «Секрет» рассказывает, почему в некоторые дни недели мы чувствуем себя подавленными, а в другие не можем сосредоточиться и как найти время на работу, если почти с каждым днём недели что-то не так.

Почему не работается и не отдыхается

Если верить психологическим исследованиям, большинство дней недели придуманы только для того, чтобы травмировать и дезорганизовать людей. Например, считается, что понедельник - самый тяжёлый день. Психологи объясняют это тем, что люди испытывают стресс, возвращаясь к работе после выходных. Под угрозой оказываются психика и физическое здоровье. Синдрому понедельника подвержены не только те, кто работает с понедельника по пятницу, но и люди с ненормированной рабочей неделей и те, кто вообще не работает. Несколько разных исследований, проведённых в 90-е, показали , что самое большое количество самоубийств совершается по понедельникам, а ещё в понедельник возрастает количество инсультов и сердечных приступов. При этом даже у пенсионеров проблемы с сердцем чаще всего возникают по понедельникам - старые установки так сильны, что, даже уйдя на заслуженный отдых, в начале недели многие люди чувствуют себя взвинченными.

В 2015 году психологи из университетов Линкольна, Йорка и Хартфордшира собрали группу добровольцев, чтобы выяснить, как различаются между собой дни недели в восприятии людей. Говоря про понедельник, большинство респондентов использовали слова «скука» и «усталость», а пятница ассоциировалась у них с весельем и свободой. При этом каждый день у участников эксперимента спрашивали, какой сегодня день недели - оказалось, что 40% человек могут ответить на этот вопрос не раздумывая только в понедельник и пятницу. В середине недели они путались и не могли определиться, вторник сегодня, среда или четверг. Но одно было ясно: никому не нравится понедельник, и всем - пятница. Правда, работать по пятницам тоже никто не любит. Как правило, в этот день люди строят планы на выходные, приходят в офис в джинсах и уходят домой пораньше. По мнению психологов, в конце недели люди чувствуют себя более счастливыми, свободными и раскрепощёнными, но это никак не мотивирует работать.

С воскресеньем тоже не всё в порядке. В английском языке есть понятие Sunday night blues - это приступы тревоги, которые случаются накануне новой рабочей недели. По статистике, примерно 81% американцев испытывают тревожные состояния в воскресенье вечером. Кто-то в такие моменты просто не находит себе места, не может быстро уснуть или пытается приступить к работе, не дожидаясь утра. У некоторых случаются панические атаки, и тогда в понедельник утром эти люди чувствуют себя ещё более разбитыми и подавленными.

Кроме Sunday night blues есть ещё и «синдром школьного дневника» - его описывает российский психолог Андрей Карелин в книге «Психология изменений». Он считает, что человек с детства привыкает представлять себе неделю как две страницы из школьного дневника - всё начинается в понедельник и кончается в субботу. На одном листе - трудное и скучное начало недели, где все три дня учебные. На другом - вторая половина недели, где суббота - выходной или сокращённый день. Воскресенья в этой схеме нет, и многие, став взрослыми, по привычке «упускают» воскресенье, не считают его полноценным днём, в который можно сделать хоть что-то важное. Из-за этого в понедельник утром многие не чувствуют себя отдохнувшими и посвежевшими, а воскресенье пролетает как-то незаметно и смазанно. Тем, кто страдает от «синдрома школьного дневника», психолог советует представлять себе те самые две странички из школьных времён с вклеенным в них воскресеньем, раскрашенным в яркие цвета.

Среда - тоже не самый любимый день человечества. Учёные из Университета Сиднея, пытаясь выяснить, как наше настроение меняется в зависимости от дней недели, каждый день опрашивали группу из 200, а потом из 350 человек и пришли к выводу, что хуже всего добровольцам приходится по средам - прошлые выходные остались позади, а до следующих ещё далеко, и от этого страдают не только офисные сотрудники, ненавидящие свою работу, но и мотивированные трудоголики. Во-первых, даже фанатам своей работы после нескольких дней труда хочется сменить обстановку, во-вторых, «синдром школьного дневника» подсознательно одолевает всех независимо от мотивации.

Прогресс для несчастных

Итак, у нас есть очень веские причины не работать в понедельник, среду и пятницу и не начинать рабочую неделю с воскресенья. В субботу большинству из нас хочется отдохнуть, выспаться и погулять, а у некоторых вообще шаббат. Получается, что для активной работы остаются разве что вторник и четверг.

Действительно, по мнению психологов, вторник - это самый удачный день для работы, когда страхи и сомнения понедельника уже позади, а депрессивная среда пока не наступила. Письма и сообщения, накопившиеся с конца недели, уже разобраны, и люди переходят к самым сложным делам, пока не успели устать и перенестись мыслями в выходные.

В 2012 году профессор Тодд Трэш из Уильямсбурга, всю жизнь изучавший феномен вдохновения, собрал группу добровольцев и с помощью опросника попытался выяснить, насколько счастливыми и вдохновлёнными они чувствуют себя в разные дни недели. Оказалось, что у большинства людей приливы вдохновения случаются именно по вторникам. Считается, что именно во вторник Томас Джефферсон придумал свою Декларацию о независимости. В это время он был вдали от дома, только что узнал, что его жена смертельно больна, а за несколько дней до этого умер его ребёнок.

Приступы счастья у участников эксперимента случались по пятницам, как раз в те дни, когда они меньше всего были настроены на работу и не испытывали никакого вдохновения. То есть со вторником, «самым удачным днём для работы», тоже не всё так однозначно.

Известный американский психолог Ник Таслер в своей колонке размышляет о том, как соотносятся между собой ощущения счастья и вдохновения, и приходит к выводу, что они чуть ли не противоречат друг другу: человек работает продуктивнее всего в те моменты, когда на него сваливается куча проблем и он пытается сделать всё и сразу, то есть в середине недели. Психолог считает, что ничего плохого в этом нет, да и вообще счастливые и бестолковые пятницы сильно переоценены.

«Я ничего не имею против счастья, - рассуждает Таслер. - Но часто, когда мы стремимся к счастью, мы пренебрегаем вдохновением. В мыслях о грядущей пятнице можно упустить преимущества вторника». По мнению Таслера, вторник - день, про который мы чаще всего впоследствии забываем. По вторникам не бывает шумных вечеринок и романтических встреч, на этот день редко планируют что-то важное. Но именно во вторник, закопавшись в рутине и решая кучу проблем одновременно, мы незаметно для себя совершаем прорывы. Так что, по мнению психолога, может быть, лучше каждую неделю с нетерпением ждать не пятницы, когда люди веселы и непродуктивны, а именно вторника - дня, когда мы будем несчастны, но, может быть, сделаем что-то по-настоящему важное. Но стоит ли прогресс счастья - каждый из нас решает для себя сам. Кстати, по статистике, во вторник люди реже всего занимаются сексом - это тоже о многом говорит. Единственным более-менее приличным днём недели остаётся четверг, да и его, если верить исследованиям, никто не воспринимает всерьёз, потому что этот день все путают со средой.

Власть стереотипов

Есть и другая статистика: учёные из Университета Тулузы в 2001 году выяснили , что ирландцы, которые часто проводят выходные в барах и пабах, в понедельник куда чаще страдают от высокого кровяного давления, чем французы - те по выходным обычно не пьют лишнего и в начале недели чувствуют себя так же, как и во все остальные дни. Тут возникает вопрос: действительно ли понедельник - безусловное зло, которое вгоняет нас в стресс, или синдром начала недели - результат привычек и следствие стереотипов, как и все остальные синдромы, связанные с днями недели?

В 2008 году учёные из Сиднейского университета провели исследование: 202 добровольца в течение недели утром и вечером рассказывали, как они себя чувствуют и какое у них настроение. Когда неделя закончилась, участников попросили подвести итоги: сказать, какой день исследования им понравился больше всего, а какой - меньше. Выяснилось, что у большинства людей понедельник отложился в памяти как самый плохой день исследования: 65% добровольцев сказали, что худшим утром для них стало утро понедельника, а вечер понедельника стал самым плохим для 35% участников (при этом выяснилось, что про пятницу и субботу у многих, наоборот, остались приятные воспоминания - 43% хорошо чувствовали себя в пятницу утром и вечером, а 45% - в субботу). Но при этом, пока участников опрашивали каждый день, такой закономерности не наблюдалось - в понедельник все чувствовали себя совершенно по-разному, как и в остальные дни недели, и только в воспоминаниях он отложился у большинства добровольцев как «плохой день».

Как считает исследователь Ричард М. Райан из Университета Рочестера, в мире с семидневной рабочей неделей понедельник - это социальный конструкт, примерно как гендерные стереотипы. В школе мы проходим «Войну и мир», где бездетную и незамужнюю девушку называют «пустоцветом», и привыкаем, что предназначение женщины - выйти замуж и родить детей. Так же и с понедельником. Все кругом говорят, что «понедельник - день тяжёлый», а бары и рестораны называют в честь других, «развлекательных» дней - например, T.G.I. Friday’s. В итоге даже те, у кого ненормированная рабочая неделя, начинают воспринимать выходные как передышку, а понедельник - как наказание.

Пытаясь ответить на вопрос, что не так со всеми днями недели, мы в итоге приходим к другому вопросу - что не так с нами? С годами мы избавляемся от стереотипов об окружающих людях, прогрессивное человечество уже не рассказывает женщинам про то, что «биологические часы тикают», а геев больше не подвергают принудительному психиатрическому лечению. Но восприятие дней недели осталось на уровне времён Генри Форда. Хотя многие проводят рабочие встречи по выходным, а в понедельник позволяют себе поспать подольше, люди по-прежнему повторяют, что «среда - это маленькая пятница», «понедельник - день тяжёлый», «пятница-развратница» и ещё много банальностей, которые мешают сконцентрироваться на работе и делают все недели одинаковыми, точь-в-точь как в школьные времена, когда мы отмеряли свою жизнь по дневнику и в нём не было воскресенья.

Фотография на обложке: EPA



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»