Завтра Сабантуй. Что это и зачем все туда едут? Обычаи обряды традиции Что можно одеть на сабантуй

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

О празднике Сабантуй
Сайт Президент РТ http://president.tatarstan.ru/news/view/107453

Рустам Минниханов: "Сабантуй - это праздник дружбы для всех народов"
Пресс-служба Президента РТ, 2 июля 2011 г.

Сабантуй является праздником, объединяющим народы России и позволяющим сохранить им свои национальные традиции и обычаи. Такое мнение высказал сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов на праздновании федерального Сабантуя в Екатеринбурге. В празднике также приняли участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор Свердловской области Александр Мишарин.


Празднование Сабантуя традиционно проходит в Свердловской области. В этом году столица Урала впервые принимает федеральный Сабантуй. Праздник проходит на территории стадиона "Локомотив" и прилегающего парка. Здесь разместились многочисленные подворья, тематические площадки, проходят традиционные для Сабантуя спортивные состязания. В праздновании принимают участие представители 34 регионов Российской Федерации.

Сайт Официальный Татарстан - http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm


http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id=2480 Сабантуй
"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия" Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями , шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках , районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года проводится Федеральный Сабантуй, в 2011 году XI Федеральный Сабантуй пройдет в Тюменской области. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.



Сайт Казань 1000 лет» - http://www.kazan1000.ru/rus/holiday/plough.htm
«Национальный праздник "Сабантуй"»

"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия".

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сайт Культура Татарстана - http :// culture . tatar . ru / brands / show /4

Сабантуй Р.Мустафин

Сабантуй бывает разный.

А не знаешь – не толкуй!

Александр Твардовский

Из глубины веков

Все, вероятно, слышали об этом ярком татарском национальном празднике. Но что означает слово «Сабантуй»?

«Сабан» по-татарски «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Причем второе значение, как считают языковеды, более древнее. Можно предполагать, таким образом, что это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей. В более широком значении – человека с природой. Вовсе не случайно поэтому, что праздник этот всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса , у подножия холмов в самых красивых, живописных местах.

Полагают, что празднование Сабантуя восходит еще к языческим, доисламским временам. Судя по некоторым косвенным данным, Сабантуй широко отмечался и в эпоху Великой Булгарии. Во всяком случае, о весенних скачках, национальной борьбе на кушаках (курэш), состязаниях лучников и бегунов в ряде исторических источников упоминается неоднократно.

Сабантуй 1505 года

Первое красочное описание Сабантуя, как полагают историки, оставил безымянный русский летописец в своем знаменитом «Сказании о царствии Казанском». Автор «Сказания», проживший более 20 лет в нашем городе и даже принявший мусульманство, пишет, что Сабантуй проводился в двух местах – на так называемом Царском (или Ханском) лугу (ныне это район за железнодорожным вокзалом, оставшийся под водой) и на Арском поле, начинавшемся тогда сразу же за нынешней площадью Свободы. Главным считался праздник на Арском поле, он продолжался несколько дней. Так, в 1505 году на празднике было расставлено более тысячи шатров, в которых веселились и отдыхали и хан с его приближенными, и приехавшие из окрестных мест гости, и беки, шейхи, саиды, и простые горожане. В шатрах же были устроены, говоря современным языком, торговые палатки, в которых торговали съестными товарами, прохладительными напитками и всяким вещами, в том числе заморскими.

Сайт Авиа РТ Журнал для пассажиров авиакомпании «Татарстан» - http://www.avia-rt.ru/index.php?option=com_numbers&view=article&id_article=160

Наверное, у каждого народа есть свой, особенно любимый праздник, известный на весь мир. У японцев это время цветения сакуры, у греков – Олимпийские игры, у испанцев – коррида, у русских – Масленица. «Фирменный» праздник татар – это Сабантуй. Кстати, его не только знают, но и отмечают – во всём мире.

Задобрить духов
Это сейчас мы празднуем Сабантуй летом, когда окончены тяжелые полевые работы и можно немного расслабиться. А раньше (кстати, раньше – это очень давно, у Сабантуя тысячелетняя история: в 921 году его описал ученый Ибн Фадлан, а ведь праздник существовал и до этого) Сабантуй отмечали в апреле, перед началом весеннего сева – чтобы задобрить духов плодородия, «ответственных» за хороший урожай.

Об этом говорит само название мероприятия: «сабан» – яровые или плуг, «туй» – свадьба, торжество. И хотя некоторые историки утверждают, что название следует переводить как «свадьба сабана» (была такая народность), «аграрная» версия происхождения праздника является общепризнанной.

Кстати, подобные традиции есть практически у всех приволжских народов: в Чувашии отмечают Акатуй, а в Удмуртии такой праздник называется Гербер.

Древние традиции…
Первоначальный Сабантуй довольно сильно отличался от того , каким мы привыкли его видеть сейчас. К примеру, в древности непременным его атрибутом были… яйца. Их, крашеными или сырыми, аксакалы брали с собой на кладбище, поминая усопших, или отдавали мулле, чтобы он своими молитвами обеспечил благополучие для семьи.

Праздновали Сабантуй всей деревней, вскладчину, и длилось торжество несколько дней. Женщины красили яйца, готовили конфеты, баурсак – орешки из теста с медом, различные сладости и печенья, угощали ими детей – те, как на колядки, ходили по домам с мешочками, в которые собирали угощения, а также разные крупы, масло, сметану – из них потом готовили кашу для всего села.

Юноши состязались в собирании яиц – тот, у кого будет больший «улов», считался победителем. Им также отдавали вещи, предназначенные для победителей соревнований: платки, отрезы ткани, чулки, рубашки, а самым ценным считалось вышитое полотенце. Это был целый ритуал: джигиты проезжали по деревне с прибаутками, песнями, в каждом дворе их встречали с почетом, отдавая лучшее из того, что есть. Иногда подарки привязывали к длинному шесту и с ним проезжали по деревне, чтобы все видели, каков, так сказать, призовой фонд.

Кстати, призы и подарки молодухи готовили в течение всего года, с особым старанием. Фабричные полотенца никогда не считались хорошей наградой. Потому что, во-первых, для лучшего в деревне батыра стоило постараться! А во-вторых, полотенца вышивали молодые женщины, зная, что подарок будет вручаться принародно, и все увидят и смогут оценить умение и мастерство хозяйки. Полотенцем, которое вручалось победителю состязаний, одинаково гордились и батыр, и его дарительница , и с ним не могло сравниться ни одно другое, пусть даже очень ценное, изделие.

Затем народ собирался на майдане, где устраивались игрища и состязания – скачки на лошадях, выступления музыкантов и певцов, борьба джигитов. Люди надевали самые лучшие наряды и украшения. Особенно старались молодые девушки – после «официальной» программы обычно следовали молодежные вечеринки, на которых молодые люди выбирали себе невесту, так что стоило быть «во всеоружии». А у многих тюркских народов был обычай: во время конных скачек джигит должен был догнать и поцеловать любимую девушку (этот обряд символизировал еще более древнюю традицию похищения невесты). Обычай назывался «кыз куу». Если парень не догонял девушку, то на обратном пути уже она гнала свою лошадь, старалась его догнать. И сбить нагайкой шапку у него с головы. И если сбивала – для парня это был ужасный позор.

Завершался праздник поздней ночью. К слову, одной из главных особенностей татарского Сабантуя всегда было полное отсутствие пьяных или буйных гуляк – таких, если они появлялись, немедленно выдворяли с майдана при всеобщем осуждении. Общественный порядок был просто образцовым.

Сразу после завершения Сабантуя в селах начинался сев – пора тяжелой страды, которая длилась до середины лета. В этом татарский Сабантуй несколько напоминает русскую Масленицу: как русские люди лакомились блинами и прочими яствами перед Великим постом, так и селяне-татары набирались сил, отдыхали и веселились перед тем, как начать долгий и ответственный труд.

и современность

Сейчас Сабантуй остался любимым праздником татар всего мира. Он является государственным в Татарстане, его отмечают татарские общины в Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и многих других городах. Этот древнейший праздник претендует на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. В татарском Сабантуе с удовольствием принимают участие высокие официальные лица. К примеру, во времена оны Борису Ельцину удалось лихо расколотить битой глиняный горшок – с первого удара. А Владимир Путин «нырял» в плошку с катыком и достал-таки оттуда зубами монетку!

В этом году Сабантуй пройдет в 12 странах, в 155 населенных пунктах России, и повсеместно будет посвящен 125-летию со дня рождения светила татарской литературы – Габдуллы Тукая. Проведение праздника плуга взято под официальный контроль руководства Татарстана. В странах Балтии пройдет Всебалтийский Сабантуй, несколько сабантуев пройдут в Китае, с размахом встретят праздник Турция и Польша. Всероссийский сельский Сабантуй в этом году состоится 19 июня в чувашском селе Шыгырдан. А общефедеральный праздник плуга намечен на 2 июля – в Екатеринбурге.

Современный Сабантуй проводится в воскресенье, и, хотя традиции претерпели некоторые изменения, главное осталось – это по-прежнему всенародный праздник, всеобщее гулянье. Сохранились и основные его составляющие: сбор подарков, состязания на майдане, молодежные забавы. Традиционно к Сабантую в селах тщательно готовятся: убирают в доме, готовят угощения для гостей, надевают лучшие наряды и идут на майдан – целыми семьями, обычно с самоваром, чтобы, уютно расположившись на траве , пить чай со вкусностями и наблюдать за зрелищами – там есть на что посмотреть!

Все – на майдан!
Программа праздника Сабантуй – довольно насыщенная. С утра народ собирается на майдане, чтобы послушать выступления уважаемых людей, поздравляющих всех с окончанием весеннего сева, а также музыкантов, артистов, чтецов. Потом начинается самое интересное – традиционные соревнования.

Самым любимым состязанием всегда была татарская национальная борьба – куреш, в которой соревнуются мужчины, начиная с самого младшего возраста и заканчивая, как правило, средним – старики-аксакалы входят в состав жюри и выбирают победителя. Самой зрелищной, конечно, становится последняя схватка – когда сражаются два вышедших в финал борца. Победителю достается приз. И не полотенце или рубашка, как раньше, а, к примеру, телевизор, стиральная машина или наиболее почетная награда – живой баран, которого традиция обязывает поднять над головой (а весит он, к слову, несколько десятков кило), чтобы еще раз продемонстрировать свою мощь и силу. Соревнуются батыры и в подъеме тяжестей – тягают гири и штанги. Ну и, конечно, самые отважные и ловкие состязаются в скачках на лошадях. Как говорят, Сабантуя не бывает без борьбы и скачек.


Кроме «серьезных», Сабантуй подразумевает и множество шуточных соревнований. Это и бег с яйцом
в ложке, зажатой во рту, и бег в мешках, иногда по двое, забеги с ведрами на коромыслах, полными воды. Перетягивание каната, излюбленный бой мешками на перекладине с завязанными глазами, лазанье на столб за сапогами, доставание ртом монеток из сосудов с катыком или простоквашей, ходьба по гладкой перекладине над водоемом – программа игрищ весьма разнообразна. Бег наперегонки, кстати, с древних времен – очень популярная забава на Сабантуй. Раньше это было целое действо. Бежало много народу, на дальнее расстояние – до двух километров, а победителям доставались ценные призы.

Как правило, соревнования заканчиваются после обеда, и тогда начинаются гулянки, посиделки, вечеринки. Народ расходится по домам, чтобы веселиться в теплых компаниях. А под вечер молодежь , особенно в селах, собирается на «кичке уен» – вечерний Сабантуй, чтобы потанцевать, поиграть, повеселиться и завязать новые романтические знакомства с прицелом на будущее.

Наверное, нет ни одного жителя Татарстана, который не бывал хоть раз на Сабантуе. А для тех, кто с Сабантуем по причине «неместного происхождения» еще не знаком, но жаждет узнать, что это такое, прочувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу истинно народного праздника, некоторые турфирмы организуют специальные «Сабантуй-туры». Программа включает в себя, помимо присутствия на торжестве, еще и несколько экскурсий по Казани, посещение Казанского кремля, мечети Кул Шариф, Петропавловского собора, знаменитого Раифского монастыря и т. д. В этом году в районах республики праздник отметят 11–13 июня, в городах – 17–19, а в столице, в Казани, праздничное действо развернется 25 июня.

Те, кому захочется увидеть праздник плуга в общероссийском масштабе, могут отправиться в Екатеринбург – там пройдет федеральный Сабантуй. Торжества состоятся 1-2 июля, и программа уже утверждена. Основной площадкой станет стадион «Локомотив», а гвоздем программы обещает стать национальная татарская и башкирская борьба. Нашу республику представит Нижнекамский район. Скучно не будет – кроме традиционных состязаний, для гостей предусмотрены выставки ремесел, выступления артистов, дегустация национальной кухни и еще много всего интересного. Елена Рычкова

Сайт ТемаКазань - http://www.temakazan.ru/useful_info/article/1/

Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

23 июня в Казани пройдет традиционный татарский праздник Сабантуй, который ежегодно собирает на своих площадках тысячи человек. Это отличная возможность узнать чуть больше о культуре татар, попробовать, наконец, национальные сладости и поучаствовать в конкурсах.

Тем не менее, Сабантуй - не только про игры, бесплатный (но это не точно) чак-чак и бесшабашных батыров. Он имеет тысячелетнюю историю и традиции, о которых знает далеко не каждый. Enter углубился в историю и узнал, как появился праздник плуга, почему его отмечают до сих пор и при чем здесь язычество.

Сабантуй. Что это вообще?

Есть несколько версий, откуда появилось слово «Сабантуй». В одних источниках уверяют, что «сабан» переводится как «яровые», а в других - «плуг». Еще один вариант перевода - «весенний» или все, что связано со временем пахоты. Немного противоречий вызывает и вторая часть из трех букв - «туй». Она может означать и праздник и свадьбу. Последнее вполне логично - у некоторых древнетюркских племен существовал обряд ритуального вступления в брак с природой. Сейчас все толкуют проще - чаще всего Сабантуй называют праздником плуга.

Историки снова расходятся во мнениях, когда и откуда появился Сабантуй. Здесь и версии с жертвоприношениями в честь бога солнца и неба Тенгри, и параллели с греческими Олимпийскими играми. Некоторые предполагают, что все началось с обрядов и молений, чтобы задобрить духов перед началом весенне-полевых работ.

Часть ученых считает, что изначально это была просто хорошая возможность для батыров выяснить, кто тут самый сильный, и связывают происхождение со спортивными состязаниями. В любом случае, и татарам, и башкирам, которые продолжают праздновать Сабантуй, есть чем гордиться - почти все источники сходятся на том, что он имеет более чем тысячелетнюю историю. Так что, можно на празднике плуга в этом году налить себе катык (или травяной бальзам) и поднять кружку (рюмку) за успешное сохранение вековых традиций.

История праздника плуга коротко

В нескольких источниках указано, что Сабантуй еще в 921 году в своих трудах описал знаменитый исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший в Булгары. Также на старинном кладбище тех времен в Алькеевском районе найден надгробный камень с надписью: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя». Но о точных временных отрезках зарождения праздника историки пока могут только догадываться.

До XIX-го века его празднование сопровождалось языческими обрядами, которые были призваны направить силы природы на помощь людям. Особенно, если это касалось хорошего урожая. Со временем такие обряды с магической подоплекой стали уходить в прошлое. Во многом из-за отношения к ним религиозных деятелей и российских царей - Сабантуй стали называть и смертным грехом, и праздником свадьбы шайтана. Особо активные предлагали и вовсе запретить праздник.

Нелегкая судьба у Сабантуя была и в советское время. Отменять его уже не призывали, зато в народный праздник пробрались идеологические нотки. Власть пыталась сделать его еще одним инструментом для пропаганды. Именно из-за этого, полагают историки, и сдвинулись сроки его проведения - вместо конца апреля перед началом весенне-полевых работ, Сабантуй начали отмечать летом, после их завершения. Такое смещение в датах связывают с тем, что на празднике можно было всенародно чествовать отличившихся работников - показательный пример для остальных. Многие из народных обычаев в прошлом и вовсе причислили к разряду «религиозных».

В настоящее время даты праздника выбирают не аксакалы, как было в XIX-XX веках, а специальный оргкомитет. Изменения произошли из-за того, что Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Тем не менее, в некоторых деревнях по-прежнему собираются на неофициальный Сабантуй.

Сабантуй за пределами России

На татарский Сабантуй впервые были приглашены представители других народностей еще до революции, а в ХХ веке это стало обычной практикой. Так праздник понемногу расширил географию. Сейчас его отмечают не только в России, но и за границей. Например, татарский колорит успели ощутить в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Монреале, Праге, Риме, Женеве, Париже и не только. В этом году Сабантуй пройдет в 36 городах мира.

В 2017-м Сабантуй, который прошел в Париже на Марсовом поле, собрал около 20 тысяч человек. На его проведение потратили порядка 20 миллионов рублей. Поесть родной чак-чак и услышать татарскую музыку приехали представители татарских диаспор из 12 стран.

Кроме того, Сабантуй любят и жители Калифорнии. Те, кто имеет татарские корни, угощают гостей праздника губадией и эчпочмаками. В этот день в городе можно встретить десятки американцев с тюбетейками на голове. А на Сабантуе в Женеве артисты из Швейцарии поют на татарском, башкирском и русском языках. Также услышать можно и звучание курая.

Сабантуй в Париже, 2018

Аналоги Сабантуя

Башкирский Сабантуй - собрат татарского. Его отмечают примерно в то же время, что и в Татарстане. Он также связан с окончанием весенне-полевых работ. У башкир первые упоминания о празднике плуга встречаются в XVIII веке.

У чувашей похожий праздник, посвященный земледелию, называется Акатуй. Народу из соседней Республики повезло - они празднуют целую неделю. Обязателен поход по гостям, угощения и на совесть сваренное пиво. Зато совпадает идея - надежда на богатый урожай.

Марийцы же отмечают Ага-Пайрем. Перевод названия совпадает с Сабантуем - праздник плуга. По завершении посевных работ марийский народ устраивает спортивные состязания - те же скачки, конкурсы и игры.

Похожие праздники есть также у мордвы, удмуртов, народов Северного Кавказа и у казахов.

Все дерутся и прыгают в мешках. Мне стоит переживать?

Ниже не полный список народных игр, которые помогут вместо просматривания сториз в инстаграме, предаваться безудержному веселью на Сабантуе. Со временем они видоизменялись, но большая часть существует много лет.

Скачки

Бравые егетләр (юноши, - прим. Enter) соревнуются в скорости и ловкости - и не только в умении обогнать соперника, но и в завоевании сердец.

Прыжки в мешках

Пояснение: нужно прыгать в мешке. Кто не запутается в ногах и окажется первым на финише - тот победил.

Бой мешками на бревне

Цель соревнования в том, чтобы, не теряя достоинства и координации, бить соперника мешком, набитым соломой. Падать с бревна нельзя!

Разбивание горшков с закрытыми глазами

Нужно метко попасть палкой по горшку, и желательно - не ударить никого из окружающих.

Перетягивание каната

Принцип прост - в чьей команде больше накаченных батыров, та, как правило, и перетянет веревку в свою сторону.

Влезание на верхушку столба

Смельчаку предстоит проявить выдержку и отсутствие акрофобии, чтобы вскарабкаться на самый верх столба, где находится приз.

Бег с ведрами

Участникам с ведрами, наполненными водой, предстоит пробежать небольшую дистанцию. Нужно финишировать первым и желательно не облить судью.

Где и когда пройдет Сабантуй-2018

23 июня национальный праздник в Казани примут две площадки - Березовая роща в поселке Мирный и лесопарковая территория возле озера Лебяжье. Ради скачек нужно будет отправиться на Казанский ипподром. Сабантуй начнется в 9:30 в обеих локациях. На них пройдут около 15-ти соревнований. Для детей будут работать отдельные площадки со специальными программами. Скачки стартуют в 15:00: зрители увидят 12 заездов, а те, кто сделал верные прогнозы, смогут отметить это на концерте после состязаний.

До Березовой рощи запустят автобусы с остановок: «Станция метро Проспект Победы», «10 микрорайон», «Концертный зал филармонии» на Павлюхина, «ул. Глазунова» (Теплоконтроль). Также доехать можно на электричке со станции «Казань-1». Добраться до Лебяжьего озера помогут автобусы № 36, 46 и 72. Только на остановке «Ремплер» в Залесном придется пересесть в бесплатные шаттлы, которые довезут до площадки Сабантуя. Они курсируют каждые пять минут.

Как вести себя на Сабантуе. Памятка для тех, кто окажется там впервые

  • Когда кто-то пошутил на татарском, необходимо вежливо рассмеяться, даже если ничего непонятно
  • Нельзя отказываться, если предлагают станцевать, ударить кого-то мешком по голове или выпить кружку чая
  • Чтобы понравиться окружающим, при звуках любой татарской песни, нужно начать приседать, попеременно выкидывая ноги в сторону. Руки при этом держать за спиной
  • Не стоит фотографироваться на фоне коней. Возможно, вас примут за участника скачек, посадят на лошадь и отправят в забег.
  • Стоит улыбаться и чаще произносить «рәхмәт», «монда яхшы», «мин татарларны яратам»
  • Помните: то, что происходит на Сабантуе, остается на Сабантуе

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает "яровые", или в другом значении, - "плуг", а туй - "свадьба", "торжество". Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Сабантуя празднуется по следующим этапам: 1) приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы); 2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн); 4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) - последнее не всегда и не везде; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6) майдан - состязания; 7) вечерние молодежные игрища.

САБАНТУЙ - ПРАЗДНИК ТРУДА, НАДЕЖДЫ И ДРУЖБЫ

Сабантуй - это первый летний праздник, праздник плуга и полевых работ. Проходит он между двумя важными полевыми работами - посевом и сенокосом

Сабантуй - это кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого.

Сабантуй - это возвращение к своим истокам, возвращение в свою родную среду.

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили татары - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р.С. Акчурин)

Сабантуй - праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена. Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее. (Р.М. Смаков)

Сабантуй - не только название нашего популярнейшего народного праздника. Название уже давно переросло в понятие, в образ мироощущения, таковым оно, кстати, вошло и в сознание русского народа. Помните, начало бессмертной поэмы А. Твардовского "Василий Теркин"? Наш общий любимец - солдат, рассуждает о трех видах Сабантуя на войне - малом, среднем и главном (М.А. Гареев)

С незапамятных времен у татар было 2 праздника Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию они слились вместе, в один Сабантуй. Раньше праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр - борьбы, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь -это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души! В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы - удмурды, чуваши, русские. (Э.Р. Тенишев)

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ

В годовом календаре всех земледельческих народов самым ответственным этапом считаются сев и жатва. Так, у татарского народа есть большой праздник "Сабантуй" , что значит- праздник плуга. Проводится он по окончанию сева, потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица "С начала труд, а почести придут потом". И действительно, на поле выходила мать, ближайшие родственники, чтобы посмотреть на чудо: сын, молодой человек, прокладывает самостоятельно первую борозду в своей жизни. Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев, образа жизни.

Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, "предков заветы не развеют ветры". На празднике было много "можно" из того, что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами, а на сабантуй женщины приходили. Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали родители, а на сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен. Как говорит народная мудрость: "Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь - в схватке бранной". Присутствие девушек на сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. "Возможное - сделает каждый, невозможное - отважный". Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен принцип: "Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой".

Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину " средь полей ходить - землю познать, средь людей ходить - народ узнать". Для сабантуя - характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание, т.к. они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный, добрый и жизнерадостный. Борьба - куряш на поясах, конные скачки многие другие, не менее увлекательные. Мы выбираем игры, исходя из наших возможностей, но не менее интересные. Хочется обратить ваше внимание и на то, что ушло, забылось…

Так призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины, которые вышли замуж, после последнего сабантуя. Вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они тоже по-своему состязались в рукоделии. Но самым почетным (именно почетным, а не дорогим)подарком считалось вышитое полотенце - тастымал. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества). Полотенце нашего Сабантуя мы также сегодня вручим батыру состязаний. Заканчивался праздник Сабантуй гулянием молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки, мандолины, гармони…

Сейчас в Казани во время летнего солнцестояния проводится республиканский Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья - сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. "Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит, как -будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и традициями.

Сабантуй

Трудно определить точное время возникновения Сабантуя. Ясно лишь, что он родился и развивался вместе с формированием татарского народа, в пору, когда его основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие. Из праздника отдельной этнографической группы в ХХ веке Сабантуй превратился в общетатарский праздник, который отмечается повсюду, где живут татары.

Века отшлифовывали форму проведения Сабантуя. Он порождён народом и воплощает народную этику, вкусы народа, его давние традиции и его изобретательность. Изначально "негромкий" сельский праздник, стал ярким и масштабным празднеством. И это замечательно. Но вместе с тем усиливается опасность "размывания" особых красок народного праздника, его национального смысла.

Ещё в начале ХХ века на страницах татарских газет развернулась целая дискуссия: нужны ли татарам джиен и Сабантуй? Религиозные деятели, особенно традиционалисты-академисты говорили, что эти праздники ведут к распространению пьянства, и призывали ограничиться лишь сугубо религиозными обрядами. Но народ тогда не дал в обиду свой Сабантуй. Правда, в совесткое время Сабантуй объединили с джиеном, внесли в него элементы советской идеологии, но в основе своей Сабантуй выжил.

Сабантуй испокон веков отмечался как встреча весны. Радуясь наступлению мусульманского Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы -- сева яровых культур. Когда появлялись всходы, собирали джиен -- гостевой праздник. Существовала очерёдность: скажем, утром жители округи гостевали в одной деревне, после обеда -- в другой. Это для того, чтобы все в округе имели возможность побывать на состязаниях соседей. И вот в советское время весенний Сабантуй и летний джиен соединились. Я долго и тщетно искала документы, зафиксировавшие этот момент. Что это было: постановление обкома партии или что-то другое? Оказывается, всего лишь рекомендация обкома в виде газетной заметки: приурочить народный праздник Сабантуй и джиен ко Дню республики, который отмечался 25 июня. И этого оказалось достаточно. Так Сабантуй из самопроизводящего элемента культуры превратился в регулируемый. В Татарстане и сейчас объявляется единая дата проведения его для деревень, райцентров, затем -- дата для крупных городов, а также дата завершающего Сабантуя в столице Республики -- Казани.

Итак, мы довольно легко перешли на летний Сабантуй, утратив его суть как весеннего праздника. Если для большинства городских татар это прошло безболезненно, то сельские жители, мне кажется, потеряли очень многое. Ведь на селе встреча весны для тех, чья жизнь и работа связаны с землёй и природным циклом, Сабантуй -- средство бесценного общения, осмысления простой и великой истины: я -- не один.

У нас в деревнях испокон веков было принято: это одежда рабочая, а это одежда выходная. Во время экспедиции я как-то попала в семью передовой доярки. В то время был в моде кримплен, он только появился и был страшным дефицитом. И передовикам сельского хозяйства давали в награду отрезы. Доярка шила себе наряды сама. Она открыла шифоньер, показывая не без гордости: мол, посмотри, сколько у меня всего. А потом добавила с грустью: одеть некуда, свадеб мало, праздников нет, одна работа.

Мы утеряли ожидаемость праздника, подготовительный этап к нему. Один день увеселений не может дать такого удовлетворения. Раньше татары задолго готовились к Сабантую -- покупались продукты для праздничного стола, готовились подарки, продумывалось, что люди оденут. Человек обязательно примеривался: ага, вот он обязательно будет участвовать в скачках или в бегах, потому что у него это ловко получается. Не говоря уже о том, что выскабливался до идеальной чистоты весь дом и двор, и даже за воротами.

А непосредственно праздничные приготовления начинались с "карга боткасы" (или зэрэ боткасы -- грачиная каша). Праздник один, а названия в каждой местности разные. Это дарило людям гордость, ощущение того, что это -- своё. В этом и заключается народная психология.

Сначала дети шли по деревне и собирали крупу. Затем красили яйца. Целым событием был для них сам процесс окрашивания. Однажды мы проводили в одной из казанских школ в качестве эксперимента Навруз. Перед этим праздником тоже полагается красить яйца. Ученики принесли из дома по мешочку луковой шелухи. В каждом классе была электрическая плита. Вы бы видели восторг детей от самой процедуры! Одна девочка, чтобы не потерять в общей массе своё яйцо, обмотала его резиночкой с волос. Когда вынули яичко, оно оказалось с узором. Что тут началось: и другие девочки срочно стали искать хоть что-нибудь, чтобы выделить свои яйца. Вот где фантазия, творчество!

Крашеные яйца дети собирали и по домам. Обряд назывался йомырка коне (день яйца). Сам процесс сбора яиц будоражил всю деревню.

Во-первых, всех волновало, кто же первым зайдёт в твой дом. У татар говорят -- аягы жинел (буквально -- лёгкая нога). Человек лёгкой ноги принесёт в дом счастье, удачу, благополучие. Например, у чепецких татар на севере Удмуртии и в Кировской области специально приглашали какую-нибудь Марьям апа, у которой "лёгкая нога": зайди уж к нам, пожалуйста, пораньше. Там же в деревнях очень строго придерживались правила: если человек болеет или калека, то он вообще в этот день старался не выходить из дома. У кряшен если первым заходил ребёнок, его тут же сажали на подушку, которая лежала на пороге. Наблюдали: если ребенок не егозит -- выведут курочек, а если ребёнку не сидится, норовит встать поскорее -- уродятся петушки...

К сожалению, этот обряд, как и многие другие, утрачен в большинстве татарских деревень. В советское время работники народного образования, решив, что сбор крупы и яиц -- это побирательство, объявили ему войну.

В 1959 году я, только что закончив пединститут, попала по распределению в одну из мишарских деревень Пензенской области. В один из предпраздничных дней детишки принесли в школу яйца. Я с радостью захожу в учительскую и говорю: "йомарка коне!" Так вот, старшие коллеги отчитали меня как провинившуюся девчушку…

Между тем, в народных обрядах заложена большая воспитательная сила. Вот представьте: детвора собирается гурьбой для сбора крупы и яиц. В компании все смелые. Но обязательно выявляется лидер. Дети идут по деревне и скандируют шутки-прибаутки. В деревне Нижние Шуни (Вятско-Полянский район Кировской области) одна бабушка вспомнила такую закличку:

"Дэр-дэр, дэрэгэ,

Иртэн торып, берсе конгэ сорэнгэ

Сорэн суккан -- бай булган,

Тэмэке тарткан -- юк булган.

Хай-хай-хай, дилэр

Гали абзый бай, дилэр,

Берэр кашык май дилэр!

("Дарь-дарь, на дарю. Через день -- сорэнь. Кто участвует в сорэнь -- будет богатым, кто курит -- будет бедным. Хай-хай-хай, говорят, дядюшка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят").

Р. Мухаметзяновым записана такая закличка:

"Карга эйтэ: кар, кар

Туем житте, барр, барр,

Ярма, кукэй алып бар,

Сот маенны салып бар,

Эпэй, итен алып бар,

Барр, барр, барр"

("Ворона говорит: кар, кар, настало моё пиршество, приходи, приходи, крупу, яйца приноси, молока, масла приноси, хлеба, мяса приноси, приходи, приходи, приходи").

Дети высказывали в каждом доме разные пожелания, придуманные ими самими. Прозвучит удачный, остроумный стих -- значит, хозяин больше даст. А быть жадным в ауле было позором.

После детей выезжали верхом на лошадях собирать яйца юноши, тоже ватагой и с песнями. Обряд назывался "Сорэн сугу". Но хозяйки все покрашенные яйца уже раздали. Значит, парням достанутся уже только сырые. Яйца собирали в плетёную кошёлку. Когда миновали последний дом, самый ловкий выхватывал эту кошёлку и пускался вскачь от других. А вечером нередко устраивался мальчишник, на который собирались только те, кто начинал женихаться. Здесь боролись, плясали, пели.

Одна старенькая бабушка рассказала мне интересную историю. Во время "Сорэн сугу" девушке разрешалось преподнести понравившемуся юноше узелок с яйцами. Главная ценность этого узелка была в девичьем платочке. Девушка, таким образом, выражала свою симпатию. Понятно, юноша, получивший такой узелок, был на седьмом небе. Но вот один из джигитов, активно ухаживавший за местной красавицей, предательски переметнулся к другой. Красавица оказалась ещё и умницей: она просто принародно подарила джигиту узелок с яйцами, однако потом все увидели: сверху -- яйцо, а под ним камушки...

Сейчас во многих местах все хлопоты по подготовке к Сабантую переложили на плечи клубных работников, членов сельсовета, а ещё чаще буквально выбивают подарки у спонсоров. Но ведь народные традиции совершенно другие. В Заказанье, например, по домам ходили зрелые мужчины, ходили с шестом, а то и с двумя. К этому шесту и привешивали подаренные платки, ленты, чулки. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте. В Кукморском районе Татарстана подарки собирали пешие юноши. Их грудь украшали крест-накрест завязанные полотенца, к которым привязывали подарки. К концу обхода улиц эти юноши выглядели как нарядные ёлки. В начале 60-х годов я бывала в деревне "Зяй-Каратай" Лениногорского района Татарстана. Там юноши собирали будущие призы для Сабантуя верхом на лошадях. Самым ценным среди подарков был платок или полотенце, сотканное или вышитое молодушкой: по нему судили об её умении: "нинди булган кыз!" За самые щедрые (не обязательно дорогие) подарки благодарили публично. Умели благодарить, умели прилюдно похвалить!

И вот кульминация праздника -- майдан. Он длился один день. Место проведения каждый год меняли. Проводили Сабантуй в той части полей, где нынче были пары. Очень мудрое решение. Я с ужасом вспоминаю один случай в Бавлах в конце 60-х. Мне пришлось поездить по районам с предпраздничными совещаниями-консультациями. Уже яровые взошли. Так вот, в одном колхозе специально для конных скачек "вырезали" по ним в поле дорожку. Наверное, и сейчас такое встречается. Ведь в некоторых районах проводят Сабантуй с такой помпой! Устанавливают трибуны с флажками и фонарями, отдельную трибуну для почётных гостей и особый буфет для них. А ведь Сабантуй всегда был демократичным! Особая роль на праздничном майдане отводилась только аксакалам. Аксакал -- это уважаемый на селе человек, к слову которого прислушиваются. Сейчас, когда мы, выезжая в экспедиции, говорим об этом, нам отвечают: а их нет. Где взять мудрых непьющих стариков?! В былые времена они следили за порядком во время Сабантуя, за ними было последнее слово в выявлении батыра.

С какого момента на наших сабантуях стали пить? Ведь раньше никаких торговых точек на этом празднике вообще не было. Скачки прошли -- народ расходился по домам. Люди чай пили, а через часок вновь собирались на майдане. Продуктовые палатки -- это явление эпохи повальных дефицитов, когда негде было купить хороших конфет, пряников. Правда, во время джиена устраивали продажу: специально приезжали купцы, коробейники со своим товаром. Юноша мог девушке купить платок, ленту, орехи. Ароматный "кызыл билле пряник" каждая деревенская бабушка помнит. К этому дню каждый ребенок копил денежку…

Сегодняшний Сабантуй нередко выливается в погоню за ценными призами. Уж очень дорогие подарки! Когда это превращается в самоцель, когда на майдан выходят профессиональные спортсмены-разрядники, а человек, не имеющий разряда, уже не решается выйти на майдан, это не общенародный праздник, а спортивное мероприятие. Меняется сама природа праздника, он становится зрелищем для народа, а не праздником самого народа. А это вовсе не Сабантуй!

Конечно, появилось и много интересного. Некоторые состязания воспринимаются сегодня как традиционные, хотя появились они в ХХ веке. Например, бег в мешках, с коромыслом на плечах, с яйцом в ложке, лазание по шесту, борьба на бревне с мешками. Эти шуточные соревнования пришли к нам с русских ярмарок и из балаганов. А прижились именно потому, что преумножили возможности для участия людей в праздничном действии -- в частности, женщин. Были попытки внедрить в Сабантуй шахматы и шашки, но от них отказались. И, по-моему, правильно сделали: не стоит разбивать участников Сабантуя, ведь это -- общий, коллективный праздник.

И ещё: во всём должна быть мера. К примеру, отыскать монету в катыке, окунувшись в него лицом, может быть и весело, но и неприглядно. Я во многих регионах опросила стариков и они в один голос утверждают: это не народная традиция.

Народные традиции -- это завещанное нашими предками национальное богатство. А к заветам надо относиться бережно и с умом. Нет спора: время вносит в традиции свои веяния. Но их, эти веяния, надо тщательно и со знанием дела просеивать через народную психологию: она не ошибается. Ею порождён замечательный праздник Сабантуй, ей и быть его режиссёром.

Обычаи и праздники татар Р.К. Уразманова

На обширной территории от Тамбова -- на западе, до Омска -- на востоке и от Перми и Кирова -- на севере, до Астрахани -- на юге компактными группами проживают татары. Это второй по численности (по данным переписи 1989 г., около 7 млн. человек) и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации. Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар -- ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI--XVIII вв. Они так и называют себя: “кряшен” -- “крещеные”. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).

Татарский мужской и женский праздничный костюм

Праздник по случаю завершения поста (Ураза гаете)

Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы -- Гает намазы, в которой принимало участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ; в непогоду -- в мечетях. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. Тем временем дома женщины готовили праздничное угощение. К завтраку приступали лишь по возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длился три дня) с поздравлениями обходили дома родственников, соседей.

Время кашу варить

“Карга боткасы” -- так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов -- аксакалы -- подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы -- пшена, полбы или гречки, другая -- яиц, третья -- масла. Для каши все сгодится! А чтоб хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику -- Сабантую.

Сбор крашеных яиц

Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи. В зависимости от того, сколько шелухи клали, цвет яиц мог быть от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев яйца получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые шарики из теста -- баурсак -- или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждали этот день дети. Матери из красных концов полотенец шили для них специальные мешочки для сбора яиц. Нередко дети ложились спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять время на одевание, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: “Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят”. Если малыш не мог (не успел) это сказать, на помощь приходила хозяйка. Произнося эти слова, она сажала его на подушку и наблюдала. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то наседка выведет курочек, если наоборот, то будет много петухов. Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом обход продолжался часа два.

Что такое Сабантуй?

Как и соседние народы -- мордва, марийцы, удмурты, чуваши, русские, татары в основной массе своей были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. “Весенний день год кормит” -- говорит народная мудрость. Такое время встречали праздником, который назвали “Сабан туе” -- “свадьба плуга”, а возможно, “свадьба (торжество) яровых”, ведь слово “сабан” означает и то и другое, ну а “туй” -- это “свадьба”, “торжество”.

Борьба на кушаках

Зрители располагались кругом в несколько ярусов: передние сидели на земле, задние смотрели стоя. Начинали борьбу мальчики пяти-шести лет. иногда два старика. Затем поочередно боролись мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Дружными возгласами одобрения зрители встречали каждый удачно проведенный прием. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не признавал себя побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца -- батыра. Таких претендентов набиралось несколько человек; их борьба между собой становилась кульминационным моментом состязаний. Батыр, так же как и победитель скачек, получал один из лучших призов праздника.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.

В одних районах его проводили пешие юноши, в других -- юноши верхом на лошадях, в третьих -- пожилые мужчины. Повсеместно самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с каждой молодой женщины, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Они специально для этих целей готовили самое лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого.

Праздник Сабантуй

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие -- мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8--12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5--8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы.

Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш -- на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.

Бой мешками

Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся.

Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.


Ежегодно по всей стране и даже за рубежом, в июне месяце татары устраивают свой национальный праздник – Сабантуй .

Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам. Во время праздника устраиваются различные состязания: бег в мешках, по перетягиванию каната, по спортивным видам спорта, например шахматам и волейболу.

Главное же состязание Сабантуя – это выявление самого сильного человека праздника по татарской национальный борьбе – корэш . Победитель получает в награду барана, которого должен поднять на плечо и сделать с ним круг почета по площади Сабантуя Майдану .

http://glee.pp.ru/forum/14-505-1

http://forum.logan.ru/viewtopic.php?p=558394

Когда же возникла традиция проводить праздник Сабантуй ?

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг», а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых.

Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй , башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер ”.

Молодые татары в изумрудно-зеленых тюбетейках с золотой вышивкой, юные красавицы в национальных костюмах ярких цветов, чак-чак, сочные парамачи, семейные конкурсы, ну и конечно же песни и пляски.

В «Саду Дружбы» прошел увлекательный семейно-молодежный вкусный Сабантуй-2018. На протяжении всего дня в парке прошли народные гуляния, праздничный концерт, выставка фотографий и изделий ручной работы, а также увлекательные конкурсы, в которых с азартом участвовали почти все посетители.


Сабантуй - древнейший праздник

Сабантуй - самый древний татаро-башкирский праздник, который не имеет точной даты, но традиционно проводится в начале июня, по окончанию посевных работ.

Слово «сабан» в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самой тяжелой и трудоемкой частью весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Поскольку слово сабан на татарском языке означает - плуг, а слово туй - праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощенно, а именно - праздник плуга.


Сегодня Сабантуй превратился в праздник более культурно-массового характера, однако остался таким же любимым, причем не только у татар, но и у людей других национальностей. В основном на Сабантуй приходят молодые люди, которые хотят познакомиться и найти себе достойную девушку. Тем не менее, большой интерес этот праздник вызывает и у семейных пар с детьми, и у представителей старшего поколения.


Исямисиз!

При входе нас встретили организаторы в национальной одежде, поздоровавшись на татарском языке. Пройдя вглубь парка, у «Колокола Мира» мы увидели яркие большие буквы «Сабантуй», куда подходили фотографироваться люди. Здесь же разместилось несколько фотозон: первая в виде избы с печкой, настоящим расписным самоваром и татарскими сладостями; вторая - со стогами сена и корзинкой с фруктами, а третья - изба с двумя окошками.

Улыбки людей, красота одежды и вкусные угощения погрузили в атмосферу добра и уюта. Программа празднования продумана до мелочей, и всем нашлось занятие по душе. Дети с удовольствием участвовали в перетягивании каната, молодые парни состязались в армрестлинге, а девушки старались скорее добежать с коромыслом и не разлить воды. Семейные с задором надевали лыжи и слаженно стремились к финишу, а для старшего поколения были исполнены песни о Родине на татарском языке.

У посетителей также была возможность расположиться в тени деревьев, передохнуть после состязаний, наслаждаясь прохладным домашним компотом и приготовленными кушаньями.


В копилку воспоминаний

Безусловно, благодаря таким гуляниям семьи становятся крепче, молодые знакомятся, а нации сплачиваются. Сабантуй - это не просто праздник плуга, татарско-башкирское культурное мероприятие, это море впечатлений, радости и заряд позитивной энергетики.

Одна из участниц праздника Наталья Серебрякова, отметила:

О таком празднике я услышала впервые. Мне стало интересно посмотреть, как люди отмечают этот праздник. При входе в парк милиционеры, которые следили за порядком, приветствовали входящих людей на татарском языке. Как же здорово, что они почитают праздники и другой нации. Организаторы все хорошо придумали: различные конкурсы, в которых могли участвовать и взрослые, и дети. Посетители активно участвовали и были такими веселыми и довольными. Конкурсы простые, но люди получали столько радости! Все, как одна большая многонациональная семья, болели друг за друга и поддерживали. Я думала, что уже нет таких мероприятий, бесплатных, как раньше в детстве. Я словно побывала в лагере! Очень увлекательно было наблюдать за всем происходящим.


Студентка Камила Хамидуллина также поделилась своими впечатлениями:

Мне очень понравился этот праздник, даже несмотря на то, что на мероприятии я была не больше часа. Мне удалось увидеть как поют песни на красивом татарском языке, а посетители танцуют. По их лицам было видно, что они счастливы и как им радостно. Людям старшего поколения словно удалось вспомнить свою молодость и свои корни. С задором наблюдала за тем, как все, в основном дети и подростки, соревновались: кто быстрее принесет два ведра с водой, стараясь не разлить ее. Было видно, что они действительно хотели выиграть и серьезно состязались за звание победителя. Я ни за кого не болела, но искренне радовалась и волновалась, наблюдая за соревнованиями. То, с каким рвением молодые ребята хотели выиграть вызывало только положительные эмоции. Запомнила одну историю, когда два парня несли коромысла, так бежали, что нечаянно облили друг друга, но финишировали одновременно.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»