6 межличностные отношения. Межличностные отношения план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) на тему

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Межличностные отношения (взаимоотношения ) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении , в свою очередь, общение , способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.



Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль» .

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: "Не забудь, - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего - старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека" (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из своих героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению .

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли .

Основой, на которой формируются социальные роли , являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: - учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки -социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит . Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт .

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликты могут бытьвнутриролевые , межролевые иличностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу . Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности . Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Контрольная работа по обществознанию Личность. Межличностные отношения 6 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта, в каждом по 15 заданий.

Вариант 1

1. Вера посещает автошколу, у неё много друзей, она участвует в экологическом движении. Эти качества характеризуют её как

1) дочь
2) личность
3) гражданку
4) студентку

2. Качество, присущее человеку, в отличие от животных, — это

1) забота о потомстве
2) наличие инстинктов
3) способность к творчеству
4) потребность в пище

3. Деятельность людей от активности животных отличает

1) постановка целей
2) использование орудий
3) зависимость от природы
4) влияние случайностей

4. Директор предприятия на собрании трудового коллектива объявил благодарность одному из сотрудников. Какой вид межличностных отношений иллюстрирует этот пример?

1) деловые
2) личные
3) приятельские
4) товарищеские

5. Витя и Аня должны были убирать класс. Аня не хотела подметать пол. Витя предложил подмести половину класса, а другую половину должна будет подмести Аня. Аня согласилась. Какой способ разрешения конфликта приведён в данном примере?

1) уступка
2) уход от ситуации
3) компромисс
4) избегание

6. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в готовности защищать Отечество.
Б. Патриотизм проявляется в отношении к национальным символам.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об общении?

А. В общении может использоваться не только речь, но и мимика, жесты, движения.
Б. Общение всегда доставляет радость собеседникам.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Установите соответствие между примерами санкций и видами санкций: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Санкции

A) награда
Б) предупреждение
B) брань
Г) подарок
Д) выдача премии

Виды санкций

1) поощрение
2) порицание

9.

(А) Подростковый период — это важный этап становления личности. (Б) Он характеризуется переходом от детства к взрослости, изменением правового статуса человека. (В) Взрослые люди редко понимают трудности подросткового периода.

1) отражают факты
2) выражают мнения

Социологическая служба страны Z провела опрос граждан. Им был задан вопрос: «Каковы наиболее распространённые причины конфликтов между людьми?»

10. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать

1) Более половины опрошенных считают непонимание основной причиной конфликтов.
2) Равные доли участников опроса считают, что обиды и следование стереотипам — важные причины конфликтов.
3) Наименьшая доля участников опроса указала на разницу в воспитании как основную причину конфликта.
4) Менее половины опрошенных считают, что причина конфликта — это непонимание.
5) Более четверти опрошенных затруднились с ответом.

Что мы, взрослые, знаем о сегодняшних подростках? Всегда ли мы к ним справедливы? Нам свойственно забывать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к людям, в том числе и к детям. Часто мы оправдываем свои промахи, ссылаясь на трудности жизни, но становимся непримиримыми и даже иногда жестокими, когда такие же промахи совершают другие. А если эти другие - наши подростки, которые ещё не научились решать взрослые проблемы?

Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростками объясняется изменением отношения подростка к действительности: он чувствует себя «уже не ребёнком» или «не хуже взрослого», а взрослые продолжают считать его ребёнком.

Подростковый период - самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Происходят глубокие изменения условий, влияющих на развитие личности. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом наблюдается переход от детства к взрослости.

Нередко подростку трудно быть откровенным с родителями, ему легче приоткрыть душу сверстнику или чужому человеку. Но, конечно, не со всеми происходит именно так. Во многих семьях доверительные отношения между родителями и детьми сохраняются. Их сохранение в первую очередь зависит от такта, выдержки родителей. Противоречия неизбежны, но они не вредят развитию личности, а, наоборот, помогают её становлению.

11. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты - текста и озаглавьте каждый из них.

12. На основе текста назовите две причины конфликта между взрослыми и подростками.

14. С опорой на знания из курса обществознания и личный опыт приведите три примера межличностных отношений, в которые вступает подросток.

15. Подросток А. оказался в трудном положении, у него назрел конфликт с родителями. Предположите, какие действия он должен предпринять, чтобы не допустить развития конфликта. Укажите два предположения.

Вариант 2

При выполнении заданий 1-7 выберите номер правильного ответа.

1. В подростковом возрасте человек более всего нуждается в

1) советах родителей
2) общении
3) опеке
4) знаниях

2. Как и животные, человек

1) нуждается в пище
2) имеет таланты
3) использует словесную речь
4) действует творчески

3. Фёдор с отцом каждую весну делают скворечники и развешивают их на деревьях. Этот пример иллюстрирует

1) игру
2) труд
3) учение
4) познание

4. Директор предприятия на собрании трудового коллектива осудил факты нарушения сотрудниками трудовой дисциплины и вынес предупреждение нескольким сотрудникам. Какой вид межличностных отношений иллюстрирует этот пример?

1) деловые
2) личные
3) приятельские
4) товарищеские

5. Андрей обещал Вадиму помощь в подготовке к зачёту по истории, но не выполнил своего обещания. Вадим перестал общаться с Андреем. Какое явление отражает данный пример?

1) спор
2) компромисс
3) переговоры
4) конфликт

6. Верны ли следующие суждения об официальных межличностных отношениях?

А. При наличии официальных отношений соблюдаются формальные правила.
Б. Официальные отношения не могут перерасти в неформальные отношения людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о нравственном поведении?

А. Нравственность человека проявляется в его добрых делах.
Б. Свобода человека проявляется в добровольном выборе нравственного поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 8-10 является последовательность цифр.

8. Установите соответствие между группами и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Группы

A) школьный класс
Б) спортивная секция
B) служащие
Г) крестьяне
Д) круг друзей

Виды групп

1) малая группа
2) большая группа

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Человек не может прожить без общения. (Б) Общение - это процесс, для которого характерно взаимодействие между людьми для обмена информацией, мыслями, чувствами. (В) К сожалению, не все люди умеют общаться.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите под каждой буквой, обозначающей положение, цифру, отражающую его характер.

Прочитайте текст. Проанализируйте диаграмму и выполните задание 10.

Социологическая служба страны Z провела опрос граждан. Им был задан вопрос: «Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации Вы считаете эффективной?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

10. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина опрошенных предпочитает избегать противоборствующую сторону конфликта.
2) Значительная доля опрошенных затруднилась с ответом.
3) Равные доли участников опроса предпочитают избегание и сотрудничество.
4) Менее десятой доли респондентов выбрали избегание как стратегию выхода из конфликта.
5) Большинство опрошенных считают компромисс наиболее эффективной стратегией.

Прочитайте текст и выполните задания 11-15.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своём коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и по возможности при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

11. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

12. Какие два признака коллективистских отношений названы в тексте?

13. С опорой на текст назовите черты группы, для которой характерен коллективизм.

14. На основе курса обществознания назовите три признака малых групп.

15. В малых группах действуют групповые нормы. Приведите три примера наиболее эффективных норм, влияющих на сплочение группы.

Ответы на контрольную работу по обществознанию Личность. Межличностные отношения 6 класс
Вариант 1
1-2
2-3
3-1
4-1
5-3
6-3
7-1
8-12211
9-112
10-24
11.
1) взрослые и подростки
2) причины конфликтов между взрослыми и подростками
3) подростковый период как особый период жизни
4) особенности поведения подростка
12.
1) подросток чувствует себя «уже не ребёнком» («не хуже взрослого»), а взрослые считают его ребёнком
2) физиологические изменения приводят к повышенной конфликтности подростков
13.
1) характеристика: «Подростковый период самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности»
2) признаки: физиологические изменения, формирование собственного мнения, возрастающая роль общения.
14. В ответе могут быть приведены примеры отношений в классе между сверстниками, отношений с учителями, отношений с родителями (родственниками).
15.
1) ему надо провести доверительный разговор с родителями
2) подросток может обратиться к старшим родственникам (бабушке, дедушке) как к посредникам
3) подросток должен изменить своё поведение
Вариант 2
1-2
2-1
3-2
4-1
5-4
6-1
7-3
8-11221
9-212
10-35
11.
1) Что такое коллективизм?
2) Что такое контактность?
3) Что такое организованность?
12. контактность, организованность.
13. добрые традиции, чувство уверенности в коллективе, отсутствие равнодушия, совместное решение вопросов.
14. небольшое число участников, совместная деятельность, непосредственные личные контакты участников, наличие норм в группе.
15.
1) совместное принятие решений на общем совете
2) возможность всем высказывать своё мнение
3) открытость для критики

Тема урока: « Межличностные отношения» (6 класс)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Задачи урока:

  1. Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
  2. Закрепления навыка работы в группах.
  3. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

Ход урока.


1. Оргмомент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Я надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно?

Ответим на этот вопрос в конце урока

2. Проверка домашнего задания.

Каждый ученик читает по одной -две пословицы и объясняет ее значение.

3.Разминка - задание каждому ученику.

Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества. Каждый, по очереди, назовет положительную черту своего характера из предложенного списка.

активность, аккуратность

бдительный, бережливый, бескорыстный.

вежливый, великодушный, веселый.

гениальный, гордый, гостеприимный.

доверчивость, деловой, добрый.

естественность, ершистый.

жизнерадостный

заботливый, задорный, застенчивый

инициативность, исполнительный, изобретательный, искренний

кокетливый, красноречивый, критичная.

ласковый, легкий, любознательный.

мечтательный мудрый милосердный

надежность, напористый настойчивый находчивый

организованность, оптимизм, ответственность, отзывчивость

позитивный правдивый приветливый

радушный решительный ранимый

способность к сопереживанию, самокритичность самостоятельность

терпимость

уверенный упорный

фанатичный, фантастичый

Хозяйственный храбрый

Яркий

Экономичный

Юмор

Время истекло. А теперь мы проверим: что сказал каждый из вас. Пожалуйста, кто готов сейчас повторить то, что сказали одноклассники. (Участники повторяют несколько высказываний). Вы молодцы!

Важно не только говорить, но и слышать, что говорят другие.

Давайте нарисуем словесный портрет друга. Каким должен быть настоящий друг?

Вывод: Работа в группах. Озвучиваются ответы учащихся.

Вы молодцы! У вас получился прекрасный портрет друга

Но для того чтобы строить взаимоотношения, или достичь взаимопонимания нужно знать определенные правила.

Я предлагаю вам просмотреть несколько сюжетов (картинок) и ответить на вопросы:

Чем заняты люди в этих сюжетах?

Что их объединяет?

Какие отношения между людьми показаны в сюжете?

4. Формулируем тему урока.

Итак, как вы думаете какая сегодня тема урока?

Тема нашего урока «Межличностные отношения»

5. Формулируем цель урока.

Что же сегодня мы должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.

6. Изучение нового материала.

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф нашего урока

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. (А. Ривароль )

О чем говорится в эпиграфе?

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.

Межличностные отношения, личностные отношения – особенная связь человека с окружающим миром.

Посмотрите на тему урока?
Назовите несколько ассоциаций со словом «отношение» или составьте несколько предложений с этим словом.

У меня хорошие отношения с родителями.

Мне нравятся мои отношения с одноклассниками.

По данным последней переписи населения, я имею отношение к учащимся основной школы.

На уроке математики я находил отношение шести к двум.

Отношения между нашими странами в последние годы значительно улучшились.

Учитель: Все высказывания относятся к определенной связи, либо
между – человеком и группой
либо между двумя людьми
либо величинами
а то и между странами
НО…

Межличностные отношения – (основная тема урока) особенная связь человека с окружающими (деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные и др.)

Носят обоюдный характер, то есть взаимный ) .

Составьте слова которые начинаются с взаимо

Например, взаимовыручка.
Попробуйте продолжить…(взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие и т.д.)

Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

Что должны испытывать люди друг к другу, чтобы все эти слова были к ним применимы? Можно привести и другие примеры: машинист и его помощник (пример взаимодействия); новый ученик в классе (пример взаимовосприятия); дирижер и пианист (пример взаимопонимания)

А что это такое? Это дела, поступки или чувства.

А что самое главное?

Итак, что же является основой межличностных отношений?
Вывод: Чувства – основа межличностных отношений

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

А какие эмоции может испытывать человек?

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Посовещайтесь в группе и пусть кто – то один из вас даст, ответ на следующий вопрос.

Задание по группам:

1.Группа. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.
2. Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.
3.Проанализируйте отношения главных героев известных героев мультфильмов, фильмов, литературных героев.

Очень хорошо молодцы. А теперь давайте подведем итог всему выше сказанному, посмотрите на схему

Чувства

Объединяют

Разъединяют

Положительные

Отрицательные

Вызывают

Вызывают

Симпатию, внутреннее

расположение, привлекательность

Неприязнь, антипатию,

отторжение

Какой мы сделаем вывод? Что мы с вами узнали?

Вывод: Понять другого человека – важное условие межличностных отношений.

Межличностные отношения бывают разными.

Виды межличностных отношений

Учитель: вопросы к классу.

Сейчас мы с вами должны научиться определять виды межличностных отношений.
Попробуем это сделать вместе.
(см. презентацию)
Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах
. (знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…? Приятели.
(приятельство)
В классе вы все…? Товарищи.
(товарищество)
А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений…Догадались?
(дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
Какие вам известны литературные герои или герои мультфильмов кого можно назвать друзьями?
(Кай и Герда, Буратино и Пьеро, Пушкин и Пущин, дядя Федор и кот Матроскин,..)

Скажите, а вот вы в классе кем являетесь друг другу: друзьями, товарищами, приятелями?

Для того, чтобы строить взаимоотношения или достичь взаимопонимания нужно знать определенные правила.

УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Как строить взаимодействия, чтобы достичь взаимопонимания, полезно

помнить правила:

  1. Улыбка искренняя и доброжелательная – путь к сердцу доброго человека («От улыбки хмурый день светлей…»).
  2. Не жалейте комплиментов человеку, с которым вы взаимодействуете («Давайте говорить друг другу комплименты…»).
  3. Не спешите делать выводы по первому впечатлению («Встречают по одёжке, а провожают по уму»).
  4. Не будьте навязчивым, помните о мере (не стоит на вопрос: «Как дела?» - рассказывать всё, что случилось за день).
  5. Не торопитесь с выводами («Поспешишь – людей насмешишь, а дружбе повредишь»).
  6. Успех взаимодействия зависит от двоих (нельзя аплодировать одной рукой…).

А ещё одно правило, которое известно с глубокой древности, мне хотелось бы все таки озвучить

«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе .

Осуществление обратной связи и самоконтроля .

Давайте с вами подведем итоги нашей работы, что вы узнали о

Давайте подведем итоги нашей работы, что вы узнали о межличностных отношениях?

В ходе урока мы пришили к выводам.

Что из того что вы узнали на уроке запомнили сразу, а что нет?

Что вызвало трудности в работе на уроке?

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые, знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн. Вы знаете что такое синквейн?

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма возникшая в США под влиянием японской поэзии. В качестве примера я хотела бы составить синквейн о вас, о том, какое впечатление вы на меня произвели.

Шестиклассники!

Дружные, сплоченные

Учатся трудиться, отдыхать

С уважением относятся друг к другу

Дружный коллектив

Попробуйте теперь вы дома составить синквейн по темам дружба, любовь, общение.

Вы большие молодцы, спасибо за работу на уроке, за активность, оригинальность в ответах. Урок окончен!


Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам , устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными . Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь - любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом. Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать. Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни . В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными . Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его , его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

11.1. Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 14 Межличностные отношения К. А. Абульханова-Славская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

24. Общение и межличностные отношения Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика,

Из книги Воспитателю о сексологии автора Каган Виктор Ефимович

Подростковая психика и межличностные отношения Подростковый возраст обычно называют, и не без оснований, трудным, связывая его трудности с особой «подростковой психикой». Представители биогенетического универсализма конца XIX - начала XX в. понимали подростковый кризис

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Общественные отношения - отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во всей многогранной динамике ее

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностное взаимодействие объединяет не только частные понятия, такие как взаимопонимание, взаимопомощь (взаимное содействие), сопереживание, взаимное влияние. В него включаются и противоположные категории – взаимное непонимание,

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Межличностные отношения Межличностные отношения можно рассматривать с различных сторон. С одной стороны, к межличностным отношениям относят субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно обнаруживаются в характере и методах

автора Волков Павел Валерьевич

5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации) Ограничусь описанием типичных для эпилептоидов психологических игр и манипуляций, представляющих опасность для окружающих. Чтобы понять конкретные эпилептоидные игры и манипуляции, кратко определим основные понятия

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации) Сосредоточимся в этой главе на не самых приятных особенностях взаимодействия истериков с окружающими, чтобы быть готовыми к ним в жизни.1. «Двойной наговор». Например, девушка сообщает подруге «А» под большим секретом,

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Дефензивный конфликт астеника многообразно проявляется в его поведении. Характерно сказал про себя один из них: «Я бегаю из норки во дворец». Астеник ищет в жизни маленький уютный уголок, чтобы спрятать там душевную

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Психастеник, как и астеник, испытывает достаточно много трудностей в общении с людьми. Отличие в том, что психастеник эти трудности тщательно обдумывает, анализирует. После важного разговора он тревожно перебирает в

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

7. Межличностные отношения (особенности коммуникации) В отношениях с циклоидом нужно быть готовым к его способности удивлять нас контрастами в калейдоскопе своего настроения. В хорошем настроении циклоид является теплым, жизнелюбивым человеком. Бывает, что циклоид

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

2.3. Межличностные отношения и секс Еще немного теории, которая может весьма пригодиться на практике, избавить от разочарований, дать известную долю радости. Эти положения касаются межличностных отношений, любое из которых может привести к сексу. С точки зрения Э. Берна,



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»