На новый год в риме. Новый год в древнем Риме

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Новый год наряду с Рождеством является, наверное, самым популярным и любимым в народе праздником, возникшим, по мнению некоторых, в глубокой древности. Тем не менее, если считать началом Нового года 1 января, получится, что праздник не такой уж и древний, и не представляет особой сложности назвать точное время и место его появления.

Новый год у различных народов

Поздравление с Новым годом на разных языках мира.

Новый год можно назвать универсальным праздником человечества, потому что традиция его празднования существует с незапамятных времён практически у всех народов мира. Однако время, которое считают его началом, различается от народа к народу. Чаще всего оно связывается с местоположением земли относительно солнца (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие), периодом начала или окончания сельскохозяйственных работ или же с наиболее значимыми для общества природными явлениями.

Так, на Древнем Востоке - в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне - начало нового года было связано с разливом чрезвычайно важных для сельского хозяйства рек - Нила, Тигра и Евфрата. В Древней Греции Новый год праздновали в день летнего солнцестояния. В Древней Индии - в день весеннего равноденствия. В этот же день он до сих пор официально празднуется во многих ираноязычных и тюркоязычных странах под именем Новруза, являясь в некоторых из них, таких, например, как Азербайджан, Казахстан, Турция и др., государственным праздником.

Общим для многих народов в праздновании Нового года является религиозное представление о том, что он знаменует собой смену жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, когда в природе ненадолго воцаряется первозданный хаос.

Таким образом, Новый год первоначально был связан с первобытной религией. В качестве же светского праздника он впервые появился в Древнем Риме.

Древний Рим. Новый год как светский праздник

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) - древнеримский общественно-политический деятель, писатель, военачальник и пожизненный диктатор.

В Древнем Риме Новый год традиционно наступал в марте месяце и, следовательно, считался праздником плодородия и начала весны подобно нашей Масленице, о чём, кстати, свидетельствует и само название месяца «март», т.е. посвящённый богу Марсу, который изначально никоим образом не был связан с войной, являясь богом растительности и плодородия. Существовал также праздник Сатурналий, связанный, подобно Рождеству, с зимним солнцестоянием.

Всё изменилось, когда к власти пришёл ставший пожизненным диктатором Гай Юлий Цезарь. Ему удалось, при помощи группы александрийских учёных во главе с египетским астрономом и математиком Созигеном, реформировать древнеримский календарь, который после реформы к десяти прежним месяцам прибавил ещё два - январь и февраль, а Новый год получил официальную дату своего начала - 1 января.

Стоит отметить, что 1 января было выбрано не случайно. Месяц «январь» был посвящён Янусу - древнеримскому богу входов и выходов, дверей и всякого начала. Однако, кроме символического, эта дата имела ещё и практическое значение.

Дело в том, что с конца II в. до н.э. новоизбранные римские консулы вступали в должность именно 1 января, а официальное летосчисление велось по консулам, т.е. запись в государственном архиве имела примерно такой вид - «в год консулов такого-то и такого-то». Кроме того, именно в это время начиналась активная политическая и хозяйственная деятельность в Древнем Риме. Поэтому любая другая дата начала Нового года, отличная от 1 января, была бы явным несоответствием фактически установившемуся порядку.

Система летосчисления, созданная Цезарем и Созигеном, стала называться юлианским календарём, а 1 января Новый год впервые наступил в 45 г. до н.э., став, по всей видимости, первым нерелигиозным праздником в истории человечества, праздником, возникшем из жизненной необходимости и введённым волевым решением сверху, что несомненно подчёркивает его чисто светский характер.

Несмотря на это в Древнем Риме он прижился. Более того, римляне стали отмечать приход Нового года в течение первых пяти январских дней - с 1 по 5 января, веселясь, распевая песни, проводя спортивные состязания и принося благодарственные жертвы богам.

В ночь на 1 января люди разгуливали в масках, желая прохожим счастья и благополучия, а наутро в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках приветствовали всех словами «Да здравствует день счастливых надежд!». Дети предлагали прохожим яблоки, а те взамен одаривали их монетами. Существовал также обычай делать друг другу подарки, на которых были написаны пожелания на следующий год.

Византия. Продолжение традиции

Константинополь периода наивысшего могущества Византийской империи.

Традиция празднования Нового года 1 января была перенесена из Древнего Рима на территорию Восточной Римской империи - Византии.

Официально Новый год в Византийской империи начинался 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по новому стилю), что объясняется влиянием христианства, точнее - определением Никейского собора 325 г. Однако в народе продолжали встречать январский Новый год, который в Византии назывался «календами». Данная традиция была настолько сильной, что её не смог искоренить даже запрет VI Вселенского собора, предавший календы анафеме.

Сначала календы праздновали, как и в Древнем Риме, с 1 по 5 января, но затем их празднование было приурочено к Рождеству, а сами календы стали двенадцатидневными. Сделано это было, по всей видимости, чтобы со временем заменить в народном сознании языческий праздник христианским. Хотя стоит отметить, что набожные византийские императоры всегда старались отделить языческие торжества от христианских, и основные новогодние развлечения устраивались не в ночь на 25 декабря или 1 января, а только в ночь на 2 января. Развлекались же византийцы совсем, как римляне времён Юлия Цезаря.

Чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Люди надевали маски и бродили от дома к дому с весёлыми песнями и танцами, требуя награду за свои выступления. Стучались в двери незнакомых людей и принимали участие в их пиршестве. Немало византийцев толпилось в трактирах и кабаках, а также на ночных улицах.

Праздновали наступление Нового года и во дворце василевса ромеев, т.е. византийского императора. В ночь на 2 января там устраивались так называемые «готские игры», которые заключались в пении песен, прославлявших императора и его наследников. Петь были обязаны все присутствующие на играх: профессиональные музыканты, члены цирковых партий «голубых» и «зелёных» и даже приглашённые на праздник именитые византийские вельможи.

Песенное славословие перемежалось плясками ряженых и людей, вооружённых мечами и щитами, которые назывались «готами». От них-то и получило название всё праздничное действо. В обязанность «готов», кроме пляски, входило исполнение имевших когда-то ритуальное значение песен на испорченной до неузнаваемости латыни. Смысла этих песен в то время уже никто не понимал, однако их исполнение, несомненно, придавало атмосфере праздника аромат таинственности.

Древняя Русь. Новый год 1 сентября. Два Новых года

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги (1797). Слева - Архангельский собор, справа, за колокольней Ивана Великого, Успенский собор.

Внутренняя и внешняя политика Византийской империи была теснейшим образом связана с жизнью её менее продвинутых в экономическом и культурном отношении соседей, среди которых была и Киевская Русь. Русско-византийские контакты с годами становились всё более частыми, а в конце X века Древнерусское государство стало равным по силе и могуществу партнёром, но иногда и соперником, Византии. Именно тогда, в 988 году, крестился киевский князь Владимир Святославович, а вместе с ним приняло христианство его государство - Древняя Русь.

С приходом христианства русское летосчисление стало вестись на византийский манер - от сотворения мира по юлианскому календарю, а православные церковные праздники сделались праздниками Древней Руси. Однако вплоть до XIV в., а по другой версии - до конца XV в., продолжалась языческая традиция празднования Нового года в марте, и только в 1348 или 1492 году русская церковь перенесла его начало на 1 сентября.

Сентябрьский Новый год стал одним из главных русских праздников допетровского времени, который, кстати говоря, и сейчас отмечается Русской православной церковью. В те же времена это было достаточно торжественное празднество согласно установленному церковью церемониалу. Вот как описывается выход русского монарха на Новый год в книге «Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв».

Первый выход [царя] был в Новый год, начинавшийся тогда 1 сентября, «на летопровождение», в десятом часу утра. Посреди соборной площади, против Красного крыльца, устраивался обширный помост. На нем, с восточной стороны, поставлялись три налоя, на одном из которых ставили образ Симеона Летопроводца; с западной стороны устраивались два особых места, одно для государя, другое для патриарха. Патриарх выходил на «действо» из западных врат Успенского собора в сопровождении духовенства в богатейших облаче­ниях, в то же время из дворца показывалось шествие госу­даря, возвещавшееся звоном на Иване Великом. Взойдя на помост, государь прикладывался к Евангелию и иконам, потом принимал благословение от патриарха, который спра­шивал при этом о его царском здоровье. Духовные власти и бояре становились по обе стороны мест государя и патриарха по чину. Вся соборная площадь еще до выхода государя покрывалась служилыми людьми, стоявшими парадно на заранее назначенных местах.

По окончании молебствия патриарх осенял крестом государя и «здравствовал» ему длинной речью, которую заканчивал пожеланием здравия государю, государыне и всему его семейству. Государь благодарил патриарха и потом прикладывался к Евангелию и святым иконам. После того государя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные власти и бояре. За этими поздравлениями госу­даря поздравляла вся площадь; все стрелецкие полки, бывшие на площади, и многое множество народа, весь «мир» - все в одно мгновение ударяли челом в землю и многолетствовали государю. Государь ответствовал «миру» поклоном. После этого государь отправлялся в Благовещен­ский собор к обедне или к себе в хоромы.

Цит. по: Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и другим. М., 1992. С. 63-64.

Стоит сказать, что новогодняя традиция, приуроченная к весеннему равноденствию и марту месяцу, не была забыта русским народом, о чём, кстати, свидетельствует доживший до наших времён праздник Масленицы - праздник весеннего Нового года. Поэтому, начиная с XIV или XV в., в общественной жизни Древней Руси сложилась знакомая современному россиянину ситуация. Новый год встречали дважды: в соответствии с языческой традицией - в марте и в соответствии с христианской - 1 сентября. 1 же января не праздновали вовсе, хотя этот день в составе святочных торжеств от Рождества до Крещения носил название Васильева дня в честь одного из отцов церкви - Василия Великого или Василия Кесарийского.

Реформа Петра I. Переход на новое летосчисление

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. Акварель В. Сурикова (1900)

Возрождение январского Нового года связано с именем первого российского императора - Петра Алексеевича Романова (1672-1725), который, как некогда Юлий Цезарь в Древнем Риме, реформировал российское летосчисление. Во всех своих начинаниях Пётр I преследовал вполне определённую цель - сделать из России одно из ведущих европейских государств. Поэтому царский указ от 19 декабря 1699 года предписывал «лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях» не от сотворения мира, а от Рождества Христова, как в других государствах Европы.

Несмотря на несомненную прогрессивность, указ оставил в силе действующий юлианский календарь, по которому Россия будет жить вплоть до начала 1918 года, в то время как остальная Европа с конца XVI жила по более точному григорианскому календарю.

Последний раз осенний Новый год был официально отпразднован 1 сентября 1699 года. Но уже на следующий год появился вышеупомянутый именной указ Петра за номером 1735 «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира», который был зачитан москвичам царским дьяком с высокого помоста, устроенного на Красной площади. За ним последовал указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Указ самым подробным образом регламентировал празднование предстоящего новолетия.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Новый год до Октябрьской революции

Несмотря на то, что указ Петра строжайше предписывал веселиться с 1 по 7 января, в послепетровское время праздник не стал массовым. В народе продолжали праздновать Рождество и Святки, и даже такой неизменный атрибут современного Нового года, как Новогодняя ёлка, который по указу Петра должен украшать каждый дом, не был в широком употреблении до середины XIX века. Но и с этого времени обычай ставить в общественном месте или у себя дома украшенное свечками, фруктами и различными игрушками хвойное дерево, ассоциировался только с Рождеством. 1 же января продолжало оставаться всего лишь официальной датой начала нового календарного года и, кстати говоря, рабочим днём, который стал выходным только в 1898 году по закону от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».

Советский плакат «С новым годом, дорогие товарищи!»

Новый год в том виде, в каком мы его знаем сейчас, возник в СССР. Однако сама дата да и все знакомые нам с детства атрибуты праздника - ёлка, мандарины, шампанское, салат оливье, Дед Мороз и Снегурочка - появились не сразу.

Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» на территории России стал действовать более точный григорианский календарь, принятый и в других странах Европы. Разница между юлианским и григорианским летосчислением, которая в XX веке составляла 13 дней, была ликвидирована за счёт того, что вышеупомянутый декрет «выбросил» первые 13 дней февраля, т.е. за 31 января 1918 года сразу же следовало 14 февраля.

По григорианскому календарю мы продолжаем встречать Новый год и по сей день, хотя многие россияне не забывают и о старом празднике, получившем в народе название Старый Новый год (Новый год по юлианскому календарю), который теперь наступает с 13 на 14 января. Тем не менее в первые годы Советской власти - в 20-е годы XX века - ни одного, ни другого праздника в современном понимании ещё не существовало.

В то время народ продолжал веселиться в рождественские и святочные дни, с чем начали активно бороться большевики, устраивая празднование «комсомольского рождества», «комсвяток» и «комсомольской ёлки», организовывая антирелигиозные уличные шествия и научно-просветительские мероприятия, стараясь «разоблачить» «поповский праздник».

Однако все усилия оказались тщетными, и празднование Рождества попросту запретили на XVI партийной конференции, проходившей в апреле 1929 года. Таким образом, на некоторое время Россия осталась без одного из своих главных праздников.

Ситуация изменилась в конце 1935 года, когда по предложению кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, было решено возродить Новый год (точнее - традиции празднования Новогодней ёлки), но совсем в ином качестве - в качестве нового советского праздника для юных строителей коммунизма, которым, в отличие от несчастных сверстников из других стран, выпала счастливая судьба родиться в Советском Союзе, где нет эксплуатации человека человеком, где всё принадлежит советскому народу и его будущему - советским детям. Таким образом, наряду с развлекательной, новый праздник получил и пропагандистскую составляющую, которая до неузнаваемости изменила рождественскую символику.

Голубая семиконечная Рождественская звезда превратилась в красную звезду РККА, а ёлку чаще всего стали украшать игрушками, пропагандирующими советский образ жизни и советские ценности. Отныне тематика ёлочных украшений стала сугубо политической или общественно-значимой: серп и молот, ракеты, танки, стратостаты, дирижабли, солдаты, пограничники, пионеры-горнисты и даже члены Политбюро ЦК ВКП(б). Были и другие курьёзы, связанные с празднованием Новогодней ёлки в 30-е годы. Например, Дед Мороз, чтобы подчеркнуть свою независимость от «поповского» Рождества, зачастую появлялся на ёлках, держа в руках «Курс истории ВКП(б)». Кстати, этот персонаж вместе со своей спутницей - Снегурочкой впервые появился перед советскими людьми в январе 1937 года на празднике в московском Доме Союзов. Но это ещё не был праздник в нашем современном понимании.

С 1930 по 1947 год 1 января люди выходили на свою обычную работу, и только 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём.

Постепенно советский праздник утратил свой политико-пропагандистский облик. К началу 50-х годов на ёлках появились совсем другие украшения: сказочные снеговики, снежинки, красные шапочки, зайчики, белочки, клоуны, звездочёты и гирлянды электрических лампочек; а к середине 70-х Новый год превратился, скорее, в семейное торжество с бенгальскими огнями, хлопушками, серпантином и детскими подарками под Новогодней ёлкой, когда закупались неизменные мандарины, изготавливался салат оливье и накрывался праздничный стол, куда ставилась бутылка шампанского. Свой же окончательный вид праздник приобрёл на рубеже 1975 и 1976 года.

Именно тогда, 31 декабря 1975 года, жители нашей страны впервые услышали новогоднее телевизионное поздравление главы государства (в то время - Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева), а 1 января 1976 года по телевидению впервые показали самый новогодний советский, да и российский, фильм - трагикомедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». С тех пор празднование Нового года в России не претерпело существенных изменений.

Новый год в наши дни

Новый год, плавно переходящий в Рождество и Старый Новый год. Праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вплоть до 1991 года в январе празднично-выходным был только первый день нового года, после которого советские граждане возвращались к своим занятиям. Однако в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, согласно которому православный праздник Рождества уже 7 января 1991 года стал нерабочим днём. И что же получилось в результате?

Типично советский праздник, сильно отдающий язычеством, который плавно перетекает в праздник христианский. Несколько необычно для всенародных праздников, не правда ли? Впрочем, если повнимательней присмотреться к нашей сегодняшней государственной символике - гербу и флагу Российской империи на фоне разглагольствований о демократии, гимну СССР со словами о Боге - то два всенародных праздника, идеологически чуждых друг другу, не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, одним из символов современной России. Да и народ, в общем и целом, мало задумывается над смыслом и значением каких-либо торжеств.

Для народа важно то, что есть причина выпить, повеселиться и как-то разнообразить монотонность своего существования. А что это будет за причина - католическое или православное Рождество, Новый год, Старый Новый год или китайский Новый год - дело десятое. Главное, период с 1 по 7 января по григорианскому календарю - праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями. Затем наступает «настоящий» Новый год, он же Новый год по юлианскому календарю, он же Старый Новый год, т.е. праздник продолжается до 14 января. Затем самые продвинутые вспоминают про Крещение, отодвигая окончание торжеств до 19 января. Итого - девятнадцать дней. А если кто-нибудь загодя вспомнит и про католическое Рождество, то новогодний и рождественский марафон продлится месяц и более, учитывая послемарафонское состояние спортсменов.

Хотя, если говорить серьёзно, ничего плохого в новогодних и рождественских каникулах нет, если, конечно, по совету Горация, придерживаться золотой середины. К тому же, как мы видели, Новый год в России традиционно встречали и встречают не один раз. Но если не один, тогда сколько?

Сколько раз празднуют Новый год в России

Вопрос, действительно, интересный. Итак, давайте посчитаем, не учитывая, конечно, экзотических и заимствованных праздников.

14 января. Новый год по юлианскому календарю, известный в народе как Старый Новый год.

Февраль-март. Масленица - в дохристианскую эпоху праздник весеннего равноденствия, которое являлось началом нового года у древних славян.

Получается, что встречать новый год в России можно целых пять раз. Для одной культурно-исторической традиции факт более чем впечатляющий!

Славная традиция праздничной встречи Нового года идет из далекого прошлого: по мнению ученых - с III тысячелетия до н. э., с празднования жителями Месопотамии победы бога Мардука над темными силами. Торжество приходилось на конец марта, когда природа расцветала, прибывала вода в Тигре и Евфрате и крестьяне могли приступить к посевной. Но прежде чем приниматься за дело, народ устраивал грандиозное веселье. Гуляли 12 дней и, судя по клинописным свидетельствам той эпохи, отрывались по полной программе.

Сириус, Дионис и Юлий Цезарь

Для древних египтян год начинался с важнейшего события - разлива Нила. Жрецы в парадных одеждах под пение религиозных гимнов шли к берегу великой реки и устремляли взоры к звездному небу, ожидая появления над горизонтом Сириуса: восход звезды на небосклоне предвещал скорый разлив нильских вод.

В Древней Греции новый год вступал в свои права в день летнего солнцестояния - 22 июня. Гвоздем программы было веселое карнавальное шествие в честь бога виноделия Диониса. Его участники, облачившись в козьи шкуры, изображали жизнерадостных сатиров, больших любителей вина и хорошеньких женщин, сопровождающих Диониса во всех его похождениях. Надо ли говорить, что и «сатиры», и зрители щедро отдавали дань главному герою торжества, выпивая несметное количество вина в его честь и веселясь до упаду (в прямом смысле этого слова).

В Древнем Риме Новый год связывали с началом полевых работ, но праздновали его куда скромнее, чем в Греции. Организовывалась торжественная процессия, степенные жрецы приносили жертвы богам и молили их не оставить народ своим вниманием в наступающем году. Тогда же появился обычай вручать друг другу подарки в качестве доброго пожелания и предзнаменования удачного и счастливого нового года.

В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь законодательно перенес новогоднее празднование на 1 января. В этот день римляне почитали двуликого бога Януса - божество неба и солнечного света, а также всех входов и выходов. Он открывал небесные врата, выпуская на небосвод солнце, а на ночь вновь запирал их. По легенде, Янус научил людей ремеслам, земледелию, а еще - исчислению времени. Этот педантичный бог вел счет дням, месяцам и годам; на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), что в сумме давало 365 - общее число дней в году.

К слову, именно в честь Януса назван первый месяц года - январь. Юлий Цезарь тоже «отметился» на календаре, обессмертив свое имя в названии месяца июля.

В средневековой Европе мудрую инициативу римского императора позабыли, отмечая Новый год как бог (не Янус!) на душу положит. Например, во Франции до 755 года летосчисление вели от 25 декабря, затем - от 1 марта. В XII веке первым днем года стал праздник Пасхи, и только в 1564 году после указа короля Карла IX отсчет начался с 1 января. Англия последовала примеру своей южной соседки лишь в середине XVIII века.

«С сего числа перестать дурить головы людям»

Когда и как отмечали Новый год в языческой Руси, достоверно неизвестно. После крещения «новое лето» начиналось в марте или после Пасхи. В конце XV века великий князь московский Иван III распорядился считать началом года 1 сентября. В этот день было велено платить различные подати. Примерно в то же время началось официальное празднование Нового года и в Кремле стали проводить пышные церемонии. Соборная площадь заполнялась народом, патриарх в праздничном облачении возглавлял шествие духовенства с иконами, крестами и хоругвями. Подходя к царю, он благословлял его и желал государю здоровья. Начиналась торжественная служба, после которой царя и патриарха по очереди поздравляли все бояре и иерархи. Завершалось действо поздравлением властителя простым людом, который, не отличаясь красноречием, попросту падал ниц перед «надежей-государем».

В 1699 году царь-реформатор Пётр I, перекраивая русскую жизнь на европейский лад, решил установить единообразие и в летосчислении - не от легендарной даты сотворения мира, как было принято на Руси, а от Рождества Христова, как в Европе: «Поелику в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».

Пётр Алексеевич решил устроить в Москве невиданное доселе празднество. В полночь царь вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первый фейерверк. Костры, иллюминация - веселые гуляния продолжались семь дней. Так с 1 января 1700 года праздник прочно закрепился в российском календаре. И потому, собираясь за новогодним столом, будет справедливо провозгласить один из тостов за великого царя-преобразователя, подарившего нам это замечательное торжество.

«Мы бодры, веселы...»

После революции 1917 года советская власть Новый год, в отличие от Рождества, праздновать не запрещала. Более того, Владимир Ленин распорядился организовывать «пролетарские елки» для детей рабочих, однажды даже сам приезжал к ним на праздник в Сокольники. Об этом визите писала советская поэтесса Вера Инбер:

В Сокольниках один заветный просек,

Где Ленин был на елке у ребят,

Уже давно о памятнике просит,

Деревья все об этом шелестят.

После смерти вождя мирового пролетариата отношение к празднику изменилось, ревнители коммунистической морали заклеймили его как «буржуазный пережиток» и «обывательщину». К тому же украшенная елка ассоциировалась у воинствующих безбожников с Рождеством, а оно по тем временам считалось едва ли не идеологической диверсией.

В советских газетах появлялись письма «возмущенных трудящихся»: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что «Универпочта» предлагает елочные украшения... Предлагаю «Универпочте» поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

Но к середине 1930-х «генеральная линия» вновь изменилась: 28 декабря 1935 года газета «Правда» публикует заметку второго секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева под патетическим заголовком: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» «Почему... лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? - вопрошает автор. - Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

Сказано - сделано. ЦК ВЛКСМ оперативно принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», на фабрики и заводы разослали поручения приготовить детям подарки, а райлесхозы обязали заготовить елки. Следуя новым указаниям, газета «Комсомольская правда» заранее дает отпор «левым загибщикам»: «Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей «современности», которые сочтут детскую елку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих «сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, веселого и жизнерадостного поколения».

Дальше - больше: появляются бодрые статьи о том, как охотно раскупают на рынках елки, как хороши новогодние торжества и народные гуляния. В результате Новый год в СССР стал единственным государственным праздником, не связанным с коммунистической идеологией, одним из редких ярких штрихов на сером фоне будней советских людей сталинской эпохи.

1 января оставалось рабочим днем, серьезно осложняя жизнь трудящимся, ударно отмечавшим накануне наступление нового года. Лишь с 1948-го
власть пошла народу навстречу, сделав эту дату выходным. Уже в либеральное постсоветское время, в 1992 году, наши соотечественники обрели право гулять и 2 января, а в 2005-м страна получила в подарок единственные в мире новогодние каникулы - с 1 по 5 января. С учетом выходных дней и «реабилитированного» Рождества Россия погружается в праздники аж на десять дней.

Но и это еще не все: ведь в запасе у нас есть и Старый Новый год. Этой традицией мы обязаны декрету советского правительства о переходе в 1918 году с юлианского на григорианский календарь, «ускорившем» время на 13 дней. Поэтому россияне с полным правом могут вторично проводить старый год в ночь с 13 на 14 января. А заодно и завершение каникул отметить... 

ПРАЗДНИК ВЗАЙМЫ

Когда иностранные праздники пытаются привиться на русской почве.

РАЗВЛЕКАЙ И ВЛАСТВУЙ

О силе воздействия празднеств на людей.

ПРОЩАЙ, МЯСО!

Именно так с вульгарной латыни переводится слово «карнавал».

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК В ТОЛПЕ

Но что влечет нас в новогоднюю ночь на Красную площадь

и заставляет примерить маску на карнавале?

В легендах древних славян существовал один персонаж – Зимник. Он представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи. Среди славянских божеств также выделялся своей свирепостью Карачун – злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. И еще был Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег.
Новый год – это ритуал, который имеет древнее происхождение. Ель у давних кельтов, и, конечно, не только у них, почиталась за дерево, которое наделено магическим смыслом. Ёлка – это вечнозелёное дерево, а это значит, что оно не поддаётся никаким разрушительным силам. И поэтому ель была обиталищем лесного божества, дружба с которым для людей была очень важна.
Дух был в самой старой и самой могучей ели, перед которой собирались в зимний период солнцестояния, чтобы задобрить духа. Задабривать в старые времена умели только одним методом – принесением жертв. Поначалу это были людские жертвы, позже ими стали животные.
Внутренности мертвых жертв развешивали на ветках ели, а сама ветка была обмазана кровью. Они являлись прообразом современных елочных игрушек.

Древние кельты встречали Новый год также, когда заканчивались работы в поле. Но только не после посева, а после сбора урожая, осенью. Самайн или «Самхейн» (Samhain) праздновали в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это был один из четырех главнейших кельтских праздников. В современном мире его заменил знаменитый Хеллоуин – канун Дня всех Святых.
Самайн считался временем, когда исчезала граница между обычным миром Смертных и Потусторонним миром, поэтому духи в этот момент могут прийти в наш мир, а люди попасть в иной мир. «В канун Самайна на каждой ступеньке сидит по привидению», – как говорится в старинной пословице. Например, был даже специальный гоблин Самханах, появляющийся только в ночь Самайна. Это представляло большую опасность, поэтому в эту ночь никому нельзя быть одному. И кельты предпочитали собираться все вместе, пировать (накануне забивался скот для праздника), петь, танцевать и веселиться, пытаясь отогнать призраков. Проводились массовые гуляния в Таре – священной столице древних кельтов – народ состязался в различных играх и скачках.
Древние скандинавы также праздновали Новый год в день зимнего солнцестояния, 22 декабря. Назывался этот праздник Йоль (от скандинавского слова «колесо», «крутиться», возможно, это означало как бы поворот года на весну, а может тут присутствует солярная символика колеса). Это был очень магический праздник. Самая длинная ночь должна была закончиться победой Солнца и Новым годом, для этого применялись различные магические ритуалы. Так же как и кельты на Самайне, скандинавы считали, что в ночь Йоля – самую длинную в году – граница между миром явным и иным стирается, и духи проникают к людям. Поэтому нужно находиться всем кланом вместе, пировать и веселиться.
Длился праздник Йоля целых 13 ночей – возможно, традиция рождественских каникул идет оттуда. Следующий день назывался «днем судьбы», так как являлись самые правдивые знамения именно на «двенадцатую ночь». Кроме того, все действия и поступки, совершенные до захода солнца определяли все события последующего года, вот отсюда и пословица «как Новый год встретишь, так его и проведешь».


В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно – разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года – «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.
4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.
Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…


Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь – тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.
Январь – символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.
Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Календы. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.

Древний Египет

В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно – разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года – «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.

Подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Люди закупали ткани, сандалии и благовония для умащения. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, с нетерпением ожидая разлива.

Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, бороздили реку, расплывались, уходили на север, а за ними шли новые и новые массы воды. Впереди людской толпы стояли жрецы храмов. На порогах бедных хижин и на мраморных ступенях дворцов — везде люди радостно встречали животворные воды.

В день разлива Нила приносили жертвы Хапи, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. Статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Еще при праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды «святой водой» из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. Кроме того, освобожденные от работы, египтяне навещали в это время друзей и родственников, и вместе с ними поминали предков и славили богов.

Часто древнеегипетский Новый год связывают еще с одним культом — богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года — «ночь Ра», когда происходила битва бога солнца с богами тьмы — проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет – мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.

Вавилон

4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.

Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…

Древний Рим

Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь – тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.

Январь – символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.

Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Календы. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.

Древние славяне

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог — каравай – по форме тоже напоминал солнце. Кроме того, он связывался с плодородием, что отражено в его названии, которое этимологически связано со словом «корова». В древности каравай приготовляли жрецы с помощью различных ритуалов и специальных архаических орудий, как, например, обрядовые жернова для приготовления муки.

Убираясь в канун праздника, девушки тщательно выметали мусор из-под стола – ведь если им попадалось хлебное зерно, то оно сулило замужество в будущем году.

Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» — магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки. «Колядование» часто сопровождалось «ряженьем» в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.

Издревле на Руси верили, что события новогодней ночи будут проецироваться на предстоящие 12 месяцев. Так что не рекомендовалось, например, выполнять тяжелую и грязную работу, иначе весь год пройдет в тяжком труде без отдыха. А чтобы весь год радоваться обновкам, в Новый год надевали все самое красивое, новое и даже старались несколько раз переодеться. Хороший обычай для модниц и кокеток!

Древние персы

Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово «навруз» переводится с персидского как «новый день». Это первый день месяца «фарвадин» по иранскому календарю.
За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Новогодний праздник - это самый древнейший праздник из всех существующих праздников. Археологи раскопали древнеегипетские пирамиды и нашли сосуд с написанными на нем словами: «Начало Нового года». Новый год в Древнем Египте отмечался, когда разливалась река Нил. Обычно это случалось в конце сентября. Для них был очень важен разлив Нила, так как он способствовал выращиванию зерна в сухой пустыне. Статуи бога Амона, его сына и жены в Новый год ставили в лодку. Плавала эта лодка по Нилу целый месяц. Действие это сопровождалось танцами, пением и шумным весельем. После плавания статуи относили снова в храм.

Новый год в древнем Риме

А ещё до нашей эры древние римляне дарили новогодние подарки. В этот праздник люди могли веселиться всю ночь напролёт. Они желали друг другу удачи, благополучия и счастья. Долгое время римляне праздновали Новогодние праздники в начале марта. Это длилось, пока Юлий Цезарь не утвердил новый календарь. Этот календарь так и стали называть - юлианский. И датой встречи и празднования Нового года стал первый день января. Январь получил свое название в честь римского бога двуликого Януса. У Януса один лик был обращен к прошлому году, другой - к новому. Праздник встречи Нового года называли «календы». Народ украшал свои дома и дарил друг другу подарки и монеты с изображением бога Януса. В этот праздник ели и веселились все вместе: рабы и их владельцы. Также римляне делали императору подарки, изначально добровольно, но потом императоры стали их требовать. Рассказывали даже, что в новогодний вечер одному своему рабу Юлий Цезарь дал свободу за то, что этот раб пожелал ему пожить дольше в новом году, чем в старом. Калигула - Римский император выходил на площадь перед своим дворцом в первый день Нового года, чтобы принять подарки от своих подданных. Он даже записывал, кто именно и сколько чего ему дарил...

Новый год в древнем Вавилоне

В Древнем Вавилоне встреча Нового года была весной. Царь на несколько дней покидал город на время этого праздника. В его отсутствие, народ делал все, что ему вздумается и веселился. Потом царь со свитой торжественно возвращался в город, и люди возвращались к работе. Каждый год, таким образом, люди начинали заново свою жизнь. Жители Галлии - Кельты (это современная Франция) в Новый год украшали жилье омелой, которая изгоняет призраков, полагая, что духи мертвых являются живым в Новый год. Они унаследовали римские традиции: подданные также дарили новогодние подарки. Украшения и золото дарили чаще всего.

Новый год на Руси и в Англии

Спустя века, благодаря римской и вавилонской традициям у королевы Елизаветы I скопилась огромная коллекция отделанных драгоценностями перчаток. Мужья женам давали деньги в Новый год на булавки и прочие безделушки. Традиция эта почти забылась к 1800 году. В средневековой Англии Новый год праздновали в марте. Парламент вынес перенести Новый год на 1 января 1752 года, но это решение натолкнулось на женскую оппозицию. Возмущенные англичанки заявили спикеру, что парламент не имеет прав делать женщин на много дней старше. Спикер якобы ответил так на это возмущение: «Вот классический образец женской логики!». Новый год в глубокой древности часто связывали с весной - началом возрождения природы, а также с ожиданием нового урожая. Новый год на Руси отмечали 1 марта. Московский церковный собор в XIV веке издал постановление считать 1 сентября началом Нового года согласно греческому календарю. А Пётр I в 1699 году после возвращения из Европы повелел: «с 1 января впредь лета исчислять, и в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, учинять в честь Нового года украшения из елей, забавлять детей, на санках катать с горок».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»