Иван купала славянские древности. Иван Купала: обряды, традиции, ритуалы

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Праздник Ивана Купала берет свое начало с языческих времен. В этот день восточные славяне отмечали день летнего солнцестояния. Празднество сопровождалось массовыми гуляниями, гаданиями и разнообразными обрядами. Из данной статьи вы узнаете, как возник праздник и каких традиций придерживаются в наши дни.

Ивана Купала и христианство

Истоки праздника Ивана Купала можно искать в преданиях древних славян. Достоверно известно, что во времена язычества отмечали праздники, приуроченные к положениям Солнца. Кроме Ивана Купала, праздновали Коляду, Масленицу и Радогощь. Но именно день летнего солнцестояния сопровождался массовыми гуляниями и разнообразными обрядами.

С распространением христианской веры празднование Купальской ночи, как в народе часто называли день летнего солнцестояния, совпало с днем Крещения Руси. Бытует мнение, что первая часть современного названия праздника походит от христианского празднества Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). Происхождение второй части праздника - Купала - имеет несколько версий. К примеру, одни исследователи утверждают, что так звали языческого бога цветов и плодов. Другие историки говорят, что в языческой религии не существовало божества с таким именем, а само слово «купала» походит от традиции купания (омовения) в реках и озерах.

Праздник Ивана Купала берет свое начало с языческих времен

Существуют и другие названия праздника. Так, самыми распространенными в народе считаются:

  • Иванов день;
  • Иван-травник;
  • Ярилин день;
  • Ярило;
  • Купала;
  • праздник летнего солнцеворота;
  • праздник летнего солнцестояния и т. д.

Когда отмечают праздник

Ежегодно 7 июля в день Рождества Иоанна Предтечи отмечают праздник Ивана Купала. Однако все мероприятия начинаются накануне, поскольку именно ночь с 6 на 7 июля считается особенной.

Массовые гуляния начинаются вечером 6 июля, как только солнце скроется за горизонтом, и длятся до рассвета. В ночь на Ивана Купала вся власть принадлежит нечистым силам - именно так утверждают почитатели языческой веры. Церковь негативно относится к подобным заверениям и празднествам.

Видео «Ивана Купала: история, традиции и обряды»

В этом видеосюжете рассказывается, что можно и что нельзя делать в Иванов день.

Традиции и обычаи на Ивана Купала

Поклонявшиеся различным языческим божествам и верившие в силы природы восточные славяне высоко чтили праздник Ивана Купала. Его выделяли среди других торжеств и празднеств. Иванов день сопровождался многочисленными обрядами и традициями.

Купальский костер

Обязательным элементом праздника был ритуальный купальский костер, который обладал особой очищающей силой. По центру огневища ставили столб с черепом коня или коровы. Вокруг костра водили хороводы, пели песни и танцевали. Когда пламя уменьшалось, начиналась вторая часть обряда - прыжки через костер. Считалось, что перепрыгнувший через пламя человек очищается от злых духов. Девушек, которым не удавалось преодолеть высокое пламя, называли ведьмами.

Через огонь прыгали не только поодиночке, но и парами. Если в прыжке руки парня и девушки не разъединились, их союз обещал быть крепким и долгим.

Интересная информация

Разжигание купальского костра Песни, танцы и хороводы Прыжки через купальский костер

Купальский венок

Неизменным и обязательным атрибутом празднества Ивана Купала является сплетенный из разнотравья венок. Причем выбор трав и цветов имел определенное значение:

  • дикая роза - для привлечения любви и счастья;
  • барвинок - для защиты от сглаза и порчи;
  • герань - для предупреждения конфликтов и ссор;
  • базилик - для повышения сексуальности и укрепления семейных уз;
  • папоротник и ежевика - для защиты от ведьм и злых духов.

По окончании праздника венок нужно было уничтожить. Его можно было забросить на крышу дома или дерево, отнести на кладбище, сжечь в костре либо отправить по реке. Со временем традиция изменилась. Венок забирали в дом и вешали возле входной двери. Считалось, что он будет отпугивать злых духов и недобрых людей.

Девушки часто гадали на купальских венках. На закате дня венок опускали в воду и загадывали желание. Если купальский символ поплывет - желание сбудется в скором времени. Если же венок потонет - не стоит ждать исполнения загаданного. С помощью купальских венков гадали на замужество. Чье плетение из трав и цветов отплывет дальше, та и выйдет первой замуж.


По окончании праздника купальские венки пускали по воде

Целебная вода

Особой магической силой обладало не только пламя, но и вода. Как утверждали старцы, можно было купаться в реках и озерах. Считалось, что ритуал омовения очищал как тело, так и душу.

Однако не во всех регионах следовали этой традиции. Некоторые восточные славяне придерживались совершенно противоположного мнения. Массовые купания в естественных водоемах могли закончиться весьма печально, ведь разгулявшаяся в этот день нечисть часто затягивала людей под воду.

Магические травы

Согласно преданию, собранные в ночь на Иванов день лечебные травы имели особую силу. Считалось, что заготовленное стариками и детьми снадобье обладало более чудодейственными свойствами. Ведь души старых и малых чисты и невинны.

Собирать травы нужно было на рассвете. Чем больше росы на растениях - тем мощнее чудодейственная сила. В процессе читали специальные молитвы-заговоры.

Символы солнца в купальских обрядах

Поскольку праздник Ивана Купала приходится на день летнего солнцестояния, в купальских обрядах обязательно должны быть символы солнца. Венки из цветов, колеса от телеги, металлический обод от деревянной бочки - все эти атрибуты использовали в качестве символов солнца.

Поверья, приметы и гадания

Ночь на Ивана Купала - единственная ночь в году, когда цветет папоротник. Такое поверье имеет давние корни. Но еще древние славяне отправлялись в лес на поиски цветущего папоротника. Согласно поверьям, цветок папоротника сулил сказочное богатство и исполнение всех желаний тому, кто его найдет.

Но не все так просто. Просыпавшаяся в ночь на Иванов день нечисть завлекала парней и девушек. Если кто-то не выходил из ночного леса, то считалось, что его забрали с собой нечистые силы.


Цветок папоротника сулил сказочное богатство и исполнение всех желаний

Освященная веточка вербы или крапивы отпугивала ведьм от коров. Восточные славяне верили, что нечисть приходит в коровник и забирает все молоко. Чтобы защитить животных, на входе в коровник вешали освященную веточку крапивы либо вербы. Для большей силы ее натыкали острыми шипами других растений.

Выпить сок травы Иван-да-марья - обрести крепкое здоровье. Такая примета существовала много веков назад. Старики говорили, что сок цветков может даже вернуть утерянный слух.

В этот день гадали не только на купальских венках. Незамужние девушки, отправляясь на сон, прятали под подушки веточки папоротника и чертополоха. Во сне к ним приходили суженные. Также существовала интересная примета - встретив на улице незнакомца и спросив его имя, узнаешь имя будущего супруга.

Популярным было гадание на лошадях. Девушки и парни загадывали желания и смотрели на животных. Если конь стукнет левым копытом - все загаданное скоро осуществиться. В противном случае желание, возможно, и сбудется, но придется подождать некоторое время.

Современный праздник Ивана Купала

Традиция масштабного празднования для Ивана Купала постепенно возвращается. В этот день современники устраивают народные гуляния близ водоемов. Конечно же, присутствуют обязательные атрибуты празднества, включая купальские венки и костры, песни, танцы и хороводы. Девушки плетут венки из разнотравья и пускают их по реке. Обязательно гадают на суженого и благосклонность судьбы. Правда, гадания носят более игровой или шуточный характер.

Праздник Ивана Купала ранее отмечался 24 июня, но в связи с переходом на новый стиль празднуется теперь в июле. 7 июля 2017 года Русская православная церковь празднует, прежде всего, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Однако в России многие праздники вбирают в себя и неканоническую обрядность. День Ивана Купала - один из самых мистических народных праздников, а ночь накануне Ивана Купала превосходит сам день по ритуальному наполнению. Следует отметить, что со времён Средневековья обряды и игрища на Ивана Купала считались бесовскими и запрещались церковными властями. Но, несмотря на однозначное осуждение традиций на Ивана Купала, некоторые из них до сих пор живы.

Обряды на Ивана Купала

Древние славяне на Ивана Купала особо почитали две очищающие, оберегающие и целительные стихии: Огонь и Воду. Энергия Огня как символическое проявление Бога-Солнца соединялась с энергией Матери-Воды, поэтому обряды на день Ивана Купала связанны с водой, огнем и природой.

Народные традиции на Ивана Купала - костры на Ивана Купала

На Ивана Купала разжигали на краю деревни большие костры , искры от которых должны были до самых звезд долетать. Возле костров разворачивались гуляния: устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядов на Ивана Купала было перепрыгивание через купальский огонь . Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.

Парни с девушками, чтобы закрепить свою любовь, прыгали через костер по двое , взявшись за руки. А женщины, у которых долго не было детей, прыгали через огонь для того, чтобы излечиться от бесплодия .

Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет на Ивана Купала :

  • если трижды прыгнуть - год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным;
  • если же вдруг споткнулся - к болезни;
  • если ногой разворотил огонь - нелады в семье настанут.

Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету . Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду . Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь.

Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.


Народные традиции на Ивана Купала - Великая сила воды

Обряды на Ивана Купала на этом не заканчивались. Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду - «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде . Добрым знаком на Ивана Купала было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда сватов ждать.

Можно сказать, что массовое купание - один из главных обрядов Иванова дня . Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться в них вплоть до Ильина дня.

Омывая свое тело в купальской воде, девушки напевали волшебные слова: «Вода чистая Купайла, хочу быть красна да мила. Купальская водица, дай красотой умыться!» Кстати, если человек отказывался купаться на Иванов день, его подозревали в колдовстве.

На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой . Женщины обязательно собирали купальскую росу в бутылочку. Она помогала избавиться от угрей, кожа становилась чистой и нежной. «Иванову» росу использовали и при болезнях глаз. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.

На Ивана Купала обязательно парились в банях . При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называют травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.

Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой . Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.


Народные традиции на Ивана Купала - сбор трав на Ивана Купала

Все травы и растения в Купальскую ночь обретают сверхъестественную мощь - как злую, так и добрую. Дивным цветом распускается папоротник на Ивана Купала. Цветок папоротника еще называют «жар-цвет», потому что он. по преданию, будто горит красным пламенем, да таким ярким, что ночью становится ясно, как днем, а глаза не могут выносить такого слепящего света. Легенда гласит, что каждый, кто сорвет на Ивана Купала цветок папоротника , приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а также получит способность становиться невидимым для человеческих глаз. Цветок папоротника способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады. Только достать его не так просто. Ведь за цветком счастья идут не только люди, а еще и злые силы, с которыми трудно бороться. Они пытаются помешать, отвлечь внимание. Если все же удавалось найти цветок счастья, необходимо было спрятать его на сердце под одеждой. Затем следовало взять в левую руку полынь и мелом обвести около себя круг - тогда злые силы не смогут ничего сделать счастливцу.

Лекарственные растения на Ивана Купала заготавливали на рассвете, подальше от поселений и дорог, обязательно в хорошем настроении и с молитвой. Помимо целебных свойств, растения обладают в это время значительной магической силой.

Особо почиталась на Ивана ККупала трава тирлич
. Отвар из нее делали обязательно в новом горшке, который покупали не торгуясь. Умывались этим отваром, чтобы привлечь внимание избранника, приговаривая трижды: «Тирлич, тирлич! Моего милого покличь!». Такой обряд на Ивана Купала проводили и для того, чтобы девушке быстрее выйти замуж.

Другое любовное растение - барвинок. Использовали его для того, чтобы парни к девушкам «стелились». Еще заготавливали любисток , который в народе называли «любовным корнем». Верили: чтобы всегда оставаться молодой, красивой и привлекательной для противоположного пола, надо купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, можно добавить в воду семь бутонов роз.

Кроме того, на Ивана Купала собирали зверобой - его боится вся нечисть так же. как и солнечного света. А если в ночь на Ивана Купала сорвать цветок Иван-да-Марьи и поместить в углах дома, вор не подойдет к этому жилищу: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Перед тем, как засушить травы с Иванова дня, их освящали в церквях , а потом окуривали ими больных людей, использовали как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния.

Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин , которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь . Когда ребенок родится, у мамы уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергетикой. Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель. Так с самых первых дней мама помогала обрести здоровье малышу. Если продолжить купать девочку, используя купальские травы, до трех лет, она вырастет красавицей, которую будут любить все окружающие.


Народные традиции на Ивана Купала - Купальский венок

На Ивана Купала не только женщины, но и мужчины, которые хотели найти себе пару по сердцу, плели купальский венок . В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы . После Купала такой венок служил оберегом весь год. Его вешали над дверью - чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка отщипывала немного травы от венка и бросала в отвары, чаи. Часто к следующему празднику Купала от венка оставался лишь ободок, который и сжигался в купальском костре .

Защитные обряды на Ивана Купала

  • В купальскую ночь по земле ходит счастье, но вместе с ним и нечистая сила. Поэтому для защиты за два дня до праздника под крышу дома клали сорванные лопухи .
  • Купальской ночью хозяева не спали, потому что нечисть может испортить коня, корову или, что еще хуже, поселиться в доме навсегда.
  • Чтобы уберечь себя от несчастий, клали на пороге и на подоконниках крапиву .
  • Девушки на Ивана Купала носили за поясом чеснок.
  • Запирали лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь точно не воротится!

фото Д.Фролов fotograf-frolov.com

Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.

Традиции и обычаи

Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.

Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.

Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.

Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.


Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.

Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.

Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.

Купальский костер

Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.


От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.

Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.

Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.


Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.

Купание на Ивана Купала


Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.

Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.

Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.

Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.

Купальский венок


Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.

Главные веночные компоненты:

  • базилик – укреплял брак, увеличивал либидо;
  • барвинок – защищал от порчи и нечистого сглаза, отгонял нечисть;
  • герань – оберегала от ссор и неурядиц;
  • роза – символизировала любовь и красоту;
  • ежевика – была защитным амулетом от ведьм, колдунов и русалок.

Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.

Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.

Магические купальские травы

Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.

Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.


Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.

Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.

Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.

Праздничные гaдaния и обряды

На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.

Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.

Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.

Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.


На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.

Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.

Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.

Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.

На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.

Ночью умывались ночной росой.

Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.

Иванова ночь – очень важный и почитаемый день для восточных славян. Столетиями купальский праздник носил языческий характер, совершался в честь Бога Солнца и его супруги Зари-зарницы.

До того как перейти на новый стиль, купальский день праздновали в дни летнего солнцестояния, которые припадали на 20-26 июня. Единый цикл празднований включал в себя Иванов день, день Аграфены Купальницы, который отмечали 6 июля, и Петров день, что приходился на 12 июля. Значимость купальского праздника заключалась в дате – это рубеж, разделяющий два периода солнечного цикла. В это время наблюдался пик расцвета природы, солнце в зените, поэтому и отличалось наивысшей активностью. После этого дня на зиму “сдвигалось” солнце. При этом ночь становилась длиннее, день, наоборот, короче.


Однако купальский праздник, как и Святки, считался очень “опасным”. По древним сказаниям, в это время справляют свой бал ведьмы, русалки, лешие, оборотни и другие потусторонние силы. В глазах крестьян самым страшным был апогей праздника – купальская ночь, когда огонь, вода и травы приобретали целительные свойства. Образ “уходящего” солнца связан с Иоанном Предтечей Крестителем, поэтому после принятия христианства праздник совпадает с его Рождеством. А название связано с его вторым именем – Купатель. В наши дни праздник Ивана Купала отмечается 7 июля, а если быть точнее – то именно в ночь с 6 на 7 число.


В купальской традиции ярко выражена тема огня, который очищает «плоть и дух», отгоняет нечистую силу, снимает сглаз и порчу. Издревле не забыты ритуалы возжигания костров на берегу реки, добывания огня с помощью сухого древа, сжигания одежды больных. Вокруг них водили танцы, прыгали через пламя. Считается, кто выше прыгнет – будет самым счастливым.


Из древних пор считают, что в купальский праздник большую чудодейственную силу приобретает вода. Обряды, связанные с водой, проводили на рассвете или ночью. Люди купались в водоемах, обмывались утренней росой, мылись в банях. Отказавшегося купаться обвиняли в колдовстве.


В купальскую ночь знахари собирают целебные травы и коренья, запасая на год, проводят ритуалы. Считалось, что волшебством обладает перелет-трава, которая начинает расцветать: она может перенести за тридевять земель. А одолень-трава, собранная именно в полночь, защищает от врагов. Сок, выжатый из сорванного в ночь цветка Иван-да-Марья, возвращает слух, цветы защищают от вора. Большой силой от нечисти обладает полынь, которую носят на поясе и развешивают в доме. Также в купальскую ночь принято заготавливать веники для бани. Люди повсеместно опоясываются перевязями, изготовленными из цветов. Девушки надевают на голову венки из травы.


Традиционным действом называют поиск цветов папоротника, который слыл колдовским растением. По народным поверьям, они способны исполнять любые желания и показывают, где спрятан клад.


Купальский праздник в странах мира и в России отмечают в разные дни. К примеру, в Европе, а именно в Финляндии, его празднуют по старому стилю – с 21 на 22 июня.

Обычай отмечать день летнего солнцестояния, День Купала , сохранился ещё с древних времен. Купальская ночь известна сегодня больше, чем зимнее солнцестояние, весеннее или осеннее Равноденствие.

Под Купалой православные понимают святого – Ивана Предтечу, у кого-то такой праздник именуется «Иванов купала», «Праздник Ивана Купала» либо просто «Купальская ночь». В понимании простого обывателя нужно просто побольше купаться в такую ночь. Это всё, что осталось в родовой памяти.

Путаница происходит также и с именами – Иван, Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча – это по современному православию, которое имеет корни католические. В староверческих общинах праздник Купало не называют именем Иван вообще. А если брать родноверческие обычаи – тех родов, что чтут времена и знания дохристианской Руси, там также праздник именуется просто – «праздник Купала ».

По зимнему солнцестоянию у православных есть сомнения в датах, которые предлагаются родноверческими общинами славян, точно так же, как по купальской ночи. Какие-то христианские церкви празднуют этот день 7 июля, а кто-то из людей празднует 24 июня. Ни та, ни другая дата не совпадают с солнцестоянием, который отмечается в северной традиции – с 21 по 22 июня , на ранней зоре.

Из года в год, в ближайшие 7 лет, дата такого праздника будет одна и та же, только меняться будут часы наступления события. Астрономическое время важно для тех, кто ищет Цветок папоротника , собирается всерьёз обратиться к Богу Купало .

Говоря «день Купало», имеют в виду не время суток, а день как таковой – дату. Это еще от того, что такой день самый длинный в году, поэтому все и радуются, отмечая его. Если говорят «ночь Купало», то имеют в виду само ночное время, которое является самым коротким в году. В эту темную пору только-только приходит, зарождается, набирает свою силу Летнее Солнце.

Как определить дату купальской ночи?

Какая самая короткая ночь в году - та и будет волшебной Купальской ночью. Эта ночь перед самым длинным днём, астрономической датой летнего Солнцестояния. В 2019 году Купальская ночь - с 21 на 22 июня , а новый день 22 июня - это уже первый день под властью Купало - Бога летнего Солнца. Массовое народное празднество проводится три дня, в наши дни может быть приурочено на выходные.

Ночь накануне праздника Ивана Купала

Наши предки считали ночь накануне купальской ночи «страшной». Это отражено и в произведении Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы». Неслучайно день накануне иногда назывался и Ведьминым днем . Как утверждал собиратель народных пословиц и примет В. Даль, в этот день все колдуньи слетались на шабаш на Лысой горе, совершали множество проказ и злодеяний. По другим мифам, именно в эту ночь в Явь проникает Скипер-Змей , посланец Хаоса. Девушки вспоминают купальские песни, юноши полны ожиданий… Кто-то радуется прекрасному славянскому празднику - Волшебной Купальской Ночи, а кто-то знает, что тёмная навья сущность Скипер-Змия поднимается из непостижимых глубин тонкого мира и незримо расправляет крылья над нашим миром во всю свою темную мощь. В день накануне светлого славянского праздника Купала, в день расцвета Солнца, летнего солнцестояния, летнего солнцеворота, встает на Землю русскую тёмная рать, чудовищное порождение Нави, ведомое жадным до человеческих душ Скипер-Змием.

То не пыль в поле распыляется,

Не туманы с моря поднимаются,

То с восточной земли, со высоких гор

Выбегало стадо звериное,

Что звериное стадо - змеиное.

Наперёд-то бежал лютый Скипер-Зверь!

(«Веды Перуна»)

Странно, змеи оживляются в эту пору. Считалось, что «змеиные свадьбы» собираются в местах, которые названы в народе «проклятые змеиные горки».До сих пор рассказывают сказки про то, что если девушка ненароком взглянет на змеиную свадьбу, сама станет невестой Скипер-змия.Злоба, зависть, подлость – все это сила Скипер-Змия. Как существо из другого мира, имеющий другую форму существования, в Яви он питается этими человеческими чувствами, жадно съедая души тех людей, которые допустили в себе такое.

Другие свидетельства наблюдений народных – в эти дни, когда со своим войском надвигается Скипер-Змей, часто видят орды мышиных стай, налетают тучи воронья.Память хранит наблюдения призраков, небесных знамений смерти и бед. Считалось, что если в этот день склонить ухо к земле, то слышно, как стонет Мать - Сыра Земля.

В день перед купальской ночью

Но самая волшебная купальская ночь в году начинается самым чародейным днём! Чудеса северной магии свершаются до сих пор, ибо поныне живёт Природа и дарит нам свою силу.

В эти дни у нас на Севере народ начинал очищение с утра перед приходом Купало. Это важная часть любого славянского праздника, а этого - особенно. Перво-наперво чистились колодцы, считалось, что вода будет особенно «здоровой», если почистить именно в этот день.

Днём – готовили лечебные травы да веники . Славянские девушки-женщины после обеда отправлялись в лес, с песнями готовили молодые берёзовые веники. Веник, собранный в этот день – волшебный. Мало того, что силы особые даёт, когда им паришься в бане, так им можно обрядить отелившуюся корову – и будет молока хватать и теленку, и хозяевам. Можно погадать. Кинешь на крышу бани: если веник упадёт вершиной к кидающему – жизнь будет красна – весела!

Заготавливали волшебных трав на весь год! Обязательно в этот день готовили травы к вечерней бане. Собирали особые веники «лучистых трав» -тимьяна и чабреца, папоротника, иван-да-марьи, лютика – купальницы, мяты, зверобоя, мать-и-мачеху, чистотела, ромашки и полыни. Многие говорят, что к этому славянскому празднику лучистые травы входят в силу, а лютые еще собирают силы в кореньях. «Лучистые» травы – безусловно, целебные, чистые травы.

«Лютые» травы - те, которые заключают в себе и яд, и лекарство, и колдовство. Большинство «лютых» трав опасны не всегда, а только в определённые моменты. Так вот на этот день яд «лютых трав» оставался в корнях – «водосбор», «ясенец», «вех», «болиголов», «дурман» и «белена».

Пока девушки забавлялись с цветами-травами для гадания, взрослые женщины собирали богородскую траву чабрец для хозяйства. Лежит до праздника Ярило, а этот день жгут эту купальскую траву на железной тарелке, делают обход. А на новом Купало - новую траву собирают.

Ещё важно в этот день - заговоров нашептать, наузы наделать .

Великий день имеет сакральный смысл – это вершина лета, день, противоположный зимнему Солнцестоянию. День, когда планеты, Солнце встают так, как не делали это ни разу в течение всего года. Это день и ночь, когда стираются границы между мирами, между реальным и магическим, всё вокруг – Природа, люди, Боги – объединяются великой песнью, прославляющей эту землю.

Как и перед Колядой, в это время можно гадать и угадывать, загадывать и получать исполнение желаний .

Наузы, этот известный способ белой магии славян, оберегают, лечат, закрепляют то, что намечается, привораживают, помогают преодолевать препятствия, останавливают злых духов, устанавливают магическую связь на расстоянии и поддерживают духовную силу. Вот сколько полезных свойств у науз вообще, и у науз с купальской травой в частности! Волшебные силы имеет завязанная науза с травой, собранной в этот день! Сила летнего колдовства и магия древних славян бурлит в нём весь год!

Любили девушки раньше гадать на богачках. Богатыньки, багавочки, пухавки – вот так называли эти цветочки одуванчики. Надо было сорвать нераспустившиеся пока цветочки и поставить в угол к Чурам на ночь, потом посмотреть, что с ними стало? Распустится, не завянет – родной тот человек будет жить и процветать. На жениха-то погадать – самое милое дело! Укрыть цветок под подушкой да и подождать утра, всё узнаешь. Распустится цветок - выйдешь замуж в этом году!

Надёжнее всего собрать двенадцать разных цветков, положить под подушку – вот суженый-ряженый и привидится во сне:

Одиннадцать цветов,

Двенадцатый – колос,

С кем бы во сне повидатцы,

С тем бы и навек повенчатцы.

А ещё можно заранее побеспокоиться, завить венок на березке или из ржаных колосьев на поле, да накануне Солнцеворота сбегать посмотреть, у кого коса расплетётся? Расплетётся – так выйдешь замуж в этом году!

А к вечеру – умывались вечерней росой, чтобы получить силу и здоровье от Мать - Сыра Земля, силу, которая так нужна для сохранения своей душевной чистоты в разгар нашествия Скипер-Змия. Во ржи в росе катались для здоровья, без одежды.

Вот такая подготовка к славянскому празднику Купало велась, тщательно, не спеша. А закончить этот день надо другим славянским праздником!

Надеть свои лучшие украшения и отправиться парням улыбаться, искать вместе с самым симпатичным из них цветок папоротника! Начинаетсядревний славянский праздник Купальской ночи !

В купальскую ночь

Огонь купальского костра, ветер, подхватывающий девичьи венки, чистая вода, дар земли – папоротников цвет – все стихии призваны славянами для того, чтобы лучшие, светлые чувства вознесли всех и каждого в эту короткую ночь.

В эту ночь, по верованиям славян, отмеченным А. Афанасьевым, свершалась символическая свадьба между Огнём и Водой на земле. Лучшие обряды праздника Купалы связаны с гаданием у воды и купальским костром. Даже обычные люди в самую короткую ночь жгли костры на берегах рек, купались в ночной росе и в утренней речной воде, плясали вокруг дерева и погружали его в воду, искали целебные и волшебные травы,например, цветок папоротника (как у Гоголя в повести), и охраняли себя от зла, от пришельцев из мира духов.

Девушки и парни, конечно, не спали всю ночь. Собирались окрест в одно место, разводили у реки костёр, готовили из принесённых продуктов кашу, яичницу.

Шалости в славянский праздник Солнцеворот были узаконенным делом. Например, парни и девушки окачивали друг дружку водой, бегали по лесу, шалили на улице с соседями. Молодёжь замолачивала, закатывала шалости. Закрывали стеклом или кадушками печные трубы, припирали снаружи двери, переносили поленницы, выкладывали дрова на дороге или выкатывали телеги.

Никто не спит в эту колдовскую ночь славянского праздника Солнцеворота. Бегает молодёжь вплоть до утра, светло, уж кукушка кукует, всё неймется!

Две мощные стихии сходятся в эту ночь, чтобы породить чудо Любви. Огонь очистит, вода омоет, если всё сделаешь правильно. Радостно и весело чествовать Солнце купальскими огнями! Набрав крапиву, шиповника, всяких жгучих растений, накрывали заготовленные кучи сухих сучьев и хвороста. Подождав, когда за небесным краем скроется солнышко, начнёт гаснуть заря вечерняя, взгнетали во славу Солцеворота живой огонь, руками сделанный. В сухой берёзовой дощечке прорезывали круглое отверстие, пригоняли в отверстие полено. Трением этим вытирали огонь.

Дело это одних стариков. Остальные, пока взгнетают старики живой огонь, молча и неподвижно стоят вокруг, ожидая чудного явления Семаргла , Бога Огня. Рядом стоит девочка-подросток, перворожденная своей матерью, вся в цветах с лучиной в напряжённых, поднятых вверх руках.

Тихо, несмотря на множество людей. Безмолвно стоят люди. В тёмной уже тишине слышно только шуршание сухого дерева, шептание тихих заговоров да вздохи старушек.

Вот задымилось, вот полыхнуло. Девчонка бережно подносит к огню лучину. Явился царь-бог! Снизошел на землю! Загорелся костром великий дар животворящего Бога! Старикам подносят воду, которой они обливаются. Крики, радость, веселье.

Вся молодёжь собралась перед кострами – венки, да травяные пояса у девушек, парни с цветами на головах. Весёлые взгляды, смех, перешёптывания. Для очищения сжигали на кострах старые сорочки, в особенности рубашки больных.

А уж если прыгнуть через купальский костёр, не размыкая рук, то свадьбу осенью точно гулять станут!

И, конечно, вершина праздника - купание огненного колеса!

Конечно, без поиска цветка папоротника тоже не обходится! Не беда, что волшебные огоньки в лесу зажигают именно светлячки, которые в эту ночь тоже как-то волнующе не спят.

До утра не смолкает веселье. А на заре, когда уж совсем свободно в лесу от нечистых духов, расходятся по перелескам да овражкам. Дети, зачатые в Купальскую ночь, будут здоровыми, красивыми и обладать колдовским даром. И тихо заканчивается этот славянский праздник Солнцеворота, осеняя влюблённых алыми цветами и спелыми колосьями.


На утро после купальской ночи

А по утренней росе - собирали целебные травы на весь год. Верили, что все травы голосом поведают, от какой болезни они лечат, а чтобы нарвать их, нужно очертить вокруг себя круг «Колядовским огарком» (свечой, сохранившейся с вечера праздника Коляды). Тот, кто совершил этот обычай, прославится в качестве знахаря, так как получит обширные знания о свойствах лекарственных растений.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»