Обязательно ли отдавать ребенка в детский сад. Нужен ли ребенку детский сад: за и против, мнения психологов

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Существует настолько много противоречивых мнений, убеждений, высказываний на эту тему, что для полного их изучения потребуется, пожалуй, не один день и, может быть, не одна неделя. А потому родителям, которые готовы и водить ребенка в сад, и не водить, но хотят понять, как же все-таки следует поступить правильнее, нужно потратить много времени для полного изучения данного вопроса.

Если же Вы заведомо решили, что будете или, напротив, не хотите водить ребенка в детский сад, то советуем приступить сразу к изучению соответственных аргументов, почему нужно или не стоит отдавать малыша в детское учреждение. Вы в любом случае найдете массу подтверждений в правильности своего решения, каким бы оно ни было. Потому что в действительности детский сад для ребенка может быть как добром, так и злом. И это самое главное, что должна понимать любящая мама.

Однако если Вы хотите принять верное решение, чтобы оно никоим образом не могло навредить малышу, то стоит все же потратить свое время на более глубинное изучение этого вопроса и на ознакомление с разными точками зрения на этот счет.

Ведь времена, когда детей сдавали в сад в обязательном порядке, уже давно канули в лету. Сегодня женщина может оставаться с ребенком в декретном отпуске, по меньшей мере, до 3 лет - это, что касается законодательной стороны медали. А что касается социологической, то уже никто не смотрит криво на маму, которая «сидит дома». Неработающие по многим причинам женщины (и особенно молодые мамы) - совершенно нормальное, естественное явление.

Одним словом, сегодня мы вправе решать сами, нужен ли ребенку детский сад или нет, и особенно - так ли он ему необходим, как это мнение укоренилось в обществе.

Детский сад: водить или не водить

Вроде бы все вокруг согласны, что крайности - это нехорошо, но когда дело доходит до обсуждения какой-то острой проблемы, то придерживаться золотой середины оказывается почти невозможным. Так и с детским садом: есть у него множество противников и поклонников, и середины здесь быть не может: приходится выбирать из двух вариантов - либо не водить, либо водить (путь и ненадолго).

Аргументы «за» детский сад

Ах, как много в сети гуляет повествований о том, как по-разному мамы воспитывают своих детей! Одни не удосуживаются даже встать утром, когда малыш проснулся, а другие с головой окунаются в заботу о ребенке, порой по несколько дней кряду не имея свободной минутки хотя бы причесаться.

А ведь что интересно: правыми могут оказаться и те, и другие. И если Вы решили отправить дите в детский сад или рассматриваете вариант воспитания его дома, по крайней мере, до достижения им школьного возраста, то Ваше решение в каждом отдельном случае может также оказаться верным или ошибочным.

Чтобы избежать ошибок, нужно хорошенечко все обдумать и проанализировать. Давайте начнем из аргументов «за» детский сад, которые высказывают педагоги, психологи и простые родители:

  1. Ребенок должен пройти «социализацию». Даже если он не посещал детский сад, то незадолго до отправления в школу рекомендуется все же хотя бы на непродолжительное время поводить его в садиковскую группу - на несколько часов каждый день.
  2. В каждом ребенке природой заложено чувство общественности: он хочет играть с другими детьми, находиться среди сверстников, делать что-то вместе с ними, командой. И детский сад для этого подходит, как нельзя лучше.
  3. Малыш в детском саду будет регулярно играть и общаться с другими детьми, заведет себе новых друзей, будет учиться и развиваться.
  4. Жилищные условия далеко не всех семей позволяют крохе играть и резвиться, заниматься спортом или творчеством дома. А в детсаду - это обязательная составляющая режима.
  5. Пребывание ребенка в детском саду - естественный шаг к развитию у него самостоятельности, чему дома научить очень и очень сложно. Дети ловко манипулируют взрослыми и моментально разучиваются есть и засыпать самостоятельно, как только в гости издалека приезжает бабушка.
  6. В садике кроха дисциплинируется, а дома позволяет себе не слушаться. Нередки случаи, когда малыш в саду «и ест лучше, и спит днем - а дома не заставишь!».
  7. В садике есть строгий режим - сна, отдыха, приемов пищи. Даже если Вам удалось наладить свой режим дома, соблюдать его получается далеко не всегда: то на рынке задержались, то подругу встретили на прогулке, то в гости кто-то зашел.
  8. Многим одиноким (да и не только) мамам приходится выходить на работу вскоре после родов, чтобы обеспечивать себя и ребенка. И садик бывает единственным способом «пристроить» кроху на рабочее время, ведь найти хорошо оплачиваемую работу на дому удается немногим.

Детский сад обязательно должен быть комфортным для ребенка и в некотором роде даже напоминать семью, где роль матери на себя берет воспитательница: любящая, понимающая и готова всегда прийти на помощь. Эх, так бы в каждом саду…

Аргументы «против» детского сада

Согласитесь, многие аргументы «за» детский сад можно найти убедительными и рациональными. Но не спешите с выводами. Возможно, доводы «против» будут для Вас более убедительными:

  1. Опять социализация. В семье она проходит более гладко и гармонично, а очень часто даже более «правильно». Ведь семья для малыша - это его первое общество, которое прочно связано с обществом «большим», а потому ребенок наблюдает, как ведут себя взрослые и другие дети и переносит эти модели поведения в социум.
  2. Традиция водить детишек в сад - это негативное последствие когда-то созданной системы. Даже если мама может оставаться с малышом дома, даже если он получает из-за этого огромный стресс, засыпая и просыпаясь со слезами на глазах, мы все равно ведем его в сад, потому что «так делают все», а еще это очень удобно.
  3. Режим, предлагаемый в детском садике, почти всегда не совпадает с биологическими ритмами каждого отдельно взятого детского организма. А дома у малыша есть возможность жить согласно своему собственному режиму, который ему комфортен и не приносит вреда. Биологический режим всегда вариативный, то есть допускает небольшие изменения и поправки, поскольку зависит от целого множества разнообразных факторов (состояния здоровья, настроения, погоды и пр.).
  4. Относительно самостоятельности, то она как раз и становится дома, причем естественным путем. Потому что ребенок не подчиняется обязательным правилам, очень часто не принимаемым и не понимаемым им. Он вправе решать, когда ему проснуться и лечь спать, во что играть и чем заниматься, идти ли гулять на улицу именно в это время, что ему есть и есть ли вообще. Конечно, если Вы ему это позволите. В садике же он вынужден подчиняться, а не принимать решения.
  5. Разлука малыша 2-3 лет с родителями – это огромный стресс для него, оказывающий негативное воздействие и ни психическое, и на физическое здоровье. Именно в этот период у крохи формируется доверие к внешнему миру. Отлучение малыша от мамы - это большое испытание для него. Ребенок нуждается в эмоциональной защищенности, в маминой любви, тепле и ласке, особенно в условиях новой чужой незнакомой для него обстановки. А поскольку детей в группе очень много, воспитатель не может взять на себя эти функции в каждом отдельном случае - нужно распределять свое внимание на всех.
  6. Некоторые дети устают от большого количества людей, шума, скученности. Они хотят побыть наедине, отдохнуть, расслабиться, заняться любимым делом, а не тем, чем приказано. И это тоже травмирует их психику и уязвляет физическое здоровье. Неудивительно, что малыш начинает постоянно болеть: чем он младше, тем крепче связь между его эмоциональной сферой и уровнем иммунитета.
  7. Требование и вынуждение есть «по часам» порождает проблемы с желудочно-кишечным трактом и нервной системой садиковского ребенка.
  8. Малыш, пришедший в детский коллектив, всегда начинает болеть: кто чаще, кто реже, но некий адаптационный период проходят все - детский иммунитет неизбежно снижается на какой-то период. Даже «несадиковские» дети болеют вирусными и инфекционными заболеваниями, и в это время мама обязана находиться рядом и лечить дитя.
  9. Столкнувшийся с непривычным для него поведением других детей (наглостью, драчунством, агрессией, обманом и пр.) ребенок садиковского возраста не в состоянии объективно оценить ситуацию и повести себя осмысленно, осознанно. В итоге он либо поддается более сильному, привыкая к такому порядку вещей и воспринимая его как должное, либо переходит на сторону «плохого» и перенимает его плохую манеру поведения.
  10. Ребенок должен общаться с детьми разного возраста, чтобы развиваться гармонично и естественно. Среди прочего, это учит оценивать прошлое и прогнозировать будущее.
  11. До семи лет ребенок строит в своем представлении модель семьи. А поскольку он целый день пребывает в детском саду, то, возможно, он поймет, какие правила и законы действуют в коллективе, но семейные ценности, традиции и взаимоотношения для него останутся невспаханной целиной, которую он пронесет через всю взрослую жизнь и которая потом станет реальным препятствием в построении собственной семьи.
  12. Современные сады придерживаются подчиняющей модели отношений между взрослыми и детьми. А потому, немного подрастая, не научившийся сотрудничать с взрослыми, обсуждать вопросы на равных и достигать соглашений, ребенок начинает бунтовать против «рабства» или забивается в себе, заведомо принимая свою «неполноценность».
  13. Ребенка в садике учат «быть, как все», подражать друг другу, в то время как очень важно развивать в нем индивидуальность, причем гармоничную, самодостаточную, свободную. «Садиковских» деток гребут под одну гребенку и воспитывают в стереотипах. Для ребенка более значимым становится, что подумают другие, а не что чувствует он сам.
  14. Все дети - разные по темпераменту. Что холерик уже сделал, то флегматик только еще планирует, а в саду первые вынуждены ждать, вторых бесконечно торопят… Отсюда выплывают комплексы, неуверенность в себе, «синдром неудачника», неумение планировать и правильно распоряжаться своим временем и прочие последствия.
  15. Мы не можем быть на сто процентов уверены даже в самой лучшей воспитательнице! А работать с несколькими десятками совершенно разных, но одинаковых по возрасту детей невозможно без психических расстройств и нарушений в итоге. Что уж говорить о том, что многие идут в воспитательство никак не по призванию…
  16. Ребенок, воспитывающийся дома, вырастает более добрым, понимающим, открытым, спокойным, уравновешенным, уверенным в себе и (удивительно) более воспитанным!

А вообще все преимущества домашнего воспитания можно вместить в одну фразу: даже самая ленивая и злая мама для ребенка лучше, чем добрая воспитательница.

Какими же мамами быть, решать именно нам, а не детям. Более того: мы отдаем несколько лет совместной жизни с собственным ребенком чужим тетям, которым он вовсе не нужен. И еще: гармоничность, полноценность, успех ребенка почти всецело зависит от того, насколько он любим и принимаем (таким, как он есть) в собственной семье.

Безусловно, это далеко не весь перечень преимуществ и недостатков посещения ребенком детского сада. И, несомненно, Вы не обязаны разделять всех пунктов. Но кое-какие выводы из них сделать можно.

Детский сад - для ребенка?

А теперь давайте признаемся себе честно: может ли ребенок, посещаемый детсад, оставаться горячо и нежно любимым своими родителями и наоборот, не ущемленным в их внимании и не обделенным совместным времяпрепровождением? А может ли ребенок, воспитывающийся дома, развиваться гармонично, расти общительным и сдержанным, демонстрировать самостоятельность и терпеливость по отношению к другим, быть дисциплинированным и так далее?

Безусловно! Точно так же, как остающийся дома малыш может не дополучать родительского внимания и любви, а посещающий детское учреждение ребенок - оставаться избалованным и неуправляемым. Собственно, этого достаточно для принятия решения, но мы хотим отметить еще кое-что.

Мама - это, несомненно, в первую очередь человек. Мама имеет право на личное счастье. И любая мама будет счастлива, если счастливым будет ее ребенок. Но часто именно его мы и забываем спросить, чего ОН хочет.

Для одних мам счастье - это также право на личное пространство, на собственные увлечения, на свободное время, карьерный рост и просто минутки одиночества, когда она может посвятить свои мысли себе или ничего не делать (не всем мамам нравиться печь пряники и вышивать салфетки).

Для других - это никем не оцененная жертвенность, право думать и рассказывать всем вокруг, чем мама жертвует ради своего ребенка, какую высокую плату платит и что она отказывается от возможности зарабатывать деньги в пользу ухода за ребенком и его развития! И, между прочим, многие психологи считают подобные «извращения» уж точно не меньшим проявлением эгоизма, чем стремление к собственной жизни, свободной от готовки, уборки и ежедневных поделок творческих работ.

А ведь главное, в конце концов, чтобы все остались удовлетворенными. Если малыш страдает от посещения детского сада, а мама всем своим существом стремиться как можно больше и дольше проводить с ним время, то почему бы и нет? Если ребенок с радостью ходит в сад и с нетерпением ждет окончания каникул или скорейшего выздоровления, чтобы отправиться в любимый садик, а мама получает удовольствие от общения с другими людьми, выполнения любимой работы, занятий своими хобби, то почему бы и нет?

Конечно, было бы лучше, если бы система дошкольного образования претерпела бы некоторые изменения. Ведь правила в садах для современных детишек 2-3 лет не очень подходят. А вот ребенок лет пяти смог бы чувствовать себя в садике более или менее уверенно и комфортно. Но вот проблема: устроить его в сад в таком возрасте уже нереально, потому что все места в группе давно заняты. А потому и приходится выбирать (тем, кто может себе позволить выбирать): либо отдавать ребенка в детсад в возрасте около трех лет, либо не отдавать вовсе…

Найдите такой алгоритм решения уравнения «необходим ли ребенку детский сад?», чтобы было хорошо всем! Но, безусловно, интересы ребенка всегда должны оставаться превыше всего. И будьте счастливы!

Специально для - Лариса Незабудкина

Вопрос – надо ли водить ребенка в детский сад – для большинства родителей не стоит. Как только малышу исполнилось три года – а зачастую и раньше – ребенок идет в ясли или младшую группу ДОУ, мама выходит на работу. У многих людей, воспитывавшихся в советских детских садах, остались о них не самые приятные воспоминания. Дневной сон, ранние подъемы, много детей в группе, жесткий режим, манная каша и “пока не съешь, из-за стола не выйдешь” – нужно ли это малышу, стоит ли его отдавать в садик, обязательно ли ему туда ходить, если родители готовы предоставить альтернативу в виде домашнего воспитания или бабушек/дедушек?

Почему же необходимо посещать ребенку детский сад?

Плюс сада для родителей – возможность маме выйти на работу и резко улучшить материальное положение семьи.

Но даже если папа зарабатывает хорошо и обеспечивает семью – мама все равно стремится отдать ребенка в сад, чтобы быстрее вернуться к социализации – работать, спокойно заниматься домашними делами и приучить малыша к самостоятельности. Какие же основные плюсы у ДОУ?

Позволяют родителям стать свободнее

Основной плюс сада – возможность родителям спокойно заниматься своими делами. Даже если мама работает дома – писать статьи или шить, например, одежду, когда дома дошкольник, проблематично. С ребенком нужно заниматься, гулять, вовремя кормить, развлекать – на свои дела попросту не остается времени.

Если мама уверена, что сад хороший, малышу в нем комфортно, он с удовольствием играет со сверстниками и хорошо кушает – она спокойно выходит на работу, развивает собственные проекты или занимается собой. О том, как выбрать хороший детский сад, мы писали в .

Учат установлению границ

Избалованные, капризные дети, которые дерутся в детском коллективе или постоянно толкаются/обижают всех подряд – не редкость среди малышей, получивших домашнее воспитание, особенно если ребенок – единственный внук у не работающей бабушки.

В саду малыш очень быстро учится взаимодействовать со сверстниками, понимает границы дозволенного.Воспитатель не будет терпеть непослушания, остальные дети в группе вряд ли допустят постоянных нападок в свой адрес. Ребенок вынужден учиться жить в коллективе, принимать авторитет взрослого и спокойно подчиняться режиму.

Развивают самостоятельность

В саду дети, как правило, очень быстро приучаются к порядку – убирать игрушки, заправлять постель, помогать воспитателю или няне накрывать на стол малыши, посещающие садик, умеют уже к четырем-пяти годам.

Воспитатель не имеет возможности всем 20-30 детям завязать шнурки перед прогулкой или застегнуть куртку – поэтому карапузы учатся делать это самостоятельно уже в ясельном возрасте.

Хорошо действует и коллективный пример. Когда в группе кто-то умеет пользоваться ножом и вилкой за обедом, самостоятельно натягивать колготочки или обувать ботинки – остальные подтягиваются очень быстро.

Родителям, которые планируют отдавать ребенка в сад, советуем внимательно прочитать статью про к нему.

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?

Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.

В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.

Есть ли “последствия непосещения”?

Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два :

  • если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
  • не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.

Так ли это?

Общение со сверстниками

Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.

С четырех-пяти лет детям уже необходимы постоянные контакты с малышами своего возраста и чуть старше. Поэтому многие психологи и советуют отдавать ребенка в сад после четырех лет. Более подробно о том, с какого возраста лучше отдавать ребенка в сад, мы рассказывали в .

Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ

Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.

Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.

Возможные опасности

Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.

Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?

  1. Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
  2. Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
  3. Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.

Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.

Что главное для малышей до 5 лет?

В возрасте до пяти лет для ребенка очень важным являются такие моменты, как:

  • психологический комфорт;
  • ласка родителей и родных;
  • домашнее тепло и ощущение безопасности;
  • возможность развиваться в комфортном для малыша темпе.

Если отдать ребенка в ясли или сад слишком рано – большей части этих моментов он будет лишен. Очень тяжело переживают дети, которых отдают в ДОУ сразу на весь день – с 9 до 7. В этом случае ребенок не видит родителей практически все время бодрствования – закончиться это может тяжелыми неврозами и заболеваниями.

Каких детишек можно и лучше не отправлять в ДОУ?

Некоторым детям раннее посещение ДОУ может нанести травму, которую вылечить в дальнейшем будет очень сложно. Отказаться от очереди в ДОУ и отложить посещение сада или поискать альтернативы стоит, если ваш малыш:

  1. очень привязан к маме, ни на минуту не желает выпускать ее из виду;
  2. стеснительный и очень застенчивый;
  3. не любит и не умеет играть с детьми своего возраста;
  4. тяжело переживает любую смену режима;
  5. страдает от пищевой аллергии;
  6. не переносит шумные компании.

Часто болеющим малышам также стоит немного повременить с посещением ДОУ и записаться в сад, когда иммунная система окрепнет. Если у малыша тяжелая адаптация в ДОУ, то садик лучше отложить.

Кому действительно надо быть в коллективе?

  • очень любознательный;
  • стремится к общению с ровесниками;
  • прекрасно ладит с чужими людьми, не боится и не стесняется;
  • хочет учиться и заниматься дополнительными вещами (танцами, рисованием, музыкой);
  • в коллективе занимает активную позицию, не позволяет себя обижать.

В этом случае сад пойдет ребенку только на пользу, даст необходимое общение и возможность учиться.

Если “жалко”, вы чего-то боитесь и не хотите водить

Жалко отдавать в сад детей всегда – в любом возрасте кажется, что ему с воспитателем будет хуже, чем дома или с бабушкой. Но в данном случае эмоции родителей не должны стать препятствием в период взросления малыша .

Только тщательно взвесив все возможные последствия решения, рассмотрев альтернативы, спросив ребенка, хочет ли он идти в сад, можно принять верное решение. Но мнение самого ребенка – если есть иные пути выхода из ситуации – должно стать решающим.

Как отказаться?

Если родители через некоторое время после начала посещения ребенком ДОУ приняли решение о том, что его стоит забрать – нужно предпринять несколько шагов:

  1. предупредить заведующую садом и воспитателя о своем решении;
  2. забрать документы – медицинскую карту ребенка, оригинал прививочного сертификата;
  3. написать заявление в простой письменной форме и отказаться от места в детском саду.

Если вы не водите малыша, отказались от садика, так как он остается дома с бабушкой или мамой – в заявлении об отказе нужно указать именно эту причину. Если переводится в частный сад – указывается его название и адрес.

Альтернативы

Альтернатив государственному ДОУ множество – от частного садика до отказа мамой от работы и полного посещения себя малышу.

Домашнее воспитание

Основным плюсом домашнего воспитания является то, что ребенок находится все время бодрствования с самыми дорогими людьми – мамой или папой. Минусом является отсутствие возможности у мамы заниматься своими делами, материальные потери и нехватка общения для малыша.

Частные учреждения

Не альтернатива в прямом смысле слова. Отличаются платные садики только маленькими, по сравнению с государственными ДОУ, группами и возможностью выбора питания и занятий.

В остальном особых преимуществ нет, все плюсы и минусы обычного сада присутствуют и в частном (как ?).

Детские клубы

Два-три часа несколько раз в неделю дополнительных занятий и общение со сверстниками – прекрасное дополнение домашнему воспитанию. Плюсом является также возможность взрослому какое-то время заниматься своими делами, пока малыш под присмотром.

Семейные заведения

Отличаются от частного сада только тем, что находятся в частном доме или квартире , где одна мама берет на себя воспитание не только своего малыша, но и несколько чужих.

Если у подобного заведения прекрасная репутация и хорошие отзывы – можно попробовать отдать малыша туда.

Бабушки и дедушки

Ребенок получит не меньше, а иногда и больше домашнего тепла, ласки и любви, если его воспитывают бабушки и дедушки.

Минусом может стать недостаточное развитие – мало бабушек способны угнаться за современными тенденциями в обучении.

Истории мам

  • Валентина, 35 лет, мама двух детей – 12 и семи лет. В детский сад старший у меня не ходил – я сидела с ним дома, так как и муж хорошо зарабатывал, и бабушки помогали. Проблем с социализацией в школе не было – с трех лет ходили на всякие развивашки, на площадки и в гости к сестре, у которой трое детей.

    Младший в сад ходил – и постоянно болел. В шесть лет забрали, так как все равно работы не получалось – неделя в саду, три дома на больничном. Вывод сделала – моим мальчикам ДОУ был не нужен.

  • Светлана, 40 лет, мама 3 детей (14, 8 и 4 лет). Ни один из моих в сад не ходил, так как у самой остались из детства об этом заведении самые негативные воспоминания. Растили с мужем сами, бабушка помогала, но не очень. Работала на фрилансе – деньги небольшие, но нужные.

    Никаких проблем у детей ни в школе, ни в общении – сразу влились в коллектив, есть друзья. Видимо, способствовало то, что их трое – общаться умели. Да и в кружки ходили все с трех лет.

Ходить или не ходить в сад – решать только родителям и самому ребенку. Если есть хорошее учебное заведение, в котором прекрасные проверенные воспитатели, хорошая атмосфера, а сам малыш рвется в коллектив – прекрасно. Если нет – лучше поискать альтернативу или хотя бы отложить знакомство с ДОУ на более поздний срок.

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

«Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет»! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок... поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно найти какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится - слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Маме на заметку

Вот очень важное, хотя и чисто «техническое» предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду - идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный «семейный « детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, - это очередь. Да-да, старая «добрая» очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось - как раз в те «бездетные» годы. И в самый простой, «дворовый» садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать «дружить» еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию «придержать местечко», исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале - еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных «родительских» сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик...

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - «несадиковые». Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть.

Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание...

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение», и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и вверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки. Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался « от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Видео от Яны Счастье : интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, чтодетский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно,«домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам , к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, аработать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.Разумеется, в детском саду ребенокучится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться. С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли «домашнему» ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, чторебенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет»! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз , конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишьс полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки , то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок… поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно наши какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится - слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды» . Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений , поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считаютчетыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников.Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.


Ребенок совсем не хочет идти в садик…

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - "несадиковые ". Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы:

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания;Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть.Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе . Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Ребенок не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше).Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей . Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать .Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание...

Основные правила для мамы детсадовца

Внимательно понаблюдайте за своим малышом , расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается "аварийное торможение ", и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца , спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время какторопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и кверх ногами , а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки.

Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками , которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности.Подскажите воспитателям , что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случаелучше всего поискать других воспитателей . (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.


Кому лучше остаться дома?

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком.Существуют специальные оздоровительные детские сады , но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайтесамостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития» , игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался » от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»