Правила полового воспитания. Каким должно быть половое воспитание тринадцатилетней девочки? Половое воспитание детей

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Мы продолжаем тему полового воспитания, которую начали рассматривать в предыдущей части стати Половое воспитание ребенка дошкольного возраста . И в этой статье мы поговорим о половом воспитании девочек.

Что должен знать ребенок в подростковом возрасте

Ваш ребенок должен знать все, о:

— Полная информация об изменениях, происходящих в организме при половом созревании;

— Основная информация о формах сексуального поведения;

— Основная информация о сексуальности (гетеро=, гомо=, би=);

— Основная информация о венерических болезнях.

— Методы контрацепции.

— Основные признаки беременности.

Необходимо также обсудить следующие темы:

— ложная и преувеличенная сексуальность, предлагаемая в порнографической продукции, а также эксплуатация участников ее съемок;

— понимание того, что такое мастурбация, и что подросток не обязан проявлять сексуальную активность с другими людьми;

— искаженные представления об «идеальной» внешности и фигуре, создаваемые популярной коммерческой рекламой.

Когда сыну моей племянницы исполнился год (в предыдущей статье
Половое воспитание ребенка дошкольного возраста
я писала о том, что на тот момент она была несовершеннолетней), выяснилось, что она снова беременная, уже на 4 месяце. Когда Оля (имя изменено) пришла к нам за советом и помощью, мой муж спросил ее:

— Ну и почему ты так живешь, как ты до такого дошла? Как получилось, что ты едва родив одного ребенка, уже беременна вторым и на позднем сроке?

— Родители не воспитывали меня. Я знала, от секса бывают дети, но я не представляла, что все будет именно так. Я не знала, что нужно предохраняться, так же не знала, что можно сделать аборт и их делают на определенном сроке.

В 15 лет меня отправили на УЗИ в первый раз. Дали талон и направление. И я пришла в кабинет, отдала талон. Врач начала обследование и начала кричать на меня, что я пришла не подготовленной.

— Разве ты не знала, что на УЗИ ходят с полным мочевым пузырем? Все это знают!

И она отправила меня пить воду. Мне было стыдно, что я НЕ ЗНАЛА. А почему же так произошло? Потому что направляющий врач, изо дня в день объясняющий одно и тоже, так привыкла к тому, что ВСЕ знают, что надо делать перед УЗИ, даже не подумала, что я иду первый раз и не знаю этого. Объясни она мне сразу, мне не пришлось бы попасть в неловкую ситуацию.

То, что мы давно уже знаем, то, что для нас является полной ясностью, для ребенка — неизвестно. Совершенная ясность для женщины, сделавшей несколько абортов, что аборты делают до 12 недель, неизвестность для молоденькой девушки, ничего кроме самого слова аборт не ведающей. И задача матери сделать так, чтобы дочь не оказалась в такой ситуации. Рассказать заранее, что бывает в тех или иных случаях. Оставим этическую подоплеку вопроса. Грех не грех, женщины это делают, и маленькая женщина должна знать об этом заранее все, чтобы постараться не довести себя до этой ситуации. Предупрежден — значит вооружен. Это не пустые слова. Это жизненная истина. Если девушка знает, что приходя одна к молодому человеку, она наверняка окажется в его постели, она подумает заранее, идти или нет. А если она наивна, потом будут слезы.

Мы с мужем договорились так, все что касается вопроса
отношения мужчины к женщине
— это его задача рассказать дочери. Невозможно отрицать влияние отца на
половое воспитание дочери, а матери — на сына. Если у вас дети есть, то вы с таким сталкивались, что сын собирается жениться на матери, а дочь собирается выйти замуж за отца. Это не детские глупости. Это совершенно серьезный период взросления, ребенок ассоциирует родителя другого пола со всеми другими мужчинами и женщинами. Мать для сына олицетворение всех женщин, отец для дочери — всех мужчин. Выбирая себе пару, мы даже не задумываемся, что ищем по родителям. Если родители нам нравятся, то ищем как они. Если не нравятся, то ищем не таких, как они. В любом случае, весь выбор происходит в сравнении с нами, родителями, как же родители важны для
воспитания детей
и для их дальнейшей счастливой семейной жизни .

Моему папе 58 лет, с матерью отношения постоянного соперничества. Вроде и хочется навестить, но любая встреча заканчивается скандалом. Я его спрашиваю:

Чего вам не живется?

А все из детства. Бабушка моя очень властный человек, ей всего пришлось добиваться самой. Она и от детей этого требовала, при этом ей всегда казалось, что у них ничего не выйдет. Она выискивала в них недостатки.

— Мы с Иркой (сестрой отца) все вроде, как хуже всех.

Я ему говорю: «А мама также поступала с нами».

— Жену ищут по матери, вот и я вам выбрал такую мать.

Не ждите определенного возраста, есть вопросы, отвечайте сейчас.

Пришли с дочерью в магазин. Перед кассой стоит стойка с презервативами и смазками. И все такое красивое. Дочь выбрала баночку поинтереснее, и бежит ко мне:

Мама, можно я это возьму?

Читаю – Смазка.

— Нет, это для мужчин. Этим мажут пенис. Это смазка.

Потом дочь увидела презерватив. Слава богу, мы дожили до того, что их продают на кассах в любых магазинах и люди наконец-то приучились не стесняться пользоваться ими. Это же наше здоровье и даже жизнь.

— Мама, что это?

Это презерватив.

Когда мне было 8 лет, я нашла у родителей презервативы, распечатала их и увидела обычные резиновые шарики. Принесла их в школу, мы надували их, веселились. Никто из нас не знал, что это и для чего. Когда я вернулась домой, мама уже обнаружила пропажу и, схватив меня, угрожающим тоном спросила:

Ты носила это в школу?

Если бы она спросила по-другому и другим тоном, я бы ей все рассказала. Но сам ее тон говорил о том, что носить ЭТО в школу было НЕЛЬЗЯ. Я испугалась и сказала «НЕТ». Никогда не пугайте детей, если хотите, чтобы они с вами были честны. Дети все чувствуют, ваш страх, злость. Даже если словами вы скажете дружелюбно.

Естественно, после такого разговора с мамой мне и в голову не пришло спросить ее, что же это было на самом деле и для чего это нужно? И почему же она так испугалась? Хотя мне было это интересно.

Со своей дочерью я таких ошибок не допускаю. Я счастлива, что дочь может спросить меня об этих вещах без стеснения. Потому что я могу ее вооружить нужными знаниями. Вопрос о презервативах был кстати, поэтому я за него ухватилось, как за повод рассказать о болезнях и смертях, которые эти болезни несут.

Я купила ей презерватив, раскрыла. Объяснила, для каких целей он нужен, простыми словами, примерно, так:

— Презервативы используют как средство защиты от инфекций. Мужчины надевают их на пенис. Все люди чем-то болеют. Если у тебя ангина, и ты покашляешь на здорового человека, он может заболеть. Поэтому ты прикрываешься в обществе платком или рукой. А есть болезни, которыми можно заразиться, занимаясь сексом. Чтобы этого не произошло, надевают презерватив. Вся инфекция остается в нем. Поэтому, никогда нельзя подбирать использованные презервативы на улицах. Многие люди, которых не научили убирать за собой, выкидывают их в окно. Если ты увидишь их — не поднимай и научи своих подруг этому, вдруг они не знают и мама забыла рассказать об этом .

Будут и такие вопросы:

Мама, а где я была, пока не оказалась в твоем животе?

Это сложный вопрос, на него родители должны придумать ответ сами. Никто точно не знает этого. Я сказала так.

— Ну, ты сидела на облаке с биноклем в руках, выбирая себе папу и маму. Ты выбрала нас и мы счастливы.

Этот ответ устраивает нашего ребенка полностью. И она часто говорит:

— Как я рада, что выбрала вас. Я вас так люблю.

Благополучия вам и вашей семье, Лариса Ким.

Но ведь чувства тем и хороши.

Что горят красиво, гордо,

Пусть любовь начнется.

Но не с тела,

А с души, вы слышите,

Э. Асадов

«Новый предмет «Этика и психология семейной жизни» мы, родители, встретили с одобрением: наконец-то и школа повернулась лицом к жизни. Но вскоре наступило разочарование… О том, что эти уроки мало что дают подросткам и, более того, дискредитируют саму семью, я могу судить по некоторым разговорам дочери с подругами…»

«Ваши нравоучения оставьте малолеткам и легковерным… Я-то знаю - что, где и почем… И будьте спокойны, проживу не хуже других…»

«Пишет Вам ученица 8-го класса. Мне 14 лет. Что же заставило меня написать это письмо? Как-то обнаружила в шкафу книгу «Гармония брака» (мама взяла почитать у соседки)… Читать всю не стала, а удостоила своим вниманием лишь несколько глав Честно говоря, прочитала бы и больше, но мама, обнаружив пропажу «запрещенной литературы» (детям до 16 лет), отобрала у меня вашу книгу со словами: «Еще и читает, бессовестная»…»

«Мама мне говорит: «Учись, набирайся знаний, мальчики потом будут». А я ее не слушаю. Ну как я могу не одеваться как можно лучше, не пытаться понравиться, когда уже были успехи и, возможно, будут еще…»

«Ответ на мучающий меня вопрос не нашла, дело в том, что я бы хотела научиться правильно целоваться, но этого нигде не изложено. Многие говорят, что девушка должна уметь целоваться, как парень, и даже лучше. Я не раз целовалась уже с разными ребятами, но ничего приятного не получила… Зовут меня Лена, мне скоро будет 17 лет».

По случайному совпадению из того же города пришло и такое письмо:

«В вашей книге «Гармония брака» говорится, что интимная близость доставляет женщине большую радость. Меня и моих подруг очень волнует такой вопрос: с какого возраста нужно начинать половую жизнь… Ответ вышлите «до востребования»…

Юля, 16 лет».

Кроме этих небольших писем, мы ничего не знаем о написавших нам девушках - из каких они семей, как учатся, с кем дружат. Но тем не менее можем, совершенно не боясь ошибиться, сказать - их сексуальным воспитанием не занимались вовсе или занимались явно недостаточно. Им никто не внушил такую популярную еще несколько десятилетий назад мысль: умри, но не дари поцелуя без любви.

К сожалению, подобных историй (или подобных девушек) довольно много. Мы можем судить об этом хотя бы по публикациям «Комсомольской правды». Что тому причиной? Бесспорно, и биология (акселерация), но прежде всего - самоустранение от полового воспитания мам, нередко больше занятых собственными проблемами, отсутствие близких отношений между внучками и бабушками.

Конечно, выносить приговоры просто, в сотни раз проще, чем непосредственно заниматься воспитанием (не только половым). И мы понимаем это и сочувствуем нашим задерганным от суеты и очередей женщинам (с дочерями все же больше занимаются мамы). Но ведь что-то же надо делать, ведь «если не ты, то кто же?..» К тому же, речь идет о самом дорогом для нас - наших детях.

В этой главе, хотя она и не первая среди других, посвященных воспитанию, мы коснемся некоторых общетеоретических вопросов. Почему именно в ней? Да потому, что хотя принципы и методы полового воспитания в основе своей едины для детей и подростков, все же с тем, как воспитывать малышей, родители знакомы лучше, а главные трудности начинаются, когда дети достигают переходного возраста.

Под воспитанием мы понимаем комплекс мероприятий по созданию (выработке) четкого стереотипа поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Как видно из определения, направленность воспитания, его содержание обусловливаются задачами, условиями, а потому не может быть человека, воспитанного вообще (хотя, к сожалению, не воспитанные вообще встречаются), а может быть человек, воспитанный в одном, трех, десяти и т. п. направлениях.

Эти истины известны каждому, и много внимания уделять им не обязательно. Для наглядности же рассмотрим один пример. Так, начиная с ясельного возраста, все мальчишки, юноши, мужчины знают, что они обязаны уступать место женщинам в общественном транспорте. Можно ли считать всех этих знающих представителей мужского пола людьми воспитанными? Безусловно нет, потому что воспитание проявляется только в действии, в поведении.

Какие методы лежат в основе воспитания? Их пять: устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, советы, запреты, разъяснения и т. д.); письменные наставления (книги, брошюры, письма, записки, газеты и т. д.); средства кино и телевидения; личный пример; собственный опыт. Действенность этих методов неодинакова и зависит от различных плохо поддающихся учету факторов, но, вероятно, наиболее эффективны из них два последних.

Сексуальное воспитание девочки-девушки преследует главную цель - воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она, девочка-девушка, должна своевременно осознать себя представительницей женской половины человечества, освоить навыки гигиены, а также уметь вести себя в соответствии с возрастом и правильно строить взаимоотношения с представителями противоположного пола в каждом из возрастных периодов.

Женщина всегда была, есть и, бесспорно, будет хранительницей семейного очага, олицетворением семьи вообще. Бывает ли семья без женщины? Строго говоря, нет. Даже если по какой-то трагической причине (смерть, развод) сегодня в доме она и не присутствует, основу семьи закладывает женщина. Естественно, это высокое предназначение женщины требует от нее и особой, даже уже не высокой, а высочайшей ответственности. И воспитываться это чувство должно с самого раннего детства.

Притчей во языцех стало неумение многих мужчин держать в руках молоток, отвертку, пассатижи. Конечно, стыдно. Ну, а «безрукость» молодых женщин в отношении кройки и шитья, беспомощность в приготовлении еды и консервировании на зиму? Особенно недопустимо неумение молодых женщин ухаживать за новорожденными - а сплошь и рядом пеленание, купание, приготовление смесей и отваров оказываются для них тайной за семью печатями.

Когда и кто может и должен лучше всего научить женщину всему этому? Бесспорно, мать и бабушка - нельзя надеяться только на уроки домоводства в школе. А как лучше всего учить? Вероятно, если с детства очертить круг определенных обязанностей и неназойливо сначала помогать их выполнять, а потом и контролировать выполнение. Если в семье, кроме дочери, есть еще ребенок поменьше, - поручая ей заботу о нем, мы воспитываем будущую хорошую мать.

Специалистами проверено, что мышечная сила рук девочек и мальчиков (не занимающихся спортом) одинакова примерно до 12 лет, а иногда у девочек даже больше, чем у их одноклассников. Но поколачивают девочек. Почему? Прежде всего потому, что они не готовы психологически дать отпор. Сыну папа (да и мама) регулярно повторяет: «Ты мужчина, ты должен уметь дать сдачи…» А девочке? Ей чаще всего говорят: «Скажи учительнице, что Вовка обижает». И в общем-то такое поведение взрослых оказывается правильным.

Воспитание чувства своего пола должно проводиться во все возрастные периоды, но с годами его следует наполнять новым содержанием.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. Все это довольно сложные понятия, к сожалению, не всегда однозначные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности- в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдливости. Стоит «недодать» - и не останется для девушки ничего святого (так было, по-видимому, с авторами приведенных в начале главы писем), стоит «передать»- и возникает почва для будущих семейных конфликтов.

«…Получив ваше письмо, я усердно взялась за самовнушение. Но ничего не получается. Я не могу не сдерживать свои желания, не могу обнять мужа, ответить на поцелуй, не говоря уж - поцеловать сама. Даже после стольких (больше десяти) сеансов аутотренинга не могу позволить себе хотя бы на секунду оказаться перед мужем обнаженной. Становится до ужаса стыдно, что увидит в таком виде…»

Очень важный момент в половом воспитании - своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Когда речь идет о девочках, это прежде всего информация о менструациях. Как ни странно и ни прискорбно, но для значительного числа девочек первые менструации были полной неожиданностью или по крайней мере мало известным и потому пугающим явлением.

Каждой девочке в возрасте 10–11 лет мать должна рассказать, что такое менструации, как они протекают, какие гигиенические правила в этот момент следует соблюдать. Хотя менструации - совершенно нормальный физиологический процесс, раньше или позже наступающий у всех девушек, они нередко оказываются для организма серьезным испытанием. - Поэтому иногда необходимо освобождение от уроков физкультуры, от участия в соревновании и т. д. Нельзя в дни месячного кровотечения купаться в открытых водоемах и бассейнах, но рекомендуется по возможности ежедневно принимать душ и проводить гигиенические подмывания.

Далеко не всегда месячные устанавливаются сразу. Но девочки могут не знать этого. Если же, как изредка бывает, забыла о такой возможности и мать, возникают конфликтные ситуации.

Для того чтобы половое воспитание осуществлялось полноценно и дало ожидаемый эффект, родители, но прежде всего мать, должны знать фазы периода полового созревания своей дочери. В средней полосе европейской части нашей страны, к которой относится и Белоруссия, период полового созревания начинается в 8–9 лет и заканчивается примерно к 18 годам. В ней различают две фазы - пре-пубертатную (досексуальную) и пубертатную. Продолжительность каждой из них по 4–5 лет.

Из внешних ориентиров (главное отличие, конечно, заключается в функционировании желез внутренней секреции, изменении гормонального фона организма) первая фаза характеризуется появлением у девочки вторичных половых признаков и началом менструаций, во второй фазе заканчивается формирование вторичных признаков и менструальный цикл устанавливается окончательно. К концу периода прекращается рост скелета.

В среднем для большинства девочек можно считать нормальными следующие сроки появления вторичных половых признаков: 9-10 лет - активный рост костей таза и округление бедер; 10–11- рост сосков, волос на лобке, начало роста грудных желез; 11–12- заметное изменение наружных половых органов. Примерно в это время отмечается скачок в росте туловища, причем главным образом удлиняются ноги. Второй скачок - после 14 лет - произойдет за счет роста верхней части туловища. В 12–13 лет появляется пигментация на сосках, продолжается увеличение размеров грудных желез. В промежутке между 9 и 15 годами должны начаться маточные кровотечения.

В небольшом числе случаев (около 2,5 %) наблюдается преждевременное половое созревание, которое характеризуется тем, что вторичные половые признаки появляются ранее 8, а менструации - ранее 9 лет. Несколько чаще (4–7 %) встречается противоположное отклонение - задержка полового развития. При этом вторичные половые признаки отсутствуют в 14–15 лет, а маточные кровотечения - в 16. Как одни, так и другие отклонения должны вызвать настороженность родителей и послужить основанием для обязательного посещения специалистов - эндокринолога и гинеколога.

Во второй фазе периода полового созревания у многих девушек, как и у юношей, на лице появляется угреватая сыпь, кожа и волосы становятся жирными, повышается потливость. Это обусловливается началом активного функционирования желез внутренней секреции и наступающей в связи с этим некоторой разбалансировкой гормонального фона вследствие выработки большого количества половых гормонов. Явление это физиологическое, нормальное, проходит без всякого лечения, однако доставляет девушкам немало неприятных минут, и потому мать должна не только объяснить причину «ухудшения» волос и вообще внешнего вида, но и помочь дочери соблюдать «форму». В ряде случаев при этом надо купить специальные шампунь или мыло, чаще принимать ванну или мыться под душем и менять белье. Казалось бы, мелочи, но не надо забывать, что речь идет о подростках.

К сожалению, нередко разбалансировка гормонального фона продолжается несколько лет и так называемые юношеские угри не проходят и к 16 и даже к 19 годам. Из-за них девушки переживают, замыкаются, начинают избегать компаний, не ходят на вечера отдыха и танцы. Развивается типичный комплекс неполноценности. В принципе оказывать помощь при юношеских угрях должны врачи других специальностей (эндокринологи, дерматологи). Разговор же об угрях мы завели потому, что среди части молодежи бытует представление (мы судим о нем по часто получаемым во время лекций запискам, письмам), что половая жизнь уменьшает или даже полностью излечивает от подобных «украшений». Спрашивают нас об этом как юноши, так и девушки.

И тем и другим мы должны ответить отрицательно - нет, ни наличие, ни отсутствие как отдельных половых сношений, так и регулярной половой жизни на юношеские угри не влияет. Для доказательства можно сослаться на юношей, большинство из которых занимается онанизмом (а с точки зрения физиологии никакой разницы между самоудовлетворением и нормальным половым актом нет - семяизвержение происходит в том и другом случае), - они страдают от угрей даже чаще девушек.

Так же, как и мальчики, хотя значительно реже, могут заниматься мастурбацией и девочки. Трагедии делать из этого не надо, но необходимо с детства принимать меры, которые бы предотвратили подобную привычку. Какие меры? Мы о них уже говорили - бороться с глистами, особенно острицами; следить, чтобы во время сна руки были поверх одеяла или под щекой; не разрешать долго лежать в кровати. Важно содержать в чистоте влагалище и промежность, а также прививать трудовые и спортивные навыки.

Девушкам вообще, но в пубертатной фазе особенно, свойствен интерес к собственной внешности. А поскольку критерии оценки, например фигуры, практически одинаковы для женщин любого возраста (стройность, наличие талии и т. д.), то многие девушки в погоне за «стандартом» начинают ограничивать себя в еде или использовать всевозможные неполноценные диеты. Этого делать нельзя ни в коем случае. В период роста и созревания организм нуждается в сбалансированном полноценном питании, и недостаточность его может привести к серьезным нарушениям здоровья. Добиться же формирования красивой фигуры можно без ущерба, более того, с пользой для здоровья, занимаясь физкультурой или корригирующей гимнастикой.

Половое воспитание девочек переходного возраста не должно ограничиваться информацией о менструациях, угрях, питании и правилах личной гигиены. Наступление регулярных месячных свидетельствует о происходящей перестройке всего организма и, разумеется, об изменениях психофизиологического состояния, в связи с чем именно с этого возраста девочка должна получить первые сведения о половой жизни.

Конечно, спору нет, начинать разговор о половой жизни с 13-14-летней девочкой нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - мсжно опоздать. Излишне предупреждать, что к такому разговору с дочерью надо хорошо подготовиться. И не только в выборе формулировок и терминов, хотя это и имеет большое значение, но и в выборе манеры поведения, интонаций, выражения лица. Нельзя показывать, что этот разговор для вас трудный и отличается от бесед на другие темы. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, мало-значимости - дочь должна осознать всю важность половой жизни.

Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни - время первой любви… Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной близостью, что любовь выше чисто телесных наслаждений и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», как раз и не достоин любви, и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещают их только с отрицательной стороны.

Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опасности голову под крыло. Умолчание не спасает девочек от знакомства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набираются они. Хорошо, если от учителей, медицинских работников, от мам подружек или из умных книг. А если от случайных знакомых, от девиц сомнительного поведения (чего греха таить- встречаются еще и такие) или, того хуже, от людей, способных в корыстных целях наговорить неопытной девушке сорок коробов небылиц…

Второй вариант поведения мам не лучше первого. И потому что запретный плод всегда сладок, и потому что, как сказано несколькими строчками выше, источник информации - мама - не единственный, из которого дочь черпает сведения и представления о мире, о жизни. Кино, телевидение, книги, поведение самой матери с отцом (а дети всегда наблюдательны) сообщают девочке нечто резко отличающееся от утверждений матери. И, естественно, возникает сомнение в справедливости материнских слов. А потому и желание проверить, кто же прав.

Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. И это в ряде случаев приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение, раннее начало половой жизни.

И никотин и алкоголь, как были, так и остаются ядами. И для молодого растущего организма они губительны, будь то мальчик или девочка. Но последствия отравления все-таки страшнее для девочек. Ведь они - будущие матери. Им надо напоминать (знать это они должны из школьной программы), что яйцеклетки закладываются в яичниках еще до рождения и потом лишь созревают. Поэтому отрицательные воздействия накапливаются, кумулируются, а в результате рождаются дети с теми или иными уродствами, мертвые или вообще женщина теряет способность стать матерью. Это следует помнить и неустанно повторять девочкам начиная с детства.

В понятие «половое воспитание» применительно к девушкам входит также профилактика многих инфекционных и простудных заболеваний мочеполовой сферы. Нерегулярное подмывание, переохлаждение органов малого таза… Возможностей заболеть, к сожалению, очень много. И это повышает значение профилактики.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Контактировать с мальчиками, юношами, молодыми людьми, мужчинами приходится постоянно. И взаимоотношения с ними должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее.

Поскольку рассмотреть индивидуальные черты невозможно из-за их многообразия, остановимся хотя бы на общих. Прежде всего, по-видимому, в отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Иначе говоря, она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни - рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Тем более, если учесть, что последнее в юношеском возрасте нередко приводит к горю, а не к радости. А базируется это утверждение вот на каких фактах. Из 100 случаев, когда ученицам средних школ (до 17 лет) пришлось прибегнуть к абортам в поздние сроки беременности, в 97 все и всякие отношения между влюбленными были разорваны. Всегда - по инициативе мужчин. И только три пары сохранили дружбу. Цифры эти достаточно красноречивы. Мы не хотим сказать, что все 97 юношей или мужчин (а последних было немало) преследовали цель только получения удовольствия с той или иной девушкой. Нет, конечно, многие искренне верили, что любят свою избранницу. Однако любовь оказалась нестойкой и погибла от первого же окрика родителей или педагогов.

Следующей задачей полового воспитания мы бы назвали целомудренность. Причем не ту целомудренность, символом которой является ненарушенная девственная плева, а целомудренность помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости.

Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Многим жителям Минска еще памятен случай, происшедший накануне одного из новогодних вечеров, который кончился трагически для обоих партнеров, хотя виновницей была, бесспорно, она- ученица средней школы.

…Они не были знакомы, но удивительно быстро, с третьей-четвертой фразы, перешли на «ты». Она «набавила» себе годик и представилась студенткой, он «сбросил» пять лет и назвался доцентом. Кроме того, он добавил, что у него есть «мировые диски» и очень уютная, хотя и холостяцкая, квартира. А у нее оказалось сколько угодно свободного времени. И вот уже, купив бутылку вина и торт, они поднимаются на седьмой этаж.

Вино она до этого ни разу не пробовала, но, держа марку, смело выпила рюмку. Не возмутилась, когда мужчина посадил ее к себе на колени и стал целовать. Не оттолкнула руку, которой он суетливо расстегивал пуговки на платье. И только потом… И только потом с разбегу бросилась в окно. Повезло, что окно выходило на площадку, где снег не чистили, и там был громадный сугроб. Осталась жива, хотя и было несколько серьезных переломов.

На суде мужчина, при всей гнусности его поведения, не мог не вызвать понимания своим искреннейшим удивлением: «Да если бы я мог предположить, что она девственница, да к тому же еще и несовершеннолетняя, клянусь, я бы не только не приглашал ее к себе, я взял бы за руку да и отвел к родителям. Так ведь нет же. Ведет себя, как многоопытная женщина…»

Важным пунктом в программе полового воспитания девушек является выработка правил поведения в браке, в том числе в период интимной близости. Конечно, здесь мы рассмотрим не все многообразие форм взаимоотношений и не поведение в первую брачную ночь, а принципы воспитания, которые должны обеспечить правильное поведение в любых ситуациях.

Начнем с того, что поведение девушки или молодой женщины, вступающей в брак или решившейся на интимную близость с любимым человеком, должно быть естественным. Она не должна ни излишне сдерживать себя, ни искусственно возбуждать. Фальшь в отношениях, какими бы мотивами ни обусловливалась, рано или поздно все равно вскроется, особенно, когда девушка устанет «играть» роль темпераментной женщины.

В некоторых молодых семьях сравнительно скоро после свадьбы женщины позволяют себе опуститься, потерять внешнюю привлекательность (а ведь все мужчины любят глазами!), перестают заботиться о нарядах и косметике, фигуре и прическе. Часто этому способствует беременность и последующий уход за ребенком, когда, кажется, и некогда думать о себе, но в основе, как правило, всегда лежит лень и нежелание подумать о будущем. А ведь фундамент подобного поведения закладывается именно в юношеском возрасте.

Возможно, кому-то это покажется и смешным, однако бесспорно, что приучение девочки-девушки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Последнее, о чем необходимо сказать в этой главе, касается одежды девочек-девушек.

Согласитесь, что приобретение одежды - явление в семейной жизни менее частое, нежели, например, покупка хлеба. И если предстоит купить вещь достаточно дорогую и долговечную (сапоги, например, пальто или костюм), то нет ничего странного в том, что несколько дней в семье это обсуждается.

Много разговоров - и не только дома, но и на работе, у друзей или знакомых - и после покупки. Даже мужчинам, что греха таить, приятно услышать одобрение выбора и похвалу - «выглядишь в нем (допустим, костюме) великолепно!». Про женщин же и говорить не приходится. Можно с небольшим лишь преувеличением утверждать, что женщинам не так важно собственное отношение к вещи, как восхищение ею окружающих.

А как мы покупаем вещи своим дочерям, и не только маленьким, но и подросткам в 13–15 лет? Хорошо, если не в первом попавшемся магазине, а в двух-трех выбираем, чаще же всего взяли, что побыстрее и подешевле - «носи на здоровье». И робкие возражения «не нравится» без рассуждений обрезаем: «мала еще выбирать!» или «сносить не успеешь, как вырастешь», а то и похлеще: «я в твои-то годы, знаешь, в чем ходила…»

Бесспорно, нам глубоко неприятны люди, у которых вещи являются главной и единственной целью жизни. Но ведь мы ведем разговор о другом - о том, что родители должны уважать своего ребенка, хоть изредка становиться на его место, смотреть на него глазами сверстников. И не высмеивать все «завихрения» быстротекущей моды, а понять, что она так же важна для подростка, как и для взрослого, или еще важнее.

Мы считаем, что подросток, особенно девочка, уже в И -12 лет имеет право принять участие в обсуждении будущей покупки. Конечно, необходимы корректировки, прежде всего материального плана, и с точки зрения здоровья - чтобы гигиенические требования соблюдались и не холодно было, однако во всем остальном решающее слово должно оставаться за подростком. С ним можно спорить, пытаться в чем-то переубедить, что-то доказать, но нельзя (по крайней мере, не стоит) подавлять его только тем, что вы, взрослые, являетесь «распорядителями кредита» и можете делать, что хотите, не считаясь с его желаниями. В противном случае у детей развивается комплекс неполноценности, ухудшается, и надолго, настроение и самочувствие, а это в свою очередь отрицательно сказывается на учебе и даже на здоровье.

Похожая информация.


Под знаменем полового воспитания

Мысль о написании данной статьи возникла на очередном витке «регулярно-популярных» споров о приоритетах в воспитании детей. Улица или семья, школа или средства массовой информации – кто? Крича, люди обвиняют друг друга в просчетах, если ребенок уже совершил проступок. Разгребая попытки свалить ответственность на кого-то, попробуем разобраться.
Давным-давно на свете не было ни улиц, ни газет, ни даже школ. Дети росли в семьях. Из девочек вырастали женщины, которые становились женами и матерями. Мальчики превращались в мужчин, ответственных за семью. Подобное развитие контролировалось родителями и называлось половым воспитанием, хотя люди этого названия тогда еще, конечно, знать не могли.
Постепенно микросоциум (семья) стал обрастать влиянием других людей, множившихся вокруг. Пещеры превращались в деревни, поселки – в города. В городах появились улицы, детские сады, школы. В больших домах дети включали телевизоры, их родители читали газеты. И все ЭТО, вместе взятое, уже можно было назвать «средой обитания» человека.
Средовое влияние росло, росло и наконец вышло за рамки незаметного явления. Мне бы очень хотелось, чтобы семья по-прежнему определяла на 90 процентов качество личности, в том числе и половом аспекте. Но я погрешу против истины, если не отмечу колоссальное давление окружающей среды. Попробуем придать ей гендерную (половую) характеристику.
Человечество ориентировано на мужчин. Сообщество людей подстраивается под правила, придуманные самими же мужчинами. Нужны доказательства? Пожалуйста. Чьи отчества мы присваиваем детям? Сколько женщин в составе кабинета министров? Нужны экзотические доказательства? Извольте. В «Толковом словаре» В.И. Даля к слову муж приводятся разнообразные ласкательные производные: «муженек», «мужонка», «мужнушка», «мужилка», – и нет ни одного подобного термина к слову жена. Когда-то, анализируя содержимое «киндер-сюрпризов» по половому соотношению, я заметил, что из 10 львят (бегемотиков, лягушат и т.п.) – 8 «мальчиков» и 2 «девочки».
Требования к мужественности («маскулинности») мальчиков в целом жестче, чем к женственности («фемининности») девочек, и предполагают ответственность более сильных перед слабейшими. Но именно мальчик испытывает большее средовое давление. В ходе воспитания он переходит из одних женских рук в другие: мать – воспитательница

Когда ребенок достигает подросткового возраста, многие родители сталкиваются с внезапной необходимостью полового воспитания своего чада. Как организовать половое воспитание девочки 13 лет, и на что здесь следует обратить внимание?

На что обратить внимание в половом воспитании

Половое воспитание девочек - процесс трудоемкий и довольно сложный во многом из-за того, что некоторые родители просто стесняются разговаривать со своими детьми на тему секса. Первое, что следует объяснить девочке - это особенности появления детей на свет, а также нюансы функционирования женского организма.

Некоторые мамы с ранних лет рассказывают своим дочерям, зачем им могут понадобится тампоны и прокладки, чтобы во время первой менструации ребенок знал, что ему делать. Разговор с мамой должен проходить на доверительных тонах, взрослая женщина должна без проблем и стеснения отвечать на все вопросы своего чада.

Также психологи рекомендуют с детства воспитывать в дочери уважение к собственному телу, объясняя, что сексуальные контакты должны быть выражением любви. Если девочка с детства будет знать, как важно хранить свою невинность до встречи с истинной любовью, в период подросткового кризиса, ей не захочется решаться на сомнительные сексуальные эксперименты.

И, конечно, взрослым придется обговорить с дочерью тему предохранения во время занятий любовью. Современная молодежь развивается довольно быстро, что лишь увеличивает количество ранних браков и незапланированных беременностей. Объяснив своему ребенку вовремя, как нужно предохраняться, и что для этого использовать, взрослые избавят и себя, и дочь от ненужных проблем в будущем.

Девочки половое воспитание должны получать именно дома, ведь в школе этого вопроса касаются довольно поверхностно, да и дети стесняются задавать учителям интересующие их вопросы. Родители могут показать дочери образовательный фильм по поводу полового взросления, который доходчиво объяснит все половые отличия мужчин и женщин, остановившись на нюансах физиологии.

Основные проблемы полового воспитания

Половое воспитание девочки зачастую получается обрывистым и неполным из-за того, что данная тема находится под запретом во многих семьях. Желая узнать то, что их интересует на тему секса, подростки обращаются в интернет или к своим сверстникам, получая в итоге, искаженную информацию.

Чтобы этого не произошло, родителям необходимо с раннего детства устанавливать доверительные отношения с ребенком. Рассказывая дочери какие-то случаи из своей жизни, делясь с ней подробностями своего опыта, мама и папа смогут установить с ребенком дружеский контакт. В дальнейшем, девочка без лишней скромности сможет задать родителям интересующие ее вопросы, получив адекватную и верную информацию.

Насаживать беседу против воли ребенка также не стоит. Чрезмерное усердие взрослых может напугать девочку, заставив ее еще больше отгородиться от родителей. Адекватное поведение в деле рассказа о половом взрослении - ключ к действительно близким, доверительным отношениям между поколениями.

Порой вопросы полового созревания больше смущают взрослых, чем детей, ведь родителям в такой ситуации необходимо признать факт окончательного взросления их дочери. Тщательно продуманная беседа не в форме лекции, а в виде дружеского диалога, поможет взрослым гораздо удачнее рассказать о сексуальном взрослении подростку.

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»