Свадебные традиции в армении. Армянская свадьба

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

12 традиций армянской свадьбы


Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело - вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», - то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдоотказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты - украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой - чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видется со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невечты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том. Что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй пловины XX века.

Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру - парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение - езнмортек (ез - вол, мортел - зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания - друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор - король, а невесту соответственно тагуи - королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши - главного дружку - и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами - яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом - деньгами и конфетами - украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой - свадебное дерево.

Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж - свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, - Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней - непременно первым - в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Счи- талось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех - первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансфор- мировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин - родственниц жениха и двух подруг невесты, - под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически - одной или нескольких косичек - на женскую - две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение - символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя - невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них - жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот - переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом - и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку - поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, - когда мать жениха встречает новобрачных хлебом - покрывает им плечи лавашем, - сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60-70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3-4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец - их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Армения является страной, которая первая в мире, еще в 301 году, приняла христианство в качестве государственной религии. С тех пор армянские народные традиции и обычаи, многие из которых являлись языческими и складывались на протяжении тысячелетий, пополнились церковными христианскими обрядами и ритуалами. И многие из них переплелись друг с другом, приобретая новый окрас. Церковь приняла и подкорректировала некоторые из языческих традиций. Сегодня жители современной Армении продолжают свято чтить большинство обычаев своего народа, считая их неотъемлемой частью своей культуры и истории.

Армения - страна традиций

Эта страна Закавказья расположена на перекрестке между Западом и Востоком, Европой и Азией. Она часто оказывалась на пути столкновений древнейших могучих держав, великих империй. Армянская земля не раз превращалась в арену боевых действий. Оставаясь верной своим традициям, языку и культуре, армяне смогли сохранить самобытность. Одним словом, именно традиции и обычаи армянского народа являются секретом его долголетия. Порой они принимают некий искусственный, демонстративный характер, однако, возвращаясь к ним вновь и вновь, жители страны оказывают уважение своим корням и сохраняют свою идентичность.

Традиции - главное богатство древних народов

Антропологи, изучая древние нации, пришли к выводу, что если представители того или иного этноса глубоко чувствуют свои корни, осознают причастность к данному народу, то они со временем не утрачивают своих обычаев и свято чтят традиции предков. Так и армяне: они живут, развиваются, адаптируются к новым реалиям, однако армянские традиции и обычаи, которые были сформированы на протяжении многих веков и даже тысячелетий их прародителями, остаются незыблемыми. Более того, представители этой древней нации считают их своим национальным достоянием и главным богатством, и им совершенно не важно, сопровождают эти ритуалы радостные события или печальные.

Главные армянские традиции и обычаи

Для этого древнейшего христианского народа главными национальными ценностями считаются брак и семья, в которой главой остается муж, а слово старшего мужчины в роду является законом для всех его членов. Уважение к пожилым людям также является одной из основополагающих традиций армянского народа. В стране также культивируются родственные отношения, а соседи в скором времени становятся ближе некоторых родных: всегда помогают и поддерживают друг друга. Ну и самой большой традицией в Армении является гостеприимство. Человек, который переступил порог твоего дома, не может быть нежеланным гостем. В Армении никто не поймет выражения “незваный гость хуже татарина”. Для каждой семьи - дело чести с достоинством принять людей, пришедших в их дом, “уваживших их очаг”. Лучшее место за столом принадлежит гостю. И которая передается из поколения в поколение.

Видоизменение семейных традиций

Далее в статье мы вам подробнее расскажем о взаимоотношениях между членами одного рода. В этой маленькой закавказской мононациональной стране армянские традиции и обычаи в семье продолжают оставаться неизменными, несмотря на то что сами армяне считают, что в их укладе многое изменилось, получив западный “окрас”. Так, например, сегодня большинство молодых семей стремятся жить отдельно от родителей, женщины также принимают активное участие в общественной жизни, стали более самостоятельными, а это означает, что они не в состоянии всецело посвящать себя семье. Кроме этого, сегодня армянки не желают рано выходить замуж, занимаются вопросами карьеры, и даже могут в зрелом возрасте родить ребенка вне брака.

Семейные традиции в современном армянском обществе

Жизнь меняется, и ничто не может оставаться незыблемым. Тем не менее есть армянские обычаи и традиции, которые актуальны даже в современной Республике Армения. По-прежнему главой семьи здесь является муж, однако если семья состоит из нескольких поколений, то у старшей женщины есть широкие права, и она подотчетна только своему супругу, а ее сыновья и их жены должны беспрекословно подчиняться ей. В идеале все это делается с любовью и уважением, однако известно немало случаев, когда молодые невесты встают на защиту своих прав в семье и во избежание серьезного конфликта их мужья бывают вынуждены отделиться от родительского дома.

Место зятя в армянском доме

Армянские семейные традиции и обычаи, как правило, отрицают возможность проживания молодой семьи с родителями жены, то есть с тещей и тестем. Есть даже пренебрежительное прозвище - “домашний зять”, которым нарекают молодых мужчин, которые после женитьбы перебираются в отчий дом своей супруги. Однако и сегодня часто нарушается, ведь порой городские девушки выходят замуж за приехавших из областей провинциалов, у которых, как правило, нет собственного жилья. Естественно, молодая супруга не желает ехать за тридевять земель в дом родителей мужа, и новобрачные остаются жить в доме жены.

Погребальные обычаи

Практически у всех народов мира есть особые ритуалы, которые придают торжественности процессу погребения человека. Все обычаи и традиции армянского народа кратко сложно описать, особенно когда это касается самых печальных моментов нашей жизни - прощания с близким человеком. При этом, будучи христианами, армяне соблюдают все церковные обряды. То есть усопшего отпевают либо в церкви, либо в его доме в присутствии всех близких и знакомых. При этом на панихиду приходят не только люди, лично знавшие усопшего, но и друзья, знакомые и коллеги членов его семьи.

Похоронная церемония

В день похорон приглашается священник, который вновь отпевает усопшего и вместе с похоронной процессией отправляется на кладбище. В Армении есть области, в которых женщинам не разрешается в день похорон идти на погост. По возвращении домой участников похорон ждет обильный стол. Люди едят и, не чокаясь, пьют за упокой души усопшего. На следующий день в доме собирается группа близких людей и вновь отправляется на кладбище, а затем собирается за накрытым столом, вновь поминая покойника. Поминальные обряды также устраиваются на седьмой и сороковой дни и в годовщину печального события, а также на церковные праздники: на Рождество, Пасху, Праздник Святого Креста и т. д. На протяжении 40 дней мужчины (ближайшие родственники усопшего) не бреют бороды, а женщины носят траур.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Прежде чем рассказать о том, как происходит традиционная церемония венчания в Армении, хочется описать подробности процесса сватовства. Ну, во-первых, начнем с того, что еще полвека назад в данном вопросе Армения была более традиционной. Были времена, когда женихи и невесты видели друг друга только в день сватовства или даже обручения. То есть выходили замуж и женились "вслепую". Нынче это редкость даже в самой глухой деревне. Сегодня девушки и парни сначала знакомятся, влюбляются, встречаются, затем знакомятся с родителями друг друга, потом уже происходят традиционные сватовство, обручение и, наконец, венчание. И все это - дань национальному, хотя сегодня от этих традиций осталось одно только название. А все эти мероприятия настолько модифицированы, что в них сложно углядеть даже отголоски прошлого.

Женщина и ее место в армянском обществе

В современной Армении, несмотря на все изменения, армянские обычаи и традиции для девушек намного более строги, чем для мужчин. Так, например, представительницам прекрасного пола не подобает знакомиться на улице с парнями. Именно этому учат своих дочерей матери едва ли не с детства. Однако сегодня молодежь умудряется знакомиться через социальные сети, общаются онлайн, а через какое-то время парни просят пассию о встрече.

Согласно современной армянской традиции, девушке не пристало сразу же соглашаться на уговоры кавалера, она должна “проверить” его чувства, оттягивая время встречи. Если у девушки есть брат, особенно старший, то парень, который имеет виды на его сестру, должен обязательно встретиться с ним и попросить его разрешения. Одним словом, тайные встречи в Армении не одобряются. После нескольких свиданий, если молодые решают начать серьезные отношения, родители договариваются о сватовстве или сразу же о помолвке: иногда одно плавно перерастает в другое.

Сватовство

Наверняка многих интересует, как проходит армянская свадьба. Традиции и обычаи в современном обществе в основном утратили свою актуальность, хотя есть семьи, которые ратуют за возрождение национального и всячески стремятся придерживаться правил и канонов, которые были созданы тысячелетия назад. Итак, первым этапом в этом процессе является сватовство. В старину, когда люди жили в небольших городках и селах, и все знали друг друга, этот процесс доверяли посреднице - общей знакомой для двух семей. Однако сегодня этот этап полностью выпал из череды предсвадебных мероприятий. На сватовство не принято идти большой компанией. В группу сватов входят мать, отец, дедушки-бабушки, старший брат или сестра жениха. Они берут с собой конфеты, армянский коньяк, букет цветов и золотое колечко для невесты (но не обручальное). Родители девушки встречают их сдержанно. На столе не должно быть никаких угощений. Какое-то время идут переговоры, стороны знакомятся друг с другом. Исход этой беседы может быть самым неожиданным: либо отец невесты будет согласен отдать свою дочь за данного парня, либо нет. В первом случае в “переговорную” комнату приглашается девушка, и отец спрашивает её, согласна ли она выйти за этого молодого человека замуж. Девушка, как правило, отвечает легким кивком - либо отрицанием, либо согласием. В первом случае жених подходит к ней и надевает на безымянный палец ее левой руки кольцо, затем на стол выносятся рюмки и откупориваются две бутылки коньяка. В каждую из рюмок наливается немного из каждой бутылки. Сначала чокаются отцы, а потом все остальные. Затем следует угощение. В случае отказа сваты уходят, даже не увидев девушку и не спросив ее согласия.

Обручение

Армянские свадебные традиции и обычаи очень интересны. После сватовства следует обряд обручения. Главным организатором этого мероприятия является сторона невесты. Семья девушки накрывает столы (сегодня это делается в ресторане), приглашаются родственники. Сторона жениха готовит корзины с дарами. Каждая из приглашенных женщин приходит со своим подарком, помещенным в корзину с фруктами, конфетами и напитками. Естественно, для невесты готовят ну и, конечно, кольцо, уже обручальное.

На этот раз кортеж встречают с распростертыми объятиями и улыбками, ведь родные жениха - желанные гости, будущие родственники. Затем происходит собственно обряд обручения. В идеале всё должно происходить в церкви, однако этого сегодня редко кто придерживается. Молодые просто надевают друг другу кольца, а родители откупоривают коньяки. Затем идет самое настоящее застолье и

Свадьба

Если вы желаете увидеть, что собой представляют самые настоящие армянские традиции и обычаи (фото с некоторых мероприятий есть в статье), то лучше отправиться куда-нибудь в провинцию. В городе, особенно в столице, молодежь тяготеет ко всему инородному, и армянская свадьба превращается в настоящий микс традиционно армянской, европейской, а иногда, как бы абсурдно это ни звучало, арабской.

Кто такой кавор?

На армянской свадьбе главным человеком является кавор (посаженный отец). Утром, перед тем как отравится за невестой жених, его отец и несколько их близких родственников и друзей идут за кавором и его женой - “каворкин” - в его дом, конечно же, не с пустыми руками. После небольшого застолья свадебная процессия отправляется в дом невесты. Кстати, мать жениха остается дома, чтобы подобающим образом встретить молодых.

В доме у невесты: обряд свадебного платья

В корзину укладывают подарки для невесты (иногда платье) и несколько атрибутов: туфли (обязательно), фата, духи, косметика, сумочка, букет и т. д. Согласно древнему обычаю, после прихода сватов все женщины собирались в девичьей комнате и наряжали невесту, напевая обрядовые песенки. Молодая должна была нарядиться во все новое, купленное женихом. В процессе этого куда-то исчезала одна из ее туфелек, причем ее должна была “украсть” одна из родственниц невесты. Каворкин должна заплатить выкуп за возвращение туфли. Фату надевают, трижды перекрутив ее вокруг головы невесты. Затем в комнату приглашается жених, и он, приподняв фату с лица невесты, целует ее и выводит к гостям. Однако здесь их ждет еще одно препятствие. Путь им преграждает брат невесты с мечом в руках и тоже требует выкуп. На этот раз приходится раскошелиться жениху.

Свадьба

После небольшого застолья в доме невесты молодые и свадебный кортеж отправляются в церковь, где совершается обряд венчания. После этого молодожены отправляются в дом жениха, где их с лавашами и медом встречает мать жениха. Она набрасывает лаваш на плечи жениха и невесты и дает им по ложке меда.

Это знак того, чтобы они жили в мире и согласии. Затем новобрачная должна сломать каблуком тарелку перед входом в дом своего новоиспеченного мужа. После этого начинается долгое застолье, во время которого невесту задаривают золотыми подарками. Последний этап - танец невесты, после которого молодые удаляются из зала, но свадьба продолжается.

В качестве заключения

Свадебные армянские традиции и обычаи очень богаты, самобытны и чрезвычайно интересны, и каждая область имеет свои особенности, однако их невозможно описать в двух словах. Более подробно о них мы расскажем в следующий раз.

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба - масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха - хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», - рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках - считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Проводы невесты - тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах - украшение со свечами и зеркалами - против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту - символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями - все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы - кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс - ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина - енге - провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без венчания, поскольку брак для грузин - это что-то безусловно высокое, то, что должно происходить перед Богом, в церкви. Я, например, верующая, но никогда не думала, что буду венчаться. Думала, что распишусь, и все. Но когда познакомилась с Гиги, когда поняла, насколько в Грузии люди верят в Бога и насколько это все важно и серьезно, мне самой захотелось прийти в церковь вместе со своим будущим супругом и попросить благословения перед Господом. Я никогда не забуду свое венчание. Оно меня настолько тронуло, что я разрыдалась. А ребята, которые были на нем - друзья Гиги из ансамбля «Мгзавреби» и вообще все поющие - после нашего венчания, когда обряд завершился, начали петь, и эхо их голосов, раздающееся в церкви, буквально проходило сквозь тело. Я этого никогда не забуду, это было настоящее волшебство. И мои родители, и остальные гости - все плакали.

У нас было четыре дня свадьбы. Это обычное для грузин дело. Сейчас, конечно, часто сокращают до двух, но бывает по-разному. Гиги был в национальном грузинском костюме чоха, я сначала была в традиционном белом платье, а потом, вечером, переоделась в национальное грузинское.

На плече Гиги, как и у большинства женихов, был нашит герб семьи. Не в каждой семье, конечно, сохранились гербы. Если его вдруг нет, то пришивается символический герб.

Самый яркий момент свадьбы - это, конечно, традиция, когда пара выходит из церкви, и все гости-мужчины, одетые в национальный костюм чоха, обязательным элементом которого является кинжал, который висит на поясе в специальных ножнах, становятся в два ряда и, перекрещивая свои кинжалы, создают как будто коридор или арку. И не просто статичную - клинки бьют друг о друга, создавая звон. Молодые должны пройти под этой аркой. Звон стоит такой! Мне казалось, что арка у нас была длиной в километр - из всех наших друзей. Смысл этого ритуала в том, что пара получает благословение и защиту от всех своих близких. А звон клинков отгоняет все плохое, и остается только хорошее.

Свидетелей на свадьбе может быть много. В принципе, сколько угодно. И всегда главные свидетели на свадьбе - крестные родители будущего ребенка. Просто друзья или родственники крестными стать не могут. Поэтому свидетелей всегда выбирают очень внимательно.

Когда молодожены после венчания входят в торжественный зал, их встречают песней. В этой песне встречающие спрашивают: «Чья это девушка?». А им отвечают: «Наша, наша», - что символизирует окончательный и узаконенный переход невесты из одного дома в другой.

Грузинскую свадьбу ведет только тамада. Как правило, это близкий друг семьи. Просто так тост никто не может сказать, право на это надо получить у тамады, все самые важные тосты говорит только он. Всегда одними из первых произносятся тосты за Бога, за мир.

Обязателен танец молодоженов. Он всегда и у всех одинаковый, под определенную музыку, с определенными движениями. Это давно устоявшаяся традиция, и никаких вариаций тут не предусмотрено.

На грузинских свадьбах нет никакой программы, никаких фокусов и развлечений. Есть только песни, танцы и веселье.

Традиционные подарки в Грузии - это украшения для невесты в большом количестве.

Обычно грузинские свадьбы очень многочисленные. Особенно, если деревенские, то гуляет вся деревня - это и 400, и 500 человек - сколько есть. И свадьба на 2,5 тысячи человек - вполне регулярное действо, потому что нельзя же, играя свадьбу в селе, кого-то не позвать.

Грузинский свадебный стол - это тоже отдельная тема. Свадьбы без поросенка не существует. Торт разрезается кинжалом.

Разумеется, поскольку, как мы уже говорили, грузинская свадьба - это обязательно венчание, следовательно, никаких свадеб в посты не играется. Поэтому выбор даты - дело тонкое, ведь не так много времени остается, не занятого разными постами и подходящего для свадьбы.

Чеченская свадьба

Чеченцы очень трепетно относятся к своим традициям, в том числе и свадебным.

В день торжества к невесте приезжают близкие родственники и друзья жениха, что интересно, без самого жениха. С ними также мулла, который разговаривает с невестой и ее отцом и после подтверждения согласия на брак проводит обряд. В присутствии двух замужних женщин происходит церемония, во время которой девушка должна повторять за муллой суры из Корана. Затем такой же обряд мулла проводит с женихом, в его доме и в присутствии друзей - неважно, женаты они или нет. По сути брак заключается между двумя людьми по отдельности.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и везут на торжество.

По дороге от дома невесты до места банкета проходят традиционные гонки машин: каждый автомобиль пытается занять место прямо за машиной невесты. Но в любой момент дети могут преградить кортежу дорогу, чтобы потребовать выкуп. Чеченская свадьба - свадьба для всех. Выстрелы в воздух тоже присутствуют - считается, что это отгоняет злых духов.

На свадьбу не принято приглашать гостей - все желающие могут сами явиться на праздник, поэтому чеченские свадьбы всегда масштабные и шумные.

Но при этом близкие невесты на празднике не присутствуют - считается, что для них это грустный день, и он символизирует прощание с одной семьей и соединение с новой. Сама невеста также должна быть печальна на свадьбе. Кроме того, в течение всего дня она стоит в углу, не ест и не пьет прилюдно. Периодически невесту отводят в отдельную комнату, где она может поесть, чтобы с новыми силами вернуться на свое место.

Что интересно, жених тоже не показывается на свадьбе, а празднует со своими друзьями в другом месте. На свадьбе же пьют и веселятся остальные гости, конечно же, много танцуют, в том числе и лезгинку. Во время танцев, кстати, часто завязываются знакомства девушек и молодых людей.

Также на чеченской свадьбе есть традиция, когда мужчины подходят к невесте и пытаются ее разговорить, предлагая деньги за возможность испить воды из чаши, которую она держит в руках. Если невесту устраивает сумма - мужчина может выпить воды, а если нет - торг продолжается. Деньги за такой обычай зачастую отдают свекрови.

Виктория сощенко,
совладелица компании Florist Gump и компании BLT

Сейчас столичные национальные свадьбы проводятся с минимальным сохранением старых обрядов. Одной из важных традиций на мусульманских свадьбах остается сватовство, когда родственники жениха приходят просить руки невесты. Раньше они всегда приходили домой к невесте, а теперь часто это мероприятие устраивают в ресторане. Осталась традиция дарить подарки - сладости и украшения для невесты и ее родственников. Вообще, это большой праздник и часто программа на этом мероприятии не хуже, чем на свадьбе.

Те свадьбы, которые делают в Москве, проводят в больших красивых банкетных залах и обычно это общее торжество - европейское по формату. Приглашают и артистов русской и западной эстрады, и национальные коллективы. Конечно, всегда танцуют лезгинку.

Чаще всего молодые танцуют национальный танец в костюмах, и это очень красиво. Жених и невеста не пьют алкоголь и должны себя вести очень скромно, активно радоваться считается неприличным.

Еще есть нюанс с платьем невесты - плечи и руки должны быть закрыты хотя бы до локтей, иначе невесту посчитают одетой очень вызывающе. Часто платья шьют на заказ, либо выбирают дизайнеров с восточными корнями. Состоятельные кавказские невесты предпочитают платья Zuhair Murad и Elie Saab.

Самый строгий стол у евреев. Если свадьба кошерная, то еда на столе - это целая история! Если стол мясной, то нельзя ставить ничего молочного, даже сыр или соус со сливками. Исключается свинина, есть определенные требования к самим продуктам и способу их приготовления. За этим должен следить раввин, который будет находиться на кухне. Также нельзя ставить живые цветы на стол. Зато в остальном еврейские свадьбы очень простые, красивые, веселые, и все танцуют и зажигают много часов подряд.

Армянская свадьба

На протяжении многих веков армяне сумели сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые соблюдаются ими вне зависимости от своего местонахождения. Армянские свадьбы являются тому ярким примером.

Помолвка .

Один из важнейших этапов армянской свадьбы - ншандрек (помолвка). Семья жениха собирается в доме невесты с ценными подарками и обручальным кольцом. Родители жениха ставят на стол коньяк, если родители невесты его открывают, значит, они дают свое согласие и благословляют союз молодых.

Участники свадьбы.

До свадьбы невестой и женихом назначаются арснакур (подруга невесты, у армян - незамужняя сестра) и азапбаши (друг жениха, у армян - неженатый брат). Родители выбирают кавора и каворакин (крестный отец и крестная мать жениха и невесты, обычно это муж и жена, близкие одной из сторон).

День свадьбы. Сборы невесты.

Оказавшись во дворе дома невесты, сторона жениха сообщает о своем приезде громкой музыкой и танцами. Родственники жениха танцуют с подносами и корзинами, в которых находятся подарки, фрукты и сладости. В это время идут сборы невесты, которую одевает замужняя родственница, у которой первенец - сын. Одевание невесты сопровождается песнями. После того как невеста надела свадебное платье, каворакин крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой. Невесте обувь обычно надевает брат и кладет туда деньги, чтобы в новую жизнь она вступала обеспеченной и приносила своему мужу только благополучие.

Венчание и свадьба.

Традиционно армянские свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Во время венчания невеста дает обещание быть покорной женой для своего мужа, а жених, в свою очередь, обещает быть опорой для своей будущей жены. По церковным обычаям во время церемонии над головой молодоженов крестные держат короны.

При выходе из церкви новобрачные отпускают в небо голубей как символ любви и мира.

Свадебную делегацию встречает мать жениха, она кладет на плечи молодых лаваш и кормит с ложечки медом, чтобы жизнь их была сладкой и благополучной. Затем молодоженов осыпают конфетами и изюмом для достатка.

Перед тем как зайти домой, жених и невеста разбивают тарелки и переступают через ее осколки. Чем больше осколков, тем более счастливой и длинной будет их совместная жизнь.

К концу торжества, молодожены передают неженатым и незамужним гостям таросики - маленькие декоративные сувениры, которые принесут им благополучие и скорую свадьбу.

Красное яблоко.

На следующий день после свадьбы в знак невинности невесты ее матери посылают красные яблоки, сладости и бутылку коньяка.

Еврейская свадьба

Еврейские свадьбы очень традиционны и всегда проходят по одному и тому же сценарию. Различаться они могут только в деталях, в зависимости от того, к какому сообществу относятся молодожены.

Обряд бракосочетания совершается под хупой - свадебным балдахином. Хупа представляет собой четырехугольный кусок светлой ткани на четырех шестах и символизирует дом, создающийся бракосочетанием этой пары, отсутствие стен - гостеприимство открытого дома и напоминание о хрупкости всего в жизни и возможных ветрах-невзгодах, а также то, что главное в доме - живущие в нем люди, а не вещи. Шесты могут быть на земле, на помосте или возвышении, либо их могут держать четверо гостей посильнее (друзей/родственников). Ставится хупа обычно под открытым небом, но можно и в помещении. Хупа - настолько основообразующая традиция, что это слово - практически синоним свадьбы. К хупе невесту и жениха (порознь) торжественно ведет «свита», обычно родители. Либо каждая пара родителей свое чадо, либо мамы сопровождают невесту, а отцы - жениха.

До начала свадебной церемонии жених закрывает лицо невесты фатой. Предположительно, в память о том, как закрыла лицо библейская Ревекка, встретив Исаака. Закрывает лицо фатой именно жених, памятуя, как Иаков женился на Лее вмес-то Рахили, так как лицо невесты было скрыто вуалью, то есть, чтобы точно не ошибиться. Невеста обходит жениха семь раз - это означает создание дома, очага, символизирует завершенность, так как число «7» в библейской традиции означает совершенство, некую законченность. Невеста становится возле жениха, рядом родители.

Начинается церемония, которую проводит раввин. Жених надевает невесте на указательный палец простое гладкое кольцо стоимостью не меньше самой мелкой серебряной монетки эпохи Талмуда, о чем раввин, скорее всего, пошутит, и повторяет за раввином формулу бракосочетания. «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по обычаю Моисея и Израиля». После чего раввин или особо уважаемые гости произносят семь благословений. Обязательно зачитывается традиционный брачный договор - ктуба. В нем говорится, что муж обещает любить, уважать и кормить жену, а в случае развода выплатить ей энную сумму. Ктубу подписывают заранее два свидетеля. Оформление ктубы - тоже ритуал, проходит до, собственно, хупы. Ктуба может представлять собой красиво оформленный манускрипт. Потом жених и невеста отпивают вино из бокала и жених разбивает его или раздавливает правой ногой, произнося: «Если забуду тебя, о Иерусалим...», - в память о разрушенном Иерусалимском храме. Поскольку грусть всегда соседствует с весельем, все кричат «Мазл тов» (Счастливой судьбы), поют и танцуют. Танцы с подниманием на стуле сейчас уже необязательная часть веселья в честь новобрачных. Хотя во многих диаспорах до сих пор соблюдается. Вообще, веселить невесту - это неизменная часть праздника, так что даже самые суровые старцы пускаются в пляс. Конечно, ортодоксальные свадьбы отличаются от более светских свадеб. Поэтому в каждом сообществе свои традиции и обряды.

Дагестанская свадьба

Говорить непосредственно о дагестанских свадебных традициях - в корне неправильно. В самой многонациональной республике у каждого народа есть свои нюансы празднования свадьбы. Аварцы, лезгины, даргинцы - у каждой национальности есть как общие традиции, так и принципиально разные.

Сегодня во многих семьях в Дагестане все еще принято совершать сговор между родителями жениха и невесты. Но решение о свадьбе все равно остается за молодыми людьми.

На улицах Дагестана все еще можно услышать выстрелы при встрече молодых, направляющихся на свадебный банкет. А дети на улице часто останавливают вереницу красиво украшенных машин, чтобы выпросить конфеты или деньги.

Интересная традиция, которая жива и по сей день, - проверка жены приготовлением хинкала (национального блюда) сразу после свадьбы. Муж и его друзья могут прийти в дом молодоженов и попросить жену приготовить хинкал и, если жена хорошая, то и блюдо приготовит правильное.

До сих пор многие свадьбы делят на мужскую часть и женскую, хоть теперь их проводят в один день. Сначала происходит празднование с гостями невесты, затем - жениха. При этом на банкете жених с невестой сидят отдельно от гостей на пьедестале, а столы поделены на «мужские» и «женские».

На свадебном банкете преобладают национальные блюда: хинкал, курзе, чуду и т. д. И, конечно, у каждой народности свои способы приготовления этих блюд.

Конечно, ни одна свадьба в Дагестане не обходится без лезгинки, причем у каждой национальности она своя. Девушек на танец приглашают с помощью цветка - просто подойти и пригласить ее никак нельзя. Цветок передается между гос-тями свадьбы, таким образом, в центре зала всегда есть танцующие пары.

Когда танцует невеста, на нее обязательно бросают деньги (бумажные, ни в коем случае не монеты). Затем подруги их собирают и передают невесте.

Помимо танца жениха с невестой, традиционным считается танец подруги невесты и друга жениха.

В Дагестане принято дарить на свадьбу деньги. За отдельным столом на торжестве сидит человек с коробкой, который собирает деньги гостей и записывает суммы и имена в специальную книгу - учет ведется точный.

Моя большая лакская свадьба

Тамари, 25 лет

«Вообще, свадьба проходит в несколько этапов, среди которых сватовство, или же помолвка, которое может проходить как небольшая свадьба. У меня были приглашены только близкие - всего 80 человек. На помолвку обычно дарят невесте золотые украшения, а до свадьбы жених обновляет гардероб невесты. В моем случае мне просто подарили деньги, на которые я и купила себе одежду, обувь, сумки, шубу. Свадьба проходила в два дня, сначала играли мои родители, где были в основном мои родственники, потом его. Всего приглашенных гостей было около 500 - это нормально для лакцев».

Текст: Лика Длугач, Ольга Бебекина

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.

У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. "дибончи", либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. "джегез". Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.

До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.

Армянская свадьба имеет традиции в которых подробнейшим образом прорисовываются действия всех участников церемониала, с учетом того свадьба проводится в городе, либо же в селе - тут место проведения свадьбы играет определяющую роль, так как традиции здесь свои для города и для села.

Организация армянских свадеб в наше время, несколько отличается. С начала двадцатого века происходят существенные изменения в проведении свадебного обряда. Он состоит из следующих этапов. Первый досвадебный, включает в себя выбор невесты, т. н. сговор, само обручение, и наряды, проводимые после свадьбы. Новшеством и отличием от традиции выбора невесты родственниками, определяющегося современными нравами, когда парень и девушка сами принимают решение о свадьбе. Такой вариант наиболее встречается в наши дни. Молодые уведомляют о принятом решении родителей, мнение которых является определяющим. Свататься в дом к невесте идет мать юноши и он сам. Его дату (сватовства) обговаривают заранее. Если традиция сватовства упрощается, то обручение проводится согласно устоявшимся нормам, но без присущей ему в давние времена пышности. Продолжительность свадьбы составляет два-три дня. Некоторые обряды, касающиеся наряжания молодых, упразднены. После вывода невесты, свадьба едет в церковь для совершения обряда венчания, затем в загс. После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые "крестные свадьбы". В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.
рестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын. На следующий день после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесты красное яблоко, символ невинности невесты. Хотя на сегодняшний день, с учетом современных нравов такая традиция носит скорее формальный характер. Про гостеприимство армянского народа слагают легенды. И небезосновательно. По любому радостному событию накрывается стол. Причем делается это всюду, где у тебя есть близкие люди, и дома, и на работе. Если гость отказывается выпивать и кушать - это означает, что он не желает счастья хозяевам. Заканчивается же свадьба, когда перевозят приданое невесты в дом к жениху.

Свадьба и ее обряд

Брак - один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.

В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума - кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам - «новым» армянам.

С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше - национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения - одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);

Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках - русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения - ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.

Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.

Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX - начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»