Единственный ребенок в семье - как этот статус влияет на отношение к жизни? Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Определенные трудности неизбежно встают на жизненном пути родителей единственного ребенка. В данной статье мы рассмотрим, каких подводных камней при воспитании единственного ребенка в семье следует ожидать, и какие существуют наиболее эффективные методы обхода этих подводных камней. Да, быть единственным объектом родительской любви и опеки – не самое легкое испытание для ребенка. Ребенок может наслаждаться любовью, он привыкает быть в центре внимания, привыкает к привилегиям. Но важно, чтобы это в дальнейшем не сослужило ему плохую службу. И здесь очень многое будет зависеть, конечно, от родителей.

Воспитание единственного ребенка в семье

За последние годы значительно возросло количество семей с единственным ребенком. Первого ребенка женщины решаются рожать все позднее, и зачастую препятствием для появления второго малыша становится возраст. В большинстве случаев женщины продолжают заниматься карьерой, а свой материнский долг считают уже исполненным. К тому же, обособленно живущие семьи (а сейчас таких большинство, редко пары остаются жить с родителями) не могут получать поддержку близких. Таким образом, двое детей и более становятся непозволительной роскошью.

Мифы

Единственный ребенок – не значит одинокий. У него может быть много друзей среди сверстников, даже больше, чем у тех, кто имеет братьев и сестер. Единственный ребенок – не значит избалованный. Часто родители внимательно следят за тем, чтобы не разбаловать ребенка. Единственный ребенок не выпадает из семьи. Такие дети, как правило, принимают активное участие в делах и заботах семьи. Единственный ребенок требователен. Да, ничуть не более требователен, чем каждый нормальный ребенок. Единственный ребенок не вырастет одиночкой! Потому что такие дети особенно ценят дружбу, семейные связи, и трепетно к ним относятся.

Таких детей часто считают избалованными, эгоистичными – это не так. Просто им не приходится делить с братьями и сестрами родительское внимание. Помимо этого, родители могут выделить больше средств на одежду, игрушки, увлечения, путешествия ребенка, да и бабушки с дедушками дарят больше подарков единственному внуку. Невозможность иметь братьев и сестер в качестве друзей, действительно, является минусом, но зато единственный ребенок зачастую хорошо находит сам себе занятия, он более самостоятелен. Проводя много времени со взрослыми, он кажется взрослее своих лет.

Важность общения со сверстниками

По мере взросления ребенка потребность в общении с другими детьми будет выходить у него на первый план. Желание взаимодействовать с ровесниками станет проявляться все более отчетливо, однако от чрезмерной родительской опеки порой избавиться не так-то просто. Это может совпасть с критическим периодом в жизни ребенка, и тогда родители окажутся в замешательстве по поводу резко изменившегося поведения ребенка, в то время как оно будет являться абсолютно нормальным возрастным поведением. Ребенок может стать скрытным, раздражительным, менее охотно идти на контакт с родителями, проводить больше времени с друзьями. Он начинает приглашать в гости друзей, имеющих братьев или сестер – это помогает ребенку приобщаться к духу взаимопомощи и дружбы. Если компания приличная и не оказывает отрицательного влияния на сына или дочь, не препятствуйте таким встречам.

Успехи ребенка

Согласно исследованиям, единственные дети в семье демонстрируют больше успехов, чем ребята из многодетных семей. Они раньше начинают читать, проявляют творческие наклонности, а в юности являются более развитыми и образованными, чем их сверстники, имеющие нескольких братьев и сестер.

Чрезмерная забота

Гиперопека естественна в том случае, когда ваши заботы сосредотачиваются на одном ребенке. Вы не даете ему упасть, когда он только-только начинает делать свои первые шаги, вы приходите на помощь, когда ребенок вступает в конфликт со сверстниками. Но, если вы всегда будете выигрывать его битвы и вмешиваться, то малыш не сможет грамотно и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому, насколько возможно, постарайтесь минимизировать свои вмешательства, а также обращайтесь за советом к другим родителям, у которых несколько детей. Поинтересуйтесь, какие существуют для них границы вмешательства. Это поможет вам нащупать ту самую золотую середину, найти разумный баланс между опекой и гиперопекой, и в дальнейшем его придерживаться.

Ограничение общения с ровесниками

Для вас единственный ребенок может стать центром вселенной, что, скорее всего, повлечет для малыша сложности в его общении со сверстниками. Поэтому для единственного ребенка в семье особенно важна его ранняя социализация . Это учит ребенка разрешать конфликты, делиться с друзьями, что-то делать по очереди. Необходимо, чтобы ваш ребенок достаточно времени проводил в общении с ровесниками – например, на развивающих занятиях, на детских площадках, во дворе. Очень хорошо, если у ребенка есть двоюродные братья и сестры примерно того же возраста. Общение с ними принесет неоценимую пользу для социализации малыша.

Завышенные ожидания родителей

Порой родители единственного ребенка ставят перед ним завышенные или даже недостижимые цели, поскольку один ребенок – одна-единственная возможность достичь в вопросах родительства определенных высот. Такие дети отчаянно стремятся всю жизнь порадовать своих родителей, заслужить их одобрение, становятся перфекционистами, забывая о собственных желаниях и стремлениях. Помните, что ваши требования должны соответствовать способностям ребенка. Не следует постоянно твердить ребенку, что он во всем должен быть лучшим. К примеру, если вы замечаете, что ваша дочь любит рисовать, это совсем не означает, что она обязана в будущем стать известной художницей, и не стремитесь сделать из нее таковую. Пусть просто наслаждается процессом.

Родители принимают все решения за кроху

Очень распространенная проблема в семьях с единственным ребенком. Подрастая, ребенок во всем полагается на родителей и боится делать самостоятельные шаги, боится даже думать самостоятельно и принимать собственные решения. Рекомендуется изначально предоставлять ребенку возможность выбора, еще в раннем возрасте. Например, пусть сам решает, какую сказку почитать сегодня вечером. Постарайтесь не забрасывать его советами во время игры – например, когда малыш собирает мозаику (какой кусочек следует выбрать) или когда рисует (какого цвета краска здесь больше подходит).

Ребенок, которого окружают «великаны»

Характер единственного ребенка в семье формируется под непосредственным влиянием и окружением взрослых людей. Психологи называют такого ребенка малышом в «стране великанов». Вы только представьте, каково ему! Сравнить себя с братьями и сестрами нет возможности, у малыша перед глазами всегда лишь могущественные, недосягаемые взрослые люди. Родители уделяют повышенное внимание, всячески поддерживают, но ребенок порой сильно ощущает свое несовершенство и слабость, а в результате может и вовсе разувериться в собственных силах. У единственных детей в семье отмечаются так называемые высокие стандарты исполнения по сравнению со сверстниками, имеющими братьев и сестер. Это означает, что в любом навыке такой ребенок продемонстрирует более высокие результаты, даже если начнет изучать навык позже, чем ровесник, у которого перед глазами есть пример старшего брата или сестры. Но единственный ребенок зачастую получает помощь, и может со временем осознавать себя как постоянно нуждающегося в помощи человека. Чтобы «страна великанов» не оказывала такого негативного влияния на развитие ребенка, оставляйте ему место для инициативы, пусть чаще и больше пробует свои силы, поощряйте попытки ребенка к самостоятельному преодолению препятствий.

Центр Вселенной

Единственный ребенок окружен постоянной заботой, и постепенно привыкает воспринимать помощь взрослых как само собой разумеющееся, начинает в своей слабости ощущать силу и понемногу он учится искусно манипулировать родителями. Родители такого ребенка проявляют больше чуткости к его внутреннему миру и, таким образом, у них больше возможностей оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка. Но привычка использовать для своей выгоды свое положение слабого и ранимого человека может в дальнейшем стать причиной неврозов, постоянной зависимости от окружающих, неспособности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Чтобы не стать заложниками маленького манипулятора, пресекайте попытки ребенка манипулировать вами, игнорируйте злобу, слезы, истерики, четко определяйте границы дозволенного и правила поведения в семье. А поведение ребенка, говорящее о попытках преодоления своих страхов, старайтесь поощрять.

Завышенная самооценка

Вне общения с братьями и сестрами у ребенка может сформироваться неадекватная самооценка. Такой ребенок, окруженный восхищением, заботой и любовью родителей, может считать себя уникальным и ставить себя выше сверстников. На такого ребенка родители, как правило, возлагают большие надежды. Он хорошо учится в школе, на его обучение затрачиваются дополнительные средства (например, привлекаются репетиторы, ребенок посещает различные секции и кружки). Повзрослев, ребенок продолжает получать материальную поддержку. Он стремится быть успешным во всех своих начинаниях, поскольку привыкает с детства быть в центре внимания. Он самоуверен и самолюбив. В обществе сверстников такие дети занимают одну из двух позиций – либо становятся тихонями-одиночками, либо тянут одеяло на себя, стремясь занять в коллективе позицию лидера. В таком случае родители должны помочь ребенку поддерживать свой авторитет в условиях здоровой конкуренции, не опускаясь до сомнительных «подвигов».

Маленький взрослый

Поскольку в детстве единственный ребенок не общается с братьями и сестрами, он может в дальнейшем испытывать определенные трудности в общении со сверстниками, не умея приспосабливаться к другим детям, учитывать их интересы. Зачастую отличается и словарный запас такого ребенка. В его речи присутствуют термины и взрослые выражения, которые непонятны сверстникам, а сам он, в свою очередь, не понимает шутки ровесников. Наедине с собой такой ребенок чувствует себя более уверенно, не стесняется обращаться за помощью при необходимости. Иногда он менее склонен к играм и напоминает маленького взрослого. Речевые навыки у таких детей, как правило, значительно опережают навыки сверстников. Но среди ровесников такие дети мало популярны, что не может в дальнейшем не сказаться на развитии личности. Если ребенок просит сестричку или братика, или даже умоляет завести собаку – все это сигнал об остром недостатке общения с другими детьми. Чаще приглашайте в гости товарищей ребенка, запишите его в кружок или секцию, пусть занимается командными видами спорта.

Правильная организация досуга

Итак, вам необходимо правильно организовать досуг ребенка, чтобы компенсировать то время, которое он проводит в одиночестве.

  1. Ребенок обязательно должен посещать детский сад, игровые площадки, где он будет социализироваться, общаясь с другими детьми.
  2. У ребенка должны быть товарищи по интересам, для этого запишите его в школу рисования, спортивную секцию, курсы иностранного языка и т.д.
  3. Поддерживайте связь с другими членами семьи, пусть ребенок общается с родственниками, особенно полезно общение с двоюродными братьями и сестрами.
  4. Приглашайте других детей в гости, пусть ребенок играет с ними, скорее всего, он также получит ответное приглашение.
  5. Встречайтесь с друзьями, у которых тоже есть дети примерного того же возраста.

Да, существует много причин, по которым родители решают иметь только одного ребенка. Однако такой выбор является ничуть не менее ответственным, чем выбор семей, в которых растут двое детей и более. Сложно ли воспитывать единственного ребенка? Пожалуй, не легче, чем быть единственным ребенком в семье.

Быть единственным объектом опеки и любви родителей – одновременно почётное и довольно сложное испытание для малыша. Он привыкает к привилегиям, любит постоянно находиться в центре внимания. Однако взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы это обособленное положение не принесло ему в будущем проблем. И здесь многое будет зависеть от особенностей воспитания и родительской мудрости.

Наличие одного ребёнка в русской семье ещё сто лет назад было редкостью, сейчас же – обычное дело. Как утверждает статистика, приблизительно 60-65 % семей в России, у которых есть малыши, – это семьи с единственным ребёнком. Женщины в наше время решаются рожать первенцев всё позднее и позднее, поэтому основным препятствием для появления вторых детей становится возраст. Продолжение карьеры, недостаточно высокий уровень жизни и прочие негативные моменты часто приводят к тому, что наличие двух и более малышей становится непозволительной роскошью.

В любом случае, количество детей – это личное решение супругов. Если вы всё ещё не уверены, дарить ли своему уникальному ребёнку младшего брата или сестрёнку, попробуем уточнить, какие плюсы и минусы есть у столь распространенного явления в современной России, как «единственный малыш в семье».

Плюсы

  1. Родители могут удовлетворить все потребности любимого чада. Любые игрушки, дорогие развлечения, одежда на любой вкус и цвет – абсолютно всё, что захочет малыш, мама с папой стремятся претворить в жизнь. Также у единственного ребёнка гораздо больший шанс получить хорошее образование, ведь обучение в престижном вузе стоит немаленьких денег.
  2. Считается, что малыш, растущий без сестёр и братьев, обычно развитее своих сверстников. Довольно спорный пункт, но основания для такого мнения имеются. В случае воспитания одного ребёнка родители сразу замечают все его таланты и творческие задатки. Если он хорошо рисует, то его записывают в кружок по рисованию, если у него есть слух и голос – в музыкальную школу. Обычно родители поддерживают и поощряют любое увлечение единственного ребёнка, будь то желание заниматься спортом или коллекционирование редких и дорогих машинок.
  3. Благодаря особому положению в доме малыш получает массу внимания, заботы и ласки со стороны родителей. А если прибавить бабушек и дедушек с обеих сторон, то такие дети попросту «купаются» в любви. Специалисты, отмечая плюсы подобного обращения, считают единственного ребёнка в семье более устойчивым в эмоциональном плане. Ведь он не знает волнений и тревог, которые связаны с постоянным соперничеством за внимание взрослых.

Возможно, найдутся и другие аргументы в пользу единственного ребенка, но все они, будьте уверены, сведутся к удобствам, в первую очередь, родителей. Да, с одним малышом проще. А когда он подрастает, немногие мамы и папы рискнут заново окунуться в заботы, связанные с младенцем.

Минусы

  1. Дети, безраздельно пользующиеся любовью и заботой родителей, рискуют вырасти «отпетыми» эгоистами. Им порой даже невдомёк, что необходимо идти на компромиссы, делиться с кем-то и поступаться собственными интересами. Поэтому у таких детей часто имеются проблемы с адаптацией в образовательных учреждениях, когда они понимают, что не самые главные, в отличие от дома.
  2. Пожалуй, самый главный минус для такого малыша – ограниченность в детском общении. Многие родители боятся отпускать ребёнка погулять одного во дворе, а некоторые к тому же не желают приглашать других детей в гости. Так что зачастую единственными собеседниками и товарищами по играм становятся телевизор и взрослые.
  3. Иногда такие дети стремятся к совершенству во всех видах деятельности, желая порадовать маму с папой, которые ставят завышенные и нереальные требования. Будучи перфекционистом, единственный ребёнок очень расстраивается, если не преуспевает в учёбе или спорте.
  4. Некоторые родители стремятся окружить свое сокровище чрезмерным вниманием, переходящим в гиперопеку. Если малыш заболеет, через несколько минут у его кроватки собираются медицинские светила. Что-то не получилось в учёбе – мама с папой идут на помощь. Ребёнок уже не хочет прилагать усилия, чтобы достичь нужного результата.

Конечно, есть много примеров того, что такой ребёнок не имеет никаких особых проблем с поведением, легко завязывает приятельские отношения со сверстниками и вырастает замечательным во всех отношениях человеком. Всё зависит от правильно выбранной тактики воспитания и семейных ценностей.

Как воспитывать единственного в семье ребёнка?

Не старайтесь вырастить из него продолжение себя. Позвольте малышу найти свой собственный путь развития, иметь личные предпочтения и делать то, что ему нравится.

В некоторых ситуациях просто необходимо говорить такие важные слова, как «нет» и «нельзя». Никому не нужны пыльные игрушки, с которыми никто не играет. Учите малыша ценить то, что у него имеется в наличии.

Не пытайтесь исправлять его ошибки. Если ребёнок поссорился с другом, получил неудовлетворительную оценку, не убрался в своей комнате, не торопитесь переделывать за него. Умение решать собственные проблемы пригодится ему во взрослой жизни.

Расширяйте круг общения малыша. Вовлекайте его в насыщенную общественную жизнь (спортивные и творческие кружки), чтобы он не скучал, играя лишь в компьютерные игры и наблюдая за детьми по телевизору. Посещайте игровые площадки (помимо детского сада), где он сможет без труда общаться со сверстниками. Если у вас есть друзья с детьми того же возраста, организуйте воскресные посиделки с играми.

Научите его справляться с огорчениями и неудачами. Если малыш не получил главную роль в детском утреннике, его команда проиграла в соревновании или он стал «всего лишь» вторым в конкурсе, научите его справляться с разочарованием. Объясните, что он сделал всё возможное и даже невозможное.

Существует множество причин, по которым супруги решают иметь лишь одного малыша. Однако любящие мама с папой могут вырастить и единственного ребёнка воспитанным и умным человеком. Поэтому хочется напомнить лишний раз, что самое главное для развития детей – не наличие братьев и сестер, а разумные и ласковые родители.

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толко­вании положительных и отрицательных последствий такого исклю­чительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обы­денной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития лич­ности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может одно­значного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единствен­ным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чер­тами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.

Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). По­этому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обяза­тельств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исклю­чительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, суще­ствующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и при­хоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблужде­ние. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллек­туальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родитель­ской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родствен­никами, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единствен­ного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотноше­ниях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами се­мейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любя­щих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцен­тризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При стол­кновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает пере­живать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, по­этому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок - действительно сложная проблема вос­питания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до со­вершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охва­чены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамот­ной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспри­нимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единствен­ный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему вы­сокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Од­нако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отно­шений в детстве требует у единственного ребенка значительного време­ни, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

1 . особенности воспитания одного ребенка в семье.

С рождения единственные дети воспитываются в особой атмосфере. Окруженные только взрослыми людьми, они приобретают более узкий личностный опыт по сравнению с теми детьми, которые имеют братьев и сестер. Психологи еще в прошлом столетии скептически относились к подобной структуре семьи. Но эта однозначная оценка не вполне обоснованна, и в наши дни встречает немало возражений.

Единственный ребенок в семье на протяжении длительного времени общается близко только с взрослыми людьми. Но один в "стране великанов" – это непросто. Ребенок не имеет возможности повседневно сравнивать себя с братьями и сестрами примерно такого же возраста. Постоянно видя перед собой только недосягаемых и знающих обо всем взрослых, ребенок остро переживает личную слабость и детское несовершенство. В результате потери контроля над ситуацией, у ребенка может уйти вера в собственные силы.

Единственный ребенок постоянно находится в поле зрения родителей. Проявляя бдительность, они отмечают моменты, когда у него что-либо не получается, и если возникают малейшие трудности, родители торопятся оказать посильную помощь. В результате подобного отношения ребенок со временем начинает чувствовать собственную беспомощность.

Развиваясь в атмосфере безмерной опеки, единственные дети привыкают принимать услужливость и помощь родителей как разумеющийся факт, требуют ее в любой ситуации, даже когда помощь не требуется. Ребенок начинает осознать силу собственной слабости, начинает злоупотреблять участием и заботой окружающих. Поэтому родители нередко попадают в капкан маленького тирана: во всем ему нужна помощь и ни в чем не получается отказать. Иначе за отказом последует приступ истерики, слезы, капризы или демонстрация слабости. Иногда ребенок применяет и другие методы манипулирования родительским поведением. Например, жалуется на ночные страхи, соматические проблемы (боли в области живота, головные боли и т. п.). Это делается для того, чтобы родители всегда заботились о нем, уступали во всех прихотях. Дети незаметно превращаются в маленьких деспотов, при этом родители, хоть и чувствуют внутреннюю усталость, не понимают, что происходит: делают вывод, что ребенок или очень чувствителен, или действительно чем-то болен.

Единственный ребенок не имеет возможности близкого общения со сверстниками, что нередко приводит к формированию у него неверной самооценки. Единственный ребенок склонен считать себя незаурядной личностью, ставить себя выше окружающих. В школе часто раскрывается завышенное самомнение ребенка, но он изо всех сил стремиться поддержать фальшивый образ самого себя.

Из-за отсутствия возможности общения с братьями и сестрами, единственным детям сложнее найти общий язык со сверстниками. Они не имеют полноценного опыта общения в детском коллективе, не знают, как приспосабливаться к потребностям других детей, не стремятся учитывать их интересы. Нередко единственный ребенок от сверстников отличается и своим лексиконом. В его речи присутствует немало терминов, взрослых выражений, часто не понятных ему самому и сверстникам, он с трудом понимает шутки других детей.

Эти особенности приводят к тому, что единственные дети имеют меньшую популярность среди сверстников, что, безусловно, влияет на формирование личности ребенка. Испытывая дефицит близкого общения с детьми, единственные дети уже в раннем возрасте начинают искать новые контакты. Они уговаривают родителей, чтобы им «подарили» или «купили» сестренку или братика, либо страстно желают завести домашнее животное.

Но, кроме недостатков, в ситуации воспитания единственных детей имеются и положительные стороны. Родители дают им больше внимания и любви. Только если родители "перегибают" с воспитательным процессом, не уступают инициативе ребенка, не предоставляют ему возможности испробовать свои силы, самому справляться с возникшими препятствиями, вреда будет гораздо больше, чем пользы. К сожалению, тенденция большинства родителей именно такова: так как ребенок у родителей один. Но встречаются родители, у которых получается преодолеть свою "слабинку" и создать для ребенка нормальные условия для гармоничного развития .

Родители единственного ребенка имеют высокие шансы развить его способности, проявлять больше внимания к его внутреннему миру, его мыслям и переживаниям. Чем ближе родители к ребенку, тем активнее они влияют на формирование его личности.

Итак, мы выяснили, что отрицательные и положительные аспекты родительского воспитания в семьях с единственным ребенком оставляют наиболее яркий отпечаток в его личности. В социальном плане единственные дети имеют ряд преимуществ над сверстниками. Их развитию и обучению уделяется больше времени, для этой цели привлекаются репетиторы, дети посещают различные кружки. В будущем единственные дети получают лучшую материальную поддержку, что играет важную роль для начала самостоятельной жизни.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

2. позитивные особенности в восп. ед. реб.

Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток времени.

Родители единственного ребенка считают, что он не будет нуждаться ни в чем, будет лучше развиваться и не лишен их внимания, как дети из многодетных семей. Они в чем-то правы, есть и другая сторона медали.

Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности.

Обычно, такой ребенок рано «взрослеет», умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Также, считается, что единственный ребенок вырастет эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами .

Имея много возможностей он может полностью реализовать себя и занять достойное место в обществе.

3. неготивные особенности

В тоже время, единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками. А если в семье ставятся интересы ребенка превыше всего, он может не только вырасти эгоистом, но и не уметь учитывать интересы других.

Очень часто на единственного ребенка возлагаются большие надежды или с помощью него родители хотят осуществить свои не реализованные мечты и задумы. Все это накладывает отпечаток на психику ребенка, а не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка

4.проблемы родителей при воспитании одного ребенка

Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко .

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Единственный ребенок, как правило, опережает сверстников в интеллектуальном развитии, ведь ему одному достаются все силы, все время и внимание родителей и родственников. Такие дети раньше начинают говорить, читать, с ними много занимаются, стараясь развивать любые способности.

Находясь преимущественно во взрослой компании, ребенок часто слышит серьезные разговоры и учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением считаются, его самооценка при этом повышается. Но многие взрослые признаются себе: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И то, что в большой семье дети получают естественным путем, в процессе общения, игры, благодаря необходимости выстраивать отношения с самыми разными людьми, единственный ребенок может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.

Психологи советуют родителям в первую очередь понять, почему они больше не хотят детей. Это важно. Заводить ребенка не ради него самого, не ради его жизни, а для себя -- нередкий вариант. В этом случае все ожидания, все надежды переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный образ и встраивают малыша в искусственную схему. Это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка. Нужно признать, что ребенок -- совершенно отдельное существо, он имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении .

Единственному ребенку нужно предоставлять те способы взаимоотношений с людьми и с жизнью, которые естественным путем формируются в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы не вынуждать ребенка перескакивать через ступеньки этого естественного, природой

Многие родители, вспоминая свое нерадужное садовское детство, не хотят того же для своих детей. В лучшем случае ребенок идет в сад перед поступлением в школу. Если у вас один ребенок, отдайте его в детский сад и желательно не позже четырехлетнего возраста. Ему очень нужен коллектив!

Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном напряжении. Их ребенок одновременно и первый и последний, он - их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому они стремятся выполнить все правильно.

Озабоченность родителей и привязанность к ребенку возрастают, если этот ребенок единственный, ведь в этом случае родители и ребенок "настроены" друг на друга. Тесная близость заставляет обе стороны неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Часто один ощущает эмоциональный дискомфорт, когда второй попадает в беду или чем-то расстроен.

При таких интенсивных отношениях часто случается, что родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям родителей.

Живя под неослабным родительским вниманием, ребенок относится к ним как к самым важным людям в мире и наслаждается таким же отношением к себе .

Союз двух родителей и одного ребенка кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую семью, ребенок переживает сильное потрясение.

Разрушен мир, вращавшийся вокруг него. Теперь рядом с ним стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться к реакциям матери, которые кажутся новыми и малоприятными. Часто у единственного ребенка в семье развод отбирает немало из того, к чему он привык.

Единственному ребенку может быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Такие близкие, такие любимые - чью сторону принять? Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Помните о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод.

Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые порой могут стать причиной для беспокойства. Это само ощущение единственности, влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.

Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются .

Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.

Один ребенок в семье

Интервью с Ириной Яковлевной Медведевей, практиком психологом, вице - президентом Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, публицистом, членом Союза писателей России.

Ирина Яковлевна, как влияет на психику ребенка то, что он растет в семье один. Какие плюсы и минусы у этой ситуации?

Я не согласна с общепринятым мнением, что для ребенка это обязательно очень вредно. У меня есть знакомые, которые воспитывались в многодетной семье и выросли эгоистами, и друзья, которые были единственными детьми, но стали очень отзывчивыми и общительными людьми. Я хорошо знаю одну семью, где растет трое мальчиков. Так вот, старший привык во всем помогать матери, средний равнодушен к делам семьи, а младший - законченный эгоист. Поэтому, мне кажется, что та жесткость, которая существует в этом вопросе, не соответствует истине. Совсем не обязательно, если ребенок растет один в семье, он станет эгоистом. Хотя, конечно, если мы рассмотрим по-настоящему многодетную семью, где четверо-пятеро и больше детей, то в таких семьях почти никогда не вырастает детей, замкнутых на себе.
Если говорить о плюсах и минусах воспитания единственного ребенка, то дети, у которых есть братья и сестры, совершенно по-иному воспринимают жизнь. Во-первых, у таких детей выше "уровень защиты", чем у ребенка, который растет один. Малышей защищают братья и сестры. И даже в том случае, если старшие реально не могут защитить младшего, поскольку сами еще малыши, младший все равно ощущает защиту, он чувствует, что не один. Ребенок уже не боится, что его могут обидеть хулиганы. Да и таких детей, как правило, не обижают. Задиры обычно не пристают к малышам, у которых есть братья или сестры, поскольку знают, что последние обязательно вступятся.
Кроме того, сегодня детей крайне редко отпускают на улицу, поэтому братья и сестры обеспечивают ребенку необходимое детское общество, становятся товарищами по играм.

Отсюда вытекает следующий вопрос: не возникает ли у единственных детей чувства одиночества?

Конечно, возникает. Именно поэтому подавляющее большинство детей просят родителей подарить им братика или сестричку. Но, конечно, если уж так получилось, что ребенок в семье один, взрослые просто обязаны компенсировать ребенку отсутствие братьев и сестер, организовав какое-то детское общество. Я уже сказала, что сегодня детей мало отпускают на улицу, поэтому родители должны разрешить ребенку принимать гостей. И важно, чтобы инициатива исходила от самих мам и пап, поскольку ребенок не может приглашать к себе других детей без их разрешения. А сейчас, к сожалению, есть родители, которые не любят приглашать друзей ребенка к себе домой, притом, что прекрасно знают о чувстве одиночества у малыша. Взрослые предпочитают включить ребенку телевизор, видеомагнитофон, компьютер, лишь бы не принимать у себя чужих детей.

Существует мнение, что единственные дети более развиты по сравнению с детьми из многодетных семей, поскольку им больше уделяется внимания, ими больше занимаются, усиленно развивают. Насколько оправдано такое мнение?

Думаю, что это тоже все очень индивидуально. В многодетных семьях дети сами развивают друг друга, младшие тянутся за старшими. Да и потом сейчас так много родителей, которые и об одном-то ребенке почти не заботятся. И, наоборот, я знаю многодетную семью, где 8 детей, и все дети очень развиты, играют на музыкальных инструментах, изучают языки, живопись, танцы. Сейчас вообще очень много мифов о воспитании детей. В том числе и миф о том, что ребенок, который растет один, якобы получает больше: больше внимания, тепла, общения.
Видите ли, зачастую одного ребенка рожают эгоистичные родители, которые не склонны дарить собственные силы, время кому-то, даже собственному ребенку. Так что, как раз очень может быть, что такой ребенок не дополучит от родителей любви и внимания. А ведь любовь очень тесно связана с развитием души, эмоциональной сферы.

Бытует мнение, что единственного ребенка легко избаловать. Это так?

Обычно, да. Особенно, если это поздний ребенок. Вокруг малыша начинают крутиться все родственники, не только отец и мать, но и бабушки, дедушки. Если так получилось, что ребенок в семье один, родители обязательно должны корректировать эту ситуацию, понимая, что есть опасность детоцентризма. Родители должны особое внимание обращать на то, чтобы ребенок охотнее делился. Ребенку из многодетной семьи волей-неволей приходится делиться, а ребенок из однодетной семьи может вырасти жадным. Поэтому необходимо усилить внимание в этом вопросе.
Единственный ребенок может часто жаловаться на свое самочувствие, постоянно требовать игрушки, а когда подрастет - модные вещи. В таком случае родители должны в буквальном смысле искать ситуации, когда ребенок мог бы о ком-то позаботиться, чем-то поступиться, от чего-то отказаться. Иными словами, взрослые должны искусственно создавать те ситуации, которые в многодетных семьях возникают естественно.

Какие проблемы могут возникнуть у такого ребенка в коллективе?

Проблемы, связанные с тем, что единственному ребенку обычно трудно делиться и уступать. Ведь малыш привык к тому, что его окружают взрослые, которые во всем уступают маленькому. И вот когда ребенок попадает в детский коллектив, он по привычке ведет себя так, будто его окружают взрослые. Тут-то и начинаются конфликты, столкновения. Однако у ребенка, родители которого с самого начала корректируют воспитание, таких проблем не возникает - ребенок уже умеет общаться со сверстниками и понимает, что дружба во многом строится на компромиссах.

Многие мамы и папы полагают, что единственные дети конкурентные, поэтому у них сильнее развиты лидерские качества.

Это скорее качества псевдолидерства. Лидерские качества как раз лучше развиваются в многодетной семье, поскольку лидерство всегда связано с умением выслушать других, уступить и всех расставить на свои места. А это скорее умеют дети, у которых есть братья и сестры. Поэтому если говорить о лидерстве, думаю, что в многодетной семье больше вероятности формирования лидерских черт у ребенка. А вот если ребенок привыкает, что мир крутится вокруг него, у него могут появиться качества выскочки, псевдолидера: малыш во всем должен быть первым, главным, всегда выигрывать, занимать ведущие места в играх и т.д.

Сегодня нередко возникает ситуация, когда родители фактически оставляют ребенка на воспитание бабушки и дедушки, и таким образом теряют авторитет в глазах ребенка. Как родителям выстраивать отношения с ребенком, если малыш начинает относиться к маме и папе, как к братьям и сестрам?

В любой ситуации, связанной с воспитанием, с проблемами ребенка, виноваты, прежде всего, сами родители. Если родителям нравится быть юношами и девушками, то они обычно и играют с ребенком в равенство, просят называть их по именам, встают "на одну доску" с малышом. Соответственно начинают себя вести бабушки и дедушки. Когда они видят, что молодые мама и папа не хотят занимать место родителей, то они очень часто берут на себя главенствующую роль. А если новоиспеченные мама и папа желают сразу перейти в ранг родителей, то это видят и чувствуют бабушка с дедушкой, и начинают иначе относиться к своим детям, перешедшим в другую категорию. В таком случае авторитет родителей не бывает задет в глазах ребенка.

Отличается ли поведение единственного ребенка, попавшего в какую-то экстремальную ситуацию, например, в агрессивный коллектив, от поведения детей из многодетных семей?

Думаю, дети из многодетных семей скорее встанут на защиту слабого, обижаемого. Поскольку у них есть такой навык. Дети, у которых есть братья и сестры, легче уступают, не "лезут в бутылку", поэтому им проще находить выход из сложных, спорных ситуаций. Такие ребятишки в силу жизненных обстоятельств привыкают быть более терпимыми, снисходительными к инакости других детей, к неприятным выходкам братьев и сестер, к тому, что у них могут отнять игрушку, съесть их кусок шоколадки и т.д. Так что, конечно, детям из больших семей легче уживаться в любом коллективе.

А как в данном случае можно подготовить ребенка, чтобы он не пострадал?

Подготовить ребенка можно, обеспечив ему детский коллектив. И лучше, чтобы это были не только сверстники, но и младшие, и старшие дети. Кроме того, отличным подспорьем для родителей может стать хорошая детская литература, в которой рассматриваются самые разные ситуации. Ведь детская литература существует, в том числе, и для того, чтобы ребенок усваивал самые разнообразные модели поведения. Если же у ребенка какие-то серьезные проблемы в общении с детьми, стоит прибегнуть к ролевым играм, к сценкам с куклами. Родители вместе с ребенком могут разыгрывать сценки подобные тем, которые вызывают трудности у малыша, и предлагать наиболее безболезненные выходы из конфликтных ситуаций.

Будет ли ребенок переносит положение однодетности на свою будущую семью?

По-разному может быть. Я, например, знаю несколько людей, которые выросли в однодетной семье, и именно поэтому стремились иметь большую семью, так как всегда мечтали о большом количестве родственников. И, наоборот, у меня есть знакомая, выросшая с шестью братьями и сестрами, которая призналась мне, что она могла бы иметь много детей, но родила лишь одного малыша, потому что устала быть старшей сестрой. Думаю, здесь нет жесткого правила.
Но, по моему мнению, многодетная семья - это огромное счастье. И если родители правильно строят отношения, это радость и для детей.

Интервью взяла: Кристина Сандалова



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»