Как реагируют дети на похвалу. Хвалить ли ребёнка? Молчание – знак согласия

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Ольга Родионова
Родительское собрание «Наказание или поощрение, кнут или пряник?»

Наказание или поощрение , кнут или пряник ?

Цель беседы : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей; посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний , переосмыслить их.

Родители и педагог сидят в кругу. Психологический приём : взяться за руки, передать тепло через рукопожатие и улыбку, положительно настроиться на беседу.

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все, проблеме наказаний и поощрений . Наверное, всем известны противоречащие друг другу поговорки : «Пожалеешь рОзог – испортишь ребёнка» и «Доброе слово и кошке приятно» . Какой же из них следует верить? Наказывать ребёнка , чтобы его не избАловать, или всё-таки лучше ориентироваться на поощрение ? В этом главный вопрос воспитания «кнутом или пряником » . И я хотела бы вас спросить :

Как часто вы хвалите своего ребёнка?

За что вы хвалите его?

Какие поощрения вы используете ? (словесные, материальные)

Часто хвалить и захваливать ребёнка является мнением спорным и непривычным. Общепринятая точка зрения сводится к тому, что часто хвалить не следует, преувеличенно – тем более, а уж на пустом месте – это и вовсе нонсенс. Обычно родители ребёнка хвалят в меру или только за дело…

А как ваш ребёнок реагирует на похвалу? (очень радуется, счастлив, когда его хвалят)

То есть, получается, что мы, родители , знаем и видим, как ребёнок жаждет похвалы, но даём её ребёнку скупо, скудно, маленькими дозами.

Вы согласны со мной? А почему мы так делаем?

(чаще всего родители отвечают : «Захвалишь, он нос задерёт. Чего хвалить, когда хвалить не за что? Он же прекрасно знает, что это неправда.)

Давайте разберём один пример : мама с красивой, нарядной дочкой приходит в гости. Вежливые гости восклицают : «Ой, какая красавица!» Польщённая мать, тем не менее, обрывает восторги словами : «Не надо при ребёнке, это не педагогично» . Зато мама вполне педагогичным считает как можно чаще и как можно подробней указывать дочке на её недостатки прилюдно.

Как вы считаете, мама права?

Да, вы правы, прилюдная похвала ребёнка повышает его самооценку, а прилюдная критика занижает его достоинства. Да и нам, взрослым всегда хочется соответствовать не всегда справедливой похвале (лесть, а приятно) . Вы все знаете, что женщина чахнет, меркнет, увядает без комплементов. Умная жена никогда не забудет похвалить своего далеко не идеального мужа, а глупая твердит с утра до ночи о его бездарности и лени, а потом мы удивляемся, что он запил, ходит на сторону или вообще ушёл из дома. И это мы, взрослые люди, у которых уже сформировалась самооценка. Что же говорить о ребёнке? Ведь у него ещё нет или почти нет опыта самоутверждения : он не держал экзамены, не получал прибавку к зарплате за хорошую работу, к нему не обращались за советом как прекрасному специалисту. Ребёнок, не знающий пока себя и своих возможностей, в гораздо большей степени, чем взрослый, зависит от оценки окружающих. Может, поэтому дети так любят почётные грамоты, вымпелы, значки и премии? Такие знаки отличия дают им осязаемое реальное подтверждение их состоятельности, стимулируют к новым достижениям.

Скажите, пожалуйста, можно ли хвалить ребёнка на пустом месте?

Многие говорят, что это сущий вздор. Да, иногда вздор, а иногда остроумный педагогический приём. Вот, например, ваш сын – трус. Больше всего он боится ходить по тёмным улицам. Сказать ему, что он – храбрец, уж больно неправдоподобно, не поверит. Но если мама идёт со своим сыном по тёмной улице, крепко держа его за руку, и при этом говорит : «Ты знаешь, когда я с тобой, я ничего не боюсь» , - есть надежда на благие перемены.

Как вы думаете, ребёнка нужно только хвалить? А можно ли ему делать замечания?

Да, замечания делать нужно. Без этого нет воспитания. Но важны дозировка и форма. Можно сказать : «Ай-ай-ай, какой ты неряха! Опять разбросал игрушки!» А можно и по-другому : «Какой прекрасный дворец ты построил! Как настоящий архитектор! Вот если ты ещё конструктор соберёшь в коробку – я буду счастлива!»

Помните, в слове заключается не только информативный, но и эмоциональный смысл. Слово обладает магической силой. Оно творит ту или иную реальность. Общеизвестен пример : загипнотизированному говорят, что дотронуться сейчас до его спины раскалённым железом, а дотрагиваются пальцем. Но на его коже вскакивает волдырь, как от сильного ожога. Влияние родителей на ребёнка вполне сопоставимо с властью гипнотизёра. Ребёнка же, в свою очередь, можно сравнить с домом, в котором много-много окон. Какое свойство будешь выкликАть – такое и выглянет. Старайтесь почаще выкликАть доброе и не будите лишними криками дурное! И, конечно же, невозможно вырастить ребёнка без запретов и наказаний .

Часто ли вы наказываете своего ребёнка ?

За что вы его наказываете ?

Какие формы наказания вы используете ?

Действительно, настоящая родительская любовь меньше всего похожа на рассеянное умиление своим ребёнком. Практически никто не сомневается в том, что нет ничего страшнее телесных наказаний . Особенно недопустимы пощёчины – это самое унизительное, что может быть для ребёнка, да и для взрослых.

Некоторые родители считают , что в качестве наказания можно не разговаривать с ребёнком весь день. Скажите, это правильно?

Мир ребёнка – это вы, его родители , его семья, поэтому, когда вы перестаёте с ним разговаривать, он чувствует, что весь мир от него отвернулся. Это тяжёлая артиллерия, и пользоваться ей нужно в самых крайних случаях. Очень полезно наказывать лишением чего-либо , каких-то сладостей, предметов, развлечений. Но часто родители бояться лишить ребёнка самого дорогого для него, считая, что это чересчур жестоко, а потом удивляются, что наказание не действует .

Как вы думаете, почему?

Да они лишили его того, без чего он вполне может обойтись. Какое же это наказание ? Ещё принято утверждать, что родители в вопросах воспитания детей должны выступать «единым фронтом» .

Как вы понимаете выражение «единым фронтом» ?

Да, не должно быть противоречий между родителями в вопросах воспитания ребёнка. Вы считаете это правильно?

Конечно, родители должны быть едины в главном – в представлениях о добре и зле. Но если мать поставила ребёнка в угол, и он уже там постоял, прав будет тот отец, который пожалеет наказанного ребёнка . Конечно же, он не подвергнет сомнению авторитет матери, соглашаясь со справедливостью наказания , но всё равно пожалеет. Что делаем мы, поссорившись с мужем (с женой? Звоним подруге, идём «посидеть с ребятами» , просто уходим на работу. Короче говоря, у взрослых есть та или иная отдушина. А куда деваться ребёнку? Кому он пожалуется на своё страдание? Ведь он страдает, даже если знает, что наказан за дело . Несокрушимый оплот родителей невыносим . Да и наша цель вовсе не в том, чтобы помучить ребёнка! Важно лишь следить за тем, чтобы роли карающего и милующего не закреплялись. Сегодня накажет мама , а пожалеет папа. А завтра наоборот. Очень естественно, когда жалеет бабушка. И не надо её за это упрекать. Так было во все времена.

Итак, ребёнок обучается благодаря «обратной связи» с внешним миром. Если родители одобряют тот или иной его поступок, то он стремиться его повторить. Если, наоборот, порицают его действия, то он старается больше так не делать. Если же нет никакой «обратной связи» - ни похвали, порицания – то ребёнок просто не знает, как быть. У него нет стимула повторять хороший поступок или отказываться от неверных действий.

И очень хочется вам пожелать : поощряйте и восхищайтесь тем , что хотели бы видеть в ребёнке постоянно. Подчёркивайте то лучшее, что уже вложено в вашего ребёнка, чтобы создать у него самоуважение и уверенность в своих силах.

Известно, что для того чтобы у ребенка был стимул учиться и помогать родителям, нужно его хвалить. Однако мало кто знает, что, для того чтобы похвала работала в конкретной семье по отношению к конкретному ребенку, важно найти правильную форму для похвалы. Как это сделать, мы спросили психолога, директора тренингового центра "Школа успеха" Дарью Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua).

Есть дети, которые жить не могут без похвалы, а есть такие, которых похвала не стимулирует или стимулирует незначительно. Чтобы определить, на похвалу и какая форма похвалы эффективна для ребенка, существуют такие способы:

конечно, лучше всего обратиться к психологу, который с помощью специальных тестов поможет определить тип ребенка;

наблюдая за ребенком, постараться самим определить, как он относится к похвале. Для этого проделайте следующий позитивный эксперимент: в ответ на какие-то его действия и понаблюдайте за его реакцией. Если он сразу же воодушевится, постарается продолжить или закончить начатое дело, значит, похвала работает как мотивация. Если же ребенок никак не отреагировал, отвлекся на игрушки или компьютер, сказал: "Давай потом!", – соответственно, для ребенка это не является таким стимулом. Желательно этот эксперимент повторить несколько раз. Вполне возможно, что вы не подобрали тех значимых слов, которые ребенком будут восприниматься как похвала.

Форма похвалы

Самый простой способ – спросить самого ребенка, что для него является похвалой. Какую форму поддержки он хотел бы получить? Что в сложной ситуации будет для него толчком, позволяющим двигаться дальше? Часто дети не сразу могут ответить на этот вопрос, но важно понимать, что для разных детей форма мотивации может быть разной. Одного можно поддержать словами, для другого поддержка может выражаться через прикосновения. Например, к психологу пришел ребенок, которому сложно давалась математика, он был уверен, что у него это не выйдет. По рекомендации психолога, мама подходила и просто крепко обнимала ребенка. Потом говорила: "Сыночек, ты у меня очень умный. Я знаю, что у тебя получится. Давай я помогу тебе разобраться с этим правилом, а дальше ты увидишь, что задачу ты решишь". Через прикосновение , а слова мамы о том, что она верит в ребенка и тот факт, что она не бросает его один на один с проблемой, а готова на начальном этапе помочь разобраться, давало стимул двигаться дальше. В данном случае это оказалось намного эффективнее, чем просто сказать: "Сынок, давай разбирайся, у тебя все получится". Для некоторых детей, кроме слов, важны еще определенные формы вознаграждения. Например: "Когда ты закончишь с математикой, ты сможешь покататься с ребятами на скейте". Ожидание вознаграждения для ребенка может являться такой сильной мотивацией, что он перестанет оттягивать выполнение домашнего задания на неопределенный срок, а быстро сделает и получит обещанный подарок.

Правильные слова

Часто взрослые для похвалы используют те слова, которые им самим хотелось бы слышать. Но для каждого ребенка эти слова разные. И если вы выяснили – путем позитивного эксперимента или же по словам самого ребенка, какие слова он хочет от вас слышать, желательно их записать. Когда вы начнете употреблять именно эти важные и значимые слова, они будут для ребенка и поддержкой, и мотивацией. Кто-то из детей называет такие слова, как "Я тебя люблю". Другие говорят: "Я никогда не слышал от мамы, что я умный и талантливый", или: "Я бы очень хотел, чтобы мама замечала, что я сильный. А мама говорит, что я слабак и не могу с этим справиться".

Мотивация "от обратного"

Есть категория детей и взрослых, которым нужно показать негативные возможности развития того, что они что-то не сделают. Например, одному ребенку, когда он не хотел делать уроки, родители говорили: "Сынок, если ты не будешь учиться, у тебя не будет достаточно знаний, и ты в будущем не сможешь поступить в вуз и получить хорошую работу. Тогда тебе придется работать дворником". Они даже специально водили его рано утром на улицу, чтобы показать работу дворника. Когда ребенок увидел, в чем заключается эта работа и представил, что это нужно делать каждый день, для него напоминание об этом стало самой сильной мотивацией к учебе. Безусловно, если одни и те же слова (как, например, про дворника) повторять каждый раз, когда ребенок не справляется, за 11 лет учебы в школе эта форма мотивации потеряет свою остроту и стимул. Желательно, чтобы каждый год родители переспрашивали о значимости слов мотивации для ребенка и старались использовать именно их.

Татьяна Корякина

Нина Анатольевна Анучина,

воспитатель гр. «Смородинка»

Похвала нужна каждому человеку, чтобы чувствовать себя более уверенно, а уж детям она просто необходима. Насколько вы щедры на похвалу, вам поможет узнать тест.

1. Если вы хотите похвалить ребёнка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе» — 1
б) «молодец» — 3
в) «хорошо» — 5
2. Как ваш ребёнок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается – 3
б) принимает как должное – 1
в) воодушевляется – 5
3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелуи и объятия – 1
б) подарок – 5
в) деньги – 3
4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребёнок убрал за собой игрушки – 1
б) получил «пятерку» за поведение – 3
в) по собственной инициативе помог бабушке – 5
5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка самая лучшая – 1
б) укажете на недостатки, но и укажете достоинства – 3
в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими – 5
6. Когда вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:
а) гордость – 5
б) нежность – 3
в) восхищение – 1
7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребёнок по-своему талантлив – 1
б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый – 3
в) любую способность можно развивать – 5
8. На спортивных соревнованиях ваш ребёнок прибежал последним. Что вы ему скажете?
а) пристыдите – 3
б) похвалите за умение идти до конца – 1
в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы – 5
9. Ребёнок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция:
а) будете дополнять его рассказ – 1
б) станете иронизировать по поводу его «скромности» -5
в) переведете разговор на другую тему – 3
10. Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу – 5
б) купить хорошие краски и кисти – 1
в) посещать с ним выставки и музеи – 3
11. Воспитатель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ребёнка. Что вы скажете своему ребёнку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его товарища – 5
б) станете хвалить товарища, чтобы у вашего ребёнка появилось желание выполнять так же хорошо – 3
в) предложите исправить те ошибки, которые отметил воспитатель – 1
12. Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней – 5
б) проигнорируете ее высказывания – 3
в) согласитесь из уважения к ней – 1
13. Ребёнок жалуется, что его дразнят дети. Как вы его успокоите?
а) «они глупые и невоспитанные!» — 1
б) «не слушай их, ты у меня самый лучший!» — 3
в) «давай подумаем, почему они к тебе так относятся» — 5
14. У ребёнка не получается работа, и он отказывается продолжать её. Как уговорить его?
а) напугать плохой оценкой работы – 3
б) выразить сочувствие – 1
в) предложить помощь – 5
15. В порыве гнева вы можете назвать своего ребёнка:
а) «бестолочь» — 5
б) «моё наказание» — 1
в) «подлец» — 3

Подводим итоги:
16-37 баллов

Ваш ребёнок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив здравой критикой, вы поможете ему трезво оценить свои возможности.

38-59 баллов

Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм. Опираясь на эмоциональное состояние, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60-80 баллов

Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки, и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребёнок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Азбука похвалы для ребёнка

1. Молодец!
2. Удивительно!
3. Великолепно!
4. Прекрасно!
5. Незабываемо!
6. Это трогает меня до глубины души.
7. Остроумно.
8. Талантливо!
9. Ты сегодня очень много сделал.
10. Уже лучше.
11. Потрясающе!
12. Поразительно.
13. Красота.
14. Очень ясно.
15. Очень эффектно.
16. Ты просто чудо.
17. Здорово!
18. Ты ловко это делаешь.
19. Ты меня порадовал.
20. Я горжусь тобой.
21. Мне очень важна твоя помощь.
22. Ты мне необходим.
23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
24. Научи меня делать также.
25. Я знал, что тебе это по силам.
26. Никто мне тебя не заменит.
27. Я сам не мог бы сделать лучше.
28. Хорошо!
29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
30. Лучше, чем все, кого я знала.
31. Грандиозно.
32. Именно этого мы давно ожидали.
33. Сказано здорово – просто ясно.
34. Экстра – класс.
35. Ты самый одаренный.
36. Отлично!
37. Еще лучше, чем вчера.
38. Классно.
39. Неподражаемо.
40. Как в сказке.
41. Ярко, образно.
42. Прекрасное начало.
43. Ты на верном пути.
44. Ты и в этом разобрался.
45. Это как раз то, что нужно.
46. Поздравляю.
47. Я очень счастлива.
48. Работать с тобой просто радость.
49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
50. Для меня нет никого красивее тебя.
51. Тут мне без тебя не обойтись.
52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
53. Замечательно!
54. Несравненно.
55. Верю в тебя!
56. Вот это да!
57. Желаю тебе успеха!
58. Настоящий мастер!
59. Так держать!
60. Фантастика!
61. Ценю твои старания!
62. Умница!

Вас часто в детстве взрослые хвалили? Меня – нет. Почему-то моя мама считала, что нужно, чтобы «люди похвалили». А, возможно, хвалила, как все русские, «когда дитя спит».

В результате у меня длительное время была очень заниженной. Я всего боялась. А вдруг я что-то сделаю не так? Что люди скажут?

Своих детей я стараюсь хвалить. Знаю, насколько это важно не только ребенку, но и взрослому человеку. Ведь не зря в народе говорят, что от похвалы и крылья вырастают.

Итак, женский сайт «Красивая и Успешная» подобрал самые лучшие советы о том, как правильно хвалить ребенка.

Как часто хвалить?

Похвалы должно быть в меру. Ее не должно быть много, но и не должно быть мало. И она должна быть уместна.

Многие склонны полагать, что частая похвала побуждает ребенка к стремлению сделать что-то еще лучше. На самом деле частая похвала может вызвать обратную реакцию. Дети будут подсознательно нуждаться в постоянной похвале. У них возникнет зависимость от этого. Им захочется, чтобы хвалили каждое действие.

Как говорят психологи, став взрослыми, захваленные дети будут ждать, когда их погладят по головке за выполненную работу. Они не будут адекватно реагировать на критику, ведь они с детства приучены на каждом шагу слышать: «Какой ты молодец!».

За что хвалить?

Хвалить ребенка нужно правильно: за его поступки и действия. Не говорите просто, что он молодец, а расскажите, что он сделал что-то намного лучше, чем делал до этого. И все это результат его работы над собой, его упорство и труд.

Предлагаем вам пример, как можно построить разговор в определенной ситуации.

  • Ваша восьмилетняя дочь хорошо расчистила снег во дворе. Вам понравилась ее работа. Вот вариант разговора, который может произойти между мамой и дочерью.

— Я даже подумать не могла, что ты смогла убрать столько снега за один день!

— Я старалась и смогла.

— Во дворе было так много снега!

— Я все сама убрала.

— Ты отлично потрудилась!

— Я старалась.

— Теперь на двор приятно посмотреть и папа сможет в гараж без проблем проехать.

— Да, стало так красиво!

— Спасибо тебе, мое солнышко!

— За что спасибо? Мне так нравится вам помогать.

Мама похвалила работу дочери, а та почувствовала свою значимость.

Итак, первое правило – поощрять нужно поступки сына или дочери. Нужно разговор строить так, чтобы малыш сам сделал вывод о своих поступках.

Когда хвалить и за что?

Если вы застали дитя за работой и увидели, что он делает что-то очень хорошо, поощряйте его прямо сейчас. Эффект похвалы только усилится.

Все мы понимаем, что похвала зависит от возраста малыша. Дошкольнику важна всякая похвала, которая будет вдохновлять его к дальнейшим действиям. А вот с детьми постарше нужно учитывать некоторые тонкости.

  • Так, хвалить нужно за определенный подход к решению задачи или новый подход к решению проблемы, что в дальнейшем будет стимулировать его искать пути решения, если будут возникать проблемы. Важно, чтобы похвала стала толчком в дальнейшем сделать что-то еще лучше.

Как чаще всего взрослые хвалят детей? Какие фразы мы чаще всего слышим на площадке или в саду (школе)?

  • Молодец!
  • Ты – самая лучшая (красивая, умная, талантливая) девочка в мире.
  • Ты лучше всех рисуешь (поешь, танцуешь).

Казалось бы, что плохого в такой похвале? Но опасность такой формулировки заключается в следующем:

  • Вы оцениваете личное качество, а не действие. А если у него в следующий раз не такой хороший рисунок получится?
  • К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.
  • От частой похвалы ребенок становится зависимым от оценки окружающих их людей. Он не умеет оценивать свое поведение, а ждет, кода его оценят другие.

— У меня никогда ничего не получается!

— Неправда, у тебя все получилось!

— Нет, ты так говоришь, чтобы я не расстраивался.

Примерно такой разговор возникает со взрослыми, когда дети начинают замечать свои недостатки и понимать, что их поступки или действия всегда ранее одобряли, выполнил он все хорошо или плохо.

Похвалы должно быть в меру, при этом родители не должны ограничиваться стандартным «молодцом».

Как правильно хвалить?

Похвала состоит из двух частей – наши слова и выводы ребенка о себе.

Говорить общие фразы: «Молодец», «Прекрасно», «Чудесно» — легко, но неправильно. Фразы, которые мы должны использовать, чтобы одобрить действия детей, должны носить оценку самого поступка, а ребенок сам должен оценить себя.

Важно строить похвалу, придерживаясь принципа «от себя».

Не – ты молодец, а – мне нравится, как ты…

Вот примеры, как правильно строить предложения, чтобы похвалить ребенка:

Неправильно Правильно Как это слышит ребенок?
Ты молодец, что помыл посуду Мне так нравится, как ты вымыл посуду. Она такая чистая. Я сделал все хорошо, и мою работу оценили
Ты неплохо написала сочинение для своего возраста Твое сочинение меня растрогало и впечатлило Я справилась с такой сложной задачей
Ты хорошо работаешь с деревом Кормушка, которую ты сам сделал, очень мне понравилась Я умею что-то делать своими руками
Ты убрала лучше в кухне, чем это делаю я Огромное спасибо, ты так хорошо убрала сегодня в кухне, теперь у меня свободный вечер Я помогла маме

Внутренняя положительная оценка своих поступков и действий в будущем определит, будет ли самооценка адекватной у ваших детей, когда они подрастут.

Несколько важных правил

Женский сайт сайт составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.

  1. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми.
  2. Никогда не критикуйте при детях их сверстников, ставя своих детей выше. «Как хорошо, что ты это сделал намного лучше, чем Петя». Ваши дети будут в дальнейшем стремиться избегать сложных задач, чтобы не ошибиться, как Петя, с которым вы его ранее сравнили. Ведь он боится потерять звание ребенка «лучше, чем Петя».
  3. Сравнивайте его с «собой вчерашним», то есть, с самим собой.
  4. Никогда не сравнивайте между собой. Если вашему старшему легко давалась математика, это не значит, что об этом все время следует напоминать младшему, которому математика не дается. Вы плохо повлияете на обоих: и на старшего, у которого начинает зашкаливать самооценка, и на младшего, у которого она падает.
  5. Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
  6. Будьте конкретными. Не говорите общими фразами, а описывайте, что именно вы одобряете.
  7. Не ждите совершенства и не скупитесь на одобрение. Ели вы будете ждать от детей идеально выполненного задания или решения задачи, то разочаруетесь, если этого не увидите. Оценивайте даже маленькие шажки и попытки сына или дочери сделать что-то лучше, чем было.
  8. Не ворчите на детей. Если ребенка не хвалят, а постоянно критикуют, он к этому привыкает и никак не старается сделать что-то лучше. Зачем ему стараться?
  9. Эмоции более выразительны, чем слова: не льстите и не преувеличивайте заслуг. То, как вы это говорите, намного важнее, чем то, что вы говорите. Обычное «спасибо» можно сказать по-разному. Поощряйте детей искренне.
  10. Хвалите, но не перехвалите. Все имеет свои границы. Если вы проявите чрезмерный энтузиазм и будете захваливать сына или дочь, они почувствуют давление с вашей стороны. Дети зададут себе вопрос: «А если в следующий раз у меня не получится сделать это также хорошо? Что обо мне подумают родители?».
  11. Не льстите детям. Дошкольников не бойтесь хвалить часто, но при этом не забывайте, что лесть и похвала – не одно и то же. Лесть развивает гордыню.
  12. Не вспоминайте прошлых промахов. «Я так боялась, что ты и в этот раз не справишься, но ты сделал намного лучше». Такая формулировка похвалы неправильная.
  13. Хороший вариант одобрения действий ребенка – рассказать о его достижениях в разговоре с третьими лицами так, чтобы он это ненавязчиво слышал. Но при этом важно не переиграть. Сделать это можно, например, в телефонном разговоре с бабушкой: «Как Анютка эту задачу решила? Я даже не сразу о таком способе догадалась. Как она это сделала?».

Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить. Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.

Похвалу можно сравнить с топливом, которое нужно правильно заливать.

Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности. При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу.

Доброе время суток!

Сегодня заметила то, как мой ребенок реагирует на похвалу. Ему сейчас 1,9 мес., я и раньше замечала, что он не равнодушен к моим замечанием, но именно в последнее время я стала замечать как он озаряется лучезарной улыбкой при таком простом слове: «Молодец!» А сегодня еще кивает головой в ответ)) и делает, делает еще раз, чтобы снова его похвалили. Как мило, подумала я. Но зная и понимая детскую психологию, я все же решила взять умную книжку и почитать, чтобы лучше понимать своего ребенка.

Но дабы не мучить вас своими долгими рассуждениями, на эту тему, я отыскала коротенькую статью, к сожалению автора не знаю, но в ней, на мой взгляд, есть полезнее мысли и рекомендации как правильно хвалить ребенка.

Почитайте) И поделитесь, как часто хвалите вы своих детей?

1. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Застаньте ребенка за полезным занятием, убедитесь что он все делает правильно и поощряйте его здесь и сейчас. Делайте это незамедлительно и спонтанно. Если вы упустите эту возможность и затяните с одобрением, то влияние похвалы будет разбавленным.

2. ХВАЛИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА УСИЛИЯ, А НЕ ЗА ЕГО ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ
Хваля ребенка за его природный талант, мы приносим ему больше вреда, чем пользы. Вместо этого, хвалите и поощряйте ребенка за его усилия и работу, которую ему удалось сделать.

3. БУДЬТЕ ИСКРЕННЫ
Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево, эгоистично и мелко. Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.

4. БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ, ПООЩРЯЯ РЕБЕНКА
Посылать лишь общие комментарии «хорошо», «здорово», «прекрасно» легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.

5. НЕ ОЖИДАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВА
Если вас может удовлетворить лишь совершенство, вы будете весьма разочарованы. Ваши ожидания должны быть разумными. Цените малейшее улучшение в поведении ребенка. Даже в случае ошибок и неприятных аварий, хвалите его за то, что он предпринял меры предосторожности, если таковые имеются.

6. НЕ ОТНОСИТЕ ПОХВАЛУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К УСПЕХУ
Если мы хвалим ребенка только за его успех, мы теряем так много драгоценных моментов. Успешных событий может быть немного, поэтому хвалите и поощряйте ребенка за его усилия, независимо от результатов. Не жалейте слов одобрения за его старания, даже если что-то ему не совсем удастся.

7. НЕ СРАВНИВАЙТЕ
Хвалите ребенка за его усилия, но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок. Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свой ум, опыт и прошлое. Каждый ребенок уникален. Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.

8. НЕ СМЕШИВАЙТЕ ПОХВАЛУ И КРИТИКУ
Если вы хвалите ребенка, а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Вы смешиваете похвалу и критику. Ребенок забудет похвалу, однако критику он будет помнить.

9. ХВАЛИТЕ ПУБЛИЧНО, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО

Всем нравится когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих, если у вас есть что-то значительное, чтобы рассказать людям об этом. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.

10. ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
Не выражайте похвалу через любые негативные эмоции, как гнев, ненависть, сарказм или тому подобное. Эмоции говорят громче, чем слова. Даже если вы подберете положительные слова, но они будут наполнены отрицательными эмоциями, слова игнорируются, но эмоции оставят свой след в сознании ребенка.

11. СМЯГЧАЙТЕ ТОН ГОЛОСА
Тон вашего голоса также отражает эмоции. То, как вы говорите, является гораздо более важным, чем то, что вы говорите. Простое слово «Спасибо» может быть сказано как весьма вежливо, так и в серьезном гневе. Используйте только положительные слова ободрения и говорите их с чувством и искренностью.

12. СЛЕДИТЕ ЗА ЯЗЫКОМ ТЕЛА
Помните! Большинство ваших эмоций отражается через язык тела. Поэтому следите за языком тела. Выпрямите кожные складки на лбу, расслабьте мышцы лица, брови, и другие мышцы тела. Приблизьтесь к ребенку с улыбкой и смотрите ему в глаза. Похлопайте его по спине, обнимите или прикоснитесь к нему ласково. Это добавит большую эмоциональную ценность вашей похвале.

13. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ОДНО И ТО ЖЕ СОТНЮ РАЗ

Избегайте повторять одни и те же слова похвалы снова и снова. Произносите фразу один раз, но в подходящее время. Если вы произносите ее в ненадлежащем порядке, она не будет служить цели, даже если вы повторите ее еще десять раз. Напротив, повторение вызывает дискомфорт и подозрения в сердце ребенка.

14. НЕ ПЕРЕХВАЛИВАЙТЕ РЕБЕНКА
Все имеет предел. Вы потеряете силу слов, если переусердствуете. Если вы будете проявлять излишний энтузиазм, ребенок почувствует давление с вашей стороны. Он спросит себя: «А что, если я не смогу сделать это в следующий раз?» Ведите себя разумно.

15. НЕ ТЯНИТЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК ИЗ ПРОШЛОГО
Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок и разброд в мыслях детей.

16. НЕ СПЕШИТЕ

Если вы всегда спешите, лишь бы побыстрее похвалить ребенка, он начинает подозревать вас в неискренности и думает, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать ваши похвалы и, даже если вы будете искренны, в следующий раз он не обратит на них должного внимания.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»