Как воспитать ответственность в себе. Ходунки детские – как выбрать и какие купить

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Как воспитать ответственность? Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком? Как воспитать в ребенке ответственность?

Когда ваше маленькое чудо идет в школу, это слово — ответственность — вы будете слышать чуть ли не на каждом родительском собрании и непременно проникнетесь всей важностью его хотя бы потому, что быстренько поймете: иметь в семье безответственного ученика — сплошной «караул!».

Когда он ещё дошколёнок и когда у него появилось два полезных «само» — самонаблюдение и самоконтроль, — самое время приступить к формированию у него чувства ответственности. Вы скажете, что уже приступили. Малыш сам убирает игрушки на место, не лазит по грязным лужам, а когда собирается спать, кладёт одежду на стульчик. Прекрасно. Но это не ответственность, это — аккуратность.

Вы скажете, что он не вопит в общественном транспорте, слушается, когда ему говоришь «нельзя», умеет прислушиваться к вашим советам и не закатывает истерик у прилавка с игрушками. Но это ещё не ответственность, это — послушание.

Вы скажете, что малыш старательно и трудолюбиво рисует и лепит, и его натюрморт на выставке занял первое место. Малышка же не менее старательно делает «па» и волнуется перед концертом. Но и это ещё не ответственность. Это — свобода творчества.

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность — это нечто другое.

Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Да, всё начинается с мелочей. И не общипывать букет из маминой вазы, и тихие игры, когда дедушка прилёг отдохнуть, и игрушки, убранные в ящик, конечно, всё это важно. Но… но главное — те побуждения, которые заставляют ребёнка так поступать. Представьте: ваш ребёнок, удобно расположившись на сиденье автобуса, размахивает ногами. «Не болтай ногами, это некрасиво» или «Не болтай ногами, ты можешь испачкать пассажиров», — как скажете вы? Можно сказать ребёнку: «Не ломай ветку, поцарапаешься», а можно сказать: «Не ломай ветку, она живая». Чувствуете разницу? По этой короткой реплике видны приоритеты родителя: обеспечить сиюминутное удобство, правильность, безопасность или дать малышу целостное представление о живой природе.

Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком? Как воспитать в ребенке ответственность?

Как воспитать ответственность:

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…» Посильное дело для малыша всегда найдется.
  2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача — убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба — пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки — они остались мокрые и мы не пойдём гулять.
  4. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
  5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-«напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на бОльшее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.
  7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принёс из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке. Так называемая обратная связь — это очень важно для малыша!

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

  • Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого — это одно, а у детей — совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты — это тоже порядок.
  • Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
  • Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
  • Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что «он такое насоветует!».

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок

Это интересно!

Просмотрено

Дети ежегодно съедают сахара столько же, сколько весят

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Трогательная притча об отце и сыне

От трех до семи, Советы родителям

Просмотрено

Говорите эти фразы чаще — они помогут наладить общение с ребенком

Это интересно!

Просмотрено

Как предотвратить истерики у ребенка и оградить себя от непрошеных советов

Когда ребенок рождается, родители отвечают за все его действия и поступки, но приходит время, когда он сам может отвечать за некоторые из них. Далеко не все дети моют за собой посуду, собирают портфель в школу и делают самостоятельно уроки. И это не потому, что они не умеют, а просто не хотят брать на себя ответственность и часто не понимают, зачем взрослые навязывают им это. В то время как ответственность - это социальный навык и нужна каждому ребенку для закладки фундамента успешной взрослой жизни. Почему так происходит и как воспитать ответственность у ребенка с 8-9 лет, поговорим с гештальт-терапевтом, практикующим психологом г. Томска Верой Петровой.


Обязательства и ответственность

У каждого ребенка уже с 2-3 лет появляются определенные обязанности, - говорит Вера Петрова, - например, когда он проснулся, должен почистить зубы, переодеться, когда поиграл - убрать за собой игрушки.

Обязанности формируют обязательства, но то, как их будет выполнять чадо, зависит от позиции родителей. Ребенку необходимо объяснять, зачем он это делает. Многие взрослые умеют лишь командовать: «Иди, почисти зубы, убери за собой игрушки, сделай уроки!», но далеко не каждый родитель объясняет несмышленому отпрыску последствия его действия или бездействия. Не прокомментированные обязанности превращаются в бессмысленные обязательства. В результате в жизни подросшего человечка полным-полно обязательств, но он их не выбирал, ему их навязали. Человек становится послушным, но не ответственным. Быть обязанным - своего рода, рабство, а быть ответственным - значит быть свободным и делать самостоятельный выбор.

Еще хуже, когда родители, не дождавшись исполнения команды, начинают сами выполнять за ребенка его обязанности. Многие дети поэтому не хотят взрослеть, не понимают, а в чем прелесть взрослости, ведь ребенком быть выгоднее, когда кто-то делает за тебя. Ни один из родителей не признается, что желал своей кровиночке несчастной судьбы, но многие подросшие дети несчастны во взрослой жизни, потому что еще в детстве их решили права выбора. Нет выбора - нет цели. Ответственность в том и заключается, чтобы человек сам выбрал свой дальнейший путь, пусть методом проб и ошибок. Счастье - ингредиент заработанный, а не полученный на блюдечке с голубой каемочкой. Скажите ребенку: «ты можешь не чистить зубы, но по истечении времени они начнут болеть, почернеют, появится кариес и т.п.», пусть выбирает сам. Если не хочет - пусть не чистит, но, однажды, испытав зубную боль, он поймет, что был не прав, только винить будет некого. Даю стопроцентную гарантию, он сам потом начнет регулярно чистить зубы, и это будет не обязательство, а его личная ответственность.

Как воспитать ответственность

Существует теория, что дети сами выбирают родителей, - продолжает гештальт-терапевт. Кто-то родился, чтобы стать великим математиком, а кто-то - балериной. Задача родителей - не мешать им пройти свой путь. Теория, конечно, сомнительная, но одно могу сказать с уверенностью: дети нам точно ничего не должны! Есть хорошая поговорка: «не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас, воспитывайте себя». Успешные личности рождаются (или усыновляются) у здравомыслящих родителей. Постоянно жалеть ребенка однозначно не надо, ведь во взрослой жизни встретится много трудностей, цель родительского воспитания - подготовить детей к легкому и самостоятельному преодолению этих трудностей.

Все мы рождаемся зависимыми от пищи, температурного режима, ласки, любви и от тех людей, которые все это дают. Дело взрослых - научить ребенка быть менее зависимым. Близкие люди всегда готовы прийти на помощь, но семья должна научить ребенка брать на себя ответственность. Вот классический пример: мать ходит за детьми по пятам и контролирует, убрали ли они за собой грязную посуду, сделали ли уроки. Если школьник что-то сделал не так, она его наказывает. Лишает компьютерной игры, не дает деньги на сладости, ругает, кричит и т.п. Что будут делать в этом случае дети? В лучшем случае, они все выполнят, чтобы мама отвязалась со своими претензиями. В худшем - ничего делать не будут, а то и огрызаться начнут.

Будут ли они в этом случае ответственными? Конечно, нет. Надо, прежде всего, вернуть детям ответственность, сказать, что их успеваемость и выполнение уроков полностью зависят от них самих. Многие спросят: с какого возраста начать прививать ответственность к учебе? Да с 1 класса. Конечно, надо будет потратить свое личное время, посидеть с ребенком и покорпеть над крючочками и палочками, сложением и вычитанием, чтением и чистописанием. Сначала научить ребенка, как это нужно делать и объяснить зачем. Но постепенно надо отпускать поводья: «теперь попробуй сам». И портфель нужно научить собирать еще в первом классе, а во втором сделать эту обязанность личной ответственностью, забыл тетрадь - отвечай сам.

Мы с мужем оба психологи, - говорит Вера, - уже во втором классе, сказали сыну, что ты сам теперь отвечаешь за свою успеваемость в школе. Свои экзамены мы сдали, а твои отметки нужны для твоего экзамена, хочешь учись, хочешь - нет, если не сдашь, останешься на второй год, и перестали контролировать. Конечно, почувствовав волю, он стал небрежно делать уроки, и успеваемость упала. Звонила учительница, жаловалась и приглашала в школу. На что мы ей прямо заявили, что предоставили сыну возможность отвечать за себя самому. В школе подумали, что мы ненормальные. Но спустя месяц сыну надоело получать двойки, и он сам взялся за ум, за что мы его поощряли походом в кино, поездкой по интересным местам на каникулах. В результате, у него больше не стало обязанностей, а появилась ответственность. Мы перестали спрашивать, сделал ли он математику или русский, а интересовались: как дела в школе, что нового. Он сам нам хвалился своими пятерками, ведь они были заслужены собственным трудом. Если сын не справлялся с каким-либо уравнением, он подходил к отцу, который доходчиво объяснял цель и значение каждого действия. Важно верить в потенциал, который есть, уверяю вас, в каждом ребенке!

Как заставить ребенка мыть посуду и убирать в комнате

Не буду отрицать, что каждое дело по воспитанию ответственности будет иметь некоторые потери и огорчения, - продолжает психолог. Но это ваш ребенок, и его дальнейшие победы стоят незначительных потерь, таких как грязная на протяжении двух недель комната или таракан, который завелся в недоеденной и заплесневевшей каше. Расскажу о некоторых случаях из моей практики.

Мама никак не могла заставить шестнадцатилетнего сына мыть за собой грязную тарелку и кружку. Горы грязной посуды скапливались у него на компьютерном столе, крошки засоряли клавиатуру. После неоднократных просьб, угроз и объяснений последствий поступка мальчик никак не реагировал и продолжал засорять стол. Тогда мама пошла на кардинальные меры: перемыла всю посуду, оставив на столе одну грязную тарелку с ложкой и одну кружку. Всю посуду она перетащила из кухни в свою спальню, заперла ее на ключ и уехала вместе с папой в отпуск. Деньги на продукты они, конечно, оставили, контролировать ситуацию призвали приходящую бабушку.

Сын сам должен был готовить (или не готовить) себе обед и ужин, но есть только из одной тарелки (на его выбор из грязной или чистой) и пить только из одной кружки. Мальчик себе варил пельмени, запаривал быстрые кашки, наливал молоко в тарелку для приготовления завтрака с хлопьями, посуду не мыл. Но вскоре в его молочном завтраке стал появляться противный вкус прогорклого жира от пельменей, а ко вкусу пельменей примешался кислый привкус прокисшего молока. Не понравилось это отпрыску, и он стал мыть и тарелку, и ложку с вилкой, и кружку. Он сам осознал, что это необходимо и зачем это нужно. Благо бабушка не вмешивалась в эксперимент, а обнаружив изменения, сообщила родителям о их небольшой победе.

Еще один интересный случай. Девочка 14-ти лет не желала убираться в своей комнате. Не помогли разговоры, объяснения, шантаж не давать ей карманные деньги. В комнате юной хозяюшки был полный кавардак: носки валялись на столе вместе с грязной посудой и учебниками, постель не убрана, вещи разбросаны, на полу крошки и мусор. Мама - патологическая чистюля, просто за голову хваталась. После нескольких консультаций, был разработан план действий, а скорее бездействий. Мама объяснила дочери, что это ее комната - это ее личное жизненное пространство, и жить в ней она будет теперь сама, как хочет, мама больше не будет заходить ни с пылесосом, ни с тряпкой. Дочь несказанно обрадовалась, что от нее отстали. В результате она не убирала три недели. На полу скопились груды мусора и грязи, картошку можно было садить. Мама нервничала, но не сдавалась! Дочь со временем стала искать свои вещи: «Мама, а ты не видела, где моя заколка, резинка, пояс, тетрадка, носки и т.п.?» На что мать непреклонно отвечала: «В твоей комнате, разгреби завалы и найдешь!» Дочь упорно не сдавалась.

Каждый любящий родитель осознает важность воспитания в своем ребенке чувства ответственности. Понятно, что малыши, привыкшие к тому, что полностью зависят от мамы с папой, не могут понять, что значит быть ответственным и самостоятельным. Но, по мере взросления ребенка такой навык просто необходим, ведь он является фундаментом нормальной взрослой жизни в социуме.

Как привить малышу самостоятельность и ответственность за свои действия, слова, собственную жизнь, будем разбирать ниже.

Суть ответственности

С самого начала ребенку стоит объяснить само понятие ответственности. Обязательно становитесь примером для малыша, ведь любые слова без конкретных действий не имеют никакого смысла.

Даже совсем маленьких деток можно приучить быть ответственными. Определите для себя виды этого качества.

  1. Здоровье и образ жизни. Ответственность распространяется на осознание того, что хорошо и что вредно для собственного здоровья, как поступить, чтобы не нанести организму вред и не заболеть. Даже самые юные члены общества способны понять, что, снимая шапку на морозе, можно простудиться, прыгая с высоты, удариться и т.д. Дайте ребенку понять, что спорт, правильное отношение к режиму дня и пищевое поведение также влияют на его здоровье. Не забывайте сами правильно питаться и демонстрировать положительный образ.
  2. Уважительное и бережное отношение к людям и животным. Малыш должен понимать, когда он мешает другим и делает кому-либо больно, неприятно. Объясните ребенку его социальный статус, и как он должен себя вести по отношению к старшим. Помните, что даже у малыша есть собственное «я», поэтому не ущемляйте его прав и не подавляйте желаний. Все должно быть в меру.
  3. Ценность вещей. Важно прививать ребенку бережное отношение к вещам, предметам быта, как к собственным, так и чужим. Малыш со временем поймет, что любая вещь не достается просто так, что за каждой игрушкой стоит труд мамы и папы.
  4. Слова и поступки. Наиболее сложная категория ответственности в плане освоения ребенком. Но такая же досягаемая, как и все остальные. Сдерживать обещания, не сваливать вину на другого, уметь отстоять мнение — все это вы должны помочь понять своему чаду.

Все вместе

Привлеките ребенка к домашним делам. Пусть он будет вовлечен по мере сил в уборку, стирку, починку. Мало того, что тем самым малыш будет чувствовать свою значимость и ассоциировать себя со взрослыми, так еще это принесет ему огромное удовольствие. Не секрет, что домашние дела привлекают ребенка сильнее, чем игрушки и мультики. Главное — родительский подход. Домашние дела позволят вашему чаду испытывать гордость за себя, сопереживать, понимать критерии благополучия и, конечно, взращивать в себе ответственность.

Понятно, что ваши повседневные дела с таким подходом займут намного больше времени, ведь малыш не справится с работой за то же время, что и вы, да и качество исполнения может ожидать лучшего. Ваша задача – похвалить малыша, терпеливо показывать, как и что нужно делать, не тревожиться за разлитую воду или разбитую тарелку. Все придет с опытом. Очень важно, чтобы ребенок видел и папину роль в домашних делах, участвовал в его работе. Не сложно дать ребенку отвертку и позволить покрутить шуруп, зато, сколько эмоций и полезных навыков это даст малышу.

Навыки

Развивайте в ребенке жизненные навыки, самостоятельные бытовые действия. Даже двухлетний кроха может убрать тарелку со стола, или собрать разбросанные игрушки. Не нагружайте ребенка непосильными делами, или таким их количеством, которое займет все его свободное время. Это вызовет в малыше отторжение и нежелание проявлять ответственность.


Выделите для ребенка зоны, где он будет ответственным за чистоту и порядок. Пусть, например, блюдет за порядком в детском уголке, следить за наличием салфеток на кухне, кормит домашних питомцев.

Выбор есть

Чувство ответственности неразрывно связано с возможность выбора и пониманием, что именно тебе необходимо, что нужно для комфорта. Освободите малышу пространство для собственных решений. Пусть сам выбирает, что надеть, во что играть, доедать или нет обед и т.д.

Конечно, с вашей стороны нужно мягко направлять малыша к правильному выбору, соответствующему погоде, месту, времени и т.д. Не давите, будьте корректны. «Какую маечку ты хочешь надеть, эту просто зеленую или вот эту красивую со смешным зайчиком?», — одной фразы с правильными акцентами достаточно, чтобы ребенок отдал предпочтение тому, что вы считаете приемлемым, но при этом ощущал свободу выбора. Это действует в том случае, если ребенок еще мал, в более осознанном возрасте ребенок поймет любую фальшь.

Дошкольник уже вправе сам решать, что будет стоять в его комнате, что он берет с собой на прогулку и детсад, какой подарок подарит другу на день рожденья.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Не мешайте и всячески поощряйте самостоятельность ребенка.

Достоинство и уверенность

Психологи всего мира утверждают, что ответственность очень зависит от самооценки. Ведь, если человек уверен в себе, своих способностях и возможностях, верит, что сможет справиться со сложной ситуацией, и видит результаты собственных действий, он подсознательно растет в собственных глазах и старается сделать еще больше и еще лучше, взять на себя больше ответственности и не бояться провала и порицания. В этом одинаковы и взрослые, и дети.

Конечно, это не значит, что вы бесконечно должны расхваливать чадо, но и на промахи научитесь реагировать с умом. Поблагодарите малыша, а уже потом скажите, что дело бы получилось еще лучше, если бы он был внимательнее, чего-то не сделал и др.

Порицание и соответствие ожиданиям

Любой ребенок очень чувствительно относиться к родительской оценке. Он старается оправдать ожидания. Если же вы постоянно говорите малышу: «Растеряшка, опять забыл перчатки», «Лентяй, ничего не делаешь», «Ничего у тебя не получиться, я лучше сам», вы тем самым программируете его на развитие негативных качеств.

Спокойно скажите о промахе ребенка, выработайте план совместных действий по искоренению плохой привычки, забывчивости. Например, придумайте забавный ритуал проверки, все ли ты взял перед выходом из дома, или в игровой форме в качестве супергероя идите искать потерю. Помогите ребенку преодолеть себя самого.

Не указывайте

Поверьте, если почти армейские указы, что делать, заменить на предложение или вопрос, ребенок в ином свете увидит даже те действия, которые не любит выполнять. Сравните: «Быстро есть и спать!», «Убирай игрушки, я сказала!» и «Давай быстренько поедим и будет укладываться спать под интересную сказку», «Родной, не мог ты убрать игрушки, а то мы можем наступить и сломать их». Ребенок чувствует, что его мнение важно для взрослых, и стремиться своим поведением показать, что он готов общаться на равных.

Последствия

Дайте ребенку на себе осознать последствия своих действий. Пусть придет сам к мысли, что хорошо, а чего делать не стоит. Объясните, что такое доверие, и что будет, если человек его лишится. Ребенок должен понять, что ответственность за слова тоже необходима. Расскажите ребенку, что в его силах что-либо изменить, а бездействие во многих случаях может привести к проблемам.

Не опускайте руки

Не берите ответственность на себя, если ваш ребенок провинился. Даже безобидные фразы папе «Это кошечка бежала и разбила тарелку, а не Мишенька», могут привести к тому, что ребенок поймет как переложить ответственность и избежать порицания и наказания.

Даже если ваш малыш упорно не хочет становиться самостоятельным, не опускайте руки и терпеливо ждите результатов. Не сдавайтесь.

Воспитать ответственного человека – дело не простое, но вы, как любящие родители, должны понимать всю важность такого качества.

Многие родители хотят, чтобы их дети были ответственными и самостоятельными. И некоторые из них задают себе вопрос: «А что мы, как родители, можем для этого сделать?» Ниже, в своей статье, я дам вполне конкретные рекомендации, а также расскажу об условиях, которые способствуют формированию ответственности у детей.

Что такое ответственность?

  1. Ответственность – это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений. Под принятием понимается – проживать ту реальность, тот вызов среды, который будет после этих решений. Другими словами, «накосячил» – разгребай.
  2. В тоже время, ответственность – это внутреннее чувство человека. Это некий ответ человека на вызовы (вопросы) среды, Мира. Будучи ответственными мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем и.т.д.

На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  • выполнение договоренностей между людьми;
  • быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  • успешно выполнять свои социальные задачи;
  • принятие самостоятельных решений, делать выбор;

Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребенок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

Есть два принципиально разных способа взаимодействия родителей и детей. Первый — родители реагируют на какие-то события, которые случаются с ребенком, мы будем называть это «происшествия» . Происшествия не планируются, они случаются. Например, ребенок получил «двойку», родители — реагируют, обращают внимание, контролируют. Или ребенок забыл собрать портфель, сделать какое-то домашнее дело — родители, естественно, реагируют на это, вступая во взаимодействие с ребенком. Родительская реакция на происшествия — это всегда активность пост-фактум, родитель догоняет события.

Другой способ — это создавать события. Событие в семье — это управляемый целенаправленный процесс. Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс.Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребенком, большинство его качеств формируется в семье.

Раз событие создается и управляется, следовательно, в нем есть безопасность и родительский контроль. Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и.т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  1. Событие планируется (не является случайным или стихийным)
  2. Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  3. Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми)
  4. В событии участвует не один ребенок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  5. Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребенка.

Как формируется ответственность?

Любой навык или качество ребенка формируются через события в семье.

Для того, чтобы сформировалось у ребенка чувство ответственности, необходимо:

Создавать события и такой контекст, в которых у ребенка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребенку эти последствия прожить.

Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребенка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребенка.

Важно! Давать право выбора ребенку. Некоторым родителям кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым. И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребенка, то мы тем самым не даем ребенку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение. Не давая ребенку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

Важно! Необходимо также объяснять ребенку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребенка и последствиями.

Последствия для ребенка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

Пример № 1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребенку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу. У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. Ребенок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда. Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

Пример № 2. Событие: завтрак. У ребенка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено. По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребенок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко. В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребенок лишил себя сна.

Пример № 3.

В ситуациях, когда ребенок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

Пример № 4.

Наличие в доме домашних животных и уход за ними — отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребенка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать. Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода. Через любовь к животным, ребенок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

  • Давать ребенку поручения и выбор;
  • Уважать выбор ребенка, каким бы странным он не казался взрослым;
  • Поощрять ответственное поведение;
  • Давать право выбора;
  • Учить ребенка прогнозировать результаты собственных действий;
  • Учить ребенка расставлять приоритеты;
  • Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребенок это умеет.
  • Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребенка.
  • Самоконтроль как сформированный навык.
  • В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои поступки, слова и обещания. В общем, это способность, которая связана с желанием человека управлять своим кусочком вселенной, что для детей, вроде бы, должно звучать заманчиво. Ответственность - это оборотная сторона свободы: ты хозяин, ты управляешь ситуацией, значит и последствия расхлебывать тебе.

    Традиционное «воспитание», в котором не учитывались всякие психологические тонкости, состояло в том, что ребенка призывали к ответственности, объясняя ему, какой он в сущности безответственный, безалаберный и легкомысленный человек: «Ботинки порвал, книжку забыл, долго собирался и всюду опоздал! Тьфу!» Неудивительно, что многие шарахаются от любой ответственности, ведь это слово давно стало синонимом головомойки: ага, говорят про ответственность, сейчас будут ругать. Вместо чувства ответственности, которое почему-то должно просыпаться после домашнего скандала, возникают другие эмоции: чувство вины, тревоги, недовольства собой. Исторически люди использовали вину как кнут, который должен поднимать к эталону, на котором блестят всевозможные добродетели. Подразумевалось, что если ребенка поругать, он тут же раскается и захочет исправиться.

    Это тупиковый путь для формирования ответственности. В 21 веке можно смело утверждать, что дети - это не маленькие взрослые, что самобичевание не идет им на пользу, что до ответственности они дорастают вместе с развитием своей эмоционально-волевой сферы в благоприятных условиях, а значит, воспитывать ответственность нужно небольшими и вполне конкретными шагами.

    Обучение жизненным навыкам

    О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» - прим.ред.):

    • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
    • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
    • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

    Возможность выбора

    Ответственность немыслима без осознанного выбора, поэтому имеет смысл с младых ногтей предоставлять ребенку пространство для личного решения. Он может выбрать себе книгу для чтения, игру или наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена - ну и что? Один раз воспитательница как-нибудь это переживет. Кстати, когда пойти на горшок, и доедать ли этот вкуснейший бабушкин суп - тоже зона ответственности ребенка, не давите. Пусть он разберется с сигналами собственного тела. Растет дошкольник и растут варианты выбора: он может решить, что где разместить в своей комнате, как сложить свою одежду в шкаф, посещать ли общественное мероприятие с хороводом. Возможно, к школе ребенок оценит, насколько интересно принимать самостоятельные решения и будет собирать портфель без чужой помощи, наполняя его лишь самым необходимым - учебниками, камешками, рогатками.

    Он сам может выбрать наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена - ну и что? воспитательница переживет.

    Чувство собственного достоинства

    В психологии считается, что ответственность завязана на самооценке. Работает это примерно так: у человека возникает чувство компетентности и контроля, некая уверенность в том, что он может справиться с возникшими проблемами, и тогда он радостно берет на себя важное дело. Когда он видит, что дело спорится, а золотая рыбка уже неделю не бедствует и не всплывает кверху брюхом, ребенок чувствует гордость за свои достижения, еще больше растит самооценку и готов взять на себя новую задачу - попытаться пришить пуговицу к кукольным штанам.

    Это не значит, что вся семья круглосуточно должна причмокивать языком и восхищаться ребенком: «Что за красавец, что за молодец!» Мы можем поддерживать детские начинания более эффективным способом: обеспечить собственный позитивный настрой и четкую обратную связь: «Семен! Спасибо! Ты очень помог мне загрузить стиральную машину. К сожалению, тюбик с краской был лишним в барабане. Давай попробуем загрузить машину еще раз». Говорите о последствиях детских дел, но не бейте по самооценке, она здесь страшно важна.

    Совместная деятельность и домашние обязанности

    Кроме образовательного, есть и иной смысл в приглашении детей к совместных делам. Например, ввинчивая вместе с папой гайки от стеллажа, ребенок чувствует, что его ценят, ощущает гордость и общность с трудовыми резервами семьи.

    Американские исследователи из колледжа Уэлсли в штате Массачусетс провели исследование, анализируя статьи и письма читателей в журналах для родителей в период с 1920-х годов до 2006-го, и без всякого удивления обнаружили, что за последнее столетие детские домашние обязанности постепенно исчезли и заменились на пару тривиальных забот: унести тарелку в мойку после ужина и пойти учить уроки. Между тем, именно домашние хлопоты помогают детям развивать эмпатию, вносить свой вклад в благополучие близких и развивать ответственность, считает один из авторов работы ассистент-профессора Маркелла Резерфорд . Не бойтесь поручать ребенку изготовление бутерброда или мытье чашки, иногда это окажется полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии.

    Не бойтесь поручать ребенку приготовление бутерброда или мытье чашки - иногда это может оказаться полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии три раза в неделю.

    Формирование ожиданий

    Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему. Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу». В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

    Вопрос вместо указания

    Людям, привыкшим к армейским порядкам, проще раздавать приказы: «Стой-сь, равняй-сь, кровать заправить!» Но любящие родители, которые несмотря на утреннюю спешку, интересуются у ребенка, какую из гигиенических процедур он забыл выполнить, выиграют в долгосрочной перспективе. Это же не они отправляют маленького человека чистить зубы, а он сам вспомнил, сам пошел и сам почистил… Да и еще и зеркало на радостях помыл.

    Не переборщить

    Домашние дела, самостоятельность и зоны ответственности - хороши, но они должны соответствовать возрасту и способностям ребенка. Если загружать детей непосильными задачами, есть риск вызвать ощущение несостоятельности, а то и панику. Золушке однажды приказали за ночь перебрать мешки с зерном, но эта проблема может выглядеть пустяком по сравнению с предложением загрузить посудомойку, которая в два раза больше вашего помощника. Смотрите на ребенка, на то, с чем он легко справляется, на то, что ему пока не удается, и делайте выводы.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»