Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации. Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях: логопедические упражнения

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения, в результате которого поражаются различные отделы мозга. Следствием этой патологии практически всегда являются нарушения двигательной и речевой способностей человека. Возвращение к нормальной жизни проходит по-разному, в зависимости от характера инсульта — геморрагический или ишемический, размеров и степени изменений, и, самое главное, от желания больного стать прежним человеком. В период кризиса жизнь и будущее состояние пациента целиком зависят от врачей. Но о том, как восстановить речь после инсульта, должны обязательно знать родственники и близкие люди, которые будут находиться возле выздоравливающего.

Лечебная физкультура после инсульта иногда творит чудеса, опровергая предсказания врачей о дальнейших возможностях пациента. Но нельзя рассчитывать на то, что после первых дней занятий произойдет сдвиг и человек заговорит.

Способности мозга и формируются, и восстанавливаются значительно дольше, чем мышечные. Только кропотливая ежедневная работа, любовь и терпение окружающих, сила воли больного приведут к положительному результату.

Как восстановить речь после инсульта

Кроме физиотерапевтических процедур, медицинских препаратов и занятий с логопедом, существует ряд значимых упражнений, которые могут выполняться пациентом самостоятельно или с участием родственников, направленных на восстановление функции говорения. Их можно условно разделить на 4 группы:

  • для мимических мышц лица;
  • для жевательных мышц и языка;
  • для собственных мышц гортани и шеи;
  • дыхательные упражнения.

Упражнения для мимических мышц

1. Улыбка.

Сначала растягиваем губы за уголки в стороны, вверх, вниз, вызывая пассивную улыбку. Затем просим удержать это положение мышцами и отпускаем руки. Когда получится зафиксировать, отрабатываем активное движение. Если с одной стороны лица повышена спастика, придерживая за щеку, ограничиваем «размер» улыбки, а с другой стороны помогаем растянуть ее до оптимального расстояния. Для слабой стороны упражнение выполняется на 2-3 раза больше, спазмированную часть лица в это время поглаживаем круговыми движениями.

2. Визит к стоматологу.

Пациенту нужно оскалиться, не размыкая челюсти. В начале упражнений, необходимо придерживать за подбородок и показывать медленно, как размыкаются губы. Затем прибегнуть к пассивному оскалу. Если у больного движется хотя бы одна рука, он может сам выполнять оба описанных упражнения. Следующая стадия — активный оскал с удержанием такого положения.

3. Поцелуй — складывание губ трубочкой, если получается, то с характерным звуком.

После освоения этих трех упражнений выполнять их слитно в любом порядке без фазы расслабления. Количество повторений не ограничено, если выполняет сам пациент. При выполнении с помощью ориентироваться нужно на внешние признаки утомления, желание продолжать работу.

Упражнения для жевательных мышц

  1. Сжатие и расслабление челюстей. При потерянной чувствительности убедиться, что язык не попадает между ними.
  2. При сжатых челюстях движение языком вправо-влево, вверх по небу, вниз к основанию.
  3. Широко раскрыть рот — закрыть, сжать челюсти. Можно легко придерживать подбородок, оказывая сопротивление при открывании рта. Если получается, сочетать с любыми гортанными звуками.
  4. Раскрыть рот и выполнять движения языком — вперед-назад, вправо-влево, сворачивать в трубочку, попытаться тянуть к кончику носа. По мере освоения — увеличивать частоту.
  5. При отсутствии нарушений в жевании и глотании 3 раза в день по 15 минут жевать жвачку.

Упражнения для мышц гортани и шеи

  1. Звуковое сопровождение дыхания — мычание на каждый выдох с изменением интонации. Можно имитировать боль, скуку, злость. Менять громкость и тембр звуков.
  2. Включить знакомую музыку и попросить пациента пропеть ее. Повторять звуки животных, падения предметов, работы технических устройств. Все выполнять с закрытым ртом.
  3. Глотание слюны с поворотом головы вправо и влево, забросив голову вверх и опустив ее к груди.
  4. Искусственные кашель и чиханье.

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Акт вдоха-выдоха сочетается с активным произношением любых звуков. Сначала больной повторяет услышанные, вспоминает ранее знакомые и потом произвольно воспроизводит то, что в данный момент считает нужным.

  1. Активное дыхание с открытым ртом и пропеванием гласных а-о-у-и-э -ы, которые получаются у пациента. Не более 1 минуты без отдыха. Поем под музыку, ритмичную и хорошо знакомую.
  2. Надутые щеки — выдох силой, не разжимая губ. Игра пальцами на выдохе по губам, как по струнам, хлопками, зажимами по центру и по бокам. Добиваться громкого исполнения, но контролировать давление и пульс. Не более 10 повторений.
  3. Хрип, свист, имитация звуков животных, цоканье языком, шепот, крик, протяжный звучный поцелуй, чавканье.

Все эти упражнения активизируют сохранившиеся нейроны головного мозга и восстанавливают речевую функцию. Пациент должен доверять человеку, занимающемуся с ним, не стесняться его, чувствовать веру и поддержку всех близких.

Более подробно с основами лечебной физкультуры для людей, перенесших инсульт,

Дата публикации статьи: 08.06.2017

Дата обновления статьи: 21.12.2018

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и . Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.


КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.


Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).


Упражнение при афазии

Дополнительные методы

Работа над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Прогноз

Самые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Один из самых тяжелых и опасных заболеваний. После перенесенного инсульта часто возникают проблемы с речью. Нарушение речевой функции зависит от степени поражения мозга. При регулярных занятиях можно за короткое время восстановить речь.

Под ишемическим инсультом принято понимать нарушение мозгового кровообращения, которое развивается при закупорке сосудов или на фоне спазма церебральных сосудов. На определенном участке головного мозга прекращается кровоснабжение, что приводит к потере соответствующих функций.

Ишемический инсульт часто возникает при , . Развитию ишемии головного мозга способствуют следующие факторы:

  • Ревматизм.
  • Гиподинамия.
  • Ожирение.
  • Сахарный диабет.
  • Курение.
  • Чрезмерное употребление алкоголя.
  • Использование оральных контрацептивов.

Выделяют 2 разновидности инсульта — геморрагический и ишемический:

  • При происходит повреждение сосуда из-за высокого давления на фоне механического повреждения или негативных изменений в организме, которые способствовали повышению давления. На определенном участке головного мозга появляется гематома и отмирает обширное количество клеток мозга. Перенесенный геморрагический инсульт приводит к инвалидности.
  • Ишемический инсульт возникает при закупорке или сужении сосудов головного мозга. Другое название данной патологии - инфаркт мозга.

Симптоматика инсульта проявляется в виде кратковременных признаков, которые исчезают через несколько минут, но могут повторяться в течение суток. Обычно при инсульте наблюдаются следующие симптомы:

  • Внезапная головная боль.
  • Головокружение.
  • Расстройство речи.
  • Нарушение зрения.
  • Дезориентация в пространстве.
  • Потеря сознания.
  • Рвота.
  • Судороги.

При указанных признаках необходимо срочно обратиться к врачу и своевременно оказать больному помощь.

Какая может быть речь после приступа?

После перенесенного инсульта для восстановления речи следует обратиться к профессиональному логопеду.

Специалист обследует больного и сможет определить следующие виды нарушения речи:

  • Сенсорная. Человек не понимает и не воспринимает речь, не различает звуки, не может связать слова в логические фразы. Однако при этом способен правильно произносить слова. В этом случае повреждена височная доля, где расположен центр Вернике.
  • Моторная. Больной может воспринимать речь, однако не в состоянии говорить самостоятельно. Это наблюдается при повреждении головного мозга в лобной доле.
  • Динамическая. Развивается при поражении задней лобной части левого полушария мозга. Характерно нарушение внутренней речи, но остается способность к чтению и письму. Речь больного состоит из примитивных предложений, в основном клише и шаблонов.
  • Амнестическая. Такой вид нарушении речи обусловлен поражением нижней и задней части мозга. При амнестической афазии больной не помнит названий предметов, имен.
  • Семантическая. Афазия данного вида развивается, если наблюдается повреждение участка в области височной и теменной долей. Больной не понимает устную речь и сложные грамматические предложения.

После у больного может наблюдаться нарушение письма, чтения, счета или неспособность к произношению определенных букв.

Упражнения для восстановления речи

Существуют различные методики по восстановлению речи и в конкретном случае врач подберет определенный способ восстановления.

Самые популярные упражнения, направленные на восстановление речевых функций:

  1. Упражнения с использованием кубиков, карточек лото. На этих предметах должны быть изображены цифры, буквы, картинки. Пациенту предлагают назвать, что изображено на предмете. Первоначально проводится работа с буквами, а затем со словами и предложениями.
  2. Упражнения на произношение звуков. Сначала больному предлагают повторить услышанные звуки или вспомнить ранее уже знакомые. Больной может повторять за логопедом гласные А-О-У-Ы-Э-И. Желательно, чтобы больной пропевал звуки под музыку. Также можно имитировать звуки животных, стараться говорить шепотом и громко, выполнять свист, хрип, цоканье языком, чавканье.
  3. Артикуляционные упражнения. Такие упражнения целесообразно выполнять при моторной афазии. Больной должен надуть щеки и сильно сжать губы. В таком положении оставаться несколько секунд, а затем втянуть щеки. Языком можно упираться в щеки поочередно.
  4. Другие упражнения: облизывание губ языком по часовой стрелке, делать губы трубочкой, улыбнуться во весь рот и др.
  5. Больному рекомендуется давать задания на пропущенные буквы или слова. Это позволит восстановить представление о звуковом составе слов. Также полезно рассматривать различные иллюстрации, картинки и просить больного называть предметы и действия. В данном случае проводится работа по составлению логических фраз.
  6. Чтобы совершенствовать устную речь, больному следует давать прочитать небольшой рассказ, а далее пересказать по наводящим вопросом.

Подробнее о том, как восстановиться после инсульта можно узнать из видео:

Занятия следует выполнять в первое время не менее 15 минут. В дальнейшем продолжительность увеличивают до 30 минут. Рекомендуется делать несколько подходов в день по 10 минут.

Кроме занятий с логопедом, близкие и родные пациента должны постоянно поддерживать его, общаться, стимулировать и делать все, чтобы больной быстрее восстановился после инсульта.

Длительность восстановительного периода

Своевременная помощь логопеда поможет быстрее восстановить речь

Степень восстановления речи и возможности разговаривать зависит от участка поражения мозга и своевременного начала занятий. Если начать заниматься сразу после приступа через 1-3 недели, то можно добиться положительных результатов за короткое время.

Если не предпринять меры, то процесс восстановления речи будет происходить медленнее. При ежедневных занятиях восстановить речь можно менее чем через полгода.

Следует отметить, что период времени по восстановлению функций зависит от вида афазии, места локализации и объема поражения. Поэтому чем раньше начать лечение, тем быстрее можно восстановить речь, чтение и письмо. Важно выполнять все упражнения не только с логопедом, но и в домашних условиях с родными и близкими.

Чем опасен ишемический инсульт и как его можно избежать?

Тяжелое заболевание, которое опасно своими осложнениями после приступа. На фоне гипоксии определенного участка мозга у больного может наблюдаться нарушение речи, зрения, памяти, двигательной функции, расстройства вестибулярного аппарата, потеря слуха, психические расстройства и т.д.

Осложнения после приступа могут появиться по отдельности или в комплексе.

Кроме того, у больного могут наблюдаться периодические судорожные припадки, паралич одной стороны тела.

В более тяжелых случаях велика вероятность повтора приступа. Если при первом приступе осложнения не сильно повлияли на качество жизни больного, то при очередном ишемическом инсульте последствия могут быть довольно серьезными.

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции . Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия . Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление . Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми , обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

– это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия). Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях. Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Читайте в этой статье

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Зоны головного мозга Краткое описание афазии
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
Височная области не понимают обращенную речь;
Средняя височная извилина не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
Теменная зона не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
Лобные доли неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается . При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала . С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.


Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Больному просто необходим массаж после инсульта. Правильно проведенный, он способствует восстановлению подвижности рук и ног, лица. Как делать в домашних условиях правильно после ишемического и геморрагического?

  • Когда случается ишемический инсульт, восстановление занимает довольно длительный период. Возможно ли полное восстановление? Да, если пройти полный курс реабилитации, в т.ч. на восстановление речи. Какие сроки? Что нужно после обширного, инсульта мозжечка, левой стороны?
  • Реальная угроза жизни - стволовой инсульт. Он может быть геморрагический, ишемический. Симптомы напоминают инфаркт, а также схожи с другими заболеваниями. Лечение длительное, полное восстановление после инсульта стволового мозга практически невозможно.
  • Обязательно необходимо провести восстановление после микроинсульта. Оно включает препараты для лечения последствий и поддержания организма, реабилитацию речи, нормализацию питания, упражнения для разработки рук и массаж.
  • Использовать тренажеры после инсульта начинают в сравнительно раннем периоде восстановления. Можно подобрать домашние для рук и ног, а также заниматься на специальных из тренажерного зала.





  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»