Мнемотаблицы для развития памяти. Мнемоника – приемы быстрого запоминания слов и событий

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Как работает метод?

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .

Большинству людей учеба кажется сложной задачей. Особенно если необходимо запоминать точную информацию типа дат исторических событий, таблицу Менделеева или списки. Из-за субъективной трудности этого процесса человеку кажется, что он неспособный, глупый. В результате, он вовсе забрасывает эту неблагодарную, по его мнению, затею.

Хотя причина трудностей при обучении не в плохой памяти, и не в глупости человека, а неэффективном использовании главного органа, ответственного за обучение – мозга. Мнемотехника (мнемоника) призвана помочь в минимальные сроки существенно повысить эффективность запоминания.

Что такое мнемотехника?

Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.

Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.

Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.

Кому нужна мнемотехника?

В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром». Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.

Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:

  1. Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
  2. Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
  3. Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
  4. Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.

Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.

Ассоциативный принцип мышления

Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.

Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.

В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.

Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Соединение образов

Мы помним, что мозг способен запоминать только связи. Поэтому нужно понимать, как соединять образы между собой. Вообще, это сложная наука, но мы расскажем вкратце, как это делать. Существует три способа соединения образов между собой:

  1. Соединение непосредственно одного образа с другим.
  2. Создание ассоциации.
  3. Соединение одной ассоциации с другой.

Независимо от того, какой способ используется, надо образы как бы «склеивать» друг с другом. Ну а детали могут отличаться. Например, можно приклеить один образ к другому непосредственно, а можно – к его части. Например, нам нужно запомнить, что надо купить хлеб и сок. В таком случае есть несколько вариантов:

  1. Соединить хлеб с соком параллельно друг к другу. В таком случае образы будут одинакового размера.
  2. Прикрепить хлеб к крышечке сока. В таком случае хлеб должен быть меньше. Помним, что образы должны быть крупными. Как выкрутиться из такой ситуации? Решается диллема просто. Мы представляем большую крышечку от сока и прикрепляем к ней хлеб такого же размера.

Последний вариант полезен, если с одним образом надо связать несколько других. Тогда к крышке можно прикрепить хлеб, к верхушке упаковки – сахар и так далее. Такой способ соединения образов можно использовать при изучении иностранных языков, где у одного слова может быть сразу несколько значений.

Приемы запоминания последовательности

Мнемотехника не сводится к запоминанию последовательности, но закреплять информацию в памяти, если она запоминалась с помощью описанных в этом разделе методик, значительно проще. В таком случае можно во время прогулки просто взять и быстренько повторить все, что вы узнали, ничего не забыв упомянуть.

К сожалению, мнемотехника не способна преодолеть ограничения нашего мозга. Со временем любая информация забывается, как бы она прочно ни сидела в мозгу. Поэтому повторять нужно. Перечислим некоторые приемы.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Слово о важности повторения

Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.

Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.

Только что выученная информация теряет 40% в своем объеме или качестве в течение первого часа, если она воспринимается однократно.

Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.

Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:

  1. После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
  2. Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
  3. И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.

Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.

Виды повторения в мнемотехнике

В зависимости от задач, повторять можно разными способами:

  1. Просмотр опорных образов. Этот способ повторения будет полезным, если нужно предотвратить забывание уже закрепленной информации или если необходимо быстро повторить большое количество данных. Его используют, если надо сохранить информацию, которая не используется больше, чем 1,5 месяца. Вы просто просматриваете образы у себя в воображении. При этом нужно подавлять внутреннее проговаривание, потому что от него толку мало, а времени оно отнимает много.
  2. Повторение с полной расшифровкой. Этот способ применяется для закрепления в памяти только что изученной информации. Его обязательно осуществлять в течение первых 3-4 дней после изучения материала. Нужно не только просматривать образы в воображении, но и проговаривать, что они означают. Фактически вы читаете виртуальную книгу, которая полностью находится в вашей памяти.
  3. Проговаривание и прорисовка. Эти методы задействуют двигательную память. Здесь нужно не представлять образ в голове, а как бы рисовать его глазами. Этот метод повторения полезен, если нужно довести какую-то информацию до рефлекторного уровня припоминания. Проговаривание – это похожий метод, только здесь нужно активно артикулировать. Информация, которая связана сразу с несколькими анализаторными системами, запоминается значительно лучше.

Понятие опорного образа в мнемотехнике

Опорный образ – это вспомогательный образ, необходимый для припоминания, но который не имеет своего конкретного значения. Через него осуществляется поиск нужных данных в мозгу. В книге В. Козаренка (он возглавляет самую известную школу мнемотехники в СНГ) приводится аналогия со струнами фортепиано. Их большое количество, и найти нужную можно с помощью настроенного соответствующим образом камертона.

Например, нам надо найти среди всех струн на пианино «ля» первой октавы. Берем камертон и подносим к струнам. Нужная нам станет звучать и вибрировать. Причина этого – резонанс.

Стоит учитывать и то, что нет конкретного места, в котором находятся определенные сведения. Мозг работает рефлекторно. Поэтому достать нужную информацию можно лишь предъявив соответствующий стимул, роль которого и играют опорные образы.

Это необязательно может быть зрительный образ. Слуховой, кинестетический также может сойти. Но вот скорость будет уже не той. Поэтому в мнемотехнике и используются в качестве опорных именно визуальные образы.

Создание систем опорных образов

Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.

Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.

Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:

  1. Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
  2. Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
  3. Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.

Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.

После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для развития памяти младших школьников почти не применяется. Дело в том, что этот навык сопряжен с огромным количеством интеллектуальных усилий, которые в силу возраста таким маленьким детям не подходят. Мнемоника им может показаться очень сложным и скучным занятием.

Это еще в большей степени касается мнемотехники для развития памяти дошкольников. В раннем возрасте нет той усидчивости, которая требуется для качественной тренировки этого навыка.

Начинать заниматься мнемотехникой для развития памяти можно подросткам, или когда человек станет взрослым. Кстати, уже в классе 8-9 она может стать эффективным средством обучения учеников, которое поможет изучить иностранные слова, длительные тексты даже на русском языке (чтобы пересказать их), для пополнения словарного запаса. Она пригодится абсолютно во всех дисциплинах, даже математике, хотя и с определенными ограничениями.

Что касается заучивания стихотворений, то мнемотехника поможет лишь выучить последовательность событий или элементов этого стиха, но дословно наизусть его можно выучить только путем зубрежки и по описанным выше правилам повторения.

Есть, конечно, адаптированные виды мнемоники с упрощенными заданиями для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, но они сильно уступают полноценной технологии запоминания.

В теории, мнемотехника поможет хорошо выучить таблицу умножения, но психология ребенка такого возраста требует дозированного подхода. На длительных временных отрезках зубрежка является не менее эффективным методом запоминания, но при этом она значительно проще в освоении маленькими учащимися, чем мнемотехника. Вообще, в любом случае информацию нужно повторять. Поэтому качественно закрепить информацию в памяти возможно только на длительных отрезках.

Мнемотехника пригодится по большей части в нескольких случаях:

  1. Если нужно знать большой массив информации уже сегодня.
  2. Если материал содержит большое количество точной информации.

Заключение

Настоящая мнемотехника начинается там, где есть система опорных образов. Поэтому рекомендуем проходить обучение в таком порядке, как описывается в этой статье. Сначала освоить правила соединения образов, потом – приемы запоминания последовательности. А потом потихоньку создавать свою систему опорных образов.

Конечно, это длительный процесс. Но у вас столько дней впереди. Дорогу осилит идущий, как говорится. Но развивать этот навык возможно только во время тренировки, и выполняя соответствующие упражнения.

Вообще, даже то, что описано в этой громадной статье – далеко не все. Мнемонические приемы запоминания охватывают значительно больше техник для качественного заучивания информации. Но стоит освоить хотя бы это.

Я начал увлекаться мнемотехникой почти два года назад и успел прочесть довольно много книг на эту тему. И ни одна из них не дала мне достаточных сведений об этой науке (кроме одной, о которой чуть позже). А всё по одной причине: авторы хотели заработать как можно больше денег. Обычно авторы таких книг проводят специальные курсы, на которых действительно (хотелось бы верить) объясняют людям, что такое мнемотехника и с чем её едят, а не льют воду.

В итоге получается так: много слов, мало реально полезной информации. В основном - набор слов о том, какая же мнемотехника полезная вещь, выкладки из научных энциклопедий, показывающие невероятные возможности человеческого мозга. Это совершенно неприемлемо, на мой взгляд. Всё, чего я хочу, это попытаться максимально доступно объяснить вам, как же на самом деле научиться навыку запоминания.

В чём заключается данный метод

Всё, что вам надо знать, это то, что метод основан на создании образов в вашем сознании. Вы берёте информацию, которую надо запомнить, и превращайте её в образ через ассоциацию. У человека прекрасная ассоциативная память, и мнемоники пользуются этим в полной мере.

Таким образом, чтобы научиться запоминать, вам нужно представлять в своём воображении различные предметы.

Сейчас просто попытайтесь запомнить нижеприведённый список продуктов так, как вы обычно запоминаете любую информацию:

  • туалетная бумага;
  • зубная щётка;
  • мыло;
  • плавленый сыр;
  • яблоки;
  • лимон;
  • сливочное масло;
  • майонез;
  • салат;
  • грецкие орехи.

Обычно люди запоминают до 7 продуктов, но даже если вы запомните всё, то, я уверен, забудете весь список спустя 5 минут.

Теперь я попытаюсь объяснить вам, как запомнить список так, чтобы не забыть его как минимум пару дней.

Чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем сильнее она врезается в ваш мозг.

Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху. Просто попытайтесь представить себе, как выглядит рулон туалетной бумаги. Затем представьте себе зубную щётку и совместите с рулоном туалетной бумаги, то есть проткните щёткой рулон насквозь или положите её на рулон. Суть в том, что чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более сильно она врезается в ваш мозг. Пусть из рулона идёт кровь, пусть он кричит о помощи. Но главное - соединить два образа.

Проделайте то же самое с мылом и плавленым сыром, с яблоками и лимоном. Например, мышь бежит к сыру и поскальзывается на куске мыла, а яблоко падает с ветки на лимон. В принципе, можете просто «проткнуть» один образ другим, не придумывая никаких ситуаций.

Трюк с «протыканием» работает почти всегда, это факт.

Соединение образов займёт у вас много времени, но это нормально. Результат поразит вас - вы запомните весь список. Вот и вся мнемотехника.

Очень советую вам посмотреть упражнения из одной книги по мнемотехнике (именно та книга, которую я упомянул в начале статьи). Она называется «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор - Р. Гейссельхарт. Там тоже много лишней информации, особенно в конце, но упражнения очень полезны.

Как только вы выполните все упражнения, будьте готовы к созданию своего дворца памяти (или чертога разума - каждому своё).

Что такое дворец памяти

Это ваш склад запомненных образов, «построенный» в голове. Например, тот самый список продуктов. Спустя пару дней вы его забудете, будучи даже супермнемоником. Наша цель - сохранить этот список на долгие годы. Именно для этого и создаётся дворец памяти.

Метод создания дворца похож на метод Цицерона: представьте себе своё жилище и каждому предмету присвойте какой-либо образ. Но существует одно различие: дворец создаёте вы сами, а значит, это помещение будет в разы удобнее для запоминания, так как вы можете использовать совершенно любые предметы.

Архитектура дворца может быть совершенно любой: от берлоги до небесного замка (в моём случае роль дворца играет огромный зал со стеклянным куполом вместо крыши). Главное, чтобы вам было максимально комфортно находиться в вашем дворце. В нём складывайте любую информацию, которая вам необходима и которую нужно сохранить.

Например, возьмём физику. Предположим, вам необходимо запомнить формулу q = CU.

Сначала преобразуем информацию в образ. Пусть q - кукуруза, CU - сумка. В результате у нас получилась сумка, в которой лежит кукуруза.

Теперь помещаем образ во дворец. Для этого создаём в нашем дворце полку и называем её «Физика». Для наглядности рядом с полкой вешаем на ниточке голову Эйнштейна (игрушечную!) или любой предмет, который вызывает у вас ассоциации со словом «Физика». А дальше кладём сумку с кукурузой на полку.

Всё очень просто!

Вам не нужно знать о том, как устроен мозг и с какой скоростью двигается заряд между нейронами, для того, чтобы научится навыку запоминания. Вам нужно знать только саму технику запоминания. Надеюсь, что я сумел достаточно понятно объяснить основы мнемотехники и буду несказанно рад, если кто-нибудь научится этому методу по этой статье. Благодарю вас за внимание!

Постоянные напоминания родных о том или ином событии угнетают. Сегодня на плохую память жалуются многие люди. Это не зависит от возраста, интеллекта и образования.

Если вы вынуждены ходить в магазин со списком продуктов, постоянно устанавливаете себе напоминания в телефоне, мнемотехника - то, что нужно.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехникой называют комплекс специальных методик, направленных на запоминание цифр, событий или любой информации.

Это требуется каждому человеку, но существуют профессии, в которых память играет решающую роль.

Актёры кино и театров вынуждены запоминать длинные тексты. Если память начнёт их подводить, они лишаться заработка. В каждой профессии найдутся примеры, когда необходимо запомнить что-либо.

Простые консультанты магазинов обязаны держать в голове кучу информации: о товаре, поставщиках, покупателях и текущих проблемах.

Интересный факт! Мнемотехника предлагает простые способы запоминания.

Ею пользовались великие полководцы, разрабатывая военные стратегии, позволившие изменить мир. Память - самое дорогое, что есть у человека.

Стоит научиться использовать её максимально, чтобы хранить в ней счастливые моменты жизни и важные события.

Технология данного способа запоминания

Технология завязана на принципе присоединения информации к определённому образу:

  1. Определяем, что именно нужно сохранить в памяти.
  2. Привязываем образы к конкретным ощущениям, зрительным вариациям.
  3. Готово! В памяти построена цепная реакция, которая позволит вытащить необходимые знания в нужный момент.

По этому принципу работают различные методы и приёмы мнемотехники. Освоив технику однажды, вы сможете использовать её на протяжении всей жизни.

Это похоже на установку компьютерной программы: устанавливаешь один раз, и используешь по необходимости.

Подобные занятия помогают детям и взрослым. Школьники и дошкольники, изучив простые приёмы, значительно облегчат себе жизнь. В подростковом возрасте им придётся поглощать большие объёмы информации.

Описание основных методов и приёмов

Есть несколько основных методик, которые позволят удержать в памяти необходимую информацию в нужном порядке.

Их применяют, начиная с подросткового возраста:

Упражнения из таблицы помогут в запоминании цифр, в учении уроков для школьников. Каждый из них основан на визуализации. Развивайте зрительное воображение, что бы оно помогало усваивать информацию.

Упражнения для взрослых

Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.

Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.

Для применения этой техники в воображении строят дворец.

Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.

Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.

Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.

Плюсы техники «Дворец памяти»:

  1. Работает безотказно.
  2. Подходит для начинающих.
  3. Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
  4. Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
  5. Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
  6. Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.

Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.

На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.

Способы запоминания и игры для детей

Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.

Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.

Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.

Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.

Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.

Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.

Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.

Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.

Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие - важнейшая часть жизни каждого человека.

Полезное видео

    Похожие записи

Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем. Мнемотехника (с греческого «искусство запоминания») – это особая техника по усвоению новой информации, включающая в себя различные методики для развития памяти взрослым.

Современный ритм жизни негативно сказывается на работе головного мозга.

Причины плохой памяти обусловлены следующими факторами:

  • проблемы со сном (бессонница, систематическое недосыпание);
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и курение табачных изделий;
  • употребление обезболивающих препаратов и антидепрессантов;
  • недостаток одного или нескольких витаминов в организме;
  • повреждение костей черепа или мягких тканей (нервы, сосуды, ткани мозга и оболочки);
  • опухоли железистой ткани гипофиза;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • инфекционное заболевание, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза;
  • обширное поражение печени (цирроз);
  • почечная или печёночная недостаточность;
  • хроническая усталость;
  • информационная перегрузка мозга;
  • заболевание центральной нервной системы – болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • сахарный диабет;
  • нарушение кровообращения головного мозга, что обычно связано с атеросклерозом;
  • перенесённый инсульт;
  • заболевание позвоночника, при котором поражаются межпозвоночные диски и сами ткани позвонков – остеохондроз;
  • анемия;
  • синдром Дауна;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • астенический синдром;
  • проблемы со зрительными функциями;
  • постоянные стрессовые ситуации;
  • частое поражение организма вирусными инфекциями;
  • гормональный дисбаланс;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • сосудистое поражение головного мозга, которое медленно развивается – дисциркуляторная энцефалопатия;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • дисмнезия и парамнезия – изменение памяти, искажение воспоминаний;
  • синдром вертебро-базилярной артериальной системы;
  • стойко повышенное артериальное давление.

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для развития памяти взрослым – совокупность приёмов и методов, позволяющих лучше и эффективнее запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Данная система ставит перед собой цель развивать:

  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • слуховую, двигательную, тактильную и зрительную память.

Мнемотехника позволяет решить следующие задачи:

  • научить управлять своей памятью и вниманием;
  • увеличить объём памяти;
  • стимулировать интеллектуальное развитие;
  • развить сообразительность, наблюдательность;
  • стимулировать творческую активность.

Кому нужна мнемотехника

Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:

  • лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
  • школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
  • предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
  • учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мнемотехника основана на трёх принципах, которые необходимы для развития памяти взрослым и детям:

  • образ;
  • ассоциация;
  • расположение.

Одна из основ успешного восприятия новой информации – яркие, впечатляющие образы.

При изучении иностранного языка рекомендуется представлять состояние, которое хочется передать. Например, фраза «I hear – я слышу», произнося её, стоит попытаться услышать звуки вокруг. Рекомендуется искать приятные образы в своём воображении, так как негативные образы мозг часто блокирует.

Представление должно вызывать приятные эмоции:

  • смех;
  • удивление;
  • любопытство.

Чтобы запомнить какой-либо объект, потребуется его с чем-то сопоставить. Например, запоминая местонахождение школы или больницы, можно обратить внимание на запахи или эмоциональные состояния. В воображении человека легко создать личные ассоциации.


Как работает мнемотехника для развития памяти взрослым.

Для этого объекты запоминания:

  • воссоединяют;
  • придают им форму, цвет и запах;
  • представляют процесс их взаимодействия.

В создании полноценного ассоциативного образа помогут:

  • движения;
  • тактильные ощущения;
  • ароматы.

Ассоциативный ряд должен быть динамичным и объёмным, чтобы собранная информация становилась единым целом. Такой приём как расположение помогает запомнить перечень несвязанных между собой слов: список покупок или план на день.

Суть техники следующая: необходимо воспроизводить образы в некоторой последовательности и связывать запоминаемые объекты со знакомым и привычным местом, например, домом.

Например, есть планы на день:

  • написать реферат;
  • полить цветы;
  • убраться;
  • сходить в магазин;
  • погулять с собакой.

Человеку требуется совершить все эти действия в своём воображении. Если речь идёт о списке покупок, то представить поход в магазин и последовательное приобретение товаров.

Виды мнемотехники

  • народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
  • классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;

  • педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
  • цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
  • спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
  • современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.

Практические приемы мнемотехники

Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:

  • эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
  • символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
  • приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
  • метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
  • образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;

  • мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».

Мнемотехника для развития памяти взрослым должна быть дополнена полезными советами:

  • заручиться позитивным настроем и желанием запомнить новую информацию;
  • полноценно сконцентрироваться на материале и быть внимательным ко всем деталям;
  • научиться сопоставлять новую информацию с давно известной старой;
  • тренироваться располагать детали в памяти так, чтобы потом их легко можно было найти;
  • повторять, что сильно увеличит шансы на усвоение новых данных;
  • создавать ассоциации, придумывая песни или стихи;
  • делать визуальные подсказки и письменные заметки;
  • читать нужную информацию перед сном.

Простые и эффективные методики запоминания

Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:

  • необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
  • прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
  • рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
  • метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
  • метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;

  • метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
  • метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:

  • придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
  • воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
  • запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
  • присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Ассоциации

Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.

Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.

Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.

Игры для развития памяти

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:

  • фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
  • числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
  • сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
  • головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
  • снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.

Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.

Звуки и вспомогательные объекты

Мнемотехника часто выручает при изучении Азбуки Морзе – представление букв, знаков препинания и цифр в виде последовательности тире и точек. Морзянку сложно выучить, поэтому каждый символ наделяется определённым звуком. Например, буква В напевается так — ви-даа-лаа. Для лучшего усвоения новых данных можно прослушивать аудиозаписи.

Тренировки по методу спецслужб

Бизнесменам и светским людям особенно важно общение с людьми, поэтому необходимо запоминать имена людей, их увлечения. Для этого необходимо ассоциировать имя и фамилию человека с какими-то образами, которые помогут легко запомнить информацию.

Важно обращать внимание на черты лица и делать аналогию. Чтобы картина получилась полной, общий образ требуется совместить с увлечениями. Например, человек любит играть в футбол. Тогда нужно предоставить его с мячом. Рекомендуются ежедневные тренировки для развития навыка.

Чтобы запомнить всю важную информацию из переговоров, потребуется в созданный образ ранее добавить ассоциации. В процессе деловой беседы стоит делать записки по основным моментам и фиксировать в своей памяти только главные пункты.

Для лучшего усвоения новых сведений, желательно найти причину, по которой всё необходимо запомнить. Если требуется отложить в памяти номер телефона, стоит каждой цифре дать необычную ассоциацию в виде слова или фразы.

Человек часто забывает о будущих намерениях и планах, чтобы это исправить, необходимо развивать проспективную память. Для этого выбираются цели на день, которые гарантированно произойдут: поездка в гости, посещение магазина или встреча с другом. В течение несколько дней посчитываются выбранные мишени, потом выбирается другая цель.

Такая методика заставит реагировать внешние события, вспоминая намерения.

В развитии чувства времени поможет тренинг с секундомером: человеку нужно засечь время и заниматься своими делами, отсчитывая время, но не делая на этом акцента. Если в итоге ничего не получилось, упражнение начинается заново.

Постоянные записи в ежедневник и обращение к ним наладят систему, которая поможет вспоминать планы. Чтобы процесс работы был грамотным и спокойным, стоит создать себе правила. Иногда приходится отрываться от одного дела, переходя к другому. В таком случае рекомендуется откладывать в памяти факт незавершённости, чтобы мозг оставался в лёгком напряжении.

Мнемотехника – это интересная методика, необходимая для развития памяти взрослым и детям. Она помогает почти во всех сферах жизни, активирует работу головного мозга и решает проблемы современного общества.

Полезные видео и мнемотехнике, особенностях данной методики и упражнениях

Приемы и упражнения мнемотехники:

Метод Цицерона:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»