На какой выдержке и диафрагме снимать салют. Сфотографировать салют красиво: советы по технике фотосъёмки

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Договоримся, что под DSLR мы понимаем цифровой зеркальный фотоаппарат, с возможностью съемки HD-видео.

Для иллюстрации сказанного ниже используются фотокамеры CANON 5D Mark II и CANON 1D Mark IV, а так же видеокамера SONY F900. Все они позволяют снимать HD-видео с прогрессивной разверткой.

Не буду повторять, что:
1. Снимая фотоаппаратом, необходимо отключить всю автоматику, какую только удастся обнаружить в настройках камеры
2. Снимать нужно, либо в ручном режиме (M), либо, в крайнем случае, в режиме с приоритетом выдержки (Tv). Причем, в любом случае, выбираем выдержку 1/50 сек для PAL или 1/60 для NTSC.

Ну и что бы два раза не вставать:
Если мы планируем использовать видео на телевидении (в рекламном ролике, например), обязательно используем черезстрочную развертку.
В противном случае (ютюб, плазма, ЖК, проектор…) - прогрессивную.

Не забываем также, что далеко не все значения ISO приемлемы при видеосъемке.
Понятно, что чем ISO меньше, тем меньше шум, но по неведомой причине ряд меньших значений дает больший шум, чем соседние с ними большие значения ISO.
Еще раз порадуемся за владельцев камер - ставишь GAIN на 0 дБ и не паришься. Если, конечно, переключатель GAIN вообще присутствует в вашей камере.

Не станем также углубляться в эргономическую тематику. Очевидно, что снимать видео камерой гораздо удобнее, чем фотоаппаратом. Тем более в темноте, в полевых условиях, когда найти на ощупь кнопочку записи, которую производитель разместил там, где оставалось место и при этом - не задеть диски изменения выдержки и диафрагмы - задача неординарная. Замечу только, что контролировать съемку по ЖК фотоаппарата достаточно неудобно (в видоискателе как мы понимаем ничего не видно, зеркало же поднято), а внешний монитор стоит не дешево.

Первой неприятностью, ожидающей нас в процессе видеосъемки на DSLR является - роллинг шаттер (Rolling shutter) - эффект сдвига картинки по вертикали, возникающий при быстром панорамировании или при попадании в кадр быстро перемещающихся по горизонтали объектов.

Возникает он из-за того, что в зеркальных фотоаппаратах используются CMOS-матрицы с построчным переносом зарядов. То есть считывание пикселей происходит слева-направо, сверху-вниз, в процессе экспонирования кадра. В то время как в видеокамерах используются CCD-матрицы с кадровым переносом зарядов, то есть считывание происходит после экспонирования кадра. Я конечно сильно упрощаю положение вещей дабы передать суть проблемы.

При съемке обычных сюжетов, этот неприятный эффект проявляется время от времени и появление его предсказуемо. Более того, для профилактики роллинг шаттера достаточно избегать в сюжетах быстрых панорам и горизонтально перемещающихся объектов.

Гораздо хуже дело обстоит при съемке пиротехники. Вспышки в салютах есть всегда. Длительность их, как правило, меньше времени экспонирования кадра (1/50 сек) и выглядеть это будет весьма непрезентабельно.

Ради справедливости заметим, что роллинг шаттер, в разных фотокамерах, проявляется с различной интенсивностью, но он есть всегда.

Вторая неприятность: ограниченное время непрерывной записи видео. Как правило, порядка 12-15 минут. Казалось бы - ничего страшного, когда запись остановится - включим ее опять. Но вот беда, перерыв в записи, обязательно придется на середину салюта. К тому же, после 15 минут непрерывной записи (или даже просто нахождения фотика в режиме live view) матрица фотоаппарата перегревается и начинает заметно шуметь.

Кстати о шуме: по совершенно непонятной причине, при работе фотоаппарата с приоритетом выдержки шум появляется сразу, не дожидаясь перегрева матрицы.

В видеокамерах ничего подобного не бывает в принципе.Поэтому, лучше снимать в ручном режиме, регулируя яркость картинки диафрагмой. Но и тут не все слава богу. Если в видеокамере диафрагма меняется плавно, то в фотоаппарате - дискретно. Т.е. на видео будут заметны ступенчатые перепады яркости, при изменении значения диафрагмы. Конечно, я надеюсь, что вы не забыли включить "зебру" в вашем фотике, потому как в противном случае, отследить пересвет картинки на глаз - практически не реально.

Еще одна неприятность ожидает нас с фокусировкой: если видеокамеру достаточно один раз навести на резкость и после этого спокойно крутить трансфокатор в достаточно широких приделах, не боясь потерять фокусировку, то с фотоаппаратом все совсем плачевно. Любое изменение фокусного расстояния трансфокатором может привести к потере фокуса, оперативно настроить который в темноте не всегда представляется возможным.

Ну и на закуску еще одна неприятность: даже при идеально выбранных параметрах съемки, картинка с фотоаппарата получается "мертвая", в то время как картинка с видеокамеры, что называется "звенит", даже при дефолтных параметрах съемки.

Попробуем разобраться, почему так происходит:

Как ни странно, дело в том, что в матрице фотоаппарата слишком много пикселей. В зависимости от марки 10-20 миллионов. В то время как для съемки HD-видео нам необходимо и достаточно 2 миллиона. Куда девать лишние? Казалось бы - нет проблем - усредняем значения соседних пикселей по тому или иному алгоритму (как это делает фотошоп при снижении DPI) и получаем картинку с нужным нам размером 1920x1080. Но не тут то было! Производители нашли более простой способ: в режиме видеосъемки фотоаппарат считывает с матрицы каждый третий пиксель в каждой третьей строке. Т.е. матрица остается громадной в дюймах (сравнивая с матрицей видеокамеры) и если в видеокамере пиксели располагаются вплотную друг к другу (особенно в трехматричных системах), то в фотике пиксели друг другу "ау" кричат. Как пример, можно привести ношение некогда популярных очков с дырочками: вроде бы все видно, но все равно, что то не то.

Фотоаппарат:

Что же теперь, не снимать видео фотоаппаратом? Конечно снимать! Фантастические значение ГРИП, море оптики, малый вес, еще стописят плюсов. Но вот только фейерверки снимать фотиком - не нужно, фотиком их нужно - фотографировать.

И еще: начиная работать с DSLR-камерами я надеялся наконец попробовать любимую игрушку киношников: съемку с "медленным" затвором. То есть съемку видео с выдержками длиннее 1/50 сек. Но и тут меня ждало разочарование: никакой разницы между выдержками 1/50 и 1/30 обнаружить не удалось.

Салют — это один из самых красивых кульминационных элементов любого городского праздника. Снимать салют — это одновременно весело и увлекательно. Независимо от того, снимаете вы на смартфон или камеру, в большинстве случаев, вы не только насладитесь эффектным зрелищем, но и вернетесь с несколькими отличными кадрами. Однако, если вы хотите научиться снимать салюты как профессионал и по-настоящему гордиться результатом, то вам пойдет на пользу наша подборка рекомендаций. Итак, несколько советов о том, как правильно фотографировать салюты!

    Локация имеет значение

Конечно, отправляясь на салют, вы точно знаете, что вместе с вами наблюдать за зрелищем будут сотни, а то и тысячи человек. Потому следует заранее позаботиться об удобной позиции. Лучше всего выбирать место, где видны силуэты зданий, прекрасно смотрится салют над водой, свет салюта великолепно отражается от деревьев. Если вы хотите получить действительно впечатляющий результат, не поленитесь сходить на место событий в вечер перед салютом и подобрать точку, с которой получится наилучший кадр. Обязательно учтите, что городское освещение сказывается и на салюте. Чаще всего оно дает изображению мягкий желтоватый оттенок. Поэтому не забудьте снимать в формате RAW, так вы сможете после съемок вытянуть цвета и получить реалистичное изображение без лишних цветовых эффектов. Подбирая место в день съемок постарайтесь устроиться так, чтобы вас не толкали и у вас была возможность установить свое фотооборудование без боязни его повредить.

    Что взять с собой?

Говоря о фотооборудовании, нельзя не отметить необходимые предметы, без которых пусть и можно фотографировать салют, но нежелательно. Первый предмет, который должен присутствовать в арсенале — это штатив . Для того, чтобы поймать стремительную вспышку в темном небе, вам понадобится установить камеру так, чтобы не возникало тряски и лишних вибраций. Именно поэтому лучше всего захватить с собой именно штатив. Разумеется, та же аргументация применима к необходимости пульта для дистанционного спуска затвора . К слову, он же позволит вам держать затвор открытым столько, сколько вам нужно без необходимости касаться камеры.

Если вы планируете сделать серию кадров, не забудьте захватить черный картон. В процессе съемки затвор нужно держать открытым, а в перерывах между сериями для того, чтобы фон не высветлялся.

Если вы используете камеру с тачскрином, то вам будет удобно выставлять настройки даже в темноте, но если вы используете физические кнопки, можно взять с собой налобный фонарь — он позволит рассмотреть все кнопки и настройки в темноте.

    Учитывайте погоду

Совсем не всегда салюты выпадают на ясные темные вечера. Вы можете попасть и на сезон белых ночей, когда небо будет светлым, а салют может казаться блеклым. Может оказаться, что небо будет затянуто тучами, в таком случае заранее отметьте, что они очень эффектно отражают свет. А может оказаться, что погода попросту будет весьма холодная для съемок. Подготовьтесь основательно, так, чтобы вам было комфортно снимать и вы могли бы сфокусироваться на качестве кадров, а не на неудобствах.

    Изучите салюты

Все верно, салюты бывают разные, и на каждом празднике можно встретить их различные вариации. Посмотрите видео с различными фейерверками, чтобы лучше разбираться в них. Вам нужно будет продумывать кадр за считанные мгновения, и для этого лучше всего понимать то, с каким именно типом фейерверка вы имеете дело. Некоторые застывают в небе, некоторые рассыпаются искрами. Ваша задача — наиболее эффектно уловить каждый из различных видов и суметь зафиксировать его так, чтобы у зрителя создавалось ощущение грандиозности. Кстати, именно потому же стоит выбирать и окружение.

    Используйте ручной режим

Совет всех профессиональных фотографов — всегда использовать ручные настройки камеры. Конечно, полное понимание их приходит только с опытом, тем не менее, в съемке салютов это принципиально важно.

Существует и один прием, испробованный многими фотографами, который годится для большинства случаев. В ручном режиме вам нужно выставить ISO 200, это обеспечит защиту от зерна на фотография. Диафрагма должна быть раскрыта на f/11, чтобы получить резкость кадра. Последнее, что нужно выставить — это выдержка. Здесь допустимы эксперименты, например, 1 - 4 секунды более чем достаточно, таким образом небо останется темным, а светлые участки самого салюта не будут пересвечены. Конечно же, учитывать нужно и то, какой результат вы хотите получить.

    Используйте ручную фокусировку

Да-да, съемка салюта — исключительно ручное дело, все придется выстраивать мануально. Исключением не является и фокус. Для того, чтобы убедиться, что фокус не начнет меняться, в зависимости от самой яркой точки кадра, вам придется установить его на чем-либо светлом, что находится на таком же расстоянии, как и салют, после чего перевести фокус в ручной режим, чтобы зафиксировать его. Нельзя сказать, что автофокус использовать запрещено или нежелательно, но с ним съемка превращается в лотерею, а поймать идеальный кадр становится сложнее.

    Подходящий объектив

Как и во многих других типах фотографии, принципиально важный момент — это выбор объектива . Эта задача усложняется необходимостью поместить всю сцену в кадр целиком. Заранее предсказать, как высоко выстрелит фейерверк и как широко рассыплются искры, невозможно. Потому профессионалы рекомендуют выбирать широкоугольные объективы, а снимать на самом широком фокусном расстоянии. В случае необходимости вы всегда сможете кадрировать снимок при постобработке, зато вы не упустите ничего особо впечатляющего.

    Никогда не упускайте из вида постобработку

Как бы ни хотелось делать идеальные кадры одним кликом, это удается крайне редко. Поэтому, когда вы возвращаетесь домой с заполненной картой памяти , работа только начинается. Нередко нам приходится сделать небо чуть темнее, добавить кадру контрастности, сделать цвета насыщеннее. Все это вполне допустимо и позволит получить кадр, который вас полностью устроит. Поэтому не стесняйтесь экспериментировать с различными композиционными решениями, добавляйте элементы и делайте все, чтобы получить именно то изображение, которое кажется вам идеальным.

Есть мнение, что фотографировать фейерверк проще простого – выбирай режим ночной съемки и жми на спуск. Не получилось? Ничего, в следующий раз подберем более удачную точку для съемки, и фотографии будут отличные! Так можно бегать с камерой до бесконечности, но результат будет примерно одинаковый – мутные или засвеченные снимки. В съемке фейерверка – даже любительской — есть свои правила.

Композиция.

Если вам предстоит снимать масштабный праздничный салют, неплохо было бы наведаться на место будущего шоу, чтобы заранее продумать где можно занять удобную позицию. Заодно спланировать, как выстраивать композицию – что включить в кадр, что будет на заднем плане. Если рядом есть водоем, то вы получаете отличную возможность сделать яркие, зрелищные кадры. Выбирайте для съемки такую точку, откуда будет виден и салют, и его отражение в воде, и темная часть воды . Если снимать только отражение огней в воде без темного фона на переднем плане, то у вас получится просто полоска светлой воды. Когда салют снимается на фоне города, то задний план получается темноватым, городских огней практически не видно. Решить проблему можно с помощью фотошопа или сделать отдельно снимок города и потом сшить его с фотографией салюта.
Как выстраивать кадр – горизонтально или вертикально – это зависит от задумки фотографа. Если нужно показать красоту фейерверка и длинные следы от огней, то предпочтительнее вертикальный кадр, если нужно показать масштабность салюта или захватить в кадр окружающий пейзаж, то делают горизонтальные кадры.

Оборудование для фотографирования фейерверка.

Для съемки фейерверка понадобится штатив, т. к. снимать придется на длинных выдержках, и любое шевеление камеры приведет к смазу изображения. Желательно иметь пульт или спусковой тросик, чтобы можно было управлять камерой не касаясь ее.


Настройки камеры при съемке салюта.
Встроенную вспышку отключите – до салюта она не достанет, а камера из-за нее будет настроена на съемку в режиме короткой выдержки. Переведите камеру в ручной режим съемки (М – manual). Значение ISO выбирайте самое минимальное какое есть – 50, 100, 200. Если этого не сделать, то камера будет его поднимать. Практика показывает, что оптимальное значение ISO для большинства зеркалок – 100, тогда цветовой шум минимальный. Фокусировку выставляйте на бесконечность, это нужно для того, чтобы камера не пыталась фокусироваться на черное небо и снимала с заранее установленным фокусом. Выдержку выбираем в режиме “bulb” (прокрутите значение выдержки до максимума, там будет этот режим). Смысл в том, что работая в режиме “bulb” вы полностью контролируете выдержку: нажимая первый раз на спуск, вы поднимаете зеркало, кадр начинает экспонироваться, нажимая второй раз, вы заканчиваете экспонирование кадра. Если этого режима в вашей камере нет, выставляйте выдержку на значение 1-3 секунды. Значение диафрагмы подбираем среднее — от f:8 до f:16 – в таком диапазоне оптика дает лучшую картинку.

Начинайте снимать когда залп летит в небо, подождите пока он раскроется и погаснет, и нажимайте второй раз (интервал получится от 1 до 2 секунд). Посмотрите, что получилось. Если кадр темный, то или уменьшите значение диафрагмы или держите затвор открытым дольше (не 1-2 сек, а 3-4). Если слишком много света, зажмите диафрагму (увеличивайте значение f). Снимайте постоянно, делайте больше дублей, но не забывайте изредка посматривать, что у вас получается. Вносите изменения в композицию и экспозицию, потом, при разборе фотографий отберете лучшие снимки.

Важные мелочи при съемке.
Выбирая точку для съемки, обратите внимание где находятся фонари – они могут засветить все происходящее. И учитывайте направление ветра – если весь дым пойдет на вас, то вряд ли вы сумеете снять что-то достойное внимания.

Фейерверк вызывает массу эмоций у людей, так как он являются не только красивым и зрелищным, но также часто используются для того, чтобы отпраздновать знаменательные даты.

У меня было много писем от читателей с вопросом, как сфотографировать фейерверк, многие из которых говорят что это очень трудная фотография для них. Мой ответ всегда один и тот же - «дайте ему движение - и в конечном итоге вы сами будете удивлены».

Моя причина этого совета в том, что, когда я купил свою первую в истории ЗЕРКАЛКУ одним из первых вещей, которые я фотографировал, был фейерверк, и я был поражен тем, как было легко и какие были захватывающие результаты. Я думаю, что это будет еще проще с помощью цифрового фотоаппарата, так как вы можете получить немедленную обратную связь относительно того, являются ли снимки хорошими или плохими, а затем внести коррективы.

Я поделюсь несколькими советами по цифровой фотографии фейерверка, чтобы улучшить свои результаты.

1. Используйте штатив

Пожалуй, самый важный совет заключается в обеспечении устойчивости вашей камеры во время съемки. Это особенно важно при фотографировании фейерверка потому, что вы будете использовать более длинные выдержки, которые будут не только захватить движение фейерверка, но и любое движение самой камеры. Лучший способ - держать камеру со штативом.

2. Пульт дистанционного спуска или таймера автоспуска

Сделайте вклад в устройство дистанционного спуска, для того, чтобы полностью обеспечить устойчивостью свою камеру, еще при съемке фейерверков. Они меняются в зависимости от камеры, но большинство из них своего рода аксессуар, сделанный для них. Другой способ съемки, не прикасаясь к камере, является использование таймера автоспуска. Это будет работать, но вы должны быть в состоянии предвидеть хорошие выстрелы.

3. Кадрирование перед съемкой

Одна из самых трудных частей при съемке фейерверка - это, куда направить вашу камеру. Задача, с которой вы будете сталкиваться, состоит в том, чтобы нацелить камеру до вылета фейерверка, который вы будете фотографировать - ожидание является ключевым фактором. Вот несколько пунктов для того, чтобы получить правильное кадрирование.

  1. Заранее определить местонахождение - Планирование одно из важных факторов при съемке фейерверка, нужно добраться до места раньше, чтобы получить хорошие снимки и свободное место. Подумайте о том, что будет находиться на переднем плане и фоне ваших снимков и убедитесь, не будут ли видны головы подпрыгивающих вверх людей. Примите к сведению, откуда будут вылетать фейерверки и в каких частях неба они взорвутся, вы можете узнать информацию у учредителей. Также учитывайте, какие фокусные расстояния использовать и какой объектив выбрать в это время (а не в середине шоу).
  1. Следите за горизонтом - Одна вещь, которую вы всегда должны учитывать при кадрировании снимков, выровнена ли ваша камера. Это особенно важно, если вы собираетесь снимать с широким фокусным расстоянием и получить фоновые элементы на снимках (т.е. городской пейзаж). Сразу же после установки камеры на штатив убедитесь, что вы правильно установили горизонт.
  1. Вертикально или горизонтально? - Есть два основных способа кадрирования во всех видах фотографии, вертикально (портрет) или горизонтально (пейзаж). Оба могут применяться в фотографии фейерверка, но я лично считаю, что вертикальная перспектива лучше - поскольку есть много вертикального движения в фейерверке. Горизонтальные снимки будут работать, если вы собираетесь работать с пейзажными фотографиями и с более широким фокусным расстоянием, если вы желаете захватить несколько очередей из фейерверка в одном кадре.
  1. Не забывайте о кадрировании - Мне кажется, что, когда я фотографирую фейерверк, я меньше времени трачу на поиск в видоискателе и больше гляжу на небо. Поэтому необходимо помнить, какое у вас кадрирование и присматривать за небом. Это также поможет вам предвидеть правильное время для снимка, т.к. вы увидите линии света неразорвавшихся ракет, летящих в небе.

4. Фокусное расстояние

Одна из самых трудных частей фотографирования фейерверка является подготовка камеры на нужный участок неба в нужный момент. Это особенно трудно, если вы снимаете с более длинным фокусным расстоянием и пытаетесь более плотно обрезать снимки. Обычно я снимаю с разными фокусными расстояниями, но во время шоу пробую снять несколько жестких снимков (я использую зум-объективы, чтобы воспользоваться этой опцией), чтобы увидеть, повезло ли мне. Конечно увеличение масштаба снимков, как тот ниже, также весьма может быть эффективным. Оно действительно позволяет заполнить кадр отличными цветами. Имейте в виду, чтобы получить аналогичное воздействие в вашей фотографии, их можно обрезать позже.

5. Диафрагма

Самый распространенный вопрос при съемке фейерверков: Какую диафрагму использовать? Многие считают, что нужен светосильный объектив, но в действительности совсем наоборот, потому что свет излучаемый фейерверком довольно яркий. Я считаю, что нужно использовать диафрагму в среднем и большом диапазоне и снимать где-то между f/8 и f/16.

6. Скорость затвора

Вероятно, более важным будет отдать предпочтение выдержке, чем диафрагме. Вы нуждаетесь в хорошей длительной выдержке, чтобы снять движение фейерверка. Техника, которую я разработал, когда впервые сфотографировал фейерверк, съемка в режиме «Bulb». Этот режим позволяет держать затвор открытым до тех пор, пока вы удерживаете кнопку спуска затвора (предпочтительно с помощью пульта дистанционного спуска затвора). Используя эту технику, вы нажимаете кнопку спуска затвора в то время, когда фейерверк вот-вот взорвется, и удерживаете ее, пока не будет закончен взрыв (обычно несколько секунд).

Вы можете поэкспериментировать со скоростью затвора, чтобы увидеть, на что это повлияет, но я считаю, что если вы не будете удерживать затвор открытым при очень длинных выдержках, то техника «Bulb» работает довольно хорошо.

Не держите затвор открытым слишком долго. Вы можете оставить его открытым до тех пор, пока вам нравится. Но проблема состоит в том, что фейерверк яркий и его не требуется слишком много, особенно если вы открыли затвор для нескольких вспышек в одной области неба. Экспериментируйте с несколькими снимками - но большинство людей, в конечном итоге, отдадут предпочтение лучшим снимкам с одним взрывом.

7. ISO

Чтобы были гарантированно чистые снимки, снимайте на низких уровнях ISO. Придерживайтесь ISO 100 , и все у вас будет хорошо.

8. Выключите вспышку

Съемке со вспышкой не повлияет на ваши снимки, за исключением того, что обманет камеру, вынуждая выставлять короткую выдержку. Имейте в виду, что вспышка вашей камеры будет охват всего несколько метров и в случае с фейерверком, даже если он был так близок, не будет никакого значения, за исключением некоторого дыма, который будет отвлекать от реальных действий.

9. Снимайте в ручном режиме

Я считаю, что получаю лучшие результаты при съемке в режиме ручной экспозиции и ручном режиме фокусировки. В условиях низкой освещенности камерам будет сложно сфокусироваться, и вы лишитесь многих снимков. Как только установите фокусировку, вам на не придется менять его во время фейерверка - особенно, если вы используете небольшое отверстие диафрагмы, которое увеличивает глубину резкости. Если вы снимаете с большого расстояния, то можно установить фокус на бесконечность. Помните, что поменяв основной объектив, вы должны настроить фокус на остальных объективах.

10. Экспериментируйте и отслеживайте результаты

На протяжении всего фейерверка периодически проверяйте свои результаты. Я обычно делаю несколько снимков в начале и делаю быструю проверку, чтобы увидеть, что они в порядке перед большой съемкой. Не проверяйте каждый снимок, как только вы настроили камеру (или вы пропустите действие), контролируйте ваши снимки иногда, чтобы не получить полностью плохую партию.

Также экспериментируйте со съемкой, которые включают более широкие перспективы и силуэты людей вокруг вас. Тыкая камерой в небо, вы можете получить замечательные снимки, но иногда, если вы посмотрите с разных точек зрения, можете получить несколько снимков, которые будут отличаться от остальных и будут не менее захватывающими. Большинство из лучших снимков, которые я видел, включают в себя некоторые дополнительные элементы - будь то люди, здания, достопримечательности или более широкие перспективы городских пейзажей.

Праздничный салют и фейерверк – это восхитительное зрелище, когда яркие, сказочные цветы на несколько секунд распускаются в ночном небе. Особенно фейерверки красиво выглядят на фоне ночного города, празднующих людей или исторических достопримечательностей. Наверное, каждому фотографу-любителю приходила в голову мысль запечатлеть на память с помощью фотокамеры необычные и яркие вспышки салюта.

Однако получить сочные и динамичные снимки праздничного фейерверка не всегда удается. Это не простой сюжет для съемки. Во-первых, фейерверки – это хотя и красивейшее, но очень скоротечное событие. Салют занимает всего несколько секунд и его весьма сложно поймать в кадр. Во-вторых, фейерверки обычно происходят в вечернее или ночное время суток, поэтому фотографу приходится сталкиваться с сочетанием темноты и очень яркого света. Несмотря на эти сложности, все же можно обозначить несколько общепринятых рекомендаций для фотографа, как правильно снимать фейерверк.

Особенности съемки фейерверка

Чтобы получить качественные фотографии фейерверка, Вам не обязательно иметь в руках продвинутую зеркальную фотокамеру. Красивые и интересные снимки салюта можно получить и с помощью простой компактной камеры. Тут техника не имеет такого большого значения. Самое главное при съемке фейерверка – это научиться правильно работать с настройками фотоаппарата в ручном режиме.

Весь процесс съемки салюта должен осуществляться именно вручную, то есть Вы должны самостоятельно определиться с экспозицией, фокусом, выбрать диафрагму и время выдержки. Это ключевое условие при съемке фейерверка, поскольку качество снимка здесь очень сильно зависит от продолжительности выдержки и диафрагмы. Итак, готовясь к съемкам праздничного салюта, Вы должны уделить внимание следующим аспектам:

— Штатив

Использование штатива является практически обязательным при съемке фейерверков в ночное время. Дело в том, что Вы будете иметь дело с довольно долгими (несколько секунд) выдержками. И для того, чтобы избежать каких-либо вибраций или колебаний фотокамеры Вам необходимо будет использовать штатив. В противном случае любое колебание фотоаппарата скажется на четкости картинки. Поскольку нажатие на кнопку спуск неизбежно приведет к дрожанию камеры на штативе, то рекомендуется при съемке салюта также использовать спусковой тросик или пульт дистанционного управления. Спусковой тросик поможет Вам полностью управлять камерой, не касаясь ее и не передавая ей колебания во время съемки.

Конечно, если Вы планируете фотографировать салют в праздничной толпе, что надо сказать встречается довольно часто, то таскать с собой штатив и снимать с него в толпе – не слишком приятное занятие. Чтобы занять удобную точку для съемки, Вам придется прийти на место за несколько часов до начала фейерверка. Но и тут не будет гарантии, что чьи-то головы не заслонят Вам картинку. Поэтому иногда фотограф вынужден снимать фейерверк и с рук, стараясь камеру держать неподвижно, насколько это возможно.

Кстати, иногда некоторые перемещения фотоаппарата дают интересные эффекты. В частности, слегка передвигая фотоаппарат в задуманном направлении можно добиться получения довольно необычных фотографий салюта.

— Выдержка

Как мы уже определились, при съемке салютов следует использовать длинные выдержки в несколько секунд. Именно длинная выдержка «рисует» те самые захватывающие и красивые следы фейерверка, которые на фотографиях смотрятся просто великолепно. Недостаточная выдержка может не позволить Вам получить красивый снимок, поскольку взрыв салюта будет смотреться не особенно ярко и статично. В тоже время излишне длинная выдержка может привести к смазыванию фотоснимка. В этой связи довольно популярным является вопрос, какую же выдержку можно назвать оптимальной при съемке фейерверков?

Здесь нет какого-либо однозначного ответа, многое зависит от вида фейерверка, количества салютов в кадре. Но чаще всего фейерверки снимают на выдержках от двух до пяти секунд. Например, для таких фейерверков, как «Варимоно» или «Хризантема» оптимально время выдержки в две – три секунды. Но если Вы снимаете вспышки салюта не только в момент их раскрытия, а хотите получить на фотографиях красивые фейерверки со струящимся светом, то можно использовать выдержку в четыре – пять секунд.

В современных цифровых фотоаппаратах для вспышки фейерверков лучше задействовать специальный режим Bulb, который позволяет фотографу самостоятельно задавать нужную выдержку. Обычно этот режим работает следующим образом. Нажимая на кнопку спуск, Вы открываете затвор фотокамеры и начинаете экспонировать кадр. Далее, нажимая на кнопку спуска еще раз, Вы заканчиваете экспонирование, затвор фотоаппарата закрывается. Это удобный режим для полного контроля за выдержкой при съемке фейерверков. Играя со значениями выдержки, Вы можете сделать шлейф от салюта на снимках более длинным и извилистым. Если же на Вашей камере нет специального режима Bulb, можно использовать режим приоритета выдержки, либо автоматический режим «ночная съемка», предусматривающий работу с длинными выдержками.

— Другие настройки камеры

Следует определиться и с другими параметрами съемки. В частности, с диафрагмой, фокусировкой и чувствительностью. Как правило, фейерверки происходят в темное время суток, а след от горящих и разлетающихся огней символизирует некое стремительное движение. Для того, чтобы избежать появления лишнего цифрового шума при длительной выдержке, рекомендуется убрать автоматическое ISO и установить самое минимальное значение светочувствительности. Обычно это около 100 – 200 единиц ISO.

Практика показывается, что лучше всего снимать на средних значениях диафрагмы. Если снимать с открытой диафрагмой, то есть на малых значениях диафрагмы, на матрицу фотоаппарата попадет больше света за единицу времени. Соответственно, изображение фейерверка на снимке получится очень светлым. Если же, наоборот, использовать большее значение диафрагмы, то шлейфы от салюта на снимке получатся менее светлыми и более тонкими. Надо сказать, что визуально это смотрится более привлекательно.

Нужно помнить, что в зависимости от цвета фейерверка меняется яркость света, попадающего на матрицу камеры. Поэтому, например, при салютах синего цвета можно использовать чуть меньшее значение диафрагмы, чем при ярких фейерверках желтого или красного цветов. В любом случае оптимальным при съемке фейерверков можно назвать диафрагму в диапазоне от f7 до f11. В условиях недостаточной освещенности не стоит применять автоматический режим фокусировки. Лучше настроить фокусировку вручную на определенное расстояние. Фокусировку можно настроить при первых выстрелах салюта или выставить заранее на бесконечность.

Съемочный процесс

Сложность и одновременно привлекательность съемки салюта заключается в том, что вплоть до момента получения готового фотоизображения Вы не знаете, каким получится на фотографии фейерверк. Съемочный процесс всегда начинается с выбора и подготовки хорошей точки для фотографирования. Если Вы собираетесь фотографировать салют на каком либо праздничном событии или фестивале, где ожидается большое скопление людей, лучше приехать на место съемки заранее, осмотреться и выбрать наиболее удобную позицию.

Обратите внимание на направление ветра. Рекомендуется выбрать точку съемки таким образом, чтобы Вы стояли по ветру. Тогда пепел и дым, образующиеся после взрывов салюта, будут уноситься ветром от Вас. В противном случае падающий пепел может помешать Вам сделать самые яркие и запоминающиеся кадры. Также следует на месте разобраться, откуда будут запускать фейерверк и где он примерно будет раскрываться. Итак, нужно выбрать точку съемки, установить камеру на штатив, спланировать будущую композицию кадра.

Когда начнется фейерверк, с помощью провода дистанционного управления Вы открываете затвор камеры. А затем, наблюдая за происходящим, вовремя закрываете затвор. Лучше снимать на максимально широком угле, чтобы не потерять объекты за пределами кадра. При большом стечении народа, когда сложно передвигаться для выбора места съемки, можно использовать зум-объектив, который позволит Вам изменять угол обзора, оставаясь при этом на месте. Рекомендуется следить объективом фотокамеры за фейерверком от момента запуска до его раскрытия, поглядывая на видоискатель. Так Вы сможете примерно прикинуть, где фейерверк раскроется в воздухе, и, тем самым, закрыть затвор в самый нужный момент.

Помните, что Ваша главная задача состоит в том, чтобы запечатлеть на снимке не сам взрыв фейерверка, а шлейфы от него. Поэтому открывать затвор стоит не ранее того, как взорвется салют. Объект в кадре необходимо стараться размещать в соответствии с композиционным правилом третей или около третей. Иногда залпы фейерверков следуют практически один за одним и в небе постоянно что-то взрывается и сияет. Не нужно стремиться запечатлеть в одном кадре большое количество взрывов, лучше ограничиться тремя – четырьмя фейерверками.

Сам по себе фейерверк на фотографии – это, конечно, красиво, но в тоже время немного скучновато. Как правило, фейерверки запускаются в какой-либо торжественный праздник, когда на площадь или на улицы стекается огромное количество людей. Поэтому предпочтительнее выбрать такой ракурс съемки, при котором в кадр бы попадали не только вспышки салюта, но и празднующие люди. Это придаст снимку определенное настроение. Также в кадр вместе с салютом можно помещать здания, статуи, исторические достопримечательности, что также будет весьма красиво.

Тут, правда, фотографа подстерегают определенные сложности, поскольку Вам нужно будет заранее определиться с правильной выдержкой для фона, сделав несколько пробных кадров до начала фейерверка. Также нужно оценить разницу в освещенности городских зданий и салюта. Если городские огни слабо видны на фотографии и их просто затмевают яркие вспышки фейерверка, то можно сделать отдельно фотографию ночного пейзажа, а затем соединить ее со снимком салюта.

Фейерверк – это стремительное событие, где нет времени на обдумывание того, как снять то или иное действие. Поэтому лучше продумать все заранее, определиться с длиной выдержки, диафрагмой, наиболее удачным ракурсом. Уже в процессе съемки можно будет несколько скорректировать настройки. Для того, чтобы получить качественные и яркие фотографии фейерверка не достаточно просто руководствоваться вышеупомянутыми рекомендациями. Тут нужно накопить еще и немного опыта.

Кстати, не стоит воспринимать все советы и рекомендации буквально, ведь съемка салютов оставляет фотографу место для творчества. Вы можете попробовать повращать камеру во время съемки или поэкспериментировать с настройками для того, чтобы получить действительно необычные и сочные фотографии фейерверка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»