Ощущения новорожденного ребенка. Ваш ребенок родился

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Все мамочки, как после, так и до рождения своей крохи, беспокоятся за их здоровье и самочувствие, благополучие и настроение. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя расстраиваться, но некоторые внешние обстоятельства, гормональные сбои и перемены в настроении, сказываются на моральном благосостоянии матери. Поэтому вопрос, что чувствует ребёнок в утробе матери, когда она плачет , возникает часто.

Малыш тесно связан со своей мамой и до и после рождения. Чувствует её настроение и его перепады, реагирует на них, сочувствует и сопереживает неприятностям. Начиная с 29-ой недели беременности , у ребенка развиты уже все органы чувств, он чувствует запахи и вкус, осязает окружающее его пространство и даже различает изменение освещения. Поэтому не стоит расстраиваться и плакать во время беременности. На будущем благосостоянии вашего малыша, скажется ваше поведение во время беременности. Стоит быть аккуратней со своим эмоциями, оградить себя от нервных потрясений и стрессов.

Существует множество книг о беременности, родах и новорождённых. Их пишут квалифицированные медики: психологи и педиатры. Доверят им конечно можно, но нельзя упускать и наличие индивидуальных показателяй матери и плода. И так, многие специалисты утверждают, что моральная связь матери и ребёнка, очень плотная и тесная. Но помимо эмоциональной связи, есть и физическая. Когда мать радуется, в её кровь происходит «впрыск» гормона – эндорфина, а соответственно, он происходит и в кровь малыша в утробе, у него повышается настроение. Дети в животе у мамы, так же умеют радоваться и улыбаться, как и мама.

К сожалению, не только радостные эмоции чувствует кроха в утробе, грусть и стресс, так же. Когда мать испытывает стресс, у неё нет настроения, что-то её угнетает, происходит поступление гормона кортизола, либо кортизона. В кровь ребёнка эти гормоны так же поступают от матери, соответственно мамочка, сама того не желая, передаёт своё плохое настроение ещё не рождённому крохе. А тот может грустить и плакать, что научно доказано.

Нервное потрясение ребёнок так же может получить от мамы. Когда ей страшно, в кровь происходит поступление адреналина, в кровь ребёнка он тоже поступает. Малыш начинает нервничать и бояться, мучается и бьётся. Такие стрессы всегда откладываются в подсознании, и влияют на моральное самочувствие и психику крохи.

Обидеть малыша можно и в утробе. Даже если мама немного расстроена, на малыша это непосредственно влияет. Как и влияет то, что она рассказывает, поёт, даёт слушать. Ребёнок чувствует не только заботу и любовь, но и разочарование и негатив. Поэтому когда мама плачет, малыш плачет с ней . Малыш реагирует на тон голоса, движения и даже дыхание. Стоит быть предельно аккуратными с тем, что говоришь и слушаешь, на что смотришь и даже о чем думаешь во время беременности. Малейший перепад сказывается на характере и поведении ребёнка в будущем. Стоит приобрести настольную книгу со сказками, и ограничить все фильмы, вызывающие плохое настроение, страх и слёзы.

Чтобы вырастить весёлого и счастливого малыша, нужно контролировать свои эмоции. Не скрывать, а именно контролировать! Поэтому, дорогие мамочки, веселитесь и улыбайтесь, оградите себя от стрессов и неприятностей. Найдите способ порадовать себя, чтобы улучшить настроение, оберегите себя и ваше сокровище от негатива. И ваш малыш будет спокойным и радостным, будет радовать вас каждый день.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Появление на свет нового человека – самое большое чудо. Родители готовы до бесконечности рассматривать каждую чёрточку лица своего малыша, радоваться, если он улыбнулся в ответ. Но делает ли это младенец осознанно? Как узнать, что происходит в крошечной головке? Когда ребёнок начинает узнавать маму? Многие родители проводят параллель между данной способностью и зрением. Но ведь возможности познавать мир этим не ограничиваются.

Новорожденный ребенок не сразу узнает свою маму, но очень быстро этому учится.

Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.

Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.

Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.

Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.

Как вкусно и приятно

В первые минуты жизни, когда младенец прикасается к маме, добавляются новые ощущения. Её запах, мягкая кожа, тёплое молоко делают его счастливым. Маленький человек узнаёт маму благодаря тактильному и вкусовому опыту. До одного месяца он может искать грудь, находясь на руках у бабушки. Потом, когда новорождённый начинает узнавать маму, он уже ни с кем не спутает её запах. Некоторые педиатры говорят, что обоняние у него развивается очень рано. Малыш начинает ощущать самого близкого человека по запаху уже на третий день жизни.

Можно использовать эту особенность для того, чтобы успокоить его. Подойдёт платок, смоченный в молоке мамы. Его нужно положить на подушку рядом с новорождённым.

Рано развитое обоняние позволяет малышу узнавать свою маму.

Мир прекрасен

Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.

Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.

Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.

  • Первый – второй . Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
  • Третий . Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
  • Третий – четвёртый . Узнавание родителей по лицам.
  • Четвёртый – пятый . Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
  • Пятый – шестой . Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
  • Седьмой – девятый . Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
  • Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.

После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.

Резюме

Теперь очень просто понять, когда младенец может начать узнавать маму. Это, как правило, происходит ближе к четвёртому месяцу. А ещё через недели три – четыре её образ становится целостным. Улыбаясь, малыш посылает привет не всему миру, а единственному, самому близкому человеку. Делает он это осознанно. Хотя многие женщины уверены, что уже самая первая улыбка новорождённого имеет своего адресата. Кто знает…

Для малыша очень важны прикосновения мамы.

Перед появлением на свет малыш долгое время находился в теплом убежище, где ему было спокойно под равномерный стук маминого сердца. На протяжении нескольких месяцев ничего в его окружении все было стабильно.
Сразу после рождения он оказывается в совершенно иных условиях: резко меняется температура окружающей среды с 37 градусов до комнатной температуры, ребенок начинает чувствовать вес собственного тела, слышать резкие звуки, видеть свет, самостоятельно дышать. Новорожденному приходится нелегко принять эти изменения, и он засыпает на несколько часов, адаптируясь во сне к новым условиям. После рождения ребенку жизненно необходим телесный контакт с мамой, только она сможет придать ему уверенности в том, что все хорошо и что новый мир безопасен. Мама успокаивает своим запахом, привычным сердечным ритмом, звуком голоса и теплом.

Теперь поговорим о том, что чувствует новорожденный, как органы чувств реагируют на воздействия и как они развиваются в первый месяц.

Зрение новорожденных.

В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы. Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое. К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.

Слух.

Сразу после рождения малыш способен различать звуки, особенно громкие и резкие – он поворачивает на эти звуки головку. Но полностью слуховой аппарат разовьется только к году. Лучше всего ребенок воспринимает и выделяет звук голоса матери. Новорожденным и даже малышам постарше больше нравятся высокие звуки, чем басы. Лучшие звуки – это голоса его родных и близких. Источник звука ребенок учится определять только к началу второго месяца.

Обоняние.

Ребенок способен различать запахи, и он безошибочно узнает мать именно по тому, как пахнет ее кожа и материнское молоко. К 2-3 месяцам ребенок уже сформирует отношение к запахами, и будет показывать, что какие-то запахи ему приятны, а какие-то – нет.

Осязание.

Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его. Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку. должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.

Вкус.

Ребенок очень хорошо чувствует вкус при помощи вкусовых рецепторов, он различает сладкое и соленое, воспринимает изменение вкуса материнского молока. Отмечено, что если мама во время беременности ела пищу с ярким вкусом, например, с чесноком, то эту же пищу можно есть и при грудном вскармливании – малышу будет нравиться привычный вкус.

Особенности чувств малышей после рождения в первый месяц.


Малыши хорошо слышат и чувствуют прикосновения.

Малыши быстро адаптируются, но в первое время ваш ребенок чувствует примерно так:

  • видит свет и тень, расплывчатые очертания предметов на расстоянии 20-30 см,
  • слышит, но не осознает значения звуков. реагирует на громкий резкий звук,
  • воспринимает мамин голос как успокаивающий,
  • развитое обоняние, отличает запах мамы,
  • отличает вкус сладкого, соленого, горького,
  • тактильные ощущения развиты неравномерно, не любит холодное и твердое, нравится теплое и мягкое,
  • плохая терморегуляция, ребенок чувствителен к перегреву,
  • мышцы недоразвиты и плохо управляемы,

Самое главное, что все органы чувств у новорожденного настроены таким образом. чтобы он мог обеспечить себе быстрое развитие и рост. Малыш вполне способен сообщить миру о том, что ему нравится, а что – нет, он отличает полезное воздействие от плохого и сообщает об это взрослым громким криком. Органы чувств настроены так, чтобы воспринимать и анализировать только необходимую информацию, а все лишнее отсекается, давая пространство для развития.

Пожалуй, самые волнующие ощущения во время беременности вызывают первые движения малыша в животе у будущей мамы. Когда и как женщина чувствует шевеления ребенка и в каких случаях «поведение» плода может стать сигналом тревоги? Первые отчетливые , как правило, женщины ощущают ближе ко второй половине беременности, причем повторнородящие чувствуют их раньше, чем мамы, ожидающие своего первого ребенка.

Это связано с тем, что рожавшие женщины уже знают, каковы эти ощущения, а женщины, беременные впервые, поначалу могут перепутать шевеления плода, пока они еще недостаточно интенсивны, с перистальтикой кишечника, газообразованием в животе или мышечными сокращениями. Кроме того, у повторно беременных передняя брюшная стенка более растянута и чувствительна. Более полные женщины ощущают шевеления плода несколько позже, чем худощавые. Подробности о в животике матери, узнавайте в статье на тему «Первые признаки шевеления ребенка».

Итак, во время первой беременности женщины ощущают первые шевеления плода, как правило, в промежутке между 18 и 22 неделями (обычно в го недель), а повторнородящие могут почувствовать движения будущего малыша уже с 16 недель. Когда будущие мамы начинают чувствовать движения своих малышей, у них появляется множество вопросов и сомнений: как часто должен шевелиться ребенок? достаточно ли интенсивно он шевелится? Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается в своем собственном темпе, а нормы, касающиеся шевелений плода, имеют достаточно широкий диапазон.

Характер шевелений

Первый триместр. В первом триместре беременности происходит наиболее интенсивный рост будущего ребенка. Сначала группа клеток быстро делится, растет и превращается в эмбрион, который прикрепляется к стенке матки и начинает расти, защищенный амниотической жидкостью, плодными оболочками и мышечной стенкой матки. Уже с 7-8 недель при проведении ультразвукового исследования можно зафиксировать, как движутся конечности эмбриона. Это происходит потому, что его нервная система уже достаточно созрела, чтобы проводить нервные импульсы к мышцам. В это время эмбрион движется хаотично, и его движения, казалось бы, лишены всякого смысла. И, конечно же, он еще слишком мал, а шевеления слишком слабы, чтобы их почувствовать. Второй триместр. К 14-15 неделям беременности плод уже подрос и его конечности полностью дифференцировались (приобрели привычные для нас вид и форму ручек и ножек), движения стали интенсивными и активными. В этот период малыш свободно плавает в амниотической жидкости и отталкивается от стенок матки. Конечно, он еще очень мал, поэтому эти отталкивания слабы и будущая мама их пока не чувствует.

К 18-20 неделям плод подрастает, и его движения становятся более ощутимыми. Эти легкие первые прикосновения беременные женщины описывают как «порхание бабочек», «плавание рыбок». По мере роста плода ощущения становятся более отчетливыми, и к 20-22 неделям, как правило, все беременные женщины четко ощущают шевеления своего ребенка. Во втором триместре будущие мамы могут ощущать «толчки» малыша в разных отделах живота, потому что он еще не занял определенного положения в матке и ему пока достаточно места для того, чтобы переворачиваться и вращаться во всех направлениях. Чем же занимаются дети, находясь в материнской утробе? По наблюдениям, проведенным при ультразвуковом исследовании, у неродившихся малышей имеется множество различных занятий: они пьют амниотическую жидкость (при УЗИ видно, как двигается при этом нижняя челюсть), поворачивают головку, сучат ножками, ручками могут обхватывать ножки, перебирают и хватают пуповину. По мере увеличения срока беременности малыш растет и становится сильнее. Легкие толчки уже заменяются сильными «пинками», а когда ребенок переворачивается внутри матки, снаружи заметно, как живот меняет свою конфигурацию. В это же время мама может столкнуться с тем, что ее малыш «икает». При этом женщина чувствует, как ребенок вздрагивает через равные промежутки времени. «Икательные» движения связаны с тем, что плод интенсивно заглатывает амниотическую жидкость и его диафрагма начинает активно сокращаться. Такие движения диафрагмой являются рефлекторной попыткой вытолкнуть жидкость. Это совершенно безопасно и является нормой. Отсутствие «икания» также является вариантом нормы.

Третий триместр

К началу третьего триместра плод может свободно переворачиваться и вращаться и к 30-32 неделям занимает постоянное положение в полости матки. В большинстве случаев он располагается головкой вниз. Это называется головным предлежанием плода. Если же малыш разместился вниз ножками или ягодичками, то это называется тазовым предлежанием плода. При головном предлежании ощутимы в верхней половине живота, а при тазовом, напротив, они чувствуются в нижних отделах. В третьем триместре беременная также может заметить, что у малыша есть определенные циклы сна и бодрствования. Будущая мама уже знает, при каком положении тела малышу удобнее, ведь когда мама расположилась в неудобной для ребенка позе, он обязательно даст об этом знать бурными интенсивными шевелениями. Когда беременная лежит на спине, матка оказывает давление на кровеносные сосуды, в частности на те, по которым насыщенная кислородом кровь поступает в матку и к плоду. При их сдавлении ток крови замедляется, таким образом, плод начинает испытывать незначительный недостаток кислорода, на что он и реагирует бурными шевелениями. Ближе к родам шевеления ощущаются в основном в той области, где располагаются конечности малыша, чаще всего в правом подреберье (так как в подавляющем большинстве плод располагается головкой вниз и спинкой влево). Такие толчки к могут даже причинять будущей маме боль. Однако если слегка наклониться вперед, то малыш перестанет так сильно толкаться. Это можно объяснить тем, что в таком положении кровоток улучшается, к плоду поступает больше кислорода и он «успокаивается».

Незадолго до начала родов головка малыша (или ягодички, если плод находится в тазовом предлежании) прижимается ко входу в малый таз. Со стороны кажется, будто живот «опустился». Беременные отмечают, что перед родами двигательная активность плода снижается, Объясняется это тем, что в самом конце беременности плод уже настолько велик, что ему становится недостаточно места для активных шевелений и он будто бы «затихает». Некоторые будущие мамы, наоборот, отмечают повышение двигательной активности плода, так как на механическое ограничение двигательной активности некоторые малыши, напротив, отвечают более бурным характером шевелений.

Как часто малыш шевелится?

Характер двигательной активности плода - это своеобразный «датчик» течения беременности. По тому, как интенсивно и часто ощущаются шевеления, можно косвенно судить о том, благополучно ли протекает беременность и как чувствует себя малыш. Приблизительно до 2б-й недели, пока плод еще довольно мал, будущая мама может отмечать большие промежутки времени (до суток) между эпизодами шевелений плода. Это не значит, что малыш не шевелится столько времени. Просто женщина может не замечать некоторых шевелений, ведь плод еще недостаточно силен, а будущая мама еще недостаточно хорошо научилась распознавать движения своего ребенка. А вот с 26-28 недель считается, что плод должен шевелиться 10 раз в течение каждых двух-трех часов.

Акушеры-гинекологи разработали специальный « ». В течение дня женщина подсчитывает, сколько раз пошевелился ее малыш, и фиксирует время, когда произошло каждое десятое шевеление. Если беременной кажется, что ребенок затих, необходимо принять удобное положение, расслабиться, съесть что-нибудь (считается, что после приема пищи двигательная активность плода возрастает) и в течение двух часов отметить, сколько раз за это время пошевелился малыш. Если насчитывается 5-10 шевелений, то беспокоиться не о чем: с ребенком все хорошо. Если мама не ощущает шевелений малыша в течение 2 часов, следует походить или подняться и спуститься по лестнице, а потом спокойно полежать. Как правило, эти мероприятия помогают активизировать плод, и шевеления возобновятся. Если же этого не произошло, следует в ближайшие 2-3 часа обратиться к врачу. Характер шевелений является отражением функционального состояния плода, поэтому необходимо к ним прислушиваться. Если будущая мама заметила, что в последние дни ребенок стал меньше двигаться, следует также обратиться к врачу, чтобы проверить, как чувствует себя малыш.

К третьему триместру беременности будущие мамы, как правило, уже хорошо знают характер шевелений своих детей и могут заметить любые изменения в «поведении» малышей. Для большинства женщин тревожным знаком является бурное, слишком активное шевеление. Однако повышенная двигательная активность не является патологией и наиболее часто связана с неудобным положением будущей мамы, когда к плоду временно поступает меньше кислорода за счет снижения притока крови. Известно, что когда беременная женщина лежит на спине или сидит, сильно отклонившись назад, плод начинает двигаться активнее обычного. Это связано с тем, что беременная матка сдавливает кровеносные сосуды, которые, в частности, несут кровь к матке и плаценте. При их сдавлении кровь поступает к плоду через пуповину в меньшем объеме, вследствие этого он ощущает нехватку кислорода и начинает активнее двигаться. Если переменить положение тела, например, сесть с наклоном вперед или лечь на бок, то приток крови восстановится, и плод будет шевелиться со своей обычной активностью.

Когда стоит беспокоиться?

Грозным и тревожным показателем является снижение двигательной активности или исчезновение шевелений ребенка. Это говорит о том, что плод уже страдает от гипоксии, то есть нехватки кислорода. Если вы заметили, что ваш малыш стал реже шевелиться, или вы не ощущаете его шевелений более 6 часов, то следует незамедлительно обратиться к врачу-акушеру. Если нет возможности посетить врача на амбулаторном приеме, можно вызвать «скорую помощь». В первую очередь врач при помощи акушерского стетоскопа прослушает сердцебиение плода, в норме оно должно составлять 120-160 ударов в минуту (в среднем - 136-140 ударов в минуту). Даже если при обычной аускультации (прослушивании) сердечный ритм плода определяется в пределах нормы, необходимо провести еще одну процедуру - кардиотокографическое исследование (КТГ). КТГ - метод, который позволяет оценить сердцебиение плода и его функциональное состояние, проверить, не страдает ли малыш от гипоксии (недостатка кислорода). Во время проведения исследования специальный датчик ремнями прикрепляется к передней брюшной стенке на спинке ребенка в приблизительной проекции его сердца. Этот датчик определяет кривую сердцебиения плода. Параллельно беременная держит в руке специальную кнопку, на которую следует нажимать тогда, когда она . На графике это отображается специальными метками. При норме в ответ на шевеление сердечный ритм плода начинает учащаться: это называется «моторно-кардиальный рефлекс». Данный рефлекс появляется после 30-32 недель, поэтому проведение КТГ до этого срока не является достаточно информативным.

КТГ проводят в течение 30 минут. Если в течение этого времени не зарегистрировано ни одного учащения сердечного ритма в ответ на шевеления, то врач просит беременную женщину походить какое-то время или несколько раз подняться вверх по лестнице, а потом проводит еще одну запись. Если миокардиальные комплексы так и не появились, то это косвенно свидетельствует о гипоксии плода (недостатке кислорода). В данном случае, а также, если малыш начал плохо шевелиться при сроке до 30-32 недель, врач назначит допплерометрическое исследование. Во время этого исследования доктор измеряет скорость кровотока в сосудах пуповины и в некоторых сосудах плода. На основании этих данных также можно выявить, страдает ли плод от гипоксии.

При обнаружении признаков гипоксии плода акушерская тактика определяется степенью выраженности гипоксии. Если признаки гипоксии незначительные и невыраженные, то беременной женщине показаны наблюдение, проведение КТГ и допплерометрии и оценка их результатов в динамике, а также назначение лекарственных препаратов, улучшающих кровообращение и поступление кислорода и питательных веществ к плоду. При нарастании признаков гипоксии, а также при наличии выраженных признаков гипоксии следует произвести немедленное родоразрешение, так как эффективной медикаментозной терапии, направленной на устранение гипоксии плода, на сегодняшний день не существует. Будет это операция кесарева сечения или родоразрешение через естественные родовые пути, зависит от многих факторов. Среди них - состояние матери, готовность родовых путей, срок беременности и ряд других факторов. Это решение принимается гинекологом индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, каждая женщина должна прислушиваться к шевелениям своего ребенка. При наличии каких-либо сомнений относительно благополучия плода не следует затягивать с визитом к врачу, так как своевременное обращение к акушеру-гинекологу может предотвратить негативные исходы беременности. Теперь вы знаете, каковы первые признаки шевеления ребенка в утробе матери.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»