Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Правила дорожного движения для дошкольников

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Статья предназначена для педагогов и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни.

Актуальность: Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.

Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

  • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге. Нужно отметить, что обучение ПДД происходит в разных видах совместной деятельности воспитанников и педагогов, в проведении образовательной деятельности в областях "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Музыка".

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

Есть хорошая традиция в начале учебного года организовывать конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей.

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

Родителям младших дошкольников:

  • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
  • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
  • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
  • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
  • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
  • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

В этом возрасте ребенок должен знать:

  • На дорогу выходить нельзя.
  • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
  • Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
  • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
  • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
  • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
  • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
  • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

Родителям старших дошкольников:

  • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
  • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
  • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

  • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
  • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
  • Дорогу нужно переходить только шагом.
  • Надо подчиняться сигналам светофора.
  • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
  • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.

Людмила Стрюкова

В соответствии с ФГОС ДО задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей должны решаться интегративно в ходе освоения всех образовательных областей (линий развития) наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Деятельность воспитателя направлена на достижение целей : формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) . Вся повседневная деятельность человека направлена на удовлетворение физиологических, социальных и духовных потребностей, включая и обеспечение безопасности.

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) . Дошкольный возраст это стремительное нарастание физических возможностей, двигательной активности, повышенной любознательности, самостоятельности и поэтому первостепенной задачей, которая стоит перед дошкольной организацией – воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения. По словам К. Д. Ушинского : «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых улиц. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах. По этим улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением . Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке . Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения . Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения , научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах , тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения детей нужно начинать с дошкольного возраста , так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения , усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются :

Повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста

Развитие психофизических качеств ребенка

Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий . Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу , необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.

Например :

1. Знакомство с грузовой машиной

2. Знакомство с автобусом

3. Игра «Красный и зеленый»

4. Знакомство с улицей и т. д.

Беседуя с детьми, я выяснила, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения . Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила . Был составлен план работы. В плане отразилась как работа с детьми, так и с родителями.

Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры , логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации, конструированию. Очень нравится детям отгадывать загадки.

Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения : «Мой приятель Светофор» , «Красный, желтый, зеленый» Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения .

Любят игры на специальных площадках, которые представляют собой уменьшенную копию дорог с перекрестками на территории детского сада. Дети учатся переходить улицу по пешеходной дорожке , соблюдая правила и объясняя значение дорожных знаков .

В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения .

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль отводится дидактическим и подвижным играм , а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Горелки» , «Стоп» . Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.


Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся , прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Одно из родительских собраний было посвящено основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах, использовались такие формы работы с родителями как :

1. Анкетирование родителей «по обучению детей правилам дорожного движения »

Цель : - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице,

Выявление знаний родителей о собственном ребёнке : его возрастных и

психофизиологических особенностей,

Выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения ,

Выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.

2. Проведена консультация для родителей » .

3. Розданы памятки для родителей «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице »

На собраниях важно напоминать родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда.

Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Родители должны разъяснять детям, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют

свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил , но и навыков безопасного поведения на улицах.

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения , будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений , важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых.

Воспитатель МБДОУ № 58 Л. В. Стрюкова

С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как лучше передать знания по ПДД маленьким пешеходам? Конечно, в виде игры, так как она является основным средством обучения дошкольников. Читайте в нашей статье про игры по ПДД для дошкольников, их виды и значение.

Учим правила дорожного движения

Правилам ПДД нужно учить детей с раннего возраста

Почему правилам ПДД нужно учить детей с раннего возраста? Статистические данные свидетельствуют о том, что причина дорожно-транспортных происшествий (ДТП) - чаще всего сами дети. К этому приводит то, что дети не знакомы даже с самыми элементарными правилами поведения улице, а также то, что взрослые равнодушно относятся к поведению детей на дороге. Маленькие дети ещё не имеют опыта управлять своим поведением на проезжей части, частенько переоценивая свои возможности. Они считают, что они достаточно ловкие, чтобы успеть быстро перебежать дорогу или переехать её на велосипеде. Дети могут внезапно появиться на дороге перед мчащейся машиной, а то и затеять весёлую игру прямо на проезжей части. В связи с этим возникают опасные ситуации, нередко приводящие к ДТП и детскому травматизму.

В детских садах ПДД ребятишек начинают учить на третьем году жизни.

Правильно воспитывая и обучая детей с малых лет ПДД, можно избежать опасностей на дороге.

«В детских садах ПДД ребятишек начинают учить на третьем году жизни, начиная закладывать основы культуры поведения. Родители могут начать такое воспитание дома ещё до поступления в ребёнка в детское образовательное учреждение, подобрав соответствующие возрасту методы обучения ПДД».

Очень важно, чтобы дошколята получали знания, полезные для пешеходов не только в детском саду, но и чтобы родители уделяли этому вопросу достаточно внимания.

Цель обучения дошкольников дорожной азбуке – это создание педагогических условий, которые оптимально обеспечат обучение дошкольников правилам дорожного движения и будут способствовать формированию у них нужных умений и навыков, выработке стойких привычек безопасного поведения вблизи проезжей части и на дороге.

Задачи:

  • активизация внимания родителей ребёнка на проблеме обучения дошкольников ПДД
  • осознание ребёнком важности проблемы правильного поведения на дороге
  • формирование у детей практических навыков поведения в разных ситуациях городского движении, выработка соответствующей модели поведения

Объём знаний по ПДД, который должен усвоить дошкольник:

  • субъекты дорожного движения (пешеход, транспортное средство)
  • составляющие дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, перекрёсток, пешеходный переход)
  • основные транспортные средства (автомобиль – легковой и грузовой, автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл, велосипед)
  • как регулируется дорожное движение (регулировщик, светофор)
  • красный, жёлтый, зелёный сигналы светофора и их значение
  • правила поведения на обочинах и тротуарах
  • правила перехода проезжей части
  • посадка/высадка и поведение в общественном транспорте

И главное правило: «Выходить на дорогу без взрослых нельзя».

Начиная знакомить малыша с правилами дорожного движения, рекомендуем учесть следующее:

  • обучающий материал должен соответствовать возрасту и интересам ребёнка
  • правила должны подаваться в доступной форме
  • обучение нужно проводить по принципу «от простого к сложному».

Формы и методы обучения дошкольников ПДД

Одной из самых эффективных форм обучения дошкольников ПДД является игра.

Как лучше всего дошкольников научить ПДД? Нужно учесть, что деятельность по обучению дошкольников правилам дорожного движения проводится в нескольких направлениях:

  1. Работа с педагогическим персоналом детского сада (педсоветы, консультирование, анкетирование, организация занятий, контроль эффективности учебной деятельности).
  2. Работа с детьми (игры, занятия, мероприятия, прогулки и экскурсии, диагностика).
  3. Работа с родителями (анкетирование, просвещение родителей по вопросам обучения детей ПДД, организация совместной деятельности родителей и детей, родительские собрания, участие родителей в организации обучающего пространства).
  4. Сотрудничество с государственными учреждениями для организации совместной просветительской деятельности.

«Обучая ребёнка, взрослому необходимо самому чётко представлять, каким образом и чему нужно учить, а также как это сделать наиболее эффективным способом».

Среди методов и технологий для обучения дошкольников ПДД можно выделить:

  • интерактивный метод
  • моделирование дорожных ситуаций
  • игровое обучение
  • наблюдение
  • беседа.

Одной из самых эффективных форм обучения дошкольников правилам ПДД является игра . В игровой форме осуществляются обучение, проверка и закрепление знаний по ПДД.

Виды игр и их значение

Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка на дороге.

Игра - это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребёнка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил дорожного поведения. Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка на дороге.

Виды игр по ПДД:

  1. Настольно-предметные.
  2. Настольно-печатные.
  3. Подвижные.
  4. Игры-тренинги.
  5. Сюжетно-ролевые.
  6. Дидактические.
  7. Развивающие.
  8. Обучающие.
  9. Театрализованные.
  10. Игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные).

Игры, подобранные с учётом возраста детей, помогут им:

  • вызвать интерес к движению транспортных средств и пешеходов
  • получить полезные знания по ПДД в доступной увлекательной форме
  • привить и закрепить умения и навыки правильного проведения на дороге
  • сформировать уважительное отношение к труду водителей и сотрудников ГАИ.

Смотрите видео, где представлен пример интерактивной развивающей игры по ПДД в детском саду

Принимая участие в той или иной игре по ПДД, дошкольники учатся действовать по ситуации и быстро реагировать на сложившиеся условия, думая не только о себе, но и об окружающих.

Дидактические и подвижные игры

Разнообразные настольные, дидактические и компьютерные игры по ПДД легко родители могут проводить дома. Приведём несколько примеров дидактических игр по ПДД.

Разнообразные игры по ПДД можно проводить не только в детском саду, но и дома.

Дидактические игры

1. Игра «Светофор» - для младших и средних дошкольников.

Дидактический материал: кружочки из красного, зелёного и жёлтого картона, макет светофора.

Ход игры: взрослый поясняет ребёнку назначение светофора, роль цвета сигналов светофора, закрепляет представление ребёнка о разных сигналах

2. Игра «Поставь дорожный знак» - для старших дошкольников.

Дидактический материал: карточки с изображениями дорожных знаков.

Ход игры: взрослый рассказывает ребёнку о назначении знаков, а потом проверяет знания, показывая карточки наугад или проведя викторину «Угадай, какой знак?». Можно также спрашивать ребёнка, какие знаки для пешеходов, а какие – для водителей.

3. Игра «Маленький пешеход» - для средних и старших дошкольников.

Дидактический материал: 1) карточки достаточно крупного размера, изображающие различные ситуации на дороге - по 6 ситуаций на каждой карточке; 2) карточки маленького размера с дорожными знаками и правилами дорожного движения другой стороне; 3) карточки белого цвета, перечёркнутые по диагоналям.

Ход игры: участвуют не более 6 детей, которым воспитатель раздаёт большие карточки (по одной каждому одному ребёнку), а потом показывает карточку с изображением дорожного знака и читает одной их правил поведения на дороге или в транспорте. Ребёнок смотрит на карточку, находит соответствующую ей ситуацию и кладёт на неё карточку маленького размера с дорожным знаком или карточку белого цвета (если изображение демонстрирует неправильное поведение). Победитель - тот, кто первый закроет все 6 ситуаций на своей карточке.

4. Игра «Красный и зелёный» - для младших дошкольников.

Дидактический материал: 2 кружка - зелёный и красный, игрушечная машинка.

Ход игры: В игру играют с 1-м ребёнком. Воспитатель берёт красный и зелёный кружки, просит ребёнка взять машинку и говорит: «Ты - водитель, будешь вести машину. Когда ты увидишь зелёный кружок, машинка может ехать вперёд (показать, как). Когда я покажу красный кружок - машинка должна остановиться. Впоследствии игра может усложняться: проводиться с подгруппой детей, сопровождаться показом иллюстраций транспорта, улиц, зданий.

Подвижные игры

Подвижные игры по ПДД моделируют реальные ситуации

  1. Игра для младших дошкольников «Разноцветные машины».

По периметру площадки расставить детей с цветными кругами в руках – «рулями». Воспитатель находится в центре, держа в руках цветные флажки. Он поднимает вверх флажок какого-то цвета. Дети, у кого круг такого же цвета, начинают бегать на площадке в любом направлении, гудеть, поворачивая круг как руль. Когда воспитатель опускает флажок, все должны вернуться на свои места. Далее воспитатель поднимает флажок другого цвета, и начинают бегать другие дети. А если одновременно поднять два или три флажка - в этом случае «выедут» все «машины».

  1. Игра для младших дошкольников «Автомобили».

Каждый ребёнок держит в руках обруч. По команде воспитателя дети начинают бегать, поворачивая обручи («рули») вправо и влево, стараясь не сталкиваться друг с другом. По следующей команде – останавливаются.

  1. Игра для средних и старших дошкольников «Светофор».

Две команды (из 7-10 детей каждая) выстраиваются в виде полукруга: одна слева, а другая - справа от воспитателя. В руках у него светофор - два картонных круга, одна сторона которых жёлтая, а вторая сторона - красная или зелёная.

Воспитатель напоминает детям о том, как важно соблюдать ПДД, переходить дорогу только в предназначенных для этого местах, где есть надпись или знак «переход», сначала смотреть налево, чтобы убедиться, что машины близко нет, а потом направо, а там, где есть светофор, внимательно следить за его сигналами. Воспитатель читает стихи Сергея Михалкова, а недостающие слова дети подсказывают хором:

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться…..(опасно).

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь……(открыт)».

Жёлтый свет - предупрежденье -

Жди сигнала для….(движенья).

После чего воспитатель знакомит детей с правилами игры: «Когда вы увидите зелёный сигнал светофора, нужно маршировать, стоя на месте (начиная с левой ноги), когда жёлтый - хлопать в ладоши, а когда красный - стоять и не двигаться. Тот, кто перепутает сигнал, должен сделать шаг назад». Воспитатель меняет цвета светофора внезапно, через разные промежутки времени. Победителем становится команда, в которой останется на месте наибольшее количество участников к концу игры.

Компьютерные игры по ПДД

Исследования результатов обучения показывают, что одной из самых эффективных форм обучения правилам дорожного движения являются компьютерные игры. Однако такие игры чаще всего применяются уже при обучении в школе.

Компьютерные технологии в обучении детей ПДД используются в виде:

  • компьютерных обучающих игр – для компьютеров, планшетов, смартфонов («тренажёров»)
  • компьютерных обучающих презентаций
  • тестовых программ, направленных на проверку знаний по ПДД

Обучающая компьютерная игра, то есть нестандартная форма обучения, стимулирует активность ребёнка и обеспечивает высокий уровень его мотивации (формирует интерес).

К примеру, обучающая компьютерная игра «Правила дорожного движения для детей» знакомит ребят с разными видами транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на проезжей части.

Чтобы принести пользу, компьютерная игра по ППД:

  • должна нести правильные ценностные ориентации (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни и т. д)
  • должна быть наполнена достоверной и полезной информацией (правилами безопасного поведения), которая содержится в рисунках, текстах, заданиях
  • быть источником актуальной и значимой информации для ребёнка
  • соответствовать возрасту ребёнка
  • быть безопасной для психического состояния
  • быть яркой, привлекательной.

В 2015 году МВД совместно с Министерством образования и науки планируют разработать и внедрить в процесс обучения инновационный проект – приложение для смартфонов и планшетов по правилам ПДД.

Мероприятия по правилам дорожного движения в детском саду

Мероприятия по ПДД вносят немалый вклад в становление ребёнка как личности, гражданина и внимательного пешехода.

Мероприятия, которые традиционно проводятся в детском саду, имеют большое воспитательное значение для профилактики детского травматизма на дороге. Задача таких тематических занятий - систематическое ознакомление с правилами безопасного поведения на дороге и обучение ориентированию в пространстве. Занятия и развлечения по ПДД вносят немалый вклад в становление ребёнка как личности, гражданина и внимательного пешехода. Мероприятия по ПДД составляются на основании программных требований ДОУ.

Посмотрим, что интересного можно провести в детском саду :

  • викторина «Дорожные знаки - наши друзья»
  • эстафета «В гостях у светофора»
  • театрализованный праздник «Путешествие в Королевство правил дорожного движения»
  • соревнование-игра для родителей и детей «Дорожная азбука».
  • ролевая игра «ДТП в Светофории»
  • театрализованное шоу «День рождения зелёного огонька»
  • конкурсная программа «ПДД - наши помощники».

Помните, что с помощью правильно подобранных, увлекательных и познавательных игр по ПДД ребёнок постигает законы дорог. Не забывайте о том, что глядя на взрослых, он берёт с них пример. Вот поэтому им важно самим быть образцом дисциплинированного поведения на дороге. Берегите детей и учите их лучшему.

В наш скоростной век все больше автомобилей появляется на дорогах, что становится большой опасностью для детей. Растет число дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают ребятишки всех возрастов. Малыши пока еще охвачены вниманием взрослых, а вот школьники начальных классов часто оказываются в рискованных ситуациях. Родители, беспокоясь за детей, проводят с ними беседы, учат правильно переходить дорогу. Но зачастую такое обучение бывает запоздалым, так как определенное поведение получается из навыка. Сиюминутно это сделать невозможно, так как должно пройти достаточное время для выработки навыка. Поэтому специалисты советуют начинать обучение детей правильному поведению на улице уже в раннем детстве. В такой работе можно использовать различные средства: малышам ‒ игровые упражнения, дошколятам - тренировочные задания.

Всех ребят без промедления учим правилам дорожного движения!

Даже маленький ребенок
Должен знать уже с пеленок,
Как таблицу умножения,
Азбуку дорожного движения!

Всем, кто находится в окружении маленького ребенка, надо четко представлять, какие знания и умения входят в правила дорожного движения для детей, чтобы обучение сделать легким и доступным занятием. Главное, чему должны научить родители свое чадо ‒ это ориентировке в уличном передвижении, оценке ситуации на дороге, узнаванию дорожных знаков. Когда такое поведение будет сформировано у дошколят, тогда можно удостовериться, что дети усвоили пдд.

Важно: прежде чем обучать дошкольников правилам дорожного движения, родители обязаны сами хорошо их выучить и сознательно выполнять, чтобы стать примером подражания своему ребенку. А еще лучше, выполнение пдд сделать образом жизни всей семьи.

  • Маленького ребенка учим отличать движущийся автомобиль от неподвижно стоящего. С этой целью взрослый побуждает ребенка внимательно рассматривать машины на дорогах, в книжках, детских фильмах. Целесообразно показать малышу при поездке в собственном автомобиле, что он сразу не остановится, а продолжит двигаться еще какое-то время.
  • Дошколятам, хотя они уже имеют небольшой жизненный опыт, еще трудно определять скорость движения разных транспортных средств. Например, автомобиля и велосипеда, грузовика и автобуса. Поэтому учим их определять скорость, с которой движутся разные виды транспорта, например, автомобиль быстрее грузовика. Это поможет в дальнейшем правильно оценивать дорожную ситуацию.
  • Нужно учитывать, что ребятишкам еще трудно распределять свое внимание в оценке ситуации. Поэтому в сложных случаях они зачастую действуют спонтанно, например, бегут за санками или мячом, выкатившимся на дорогу. Убеждаем детей, что это очень опасно и ни в коем случае нельзя бежать за игрушкой, какой бы любимой она не была.
  • В преддверии школы старшие дошкольники четко обязаны усвоить:
    1. Построение дороги (проезжая часть, тротуары, пешеходный переход);
    2. Ориентировку на улице (по правой и левой сторонам);
    3. Каждый цвет светофора обозначает определенное действие: красный - стой! Желтый - приготовься! Зеленый - иди!;
    4. Для пешеходов есть переход, обозначенный специальным знаком;
    5. Нужно быстро реагировать на действия взрослого в дорожной ситуации;
    6. Существуют правила езды на велосипеде, роликах и самокате.

Игры и упражнения на правила дорожного движения

Какие средства помогут детворе быстро и легко усвоить правила безопасности на дороге? Специалисты советуют для занятий с детьми подбирать такие техники, которые доступны ребятишкам по возрасту, уровню их психического развития: памяти, внимания, мышления. В соответствии с их возрастными особенностями это будут игры и упражнения. Домашние занятия желательно начинать уже в раннем детстве, так как обучение детей правилам дорожного движения требует длительного времени, идет последовательно, тщательно отрабатывается в реальной обстановке (прогулка, поездка, семейный досуг).

«Какие машины едут по дороге?»

Игровое задание расширяет знания детей о разных видах наземного транспорта, скорости автомобиля, грузовика, спецмашины, мотоцикла, велосипеда, как быстро они могут остановиться. В игре , произвольное внимание, . Для задания можно использовать разрезные картинки, пазлы, пластмассовый конструктор. Взрослый предлагает ребенку собирать изображения разных машин и рассуждать:

  • Какие машины ездят по дороге?
  • Что они перевозят?
  • Какие автомобили ездят быстрее?
  • Как должны вести себя водители?
  • Что должны делать пешеходы?

В результате у малыша должны сформироваться представления о разных видах наземного транспорта, проезжей части, тротуаре. После того как ребенок научится различать разные автомобили и особенности их передвижения, можно усложнить тренировку, перенеся на игровом поле («проезжую часть»). Игроки при помощи игрушечных машинок «разъезжают» по полосам с разной скоростью, останавливаются перед дорожными знаками.

«Мы - пешеходы»

Упражнение закрепляет навык безопасного поведения на улице. Чтобы заинтересовать ребенка, взрослый рисует игровое поле с проезжей частью и тротуарами (можно использовать настольную игру на пдд). Затем играющие передвигают фишки «по тротуару», обращая внимание на дорожные знаки. Например, обучаем ребенка правильно переходить проезжую часть. Как вариант, в игру вводят соревновательный момент: если встречается препятствие (красный цвет светофора), игрок возвращается к финишу. Побеждает игрок, быстрее всех дошедший до старта. Такую игру можно ввести в семейный досуг.

«Правильно - неправильно»

Тренировочное упражнение для детей всех возрастов. Помогает закрепить правила дорожного движения, развивает ориентировку в дорожных ситуациях, формирует внимание, память, обогащает словарный запас. Для тренировки подбираем сюжетные картинки с изображением пешеходов в разных ситуациях, например: мальчик выскакивает на дорогу за мячом, дети остановились перед светофором. Игрок вытаскивает картинку и рассказывает, правильно ли поступают пешеходы. За правильный ответ игрок получает балл, за неправильный - отдает фант (какой-либо предмет). Побеждает набравший большее количество баллов и получает приз. Затем разыгрываются . Для малышей в игре можно использовать разрезные картинки, собирая которые ребенок вместе с взрослым обсуждает различные ситуации на дороге.

Тренировка пдд для старших дошколят

Для старших ребятишек обучение будет больше напоминать тренировку, так как многократное повторение необходимо для приобретения устойчивого навыка, переходящего затем в привычное поведение. Но для поддержания интереса вводим игровые моменты и поощрения.

«О чем говорит светофор?»

Игровое упражнение закрепляет знания о работе светофора, тренирует в узнавании его сигналов. Задание полезно для развития памяти и внимания дошколят. Взрослый подбирает иллюстрации со светофором и сюжетные картинки с уличными ситуациями. Детей заинтересует рассказ о происхождении самого главного знака на дороге (впервые светофор появился в Англии в 19 веке; сначала было только два сигнала; управлялся вручную; в Москве появился в 1930 году). Дошкольник внимательно рассматривает светофор, чтобы запомнить правильное расположение его сигналов. Можно использовать задание в нескольких вариантах:

  • собрать светофор при помощи разрезных картинок,
  • нарисовать картинку по памяти,
  • сделать аппликацию из цветной бумаги.

Использование какого-либо варианта зависит от возраста, подготовленности и желания ребенка. Затем рассматриваются сюжетные картинки с улицами города, чтобы понять, как работает светофор. Полезно и загадки:

Красный - остановка,
Желтый - подготовка,
А зеленый дает ход!
Иди смело, пешеход!

Три разноцветных друга
Моргают друг за другом!
И зимой, и летом,
Светят разным цветом!

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый - для предупреждения:
Жди сигнала для движения.

Интересны для домашних занятий подвижные игры, которые помогут тренировать правила дорожного движения для детей. Ребятишки любят двигаться, поэтому такие игры можно организовать на прогулке, даче, в лесу. В них могут играть дети всех возрастов, они отлично подойдут для семейного досуга. Для поддержания интереса вводятся поощрительные призы, соревновательные элементы: кто быстрее, кто больше.

«Ассоциации»

Упражнение с мячом поможет закрепить правила движения, произвольное внимание, память, словарный запас. Взрослый бросает мяч ребенку с обозначением каких-либо понятий. Ребенок ловит мяч только тогда, когда произносится слово, относящееся к правилам. Ответить он должен словом - ассоциацией:

  • тротуар - пешеходы,
  • автомобили - светофор,
  • красный сигнал - путь закрыт,
  • пассажиры - автобус,
  • пешеходы - переход.

В такой сложной игре обязательно надо поощрить ребенка за правильно подобранные слова.

«Не урони мяч»

Тренировочное упражнение на правила движения для детей всех возрастов, правила игры будут зависеть от возраста ребенка, знаний о пдд. Игра очень хорошо закрепляет знание дорожных правил, развивает внимательность, навык соотнесения действия и слова. На земле чертится дорожка, по ней идет игрок, отбивая мяч о землю. При этом он называет понятие, означающее дорожное правило. Побеждает игрок, который не уронил мяч и назвал правильные понятия.

Сегодня выпускается много настольных, развивающих игр, которые помогают детям закрепить знания о правилах дорожного движения. Популярны такие игры, как «Чудо - светофор», «На улицах города», «Путешествие пешеходов», «Дорожное лото» и многие другие. Обязательно надо приобрести их для семейного досуга, чтобы играть с ребенком как можно чаще. Это станет действенной поддержкой родителям в домашних занятиях с дошколятами. Можно также в обучении детворы использовать детские книжки, мультфильмы, кинофильмы, герои которых научат ребятишек справляться с неожиданными ситуациями на улицах города. Желаем вам и вашим детям безопасных дорог!

Несчастный случай когда-нибудь может произойти с каждым из нас. К счастью, полученные травмы не всегда бывают тяжелыми, и мы довольно быстро поправляемся. С детьми, которые ведут себя неосторожно, неприятности происходят чаще, чем с их более осмотрительными сверстниками.

Дети по природе своей очень подвижны — они любят бегать, прыгать и часто в азарте игры забывают о возможной опасности. Конечно, не стоит быть слишком осторожным и из-за боязни получить травму вовсе отказаться от игр, развлечений и занятий спортом. Но все же неплохо было бы соблюдать некоторые правила, чтобы несчастные случаи происходили как можно реже.

В автомобиле

1. Садясь в автомобиль, пристегни ремень безопасности, даже если поездка продлится всего несколько минут.

2. Не вставай с места и не передвигайся в машине, когда она едет.

3. Не высовывай руку из окна автомобиля.

4. Прежде чем автомобиль тронется с места, проверь, хорошо ли закрыты двери.

5. Откинься назад и обопрись о спинку сиденья, чтобы при внезапной остановке автомобиля тебя не отбросило сильно вперед и ты не стукнулся бы о лобовое стекло.

6. Не балуйся с дверными ручками, иначе дверь может внезапно открыться.

7. Находясь в автомобиле, не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления и не пытайся самостоятельно управлять машиной.

8. Не прикасайся к рулю, когда автомобиль движется.

9. Выходи из машины со стороны тротуара.

10. Никогда не садись в машину с незнакомым человеком.

На улице

1. По улице иди спокойным шагом.

2. Обходи стороной выезды из гаражей, с автостоянок: какой-нибудь автомобиль может выезжать задним ходом, и его водитель может не заметить тебя.

3. Иди по тротуару, по правой его стороне.

4. Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если поблизости нет машины.

5. По загородной дороге иди навстречу транспорту.

6. Если там, где тебе нужно перейти улицу, нет светофора, внимательно посмотри в обе стороны, чтобы убедиться, что поблизости нет машин, и только потом переходи дорогу.

7. Если тебе страшновато переходить улицу одному, попроси кого-нибудь из взрослых тебя перевести или же дождись, когда взрослый будет переходить улицу, и иди рядом с ним.

8. Будь особенно осторожен при переходе улицы, когда в глаза светит солнце. Яркий солнечный свет слепит глаза, и ты можешь не увидеть приближающуюся машину. Заслони глаза рукой или книгой.

9. Не выбегай на мостовую за мячом или другой игрушкой.

10. Если на перекрестке дежурит регулировщик, слушай его указания.

11. Не катайся на велосипеде по проезжей части улицы, где ездят автомобили и грузовики.

Правила перехода через улицу

1. Когда переходишь дорогу, посмотри сначала налево, потом направо.

2. Дорогу переходи в том месте, где расположена пешеходная дорожка или установлен светофор.

3. Если нет пешеходной дорожки и светофора, переходи улицу тогда, когда машины далеко от места перехода и ничего не мешает хорошо видеть дорогу.

4. Переходить дорогу опасно, если ограничена ее видимость.

5. Переходи улицу только при зеленом сигнале светофора.

6. Переходи улицу спокойным шагом, по прямой, а не наискосок.

7. Переходить перекресток надо только по пешеходным переходам.

8. Переходя улицу, следи за сигналом светофора.

9. Не успел перейти улицу — остановись на «Островке безопасности».

10. Через железную дорогу переходи только в специально оборудованных местах.

11. Если на улице стоит регулировщик, переходи улицу, подчиняясь его командам.

Правила поведения в транспорте

1. Крепче держись за поручни.

2. Не входи в автобус и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

3. Не высовывай руки и голову из окна транспорта.

4. Уступай место инвалидам, пожилым людям и маленьким детям.

5. Не разговаривай с водителем во время движения транспорта.

6. Не ходи по автобусу, когда он движется.

7. В автобусе громко не разговаривай, не пой, не шуми, не кричи.

8. При ожидании пассажирского транспорта не стой на самом краю тротуара, можно оступиться или поскользнуться и попасть под колесо.

9. Входи в заднюю дверь, выходи в переднюю. Если у автобуса, троллейбуса или трамвая три двери, входить удобнее в среднюю и заднюю, а выходить из передней и средней.

10. Во время движения не трогай двери руками до тех пор, пока их не откроет водитель.

11. Обходить троллейбус и автобус нужно только сзади, а трамвай — спереди.

12. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся.

13. Выйдя из автобуса, дойди до перекрестка и только там перейди дорогу.

14. В случае аварии в автобусе воспользуйся аварийным выходом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»