Сценарий праздника урожая для начальной школы, старшеклассников, взрослых и пенсионеров. Сценарий праздника "урожай, мой урожай" Сценарий праздник урожая для среднего школьника

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Овощная сказка

ВЕДУЩИЙ:

Пусть ребятки сказку послушают.
Жили-были старик со старушкою,
Да владели не ветхой лачужкою
Наши дедушка со старушкою.
Жили в доме, недавно построенном,
Не в каком-нибудь - благоустроенном.
И текла у них жизнь без забот,
Без волнений, тревог и хлопот.
Баловались они вечерком
Телевизором да чайком.
Днём бабулька нитки мотала
Да носки из них деду вязала.

ВЕДУЩИЙ:

Вдруг дедульку тоска одолела,
Голова ни с чего заболела,
То заныла спина в одночасье.
Закапризничал дед, вот несчастье!

ДЕД: Ох, устал я от TV.

БАБКА: Пол в квартире подмети!

ДЕД: Это дело не мужское.

БАБКА: Что ты мелешь, дед, такое?
Жизнь давно всех уравняла.

ДЕД: До того мне дела мало.
Не хочу я пол мести,
Лучше уж включу TV.
Нет, глаза мои устали.
Где б размять радикулит?

БАБКА: Вот ведь не было печали -
Целый день сидит, ворчит.
Помоги смотать мне нитки.

ДЕД: Вечно старая прилипнет.
Не мужское это дело.
Да безделье надоело.
Подавай уж свой моток,
Помогу смотать клубок.
(стонет)
Не могу я так сидеть!
У меня спина больная.

БАБКА: Хватит, дед, тебе скрипеть!
И моя спина такая.

(Дед помогает бабке сматывать клубок: держит нитки.)

БАБКА (переставая мотать, в раздумьях):
Может нам щенка купить?
Всё ж какое развлеченье:
На прогулку выводить...

ДЕД: Что без дела-то ходить?
Мне другое увлеченье
Спать давно уж не даёт:
Я желаю огород. Вот!

БАБКА (радостно):
Так и я мечту такую
Уж давно в душе смакую.
Купим, дед, с тобой участок,
Разведём там огород.
От одной ходьбы от частой
Вся хандра твоя пройдёт.

ДЕД: Вместо, значит, физзарядки
Мы с тобой вскопаем грядки.
А хондроз, радикулит
Ищут пусть себе других.

БАБКА: Что ты, дед, такой смурной?
Говори же, что с тобой?

ДЕД: Да оказия вышла в дороге:
Подвели меня старые ноги.
За колдобину где-то запнулся
И упал, так сказать, растянулся.
Всё бы так ничего, да вот лихо!
Семена-то рассыпались, их вы!
Все в дорожной пыли искупались,
Ну и вот, пересортировались.

БАБКА (взмахнув руками): Ай-яй-яй!
Что же нам теперь делать?
Ведь пора уж садить подоспела.
Что ж, посеем их все там и тут,
Разберёмся, когда подрастут.

(Прошло время...)

БАБКА: Дед, смотри-ка, ростки показались.

ДЕД: Вижу сам. Хороши, всем на зависть.

БАБКА: Только где ж огурцы? Где горох?
Где морковка, где тыква? Ох! Ох!

ДЕД: Сорняки повылазили тут же,
То гляди, нашу зелень задушат.

БАБКА: Разобрать, что и где - вот задача.

ДЕД: Понадеемся мы на удачу.
И редиску, и свёклу с капустой
Постарались, посеяли густо.
Вон как дружно семейкою жмутся,
Сорнякам они не поддадутся.

ВЕДУЩАЯ: Лето целое овощи сил набирались,
За право на жизнь с сорняками сражались.
Мокрица у ног их ковёр застилала,
Им свободно дышать не давала,
Под землёю запутывал ноги осот,
Одуванчик засеял собой огород.

ВЕДУЩИЙ: Но назло сорнякам, про обиды забыв,
Рос народ овощной, созревали плоды.
Красотою пленили они стариков
И заспорили, кто есть каков.


ПОМИДОР: Я, поспорю, самый дивный,
Я ещё декоративный.
Я красив, на вкус хорош,
Я на яблоко хорош.
Яд во мне, сперва считали,
Мной беседки украшали.
Я не создан для беды,
Я - томат, я - для еды.

ТЫКВА: Я - тыква, знаменита не менее,
Я постоянно в употреблении.
Во мне столько полезных ингридиентов,
Всяких макро- и микроэлементов.
Ведь железо с медью и фосфор с кальцием
Продлевают жизнь девочкам и мальчикам.
А витамины А, В, С лечат от бессонницы.

РЕПА: Что вы кичитесь да важничаете,
Я в великом московском княжестве
На столе главным блюдом являлась.
И сырой, и пареной подавалась.
Витаминов во мне не перечесть.
И красота, и шарм тоже есть.

ЛУК: Нет нужды пользу лука доказывать,
Хотя о себе я люблю рассказывать.
С гордостью сделаю вам сообщение:
Я был и есть священное растение.
Хотя, разумеется, я соглашусь,
Что для десерта я не гожусь.
Более того, смею добавить,
Что могу и плакать кое-кого заставить.
Меня приносили в дар древним богам:
Я - символ Вселенной (по тем временам).
Сейчас я, однако, лишь тем интересен,
Что тоже излечиваю от многих болезней.

ОГУРЕЦ: Я, пожалуй, самый древний,
Я из Индии. Привет!
Обожали меня греки более трех тысяч лет.
И на древних обелисках,
С древних памятных времён
Экзотичный плод Египта -
Это Я изображён!

РЕДЬКА: А со мной каждый ребёнок с детства знаком.
Кого от кашля не укутывали платком?
Компресс из редьки - это чудо,
Но и из меня готовили блюдо:
Русскую тюрю с хлебным квасом,
А из семян давили масло.

КАРТОФЕЛЬ: Моя биография очень богата:
Завезён из Америки я когда-то
В Голландию моряками-испанцами,
И в Россию попал иностранцем я
По воле Великого Петра.
Не понимали меня сперва,
Называли "чёртовым яблоком"
И ели не клубни, а ягоды.
От того очень часто травились,
На меня понапрасну злились.
Зато сейчас я пуще всех почитаюсь:
Не как-нибудь, а вторым хлебом считаюсь.

СВЕКЛА: О моих достоинствах
Умалчивать разве можно?
Я и в борще, я и в окрошке.
Ценил меня очень правитель Тиберий,
Который управлял Римской Империей.
Имею много скрытых возможностей,
Все знают мои лекарские способности.

ГОРОХ: Знаешь не ты один
И Древнюю Грецию, и Древний Рим.
Сладкие воспоминания через века несу:
Немцы когда-то гороховую колбасу
Изысканным блюдом считали,
А на Руси пироги с горохом к столу подавали.
И в диком виде меня поедали.
А гороховую лапшу вы когда-нибудь видали?
А во Франции, тра-ля-ля,
Горох с салом подавался к столу короля!

КАПУСТА: Зря надрываетесь, спорите,
Вы все, конечно же, многого стоите.
Но сегодня важнее всех я - капуста,
Если меня на столе нет,
Считайте, что на нём пусто.
Я могу не только всех накормить,
Но и от многих недугов исцелить.
Как пища, я очень важная,
А как хороша, хоть тушёная, хоть квашеная!
Вареники со мной - сама вкуснотища,
Кто откажется от такой пищи?
Пироги с капустой - сущее объедение,
Подтвердят люди любого заведения.
Даже вечеринки капустниками зовутся.
Думаю, и впредь без меня не обойдутся.

(Пока каждый овощ произносил хвалебную речь
в свою честь, все остальные с иронией на него
поглядывали, а в конце и вообще подрались.)

ВЕДУЩИЙ: Тут воскликнул старый дед...

ДЕД: Это что за винегрет?
Все вы вдруг переругались,
Словно вы с цепи сорвались.
Что у нас такое, бабка?
Никакого нет порядка.
Надо овощи мирить,
А не то беде тут быть.

БАБКА: Вот и я им говорю:
Все вы, милые, нужны,
Все вы, милые, важны.
Нет тут повода для спора,
И конец всем разговорам.
Ну-ка, дед, а ты давай-ка,
Бери в руки балалайку,
Начинай скорей играть,
Будут овощи плясать
Да нас, старых, забавлять!

ВЕДУЩИЙ: И старик со старухой в огороде своём
Урожай собирают вдвоём.
Уж и рады они красоте овощной,
Урожай получился большой!

ВЕДУЩАЯ: Заготовок у них, хоть иди продавай.
Угощайся теперь да чаёк попивай!

МКОУ «Степновская основная общеобразовательная школа»

с. Степное Кизлярский район республика Дагестан

Сценка

ко дню урожая

«ВКУСИ САЛАТ»

5-7 классы

Катаева Мария Ивановна

Учитель русского языка и литературы

Действующие лица: Осень Помидор Огурец Укроп Капуста Морковь Перец Лук Картошка

Ход мероприятия:

Входит Осень.
Осень : - Меня не надо представлять Ведь время нельзя повернуть вспять Летняя пора прошла- Значит, осень золотая пришла. Погляди по сторонам Сколько даров принесла она нам. Выросли ребятки на грядке Овощи в очередном порядке. Вместе все собрались И заспорили…
Помидор: А вы знаете, что значит «помидор»? С французского оно означает «яблоко любви». А прибыл я в Россию из Южной и Центральной Америки только в 18 веке. И сама Екатерина II повелела выращивать томат в огородах. Бываю я разных сортов, окраски и размеров. Я – самая необыкновенная ягода! А загадки про меня знаете? Загадки:
Огурец: Подумаешь, самая необыкновенная ягода, зато я – самый знаменитый, потому что только меня можно есть в недозрелом виде и чем я мельче, тем вкуснее. Я тоже могу похвастаться своей родословной. Я – выходец из Индии и Индонезии. А в России я был известен уже в 9 веке. Пока дождешься твоего красного цвета, а меня зелененьким есть можно. Загадки: Без окон, без дверей – полна горница людей. Ответ: огурец Укроп: Нашел чем хвастаться. Меня тоже зеленым едят. Существует предание: древнегреческая поэтесса писала свои свадебные песни, вдыхая аромат укропа. Если хочешь, чтобы пища была ароматна, приправь ее укропом.
Капуста: Стойте, стойте, ребятки на грядке. Видно, вы меня не заметили. А знаете, что это: сто одежек и все без застежек? Это про меня. А если говорить о древности, то нет никого старше меня – ведь о капусте было известно в 6 веке до нашей эры. И родина моя – Древний Египет. В России меня стали выращивать в 5 веке до нашей эры. Вы только послушайте, какие у меня названия: Краснокочанная, Мовир, Гарантия, Брокколи, Кольраби. Ну что? Звучит? Загадки: 70 одёжек и все без застежек. Ответ: капуста Морковь: Названий и у меня много, но вы знаете, что когда-то римлян, отправляясь на олимпийские игры или сражения гладиаторов, набивали карманы морковкой, она заменяла им конфеты. Я очень полезна и мои лечебные свойства известны очень давно. Отсюда и пошла пословица: От моркови - больше крови. Меня выращивают повсюду, даже до районов Заполярного круга. Загадки: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Ответ: морковь Перец: Ой-ой-ой! Расхвастались! Я да я! А теперь скажите: можете ли вы про себя сказать Я и сладкий, я и горький!» То-то же! А я могу! Я даже жгучим быть могу! А Чили пробовали? Прибыл я из Мексики и Гватемалы. И знаете, кто меня открыл? Сам Христофор Колумб. Я могу быть даже комнатным.

Лук: Слушай, Перец, а я с тобой поспорить тоже могу. Я ведь тоже горький. И про меня загадки сложили: сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Хотя однажды в английском городе устроили соревнования: кто больше очистит лука, не заплакав. Победила Дороти, она за 2 часа очистила 28 кг лука. Но когда она узнала, что стала победителем, то заплакала от радости. В нашей стране известно 223 вида лука, среди них есть и такие, которые нельзя есть, их выращивают на клумбах как цветы.
Осень: Ах, ребятки на грядке! Не ссорьтесь, не шумите. Лучше меня послушайте. Все вы нужны и важны Каждый вкусный и не очень, Но все вы полезны И все вместе вы составите Великолепный овощной салат.
Появляется картошка. Все кричат: Ты кто? Что тут делаешь? Ты не с нами. В салате тебе нет места!
Картошка: Эх, ребятки на грядке, ведь я тоже овощ! А как меня сваришь, Да горяченькую на стол поставишь И салатиком закусишь. Просто объедение! А песню про меня вы все знаете.
Все вместе поют песню «Антошка, Антошка» ( из мультфильма «Веселая карусель», слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского ) 1 Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Тили-тили, трали-вали, Это мы не проходили, Это нам не задавали. 2 Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку. Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку. Тили-тили, трали-вали, Это, братцы, мне по силе! Откажусь теперь едва ли!
И, взявшись все за руки, дружно покидают сцену.
Литература 1. Небесный С.И. Юным овощеводам. – М: Детская литература, 1985.- 95с. 2. Стихи Катаевой М. И.

Сценарий "Праздник Урожая"

Разработала сценарий: Задорожная Е.А.
Цель: в доступной форме с использованием сказочных персонажей («Осень», «Овощи» и «Фрукты») познакомить детей с сезонными переменами в природе и их причинами, способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, закрепить знания детей по теме: «Овощи и фрукты».
Задачи:
связь мира живой и неживой природы;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремление действовать в окружающей среде, в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей.

Данное мероприятие составлено с учетом возрастных особенностей детей, поэтому теоретическая часть дается в виде театрализованного представления, а практическая – в виде игровой программы. В итоге дети получают и проверяют свои знания о природе в интересной и занимательной форме, а также получают положительный эмоциональный заряд.

В ходе мероприятия активное участие принимают дети 1 – 4 классов. Они играют главные роли: девочка – осень, остальные дети – в образах овощей и фруктов. Ход мероприятия сопровождается музыкой, это плодотворно влияет на эмоциональный и психологический настрой детей.

Для проведения мероприятия используется большой наглядный материал: натуральные фрукты и овощи и их муляжи, задание на карточках. На протяжении всего мероприятия прослеживаются межпредметные связи с другими предметами (окружающий мир, чтение, музыка).

Ведущий:
В лесу, в огороде, в поле все поспело!
Все собрали и убрали!
И на праздник всех позвали.
Только сегодня, только сейчас,
Только у нас и только для вас –
День урожая!

Дети читают стихи:

Ученик:
Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где-то,
В вышине над нами пролетая.

Ученик:
В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

Ученик:
Рыжая осень устроила бал
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебрены, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов

Ученик:
Осень праздник принесла -
Праздник урожая,
Наполняя закрома
До самого до края.
И насытила сполна
Всех, кто не ленился,
Чтобы голод нам зимой
Даже и не снился.
Фрукты, овощи - всего
Целые корзины.
Мы отметим хорошо
Вторые Осенины.
Что ж, давайте веселиться,
Все печали бросим,
За богатый урожай
Благодарствуй, Осень!

Ученик:
Едет осень на пегой кобыле, Под дугой – золотой бубенец… А навстречу ей, в облаке пыли, То обоз, то отара овец. Ей крылами малиновки машут, Ходят лоси, счастливо трубя: - Здравствуй, осень, кормилица наша! В гости милости просим тебя! (Т. Белозеров)

Под минусовую мелодию выходит танцуя Осень.
Входит Осень.
Осень:
Здравствуйте, ребята!
К вам осень щедрая пришла,
Моим подаркам нет числа.
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Ходит осень по дорожкам
И в оконца: стук– стук– стук!
Я несу дары в лукошках.
Помидоры, редьку, лук.

Ведущий:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
(инсценировка стихотворения Н. Семёнова "Спор овощей")
(На сцену выходят дети в шапочках, изображающих овощи: морковь, горошек, помидор, свёклу, лук, картофель, капусту, огурец, редис).
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Осень:
Выскочил горошек - Ну и хвастунишка!
Горошек : (весело)
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев,
Свёкла проворчала...
Свёкла : (важно)
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!
Капуста: (перебивая)
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец: (задорно)
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
всем понравится,конечно!
Редиска:
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь :
Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор,
И промолвил строго...
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Осень:
У окна поставьте ящик.
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зелёный..ЛУК
Лук:
Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка : (скромно)
Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Осень: Спор давно кончать пора!
Овощи: (ВСЕ ВМЕСТЕ)Спорить бесполезно!

Ведущий:
Осенняя викторина.
1.Какие овощи называют «синенькими»? /баклажаны/
2. Дары осени – что это? (урожай, грибы, ягоды)
3.Какой овощ бывает и сладким, и горьким? /перец/
4.Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? /грибы/
5.Листья каких деревьев осенью краснеют? /осина, рябина, клён/
6.Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? /белка/
7. Самый продолжительный осенний месяц? (октябрь
8. Как называется явления с вальсирующими листьями? (листопад)
9. Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья? (осень)
10. Как вы считаете основная уборка начинается летом или осенью? (осенью)
11. Какое дерево осенью платье – листья теряет, а пуговки ославляет? (рябина)
12. Что осенью называют «тихой охотой»? (сбор грибов)
13. Частые подарки с неба осенью. (Дожди)
14. Какого цвета одежда на деревьях осенью? (Желтого)

Конкурс «Угадай овощ» (Поднос)
От команды приглашается несколько участников, которым завязывают глаза и предлагают на запах, на ощупь, на вкус определить овощ или фрукт.

Ведущий:
Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.
Осень (ЗАГАДЫВАЕТ ЗАГАДКИ):
1. И на горке, и под горкой
Под березкой и под елкой
Хороводами и вряд
В шапках молодцы стоят? (грибы)
2. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
3. На пенечке, ровно вряд
В шапках молодцы стоят. (опята)
4. Стоят желтые сестрички
А зовут все их… (лисички).
5. С белой юбочкой на ножке
В красной шляпе, весь в сережках.
Но красе его не верь
Страшен этот гриб, поверь.(мухомор)

Осень играет в игру с ребятами:
Игра «Комплимент, Пожелание»
Осень достаёт из своей корзинки Яблоко и отдаёт кому-нибудь в зале. Суть этой игры в том, чтобы передавать яблоко друг другу и при этом говорить комплимент тому, кому передаёшь яблоко или пожелание. Когда игра заканчивается, яблоко отдаётся Осени.

Конкурс «Угадай овощ»(тарелки)
От команды приглашается несколько участников, которым завязывают глаза и предлагают на запах, на вкус определить, какое растение у них в руках.
1. патиссон, чеснок, репа, укроп, морковь
2. петрушка, лук, кабачок, мята, свекла.

Ведущий:
Вопросы с подвохом
Задача - быстрей дать правильный ответ. Примеры рифмовок:
Этот милый карапуз
С солью съел большой... (не арбуз, а огурец или помидор).
Полосатые мячи на бахче Федоры,
Будут внуки уплетать скоро... (не помидоры, а арбузы).
Съесть без сахара не струшу
Я, ребята, на спор... (не грушу, а лимон).
С яблони что-то упало на нас.
Это, скорее всего,... (не ананас, а яблоко).
Ловко лезет на забор,
Весь в стручках уж... (не помидор, а горох).
Ветка нам стучит в окошко,
А на ней висит... (не картошка, а яблоко или груша).
Она на лампочку похожа
И с юлою схожа тоже,
До чего она красива!
На деревьях чудо... (не слива, а груша).
Ох и пахнет, наливная,
Вся под осень золотая,
На прилавке молчаливо
Золотится наша... (не слива, а дыня).
Поросенок в грядке лег,
Полосатый круглый бок.
Он такой у нас один -
Сладкий, спелый... (не апельсин, а арбуз).
Желтый он и кислый очень,
Хоть и южный, между прочим,
На деревьях малый груз,
К чаю вкусный он... (не арбуз, а лимон).
Спелый, сочный наш дружок,
У него пушистый бок,
Южный фрукт растет для нас -
Наш любимый... (не ананас, а персик).

Ведущий:
Молодцы! Вы и пели, и играли,
И загадки отгадали, и стихи мне прочитали.
Спасибо за внимание! До скорой встречи! До свидания!

Тема:

Осень. Урожай мой, урожай

Цели и задачи:

Создать радостное, праздничное настроение у детей. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сотрудничества во взаимоотношениях детей, развивать творческие способности каждого ребенка, расширять кругозор детей.

Оборудование:

Зал украшен осенними листьями, ветками рябины. Рисунки детей на тему «Осень». Выставка поделок из овощей и фруктов. Корзины с урожаем овощей и фруктов. Дети в костюмах. Зонтики, калоши, листья для игры. Каравай хлеба на рушнике.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий: В золотой карете

Что конём игривым

Проскакала осень

По лесам и нивам

Добрая волшебница

Все переиначила

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник осени! Ведь осень - очень красивое и благодатное время года. Особенно прекрасна золотая осень, когда леса и парки одеваются в чудесный золотой наряд, небо ярко-голубое и солнышко дарит нам последнее тепло. Щедра осень богатством плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей!

Читают дет и : Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды,

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Вьется в воздухе листва

В желтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим И глядим наружу.

Шепчут листья: «Улетим!»

И ныряют в лужу.

Соберем из листьев веер

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

Танец листьев (музыка Чайковского)

Ведущий: Смотрите, сколько листьев у нас стало! Но они не простые, они с загадками. (девочки в костюмах листьев входят в зал)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает. Коровам без нее - беда, Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног

В дверь стучится

В избу просится (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит-зеленеет, Падает-желтеет, Лежит-чернеет. (Лист)

Игра «Назови дерево»

Ведущий: Золотая осень- это не только красивое время года, но и ответственная пора уборки урожая и заготовки на зиму фруктов и овощей.

Инсценировка «Огородник» (дети в костюмах)

Огородник: Как у наших у ворот

Мы вскопаем огород.

На зеленой грядке

Вырастут загадки.

(огородник копает, «овощи» сидят)

В жаркий солнечный денек

Поливаем огород.
На зеленой грядке
Вырастут загадки.

(поливает из лейки)

Наконец последним днем

Урожай мы соберем

Ведь у нас на грядке

Выросли загадки.

(«Овощи» встают)

Капуста: Уродилась я на славу

Голова бела, кудрява

Кто любит щи - меня ищи.

Морковь: Расту в земле на грядке я

Красная, длинная, сладкая

Лук: Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице.

А как станешь раздевать-досыта наплачешься.

Репка: Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок

Прирос к земле крепко

Кто это?

Редиска: Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый

А рубашка зелена.

Вся на солнышке она.

Свекла: Хотя и сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус

Узнали Вы? Я...

Кукуруза: Вырастаю всем на диво

Высока, стройна, красива,

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я...

(Когда дети отгадывают загадки, огородник надевает короны с изображением овощей.)

Ведущий: Вижу я на горизонте

Туча по небу летит.

Поскорей раскрою зонтик,

От дождя он защитит.

Всех, всех, всех под зонтик спрячу,

Как же может быть иначе?

Танец с зонтиками.

Ведущий: Надо торопиться и до дождя убрать урожай.

Собирают осенью урожай плодов

Много людям радости после всех трудов.

Сценка «веселый огород».

Ведущий: Вот шагает к нам бутуз-

Спелый

Сахарный арбуз,

Гордый,

Руки в боки,

Круглый,

Толстощекий.

Арбуз: Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зеленый, твердый,

Но зато внутри-

Веселей зари.

Не разбейте ненароком-

Брызну красным сладким соком.

Дети: Не хвались, Арбуз,

Не гордись, Арбуз!

Может, ты еще

Нехорош на вкус.

Скоро мы тебя

Вновь проведаем,

И попробуем,

И отведаем!..

Ведущий: Поглядите:

Вот кочан,

Вот кочан капусты:

Сто одежек и тюрбан,

И внутри не пусто!

Кочан: Я, друзья, кочан капустный

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите,

Хоть солите.

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж -

Режь ножом и ешь!

Дети: Молодой Кочан,

Дорогой Кочан,

Не тужи - тебя

Мы положим в чан,

И засолим впрок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ведущий: Гляньте-ка на двух подруг,

На красные обновки...

Шире круг! Шире круг!

Танцуют две морковки!

Морковки: Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны.

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки, по зубам...

Дети: Вы, Морковочки, вкусны

Вы, Морковочки, сочны,

Вас, Морковки дорогие,

Есть мы будем до весны.

Во дворе и за столом

Сладим с вами, разгрызем!

Ведущий: Слышите?

Смеется лук

И говорит: «Потеха!»

Отчего ты,

Милый друг,

Давишься от смеха?

Лук: Не морковь я,

Нет, я - злюка!

Стоит вам отведать лука-

Слезы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Дети: Не сердись, Лучок

Не ершись, Лучок,

Все мы любим лук,

Полезай в горшок.

Будет суп вкусней

И салат - острей.

Ты по вкусу нам-

Полезай скорей!

Ведущий: Это что за молодец

И кто его подружка?

Это толстый огурец

И тонкая петрушка.

Огурец: Я превосходный огурец-

Зеленый, Крупный, Сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на черной грядке!

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост?

Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять-

Петрушка!

Ведущий: Как много красок осень принесла!

Природа вся сверкает как на карнавале!

И мы, окончив разные дела,

Спешим повеселиться на осеннем бале.

Песня «Осенний бал».

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний всем друзья!

Не виделись мы целый год.

За летом следом мой черед.

Вы рады встретится со мной?

Вам нравиться наряд лесной?

Ученик: Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим,

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки.

Дети: Значит, будут пироги.

Осень: Принесла вам гречки.

Дети: Каша будет в печке!

Осень: Принесла вам овощей.

Дети: И для каши и для щей.

Осень: А уж яблоки - что мед!

Дети: На варенье, на компот.

Осень: П ринесла вам меду полную колоду!

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, за щедрые подарки!

Дети: Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень: Дождичку вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Осень: А к осеннему дождю я вам вот что принесла.

Игра «Бег по лужам» (зонт и калоши). Песня «Неприятность эту мы переживем»

Ведущий: Урожай овощей убрали, но есть еще один урожай, очень важный, самый главный. Что еще нужно убрать с полей? Правильно, урожай хлеба. Чтобы вырастить и собрать богатый урожай, надо много трудиться людям самых различных профессий с ранней весны до осени: и агрономам, и трактористам, и комбайнерам.

А в старину люди обращались к силам природы, часто просили о чем-нибудь матушку - природу. Такие просьбы назывались закличками. Послушайте их.

(Дети закликают)

Осень, осень!

Гости недель восемь

С громами сильными

С дождями, ливнями,

Лей-ка дождике неба-

Больше будет хлеба.

(Выходят 5 детей с караваем хлеба)

Круглым, теплым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Дети: Не сердись, Огурец!

Не бранись, Огурец!

Мы в лукошко положим тебя,

Молодец, ну чего ты в подружке дурного нашел?

Не пора ли тебе и подружке

На стол?

Ведущий: А вот, уставясь в облака,

Подсолнечник идет... Приятель,

Ты не свысока

Глядишь на огород?

Подсолнух: Я не занесся высоко,

Я нос не задираю...

Вы думаете, мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

Клюют без передышки...

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Дети: Не страдай, Подсолнух,

Не скучай, Подсолнух,

Дай нам семечек твоих Черных,

Сладких,

Полных.. .

Рады мы тебе помочь,

Слышите, обжоры?

От Подсолнечника прочь

Улетайте, воры!

Ведущий: Вот, кряхтя от груза,

Идет к нам кукуруза.

Что желаешь, труженица?

Кукуруза: Дождь мне нужен проливной-

Истомил нещадный зной,

Голова кружится.

Дети: Дождик длинноногий,

Ступай на все дороги!

Ведущий: Капля, капля,

Кап-кап-кап...

Кто не вымок,

Кто не слаб,

Становись в хоровод!

В пляс-

Веселый огород!

Овощи пляшут.

Ведущий: Чтобы быть здоровым, сильным,

Надо овощи любить

Все, без исключения.

В этом нет сомненья.

Ведь во всех овощах содержатся витамины, которые так необходимы для нашего здоровья.

Игра «Что за овощ, что за фрукт?»

Театральная импровизация «Репка»

1 ученик: С караваем соль приносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук!

2 ученик: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

3 ученик: В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила, В нем - чудесное тепло!

Сколько рук его хранило,

Сохраняло, берегло!

4 ученик: В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

(Дети угощают гостей караваем хлеба)

Ведущий: Стало холодно кругом,

Птицы улетели

Скоро будет за окном

Снежные метели.

Дождик долго моросит,

Моет наши стекла.

У березки грустный вид,

Вся она промокла.

Осень: Да, ребята, скоро придет мне на смену моя сестричка зима- зимушка, и я хочу попрощаться с вами до следующего года. А на прощанье я хочу угостить вас.

(Осень раздает фрукты)

Осень: До свидания, друзья! (Уходит под музыку)

Ведущий: Уходит осень щедрая от нас,

Ее теплом мы все согреты.

И пусть останется в сердцах у нас

Наш праздник в зале этом!

Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия «День урожая». Для учащихся 1-9 классов основной общеобразовательной школы.

Цели мероприятия:
Воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к труду.
Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, классическую музыку.
Способствовать сплочению детского коллектива, созданию для детей развивающей среды, освоению активного стиля общения

Подготовительная работа: изготовление поделок из природного материала и овощей, организация выставки, оформление зала флористическими композициями, праздничными стенгазетами, в которых отразилась трудовая деятельность в летнее и осеннее время на пришкольном участке, набор учащихся из 1-9 классов в команды для участия в конкурсах.

Форма проведения: Литературно-музыкальная развлекательная программа.

Оборудование: презентация, экран, звуковые колонки, проектор, поделки учащихся, стенгазеты, флористические композиции.

Объявление:
Ой, вы, красны девицы, ой, вы, добры молодцы, Приглашаем вас всех праздновать день великий – День урожая! Погуляем на празднике нашем, Не найдете вы праздника краше. Ждет вас множество затей. Приходите поскорей! От души повеселиться, Сладкого чайку напиться!
Ф. И. Тютчев « Есть в осени первоначальной …» слайд 3 (исполняет В. Бохон под музыкальное сопровождение А.П. Бородина Музыкальная картина « В Средней Азии» Исполняет оркестр Би-Би-Си под управлением Д.Саймона.)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребятки, гости званые и желанные. Сегодня особый праздник у нас: День урожая, день завершения всех сельскохозяйственных работ в поле и на огороде.

Сегодня соревнуются между собой 2 команды учащихся из 1-9 классов: « Ранетки» и « Огурчики»

(приглашаются на сцену участники команд)

Осень! Славная пора! Любим осень мы, ура! В лесу, в огороде, в поле все поспело! Все собрали и убрали! И на праздник всех позвали. Только сегодня, только сейчас, Только у нас и только для вас – День урожая!
За окном листопад…Так и падают желтые листья- это осень – урожайница, осень-чаровница и волшебница торопится к нам на праздник.
Едет осень на пегой кобыле, Под дугой – золотой бубенец… А навстречу ей, в облаке пыли, То обоз, то отара овец. В поле сено душистое мечут, В поднебесье летят журавли, Грибники, выбегая навстречу, Ей охотно – поклон до земли. Ей крылами малиновки машут, Ходят лоси, счастливо трубя: – Здравствуй, осень, кормилица наша! В гости милости просим тебя! (Т. Белозеров)

Звучит « Осень» А. Вивальди
Появляется осень-урожайница.

Осень: Как вы славно веселитесь!
Здравствуйте, друзья,
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Желтой краской крашу я Поле, лес, долины, И люблю я шум дождя. Назовите-ка меня!
Я – Осень-урожайница,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала о встрече с вами я.

Ведущая: В платье, сотканном из листьев,
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица –
Открывает бал.
И возникает, словно волшебство,
Осенних красок и нарядов колдовство.

1 конкурс: Нарисовать наряд осени без помощи кисточек и карандашей, используя только пальчиковые краски, засушенные цветы и листья, клей.
Пока юные художники пишут свои картины, мы предлагаем вашему вниманию стихи об осени Владимира Степанова.

В лесу осиновом.

В лесу осиновом дрожат осинки –
Срывает ветер с осин косынки.
Он на тропинки косынки сбросит –
В лесу осиновом наступит осень.

Осы.
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее, –
Видно, бабушкин компот
Им покоя не дает.
И варенье, и повидло
Есть у нас, а им – Обидно.

Разноцветный ветер.
Следом за летом
Осень идет.
Желтые песни
Ей ветер поет,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.

Осень: Спасибо Вам за чудесные стихи и прекрасные картины!
А я хочу представить всем своих гостей.
Аплодисментами встречаем свиту овощей!
Эта свита за загадками скрыта.
Кто быстрее отгадает, тот и овощи узнает! (загадки).

2 конкурс «Заморочки из бочки» (Каждая команда по очереди отвечает на загадку. Кто ответит правильнее?)

Загадки:
Орехи в земле, листья на земле. (картошка)
Над землей трава, под землей – алая голова. (свекла)
Рос ребенок не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (лук)
Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (помидор)
Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (огурец)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая. (морковь)
Что это за голова, что только зубы и борода (чеснок)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
Раскололся тесный домик на 2 половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. (горох)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут. (огурцы)

Ведущий: Какой овощ не был назван в загадках, а знаете вы его с самого раннего детства? (репка).
А сейчас мы с вами для нашей гостьи Осени покажем сценку «Репка». Желающие принять участие получают роли и готовятся в течение 5 минут. (Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции. Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль. Чтобы дед не запутался, на головы участников мы надевали бумажные “шапочки” с изображением морковки, картошки…)
А пока игра с залом на внимание: «Что растет на грядке?»

Что растет на грядке:
огурцы, горошек сладкий,
помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
наша грядка просто клад…

Если слушал ты внимательно –
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?

СКАЗКА ПРО РЕПКУ (сценка)

Ведущий:
Дедка репку посадил…
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:
Экий, дедка, ты неловкий!
Я – не репка, я – морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я – не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри –
Стать могу картошкой фри,
Я – твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа,
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я – хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна – источник цвета!
А свекольная котлета –
Это просто объеденье!
Сто процентов – похуденье.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я – твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов – кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Ведущий: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Осень: Я смотрю и удивляюсь – это что за чудеса! Перед нами, перед нами настоящий вернисаж.

3 конкурс поделок из природных материалов и овощей «Подарок осени».

Уборочная, ты итожишь
Совхозный труд за целый год.
В четыре короба не сложишь
Твоих бесчисленных забот.
Все в сроки – от прибивки влаги
До вспашки зяби – дни в трудах.
Зато итог не на бумаге,
А в полновеснейших пудах.
Здесь будни горячи недаром:
В лугах – высокие стога,
В полях – пшеница гулким валом
В лесные бьется берега. (В. Колыхалов)

4 конкурс – игра « Живой сноп» Каждая команда образует «сноп» и обвязывается веревкой. Кто быстрее?
5 конкурс на лучшее исполнение частушек «Осенние веселушки» (Готовые частушки раздаются членам команды. Кто исполнит частушку лучше всех?).

На участке мы с весны
Славно поработали:
И копали, и пололи,
Между грядок топали.

Эх, лапти мои, довели до школы,
Вижу: детки на участке трудятся, как пчелы.

Посадили мы всего,
Что на зиму надо.
Много вырастили, братцы,
Мы весной рассады.

Эх, лапти мои, поднимитесь в гору,
Ведь у школьников ребят крепки помидоры.

С сорняками мы сражались –
Пусть живут, не тужат
Свекла, редька и морковь,
Лук нам тоже нужен!
Эх, лапти мои, поглядел я – диво!
Не увидел в огороде лебеды, крапивы!
Как пришли копать картошку,
Удивились – ах да ох!
Ведь на каждом на кусточке
Красный вырос там «горох»

Эх, лапти мои, правы вы, касатики!
Одолели нынче нас жуки-полосатики.

Вырастили овощей
Для щей и борщей.
А излишки продали –
Денег заработали!

Осень: А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки, правильно?

6 конкурс – игра «Собери урожай» . Для этой игры мне нужны по одному смельчаку от группы. Выходите. Так вот, я приготовила для вас мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым удачливым и рачительным хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

7 конкурс «Диагностика».
От команды приглашается несколько участников, которым завязывают глаза и предлагают на запах, на ощупь, на вкус определить, какое растение у них в руках.

1. патиссон, чеснок, репа, укроп, морковь
2. петрушка, лук, кабачок, мята, свекла.

8 конкурс- эстафета «Осенний винегрет».
Напротив каждой команды стоят большие тазы, в которых плавают ингредиенты для винегрета: морковь, свекла, картошка, соленый огурец. Нужно без помощи рук достать эти овощи и положить в корзину своей команды. Кто быстрее?

9 конкурс «Непогода». Под музыку участники каждой команды ходят по залу и по сигналу снимают с себя вещи оставляют на стульчике (осенняя одежда: куртка, шарф, берет, зонтик ) По сигналу «Кажется, дождик начинается» необходимо быстро одеться. Кто быстрее?

Давайте срочно веселиться,
Пусть долго праздник ещё длится.
Пусть осень дождику назло
Нам дарит радость и тепло.

10 конкурс «Разноцветные гроздья». Воздушные шары, наполненные водой, осторожно передаются членами команды друг другу, а потом и всем зрителям, которые расписываются на шарах. У кого останутся целыми все шары, и кто наберет больше автографов?

Ведущий:
Вот и праздник прошел! Вы довольны друзья? Значит все хорошо, Мы встречались не зря.
За беседой и сладким чаем осень – урожайницу мы привечаем!
Приглашаем всех на чаепитие!

Список использованной литературы:
1. « Досуг в школе» №22001 г. Приложение к народным праздникам.
2. В.Г. Лысаков « 1000 загадок» 2002 г.
3. Н. Болтачева « Сказка про репку» (интернет)
4. С.Я Маршак « Азбука в картинках» 2007 г. (иллюстрации художников: Бордюг С.И., Трепенок Н.А., Запесочная Е.А.)
5. А. Береснев « Подснежник» (иллюстрации С. Ким) 1986
6. Сборник « Трудный колос» 1977 г.
7. « Последний звонок» (частушки из « Праздника урожая с выходом на природу» Г.Н. Шулепина)
8. Т. Белозеров « Листопад» 2007 г.
9. Картинки овощей в презентации все из интернета
10. Фотографии поделок и букетов из личного фотоархива.
11. Стихотворение Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…» фонохрестоматия к учебнику литературы 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
12. А.Вивальди « Осень»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»