Все якутские праздники кроме ысыаха. Обычаи и традиции якутов

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Несмотря на то что даже самые нерадивые граждане нашей страны уже вынесли с балкона новогоднюю елку, некоторые всё ещё продолжают праздновать Новый год! Якутский Ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия.

Отмечать Новый год в июне на протяжении многих веков принято у народа саха (якутов). Этот праздник называется Ысыах, что значит «изобилие». На самом деле якуты отмечают Новый год два раза: вместе со всеми россиянами - зимой и по древнему обычаю - летом. Такая необычная традиция легко объяснима.

В конце мая в подмосковной деревне Головино можно было не только поиграть в снежки, но и покататься на лыжах на настоящем снегу. И это при температуре воздуха около 25 градусов выше нуля! Уникальная возможность у соскучившихся по зиме появилась благодаря тому, что известный российский биатлонист Сергей Рожков, покидая большой спорт, устроил праздник для всех любителей биатлона и лыжного спорта.

Зимой температура в этих краях может опускаться ниже минус 60 градусов, так что не особенно повеселишься. А вот отмечать приход Нового года с наступлением лета, столь короткого и желанного, - это совсем другое дело. У якутов, которые всегда были скотоводческим народом, принято делить год на две половины, а сам Ысыах стал своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Кроме того, из-за очень длинной зимы Ысыах для якутов - единственная возможность собраться всем родом и устроить народное гулянье.

Ысыах посвящён языческим якутским божествам айыы и возрождению природы. Согласно мифологии якутов, боги айыы являются прародителями народа, а ныне населяют Верхний мир. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты, в основном кумыс (очень вкусный и полезный кисломолочный напиток на основе закваски из кобыльего молока). Праздник Ысыах сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Якутский Новый год в прежние времена отмечали 22 июня - в день летнего солнцестояния. Однако в связи с тем, что в 1941 году день Ысыаха совпал с началом Великой Отечественной войны, его стали проводить в период между 10 и 25 июня, в зависимости от района, графика выходных дней, местных предпочтений и других факторов.

В наши дни диаспоры якутов во многих городах России продолжают отмечать свой праздник и приобщать к нему местных жителей. Якуты Санкт-Петербурга и Москвы устраивают Ысыах уже 16 лет, собирая на шумный праздник 1000-1500 человек. Так в этом году Ысыах в Москве отметили 12 июня (на территории Государственного Художественного Историко-Архитектурного и Природно-Ландшафтного Музея-Заповедника «Коломенское» - подробнее об этом можно прочитать на Официальном сайте Постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, которое и является инициатором проведения праздничных мероприятий в честь Ысыах в РФ).


Соорганизаторами праздника стали Правительство Москвы, Московский Дом национальностей и администрация музея-заповедника «Коломенское». В этом году Ысыах был посвящен 65-летию Великой Победы и 110-летию со дня рождения народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола.

В Петербурге Ысыах, как и в прошлые годы, отметили в Ольгино, в этот раз - 13 июня. Тут к празднику приложило руку Культурное общество «Саха Санкт-Петербург», а также Ассоциация молодежи «Сайдыы».

Почетными гостями ежегодного праздника стали члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители администрации Санкт-Петербурга.

Так же как и в Якутии, московский и питерский Ысыах проходит по всем правилам.

Представьте, как бы вы организовали праздник, если бы он был только раз в году? Вот примерно так и происходит Ысыах. В нём есть всё, что только можно вообразить: и конкурсы на самую красивую девичью косу, на лучший национальный костюм, лучшее национальное блюдо и тюсюльге (сервировка праздничного стола, а точнее, праздничного ковра), показ коллекций якутских модельеров, соревнование молодых запевал хоровода-осуохая, кормление огня, угощение, реки кумыса, праздничный концерт и многое другое.

Центральный символ Нового года в Эквадоре - «аньо бьехо» (исп. año viejo - «старый год»), фигурка в человеческий рост, набитая любыми хорошо горящими материалами - газетами, соломой, бумагой. «Аньос бьехос» одеты в поношенную одежду, а вместо лиц у них маски из папье-маше.

Проходят во время празднования Ысыах и национальные якутские состязания «Игры Тыгына».

Один из этапов соревнования - перетягивание палки длиной всего 50 см. Причём тянут её не за концы, а поперёк, хватаясь руками за середину. Происходит это вот как: два человека садятся на землю, упираясь ногами в специальную досточку между ними, берутся с двух сторон за палку и тянут - каждый на себя. Кто сможет заполучить палку или перетянуть соперника на свою половину, становится победителем. По перетягиванию палки проводятся даже чемпионаты России, а сама игра зарегистрирована в Росспорте как вид национального спорта.

Ещё одно действо, которое так нравится участникам Ысыаха, - это конкурс «Бег за девушкой». Да-да, якутам тоже не чуждо ничто человеческое, но, вместо долгих ухаживаний и уговоров, они понравившуюся девушку догоняют. Но и барышни в северных краях не лыком шиты. Бегают так, что только искры из-под пят летят.

Обычно в соревновании участвует одна девушка и несколько желающих побегать за ней удальцов. Но задача не так легка, как может показаться на первый взгляд. Часто девушка оставляет далеко позади всех пытающихся догнать её юношей...

Если с девушкой не сложилось, но продемонстрировать своё мужество всё ещё хочется, можно принять участие в конкурсе по перетаскиванию 100-килограммового камня. До финиша, правда, доходят не все, но с уважением зрители смотрят на каждого участника.


Самый желанный приз, который вручают на Ысыах тем, кто догнал девушку или принёс к финишу каменную глыбу, - это мюхээ, то есть большая отварная жеребячья кость с мясом. Для якутов мюхээ - высшая награда! Иногда в Москве и Питере кость приходится заменить на говяжью - за неимением жеребячьей.

По кемпингу «Ольгино» разгуливают огромные мамонты. Они олицетворяют найденного в 2007 году на Ямале мамонта Любу и совсем недавно обнаруженного в Якутии мамонта Игоря.

На Ысыах принято водить хоровод, который называют осуохайем, в него собираются все участники праздника. Осуохай означает жизненный круг и символизирует всеобщее единение людей. Хоровод водят по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве, благодарят солнце за свет и тепло, подаренные людям.

В середине поляны разжигают праздничный костёр, старейшина «кормит огонь», подливая в него всякие масла, чтобы он согревал всех людей. Также принято окроплять огонь, траву и деревья кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.


Якуты, которые переехали в другие уголки России, с удовольствием приглашают на Ысыах местных жителей, желая тем самым разделить с ними радость наступления лета и укрепить дружбу с другими народами.

В последнее время всё чаще говорят о необходимости отменить практику переноса праздника с 22 июня на другие дни, так как день летнего солнцестояния это естественный, заложенный в самой природе момент начала нового годового цикла, который имеет древний сакральный смысл. Но пока это остаётся лишь на уровне разговоров, и в разных областях Якутии и России местное правительство выбирает дату для празднования нового года произвольно.


17 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» состоится традиционный национальный государственный праздник якутского народа — Ысыах.

На этот раз Московский Ысыах обретет ледяное дыхание Полюса Холода — яркий колорит, самобытность и дух национального праздника Ысыах в Москве представит внушительная делегация посланцев из Верхоянского улуса — мирового Полюса Холода, единственного места постоянного проживания человека на планете, где зафиксированы самые низкие температуры за всю историю наблюдений.

Верхоянцы представят культуру якутского народа лучшими танцевальными коллективами, мастерами фольклорных жанров, народными умельцами и уникальными блюдами национальной кухни.

Впервые Ысыах заявил о себе в столице десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ — свидетельство многолетней дружбы и единства народов России, символ гостеприимства. Сегодня поляна у Сэргэ в Коломенском — ежегодное место встречи якутян, москвичей и гостей столицы во время празднования Ысыаха.


Каждый Ысыах в Москве — уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников. В этом году он посвящен знаменательной исторической дате — 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.

Программа, как всегда, очень насыщена и привлекательна. Конечно, особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония, которую проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния — с 11 до 12 часов дня.

Впервые на Московском Ысыахе пройдет Фестиваль фольклорных жанров, который объединит профессионалов и любителей игры на хомусе, исполнителей тойука и чабыргах.


Неотъемлемой частью национального праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Традиционно на Московском Ысыахе пройдет турнир по мас-рестлингу, боотуры будут соревноваться в якутской борьбе хапсагай, в якутских прыжках и вертушке.

Пожалуй, только на якутском Ысыахе можно увидеть весь цвет национальных костюмов народов, населяющих Россию, в национальных костюмах придут на праздник гости из других республик и стран мира. Грандиозным событием станет и гала-концерт с участием мастеров искусств Якутии и республик Российской Федерации.

Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта и другие. В этом году гости Московского Ысыаха станут участниками мастер-классов по изготовлению изделий народных промыслов.


Национальная кухня — непременный атрибут празднования Ысыаха. В Коломенском гости Якутии смогут попробовать якутские оладьи, жеребятину, напиток кумыс и знаменитую якутскую рыбу.

Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем. Осуохай на Московском Ысыахе — особый ритуал. Все гости праздника выстраиваются в огромный «жизненный круг», завершая грандиозное празднование древнего праздника народа саха.

Программа праздника:

Поляна «Сэргэ»

  • 11:00–12:30 — Открытие праздника, церемония благословения Алгыс, праздничный хоровод «Осуохай».
  • 15:00 — Фестиваль фольклорных жанров «Саха сайына» (якутские скороговорки чабыргах, хоровод осуохай, игра на хомусе).
  • 18:00 — Заключительный осуохай «Хоровод дружбы», закрытие праздника.

Спортивные поляны «Игры Боотуров»

  • 12:05 — Торжественное открытие спортивных соревнований.
  • 12:15–17:00 — Спортивные состязания по якутским национальным видам спорта (хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка).
  • 12:20–17:30 — Открытый Всероссийский турнир по мас-рестлингу.
  • 17:30 — Награждение победителей.

«Концертное түhүлгэ»

  • 13:00–15:00 — Концертная программа «Урун тунах ыьыагынан!» («С прекрасным праздником!»).
  • 15:00–16:00 — Гала-концерт «В семье единой народов» с участием творческих коллективов г. Москвы и Московской области, регионов России.
  • 16:00–18:00 — Праздничное шоу — концерт «Таастаах Дьааныттан Эҕэрдэ!» («Поздравления с каменистых берегов Яны»), конкурс «Уьун суьуох» («Длинная коса»), дефиле в национальных костюмах «Краски Туймаады».

Поляна «Сардаана»

  • 13:30–17:00 — Конкурсы, игры и викторины для детей «Кустук» («Радуга»).

Площадь «Город мастеров»

  • 10:30–17:00 — Выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров и ювелирной продукции, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов.
16-й по счету Чемпионат Европы по футболу (официально называется UEFA Euro 2020, ЕВРО-2020 ) является юбилейным, поскольку в 2020 году исполняется 60 лет с момента проведения первого Чемпионата Европы.

По случаю юбилея было принято решение, что Чемпионат Европы по футболу в 2020 году впервые будет проведен одновременно на 12 стадионах 12 различных государств (в том числе и в России - городе Санкт-Петербурге).

На решение также повлияло и то, что это будет второй чемпионат, участие в котором примут 24 национальные сборные (а не 16, как ранее). Поскольку увеличивается число сыгранных матчей, то возрастает и необходимость более равномерно распределять финансовую нагрузку между странами-хозяйками турнира.

Финальная часть соревнований пройдет с 12 июня 2020 года по 12 июля 2020 года . Продлится чемпионат 31 день .

Какие матчи Чемпионата Европы по футболу 2020 сыграют в России (в Санкт-Петербурге):

Санкт-Петербург примет игры юбилейного ЧЕ одним из первых. Всего в городе на Неве будет проведено 4 встречи.

Первый матч на "Газпром Арене" будет сыгран уже 13 июня 2020 года , на второй день турнира. Далее состоятся встречи 17 июня 2020 года и 22 июня 2020 года . Это будут игры групповой стадии финального этапа (Группа B). А 3 июля 2020 года Питер примет одну из игр 1/4 финала.

Какие матчи ЧЕ по футболу 2020 будут сыграны в Санкт-Петербурге:
* 13 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 17 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 22 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 3 июля 2020 г. - четвертьфинал.

Какие именно сборные будут играть в Питере летом 20-го года, пока не известно. Жеребьевка финальной части Чемпионата Европы по футболу 2020 будет проведена 30 ноября 2019 года в Бухаресте.

Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:

3.

Запах терпимый, но точно не благовония:

4.

5.

6.

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):

7.

В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

8.

9.

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:

10.

Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.

11.

Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:

12.

В небе стали появляться первые солнечные лучи:

13.

Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.

21.

Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:

22.

В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:

23.

Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:

24.

Много молодых девчонок и парней:

25.

Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:

26.

27.

Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!

28.

Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:

29.

Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:

30.

31.

32.

Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:

41.

42.

43.

Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!

44.

Кроме праздника Ысыах мы плавали по Лене, забирались и пролетали над Ленскими столбами и отдыхали в баре в вечной мерзлоте. Обо всем об этом в следующих постах!

*Пока я нахожусь без связи в Гренландии, материал публикуется повторно*

Якуты (сахалар) — один из самых многочисленных народов Сибири. По данным переписи 1989 г., их более 380 тыс. человек. Живут они в Эвенкии, в Иркутской области, в Красноярском и Хабаровском краях, но главным образом в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якутский язык относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую языковую семью. Традиционными хозяйственными занятиями якутов являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство. Современная Якутия — край с высокоразвитой добывающей промышленностью. Главное богатство республики — алмазы.

Праздник кумыса (Ысыах)

Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым не-. бом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока, — кумыс. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией Ысыаха действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действо в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись прежде всего божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом — культом коня. В старинных якутских мифах говорится о том, что первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь-получеловек и только затем появились люди.

«Не забудь накормить огонь!»

«Кормление» огня происходило не только на празднике кумыса. По поверьям, восходящим, по всей вероятности, еще к древнему каменному веку, пламя считалось у якутов олицетворением чистоты. В огонь нельзя было бросать грязные предметы, а перед началом любой трапезы его надлежало угостить. Для этого якуты клали в костер или очаг кусочки пищи, брызгали на огонь молоком. Считалось также, что таким образом люди выражают свое почтительное отношение к «хозяину огня» — Уот-иччитэ.

«Кузнец и шаман — из одного гнезда»

Вернемся на праздник Ысыах. Вспомним, кто в старину совершал возлияние кумыса. Это были шаманы, но не каждый якутский шаман мог приносить жертвы божествам плодородия. Делал это только «айыы-ойууна» — «белый шаман», служитель светлых сил. Наряду с «белыми шаманами», были у якутов «черные шаманы» — так называли посредников между людьми и духами «нижнего мира». К белым и черным шаманам Ш относились в Якутии с равной долей почтения и страха. Такие же чувства испытывали якуты и по отношению к кузнецам. В старину говорили: «Кузнец и шаман — из одного гнезда». Кузнецы считались колдунами у многих народов мира, в том числе и в Сибири. Вероятно, мы сталкиваемся здесь с пережитками все того же древнейшего культа огня: каждый, кто тесно связан с пламенем (а кузница — это всегда пылающий горн), обладает особой магической силой. Что касается якутов, то, согласно их представлениям, кузнец, выковывая железные подвески для шаманского костюма, приобретал особую власть над духами. Существовало в Якутии и такое поверье: духи боятся стука железа и шума кузнечных мехов, духи боятся кузнецов, следовательно, и людям необходимо относиться к ним с уважением и с опаской.

Бай-Баянай и его десять братьев

Помимо культов, связанных с огнем и со скотоводческим хозяйством, у якутов был широко распространен промысловый культ лесного духа Бай-Баяная и его десяти братьев. От Баянаев, считали охотники и рыболовы, зависит удача на промысле, поэтому начинать охоту или рыбалку следовало с их призывания, а заканчивать подношением Бай-Баянаю и его братьям подарков, пусть даже таких скромных, как кусочек жира, брошенный в костер.

Богиня приходит в гости

На празднике кумыса среди светлых божеств, в честь которых кропили кобыльим молоком огонь, была Айыысыт, покровительница женщин. В старину якуты говорили, что именно она дарит детей матерям. Считалось, что богиня помогает женщине во время родов. Для этого она прибывает в дом накануне рождения ребенка. Приезжает Айыысыт, по рассказам пожилых якуток, верхом на лошади с золотыми гривой и хвостом. На богине рогатая шапка, шуба-доха из меха рыси, рукавицы из рысьих лап. За правым голенищем у богини стрела — это душа мальчика; за левым голенищем — ножницы, душа девочки. После того как ребенок появился на свет, Айыысыт еще три дня остается в доме, чтобы защищать новорожденного от злых духов. Пока богиня находится в гостях, ей приносят жертвы, а когда Айыысыт уезжает, устраивают специальный обряд проводов, участвовать в котором могут только женщины. Вход в дом мужчинам в это время запрещен.

Танец в честь солнца

Как бы долго ни длился кумысный праздник, но подходит к концу и он, и тогда все участники Ысыаха, взявшись за руки, исполняют заключительный танец — «осуохай». Посвящен этот танец солнцу, поэтому исполнители осуохая обязательно должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют «солнечный танец» по-разному: где-то берутся за руки, где-то держат друг друга под руки, кто-то быстро бежит по кругу, кто-то движется медленной, величественной поступью, но суть всегда остается одна. Образовав хоровод, символ солнца, якуты благодарят светило за свет и тепло, подаренное людям.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»