Что делать, если ребенок отказывается мыть руки. Консультация на тему: Как научить ребенка мыть руки

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

20 07.2016

Здравствуйте, дорогие читатели! Вопрос детской гигиены волнует многих родителей. С самых малых лет мы приучаем наших деток чистить зубы, умываться, мыть руки после улицы и посещения туалетной комнаты.
Но не все дети послушно бегут к раковине, когда мы их об этом просим. И как бы вы не настаивали, ваше чадо бегает от этой обязанности, как от огня. Ребенок еще не понимает насколько важна гигиена и к чему это может привести, если ей не следовать.

Так что же делать? Кричать? Ругаться? Сетовать на непослушного малыша? А может заставлять?
Давайте лучше придумаем другие способы решения проблемы.

    • 1. Во-первых, необходимо сделать процесс удобным и приятным . Купите специальную подставку, благодаря которой ребенок сможет легко дотянуться до раковины. Полотенце должно висеть на уровне крохи. Приобретите интересную мыльницу и яркое мыло, чтобы ребенка было чем завлечь.

Купить стульчик-подставку на Ozone

Купить детское жидкое мыло на Ozone

Но лучше, если вы придумаете сказку в своей интерпритации, с любимыми героями малыша.


  1. Поставьте в раковину глубокую миску с водой и положите мыло. Позовите ребенка поиграть (не мыть руки). Задача малыша поймать мыло и удержать его в руках. Повторите несколько раз.
  2. Спросите ребенка, сможет ли он намыленными руками удержать игрушку в руках. Если малыш отказывается, то покажите на своем примере, причем игрушка у вас должна постоянно ускользать из рук))) Игрушку выберете округлых форм, подойдет даже яйцо от киндер-сюрприза или матрешка, если не жалко.

Вот так, можно превратить нелюбимое занятие в веселое дело.

Здравствуйте, дорогие читатели. Недавно поступил новый очень интересный вопрос: «Здравствуйте! У меня такой вопрос: моему брату 10 лет, он очень часто моет руки. Стер их так, что появилось раздражение. Это что-то нервное? Как ему помочь?».

Сначала обратимся к теории.

Навязчивые состояния - непроизвольно возникающие и чуждые личности, обычно неприятные представления, воспоминания, сомнения, страхи, мысли, навязчивые движения и действия, стремления при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними.

Данный вид общего невроза возникает преимущественно у лиц мыслительного типа с тревожно-мнительными чертами характера. Основным этиологическим фактором, как и при всех неврозах, является психотравма, обычно хронически действующая. Это преимущественно неправильный или противоречивый тип воспитания, предъявление ребенку требований, превышающих его возможности, частые нарекания и насмешки со стороны родителей и окружающих лиц. Еще в раннем возрасте такие дети обычно пугливы, нерешительны, робки и застенчивы, боятся новизны и самостоятельного решения даже простых проблем.

В настоящее время выделяются два основных вида невроза навязчивых состояний: навязчивые страхи (фобический невроз, от лат. phobia - страх, боязнь) и навязчивые действия (от лат. obsessio - осада, блокада). Они могут проявляться как в изолированном виде, так и в сочетании навязчивых страхов и навязчивых действий, встречаются примерно одинаково часто у лиц мужского и женского пола, хотя отмечается некоторое преобладание у мальчиков.

Иногда неосторожно сказанная фраза может оставить глубокий след в ранимой детской душе. А что касается семейных размолвок и всяких ссор, то их нужно решать в отсутствие ребенка (а еще лучше не заводить вообще, насколько это возможно). К тому же очень трудно скрыть от детей ненормальные взаимоотношения родителей. Они могут не видеть и не слышать родительских конфликтов, но хорошо чувствуют (больше, чем нам кажется) семейное неблагополучие.

Частое мытье рук по несколько раз в день может быть проявлением навязчивых действий, а они, в свою очередь, - следствием внутренних проблем ребенка. Испытывая определенные переживания, ребенок часто не способен их осознать, озвучить и тем более самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. И тогда внутренние переживания переходят во внешние проявления, ритуалы.

Ребенок также может переживать навязчивые мысли - обсессии, как правило, неприятные. Например, страх заболеть. Спровоцировать обсессии способно любое незначительное событие (чтение или фильм о различных микроорганизмах, болезнь близких людей и т.п.).

Для борьбы с обсессиями применяются защитные действия - компульсии. Они представляют собой ритуалы, призванные предотвращать или минимизировать опасения. В данном случае это постоянное мытье рук, счет, смена нижнего белья.

Например, чтобы снять с себя страх возможного будущего заболевания, ребенку приходится мыть руки определенное количество раз (при этом считать разы). Проведя ритуал, человек испытывает временное облегчение, однако спустя какое-то время все повторяется заново.

Выполнение компульсивных действий не во всех случаях обязательно соотносится с конкретными навязчивыми опасениями или мыслями, а может быть направлено на избавление от спонтанно возникающего ощущения внутреннего дискомфорта, тревоги, чувства вины.

Не стоит ждать, что все пройдет само собой. Необходимо найти причину таких поведенческих реакций. Для начала, выясните, когда впервые за ребенком были замечены повторяющиеся действия? Что этому предшествовало и могло спровоцировать? Как можно изменить ситуацию? И обязательно отведите брата к детскому психологу, который поможет Вам разобраться в проблеме.

Александра ЧИРКА

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Врач-психотерапевт

Навязчивое мытье рук

Когда сталкиваешься с таким симптомом, сразу, автоматически, хочется отнести его к обсессивно-компульсивному расстройству. Картина такого навязчивого мытья, при котором человек, например, каждые 15-20 минут моет руки и делает это очень тщательно, ассоциируется у многих со страхом загрязнения: иначе с какой бы стати человек стал постоянно мыться? Однако, как это часто бывает, на практике подобный симптом может означать нечто совсем другое.

Однажды ко мне обратились родители девочки 13 лет, у которой появилось навязчивое мытье рук. Каждые 15-20 минут она мыла руки, каждый день мылась в душе чуть ли не по часу. Если она сдерживалась и пыталась не мыть руки, у нее, по ее словам, появлялось внутреннее напряжение, которое на некоторое время проходило после мытья. Постепенно она перестала посещать школу; нельзя же все время отпрашиваться выйти то с одного урока, то с другого, чтобы помыть руки.

Родители были в растерянности, опасались психиатрического заболевания, и в конце концов обратились к психотерапевту. По просьбе родителей психотерапия проходила на дому. Наша первая с встреча с пациенткой (назовем ее Нина) проходила в ее комнате. Нина села как можно дальше от меня и всем своим видом и поведением выказала полное нежелание разговаривать.

Прошла первая встреча, вторая...ничего не менялось. Нина разговаривала крайне неохотно. Узнать от нее что-либо о причинах возникновения ее симптома - хотя бы какие-то ее предположения, переживания не получалось.

В течение нескольких последующих встреч я рассказывал Нине разнообразные истории, взятые из реальной жизни или выдуманные. Я надеялся, что какая-нибудь из этих историй вызовет у Нины эмоциональную реакцию, ориентируясь на которую я смогу сделать предположение о причинах ее симптома. Но сколько я ни старался, ничего не получалось. Нина слушала мои рассказы весьма равнодушно.

Тогда, следуя одному мудрому совету, чтобы разговорить Нину, я попросил у нее помощи. Я рассказал ей, что у меня есть племянница 16 лет, которая не умеет знакомиться с молодыми людьми. Племянница просит меня помочь ей разрешить эту проблему, а я не знаю, что ей ответить (все это была выдумка). Не могла бы Нина мне помочь и рассказать, какие она использует способы, для того, чтобы знакомиться на улице?

Сначала Нина не верила мне и оставалась подозрительной, но я говорил очень искренне и убедительно, и, в конце концов, Нина разговорилась. Она рассказала мне, как нужно обращать на себя внимание молодых людей, потом мы поговорили о ее жизни, о школе, и о ее симптоме.

Во время разговора Нина сказала: «Мне кажется, что если папа снял бы мне отдельную квартиру, то у меня бы все прошло». Сейчас я уже не помню всех деталей - это происходило уже довольно давно, но тогда, в контексте нашего общения, эта фраза вызвала у меня своеобразное озарение: не могу объяснить почему, но я вдруг понял, что главная функция этого навязчивого мытья рук - защита от родителей.

Родители у Нины были довольно строгими, и каждый со своей стороны оказывал на нее определенный прессинг. В силу своего характера Нина не могла вступить с ними в прямую конфронтацию. Когда у нее появился этот навязчивый симптом, давление родителей стало гораздо слабее. Более того, у нее появилась причина не ходить в школу.

Как только стала понятна функция симптома, появился и план лечения. На следующем сеансе я стал рассказывать Нине о тех пациентах в своей практике, чье состояние выглядело особенно патологическим и неприятным. Я старался делать это так, чтобы на бессознательном уровне вызвать у нее ассоциацию между тем, что происходит с ней и тем, что происходило с этими пациентами.

Например, я рассказал ей об одном человеке, который семь лет просидел на диване не вставая с него в буквальном смысле этого слова. На этом диване он ел, спал, ходил в туалет. Рассказанное вызвало бурную эмоциональную реакцию: видимо, бессознательно Нина действительно провела параллель. В этот момент я спросил ее, насколько сильно она хочет выздороветь? Нина подтвердила свое самое горячее и решительное желание.

Тогда я сказал ей, что выздоровление произойдет, если она выполнит данное мной задание, но дать обещание о его выполнении надо заранее, до того, как она узнает, в чем задание заключается. После некоторого колебания и моих уверений, что это задание никоим образом не унизит ее человеческое достоинство, Нина согласилась.

Задание состояло в следующем: надо было мыться под душем два раза в день по часу, засекая время по таймеру. Руки следовало мыть с той же частотой и в том же режиме, как она делала это сама, но помимо того, необходимо было мыть их дополнительно по десять минут всегда, когда родители приходили на кухню.

Кроме того, мы договорились, что Нина не будет требовать никаких дополнительных объяснений и не будет ни с кем это задание обсуждать.

Родителям Нины я объяснил, что задание, которое она будет выполнять - это не шутка, и что его выполнение гарантирует излечение от симптома на тысячу процентов. И поэтому они должны отнестись к выполнению Ниной задания абсолютно серьезно, без всякого сарказма и с пониманием. И родители прониклись серьезностью задачи.

При следующей встрече, которая состоялась через неделю, я узнал, что Нина стала мыться как все обычные люди. Что же произошло? Во-первых, мыться по той схеме, которая была ей предписана, это тяжелое испытание, оно утомляет и вызывает желание отказаться от чрезмерного мытья, то есть, отказаться от симптома.

Во-вторых, сам факт того, что какой-то психотерапевт указал ей, что ей следует делать, вызывает протест, что тоже мотивирует отказаться от чрезмерного мытья. Но самое главное - это изменение реакции родителей. Если раньше, когда Нина усиленно мылась, у родителей возрастала тревога, то теперь, наблюдая, как Нина выполняет задание, они все больше и больше расслаблялись; теперь усиленное мытье, назначенное врачом, означало для них выздоровление.

И симптом перестал быть средством эмоционального контроля над родителями, то есть утратил свою функцию.

В течении двух заключительных сеансов Нина обрушила на меня поток агрессии, заключавшийся в насмешках над моей внешностью, манерами, результатами психотерапии и.т.д. Возможно, это была агрессия, которую Нина хотела бы, но не могла выразить своим родителям.

Возможно, это была вполне оправданная злость на психотерапевта, который лишил ее такого хорошего способа самозащиты. Таким образом, на заключительном этапе я сыграл роль громоотвода.

Итак, на поверхности можно было бы рассматривать данный случай как обсессивно-компульсивное расстройство со страхом загрязнения. По существу, скорее, речь идет о расстройстве демонстративного типа. Страх загрязнения, который, возможно, и был, имеет весьма несущественное значение, поскольку главной функцией симптома были эмоциональный контроль над родителями и защита от их давления.

Через год мама Нины сообщила мне, что у Нины все хорошо и «заморочек» больше не появлялось, и что они с мужем полгода назад развелись. Наверное, это был тот самый случай, когда симптом ребенка скрепляет семью.

С другой стороны - жизнь без симптома - это намного лучше и здоровее, чем жизнь с симптомом. И если считать это успехом, то он, без сомнения, принадлежит в первую очередь самой Нине: если бы она выбрала жизнь с симптомом, то ничего бы не получилось.

Профилактика детского ожирения.

Помните, что еда, разделенная на 7 приемов, позволяет худеть в 2 раза быстрее, чем тот же самый объем, но съеденный за три приема. После 6 часов вечера есть можно - кормите ребенка кисломолочными продуктами и овощами (кроме картофеля).


Чистота – залог здоровья. Приучить ребенка правильно и постоянно мыть руки – значит, дополнительно защитить его от ОРВИ и инфекций ЖКТ. Но как выработать и закрепить у малыша эту здоровую привычку?

Когда начинать?

На самом деле, начинать приучать малыша мыть руки разумно уже с грудного возраста. Конечно, это будут простые водные процедуры, в которых уделяется особое внимание мытью ладошек, чтобы кроха привыкал к этому ощущению. Затем, когда ребенок начинает ходить, можно отправляться в ванную и мыть руки в раковине вместе. Если он сопротивляется во время процесса, отвлекайте его и немного играйте с мыльными пузырями, вырабатывая положительные ассоциации. В 3 года малыш уже достаточно подрос для первого самостоятельного мытья рук. А к 4 годам полезная привычка вполне может стать постоянной. Но не пугайтесь, если ваш малыш старше 4 лет, а этого все еще не произошло. Выделите еще один год на «обучение и тренировки».

Не будет лишним перечислить, когда и дети, и взрослые должны мыть руки:

  • после посещения туалета;
  • перед едой;
  • после прихода с улицы;
  • после контакта с животными;
  • после контакта с заболевшим человеком;
  • после уборки или прикосновения к пыльным/грязным предметам.

Комфорт для ребенка

Чтобы ребенок мыл руки вовремя и с удовольствием, весь процесс должен быть максимально удобным для него. Прежде всего, позаботьтесь о правильном мыле. Для малышей дошкольного возраста кусковое мыло станет не лучшим выбором. Оно большое и часто выскальзывает из рук. Идеальный вариант - жидкое мыло в упаковке с легко поддающимся нажатию рычагом. При этом не экспериментируйте с ароматизированным мылом, чтобы у крохи не было соблазна попробовать его на вкус из-за приятного запаха.

Выделите ребенку его собственное полотенчико для вытирания рук - мягкое, небольшого размера и интересной расцветки. И прикрепите крючок для полотенца на уровне детских рук.

Наконец, если раковина в вашем доме расположена высоко, подставьте под нее специальный детский стульчик. Ребенку не будет удобно, когда во время мытья его руки задираются вверх и вода стекает к предплечьям. Только уделите особое внимание к устойчивости такого стульчика - он должен быть достаточно широким, чтобы кроха не оступился и не упал.

Как правильно мыть руки

Из раза в раз, заходя с ребенком в ванную, показывайте и проговаривайте для него все этапы мытья рук следующим образом:

1. Мы ополаскиваем руки теплой водой от запястий к пальчикам.
2. Выдавливаем мыло и вспениваем его на ладошках.
3. Чистим с пеной кожу между пальчиков и под ногтями.
4. Круговыми движениями намыливаем ладошки.
5. Смываем мыло водой и аккуратно вытираем ручки полотенцем.

Вырабатываем привычку

Довольно долгое время ребенок будет мыть руки вместе с вами или по вашему требованию. Чтобы потихоньку «автоматизировать» процесс, объясняйте малышу, почему так важно регулярно мыть руки с мылом. Не стоит вдаваться в подробности о «вредоносных микроорганизмах», которые все равно останутся непонятными. Но акцентируйте внимание на том, что на руках есть невидимая глазу грязь, и если ее не смыть, она попадет в животик и заставит его болеть или вызовет другие неприятные болезни.

Бывает так, что уже подросший малыш моет руки через раз или с большой неохотой. Родители понимают, что без их напоминаний он вряд ли сам подойдет к умывальнику перед тем, как сесть за обеденный стол. Почему так происходит? Чаще всего потому, что ребенок перенимает такую модель поведения от членов семьи. Видя, что мама и папа сами не всегда тщательно промывают руки с мылом, а лишь ополаскивают их, да и то не всегда, он начинает вести себя так же. Разумеется, ситуация не изменится, пока взрослые вокруг ребенка не начнут следовать своим же правилам.

Если же вы и ваши родственники безупречно выполняете ритуал мытья рук, и только ребенок не может принять его, попытайтесь пробудить в нем живой интерес. Найдите в Сети специальные обучающие мультфильмы для малышей, где обычно мысль о необходимости мытья рук доносится через забавных микробных монстров и отважного мыльного война. Вспомните и почитайте классические книжки-сказки о чистоплотности. В общем, постарайтесь замотивировать ребенка с помощью игровой формы, которая, как известно, всегда безотказно работает.

Любой врач согласится, что немытые руки провоцируют возникновение простуды, гриппа и других вирусных заболеваний. Детки такие непоседливые, такие любознательные, они постоянно что-то исследуют, ощупывают руками, а потом тянут свои пальчики в рот. С самого раннего детства надо приучать детей к правильному мытью рук, чтобы в будущем минимизировать возникновение различных вирусных заболеваний, которые распространяются также и через немытые руки.

Если вы приучите своего ребенка регулярно и правильно мыть руки, то у него самого будут возникать потребность их мыть, когда вас нет рядом, например в садике. Ребенок, приученный мыть руки никогда не испачкает вам мягкий диван шоколадкой или мороженым. Некоторые дети быстро учатся правильно мыть руки, у других детей это может занять несколько месяцев. В любом случае, ребенку которому часто моют руки, будет чувствовать себя некомфортно если у него грязные руки, он попытается вымыть их сам. Родителям стоит предпринять усилия, чтобы научить ребенка мыть руки, поверьте это того стоит.

Покажите малышу пример, регулярно мойте руки после прихода с улицы. Если взрослые не моют руки, то и ребенок не станет считать мытье рук важным делом, будет думать что он тоже может не мыть их так часто. Позвольте малышу самостоятельно мыть руки, покажите как это надо делать. Расскажите как нужно намыливать мыло, как потом тереть руки, какие делать движения, и смывать пену водой.

Для удобства купите специальную ступеньку, чтобы малыш мог доставать до раковины. Пускай он сам берет подставку, ставит ее, включает воду, а вы только помогите ему вытереть руки. Мытье рук не должно ограничиваться несколькими секундами, руки малыша должны быть тщательно вымыты. Воспользуйтесь хитростью, включите любую детскую песенку, которая длиться около трех минут и предложите ребенку мыть руки пока она не закончится. В конце похвалите ребенка и скажите что вы очень гордитесь тем, что он самостоятельно моет руки.

Ребенку с трех, четырех лет можно предложить считать пока она моет руки. Например, берет мыло и намыливает руки, при этом считает от одного до десяти, кладет мыло и натирает пеной руки, снова считает от одного до десяти, посчитал, смывает пену водой, опять считает от одного до десяти, держа руки под струей воды. Только когда ребенок посчитал три раза до десяти можно вытирать руки. При таком методе мытья рук двойная польза — большинство бактерий и вирусов погибают, руки ребенка чисты, к тому же он научится считать.

Детские площадки, особенно песочницы любят посещать бездомные кошки и собаки. И когда вы идете на прогулку, прихватите с собой влажные очищающие салфетки, сухие бумажные носовые платочки и дезинфицирующее средство для рук, все это можно купить в любом продуктовом магазине. Очищая руки вне дома, вы приучите ребенка к гигиене рук гораздо быстрее, а еще защитите его от вирусов и бактерий.

Если ваш малыш бунтует и наотрез отказывается мыть руки, то попытайтесь рассказать ему о вреде вирусов и бактерий, которые поселились на его пальчиках, намекните что если они попадут ему в животик, то они останутся там жить, будут расти и размножаться, животику в таком случае не поздоровится. Можно, для дела, слегка припугнуть и рассказать историю про девочку, которая не мыла руки, и у нее внутри завелись червяки, которые кусали её. Объясните почему так важно мыть руки именно перед едой.

По возможности подарите ребенку микроскоп, очень полезная и интересная вещица. На даче ребенок сможет изучать листики, травинки, насекомых, а вы предложите ему изучить его пальчики. Максимально увеличьте грязь, скопившуюся под ногтями, объясните как много бактерий там живет. Обычно это срабатывает, зрелище накопившейся грязи под ногтями не самое привлекательное. После такого просмотра ребенок охотнее моет руки, а также дает подстригать ногти.

Дополните свой рассказ фотографиями максимального увеличения микробов и другой живности, которая налипает на предметы, на поверхность кожи. Такие фотографии всегда можно найти в интернете. Покажите как отвратительно выглядят немытые руки. Подробно опишете как бактерии покрывают предметы, как быстро они размножаются и как они могут заразить.

Разрешите ребенку проявить самостоятельность, часто это помогает приучить его мыть руки. Сходите с малышом в магазин, пускай он сам выберет себе мыло, полотенце. Спросите его: «Каким мылом ты хочешь мыть руки — жидким или твердым?» «С каким запахом ты хочешь купить мыло?» «Какое тебе полотенце больше нравится?» Дети любят чувствовать себя самостоятельным, когда с их мнением считаются.

Маленьких детей, которые еще плохо разговариваю, приучите мыть руки в игровой форме. Например, предложите малышу помыть его резинового утенка. Намыльте игрушку, пускай ребенок трет ее, одновременно моет свои руки. В итоге руки чистые и утенок отмыт. Дайте ребенку самостоятельно вытереть полотенцем утенка, а заодно и свои руки. Так ребенок быстрее запомнить все стадии мытья рук.

Купите малышу махровую рукавичку в виде забавного животного. Зовите его поиграть с мягким зверюшкой: «Кто хочет вымыть ручки вместе с зайкой?» А если у вас будет набор таких варежек, вы можете сделать театральное представление. Так ребенку будет веселее мыть рук, а процесс не покажется ему нудным. Полотенце можно выбрать в форме рыбки или уточки.

Развлеките ребенка игрой «Замочить микроба». Нарисуйте смываемым маркером на ладошке малыша монстра, пускай ребенок попробует его замочить и оттереть. Увлекательная и забавная игра улучшить настроение не только ребенку, но и вам.

Не спешите ругать ребенка, если он сопротивляется или забывает вымыть руки. Попробуйте использовать разные хитрости, проявите свою фантазию. Заинтересуйте ребенка, сделайте процесс мытья рук захватывающей игрой. Сделайте так, чтобы мытье рук стало для малыша обычным привычным делом. Своим примером научите его часто мыть руки. Немного терпения, и ваш ребенок еще вам будет напоминать мыть руки перед едой. А как приучить ребенка чистить зубы вы можете узнать в следующей. Успехов Вам!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»