Приемные дети: чем отличаются от детишек, выросших в семье? В вашей семье появился приемный ребенок. Что дальше? Ребенку лучше не знать, что он усыновлен

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Часто отличия между домашними и детдомовскими детками видны невооруженным глазом. Почему? Малыш, который рос в благополучной семье и получал все необходимое для жизни, способен радоваться жизни и быть открытым и общительным с родственниками и друзьями.

А человечек из детского дома жил далеко не в прекрасных условиях, так как был лишен самого главного – внимания, заботы, опеки и поддержки родителей.

Именно поэтому детдомовские детки очень замкнутые, неуверенные в себе, относятся с недоверием ко всему. И это неудивительно, ведь они выросли не в теплой семейной обстановке и зачастую даже не знают, что такое любовь.

Почему детки из интерната растут другими?

Конечно, многое зависит от воспитателей детских домов, но даже при всем своем желании они не смогут заменить индивидуально каждому малютке его родителей. А все потому что таким деткам, как и любому другому ребенку, необходимы внимание и забота с первых же дней жизни.

В этих учреждениях воспитатели не могут уделить каждому маленькому человечку столько внимания, сколько требуется. Кроме того, для малютки необходим кто-то один, к кому он мог бы привыкнуть и привязаться. А в домах для детей воспитатели работают по сменам, и детям нелегко бывает «переключаться » и привыкать заново к другому человеку.

Понятно, что девочки и мальчики в детских учреждениях попадают туда из неблагополучных семей, или же после смерти своих родителей, либо после отказа родителей от опеки. Поэтому они остро нуждаются в понимании близких, тепле и заботе.

В хорошей семье мама носит кроху на руках, поет на ночь колыбельную, ласково разговаривает со своим сыночком или доченькой, рассказывает сказки.

В учреждениях для детей воспитатели просто физически не успевают уделить много времени индивидуально каждому мальчику и девочке, и детки остро ощущают нехватку внимания. Вследствие этого они могут отставать в физическом и психическом развитии.

Однако, попадая в хорошую семью, они часто очень быстро наверстывают упущенное, раскрываются и продолжают расти дальше уже практически без отклонений.

Какие шаги следует предпринять в первую очередь, если вы решились взять приемного малыша себе в семью?

Если родители берут сыночка или дочку к себе в семью из детского учреждения, то очень важно, есть ли у них родные дети. Дело в том, что приемные дети сильно отличаются от родных, и для ваших собственных детей будет первое время очень сложно привыкнуть к новому крохе.

Обычно это происходит из-за того, что усыновленный малыш ведет себя не так, как выросшие в домашней обстановке дети.

Ведь в детском доме все общее, и уже во время первой же встречи с приемным ребенком следует помочь ему освоиться. Для него может показаться странным то, что другие, родные дети отказываются делиться с ним любимой игрушкой или прячут от него свои вещи.

Здесь очень важно, чтобы новые родители внимательно наблюдали за тем, как дитя адаптируется в новой среде. Перед тем как взять дочку или сына из детского учреждения, следует поговорить со своими детьми, объяснить им то, что вы планируете сделать.

Важно настроить собственных детей доброжелательно по отношению к будущему сводному брату или сестре. Если ваше чадо категорически против того, чтобы вы взяли мальчика или девочку из детского дома, то не предпринимайте этот шаг.

В таком случае лучше подождать, пока ваши детки изменят свое отношение к данной ситуации, чтобы избежать неприятных последствий.

Не всегда адаптация ребенка в приемной семье происходит одинаково. Но этот период и в жизни неродных родителей, и в жизни самого крохи всегда сложный. Приемному крохе для того чтобы привыкнуть к новой обстановке, требуется время.

Очень многое зависит не только от самого малыша, его характера и приобретенного им опыта, но и от того, как долго этот маленький человечек находился в доме для деток.

Чем меньше времени он пребывал там, тем больше вероятности, что процесс его привыкания к новой семье будет происходить быстрее. Родителям нужно обязательно подготовиться внутренне к тому, что приемное чадо может оказаться не таким, каким они его представляют.

Отец и мать должны быть готовыми понять, как же полюбить приемных детей и принять их такими, какие они есть. Это значительно облегчит этот трудный период.

Основные проблемы взаимоотношений приемных детишек с окружающими

Очень важно, чтобы родственники приемных родителей отнеслись к их решению с пониманием. Ведь не только отношение родителей играет большую роль, но и положительный настрой к детям бабушки, дедушки, тети и дяди и других родных.

Поэтому перед тем как взять чужого человечка в свою семью, необходимо подготовить к этому всех родственников и с маминой, и с папиной стороны. Помните: приемный ребенок может стать родным в новой семье только благодаря доброжелательному отношению к нему со стороны всех окружающих его людей.

Кто играет большую роль в жизни и развитии подрастающего человечка?

Огромное значение в развитии личности играет учитель в школе. Ведь дети из детского учреждения часто отстают в развитии, что может послужить причиной пренебрежительного отношения учителя к такому школьнику.

От педагога потребуется немало времени и сил на то, чтобы помочь даже самому трудному приемному ребенку успешно учиться.

Если учитель «поставит крест » на таком ученике по причине глупости своего подопечного, то это не только ухудшит его успехи по учебе, но и послужит поводом для презрительного отношения к малышу со стороны одноклассников.

Поэтому внимательные родители ищут для своего приемного ребенка мудрого педагога, который найдет к ученику индивидуальный подход и не только поможет ему в учебе, но и сумеет правильно настроить по отношению к нему одноклассников. Необходимо сделать все необходимое для того, чтобы первая же встреча школьника с новой школой оставила у него только хорошие впечатления.

В чем секрет успешной адаптации детишек в новой семье?

Привыкнуть к новым родителям кроха сможет только в том случае, если между ними установятся крепкие доверительные отношения. А для этого необходимо с пониманием отнестись к тяжелому прошлому опыту детей. Многие родители вынуждены отучать кроху от негативных привычек, приобретенных им в доме для деток. Это приносит много забот и печалей.

Например, некоторые матери и отцы задаются вопросом: почему усыновленный малыш ворует? Ведь у него есть все, и вроде бы нет причины воровать и прятать что-то. Истоки этого поступка кроются в прошлом малютки – в детском доме малышу часто хочется иметь то, чего у него нет. И самый простой способ в данном случае для маленького мальчика или девочки – украсть эту вещь, присвоить её.

Им приходится самостоятельно думать о своем будущем, поэтому ещё один мотив кражи – спрятать «про запас » на черный день. Набравшись терпения, родителям необходимо объяснить дочке или сыночку, почему так поступать нельзя. Нужно приложить все усилия для того, чтобы дочка или сынок понял вас и стал доверять вам.

Родители для приемного крохи – это все. Именно поэтому от них зависит, каким вырастет этот пока еще карапуз, кем он станет в будущем.

Почему приемные дети возвращаются взрослыми обратно в интернат?


Если вас периодически посещает мысль о приемном ребенке, то наверняка рисуются в голове разные картинки – он обнимает вас и благодарит, ласково называет «мамой-папой», идет в новых брючках в первый класс и задувает свечки на именинном пироге. И этому находится место в совместной жизни, но есть также и сложности. И, как ни странно, неприятные ситуации и просто открытия, с которыми, так или иначе, сталкиваются почти все приемные родители, предсказуемы. Мы собрали здесь самые распространенные неожиданности первого года пребывания детдомовца в семье.

  1. В первые дни или недели пребывания в вашем доме, где вы, его новые родители, окружите ребенка заботой и вниманием, он объявит, что хочет назад. Он будет требовать отвезти его «в старый дом» и рыдать-рыдать-рыдать. Вы растеряетесь и решите, что не справились и никогда не сможете сделать его жизнь счастливой, но будете неправы. Любой человек привыкает к своему дому, «тот дом» был единственный возможный для него до недавнего времени, даже если он ждал своих папу и маму. Он был реальностью, и так быстро изменить ему и своему пребыванию в нем, забыть и вычеркнуть из жизни целый большой кусок – задача не из легких. Но главное даже не это. Ребенок должен вспоминать о том, что было раньше. У него было прошлое, пускай не такое, какое обычно бывает в счастливых семьях, но важна его собственная история, а не выдуманная кем-то картинка.
  2. Оказавшись в вашей квартире, он обнаружит, что люди моются в ванной, которую можно наполнять водой. До этого в его жизни был лишь душ. Он мылся в строго определенные дни – вторник и пятница или среда и суббота. И делал это в компании других малышей. Дальше будут вариации на тему – знает ли он про существование шампуня или геля для душа, или его мыли до прихода в ваш дом лишь мылом. Но одно можно сказать наверняка – пена для ванной была для него неактуальной, ванной, в которой можно сидеть, лежать и плескаться с игрушками, у него точно не было никогда в жизни.
  3. Первая ночь также принесет ему сюрпризы, и дело не в новом, ярком постельном белье (против его старого казенного) или уютной кроватке с пологом. Неожиданностью станет для него такая простая вещь, как пижама. Раньше он спал в трусиках и майке, и не предполагал, что для сна существует специальная одежда. «Почему я должен спать в этих штанах и рубашке?» — подобные вопросы ставят в тупик, что говорить человеку, который никогда не переодевался в одежду для сна.
  4. Если малыш еще маленький, и он пришел в вашу семью из Дома ребенка (там живут дети до 4 лет), то он наверняка не пробовал многих фруктов и овощей, не ел конфет и мороженого, но это объяснимо. Продукты в таких заведениях гипоаллергенны, детям не дают ничего, что может вызвать непредсказуемую реакцию организма. Каша и кисель, протертое пюре из вареного кабачка и творожная запеканка – вот примерное дневное меню. Неожиданным будет не это, о том, чем ребенка кормили в заведении, вам сообщат. Но не скажут о том, что там никто никогда не пьет с помощью трубочек. Да-да, такая простая для обычного человека вещь, как соломинка для напитков, удивит нового члена семьи.
  5. Приемные родители должны быть готовы к тому, что лексика малыша не соответствует той норме, которая принята в вашей семье. Если ребенок достаточно большой, то его речь возможно будет пестрить ругательствами, которые широко распространенны в детских домах. Плохие слова в определенном возрасте знают все, но их не произносят вслух, при родителях и взрослых. Это табу. Но для детдомовца такие ограничения в речи непонятны. Если его старый дом не находился в центре крупного города и не опекался добровольцами из какого-нибудь вуза-консерватории-института с вытекающими отсюда поездками в театр и концертный зал, то простая и неприхотливая речь может быть не только у воспитанников, но и у тех, кто работает с детьми. И ругательства не воспринимаются им как что-то из ряда вон выходящее. Нецензурная речь – не единственное, что возможно будет резать вам слух. Просторечья и неправильные ударения, неграмотно построенные фразы и очень ограниченный набор слов – вот, с чем вам придется работать много месяцев, чтобы речь вашего приемного ребенка не отличалась от речи всех других членов семьи.
  6. Пройдет немного времени, может быть, несколько месяцев, он перестанет проситься обратно, привыкнет к новому распорядку жизни, и вам покажется, что основные сложности позади. Но вскоре выяснится, что миновал лишь первый этап привыкания. Ребенок вдруг поймет, что наступила пора проверить подлинность ваших слов. «Они говорят, что любят меня, но ведь я не всегда буду таким хорошим, как сейчас. Смогут ли они любить меня другим – плохим, непослушным, неприятным», — примерно так подсознательно решает внутри себя маленький человек. И в вашей жизни после этого начинается новый период. Возможно, вы готовы к его капризам или спорам, вы понимаете, как трудно ему сейчас. Но вряд ли вы спокойно смиритесь с тем, что вдруг, в какой-то момент, он перестанет посещать туалет, его штаны регулярно будут мокрыми и постель тоже. Вы потерпите один раз, другой, и третий. Но потом взорветесь: «Ты такой большой ребенок, прекрасно умеешь пользоваться туалетом, почему…» Он будет молча смотреть на вас, не способный объяснить, что это просто проверка на ваше умение принять его любым.
  7. Как-нибудь вы поведете его в магазин игрушек, и он попросит купить вас игрушечный мотоцикл (или куклу, или конструктор). Вы обрадуетесь – это ведь такое естественное для нормального домашнего ребенка желание. И купите ему все, что он хочет. Но, когда он принесет новые игрушки домой, скорее всего, он не захочет играть с ними. Это не может быть его вещью, у него ведь никогда не было ничего личного. Он принес это «в группу», все могут пользоваться этими игрушками, а когда они надоедят, он их сломает. Потому что их не жаль, они ничьи.
  8. Если приемный ребенок не единственный в вашей семье, то надо быть готовым к тому, что, так или иначе, он начнет оттеснять ваших кровных детей от вас. Он подсознательно создаст такие ситуации, когда ваше внимание должно будет уделяться только ему и никому другому. Ради этого права на единоличное владение мамой и папой, он будет готов безобразничать, не слушаться и ссориться с другими детьми. Например, он возьмет новую игрушку вашего кровного ребенка и сломает ее. Но этого мало. Он свалит свою вину на другого, и будет упираться даже тогда, когда доказательства его вины будут неоспоримы. Сможете ли вы найти тот спокойный и правильный тон в отношениях с детьми, который поможет кровным понять, что их по-прежнему любят и ни в коем случае не предпочтут никому другому, а приемному, что он в семье равен другим.
  9. Конечно не сразу, но рано или поздно вы начнете выводить его «в свет» — захотите показать ему зверей в зоопарке, картины и скульптуры в музее, редкие растения в ботаническом саду. Он будет очень доволен, и это поймете не только вы, но все те, кто окажется с вами в радиусе 200-300 метров. Ребенок будет выкрикивать названия животных, которых видел раньше лишь в мультфильмах, и от избытка чувств назовет верблюда жирафом, а пони слоном. К осуждающим взглядам «правильных» родителей, которые, конечно же, научили своих детей не путать такие простые вещи, стоит привыкнуть и перестать замечать. Ведь, в конце концов, и он перестанет путать хлорофитум хохлатый с алоэ обыкновенным.
  10. Если все предыдущие пункты не обескуражили вас, и решение пройти этот путь до конца не уменьшилось, то пусть эта последняя неожиданность, которую преподнесет приемный ребенок, станет для вас продолжением всего вышесказанного, а ни в коем случае, не алогичным противоречием. Однажды, когда пройдет год или больше, вы поймаете себя на мысли, что не помните времени, когда вашего любимого малыша не было в вашей жизни.

Ребенку нужна семья! Никакое даже самое лучшее учреждение не сможет заменить родных людей и создать настоящую семейную атмосферу – казалось бы, это понятно и очевидно. И на вопросы о том, что семья может дать ребенку, следуют ответы: заботу, поддержку, лечение, удовлетворение потребностей, важные навыки и умения. Однако иногда этого бывает недостаточно – ожидаемого счастья и гармонии не наступает, и семья приходит на консультацию к специалисту, чтобы разобраться, в чем дело. Причин может быть довольно много, но среди них есть те, которые повторяются с завидной регулярностью.

Сильный уверенный взрослый. Многим (на самом деле не только приемным, но и кровным) хочется быть уверенными в том, что взрослые, смогут справиться с любыми, даже самыми сложными задачами. Это происходит, потому что однажды ребенок уже имел опыт того, как взрослые не смогли с чем-то справиться, и он остался без их помощи и поддержки. Поэтому у него есть опасения, что тот, кто сейчас рядом, вполне может оказаться таким же ненадежным человеком. Именно поэтому ребенок проверяет «на прочность» новых родителей, предлагая ему все новые и новые ситуации для решения, например, недовольство воспитателей, учителей и родителей других детей.

Часто дети путают понятия «сила» и «защита» и всевозможными способами доводят взрослого до состояния ярости и гнева, в котором взрослый выглядит хоть и страшно, но зато явно сильно и могущественно.

Готовясь к приему ребенка в свою семью, имеет смысл подумать над тем, что даст ему чувство уверенности в вашей семье, какие слова или действия подчеркнут стойкость взрослых в сложных ситуациях.

Принятие сложных событий личной истории. Приходя в семью, ребенок приносит вместе с собой и , которая зачастую полна довольно сложных событий: смертей, преступлений, насилия, отвержения. И в этой ситуации взрослые не должны игнорировать прошлое ребенка и делать вид, что его не было, а постараться .

Понимание того, что происходило, и что чувствовал ребенок, действительно очень важно. Но не менее важно и то, что все эти события были и останутся частью его жизни – и, кроме их признания, нужно найти силы двигаться дальше.

К сожалению, иногда случается так, что боль за прошлое ребенка захватывает настолько, что за бессилием изменить ситуацию и ненавистью к тем, кто ее причинил, взрослый теряет понимание, а как же, собственно, помочь ребенку это пережить.

Здесь может быть ценным обращение к собственному жизненному опыту: кто и каким образом помогал в детстве справляться со сложными ситуациями, кто помогает теперь, какие стратегии можно использовать и что точно не работает.

Понимание потребностей развития. Попадая в новую семью, а в месте с этим и в более безопасную среду, ребенок может начать вести себя так, как будто он . Это явление называется регрессом и связано с несколькими причинами. Например, когда ребенок был вынужден в силу ряда обстоятельств быть взрослым, а теперь он может наверстать упущенное. Еще одна причина – с новыми родителями ему хочется прожить все стадии детства и почувствовать, что значит быть ребенком.

Несмотря на известность этого явления, новая семья может оказаться не готовой к тому, как это выглядит в реальной жизни: ребенок десяти лет плачет, как двухлетка, и бьется в истерике, а умеющий пользоваться туалетом ребенок вдруг начинает требовать памперс и соску, сюсюкать, ползать и кричать. «Ведет себя, как ненормальный», «Просто издевается!», «Он же все понимает! Зачем так делать?» – с такими вопросами приемные семьи могут обратиться к специалисту, потому что многие проявления регресса вызывают у них .

Готовясь принять ребенка определенного возраста в свою семью, попробуйте представить, каким он был младенцем, трехлеткой или младшим школьником.

Бывает так, что семья хочет принять ребенка более старшего возраста именно потому, что все, что связано с малышами (капризы, кормление, пеленки), хочется оставить позади. И здесь очень важно именно на стадии принятия решения оценить свою готовность к взаимодействию именно с маленьким ребенком, пусть и чисто психологически.

Родительское участие и поддержка. К сожалению, в нашей культуре роли родителей и воспитателя-наставника могут смешиваться, и родитель берет на себя функции по обучению, научению, натаскиванию, вместо того чтобы помогать, ободрять, поддерживать.

Когда приемный ребенок попадает в новую семью, зачастую оказывается так, что он очень многого не знает и не умеет. И взрослым хочется как можно скорее всему его научить, все показать и рассказать. А если ребенок уже ходит в школу, то очень быстро : уроки, кружки, дополнительные занятия. И здесь, к сожалению, может потеряться то важное, что может дать именно родитель, – участие и принятие в любой ситуации.

То время, которое может быть потрачено просто на то, чтобы побыть вместе, тратится на что-то полезное для обучения и развития. В результате упускается как раз самое важное – время на то, чтобы узнать друг друга, сказать хорошие и ободряющие слова, пообниматься.

Познавательная деятельность идет намного успешнее, когда ребенок спокоен в эмоциональном плане. Потому что в самом обычном развитии все происходит именно так: сначала несколько лет принятия, наполнения, а только потом – обучение. Если для будущих приемных родителей главной ценностью является образование ребенка, желание дать ему как можно больше знаний – лучше заранее поискать место, время и способы для того, чтобы организовать поддерживающий эмоциональный контакт, подумать над тем, зачем и для чего он нужен.

Джессика Франтова , психолог, преподаватель Школы приемных родителей

Осчастливить усыновленного ребенка невозможно, потому что травма его усыновления навсегда останется с ним. Это не означает, что он не может быть счастлив вообще, но его травма будет всегда с ним. Надо это помнить и принять как закон. Что бы ни делали приемные родители, как бы они ни старались осчастливить своего приемного ребенка, у него всегда будет травма.

Глава из будущей книги издательства Никея – «Очерки семейной психологии»

Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Приемные дети», проведенного Институтом христианской психологии.

Любое усыновление – это результат утраты

Прежде всего, хочется сказать, что любое усыновление – это результат утраты. Для родных родителей – это потеря ребенка, отношений с ним как части себя. Для усыновителей – утрата возможности зачать и родить родного ребенка. Если усыновители имеют своих детей, то это утрата какого-то недостающего им счастья в жизни, может быть, это связано с каким-то психологическим состоянием.

Конечно, бывает так, что детей усыновляют родственники в случае гибели родных родителей или из-за какой-то трагедии, не потому что они хотели, а потому что так пришлось – детей же надо кому-то воспитывать, поднимать. В этом случае трагедия, утрата для них – гибель близких людей.

Для усыновленного ребенка – утрата родных родителей. Мы всегда должны помнить, что усыновленный ребенок приходит в семью с травмой. Причем травма усыновленного ребенка всегда несоизмеримо сильнее, чем травма родных и приемных родителей, потому что ребенок в меньшей степени приспособлен к потере близкого человека, нежели взрослый.

Взрослые переживают травму глубже, но эмоциональный стресс, потрясение не оставляют у них такого губительного следа как у детей. И поэтому следует подчеркнуть: осчастливить усыновленного ребенка невозможно, потому что травма его усыновления навсегда останется с ним . Это не означает, что он не может быть счастлив вообще, но его травма будет всегда с ним. Надо это помнить и принять как закон. Что бы ни делали приемные родители, как бы они ни старались осчастливить своего приемного ребенка, у него всегда будет травма.

Надо помнить, что травма ребенка состоит из переживаний ребенка в своей семье или во время беременности своей матери. Он мог пережить нежеланную, кризисную беременность, это в большинстве случаев. Эмоциональное состояние матери, естественно, оказало влияние на ребенка – он чувствовал себя нежеланным, отвергнутым.

И тогда у ребенка возникает «когнитивный диссонанс» – у него есть родные родители, у него есть приемные родители. У него есть мать и отец, которые дали жизнь, и в то же время есть ощущение своей отвергнутости от этой жизни.

Соединение семейных систем

На картинке изображены две семейные системы – родных и приемных родителей. Серый фон – это дом, в котором живут приемные родители и ребенок, и который навещают бабушки и дедушки. Более плотные линии – это родные связи приемного ребенка со своими родителями.

Ситуация приемной семьи такова, что принимая в семью ребенка, приемные родители одновременно соединяют свою семейную систему с семейной системой приемного ребенка. Хотят они этого или не хотят, но семейная система становится более сложной с более сложными переплетениями. Это потому, что приемные родители входят в отношения – заочные, реже очные – с родителями ребенка, которого они приняли.

Если приемные родители выбирают путь игнорирования или «табуирования» вопроса о родных родителях приемного ребенка, то по сути дела они закладывают огромную мину, которая рано или поздно взорвется, прежде всего, в душе ребенка.

Система приемной семьи включает в себя систему родных родителей ребенка. То есть, если родители готовы взять в свою семью приемных детей, то это означает с психологической точки зрения, что они готовы взять в свою семью и семейную систему родных родителей ребенка.

Это означает, что, во-первых, они должны проявлять к ним уважение как к людям, которые дали жизнь их любимым приемным детям. Во-вторых, они должны уважать соответствие своих детей приемным родителям – физическое, эмоциональное, психологическое, может быть, даже духовное, – то, что мы называем в жизни «сходство».

Приемные дети похожи на своих родных родителей. Это законы природы, не только телесной, но и духовной. И законы эти отменить никто не может. Если приемные родители уважают эти законы, то они будут поддерживать в своем приемном ребенке уважение к родителям, которые его родили, дали ему свои черты лица, черты характера и семейное наследие.

Особенно это касается тех случаев, когда родные родители известны. Но даже когда неизвестны, заочно, безымянно приемные родители должны высказывать им уважение. В худшем случае усыновители встают на их место, как бы замещают их собой.

Позиция замещения – это самый худший тип усыновления, который только может быть и о котором следует предупредить, потому что здесь происходит тот самый «когнитивный диссонанс» – приемным детям приемные родители родными родителями никогда не могут стать.

Мы должны всегда помнить, что роль приемных и родных родителей совершенно разная. Родные родители – те, кто дали жизнь и свое природное наследство. А приемные родители помогают детям развиваться, дают им воспитание, обеспечение и помогают им войти в свою жизнь. Если коротко – одни дают жизнь, другие воспитывают.

На этом слайде показано, что ребенок, которого лишают родных родителей (они как бы замылены, в небытие), сохраняет очень твердые связи со своими родителями – он их чувствует в душе, он их чувствует телесно, но свою родную семью он не может знать, она для него как бы скрывается в тумане. Эти связи повисают в воздухе, они тяготят ребенка, он их интуитивно чувствует, но не может опознать, откуда они.

Если дети находятся вне приемной семьи, то у них есть четкое понимание, что где-то у них есть родители. А когда они попадают в семью, и особенно, когда там есть и родной ребенок, тогда у них возникает тот самый «когнитивный диссонанс». Кто они? С кем они связаны?

Проблема идентичности – «кто Я?»

Возникает одна из важнейших проблем, которая в обычных семьях у детей не проявляется до подросткового возраста, возраста сознательной личностной идентификации себя. А у приемных детей этот вопрос возникает очень рано. Уже у маленьких детей возникает проблема своей идентичности, потому что они понимают, что занимают не свое место.

Они понимают, что своего места у них в мире нет. Это по-разному может быть выражено, но интуитивно дети это понимают. Главное, что эти дети уже сызмальства начинают искать свое место в мире, потому что без идентичности личность не может продолжать свое существование.

Особые потребности усыновленного ребенка

Когда мы говорим об усыновленных детях, мы должны обязательно иметь в виду их особые потребности в семье. Они отличаются от родных детей. И семьи, где есть родные и усыновленные дети, где родители не хотят принять во внимание факт, что усыновленные дети имеют дополнительные и особые потребности, совершают тяжелую ошибку и наносят детям дополнительную травму.

В чем же особые потребности усыновленного ребенка?


Эмоциональные потребности

  • Ребенку необходима помощь, потому что он маленький и несамостоятельный. Ему необходима помощь от приемных родителей в осознании и проживании утраты своей родной семьи. В этом приемные родители могут помочь.
  • Ребенку важно понять, почему он был оставлен. И прежде всего убедиться в том, что он был оставлен родными родителями не потому что он плохой, а просто потому, что родители приняли такое решение.
  • Ребенку нужна помощь, чтобы справиться со страхом отвержения, чтобы усвоить, что отсутствие родных родителей не значит предательство, и что он ни в чем не виноват.
  • Ребенку нужно разрешение выражать все свои фантазии, чувства по отношению к усыновлению.

Это сложная эмоциональная работа, которая и должна совершаться приемными родителями.

Познавательные потребности

  • Ребенку надо объяснить, что в усыновлении есть и радостная, и грустная стороны. А также есть непреходящие трудности для всех участников – родных родителей, приемных родителей, не только он один страдает. Но в усыновлении есть и радости, потому что приемная семья, например, может дать ребенку то, чего не могла бы дать его родная семья. Это не всегда так, но это возможно. Одна из радостных сторон в том, что приемный ребенок соединяет две семьи, и при взаимном уважении обеих семей ребенок обогащается, потому что у него получается два источника своей идентичности и своего развития. Он оказывается в ситуации большей насыщенности.
  • Ребенку, конечно же, надо знать историю своего усыновления, своего рождения, историю своей родной семьи. Это необходимо, потому что ребенок, зная, откуда он произошел, где его корни, на этой земле стоит твердо и крепко. У нет ощущения, что он в этом мире чужой.
  • К тому же ребенок должен изучать самого себя, и родители должны ему в этом помочь. Изучать свои особые потребности – как приемного.
  • Он должен быть готов, что и от сводных братьев и сестер, и от ребят во дворе он будет слышать разные гадости, обидные слова об усыновлении и о себе как об усыновленном ребенке.

Потребность в признании

  • Ребенку нужно признать, что у него есть двойная наследственность – биологическая и усыновительская. Нужно признать его двойственность. В этом ребенок совсем не похож на родных детей.
  • Ребенка нужно убедить, что он долгожданный и любимый. Именно в этой двойственности.
  • Необходимо, чтобы родители часто ему напоминали, что они восхищаются его внешними отличиями и ценят особый вклад его биологической семьи в приемную семью. Отличие ребенка от родителей – не слабость, не негатив, а позитив.

Потребность в родителях

  • Это закон, который никто не может отменить. Но ребенку нужны родители, которые умеют удовлетворять свои эмоциональные потребности – чтобы перед глазами у него был здоровый пример для подражания. Так он может успешно развиваться, а не брать на себя бремя заботы об их эмоциональном комфорте. (Но это уже разговор о том, насколько приемные родители готовы к родительству).
  • Ребенку нужны родители, готовые расстаться с предубеждениями об усыновлении, способные принять реальность и особые потребности ситуации усыновления.
  • Ребенку нужно слышать, как его родители открыто говорят о своих чувствах по поводу бесплодия, усыновления, потому что это укрепляет отношения доверия между ними. Конечно, это должно быть в свое время.
  • И очень важно, чтобы родители не противопоставляли себя биологическим родителям, иначе ребенку придется трудно. Он будет в конфликте, у него будет кризис лояльности. Это примерно как при разводе родителей: за кого быть – за маму или папу? Так и тут: кто ближе – приемные или родные, притом, что родные уже ничего не могут сделать, а приемные обладают средствами воспитания.

Потребность во взаимоотношениях

  • Ребенку нужно дружить с другими усыновленными, это уже, конечно, в более старшем возрасте. Потому что только усыновленные дети способны понять, как им тяжело и как они могут помогать друг другу. Они угадывают проблемы друг друга совсем иначе, нежели родители по отношению к приемным детям.
  • Ребенку нужно объяснить, что будет время попробовать отыскать биологические связи и будет время прекратить поиски. И в этом ему нужна будет помощь не только родителей, но и социальных работников, психологов.
  • Ребенку нужно напоминать, что отказ от него – это признак несостоятельности его биологической семьи, а не его самого. Очень часто приемные дети воспринимают тот факт, что родители от них отказались, именно так.

Духовные потребности

  • Здесь я бы выделил потребность ощущения своей ценности как человека, как образа и подобия Божьего, как неизменную и неотчуждаемую ценность.
  • Ребенку нужно объяснить, что его жизнь началась еще до его рождения и что его существование – милость и радость, а не ошибка, даже если он будет знать, что беременность его матери была нежеланной.
  • Ребенку нужно объяснить, что в этом жестоком мире любящие семьи получаются не только с помощью рождения, но и усыновления.
  • Ребенку нужно примириться с тем, что некоторые его вопросы об усыновлении навсегда останутся без ответов. Предположим, он никогда не сможет найти свою родную мать и никогда не узнает, что с нею стало. Может, он никогда не узнает, кто его отец. Но важно, что они есть, независимо живы ли они или нет. И это очень важная часть в сознании приемных детей.

Из всех этих особенностей видно, как много нужно приемным родителям пройти обучения, познания, чтобы справиться с этой задачей. Одно из важных условий успешного приемного родительства – выяснение психологической готовности, которая связана с прояснением, с проработкой мотивации. Для чего будущие родители готовятся взять детей? Существуют три группы мотивов:

  • невозможность иметь своих родных детей,
  • желание совершить добрый поступок,
  • восполнение семейного психологического дефицита.


Вопросы

– Как приемному ребенку выстроить общение с родными родителями, если это опустившиеся люди?

– Конечно, выстроить общение очень трудно, когда родители ведут себя асоциально. Но иногда детям достаточно хотя бы знать, кто их родители, знать историю семьи, если это возможно, знать, где их найти. Возможно, дети, встретив родителей, больше видеть их не захотят, но они должны знать, кто они и откуда. Не надо и невозможно навязать детям общение с родными родителями против их желания, но, как правило, все дети хотят знать, или хотя бы раз увидеть своих родителей, или хотя бы иметь их фотографии.

Каждый человек имеет право знать, кто его родные родители, кто его родная семья. Это не просто юридический закон, это закон духовный.

– Если усыновленный человек, уже взрослый, на самое почетное место вешает фотографию родной матери-наркоманки, что это?

– Это нормально. Это уважение и почитание мужчиной своей матери, которая дала ему жизнь. Да, она была несчастная падшая женщина, но она дала ему жизнь. Что можно большее дать человеку? Жизнь сама по себе больше, чем то, что он получил в приемной семье. Какими бы ни были родные родители, они сделали больше, чем приемная семья. Как ни парадоксально это звучит.

– Возможно ли отсутствие «когнитивного диссонанса», если родители – опустившиеся люди и смириться с их образом жизни трудно?

– Кому трудно? Это оценки взрослых людей. У ребенка нет таких оценок, он потом их примет, когда сформируются его личностные качества. Да, он может их стыдиться, он может, понимать, что они опустившиеся люди, но он все равно их любит. Все равно у него две семейные системы, и именно это ему трудно.

Подготовила Амелина Тамара



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»