Служебный роман — истории из жизни. Служебный

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Имеет ли право на существование служебный роман? В течение многих десятилетий люди обсуждают тему служебных романов на работе.

Тема актуальна и в наше время, ведь работники проводят большую часть своего времени на работе, начинают проявлять симпатию к коллегам, часто возникают крепкие чувства, побуждающие к созданию семьи, а некоторые могут в своих корыстных целях использовать руководителя или подчиненного.

О плюсах и минусах таких отношений можно говорить много, все зависит от конкретной ситуации, от условий на работе и коллектива. Давайте проанализируем такие отношения на примерах реальных жизненных историй.

Служебный роман Оли:

Меня зовут Оля. После окончания экономического факультета университета я взялась за поиски работы. Рассылала резюме в различные финансовые учреждения, ходила на собеседования. К тому времени с парнем разошлась и на выходных проводила вечера с подругами в различных клубах.

Там я познакомилась со старшим на 5 лет от меня Максимом, у нас возникла симпатия, завязался служебный роман. Однажды мне позвонили из отдела кадров коммерческого банка и пригласили на собеседование, после которого предложили работать экономистом в одном из отделений.

Придя в первый день на свое рабочее место, я была в шоке — начальником того отделения был Максим, а я — его подчиненной. Он оказался не таким, каким я его знала, относился пренебрежительно к работникам и клиентам, заставлял других девушек готовить ему кофе и мыть чашки после него.

Узнала, что ранее он крутил служебный роман с еще одной сотрудницей. Я не смогла с ним больше встречаться и работать также…

К счастью, появилась аналогичная вакансия в другом отделении, в которое меня перевели. Руководителем там была женщина, коллектив был дружный, и я смогла работать в спокойной атмосфере.

Ситуация, сложившаяся у Оли была такой, что роман стал служебным из-за того, что так сложились обстоятельства, длился недолго, но последствия имел отрицательные.

Очень часто мужчины, которые инициируют романы с коллегами, на самом деле скрывают свой настоящий характер и натуру, нередко — еще и семейное положение. Многие руководители, пользуясь своим высоким служебным положением, нарушают все правила корпоративной этики, субординации.

После окончания романтических отношений, работать двум людям в одном коллективе становится невыносимо. Во многих структурах запрещено работать супругам, если есть определенная подчиненность одной должности другой или связь.

В таких случаях есть вероятность нечестного злоупотребления своими обязанностями, преследование семейных целей, причиной конфликтных ситуаций, которые влияют на эффективность работы.

История служебного романа Алины

Когда я устроилась работать на новую работу, встречалась с парнем уже 5 лет. Нам было комфортно вместе, но предложения выйти замуж он не делал. Структура организации немаленькая — около 100 человек и разделена на отделы.

На корпоративе по случаю Нового года я познакомилась с начальником отдела ИТ Олегом. Он был холостяком и оказался интересным человеком. После того, всегда быстро устранял неполадки в работе моего компьютера, когда другие сотрудники часто ждали и полдня, наш ИТ отдел на самом деле был очень загружен работой.

Однажды пригласил на кофе с обедом, через несколько дней — поужинать. Все дошло до того, что я рассталась со своим парнем, который не проявлял инициативы в наших отношениях, и я не видела с ним будущего.

Через год я вышла замуж за Олега, коллеги были рады за нас. Целый день мы практически не видимся, сидим в разных кабинетах, и в то же время у нас есть много общего, ходим вместе на обед, поэтому не успеваем сильно соскучится друг за другом.

Данная ситуация и служебный роман, переросший в любовь является положительной в том, в ней нет подчинения руководитель-подчиненный, иначе реакция высшего руководства или коллег могла бы быть другой.

Часто пары, которые встречаются уже несколько лет, расходятся из-за того, что им становится неинтересно, нет разнообразия и романтики. А проводя большую часть времени на работе приводит к появлению заинтересованности к сотрудникам противоположного пола, которые могут быть более решительные и инициативнее в плане отношений.

Для женщин такие отношения, как на примере Алины и Олега имеют плюс в том, что ревность и недоверие друг к другу уменьшается, есть возможность увидеться с любимым человеком в любое время.

Важно сохранять нормы поведения и не устраивать по углам или в лифте эротических сцен или жарких поцелуев, это сразу вызовет неприятные впечатления и осуждения со стороны других работников, главное помнить: на работе — думать о работе и результате, вне ее — давать волю чувствам и эмоциям.

Осуждение коллег вызывают служебные романы женатых сотрудников. После таких ситуаций, чаще всего женской половине человечества становится стыдно, неприятно и невыносимо работать.

Мужчины редко покидают свои семьи, а женщины на работе могут стать просто временным увлечением, поэтому следует с осторожностью делать свой выбор.

Служебный роман — истории из жизни

2015, . Все права защищены.

  1. «Я была хостесс, а он — директором ресторана. Мы часто флиртовали, и все наше общение имело сексуальный подтекст. Однажды я приехала к нему домой, и все сложилось так, что мы быстро оказались в постели. Договорились держать это в секрете. На следующий день на работе все было как обычно. Но мне было немного стыдно, поэтому я рассказала обо всем коллеге. Она сказала, что все в порядке. А потом я узнала, что она-то как раз и встречается с боссом, причем довольно давно, и поэтому он и хотел сохранить в тайне этот инцидент! В общем, с работы пришлось уйти», — Анна, 24 года.
  2. «У меня случилась интрижка с начальником на новогодней вечеринке(как банально!). Мы флиртовали всю ночь, а когда все разъехались, долго сидели и общались. Я несколько раз спросила его, точно ли ему это надо, ведь у него жена и дети. Он ответил, что да, и мы поехали на такси ко мне. Секс был ужасен. Я думала, что сделала ужасную ошибку и разрушила карьеру. Он написал мне через пару дней, и я ответила, что не хочу все повторять. Он воспринял все нормально, но это сделало наши отношения странными, мы начали избегать друг друга. Я переживала и никому ничего не говорила. Я ушла с работы спустя пару месяцев. Сейчас все это выглядит забавно, но повторения я точно не хочу», — Лера, 27 лет.
  3. «Мы с коллегой были одного возраста, и чем больше общались, тем лучше я понимала, что у нас много общего. Мы начали проводить вместе обеденные перерывы, ходили гулять и становились все ближе. Но мы оба были тогда в отношениях, поэтому никто не делал первого шага. Однажды он начал писать мне сообщения о том, что всегда мной восхищался. Я ответила тем же. Он сообщил, что несчастен в отношениях, а я — в моих, и мы начали флиртовать. Мы стали задерживаться на работе, чтобы побыть вдвоем. Потом я сменила работу, мы прекратили общаться и поняли, что несчастны из-за этого. Теперь мы официально вместе, он сообщил об этом коллегам, и никто не удивился, все очень порадовались за нас», — Настя, 22 года.
  4. «Я встречалась с коммерческим директором компании, в которой стажировалась. Поначалу я думала, что все будет дико и прекрасно, но кто знал, что семь лет спустя мы будем жить вместе и планировать свадьбу! Причем мы оба до сих пор там работаем», — Алена, 30 лет.
  5. «Мы с коллегой работали над рекламным кейсом, который надо было сдать завтра, и задержались допоздна. Мы и так тесно общались, поэтому все произошло само собой. Было здорово, плюс мы придумывали всякие сексуальные шутки и потешались над ними. А потом он перевелся в офис в другом городе, и все закончилось. Думаю, если бы остался, это было бы здорово», — Вероника, 25 лет.
  6. «У меня был роман с коллегой, и мы уединялись в санузле. Однажды нас застукал начальник, когда мы занимались сексом у раковины. На мне не было белья, коллега был без штанов, а удивленный вопль босса слышал, наверное, весь офис. Я сменила работу и больше не собираюсь заводить романы с сотрудниками!» — Оля, 27 лет.
  7. «В ресторанном бизнесе романы коллег — практически норма. С одним парнем мы часто выпивали после работы, а однажды занялись любовью в машине. Это был секрет. Потом я прошла диспансеризацию и узнала, что у меня ВПЧ. Я спросила его об этом(Заметим, что тестов на ВПЧ у мужчин пока не существует. — Прим. ред .). К тому же оказалось, что он встречается с еще одной нашей коллегой! В общем, потом мы общались только по рабочим вопросам», — Вера, 24 года.
  8. «Он довольно долго подбивал ко мне клинья, и в какой-то момент у нас начался страстный роман, который мы ото всех скрывали. Но однажды я случайно нашла его в соцсетях и увидела, что все это время он встречался с другой женщиной! Я сразу оборвала все связи, он пытался меня вернуть, пришлось послать куда подальше», — Лариса, 27 лет.
  9. «Я работаю в фармацевтической компании, и однажды мы с коллегой воспылали друг к другу любовью и начали встречаться. Полгода спустя начальница заметила это и рассказала буквально всем. Народ пошутил и забыл, а мы до сих пор вместе!» — Аня, 26 лет.

Кто же из нас не смотрел советскую комедию «Служебный роман», где неловкий Новосельцев пытается ради повышения приударить за строгим директором Людмилой Прокофьевной! После череды забавных случаев и нелепых ситуаций интрижка перерастает в искреннее чувство двух одиноких людей, и зрителей ждет счастливый финал. В жизни «как в кино» получается редко, хотя служебные романы возникают практически в каждом учреждении, будь то склад строительного магазина или врачебная ординаторская.

Особо стойкие, конечно, придерживаются правила «Не надо гадить там, где ешь» (читай «работаешь»), потому что пламенным чувствам может быстро прийти конец, а новую работу потом попробуй найди. Другие не могут устоять и все-таки закручивают интрижку на работе. Мы поговорили с петрозаводчанами и узнали три реальные истории любви.

Настя и ее рефлексивная история

«Я была в отпуске, когда коллега позвонила мне и рассказала, что у нас в офисе появился новый сотрудник. Помню, я еще испугалась, чего это мне звонят с работы, вдруг что-то срочное, а я отдыхать еще хочу! Оказалось, коллега просто по мне соскучилась и заодно поделилась новостями с работы. Я совсем не обрадовалась этим новостям. Коллегу можно назвать практически подругой, мы сидели вдвоем в одном кабинете, вместе обедали и прогуливались в обеденное время, болтали и смеялись, в гости друг к другу иногда ходили. С ней было так весело, и вот ее переводят на другой этаж, а в нашем кабинете уже работает другой человек!

И это мужчина! Подруга его уже всему научила, объяснила специфику учреждения, а я приду, как не в свой родной офис… С мужчиной на рабочем месте не посекретничаешь и не посмеешься, как с подругой, ясное дело, да еще каждое свое движение надо будет контролировать. Ох! Я даже обиделась немного: могли бы и предупредить, и подруга могла бы позвонить сразу же, как узнала о перемещениях кадров. И что там за мужчина, еще неизвестно. Хотя коллега сказала, что он ничего, высокий, в обхождении нормальный, симпатичный, и вообще намекнула, что он должен мне понравиться. Если бы она этого не произнесла, может, ничего и не было бы, просто коллеги, сотрудники. Но при этих словах у меня что-то екнуло где-то глубоко в сердце, и я бессознательно приготовилась к интриге. Вот так: подруга заинтриговала – у меня интрига и образовалась.

Вообще-то я замужем. Давно и прочно. Но, наверное, недостаточно прочно, раз влезла в эту историю. Честно скажу: я не могу объяснить, как это произошло. Потихоньку, помаленьку, как лавина из снежка – и не остановить. Кто бы еще знал, надо ли останавливать. Никогда не верила во фразу «Я запуталась», и вот это случилось со мной. Сама себя осуждаю и сама же собой довольна: вот я какая роковая женщина, кого хочешь получу! Такая вот двойственная женская суть.

Раньше в моей жизни было всё просто: выучилась, вышла замуж за человека, которого знала со школьных времен, устроилась на работу. Я и в чувства-то особенно не верила. Пора свадьбу сыграть, ну и сыграли, живем, дочку воспитываю. Муж как-то сам по себе, деньги приносит, и хорошо. А страсти, чувства – это только в кино бывает. Но, видимо, чего-то не хватать стало. Заскучала, что ли. Или захотелось, чтобы было «как в кино».

Весь остаток отпуска меня разжигало любопытство, что же там за мужчина в моем кабинете. А когда я его увидела, даже разочаровалась: вот уж действительно «ничего», как сказала коллега, только ничего особенного. Никакой такой искры между нами не проскочило. Я прибежала на работу пораньше — наверстывать упущенное за время отпуска, ну и любопытство подгоняло, а он зашел, поздоровался и уткнулся в компьютер. Я от своей неловкости даже не представилась и не заговорила с ним. Потом уже, попозже, пришел начальник и нас друг другу представил, велел мне любить и не обижать новенького. Как будто нарочно меня все подталкивали! Любить его я должна, видите ли!

До обеденного перерыва мы помалкивали, я на него поглядывала, но так и не разглядела, что же подруга в нем нашла. В обед поднялась к ней и высказала, мол, зря заинтриговала! А она мне: «Да ты что, он такой прикольный!» И действительно, постепенно я стала замечать, что начинаю испытывать симпатию к тому, как он держится, как разговаривает: всё шутками, шутками. Это когда познакомились поближе. И дверь галантно откроет мне, если в одно время умудримся прийти. И конфеткой угостит. И половину моего обеда без зазрения совести слопает, если ничего не получилось принести, а я угощаю. И скажет что-нибудь, только ко мне относящееся, вроде: «Ой, кто к нам пришел!» — ну а кто еще придет, если кабинет на нас рассчитан. Так рад, что ли, мне? Хотелось так и думать.

Я сразу рассказала о своем семейном положении. Он о своем не распространялся, да меня и не интересовало. Он вообще наших отношений никогда за пределы работы не выносил: не звонил, не писал, не провожал, ничего такого. А на работу не нес домашних проблем. Но флиртовать начал первым. Сидит, смотрит и улыбается. Улыбнешься в ответ – обязательно что-нибудь скажет приятное. Отшутишься – он тоже пошутит, разговорит. И всегда с легкостью соглашался помогать в работе. Тяжелые папки и книги я больше не таскала, в проблемах с офисной техникой помощи инженера не дожидалась, с какими-то загвоздками больше за голову не хваталась – всё он сам разгребал. И всегда как-то рядом оказывался, стремился к общению, границы нарушал.

А потом случилось так, что нам пришлось задержаться на работе. На самом деле, пришлось. Был сбой в электричестве, и мы не успели доделать, что каждый должен был доделать сегодня. Я позвонила мужу и предупредила, что задержусь, чтобы он ребенка встретил (в первый класс дочка тогда пошла) и к бабушке отвел. Осенью темнеет рано, а у нас только по настольной лампе, обстановка такая многообещающая. Мы ведь верхний свет выключили на всякий случай, всё обесточили, когда перебой произошел, а когда электричество дали, бросились в работу, так и стемнело. Доделали практически одновременно и сказали хором «ух!». А он потянулся и сказал, что у него, оказывается, день рождения, и даже есть чем отметить, только по запарке забыли все. Вот так всё и произошло. И домой я в итоге пришла под утро. Муж с ребенком ночевали у бабушки, там позавтракали и пошли по случаю выходного в парк. Мужу будто всё равно было, даже не позвонил.

А меня жутко мучила совесть и за свое поведение, и за отношение к мужу, и из-за дочери. Ведь и не нужен мне этот коллега! Да и любовью эти отношения не назовешь. Простой флирт, истинный служебный роман. Сама не могу объяснить, как так получилось. Романтики не хватало, чего-то запретного, интересного. Я и убеждать себя пыталась, что ничего страшного не произошло, что такое случается на каждом шагу. Кое-как с собой справилась, в воскресенье даже с мужем и дочкой втроем время провели, что редко бывает, на набережной озера гуляли, в кафе по мороженому съели. А в понедельник мне предложили бросить всё и уехать… «Что тебя здесь держит? Поехали со мной в Псков!» Вот тут начались настоящие душевные и моральные страдания. Его корни из Пскова, и он предлагает мне уехать хотя бы и с дочерью. Развестись, уволиться и уехать. С полузнакомым человеком. Я ведь его только по работе знаю!

И, что самое печальное, мне хотелось этого. Я даже начала планировать. Меня швыряло, как корабль во время шторма, я то хотела быть с этим человеком, то начинала сомневаться в нем, в своих чувствах, в том, чего же я хочу и надо ли это мне, я бросалась к мужу, пыталась лучше к нему относиться, боялась за дочь, а коллеге говорила, что, скорее всего, я не разведусь и вообще надо заканчивать отношения. В итоге я впала в депрессию, мне вообще ничего не хотелось. Коллега на меня злился, я злилась на себя, коллегу и мужа, муж ничего не хотел видеть. К работе я утратила интерес и силы. Коллеги за спиной не шептались, и на том спасибо. С подругой-то я поделилась, она бы все равно нас раскусила, но дальше нее сплетни не пошли, видимо.

Так я промучилась около месяца. Коллега оставил последнее слово за мной: «Я предложил – думай». Отношения наши зависли. По работе я ничего не могла делать, голова соображала плохо и все время была занята не тем. А кончилось всё, когда меня за такую работу премии лишили. Это меня как-то отрезвило, что ли. И я сделала выбор в пользу семьи. Кто такой этот коллега, чтобы из-за него всю жизнь менять? Он мне и так проблемы создал… Я ему в любви до гроба не клялась, он мне тоже. Измучилась только. А он в Псков уехал, как и собирался. И хорошо, потому что я так устала бояться, что всё откроется, что мне придется уйти с работы, что узнает муж, что я сама от переживаний с ума сойду! Сижу теперь и жду, кого мне еще в сокабинетники назначат. Но больше никаких романов!»

Мужской взгляд на служебные романы. Александр о своих романах на работе

«Кто сказал, что мужчины циничны в этом вопросе? Цинизм как раз свойственен женскому характеру! Ведь и в православной религии женщины считаются нечистыми существами. Всё-то они сами не знают, чего хотят, интриги какие-то, хистросплетения… А мужчина проще, наивнее. Если нашел другую, так прямым текстом и скажет: «Извини, до свидания».

Лично я не питаю иллюзий о собственном возрасте. Но руки ведь так и тянутся! Рефлекторно тянутся руки к молодым! Спинной мозг посылает импульс, так и хочется ее схватить! Что же – таблетки пить? Каждый живет, как считает нужным, и я считаю, что буду жить, как мне нужно, не оправдываюсь и не собираюсь никого учить. В возрасте хочется кокетничать. Желание понравиться вытекает в комплименты, поддержание внешности на уровне, некие словесные игры: недосказанность, двусмысленность.

Романы между коллегами – это не хорошо и это не плохо. Хоть между коллегами, хоть просто незнакомыми людьми. Всё дело в том, возникает ли роман или нет, неважно где. Если роман перетекает во что-то ценное – это хорошо. А просто что-то где-то в углу – вообще здорово. Что плохого-то в этом? Ведь всегда лучше ошибиться до того, как приняты серьезные отношения.

Опять же, на работе мы проводим так много времени! Так много времени, что жену-то именем коллеги называю. Но это совсем не значит что-то такое, это уже рефлекторно. И жена это прекрасно понимает, осознает, что мы много лет сидим по много часов в одном кабинете. И какого-то рода у нас с ней роман очевидно есть. Рабочий роман, не любовный. Можно ведь обойтись и без коитуса. Да я ее вижу больше, чем собственную жену! Я уже забыл, как жена выглядит. Когда коллега подстрижется, я сразу увижу. А когда жена – нет. Потому что я пять лет не могу ее уговорить на это. Я не люблю длинных волос. А жена любит. Так что служебный роман – это неизбежно. А форма его может быть совершенно разная, как и в любых отношениях между людьми.

Лично мне служебные романы в работе не мешают. Хотя бывает, что это страшное дело – любовь на работе крутить. Когда двое сослуживцев положат глаз на одну коллегу – это и ревность, и некие интимные коллизии… А флирт – каждый день! И пока стоит нормально – есть надежда, что всё нормально протекает, это я не вам, а об этой балке. Вот видите? Всё просто.

Главное — осознать следующую мысль, которая поможет понять, что цинизмом тут и не пахнет. Человек реализуется во всем: в детях, профессии, хобби. Это нормальное, естественное состояние человека. Невозможно реализоваться в семье и при этом никак не реализоваться в отношениях с женщинами в других местах. А где? Не на улице же! Хотя, отступая от темы, почему бы и нет, в конце концов.

Вот, представьте, весна, лужи. Ничего не убирается. И идет передо мной женщина. Дошла до лужи и ни слева не обойти, ни справа. Я ей советую, мол, вон там можно проскочить, а она мне: «Я боюсь, у меня сапоги итальянские!» Я ее хоп на руки и перенес. Сын со мной был, так сын мне постоянно об этом благодеянии напоминает: «А помнишь, как ты женщину перенес?» Сын счел, что так делать надо и что это хорошо. Но не будешь ведь всех носить!

Вот и реализуемся в работе и на работе. Где-то нужно реализовать себя как здоровому, где-то – умному, где-то профессиональному, где-то – сексуальному. У женщин разные же впечатления. И невозможно, чтобы мужчина не реализовался, не проявлял себя сексуально с коллегой противоположного пола. С женой – одно, с любовницей – другое. С женщиной, которая не жена и не любовница – третье, тоже неплохое. У меня есть реализация. Это хорошо.

Мужчины переходят границу в фильмах. Но это нечасто бывает в жизни, в какой-то определенной среде. Кто-то ночами дежурит с противоположным полом – вот разговоры-то ходят! Спят, спят! А это может быть, а может и не быть. Важно, что они проводят время и проявляют себя и в этом отношении тоже. Нет ничего удивительного, ничего странного, предосудительного. И совсем необязательно, что если улыбнулся коллеге, то следующим движением ты должен ее заполучить в углу. Может, в Европе это и запрещено. Вот и в США, говорят, нельзя открыть женщине дверь, подать пальто – я там не был, я не знаю. Я здесь живу, и для этой нации все эти ухаживания, хоть с подтекстом, хоть без намерений, это норма.

Один мой знакомый поехал работать в Австралию, так через полгода он был вынужден оттуда уехать. Он женат, но ездил один, без жены. Спустя неделю после косых взглядов его предупредили, что не надо пододвигать стул женщины, иначе будут неприятности. Полиция задержит. Запрещены все ухаживания – это противоправно. Не только в профессиональном плане – даже не пляже. И он разорвал контракт и уехал: «Я не могу так жить, я один. Мужчины смотрят искоса, женщины предупреждают о полиции». Это культура определяет. А как реализоваться тогда? Куда всё деть?

У нас это национальная особенность – ухаживать за женщиной. Вот, Федерация бокса приняла решение: в России нельзя смотреть на женщину в бикини – мол, боксировать невозможно после этого. Что за ерунда! А в следующий раз они потребуют паранджу! Россия не для этого. У женщины должен быть каблук, должно быть декольте, иначе она не женщина. С ней мужчина должен чувствовать тягу к реализации. Он должен за ней ухаживать. А флирт – это совершенно нормально. Как и служебный роман».

Вот откуда берутся выражения вроде «поматросил и бросил». Хотя матросы тут совершенно ни при чем, о них следующая история.

Как в кино. Короткая, но счастливая история романа на работе от Ольги

«В медицине бывают целые династии семей медиков. Да и не только в медицине, наверное. Семья ученых, например. Или спортсменов там, учителей – по-моему, такое случается и редкостью не является. Люди ищут человека по себе. Просто с близкими взглядами или встречаются там, где они бывают чаще всего. Познакомились на факультете, потом поженились. Или коллегами были. Или на конференции судьба свела. Меня вот тоже свела, хоть и не с коллегой, но по работе отношения были очень тесными, смех смехом.

Я тогда только после медицинского училища была, устроилась в больницу медсестрой. Однажды во время моего выходного звонят мне коллеги и говорят: «Выходи на работу давай, тут такие парни валяются!»

Ох, не обрадовало это меня. Смены и без того тяжелые, длинные, изматывающие, а тут еще веселье намечается с разудалой молодежью, целая компания, как я поняла. Работать спокойно не дадут. Моряки часто получают воспаление гланд, это профессиональное. И вот к нам должны были привезти новую партию. А этот и ложиться-то не хотел, рассказывал: «Друг меня уговаривает, мол, ты что, там такая сестричка, молодая, красивая, сам бы приударил, да не до того».

Тот отказывался-отказывался, в итоге загремел всё равно. Конечно, он мне понравился – молодой, статный моряк, хороший парень. Я ему всего-то один укол сделала! А он ухаживал, ждал моей смены, как не знаю чего, журналы на смене помогал заполнять, хоть это и нельзя, ручку возьмет и пишет, пишет. За смену ведь устанешь и стоять, и сидеть, и ручку держать. Вот он вместо меня по ночам и работал. Неоценимая помощь! Полежал, выздоровел и ушел в море. Перед этим адрес мой узнал. В больнице. Мне не сказал ничего.

И вот сижу я дома, вдруг звонок в дверь: явился. Букетище огромный, больше него самого, и где только раздобыл. Все клумбы оборвал в округе, наверное. Недели две погуляли, кино, парки, сказал: «Вернусь из рейса – поженимся!» Джинсы мне из Италии присылал, сумочки. Я сидела, ждала. Думаю, вот наивная, уедет далеко и забудет, в каждом городе таких, как я, миллион. Так, время проводил. Ан нет. Вернулся уже с чемоданами. Родину бросил, всё бросил. Сразу ко мне. Поженились, 35 лет вместе. Вот такая сильная любовь».

Мария Сидорова

Сюжет

Действие фильма разворачивается в Москве в 70-х годах . Главные герои - Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Он - сорокалетний, давно разведённый мужчина, один воспитывающий двух сыновей («отспоривший» их у бывшей жены, попросту сбежавшей к другому мужчине), работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без видимых перспектив карьерного роста, застенчив и неуверен в себе. Она - директор этого учреждения. У неё «Волга » с личным шофёром, хорошая квартира в центре Москвы, но она одинока и несчастлива в личной жизни, поэтому приходит на работу раньше всех и уходит со службы позже всех. Людмила Прокофьевна - сугубо деловой человек, погружённостью в работу подавившая в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют её «нашей мымрой» и «старухой», хотя ей всего лишь 36.

Коллега и приятельница Новосельцева, Ольга Петровна Рыжова, подаёт Анатолию Ефремовичу идею - попросить у Калугиной повышение, должность начальника отдела лёгкой промышленности, чтобы не клянчить постоянно у сослуживцев «двадцатку до получки». Эта должность вакантна.

Тем временем в учреждении появляется новый сотрудник - Юрий Самохвалов, назначенный заместителем Калугиной; с ним хорошо знакомы Новосельцев и Рыжова: они учились в одной группе в ; у Ольги Петровны в институтские годы был роман с Самохваловым.

Пользуясь своим служебным положением, Самохвалов пытается продвинуть старого друга в начальники отдела, но попытка заканчивается ничем: Калугина считает Новосельцева посредственным и безынициативным работником. Самохвалов предлагает Новосельцеву «приударить » за директрисой, чтобы получить заветное повышение. Новосельцев поначалу наотрез отказывается, он боится Калугину и совершенно не воспринимает её как женщину, - но от безысходности в конце концов соглашается.

По случаю вступления в должность Самохвалов приглашает сослуживцев к себе на вечеринку, не в последнюю очередь, с целью «свести» Новосельцева с Калугиной; но «наша мымра» и посреди всеобщего веселья сохраняет официально-деловой тон и игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны Новосельцева. Изрядно выпивший старший статистик пытается очаровать начальницу своими талантами и, поскольку его способности в чтении стихов, пении и танцах не получают признания, в присутствии гостей называет Людмилу Прокофьевну «чёрствой» и «бессердечной». На следующий день, по совету Самохвалова, он приходит в кабинет к Калугиной, чтобы извиниться, делает это достаточно неуклюже и даже доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Анатолий Ефремович пытается успокоить Калугину, и она рассказывает ему печальную историю своего одиночества. Новосельцев обнаруживает, что глубоко заблуждался насчёт бессердечности и жестокости своей директрисы.

Уже из искренних чувств к Калугиной Новосельцев начинает за ней ухаживать. В Людмиле Прокофьевне просыпается женское начало, и она постепенно влюбляется в своего подчинённого. В один из вечеров она приглашает Новосельцева к себе домой, где старшего статистика встречает очаровательная женщина, не имеющая ничего общего с «нашей мымрой». На следующее утро чудесно преобразившаяся Калугина производит фурор и в учреждении; впервые в жизни она опаздывает на работу. Анатолий Ефремович также преображается: к нему возвращается мужской кураж и уверенность в себе.

В это же время всё ещё любящая Самохвалова Рыжова начинает забрасывать его письмами через секретаршу Калугиной Верочку, которая делает эти письма предметом сплетен и пересудов, стабильной «темой дня» в учреждении. Самохвалов жалуется активистке месткома Шуре на преследования со стороны Рыжовой и просит повлиять на неё. О поступке Самохвалова узнаёт Новосельцев и на глазах у Калугиной бьёт его по лицу. В отместку Самохвалов рассказывает Людмиле Прокофьевне, как его старый друг решил «приударить» за ней с целью повышения в должности. Калугина шокирована, она больше не верит в искренность чувств Новосельцева, и счастье влюблённых оказывается под угрозой.

Но, несмотря на короткую потасовку в учреждении, герои всё-таки мирятся. И, по информации из финальных титров картины, «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».

В ролях

  • Андрей Мягков - Анатолий Ефремович Новосельцев и голос за кадром
  • Алиса Фрейндлих - Людмила Прокофьевна Калугина, «Мымра»
  • Светлана Немоляева - Ольга Петровна Рыжова
  • Олег Басилашвили - Юрий Григорьевич Самохвалов
  • Лия Ахеджакова - секретарша Верочка
  • Людмила Иванова - общественница Шура
  • Пётр Щербаков - Пётр Иванович Бубликов, начальник отдела общественного питания
  • Нелли Пшенная - жена Самохвалова
  • Надежда Репина - Алёна, сотрудница статистического учреждения
  • Виктор Филиппов - сослуживец
  • Алик Денисов - Вова, старший сын Новосельцева
  • Гоша Заранко - младший сын Новосельцева
  • Георгий Бурков - завхоз
  • Вера Бурлакова -
  • Мария Виноградова - член инвентаризационной комиссии
  • Олеся Иванова - член инвентаризационной комиссии
  • Татьяна Игнатова - сотрудница статистического учреждения с родинками
  • Любовь Колюжная - гардеробщица
  • Владимир Плотников - водитель Калугиной
  • Александр Фатюшин - Всеволод, программист, сотрудник статистического учреждения, муж секретарши Верочки

В эпизодах

  • Сотрудники статистического учреждения:
    Ксения Бороздина, Екатерина Воронина , Инна Выходцева , Лидия Драновская , Нина Емельянова, Велта Жигуре, Зоя Исаева, Ксения Козьмина, Н. Лихачёва, Клавдия Моисеева, М. Петрова, Галина Самохина, Светлана Степанова, Александра Харитонова
  • Сотрудники статистического учреждения (в титрах не указаны) :
    Зинаида Божко, Геннадий Донягин, Н. Кузнецов, Зоя Толбузина, Валентина Ушакова
  • Гости Самохваловых (в титрах не указаны) :
    Юлия Диоши, Леонид Евтифьев, Татьяна Егорова , Евгений Жуков , Людмила Марченко , Виктор Мурганов, Ёла Санько
  • Эльдар Рязанов - пассажир электрички (в титрах не указан)
  • Георгий Дёмин, В. Колеткова, Людмила Купина, Светлана Травкина

Съёмочная группа

  • Авторы сценария - Эмиль Брагинский , Эльдар Рязанов
  • Постановка - Эльдара Рязанова
  • Главный оператор - Владимир Нахабцев
  • Главные художники - Александр Борисов, Сергей Воронков
  • Композитор - Андрей Петров
  • Дирижёр - Эмин Хачатурян
  • Режиссёр - Игорь Петров
  • Звукооператоры - Юрий Рабинович , Валентина Щедрина
  • Художник по костюмам - Эдит Приеде
  • Художник-гример - Ольга Струнцова
  • Редактор - Александр Бородянский
  • Музыкальный редактор - Раиса Лукина
  • Монтаж - Валерии Беловой, Элеоноры Праксиной
  • Операторы - Сергей Арманд, Григорий Шпаклер, Виктор Эпштейн
  • Бригада многокамерной съёмки - В. Николаев, Л. Назарова, Е. Белин, С. Файман
  • Песни на стихи:
    • Роберта Бёрнса , Евгения Евтушенко , Николая Заболоцкого , Эльдара Рязанова
  • Стихотворение - Беллы Ахмадулиной
  • Песни исполняют Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков
  • Ассистенты:
    • режиссёра - Н. Коренева, Е. Цымбал
    • оператора - А. Михалычев, Г. Верховский, Н. Коробейник, Л. Басин
    • художника - Жанна Мелконян, Л. Ухина
  • Мастер по свету - М. Вайсман
  • Установка света - Л. Меркулова
  • Административная группа - Т. Владимирцева, Л. Гиммельфарб, М. Капустина, А. Корхов
  • Директор картины - Карлен Агаджанов
  • Фильм снят на плёнке шосткинского химкомбината «Свема »

Технические данные

  • Производство: Мосфильм
  • Художественный фильм, цветной.
  • Ограничение по возрасту: нет
  • Издание на DVD: 1 DVD, 5-я зона, без субтитров, издатель: «Лиззард Синема»
  • Издание на VHS: 1 VHS, звук 2.0, PAL, издатель: «Крупный план»

Награды

Песни и стихи

Музыка Андрея Петрова.

  • «Моей душе покоя нет» (слова Роберта Бёрнса , перевод Самуила Маршака - три версии исполнены Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым, а также их совместное исполнение).
  • «Нас в набитых трамваях болтает» (слова Евгения Евтушенко , исполняет Андрей Мягков).
  • «Обрываются речи влюблённых» (слова Николая Заболоцкого , исполняет Алиса Фрейндлих).
  • «У природы нет плохой погоды» (слова Эльдара Рязанова, исполняет Алиса Фрейндлих).
  • «Облетают последние маки» (слова Николая Заболоцкого , исполняет Андрей Мягков).
  • Стихотворение «Озноб» («О, мой застенчивый герой») (автор Белла Ахмадулина , читает Светлана Немоляева).
  • Пародийные куплеты на мотив вальса «На сопках Маньчжурии » (вариант до 1945 г.): «Тихо вокруг, только не спит барсук…» (музыка И. А. Шатрова , слова народные, исполняет Андрей Мягков).
  • Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром! », в нём же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили (должен был играть Ипполита, но накануне съёмок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмах Рязанова «Гусарская баллада » и «Зигзаг удачи »). С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой .
  • По словам Рязанова, Андрею Мягкову специально налепили такие несуразные усики и очки в грубой оправе, чтобы он в начале фильма производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы», безынициативного недотёпы. Это было сделать довольно непросто, так как два года назад актёр полюбился всей стране в роли Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр изо всех сил старался как можно дальше увести его нынешний персонаж от предыдущего .
  • По словам Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у неё дома - исключительная импровизация этих двух актёров, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства. Также полной импровизацией была сцена «подката» Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова .
  • Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года . Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты .
  • Чтобы не превращать фильм в телеспектакль, с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж») Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её красивыми пейзажами (и тут выпавший в сентябре снег пришёлся как нельзя кстати) .
  • Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:
    • Вход в учреждение, его фасад - это вход в бывший торговый дом Хомякова по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 6/3 , на пересечении с ул. Петровка , в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта .
    • Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова, и рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах Мосфильма .
    • Крыша с растениями - это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок , 10.
  • Создатели фильма намеренно «поселили» героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус :
  • Рядовых сотрудников «разместили» в спальных районах:
    • Новосельцева - в Переулке Чернышевского .
    • Секретаршу Верочку - на Чертановской улице .
    • Рыжову - в Подмосковье, на Ярославском направлении (в одном из первых кадров фильма, где Ольга едет на работу и бежит к электричке, диктор на станции зачитывает пропускаемые электричкой остановки «Маленковская » и «Москва-3 », а прибывает электричка на Ярославский вокзал - чётко видно его современное здание). Рыжова при первой встрече с Самохваловым говорит, что она живет в отдельной квартире «за городом, но недалеко от станции». При этом в качестве подмосковной станции снята «Лосиноостровская».
  • История с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов. Имена прототипов до сих пор не называются.
  • Актриса Людмила Иванова, игравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник ».
  • Благодаря многочисленным актёрским экспромтам материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на три серии вместо двух). Например, из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка, после появления «ожившего» Бубликова, несется по коридорам статистического учреждения с криком: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!», а на неё идёт с кулаками рассерженный Бубликов. Наконец Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!» - и все аплодируют. Бубликов в изумлении говорит: «Товарищи, спасибо за всё» .
  • В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин (пробовался Михаил Светин). С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том, рожать ли им ребёнка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься . В итоге этот персонаж был вообще практически удалён из фильма - он только разговаривал с Верочкой по телефону, но даже озвучивал «голос в трубке» другой актёр - Олег Басилашвили . Сам Фатюшин появляется в фильме эпизодически, в массовке (и никто даже предположить не может, что это, в первоначальном варианте фильма, - муж Верочки): первый раз - всего на пару секунд, сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги, второй раз - в сцене всеобщего изумления, когда в вестибюле учреждения появляется «передумавший» умирать Бубликов, третий раз - в сцене умиления сотрудников учреждения новым «имиджем» влюблённой Калугиной .
  • Бронзовый конь, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука », его же мы видим в одной из серий телефильма «Семнадцать мгновений весны » (режиссёр Татьяна Лиознова). Позже этот же конь появится в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли ».
  • Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл - и «пришлось» писать самому), но он передал их композитору фильма Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка , дабы просто не смущать коллегу. Тот «подлога» не почувствовал, но после того, как через некоторое время узнал истинное авторство слов песни, ему многие стихи известных, знаменитых поэтов, которые предлагал Рязанов в процессе их дальнейшего сотрудничества над его картинами, «мерещились» стихами авторства Рязанова .
  • Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него в картине пел Сергей Никитин). В «Служебном романе» поёт уже сам Мягков .

Григорий Маркович пришел на работу почти в отличном настроении. С утра ничего не

Болело. С утра была пятница. Работы предстояло немного, а впереди - суббота.

Согласно заведенному распорядку, Григорий Маркович полил цветы, набрал три ведра

Воды и пошел мыть внушительную площадку у бокового входа. Все это было как субботняя

Молитва - монотонно и скучно.
Привычным жестом Григорий Маркович отжал тряпку, набросил её на швабру и, напевая

До боли знакомое "последний бой, он трудный...

Могу представить, какие чувства обуревают людей, когда они возвращаются домой после долгого или краткого отсутствия. У меня был опыт интересных наблюдений. Отец не признал во мне сына после трех лет службы. Мои оправдания: «Я возмужал, папа» он и слышать не хотел. Позднее узнал, что после встречи Нового Года на Кубе лучше не ходить в общественную баню на родине – реакция окружающих совсем не та, что ожидалась. Теперь мне предстояло узнать, что такое возвращение из Аркаима.

Наперед знал, что...

Послушай, Гордон. Я сейчас задам тебе вопрос, но ты не торопись отвечать на него сразу.

Гордон и Борк лежали на двухместном надувном матрасе, покачиваясь на мелкой волне вдалеке от шумного пляжа.

Сегодня утром Гордон снова приехал в Гутарлау и не только потому, что ему нужно было забрать свою машину. После объяснений в кабинете начальника Управления от операции отстранили Лари и Фидли. Гордона же, не попавшего в объектив телекамеры, решено было отправить обратно на озеро Панка. И он...

Старый железобетонный забор. Он тянулся китайской стеной далеко на запад и скрывался, исчезая в окутанной серым смогом дали. Нельзя сказать наверняка, есть у него начало или конец но, обогнув аэропорт, каменная стена возвращалась обратно сюда, к самым дальним воротам находящимся немного в стороне от взлётного поля.

Большие зелёные врата, увенчанные причудливыми стальными набалдашниками, застывшими на массивных столбах, возвышались надёжным бастионом, перекрывая заасфальтированную дорогу, по...

Автомобильный центр "Шарлей" находился за чертой города, как и все производственные предприятия. Город давно освободился от фабрик и заводов и, кроме автомобилей, в нем никто теперь не дымил. Любые организации, хранившие взрывчатые и огнеопасные материалы, стояли особняком и в значительном отдалении друг от друга. Но, несмотря на все принятые меры безопасности, на них всё равно случались пожары и аварии. Виноват был почти всегда пресловутый "человеческий фактор". Поэтому во всех конструкторских...

Я сначала увидел саквояж, а потом человека. Саквояж – это древний гибрид сумки, чемодана и портфеля, такие носят доктора в исторических фильмах. Теперь их, по-моему, не делают.

Вроде бы саквояж должен быть добрым, толстым и надежным.

Приходил чеховский доктор, велел открыть рот, давал капли или микстуру

– тогда даже еще уколов не умели делать.
А этот саквояж мне не понравился.
Саквояж спускался в подземный переход. Его нес небольшой человек, совершенно непохожий на доктора. Ни на кого...

Без лица
- Доброе утро, крошки!
Две пожилые леди в халатах недоброжелательно подняли головы. Глядя на эти покорёженные годами уставшие лица, не каждый бы смог пройти с улыбкой. Почему? Рассудите сами: двое дряхлых старушек либо с презрением, либо с полным равнодушием наблюдают за суетливым настоящим, гордо вспоминая ясное и веселое прошлое, когда они…С ними считали за честь (ну, или они так думают) здороваться такие люди! А сейчас – уборщицы! Эх…

Клава, глянь, натоптал уже, ирод...

«Моя милиция - меня бережет»….Давно канула в лету эта, известная с так называемых «застойных» времен, пословица. Вернее будет сказать – «Моя милиция – себя бережет» . И наша сегодняшняя жизнь все чаше убеждает в том, что люди в форме и с оружием уже не очень то и похожи на тех хранителей покоя и безопасности граждан, какими были небезизвестные Дядя Степа и Анискин.

Не стоит повторяться, и так регулярно в средствах массовой информации выявляются факты милицейского беспредела. В истории...



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»