Как шить двумя иголками вручную кожу. Как установить фурнитуру на кожаные изделия

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что такой материал, как кожа, чрезвычайно сложный, работать с ним сможет не каждый опытный мастер, не говоря уже о новичках. Это — довольно серьезное заблуждение, так как владея даже базовыми навыками кроя и шитья, можно изготавливать из столь непростого на первый взгляд материала, оригинальные и довольно нестандартные вещи. Самое главное — это знать, как сшить кожу вручную, с учетом ее специфической структуры и особенностей. Об этом мы и расскажем вам в этой статье.

Подготовка материала

Перед тем, как приступать непосредственно к сшиванию изделия, такой материал необходимо предварительно подготовить. Для этого вам понадобятся специальные инструменты, а именно: молоток, пробойник и шило.

Важно! Кроме того, вы еще можете использовать и дополнительные инструменты для работы с кожаными изделиями, например, “вилку”. Единственным недостатком является то, что после ее применения отверстия приходится раскрывать с помощью шила.

Последовательность действий следующая:

  1. На обрабатываемый вами материал нанесите линию циркулем, которая в дальнейшем будет служить вам ориентиром.
  2. Используя пробойник и молоток, на поверхности кожи проделайте мелкие отверстия с промежутком 3-5 миллиметров по нарисованному ранее ориентиру.

Важно! Проколы лучше всего делать под углом. Таким образом вы убережете скрепляющие нитки от дальнейшего их стирания во время эксплуатации уже готового изделия.

Сшиваем кожу самостоятельно — основные способы

Когда подготовительные работы были выполнены, следует приступать к непосредственному сшиванию деталей. Сделать это можно:

  • вручную;
  • с помощью вязального крючка;
  • прострочив на швейной машинке.

Сшиваем кожу вручную

Для того чтобы шить кожу руками, необходимо подобрать специальную иголку:

  • Она должна быть крепкой и тупоконечной.
  • Что касается размера ушка, то в этом случае оно не имеет значения, так как работа уже будет проходить с готовыми отверстиями.

Порядок работы:

  • Короткий конец нитки оттянуть и закрутить в петлю. Это следует сделать для того, чтобы во время работы нить не соскочила.

Важно! Обратите свое внимание на то, что при работе с кожей следует использовать льняные нитки, которые необходимо предварительно обработать специальным воском.

  • Далее наложите два ранее подготовленных элемента изделия друг на друга таким образом, чтобы совпадали отверстия.
  • Теперь можете смело прошивать заготовку. Для работы с данным материалом следует пользоваться швом “вперед иголка” или “назад иголка”.
  • В конце шов следует закрепить узелком.

Важно! Вы можете сшивать обе детали одновременно двумя иглами. Для этого необходимо в крайнее отверстие вставить одну из игл и протащить. Вторую иголку продеваете через второе отверстие с противоположной стороны и протягиваете вверх. После — обе иглы вставьте в следующее отверстие и протяните их сквозь него.

Кроме этого, чтобы готовый шов был более крепким, а процесс работы проходил легче, вы можете предварительно проклеить детали с помощью клея ПВА.

Шьем кожу с помощью вязального крючка

Если у вас нет специальной иглы, вы можете для шитья использовать крючок или шило, которым вы предварительно проделывали отверстия.

Важно! Работать с крючком следует очень аккуратно, так как им довольно легко повредить обрабатываемый вами материал.

Для того чтобы сшить кожу вручную вязальным крючком, необходимо придерживаться следующей очередности действий:

  • В одной руке зажмите уже предварительно подготовленную обметку, а в другой — крючок или шило.
  • С внешней стороны заготовки сделайте отверстие.
  • В отверстие просуньте крючок и зацепите ним нить. Вытяните ее на лицевую сторону заготовки.

Важно! Нить легче будет зацепить и вытянуть, если предварительно ее сложить и сделать из нее петельку.

  • Крючок отсоедините, аккуратно протяните конец нити таким образом, чтобы одна ее часть была с внешней стороны, а другая — с внутренней стороны заготовки.
  • С помощью шила проколите еще одно отверстие на нужном расстоянии.
  • Во второе отверстие снова вставьте вязальный крючок и захватите нить с внутренней стороны.
  • Потяните за нить таким образом, чтобы ее кончик возвышался над изделием на высоте около 10 миллиметров.
  • Крючок освободите.
  • В образовавшуюся петлю протяните кончик нити, который получился у вас ранее.
  • Как только вы закончили и прошили последнее отверстие, шов необходимо закрепить. Для этого перед тем, как обрезать нить, необходимо, таким же образом, прошить несколько отверстий в обратном порядке.

Сшиваем кожу на швейной машинке

Перед началом работы следует учитывать тот факт, что на стандартной бытовой швейной машинке можно прошить исключительно тонкую кожу. Что касается более плотного материала, то в этом случае уже понадобятся специальные агрегаты.

Перед началом работы необходимо как следует подготовить рабочее место:

  • Для начала нужно приобрести специальную машинную иглу с круглым наконечником для работы с кожей. За счет закругленного конца, во время штопки игла прорезает волокна материала, при этом не раздвигая их.

Важно! Если стежок не идет, необходимо подобрать иглу потолще или же материал потоньше.

  • Если нить не протягивается, вы можете заменить льняную нить на капроновую.
  • Если транспортер не справляется с продвижением материала, в этом случае вам будет необходимо приобрести тефлоновую, фторопластовую или роликовую лапку.

Важно! Опытные мастера для более легкого продвижения материала, во время работы, выкройку смазывают маслом или посыпают тальком.

В отличие от шитья кожи вручную иголкой или вязальным крючком, швейная машинка позволяет сшить данный материал разными вариантами швов.

Основные виды машинных швов для работы с натуральной кожей:

  • Статочный в заколотку. Сложите детали лицевыми сторонами внутрь, совместите срезы и соедините их машинной строчкой. После этого обрежьте припуски и промажьте клеем, после чего заколотите.
  • Статочный в “расколотку”. Готовые детали изделия сложите лицевыми сторонами внутрь и соедините их машинной строчкой. Припуски промажьте клеем и по обе стороны расколотите.
  • Статочный шов на ребро. Заготовки сложите изнаночной стороной внутрь и стачайте заданной шириной шва. Обрежьте припуски и проутюжьте их с изнаночной стороны на ребро.
  • Расстрочный шов. Элементы сложите лицевыми сторонами внутрь и совместите срезы. Соедините их машинной строчкой. Припуски обрежьте, промажьте клеем ПВА и расколотите по обе стороны от простроченного шва. По обе стороны от шва прострочите на равных расстояниях отделочные строчки.

Важно! Если готовый шов будет подвергаться нагрузке, вы можете его усилить, приклеив полоску прочного материала с изнаночной стороны строчки.

  • Настрочный шов. Он может быть двух видов:
    1. С открытым срезом. Для этого детали сложите лицевыми сторонами вниз и совместите срезы. Соедините их обычной строчкой. Припуск шва верхней детали промажьте клеем и и заколотите на нее шов. С лицевой стороны изделия проложите дополнительную отделочную строчку.
    2. С закрытым срезом. Готовые детали сложите лицевыми сторонами внутрь, соедините срезы машинной строчкой. Припуски верхней детали подрежьте и заколотите их, прокладывая отделочную строчку вдоль ранее простроченного шва.
  • Накладной шов, как и настрочный, может быть двух видов:
    1. С закрытым срезом. На обеих заготовках наметьте будущую линию шва, после чего по этой линии заколотите припуск верхней детали. Промажьте изнаночную сторону клеем. На припуск шва нижней детали приклейте узкую ленту-трансфер с лицевой стороны таким образом, чтобы она доходила до линии шва. Заколоченный край наложите поверх верхней детали, заходя на припуск шва нижней. Совмещая края с линией, склейте их клеем ПВА. С лицевой стороны проложите дополнительную отделочную строчку.
    2. С открытыми срезами. Наметьте будущую линию шва на нижней детали. На припуск приклейте ленту-трансфер. Приклейте верхнюю деталь и прострочите дополнительной отделочной строчкой.

Важно! Машинная строчка не закрепляется обратным швом. Для того чтобы закрепить концы ниток, вам необходимо их завязать несколькими узлами.

Предлагаем вашему вниманию несколько дополнительных рекомендаций для того, чтобы вы могли сшить кожу вручную правильно, при этом не повредив ее, а готовое изделие было качественным:

  • Если вы работаете с замшей , при раскрое деталей обращайте свое внимание на направление ворса, в противном случае — готовые элементы будущего изделия будут отличаться по цвету.
  • Утюжить данный материал необходимо только с изнаночной стороны через хлопчатобумажную ткань или марлю. Температурный режим утюга должен быть невысоким, без парообразования.
  • Перед проклеиванием заготовок кожу необходимо предварительно обезжирить, а клей наносить с помощью чистой кисточки.
  • Проклеенные детали необходимо положить под пресс и держать там до их полного высыхания, после чего остатки клея стереть с помощью тампона и спирта.
  • По окончании работы все разметки можно удалить с помощью мыла или

На самом деле шить из кожи совсем несложно и даже увлекательно, ведь многие люди настолько проникаются этим процессом, что в итоге они начинают мастерить различные декоративные элементы из этого материала, начиная с украшений и заколок и заканчивая сумочками, брошками и настенными панно. Способов того, как шить кожу - немного, и чаще всего выделяют ручную и машинную технику ее обработки, причем и тот и другой метод имеет целый ряд достоинств и недостатков. Так, машинная строчка хотя и считается самой безупречной, на деле доступна только тем, кто имеет дома специальное оборудование (скорняжную машинку), так как обычный станок не возьмет кожу и только испортит ее. С другой стороны шитье кожаных изделий вручную является гораздо более длительным и трудоемким процессом, который требует приобретения определенного опыта и навыков, а если набить в этом деле руку, то готовый результат будет выглядеть ничем не хуже машинного.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что ручная работа во все времена ценилась гораздо больше, да и научиться кожевенному мастерству не так сложно, как можно подумать на первый взгляд. И первое, что следует уяснить, заключается в особенности строчного шва, ведь дырочки для ниток необходимо набивать заранее, а не по мере сшивания отдельных деталей. Сделать это можно двумя способами - вручную с помощью шила или используя для этих целей специальный гребень с острыми зубьями с определенным шагом. Но вне зависимости от выбранного способа перед тем, как приступить к сшиванию, рекомендуется нанести на материал так называемую контрольную линию, которая поможет сделать шов максимально аккуратным. Выполнить такую маркировку можно с помощью стальной линейки с одной заостренной гранью (метод продавливания) или специальным гребнем, чаще именуемым швейной вилкой (метод постукивания).

В первом случае придется дополнительно делать отверстия по образовавшейся линии, для этого чаще всего используют специальное шило. Во втором случае отверстия выполняются автоматически, благодаря густо насаженным на вилку зубцам, но речь идет лишь о своеобразной наметке, так как в этом случае каждую полученную дырочку следует "раскрывать" с помощью все того же шила. Данный этап предполагает использование толстой резиновой подкладки, которая поможет защитить рабочую поверхность от острых предметов. После того, как вся кромка деталей будет полностью обработана обозначенным выше способом, можно смело приступать к их сшиванию, используя в этих целях специальную льняную нить, предварительно промазанную обычным воском. Последняя мера необходима для того, чтобы нить могла легко проходить в заранее сделанные отверстия и не накапливала в процессе шитья и носки на себе пыль и грязь.

Помимо специальных нитей для кожи понадобится и соответствующая швейная игла с тупым концом и достаточно широким ушком, хотя многие умельцы предпочитают сшивать фрагменты кожи между собой с помощью обычного вязального крючка самого маленького размера. Для того, чтобы сделать ручной шов максимально схожим со строчным, рекомендуется использовать технику "две иглы", которая достаточно проста в исполнении. В этом случае сначала пропускается одна игла вместе с нитью поверху, а потом с противоположной стороны запускается другая (также поверху, так как шов рекомендуется переворачивать). Обе иглы должны заходить в одни и те же отверстия, а после того, как шов будет полностью выполнен, свободные края кромки отгибают назад, утюжат через марлю или любую другую хлопчатобумажную ткань и усаживают на специальный клей, предназначенный для работы с кожей (прекрасно подойдет "Момент").

Вне зависимости от типа шва кожаные детали настоятельно рекомендуется предварительно захватывать специальным зажимом, ведь тогда будет гораздо легче работать, да и готовый результат окажется намного более качественным. Как вариант, изделие можно сшивать прямо по кромке, предварительно склеив детали между собой в области будущего стыкования. Данная мера необходима для того, чтобы элементы не смещались относительно друг друга, ведь зажать их соединение будет довольно сложно, а скорее невозможно. В этом случае тяжелый "Момент" рекомендуется заменить разведенным в пропорции 1 к 2 ПВА, дабы не утолщать и без того слишком плотную кромку. Что касается конечной фиксации нити, то ее можно осуществлять двумя способами в зависимости от качества используемого материала. Так, если применяется лен, то на финише рекомендуется сделать два-три стежка назад, в то время, как капроновую нить закрепляют опаливанием.

Для этого прекрасно подойдет, как обычная зажигалка, так и пламя свечи, ведь при плавлении на кончике нити неизменно образуется небольшой шарик, препятствующий ее обратному выходу. Тем, кто в силу каких-то обстоятельств хочет сшивать кожу с помощью обычного вязального крючка, также понадобится шило, так как крючок должен проходить только в заранее выполненное отверстие. Для этого с помощью данного инструмента в начало шва продевают нить, оставляя с внешней стороны ее свободный конец, после чего выводят из каждой последующей дырочки новую петлю и фиксируют ее посредством применения этого самого кончика. По окончании работы шов можно распрямить, образовав тем самым стыковочное соединение, которое очень часто используется при пошиве различных аксессуаров для автолюбителей.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта кроя и шитья - сайт. Швейный кружок продолжает свою работу. Сегодня речь пойдет о коже. Вернее ее шитье. Как шить кожу на простой машинке рассматривать, во всяком случае пока, не будем. Обычно фраза - «моя машинка кожу не берет» не соответствует действительности. Как шить кожу на машинке не тема сегодняшнего материала. Но сначала предупреждение. Используемый ручной инструмент должен быть острым. Как не странно, чем тупее будет шило для кожи, тем выше вероятность пораниться им. Это, в принципе, касается любого инструмента имеющего режущую кромку. В том числе и обычных кухонных ножей...

Подготовка

Размечается линия, по которой будет проходить строчка. Размечается простым продавливанием. Если есть специальный инструмент маркировки положения стежков, то воспользовавшись им, можно придать стежкам аккуратный, профессиональный вид. При определенных навыках этот инструмент не нужен. Достаточно шила. Нить берется длинной в четыре раза превышающая длину предполагаемого соединения. Заправляются в иглы оба конца нити. Соединяемые детали помещаются в зажим. Важное замечание. Руки нужно хорошенько помыть. На коже очень легко оставить пятна , которые трудно вывести.

Какими нитками шить кожу

Рассматриваемый в этом материале вид шва, самый простой. Носит название седельного. Классической ниткой, для выполнения такого вида шва, будет нитка изготовленная из льна. Лен материал долговечный, но, тем не менее, нуждающийся в дополнительной защите. В качестве защиты от влаги выступает воск. Если обращали внимание, на дорогих кожанных сумках швы на ощупь скользкие. Это потому, что нить, используемая в них, пропитана воском. В китайских можно приобрести готовые нити. Натуральными материалами мудрые китайцы при производстве подобной продукции не обходятся.

Начинаем


Для начала осмотрим шило. Лучше, если его рабочее острие будет иметь форму клинка. В этом случае стежки будут укладываться в канавки, оставляемые боковыми гранями острия шила. Шило для кожи характерно именно такой формой острия. Круглые шила также вполне подойдут для работы. А для получения канавок его, шило, можно немного раскачать после прокалывания скрепляемых деталей. Главное не переусердствовать. При первом продевании иглы само шило можно удобно перехватить правой рукой.

Продеваем нить окончательно и выравниваем ее по длине. Теперь нужно научиться управляться тремя инструментами (две иглы и одно шило). А руки - то две! Фотография дает пояснение. Иглы, когда они не в работе, удобно захватывать внутренней стороной указательных и средних пальцев. Сопротивление усилию нажатия при прокалывании осуществляется указательным же и большим пальцем левой руки. Только не очень близко к месту прокалывания. При этой операции затупившийся инструмент и может сыграть злую шутку. Он просто соскользнет. А проколоть кожу руки ему остроты вполне хватит.

Иглы

После того, как отверстие сформировано, шило прихватывается в правой руке мизинцем. Правая игла лежит между средним и указательным пальцами. Левая игла, с изнаночной стороны, продевает через только что появившееся отверстие левой рукой.

Правая игла удерживается большим, указательным пальцами и помещается за левой иглой, образуя крест.

Теперь левая игла вытягивается полностью из отверстия. Большой и указательный пальцы держат иглу. Безымянный палец, в районе игольного ушка, придерживает нитку, предотвращая ее выпадение. Указательный и большой пальцы левой руки расправляют нить не давая ей спутаться при прохождении через отверстие. Когда нить будет протянута, через это же отверстие продевается правая игла. Нить правой иглы ложится позади нити левой иглы.

Нить, продетая левой иглой, слегка натягивается при прохождении правой иглы.

Затягивание

После того, как обе нити продеты, стежок необходимо затянуть. Отверстие, сделанное шилом, должно иметь диаметр, позволяющий плотно удерживать нити. Они не должны свободно перемещаться в отверстии, одновременно продеваясь через него с некоторым, не очень большим усилием. Затягивается шов сильно. Не повредите пальцы нитью. Конечно, ставится закрепка. В том виде, в котором мы к ней привыкли. Только в случае с шитьем кожи вручную, достаточно пары обратных стежков. Обе нитки выводятся на изнанку. Обрезаются, никак не завязываясь. Это может испортить внешний вид изделия.

Для каждого изделия необходимо подобрать определенный материал: например, для бижутерии подойдет кожа с перчаток – она мягкая, эластичная и способна передать самый тонкий нюанс; сумки лучше шить из более жесткой кожи, и, если для этого используется кожа мягкая, необходимо сделать подкладку из плотного материала.

Вначале нужно сделать выкройку изделия. Если оно сложное, рекомендуется предварительно сшить модель из дешевой ткани и, после внесения необходимых изменений, использовать ее в качестве выкройки. Для того чтобы выкроить детали, выкройки кладут на изнаночную сторону кожи и обводят контур шариковой ручкой.

При выкраивании парных деталей нужно помнить, что кожа в поперечном направлении растягивается сильнее, чем в продольном, поэтому кроить их нужно в одном направлении. Скалывать кожу булавками нельзя: на ней остаются следы.

Мягкую кожу на машине шьют обычной иглой № 80 или № 90; для шитья более толстой кожи требуется специальная трехгранная игла. Строчка должна быть крупной, так как кожа легко прорубается. Если машина плохо продвигает кожу, можно строчить ее через тонкую бумагу, которую затем удаляют. Нитки нужно брать прочные и эластичные: хлопчатобумажные, льняные или крученый шелк. Капроновые нитки для шитья не подходят.

При шитье замши нужно учитывать направление ворса: лучше, если он будет направлен сверху вниз.

Если изделие собирается из отдельных кусочков кожи, их нужно настрачивать на флизелин или плотную хлопчатобумажную ткань. Для удобства работы их следует приклеить к основе резиновым клеем так, чтобы верхние кусочки находили на нижние на 0,5–1 см.

Кожу следует утюжить с изнаночной стороны негорячим утюгом без пара через сухую ткань.

Это очень важный процесс, благодаря которому коже придается необходимая толщина. Как правило, требуется равномерно утоньшить кожу только в местах соединения деталей, однако, если нет кожи подходящей толщины, приходится шерфовать всю ее поверхность.

Шерфованию нужно учиться на небольших кусочках кожи, которые не жалко испортить.

Для работы пластиковая подставка (оргстекло) кладется на стол подобно школьной тетрадки – под углом примерно 70° к краю столешницы. Высота стола и стула должна быть подобрана так, чтобы локоть согнутой руки не доставал до стола 1–2 см. Кожа кладется на плитку бахтармой вверх, ближе к переднему и правому краям, и прижимается к ней пальцами левой руки. Нож захватывается снизу мизинцем, безымянным и средним пальцами, большой палец упирается в торец, а указательный прижимает нож сверху по центру. Нож, указательный палец и предплечье при работе должны находиться на одной линии.

Шерфовать начинают с краев в направлении «от себя». Нож держится с небольшим наклоном вправо. Нужно научиться не строгать, а срезать слои кожи: для этого нож должен идти параллельно поверхности плиты, не врезаясь и не вырываясь из кожи. Пальцы левой руки не должны располагаться перед ножом – можно забыться и порезаться.

При шерфовании сначала срезаются длинные края, затем короткие и в последнюю очередь, при необходимости, середина.

Считаете, что это слишком сложные манипуляции? Не огорчайтесь, при определенном навыке и хорошем инструменте шерфование не требует приложения физической силы.

Готовые изделия покрывают лаком, пчелиным воском, мастикой или кремом для обуви, нанося их с помощью мягкой тряпочки, затем полируют лоскутком фланели – это предохранит изделие от загрязнения.

Окрашенное изделие для закрепления окраски рекомендуется покрыть лаком для кожи или яичным желтком.

Соединение кожаных изделий

Сшивание кожи

Сшивать тонкие детали из кожи можно обычным способом на швейной машине, только нужна специальная игла для кожи.

Те, у кого есть старинная швейная машина с качающимся челноком, могут шить даже толстую кожу – им повезло. Благодаря особой конструкции такая швейная машина делает это достаточно легко. Современные импортные швейные машины имеют съемную лапку с колесиками для проталкивания ткани. Такую лапку можно установить и на отечественную швейную машину, купив переходник– адаптер. Еще один из вариантов облегчить работу швейной машине – тефлоновая лапка для импортных машин. Она может быть установлена на любую швейную машину с помощью адаптера.

В том случае, если кожа плохо скользит, можно смазать место шва машинным маслом или подложить снизу и сверху тонкую бумагу, а затем удалить ее.

Кожу нельзя скреплять временными стежками; для наметки нужно пользоваться резиновым клеем.

Удобнее всего для шитья пользоваться иглой– шилом. Вначале игла втыкается в кожу. При ее обратном движении на противоположной стороне образуется петля, в которую продергивается вытянутый конец нити или вторая прочная нить. К концу этой нити можно привязать обычную, лучше тупую, иглу любого размера: так удобнее продевать нитку в образующиеся петли.

В результате получится шов, напоминающий обычный машинный: обе нитки образуют стежки, каждая со своей стороны, а переплетение нитей происходит между слоями кожи.

Виды швов

Шов стачной – самый распространенный, применяется для соединения деталей. Для утончения шва необходимо сшерфовать края деталей на ширину припуска, затем сложить детали лицевыми сторонами внутрь и, наживив припуски резиновым клеем, проложить строчку. После этого детали развернуть, остатки клея удалить; отогнуть в разные стороны припуски, простучать их по всей длине деревянным молотком и, промазав клеем «Момент», прижать к основе (расклеить).

Стачной шов можно украсить кантиком (рис. 6). Детали складываются бахтармой, между ними вкладывается сложенный вдвое, бахтармой внутрь, кантик (рис. 7). Вдоль линии будущего шва с одной или обеих сторон укладываются полоски кожи шириной 3–4 мм. Сшиваются одновременно обе детали, кант и полоски, причем полоски не прошиваются насквозь, а прихватываются косыми стежками и приобретают вид витого шнура.


Рис. б


Этот шов может быть использован при изготовлении сумок, жилетов и т. п. Шов с накладкой канта с одной стороны при шитье домашней обуви украсит место соединения подошвы с верхом.



Рис. 7


Шов встык. Выполняется «зигзагом». Применяется для соединения деталей, если требуется получить минимальную толщину шва (рис. 8а). Он может быть укреплен тесьмой или кожаной полоской снизу или сверху, а также с двух сторон (рис. 86).

Шов встык применяют для набора (так называют полотно, собранное из небольших кусочков кожи). Набор можно использовать для шитья сумок, жилетов, чехлов на подушки и т. п. Набор бывает мозаичным, из кусочков различных форм и размеров, и регулярным (геометрическим), собранным из правильных геометрических фигур, составляющих раппорт рисунка. Это может быть «паркет», «елочка» (рис. 9), «американский квадрат» (рис. 10), «витраж» (рис. И).


Настрочный шов. Этот шов имеет закрытый срез. Для его выполнения следует детали сложить лицевыми сторонами, припуски промазать резиновым клеем, затем верхнюю деталь отвернуть и сострочить обе детали одним швом на нужную ширину края.


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Этот шов можно выполнить другим способом: сначала соединить детали стачным швом, затем, отогнув верхнюю деталь, сострочить обе детали на нужную ширину края (при этом обе строчки нужно выполнять в одном направлении).

Накладной шов. Применяется при соединении деталей внахлест: обрезной край одной детали, не подгибая, накладывают на другой, тоже не подогнутый край, и соединяют машинной строчкой на одинаковом расстоянии от срезов. Величина захода одной детали на другую – 4–8 мм. Для предварительного соединения припуски можно промазать резиновым клеем.

Таким швом удобно соединять детали с фигурным обрезом, выполненным, например, ножницами «зигзаг», а также настрачивать тесьму или отделочные полоски кожи, которые могут быть в цвет основной детали или, наоборот, контрастными.

Особенно хорош этот шов для выполнения мозаичных наборов. На основу из материала или флизелина нужно разложить мелкие кусочки кожи так, чтобы верхние находили на нижние, подобрать их по цвету, приклеить резиновым клеем и пристрачивать, двигаясь постепенно сверху вниз, обычной строчкой или строчкой «зигзаг».

Подушки, выполненные таким образом – просто загляденье!

Оплетка и продержка

Для соединения деталей, кроме сшивания и склеивания, широко используется такой прием, как оплетка. Предварительно в заготовке делается перфорация – пробиваются отверстия. Лучше это делать пробойниками различных диаметров или стамеской. Так как расстояния между отверстиями должны быть одинаковыми, для разметки мы используем линейку или циркуль.

Пользуясь пробойником, никогда не следует пробивать кожу, наложив одну деталь на другую, так как нижняя легко и незаметно может сдвинуться. Поэтому сначала заканчиваем с одной деталью, затем оплетаемые части деталей накладываем друг на друга лицевыми сторонами внутрь (наверху должна находиться деталь с уже пробитыми отверстиями) и круглым шилом намечаем место отверстий на второй детали, чтобы число отверстий и расстояния между ними впоследствии совпали.

Для оплетки можно использовать различные материалы: тонкий шнур, сутаж, тесьму, узкую ленту, нитки, но лучше всего для этой цели подходят кожаные полосочки. Чтобы получить достаточно длинную полоску из сравнительно небольшого куска кожи, можно воспользоваться нехитрым приемом – вырезать ее по спирали (рис. 12), стараясь резать ровно. Нам нужно несколько полосок, чтобы их суммарная длина была в три раза больше оплетаемого края. После этого полоски увлажняются теплой водой и наматываются с натягом на бутылку. Высохнув, полоска станет ровной; середина кожи в работе не используется – слишком велика крутизна спирали.


Рис. 12


Чтобы срастить наши полоски, их края нужно сшерфовать, намазать клеем, сложить (рис. 13) и плотно сжать. При оплетке нужно стараться, чтобы место склейки оказалось на изнаночной стороне оплетаемых деталей или между соседними отверстиями.

Для оплетки детали ширина полоски должна быть не меньше диаметра отверстия. Важно правильно выбрать не только диаметр отверстия и ширину оплетки, но и расстояние между отверстиями.


Рис. 13

Не стоит забывать, что оплетка служит не только для соединения деталей, но и является декоративным элементом, поэтому следует внимательно подойти к подбору ее цвета: он обязательно должен гармонировать с цветом основного материала. Оплетку можно использовать при соединении деталей в сумочках, очечниках, косметичках, ножнах, для отделки края в поясах, заколках и жилетах.

При соединении деталей их припуски следует при необходимости предварительно сшерфовать и склеить, а углы закруглить ножом или ножницами, так как острые углы оплести не получится.

Закрепляют концы полосок следующими способами:

1. Один конец полоски вклеивается между двумя деталями, а второй протаскивается дважды в отверстие одной из них, чтобы один виток укладывался на другой (рис. 14).


Рис. 14

2. Начало кожаной полоски вырезается более широким, в нем пробивается отверстие. Другой конец полоски протаскивается в отверстие детали и собственное отверстие, образуя замок (рис. 15). Если соединяются две детали, замок располагается между ними.


Рис. 15

Оплетка может быть простой, в один или два ряда, и сложной. На рисунках 16–20 приведен ряд простых оплеток.


Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Для того чтобы было легче продевать кожаные полоски в отверстия, их концы следует заострить; для работы можно воспользоваться иглой с большим ушком.

Если нет пробойников, то можно пробивать отверстия стамеской.

С помощью стамески пробиваются отверстия и для выполнения так называемой «продержки» продергивания кожаных полосок, тесьмы, шнура, сутажа и т. п. (рис. 20).

Теперь более подробно рассмотрим несколько вариантов оплеток, которые впоследствии пригодятся нам для отделки. Работа очень кропотливая, но результат того стоит (рис. 21 а-з). Варианты б-з могут использоваться для отделки. Техника выполнения слегка напоминает вышивку крестом. Стежки получаются при продержке двух ремешков. Один продевается снизу вверх (удобно проталкивать шилом), а другой – через то же отверстие – сверху вниз.


Рис. 21


Для украшения изделий можно использовать декоративные оплетки, сочетающие в себе технику продержки и вышивки (рис. 22–24). Имейте в виду, этника всегда в моде!


Рис. 22



Рис. 23



Рис. 24

Кожа – это эластичный материал, подвергающийся всякой деформации, который при увлажнении принимает любую форму. Эти свойства часто используются для изготовления изделий обтяжкой.

Основа для формовки изделия может быть временной (к примеру, когда на бутылку натягивается заготовка для браслета) – в этом случае после полного высыхания кожи она удаляется; или постоянной (если вы решили декорировать саму бутылку) – тогда основа становится неотъемлемой частью изделия.

В первом случае кожа должна быть толстой, прочной и жесткой, то есть она должна после высыхания хорошо сохранять свою форму. Болванкой может служить стеклянная, металлическая или деревянная вазочка, банка, флакон из-под шампуня, стакан или коробочка интересной формы.

Пример изготовления декоративного изделия на основе небольшой стеклянной вазы приведен на рисунке 25.


Рис. 25


Вначале следует сделать выкройку из бумаги: для этого вазочка ставится в центр листа и вокруг нее бумага присборивается и закладывается в складки; лишняя бумага сверху обрезается, и выкройка расправляется. По ней, с учетом размера и формы кожи, выкраивается заготовка.

Интересный эффект получается при использовании в этой работе шорно-седельной юфти, неокрашенных подкладочных кож, которые можно оформить перфорацией, выжиганием, тиснением, накладными элементами в виде букетов или орнаментов.

На вырезанной заготовке вначале следует выполнить задуманную перфорацию или штамповку, а затем, увлажнив ее, натянуть на основу, закладывая произвольные сборки и складки, а в местах сужения обмотать широкой резиновой лентой и оставить сохнуть. Изделие можно подсушить в духовке или на батарее: в этом случае кожа станет более твердой и сухой, это придаст конструкции более жесткую форму.

После того как кожа высохнет, основу нужно вынуть и окончательно оформить вазочку. С помощью выжигательного аппарата на ней можно выполнить рисунок сообразно вкусу и фантазии.

В конце работы нужно закрепить форму вазочки, подклеив складочки изнутри или приклеив сверху вокруг узкого места декоративный ремешок; а приклеенное кожаное донышко повысит ее устойчивость.

Драпировка (жмурка)

При изготовлении некоторых изделий хороший эффект дает драпировка кожи. Этот прием может быть использован и как декоративный, и как маскирующий. Если, увы, на коже имеются дефекты (дыры, царапины, цветные пятна, неравномерная толщина кожи), драпировка поможет скрыть эти недостатки. Драпировка также очень удобна в тех случаях, когда, скажем, кусочка кожи не хватает, чтобы затянуть всю поверхность изделия. В этом случае стыки или швы укладывают складочками, маскируя их внутри этих складок. Дефекты кожи тоже убирают в складки.

Что касается неравномерной окраски, то она как раз может придать особый эффект изделию. Надо помнить об этом, приступая к драпировке.

Для работы понадобится клей «Момент» или «88», пинцет, спица или шило. Работа выполняется на основе. Если драпировка будет фрагментом на большом полотне – к примеру на сумке, – кусок кожи драпируется и приклеивается прямо на полотно. Иначе обстоит дело, если речь идет не о фрагменте, а об отдельной вещи, полностью задрапированной. Например, при выполнении гривны (шейного украшения) нужно вырезать из толстой кожи или картона основу, повторяющую силуэт изделия, а при изготовлении заколки можно использовать старую пластмассовую основу.

Учтите также, что лицевая сторона кожи и лицевая сторона изделия – не всегда одно и то же! Если кожа имеет красивую бахтарму, то лицевой стороной изделия может быть именно она.

Термическая обработка

Кожу можно подвергать термообработке, в результате чего она меняет свою форму, выгибается. Это свойство кожи с успехом используется при изготовлении украшений, аппликаций, отделки.

Простейшим вариантом термообработки является «жареная пуговица». Из кожи (лучше жесткой) вырезается несколько кружков различного диаметра. Они укладываются лицевой стороной вверх на нагретую чугунную сковородку (на электроплите поджаривать кожу можно прямо на конфорке). Через некоторое время кружки равномерно выгнутся вверх (если вы помните, при жарке кружочков колбасы эффект тот же!), и у вас получится выпуклая «пуговица». Такие пуговицы можно использовать вместо накладных элементов, окантовав их кожаной полоской или шнуром; можно изготовить из них сердцевинки фантазийных цветков или выложить орнамент из «пуговиц» разного диаметра.

Термообработкой можно пользоваться и при выполнении цветов. Для этого листья и цветы вырезаются по выкройкам и слегка поджариваются; лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Главное – не передержать, иначе края кожи обуглятся и слишком сожмутся.

Если это все-таки случится, края можно сточить стамеской или наждачной бумагой.

Особенно аккуратно нужно обращаться с кожей светлых тонов: она темнеет к краям, хотя иногда это придает изделию особый шарм, например, в цветочных композициях.

Того же эффекта можно добиться, если использовать вместо сковороды свечу – особенно если нужно, чтобы загнулась не вся деталь, а лишь ее часть, как, например, в лепестках цветов. Деталь нужно взять пинцетом и подержать над свечой ту часть, которая должна быть выпуклой. Держать нужно до тех пор, пока она не изменит форму.

Выжигание

Выжигание по коже производится обычным электровыжигательным аппаратом. Особенно красиво оно смотрится на коже светлых тонов: белой, сливочной, бежевой и песочной. Лучший материал для работы – юфть и плотная кожа. Дорогие новички, не стоит брать для выжигания тонкую кожу – без необходимого навыка вы ее попросту испортите.

Работать надо, легко дотрагиваясь до материала, вести по линиям рисунка накаленным жалом выжигателя следует так же спокойно, как карандашом или кистью. Главное, о чем нужно заботиться во время процесса, – чтобы не задерживать жало на каком-нибудь одном месте, так как, остановившись на коже, оно, конечно, немедленно ее прожжет. Сильно надавливать на материал вообще не рекомендуется: даже если жало его не прожжет, то даст слишком широкую черную линию. Конечно, линии могут быть разными по ширине, но это должно зависеть исключительно от самого рисунка.

Для того чтобы получить некоторый навык в обращении с электровыжигательным аппаратом, лучше брать для работы толстую кожу: жало в ней движется легче – этому способствует ее гладкость. Если какая-нибудь линия выжжена недостаточно, то проходить ее вторично нужно слабо раскаленным жалом. Каждую начатую линию следует доводить до конца, не перескакивая на другие. Чтобы линии получались одинаковой толщины, жало нужно стараться вести равномерно и с одинаковым, очень легким нажимом.

С помощью выжигания проще всего изображать контурные узоры, без передачи различных оттенков светотени.

Рисунок, выполненный выжиганием на толстой коже, можно окрасить анилиновыми красками. Они наносятся кисточкой в несколько приемов с перерывом 15–20 минут. После того как краски подсохнут, рисунок интенсивно протирают кусочком шерстяной ткани, чтобы придать ему яркость и блеск. Полученный цвет следует закрепить фиксатором.

Штамповка (тиснение)

Это рельефная обработка кожи. Это достаточно кропотливая работа, здесь нужно быть внимательным к толщине кожи. Штамповка (тиснение) может быть горячим и холодным.

Отделка кожи горячим тиснением основана на ее свойствах принимать прочный отпечаток от надавливания на нее горячими металлическими штампами. Для этого тиснения подходит кожа от 1,5 до 3 мм. Ручное тиснение дает большое разнообразие рисунков благодаря сочетанию имеющихся штампов.

Штампы можно изготовить самому, используя обыкновенные гвозди с большими шляпками, опилив их напильником до нужной вам формы (рис. 26).



Рис. 26


Обыкновенно рисунок отпечатывают сразу: трудно попасть на прежний отпечаток, чтобы сделать его сильнее. Для сложных рисунков составляют предварительный отпечаток на тонкой бумаге, кладут его на заготовку и отпечатывают сквозь бумагу на коже слабо нагретыми инструментами. Затем, сняв бумагу, проходят рисунок снова теми же инструментами.

Чтобы сделать выпуклый (вогнутый) орнамент, нужно аккуратно вдавливать штамп со стороны бахтармы (или наоборот) до получения нужного рисунка. Рельеф изнаночной стороны следует смазать клеем ПВА.

Для холодного тиснения подходят кожи толщиной 0,8–1,2 мм. Оно применяется, когда нужно нанести узор на гладкую кожу, например – провести линии вдоль кромок на рамках. Для этого используют ролик или другой деревянный инструмент, которым водят по линейке взад-вперед, пока линия не станет достаточно глубокой.

Для выполнения холодного тиснения на гладких поверхностях можно использовать картонный шаблон, выполненный по размеру изделия. На картон наносят узор и затем прорезают его острым ножом или скальпелем. Закругленные контуры прорезают маникюрными ножницами с закругленными концами (часть элементов рисунка при этом может выпасть).

После этого вырезанный картон (шаблон) приклеивается на изделие, выпавшие элементы вклеиваются в нужные места. После сушки производят удаление клея и неровных мест.

Когда шаблон полностью готов, его оклеивают тонкой кожей, причем вначале ее протирают мягкой тряпочкой, а затем проходят по контурам рисунка косточкой так, чтобы не повредить кожу.

После сушки в углубления можно залить краску: нитроэмаль, пентафталевую гуашь или акварель, разведенную клеем ПВА. Широко применяются акриловые краски.

С помощью масляных и акриловых красок можно расписывать обложки альбомов, шкатулки, украшения и другие изделия, выполненные из кожи.

Приступая к работе красками по коже, ее необходимо протереть (особенно светлую кожу) раствором поташа (на 1 стакан теплой воды 1 чайная ложка поташа). Ватка, обернутая чистой тряпочкой, обмакивается в раствор, чуть-чуть отжимается, чтобы с нее не текло, и ею старательно обтирается кожа. Это делается для того, чтобы кожа лучше воспринимала краску, прочнее ее держала и была достаточно чиста: раствор поташа уничтожает грязь и прекрасно очищает кожу.

Краску на кожу нельзя накладывать толстым слоем. Работая масляными красками, надо их не только класть тонко, но и слегка как бы втирать в материал. Не надо понимать это буквально, но придерживаться такого правила необходимо, чтобы краска прочно держалась на коже. Слишком толстый мазок может сломаться, потрескаться и даже отвалиться. Тонкий слой при втирании в кожу впитывается в нее и прочно на ней держится.

Автомобильными красителями в аэрозольных упаковках можно окрашивать кожу как гладко, так и в технике трафарета. Используя традиционный трафарет, вырезают из картона или пластика фигурки и окрашивают кожу через полученные отверстия. Или, наоборот, накладывают на кожаную деталь (например, на будущую серьгу) мелкие предметы четкой формы: круги, колечки, палочки. После окрашивания на серьгах появится рисунок.

Эффектно выглядит рисунок, полученный путем наложения на кожу различных растений, например, листьев клена или папоротника. Листья красиво располагают на плоскости и обрызгивают красителем, стараясь чередовать более насыщенные цветом места и менее насыщенные. Такой рисунок может украсить обложку книги, сумку.

Популярно оформление в технике горячего батика. На водяной бане растапливают кусок обычной стеариновой свечи и кистью наносят на кожу рисунок. Эффектно выглядит техника «сухой кистью», когда виден след отдельных ворсинок. Для этого стеарина на кисть набирают не много. Предварительно целесообразно попрактиковаться на ненужных кусочках кожи. После нанесения стеарина кожу покрывают анилиновым красителем (продается в хозяйственных магазинах для окрашивания тканей). Краситель предварительно разводят согласно рецепту на упаковке. Также в качестве красителя можно использовать цветные чернила.

После нанесения красителя кожу просушивают. На изделии получается узор – первоначальная окраска кожи на фоне цвета красителя.

Если задуман многокрасочный узор, работа ведется следующим образом:

1. Наносят узор стеарином на те участки, которые должны остаться самыми светлыми – цвета кожи.

2. Окрашивают поверхность самым светлым тоном из выбранных вами и высушивают.

3. Наносят стеарин на те места, которые останутся светлыми.

4. Окрашивают более темным красителем. Не забывайте, что при смешивании красок получаются другие цвета! Например, если нанести голубой краситель поверх желтого, он станет зеленоватым. Снова высушивают.

5. Теперь на изделии виден узор из нескольких цветов – цвета кожи, желтый, зеленый. Снова наносят стеарин на те участки, которые останутся зелеными. Теперь можно покрыть изделие самым темным цветом – синим, черным, коричневым.

6. Удаляют стеарин с поверхности кожи. Там, где он лежит толстым слоем, его осторожно соскребают, так, чтобы не испортить поверхность изделия. Можно быстро прогладить горячим утюгом поверх газеты. Эту процедуру повторяют несколько раз. Проглаживать надо быстро и осторожно, чтобы кожа не стянулась. Этот способ пригоден для толстой кожи и кожи средней толщины.

7. Для придания блеска поверхность кожи натирают пастами с воском или бесцветным кремом для обуви.

Аппликация

Аппликация – один из видов вышивания: нашивка или наклеивание на основную ткань узора из кусочков ткани.

Аппликация может быть накладная и вырезная.

Для выполнения накладной аппликации детали узора накладывают на основную ткань, приклеивают или пришивают. Пришивать можно вручную или на машине, можно закрепить аппликацию на изделии с помощью оплетки. На рисунке 27 дан пример накладной аппликации. На тонкой коже в серединки цветов можно пришить бусинки разных цветов или бисер.


Рис. 27



Рис. 28


Для выполнения вырезной аппликации узор наносят на основную ткань (кожу) и вырезают, затем на ее изнаночную сторону кладут кусочки ткани или кожи контрастного цвета. Если отверстия большие, детали приклеиваются по контуру и пришиваются, если узор состоит из группы мелких отверстий, то под них лучше подложить общий кусок – фон. Его можно в нескольких местах «прихватить» клеем и закрепить оплеткой (рис. 28). Нижняя деталь может быть подкладкой, например для пояса.

Как обрабатывать и соединять детали кожаных изделий.

Продумав дизайн будущего изделия, сделав макет из бумаги и вычертив необходимые лекала, приступают к раскрою.

У кожи нет долевого направления, с которым мы привыкли считаться при раскрое тканей. Поэтому лекала располагают как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Замшу надо кроить, учитывая направление ворса. В зависимости от этого свет по-разному отражается от поверхности, и две соседние детали с разным направлением ворса будут выглядеть одна темнее, другая светлее. Лучше, если ворс направлен сверху вниз.

Линии кроя наносят со стороны бахтармы обычной шариковой ручкой. С той же стороны ее и режут, положив на кроильную доску бахтармой вверх.

Наметочные швы в работе с кожей нежелательны, поскольку следы от стежков остаются навсегда. Лучше перед окончательным сшиванием прихватить детали резиновым клеем. Неудачно проложенный шов распарывать нельзя, ряды дырочек от иглы так и останутся на коже. Так что строчите только наверняка.

Не слишком толстую кожу будет легче сшивать иглой вручную и даже строчить на машинке, если ее края предварительно стесать наискось или, как говорят специалисты, «спустить». Это делается острым сапожным ножом или бритвой (рис.11). Кожа должна лежать горизонтально, а лезвие двигаться только «от себя». Не огорчайтесь, если это не получится за один проход ножа: ведь можно и вернуться, подстругать, подровнять.

Шов вразворот получится, если края сшиваемых деталей спустить со стороны бахтармы. На края деталей по лицу нанести тонкий слой клея, дать немного подсохнуть и тогда соединить детали (это вместо наметки) (рис.12,а). Стаченный шов развернуть, счистить следы клея, пока он не схватился, и слегка простучать с изнанки молотком, чтобы он окончательно расправился и выровнялся (рис. 12,6). Теперь на спущенные края со стороны бахтармы нанести более стойкий клей «Момент» или «Марс». Шов хорошо бы упрочнить матерчатой тесьмой, приклеив ее с изнанки и прострочив по краям (рис. 12,в).

Шов встык часто используют для кожаного набора - как бы мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Точно подогнанные детали с ровно обрезанными краями наклеивают на матерчатую подкладку, тут же снимая тряпочкой выступившие излишки клея и не дожидаясь, чтобы он высох, прокладывают на машине крупный шов «зигзаг» (рис. 12,г).

Шов внахлест часто используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Так удается собрать из бесполезных, казалось бы, маленьких лоскутков сумку, пояс и даже жилет или мини-юбку. Спускать их края не надо. На выкроенной по лекалу матерчатой подкладке разложите подготовленные лоскутки кожи так, чтобы нижние лоскутки находили своими краями на верхние на 4-5 мм (рис.13). Начинайте пристрачивать их к подкладке, двигаясь снизу вверх. Выступающие наружу края хорошо бы обрезать зубчиками, если есть специальные ножницы. Такое соединение в отличие от шва вразворот ровнее и мягче.

Шов встык для толстой кожи (рис.14) позволяет избежать гр(убых утолщений, но требует тщательной подгонки деталей. На самом деле он делается как бы внахлест. Край одной детали спускается по лицу, а другой - по бахтарме. Они склеиваются, и соединение укрепляется с изнанки тесьмой, которую пристрачивают двумя швами. Вряд ли вам удастся получить достаточно ровный спущенный по бахтарме край, поэтому лучше его узкую кромку сначала подогнуть внутрь и приклеить, а уж потом соединять две детали.

Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой кожи (рис.Ц). Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1-1,3 см, другая шириной 3-4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2-3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис.15,а). А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. 15,6). Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура. При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис.15,в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.

Такой шов очень прочен и в то же время, как вы заметили, не имеет чрезмерных утолщений. Поэтому на Севере его издавна применяли при шитье обуви - кожаных или меховых сапог-торбасов. Если вы надумаете сшить из старой кожи домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения подошвы с верхней частью.

Теперь о тонкостях работы на швейной машине. Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань. Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва" тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее. Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.

В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.

Толстую жесткую кожу на машине не сшить. Приходится делать это вручную, разметив швы накаткой или зубчатой разметочной линейкой, о которых говорилось выше. Проколов по наметке ряд отверстий шилом, будет легче прокладывать шов одним из способов, описанных в разделе «Инструменты, материалы, инвентарь». К этому остается добавить способ работы двумя иголками, каждая со своей ниткой (рис. 16). Заметим, что на глаз, без разметки вручную лучше не шить: шов будет выглядеть неряшливо.

Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи (рисЛ7). В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше делать их пробойниками (см.рис.7 и 8).

Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка, например, кожаного язычка от ботинок (эти детали даже в сильно поношенной обуви сохраняются неплохо). Секрет, которым поделился московский художник-прикладник Г.Я.Федотов, простой: надо резать лоскут по спирали. Но делать это лучше не на глазок, а разметив. Вдоль шариковой ручки привяжите направляющий стержень, например, тонкую спицу. На кожаной заготовке скруглите все углы. Теперь, постепенно двигаясь от края к центру, начинайте рисовать спираль: первый виток - от руки, а дальше - скользя кончиком направляющего стержня по уже начерченной линии (рис.48). Новая линия всегда будет отстоять от предыдущей на величину радиуса вашей ручки плюс радиус спицы. Учитывая это, можно легко изменять ширину получаемой полоски: она тем шире, чем толще ручка. А толщину ручки легко варьировать, наматывая на нее бумагу. Середина кожаного лоскутка в дело не идет: кривизна вырезанной полоски будет здесь слишком велика. Теперь прорежьте ножницами линию спирали. Полученную кожаную полоску, пока довольно неровную, намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку. Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размерами- 100x60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм.

Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой).

На рис.19 показаны разные виды декоративных оплеток. Ускорить работу позволит самодельная игла из упругой стальной полоски (рис.20), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие.

Взято с http://hobby-live.ru/Content/handmade/kroika/izdelia_iz_koji.html



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»