Как сшить квадраты между собой. Раскрой и соединение квадратов

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Правила раскроя

Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:

1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.

2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.

4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.

5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.

6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.

7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.

Виды лоскутного шитья

1. Традиционный

Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.

2. Сумасшедшие лоскутки

В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.

3. Вязаный

В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.

4. Японский стиль

Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.

5.Акварель

Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.

6. Полоска к полоске

В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.

7. Изба из бревен

Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.

8. Магический треугольник

Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.

9. Уголки

Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.

10. Шахматка

Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.

11. Русский квадрат

Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники - полосы.

12. Соты или бабушкин сад

Основу полотна формируют шестигранные заготовки.

Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье

Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.

Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.

Мы уже рассматривали способ сшивания бабушкиных квадратов. Сегодня я хочу предложить способ, при котором будет сшивать вручную. Шов практически не заметен и делается очень просто. А главное, он очень экономит ваше время.

Итак, начнем.
Возьмите два квадрата и сложите вместе лицевыми сторонами. Затем эти квадраты сшиваем по боковой стороне с помощью большой иглы и нитью пряжи, из которой они связаны. Начинаем сшивать с угла.

Проведите иглу через нити обоих квадратов, сделайте петлю. Затем воткните иглу в то же место и проведите нить через петлю.

Будем таким образом сшивать стороны квадратов до самого конца. На фото ниже хорошо видно, как игла проводится сверху слева-направо. Затем проводим иглу еще раз, но уже через образовавшуюся петлю.

Когда вы дойдете до конца, шов будет выглядеть вот так. Он достаточно прочен.

На лицевую сторону выходят дорожки из кромочных петель, за которые мы соединяли квадраты.

Сделайте узел и закрепите.

У вас получится покрывало с достаточно плотной поверхностью. Такой способ сшивания не позволит вашему покрывалу растянуться и потерять форму во время использования.

ВСЕГО

Техника лоскутного шитья быстрые квадраты заслуживает особого внимания. Подойдет всем, кто находится в поиске универсальной техники пэчворка без особых специфических усилий. Всем, кто любит экспериментировать, удивлять, создавать интересные вещи. Техника быстрые квадраты удивительно проста в исполнении, хотя и выглядит достаточно сложной. Идеальный проект, чтобы проникнутся ощущениями настоящего мастера лоскутного шитья.

Лоскутное шитьё техника быстрые квадраты

Нам понадобится:

  • Два типа ткани: с принтом и однотонная, квадраты любого размера. (Размер квадрата на ваше усмотрение. Площадь готового блока составляет 65% от исходного квадрата).
  • Стандартные средства для лоскутного шитья: линейка, роликовый нож, коврик.

Порядок работ:


Теперь, можно приступить к еще более интересному занятию — созданию различных забавных блоков лоскутного шитья из подготовленных элементов.

6 вариантов раскладки лоскутных блоков из быстрых квадратов

Идея 1

Соедините два квадрата сверху и два снизу, разместив их так, чтобы на каждом треугольник с принтом находился в левом верхнем углу. Это очень простой стиль, но вместе с тем элегантный. С множеством повторений блок хорошо смотрится на покрывале.

Идея 2

Бриллиант. Просто сшейте четыре квадрата таким образом, чтобы все цветные треугольники соприкасались в центре блока.

Идея 3

Вертушка. Используя лоскутное шитье технику быстрые квадраты, сделать такую вертушку очень просто. Просто двигайтесь по часовой стрелке с верхней левой вершины так, чтобы цветные треугольники соприкасалась в центре блока в единой точке.

Идея 4

Летящий гусь. Чтобы получить стиль такого типа, соединим два квадрата так, чтобы стороны с принтом соприкасались по направлению к центру (см. фото). Аналогично поступим с другими двумя.

Идея 5

Мерцающий бриллиант. Двигайтесь против часовой стрелки, размещая квадраты таким образом, чтобы в одном треугольник смотрел наружу, а в другом — в центр. Потом разверните лоскутной блок и получите мерцающий бриллиант.

Идея 6

Зигзаг. Всего лишь нужно сшить два быстрых квадрата рядом, чтобы треугольники с принтом соприкасались, а потом с точностью до наоборот поступить с двумя другими квадратами, как показано ниже. Соединив несколько вместе, получится красивый зигзаг.

Вот и все! Но это далеко не полный перечень вариантов. Лоскутное шитьё техника быстрые квадраты позволяет раскрывать новые горизонты вашей фантазии. А главное — совсем немного труда и времени, и множество идей оживают в ваших руках.

Прежде было сказано о том, что лоскутные блоки в основном квадратные. Теперь мы с вами уже знаем, что квадрат сам по себе может быть блоком. Кроме того, квадрат может быть частью лоскутного блока. Из сказанного следует – пора ознакомится с техникой раскроя и сборки квадратных деталей .

Раскрой .

Говоря о раскрое, следует упомянуть, что резать ткань можно как ножницами, так и специальным роликовым ножом. Каждый способ имеет свои особенности. Об этом уже и повторяться не будем. Однако надо сказать, что если вы режете ножницами, то предварительно вам необходимо обозначить на ткани контуры нужных деталей. Если это только квадраты, то задача упрощается. Вы рисуете на ткани квадратную сетку. Важно только учесть, что квадрат придется сшивать, а потому вырезанная деталь должна быть больше той, что требуется по рисунку. Разница в величине должна составлять, грубо говоря, 1,5 см по каждой стороне. Другими словами, если вам нужен квадратсо стороной 10см в готовом виде, то вы должны вырезать заготовку для него со стороной 11,5 см. Что такое эти 1,5 см на самом деле и почему 1,5?Эта разница нужна для того, чтобы соединить квадрат с двух противоположных сторон с его соседями по схеме узора . Другими словами, 1,5 см, это удвоенная величина припуска на шов . Получается, что с каждой стороны ваш вырезанный квадрат будет больше требуемого на 0,75 см, а это соответствует расстоянию между иглой швейной машинки и краем прижимной лапки. Согласитесь – гораздо удобнее во время шитья следить не за иглой, а за тем, чтоб края сшиваемых тканей соответствовали внешнему краю лапки. Таким образом, у вас получатся гарантированно ровные строчки.

Наверняка кто-то шьет на старых швейных машинках. У таких машинок размеры лапок несколько уже. В этом случае разница в квадратах составит 1,2см, поскольку расстояние от иглы до края лапки – 0,6 см.

Если же вы шьете вручную или из тканей, у которых обрезанный край очень осыпается, то лучше увеличить припуски до 1см. Каждый вырезанный квадрат в таком случае должен быть на 2см больше требуемого по схеме.

Для того чтоб в дальнейшем было проще объясняться представим все выше сказанное в виде формулы b = a + 2 p где b – длина стороны вырезанного квадрата, a —длина стороны требуемого по схеме квадрата, p – величина припуска на шов, соответствующая вашим условиям.

Итак, вы режете ножницами по линиям квадратной сетки, намеченной на ткани. Если предполагается соединять детали вручную, то вам придется внутри каждого квадрата нарисовать контур меньшего квадрата. Это нужно для того чтоб иметь ориентир для прокладывания ровных швов, а также для того, чтоб ваше готовое изделие соответствовало требуемым размерам. Иногда даже при шитье на машинке необходима дополнительная маркировка деталей в виде обозначения точек вершин искомых фигур. Обычно это делают при сшивании правильных многоугольников, а также ромбов, если их вершины имеют по 120 о и выходят из одной точки. На квадратных деталяхэто делается, если вы создаете не плоское, а объемное изделие, например детский кубик. В этих случаях сшивание деталей происходит не от края до края, как обычно, а от точки до точки (от одной до другой вершины).

Вам не всегда придется вырезать только квадраты, поэтому рисовать на ткани сетку, по линиям которой придется резать, не всегда удобно. Иногда приходится пользоваться специальными шаблонами . В литературе предлагается делать шаблоны полые внутри. Иначе говоря, шаблон напоминает рамку, у которой размер стенок соответствует ширине припуска. Возможно, что пластиковые шаблоны достаточно прочные, но достать или изготовить необходимую фигуру из него мне пока не удавалось. Приходится применять следующее – сплошной, а не в виде рамки шаблон из прочного картона, а внутри него точечные отверстия для обозначения вершин искомой фигуры. Если необходимо, то эти точки затем можно соединить под линейку. Есть только одно неудобство – сквозь него не видно рисунка ткани, но если найти прозрачный пластик, то я, пожалуй, выполню сплошную фигуру, а не ее рамку. Так удобнее не только пользоваться, но и хранить шаблоны.

Если у вас есть роликовый нож, специальный коврик для него и прозрачная линейка, которая выпускается специально для лоскутниц, то вам и сетку чертить нет надобности. На коврике и на линейке есть деления и линии под углом в 90, 60, 45 и 30 градусов. Обладая определенными навыками, вы без труда вырежете любую прямолинейную фигуру без предварительной маркировки на ткани. Более того, существуют так называемые ускоренные техники , частью которых является грамотный раскрой, позволяющий значительно уменьшить время на создание всего изделия.

Говоря о раскрое, следует сказать, что вам придется проделать ту же работу, но на другом отрезе ткани, а возможно и не на одном. Мы с вами помним, что лоскутное изделие состоит из нескольких вариантов тканей. Если же на вашей ткани крупный рисунок , а размеры искомого квадрата гораздо меньше раппорта узора самой ткани, то можно обойтись и одной этой тканью. Главное помнить, что если вы шьете, к примеру, игрушку, то необходимо все вырезанные квадратики перемешать, так чтоб в собранном виде они «ломали» рисунок, а не являлись логическим продолжением узора ткани. Однако в случае, когда вы хотите создать какой-тоновый необычный орнамент, разрезанные квадратики лучше сложить в стопки, содержащие одинаковый рисунок. Так вам будет проще и быстрее собирать само изделие.

Соединение.

Тут проще описывать выполнение по пунктам.

Пункт 1. Разрезав детали и определив их порядок сборки, соединяем свои квадратики попарно, лицом друг к другу.

Пункт 2. Если изделие шьется на машинке, то линию соединения деталей застрачиваем от края до края сверху вниз, прокладывая шов на расстоянии ширины лапки. Следующую пару подкладываем следом и так прошиваем цепочкой все пары квадратиков (на картинке это треугольники, но суть та же 🙂). Такой способ соединения экономит нить, тем более что нам не нужны узелки по краям швов. Для того чтоб швы не распускались, детали сшивают более мелким швом, чем обычно шьют. Соединяя детали цепочкой, есть смысл сохранять последовательность сборки. Вам будет проще потом находить нужную пару. Сшитая цепочка разрезается в промежутках и каждая пара проглаживается так, чтоб детали получились раскрытыми, а швы – совмещенными и направленными в одну сторону.

Если есть необходимость сшивать не от края до края, а от вершины к вершине, то портняжными иголочками совмещают точки вершин наложенных друг на друга деталей. Отступив от крайних булавок примерно 1-1,5 см во внутрь, в эти же детали вкалывают еще пару булавок, а первую пару вынимают. Таким образом вы подготовили свои квадратики для сшивания от вершины к вершине. Булавочное соединение освобождает вас от наметочного шва и дальнейшей очистки от ненужных нитей. Вы убиваете сразу двух «зайцев» — экономите время и нить. Главное помните – нужно пользоваться именно теми булавками, о которых я . Иначе вы рискуете поломать иглу на своей швейной машине.При ручном соединении тип булавок не важен, главное помнить, что шьем швом мелким шагом и закрепляем нить на концах шва.

Пункт 3. Проглаженные как описано в п. 2 парыквадратиков соединяют попарно как в п.1, т.е. лицом к друг другу. Затем последовательность действий повторяется пока не получите полосу из квадратиков нужной длины. Обратите внимание на то, чтоб с изнанки все швы были направлены в одну сторону. Хочу заметить, что на картинке показана не попарная, а последовательная сборка. Но парами кажется гораздо быстрее 😉

Пункт 4. Выполнив одну полосу, приступаем к выполнению другой. Но тут, при разглаживании следим за тем, чтоб швы были направлены в противоположную сторону.

Пункт 5. Представив себе что каждая заготовленная полоса это условный «квадрат», повторяем действия п.1, а именно – накладываем детали лицом друг к другу. Соединять будем по длинной стороне, таким образом, расширяя заготовку. Для того чтоб работа получилась аккуратной, скрепляем булавками стыки каждого квадрата так, чтоб линия шва наложилась на линию шва, а припуски каждой полосы были направлены в противоположные стороны. Сначала есть смысл визуально это контролировать, но вскоре вы научитесь определять это совмещение наощупь.

Пункт 7. Собранная заготовка еще раз проглаживается., затем используется по назначению.

Эта схема оправдывает себя, если выполняется плоское изделие. Если же вам нужно сшить что-то объемное, то помимо прочего для этого используется

техника соединения граней 3-х квадратов в одной точке.

1. Повторить п.1 описанный выше, но помните, что попарно соединяем только 2/3 из тех квадратов, которые образуют трехгранное соединение.

2. Прошить пары квадратов от вершины к вершине.Прогладить как описано выше.Положить проглаженную и сшитую пару квадратиков лицевой стороной вверх так, чтоб длинная сторона образовавшегося прямоугольника была направлена горизонтально.

3. Наложить третий квадратик лицом вниз на один из нижней пары совмещая 3 грани – верхнюю, нижнюю и боковую. Припуск сшитой пары должен быть направлен так, чтобы стать логическим завершением нижнего накрытого квадрата, а не быть загнутым под него. Сколоть булавками верхние 2 вершины нижнего и третьего, наложенного квадратов. Затем следующей парой булавок, вколотой несколько ближе к центру сшиваемой линии, заменить те, что на вершинах.Прострочить между вершинами по верхней, обозначенной между точками линии. Начинать лучше с той вершины, в которой уже есть предыдущее соединение. Это позволит выполнить более аккуратный угол. Главное – выполняя первый прокол иглой, необходимо попасть точно в вершину.

4. Отогнув от себя вверх третий квадрат, убедитесь что припуски у общей вершины свободно отгибаются во всех направлениях.

В прошлые выходные меня скосила простуда, и сил написать пост у меня не было. Во вторник я вышла на работу, а уже в среду была практически без голоса (один коллега даже сказал, что не знает, что смешнее -- то, что я говорю или то, как я это делаю. Мы весельчаки, да).
Зато сегодня я с полным правом осталась дома, не разговариваю, восстанавливаю связки. Ну и заодно решила вернуть долг и написать про еще один способ шитья в пэчворке, а именно -- про шитье по основе.

В магазинах товаров для рукоделия можно купить нетканный материал -- отрывную основу для шитья. Я лично покупаю все в магазинах для лоскутного шитья, и там, как его не назови -- отрывная основа, бумага для основы, отрывной флизелин -- продавцы тебя всегда поймут. Этот материал действительно напоминает бумагу, но более пластичен и прозрачен.

Шитье по основе дает возможность использовать лоскутки, нарезанные произвольным образом, без учета долевой, поперечной и даже косой нити, т.к. основа не позволит им деформироваться, а также обеспечит четкость линий и углов и полное соблюдение узора.
Но надо помнить, что прокладывать строчки следует строго по намеченным линиям, а основа дает дополнительную толщину, из-за которой не всегда просто точно совмещать небольшие фрагменты друг с другом. Ну и самое мое нелюбимое: после сборки лоскутного топа, основу необходимо аккуратно оторвать от сшитых блоков, следя за тем, чтобы не повредить швы.

Метод шитья по основе позволяет аккуратно и точно сшить как простые, так и сложные узоры, и мы обязательно познакомимся с разными вариантами, но сегодня поговорим о шитье блока "Квадрат в квадрате" (уж коль он так удачно будет следующим в нашем одеяле).

Честно говоря, я ни разу не шила этот узор не по основе, а наши издатели снова предлагают воспользоваться шаблонами, хотя и предупреждают, что следует быть особо внимательными при стыковке углов наших квадратов. Но мы не ищем сложных путей, а, напротив, сделаем все легко и быстро.

Итак, для начала вырежем квадрат нужного нам размера 22 х 22 см. Вот такой:

И уже от этой линии отложим ширину нашего блока -- 20 см. Я призываю вас отталкиваться от размеров блока в готовом виде, а не откладывать припуски со всех краев выкроенной основы. Таким образом вы максимально точно соблюдете изначальные размеры блока.
Обратите внимание, я уложила разметку линейки с цифрой "20" на линию ранее отмеченного припуска:

Так же поступаем с другими сторонами квадрата:

Теперь на каждой стороне находим середину и соединяем эти точки между собой:

Для того, чтобы было проще строить внутренние квадраты, проводим две диагональные линии под углом 90 градусов.

Чертим их почти без нажатия на карандаш, чтобы они получились более тонкими и не отвлекали нас в будущем:

Там где диагонали пересекают стороны начерченного перед этим квадрата находятся точки середины его сторон. Тоже соединяем из в следующий квадрат. Мне он показался крупноватым для такого блока, поэтому я вписала в него его один -- так мне понравилось больше:

Собственно, наша основа готова. Теперь осталось подобрать ткани. Я решила, что серединка у моего квадрата будет красная, дальше пойдет слоновая кость, потом горчичный, а завершит все синий. Вот как-то так:

Раскраиваем детали для блока. В шитье по основе лучше использовать припуск 0,6 или 0,7 см, чтобы не создавать излишней толщины (ведь все припуски будут заутюживаться, да и основа помогает шить с небольшими припусками).
Кстати, треугольники -- как мы помним -- удобнее кроить из квадратов (тем более, что формулы расчета стороны квадрата нам известны).
Линейка для пэчворка позволяет вымерить угол в наиболее часто употребимые градусы легко и просто: достаточно совместить выровненный край ткани с соответствующей линией разметки линейки (в нашем случае -- 45 градусов):

Начинаем шитье. Запомним, что прокладывать строчку мы будем по стороне, на которой чертили линии (для удобства шитья), она же и будет нашей изнанкой. Укладываем наш центральный квадратик изнаночной стороной на "лицо" основы, центруем его по линиям будущего шитья и прикалываем булавкой, чтобы он не сдвинулся ненароком:

Также лицом к лицу размещаем наши первые треугольники -- друг напротив друга -- и тоже прикалываем их булавками:

Вот как это выглядит со стороны "лица" нашего блока:

Лишние хвостики потом обрежем, сейчас они нам не мешают.

Прокладываем первые строчки. Шить начинаем за границами внутреннего квадрата, на расстоянии ширины припуска от них:

Снимаем статическое напряжение, отрезаем ненужные уголки (нам лишняя толщина не к чему) и разутюживаем треугольники:

Также поступаем со следующими треугольниками.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»