Консультация для родителей «Что и как читать детям. Что и как читать детям? Как и что читать ребенку

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Консультация для родителей средней группы

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное. »

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.


Мартынюк Елена Алексеевна

Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению.

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Ваша выразительная речь помогает ребëнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идëт развитие образного мышления. А ежедневно читая ребëнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Ждать, пока ваш малыш возьмëт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорождëнным. Конечно, они вряд ли поймут, о чëм идëт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребëнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом. К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.

Выбираем нужный момент

Пока ребëнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмëте в руки книгу, ребëнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.
Если вы заметили, что во время чтения ребëнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещë. Не стоит переживать, если периодически у ребëнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Домашние обычаи

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребëнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.
Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребëнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Пользуйтесь возможностями

Существуют интерактивные книжки с объëмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображëн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Чтение как игра

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.
Пусть малыш почувствует себя вовлечëнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребëнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребëнка.

Выявляем предпочтения ребëнка

Со временем вы увидите к каким книгам ребëнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребëнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной игрушкой. Ее можно рассматривать, трогать руками, проверять на прочность. А чем является книга для малыша, когда ее начинают читать взрослые? Волшебным источником новой информации. Как в этих тоненьких страницах может поместиться такой огромный мир, наполненный событиями и приключениями?

ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧТЕНИЕ? Чтение дает ребенку новые знания, развивает творческое воображение (а у некоторых детей и буйную фантазию), память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность. Кроме того, этот процесс является отличным отвлекающим маневром, если ребенок чем-то напуган или расстроен. Но есть еще один важный момент. Период от года до трех — это время, когда детям просто необходимо внимание взрослых. Энергия родителей — самая полезная «пища» в «меню» для ребенка. Он должен прожить этот период своей жизни так, чтобы позже не пришлось «прятаться за мамину юбку». Чтение — хороший момент для того, чтобы просто побыть вместе. И это один из самых лучших и ненавязчивых способов общения между взрослыми и детьми. Не упускайте этот шанс.

◈ Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу домик для книг — книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего спонтанно.

◈ Чтобы привить любовь к чтению , сделайте этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом... а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом.

◈ Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.

◈ Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.

◈ Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки. Не всегда смысл стихов малышу может быть понятен. В этом нет ничего страшного. Главное, что он слышит внутреннюю «музыку» стиха (если он, талантливо написан).

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОСЯТ ЧИТАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СКАЗКУ? Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все ваши ошибки. Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности. Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за рамки привычного, становится потенциально опасным. Не стоит уговариват малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет время, и он сам захочет услышать что-то другое. Вы можете выкладывать перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный сюжет незнакомой книги.

Книжная полка

Начинайте с классиков детской литературы:

К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко.

Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки,

Чтение расширяет кругозор, помогает познать окружающий мир, обогащает эмоциональную, нравственную и духовную сферу, развивает мышление, внимание, воображение, память, любознательность. Подбирая книги, надо учитывать интересы, а так же индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Как правильно выбрать книгу для ребенка первого года жизни?

«Ладушки, ладушки!», «Петушок, петушок…», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».

Русские народные сказки

  • «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского);
  • «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия

  • 3. Александрова. «Прятки»;
  • А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
  • В. Жуковский. «Птичка»;
  • Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
  • С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
  • И. Токмакова. «Баиньки».

Проза

  • Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
  • Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;
  • В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;
  • Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Цыпленок».

Художественная литература для чтения детям с 2 до 3 лет

Русский фольклор

Песенки, заклички

«Наша Маша маленька...»; «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Чики, чики, кички...»; «Солнышко, ведрышко...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Огуречик, огуречик!..»; «Заяц Егорка...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...».

Сказки

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;

«Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

«Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;

«Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;

«Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой;

«Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», молд., пер. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

3. Александрова. «Прятки»;

А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»);

А. Барто. «Кто как кричит»;

А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;

В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;

Б. Заходер. «Ежик»;

Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);

Н. Пикулева. «Лисий хвостик...», «Надувала кошка шар...»;

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

Г. Сапгир. «Кошка»;

К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».

Проза

Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»;

В. Бианки. «Лис и мышонок»;

Н. Павлова. «Земляничка»;

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

П.Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Художественная литература для чтения детям с 3 до 4 лет

Русский фольклор

Песенки, заклички

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Аи, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...», «Чи-ки-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...», «Божья коровка...», «На улице три курицы...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-ябушечка...», «Кисонька-мурысенька...», «Жили у бабуси...», «Заря-заряница».

Сказки

  • «Колобок», обр. К. Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М.Боголюб-ской;
  • «Гуси-лебеди», «Бычок — черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира

Песенки

  • «Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака;
  • «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака;
  • «Две фасольки, три боба», лит. пер. Е. Юдина;
  • «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского;
  • «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера;
  • «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака;
  • «Купите лук...», шотл., пер. И. Токмаковой.

Сказки

  • «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
  • «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;
  • «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
  • «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
  • «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова;
  • «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;
  • «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
  • «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е.Благининой;
  • «Лиса-нянька», фин., пер.Е.Сойни,
  • «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;
  • А. Блок. «Зайчик»;
  • С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);
  • И. Косяков. «Все она»;
  • А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
  • Л. Модзалевский. «Мотылек»;
  • А. Плещеев. «Осень наступила...», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.);
  • А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки мертвой царевне и о семи богатырях»);
  • А. К. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок);
  • С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «Приставалка», «Про Катюшу».
  • 3.Александрова. «Кролики», «Купанье»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;
  • Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»;
  • Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
  • Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;
  • В. Катаев, «Ежик»;
  • А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;
  • А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;
  • С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»;
  • С. Михалков. «Песенка друзей»;
  • Э. Мошковская. «Митя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»;
  • Р. Сеф. «На свете все на все похоже...»;
  • И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек —стайка»;

Консультация для родителей

Дошкольник и книга

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием, вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более, когда в современных условиях само понятие «книга» почти лишилась прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают его конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Именно в дошкольном детстве начинает складываться начитанность: дети знакомятся с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до былин, и сказов, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х Андерсена. К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Милна, А. Лингрен и многих других.

Всё знакомство детей с огромным литературным наследием опирается на фундамент, который закладывают взрослые в дошкольном детстве. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольника.

С целью определения значения важности чтения детям в семье, среди родителей воспитанников нашего детского сада был проведён опрос (анкетирование), который показал следующие результаты:

  • Домашние детские библиотеки есть в каждой семье (100% опрошенных)

Эти библиотеки регулярно пополняются за счёт покупки новых книг (53%)

Имеется достаточно полная библиотека, которая не требует пополнения, или пополняется за счет подаренных книг (47% орошенных)

  • При выборе книг родители обращают внимание в первую очередь на содержание книг, соответствие произведений возрастным особенностям и интересам детей и на иллюстративное оформление книги.
  • Ежедневно детям читают только 67% опрошенных родителей, остальные 33% читают детям редко (о чём сожалеют) или иногда (2-3 раза в неделю)

Самая читающая группа в детском саду - 2 младшая: из всех опрошенных только 1 родитель читает ребёнку редко (ребёнок отказывается слушать), остальные читают детям ежедневно.

  • 53% родителей читают детям только по просьбе самих детей, остальные родители читают как по просьбе ребёнка, так и по своей инициативе.
  • 61% опрошенных могут назвать любимые произведения своих детей.

Затрудняются ответить на этот вопрос, или отвечают, что у детей нет любимых книг – 39% родителей.

  • Важность значения книг в развитии ребёнка отмечают 94% всех опрошенных родителей, 6% родителей затрудняются ответить на этот вопрос.

Так что же приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества:


Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Памятка для родителей

  • Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
  • Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать

Читайте каждый день

Толстые книги

Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

Как научить ребёнка беречь книги

Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу

Выясните перед чтением, или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения запомнились?

Чему научила книга?

Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности

Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребёнок должен иметь возможность смотреть её самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст только крупный, фразы четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текс должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней страничке или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п. На станице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух - трёх слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиваться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Весёлая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать Яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появится интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учиться работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать с детьми самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите её подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становиться круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтоб малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным :


1. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.


2. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

3. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.


5. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.


7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

8. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.


10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Для детей с 1года 6 месяцев - 2 лет

Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», «Козлята и волк», «Теремок», «Маша и медведь»

Произведения поэтов и писателей России:

А. Барто (из цикла «Игрушки»): «Бычок», «Мячик», «Слон»

В. Бересотов «Курица с цыплятами», «Больная кукла» «Котёнок»

С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»

В Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал мяу»

Л. Толстой «Три медведя»

и другие.

Для детей 3-5 лет.

Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички

Сказки: «Волк и козлята»

«Волк и лиса»

«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок белый бочок – чёрные копытца»

«У страха глаза велики»

«Про Иванушку – дурачка»,

«Война грибов с ягодами», «Жихарка», «Зимовьё»

Сказки народов мира:

Украинские: «Рукавичка», Коза –дереза»

Венгерская «Два жадных медвежонка»

Белорусская «Пых»

Латышская «Лесной мишка и проказница мышка»

Английская «Три поросёнка»

Братья Гримм»Бременский музыканты»

Ш. Перро «Красная шапочка»

Произведения писателей России

С. Маршак «Зоосад», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»,

К. Чуковский «Путаница», «Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха – цокотуха», «Ежики смеются», «Айболит», « Чудо – дерево», «Черепаха», «телефон», «тараканище», «Федорино горе».

К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса –Патрикеевна»

Д. Мамин – Сибиряк «Про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост»

М. Горький «Воробьишка»

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

и другие.

Для детей 5 - 7 лет

Художественные тексты для длительного чтения:

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» ; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

П. Ершов. «Конек-горбунок».

С. Аксаков. «Аленький цветочек».

В. Гауф. «Маленький Мук». «Карлик Нос».

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».

А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

Т. Янссон. «Шляпа волшебника». «Волшебная зима».

Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».

Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». «Крокодил Гена и его друзья». «Гарантийные человечки».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

П. Трэверс. «Мэри Поппинс».

Р. Киплинг. «РикКи-Тикки-Тави».

А. Чехов. «Каштанка».

Б. Житков. «Что я видел».

Н. Носов. «Дружок». «Фантазеры». «Мишкина каша». «Огородники». «Автомобиль».

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится. ». «Красный шарик в синем небе». «Друг детства». «Шляпа гроссмейстера». «Тайное становится явным». «Что любит Мишка». «Что я люблю». И др.

А. Гайдар. «Чук и Гек».

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Сказки разных народов (по выбору, в том числе):

Русские сказки (в обработке русских писателей) : «Иван-царевич и Серый волк». «Царевна-лягушка». «По щучьему веленью». «Финист - ясный сокол». «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». «Морской царь и Василиса Премудрая». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Марья-Моревна». «Сивка-бурка». «Никита-Кожемяка». «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм) : «Снегурочка». «Сказка о рыбаке и его жене». «Король-Дроздовик». «Госпожа Метелица». «Храбрый портняжка». «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». «Юный великан», « Верные звери».

Г. Х. Андерсен. «Новое платье короля.» « Стойкий оловянный солдатик». «Свинопас». «Елка». «Старый уличный фонарь». «История года».

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Спящая красавица»

Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». «Как было написано первое письмо». «Как была придумана азбука (Как появился алфавит.)» «Откуда взялись броненосцы» «Краб, который играл с морем». «Сказка о Старике Кенгуру».

П. Бажов. «Серебряное копытце», « Огневушка-поскакушка».

С. Маршак. «Двенадцать месяцев».

К. Паустовский. «Теплый хлеб».

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

В. Бианки. Сказки: «Сова». «Чей нос лучше». «Как Муравьишка домой спешил». «Мастера без топора». «Хвосты». «Терентий-Тетерев».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»