Правила воспитания подростка. Воспитание детей в семье

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст

Подростковый период подразделяется на три этапа:
Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
Средний: от 14 до 16-17 лет
Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.

Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Как воспитывать подростка

В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.

Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого - вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.

Самоподготовка

Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.

Вот что может действительно помочь:

Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.

Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

Подготовка вашего ребенка

Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией - только отвечают на вопросы.

Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?

Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте - и Вам - чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.

Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

Подростки напоминают недовольных и сопящих ежиков. Их так и хочется погладить, но в ответ вы, скорее всего, получите пару болезненных уколов иголками. А если вам все-таки удастся пробраться через частокол обид, непонимания и жизненных разочарований, то вы увидите ранимую детскую душу, которая очень нуждается в родительской любви и заботе.

Воспитание детей-подростков непростое дело. Многих родителей ставит в тупик их новый, вдруг изменившийся ребенок и они совершают массу ошибок, исправить которые в будущем не всегда получается. Каждый родитель должен понимать особенности подросткового возраста и знать, как воспитывать своего ребенка.

Подростковый возраст или пубертатный период

Подростковый возраст, или как его называют специалисты, пубертатный период, это единственный и неповторимый период жизни человека, когда происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Пубертат — это неожиданный взрыв после спокойного и безмятежного детского существования. Это возраст ожидания, смятения и поиска.

Медицина называет подростковым возрастом период становления ребенка как личности, который длится с 7 до 16 лет. Начало подросткового периода обусловлено полом ребенка, национальностью и другими влияющими на этот процесс факторами. Девочки начинают взрослеть значительно раньше, чем мальчики. Приблизительно с 10 лет девочки начинают активно расти, появляются первые половые признаки и устанавливается менструальный цикл. Мальчики сталкиваются с изменениями в своем теле на несколько лет позже — приблизительно с 12 лет замечается рост скелета, происходит ломка голоса, проявляются вторичные половые признаки и поллюции. К 16 годам и мальчики и девочки приходят к окончательному созреванию организма и переходный период можно считать законченным.

Но подростковый возраст характеризуется не только физическими изменениями. Мощный выброс гормонов, вызванный активным ростом организма, провоцирует подростка на неконтролируемые эмоции. Подросток начинает позиционировать себя взрослой и самостоятельной личностью на фоне эмоциональной и психологической нестабильности. Это значительно усложняет процесс воспитания детей-подростков.

Все родители боятся переходного возраста своего любимого чада, как огня. Многие читают книги, просматривают темы в интернете, чтобы подготовиться к этому сложному жизненному этапу. Но, как показывает практика, все равно, оказываются абсолютно не готовы к тому, что происходит с их ребенком. Итак, давайте выделим основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков.

  1. Неприятие своего тела

Физические изменения, которые происходят с ребенком в подростковом возрасте, вызывают в нем внутреннее отторжение. Многие психологи говорят о том, что 60% подростков испытывают отвращение к своему изменившемуся телу. Психика детей не готова принять физиологические изменения. Внутренне подросток остается еще ребенком, но внешние метаморфозы заставляют его менять свое поведение. Мальчики очень смущаются ломающегося голоса и непропорционально длинных рук и ног. Девочки начинают прятать под одеждой появившуюся грудь и теряются от излишнего внимания окружающих к своему сформировавшемуся телу. Неприятие своего тела ведет к комплексу «Я страшный». Каждый подросток с мрачным удовлетворением опишет вам свою внешность как самую отталкивающую, превращая малейшие недостатки в ужасные уродства. Переубедить его в этом вопросе невозможно ни усилиями родителей и родственников ни разговорами с психологом.

Чаще всего подростки не делятся своими переживаниями по поводу внешности с родителями. Они замыкаются в себе, озлобляются и пытаются всеми способами привести себя в порядок: яркий макияж у девочек, многочисленный пирсинг, эпатажные прически у мальчиков и т.д. Все это делается с единственной целью — принять себя.

  1. Ухудшение успеваемости

Практически все родители сталкивались с тем, что ребенок в подростковом возрасте начинает значительно хуже учиться. Он может прогуливать уроки, халатно относиться к выполнению домашних заданий, и как результат — пестрящий двойками дневник. Бывший отличник превращается за полгода в разболтанного двоечника, которого никакими доводами невозможно убедить в необходимости хорошо учиться.

Эта проблема очень просто объясняется с точки зрения психологии. До 10 лет основной деятельностью ребенка является учебная. Сверстники оцениваются с точки зрения успешности в этом виде деятельности. Многие младшие школьники во время опросов штатного школьного психолога наделяли отличников и хорошистов своего класса совокупностью только положительных качеств. В подростковом же возрасте ребенок обращает свою взор на социум. Меняются его жизненные ориентиры. Уважение вызывают уже не «ботаны», а сильные и грубые хулиганы. Особенно это относится к мальчикам подросткам. Они стремятся завоевать свое место в коллективе силой и агрессией, подчас совершая действительно пугающие поступки. Девочки не менее агрессивны в этом возрасте, но свой авторитет они зарабатывают, отталкиваясь от мужского внимания в их сторону. Чтобы добиться этого внимания девочки подростки легко забывают о нравственности. Среди всей этой борьбы учеба уходит не только на второй план, но и на третий и четвертый. Об оценках подросток думает только тогда, когда получает очередной нагоняй от родителей.

К тому же современное общество ставит образованность на последнее место в системе жизненных ориентиров. Повсеместно транслируется мысль, что для того, чтобы хорошо зарабатывать, не нужно долго и упорно учиться, достаточно просто прославиться в интернете. Просторы всемирной паутины наводнены блогерами, которые получают доход от нелепой болтовни и несуразных выходок онлайн. Подросток как губка впитывает подобный подход к жизни и яростно отвергает любые родительские попытки доказать ему обратное.

  1. Увлечение различными субкультурами

В воспитании детей подросткового возраста родители часто сталкиваются с такой проблемой, как влияние субкультуры. Это очень серьезная проблема. Родителей просто приводит в ужас увлечение своего чада культурой эмо, готов или панков. Ребенок становится просто неузнаваем для своих близких. Он меняет стиль поведения, отказывается от прежних друзей и увлечений, пропадает в интернете или на встречах со своими новыми товарищами, полностью отвергает родительский авторитет. Пройти это достойно удается далеко не всем семьям. Достаточно часто такие увлечения приводят подростка к знакомству с алкоголем и наркотиками. А решить эту проблему самостоятельно родители оказываются не в состоянии.

В подростковый период ребенку свойственно отвергать авторитет родителей и их стиль жизни. Подросток всеми силами желает прожить жизнь иначе, его пугает стабильность и быт, поэтому увлечение субкультурой позволяет ему почувствовать себя особенным. Осознание собственной исключительности делает подростка легкой добычей для манипуляторов всех мастей. Такие дети легко попадают в печально известные секты самоубийц или под влиянием старших товарищей совершают противоправные действия.

  1. Ранние половые связи

К сожалению, невозможно, рассматривая проблемы в воспитании детей подростков, обойти вопрос ранних половых связей. Об этой щекотливой теме родители предпочитают не задумываться, как можно дольше. Но статистика вещь упрямая — за прошедший 2015 год 70% подростков в возрасте от 13 до 15 лет вступали в интимную связь со сверстниками. Ежегодно это цифра только увеличивается. Причем подростки не осознают последствий от своих действий. В стране неуклонно растет число малолетних матерей и отцов.

Психологи отмечают, что у подростков слабо проявляются способности трезво подходить к оценке своих поступков. Подросток это любопытный ребенок с телом и желаниями взрослого. Его бесконтрольная деятельность наносит вред не только окружающим, но и самому себе. Бесконечный конфликт, в котором находится ребенок, и желание самоутвердиться среди сверстников подводит его к началу ранних половых отношений.

Правильное воспитание детей подросткового возраста

Если вы уже столкнулись с вышеперечисленными проблемами, то вы существенно опоздали с воспитанием своего подростка. Вам срочно нужно исправлять ситуацию и налаживать отношения с ребенком. Самостоятельно справиться с этим будет очень сложно. Советуем обратиться к психологам, которые проведя работу с вашим ребенком, помогут выйти из опасного кризиса подросткового возраста. Не ждите, что результат будет мгновенным. Возможно, психолог вскроет проблемы, о которых вы даже не подозревали, и работа со специалистом затянется на несколько месяцев.

У тех родителей, которые еще не столкнулись со всеми «прелестями» переходного возраста, есть возможность уделить особое внимание некоторым аспектам воспитания ребенка.

Нравственный аспект очень важен в воспитании детей-подростков. Уделяя особое внимание нравственному развитию своего чада, вы сможете избежать неприятных последствий подросткового возраста. Нет, конечно, проблемы у вас, скорее всего, будут. Никому не удается их избежать, но они не смогут нарушить покой вашей семьи и сломать жизнь ребенку.

Парадокс нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс в большей свое части происходит незаметно для родителей и самого ребенка. Мы живем повседневной жизнью, совершаем определенные поступки и даже не задумываемся, что всем этим воспитываем своего ребенка. Дети впитывают в себя нравственные ценности семьи и модели поведения, транслируемые СМИ. К сожалению, подростку трудно взять положительный пример для подражания из интернета или телевизионной передачи. Выход из этой ситуации один — станьте для своего ребенка примером для подражания. Конечно, легко это сделать, когда ребенку 2-3 года, но когда ему исполняется 13 лет, дотягивать до заветной планки становится труднее. Растите вместе со своим ребенком, учитесь и развивайтесь. Будьте тем, с кем подростку интересно. Если ваш пятилетний малыш заинтересовался моделированием, то прочитайте специальную литературу, запишите его в нужный кружок, помогайте ему и восхищайтесь его достижениями. А если через семь лет он вдруг решил заняться игрой на гитаре, то вы должны быть первым, кто расскажет ему о своих экспериментах и пробах в этой области. В семье, где родители активны и открыты ко всему новому, подросток легче и быстрее находит себя. У него меньше причин отвергать родительский образ жизни, как «устаревший» и неверный.

Подростки очень чутко чувствуют обман. Если вы хотите выстроить свои отношения с ребенком на основе доверия и искренности, никогда его не обманывайте. Если в семье принято говорить правду, независимо от обстоятельств, подросток будет продолжать придерживаться этой манеры поведения с родителями и сверстниками.

Будьте уважительны друг к другу и никогда не срывайтесь на крик в воспитании детей. Если ребенок привык к уважительному отношению со стороны родителей, которые готовы принять его мнение и обсудить любую проблему без скандала, то в подростковом возрасте вас минует этап агрессии и отчуждения.

Старайтесь всегда соответствовать тем требованиям, которые вы предъявляете к ребенку. Одной из самых частых причин отторжения родительского мнения и авторитета называют не соответствие идеалов. Трудно объяснить подростку, что необходимо хорошо учиться, если родители не преуспели в жизни. Курящая мама не сумеет убедить дочь или сына во вреде курения. Семья, в которой приняты шумные застолья с алкоголем, должна быть готова к тому, что ребенок рано познакомиться с алкогольными напитками. А в случае долгих нравоучений, вы получите достаточно резкую отповедь от своего подрастающего ребенка.

Нравственное воспитание подростков процесс, который необходимо начинать с рождения ребенка. Только тогда к сложному периоду подросток подойдет нравственно развитой и уравновешенной личностью с четко сформированной базой жизненных ценностей и ориентиров. И помните — уважение и любовь ко всему окружающему воспитывается, в первую очередь, в семье.

Половое воспитание детей-подростков

Несмотря на обилие информации по этой теме родители не знают, как выстроить непростой разговор с подростком. В большинстве случаев родители считают, что ребенок еще мал, и рано начинать обсуждение щекотливой темы. Но поверьте, если у девочки началась менструация, ваш разговор будет уже не нужен. Так же как беседа с сыном о средствах контрацепции теряет свою актуальность, если он сообщил родителям о беременности своей подружки. Ответственность за все эти ситуации целиком и полностью лежит на родителях.

Первые вопросы на тему секса дети задают в семь лет. На какие-то из них отвечают родители, на другие они находят ответ во дворе среди сверстников. Лишняя информация в этом возрасте им не нужна. Но вот для подростков беседы на сексуальную тему необходимы. Нет, не нужно рассказывать им о сексе. Эту информацию они самостоятельно почерпнут из различных источников. Задача родителей состоит в предупреждении неприятных последствий сексуального опыта. Именно родители должны понятным для их ребенка языком рассказать о венерических заболеваниях и незапланированной беременности. Сложность этого разговора заключается в том, что невозможно начать обсуждать с подростком тему интимных отношений просто так за ужином. В идеале, доверительные отношения с родителями должны подтолкнуть подростка стать инициатором подобной беседы.

Воспитание детей-подростков это серьезное испытание для родительских нервов. Этап, во время которого закладывается фундамент для будущей счастливой жизни ребенка. Вложите в подростковое воспитание всю свою любовь и нежность, чтобы когда-нибудь услышать заветное: «Спасибо, мама!».

Многие специалисты считают, что современные дети достигают гораздо раньше, чем прошлые поколения: не в 13–14, а с 11 до 13 лет. Что такое «быть подростком» понятно каждому, ведь любой взрослый человек проходил этот период.

Именно с 11 до 13 лет родители еще могут повлиять на формирование личности, характера и привычек ребенка. О том, как подготовиться к «самому трудному возрасту», рассказывает Я – Родитель.

Развитие ребенка в 11–13 лет

Физическое развитие ребенка

Тело ребенка начинает стремительно меняться. У девочек этот процесс происходит быстрее, у мальчиков – чуть медленнее. Ребенок может очень резко прибавить в росте, масса тела может как увеличиться, так и снизиться. Начинается половое созревание. У одних детей изменения на физиологическом уровне могут начаться раньше, у других – позже. Из-за того, что тело резко поменялось, у ребенка нарушается координация. Подростки бывают немного неуклюжими, потому что пока только привыкают к своему новому облику.

Интеллектуальное развитие

Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков. Например, могут попробовать курить, хотя знают, как плохо это сказывается на здоровье. Но ребенок не задумывается, что эти последствия коснутся именно его.

Психологическое развитие

Чаще всего ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план. Помимо общения с друзьями может возникать тяга к противоположному полу. Дружба в этом возрасте очень экспрессивна, ее может разрушить любая ссора. В целом ребенок может стать , эмоциональнее. Или, напротив, «уйти в себя».

С 11 до 13 лет с ребенком происходит множество разных изменений. Конечно, взрослеющему человеку хочется быть уверенным, что с ним все в порядке. Многие вещи родители могут рассказать сами. Иногда дети самостоятельно задают вопросы. Но часто мамы и папы боятся перегнуть палку излишними откровениями. Поэтому проще всего подарить ребенку , в которой будет простым языком написано о физиологии подростков.

2. Следите за питанием

При раннем взрослении девочки чувствуют необходимость быть привлекательными для мальчиков, и наоборот. Но на пути к красоте есть препятствия – лишний вес, прыщи. Для подростка очень важно правильно подобрать питание. Следует проследить за наличием в холодильнике большого количества овощей и фруктов. А вот выпечку, жареное и острое лучше исключить. В погоне за идеальным весом подросток может начать голодать – этого лучше избегать.

3. Следите за настроением

Быстро меняющийся под давлением гормонов эмоциональный фон – идеальная среда для . Не «отмахивайтесь» от проблем ребенка, даже если они кажутся вам пустяковыми. В то же время не стоит выводить подростка на разговор «по душам».

Предоставьте инициативу самому ребенку. В случае затяжного плохого настроения уделяйте ему больше внимания, проведите вместе выходной день. Если ребенок ходит угрюмым в течение долгого времени – возможно, это повод для обращения к .

Детям в возрасте с 11 до 13 лет свойственно преувеличивать собственные проблемы. Любой пустяк может оказаться трагедией. Дайте понять ребенку, что все его трудности можно решить. Подберите несколько хороших книг и фильмов о подростках с позитивным окончанием.

Если переживания сильные, вы можете вместе с ребенком сочинить о том, как похожий на ребенка герой находит выход из сложной ситуации.

Какова роль родителей в процессе половой самоидентификации и какие фильмы стоит посмотреть взрослеющим мальчикам, расскажет эксперт сайта, клинический психолог Екатерина Блюхтерова.

5. Выполняйте обещанное

Подростку свойственно во всем сомневаться. Он по-другому осознает окружающий мир. Для того, чтобы сохранить доверие ребенка, взрослым необходимо следить за выполнением своих обещаний. И наказания, и поощрения должны реализовываться в обозначенные родителями сроки. Это касается не только треугольника «мама-папа-ребенок», но и самих родителей, отношений внутри семьи.

6. Интересуйтесь жизнью ребенка

Родителям подростка стоит интересоваться не только оценками в школе, но и другими делами, которые волнуют ребенка – отношениями с друзьями, учителями, его первой любовью. Не стоит навязывать ребенку откровенный разговор, а потом, узнав что-то, что не с лучшей стороны характеризует подростка, ругать его. Цените любую доверительную беседу с ребенком. Если он о чем-то рассказывает, это действительно важно.

7. Позволяйте ребенку принимать решение

Самый большой талант родителя – это умение вовремя начать отпускать своего ребенка. Конечно, дети с 11 до 13 лет еще требуют опеки и контроля. Тем не менее, есть решения, которые подросток должен принимать самостоятельно. Ведь именно в этом возрасте формируется личность ребенка. Позволяйте школьнику самому выбирать себе одежду, оформлять интерьер своей комнаты, прислушивайтесь к его мнению.

8. Следите за соблюдением режима сна

Подросткам необходим сон на протяжении восьми-девяти часов. Без соблюдения режима сна невозможно учиться и выполнять физические нагрузки в том количестве, которое приходится на этот возраст. Сам подросток может этого не понимать. Чтобы не идти на конфликт, стоит обозначить внутри семьи. Одно из них – время «отбоя». Важно, чтобы родители тоже соблюдали это правило. Слова «мы взрослые, а ты должен слушаться» только увеличат пропасть между родителями и ребенком.

9. Проведите профилактику вредных привычек

К сожалению, табакокурение, наркомания и токсикомания в России постоянно «молодеют». В первый раз сигарету или психоактивные вещества дети часто пробуют именно в 12–13 лет.

Не стоит начинать подозревать ребенка на пустом месте. Не нужно ругаться и пугать страшными последствиями. Все разговоры на «острые» темы должны быть уравновешенными и происходить в те моменты, когда и родители, и ребенок спокойны и эмоционально расслаблены.

10. Не переставайте проявлять вашу любовь

Конечно, подросток должен осознавать, что он взрослеет, увеличивается его ответственность. Но это не повод для родителей дистанцироваться от ребенка. Родители могут называть школьника ласковыми словами, как и раньше, и ненавязчиво проявлять свою заботу. Подросток нуждается в любви не меньше, чем маленькие дети. Часто именно эта любовь и служит надежным тылом, который позволяет ребенку противостоять проблемам, соблазнам и расти уверенным в себе взрослым человеком.

Елена Кононова

Переходный возраст ребенка – самый сложный этап в жизни родителей. У подростка играют гормоны, что сопровождается частыми перепадами настроения. Некоторые эксперты полагают, что этот период можно назвать опасным. Ребенок, особенно мальчик, рискует попасть в дурную компанию и совершить множество непоправимых ошибок.

Также стоит внимательно относиться к странностям в поведении, так как подростки находятся во всевозможных группах риска. Особенно, это касается юношей. Так, как же воспитать подростка-мальчика таким образом, чтобы он не чувствовал давления со стороны родителей?

Детский психолог Элис Вальтор советует придерживаться современных взглядов на воспитание, стараться в первую очередь поставить себя на место ребенка. Вспомнить, что тринадцать было каждому, и какие чувства обуревали именно в этом возрасте. Не быть сторонним наблюдателем, а прочувствовать на себе все настроения и переживания подростка. Если задача выполнена достаточно хорошо, то можно приступать к нескольким этапам психологического воздействия.

Необходимо зарекомендовать себя в глазах ребенка как верного друга и помощника. Друг не осуждает, не ругает, он, в первую очередь, оказывает поддержку и помощь. А значит, не стоит спешить наказывать ребенка за запах табака или двойку в дневнике. Единожды напугав, есть все шансы навсегда закрыть дверь к сердцу подростка. Он никогда не будет рассказывать ничего тому, кто осудил его поступок, и тем более, применил физическое или психическое наказание. Надо говорить. Если есть подозрение, что мальчик курит, необходимо рассказать ему о том, как девушкам не нравится запах табака, или что экономия на сигаретах может помочь ему купить какую-то необходимую и желанную вещь. Надо объяснить, что это расстраивает, потому что не хотелось бы подвергать его здоровье какому – то риску. Тем более, наорав на ребенка за проступок, родитель, скорее всего, рискует стать врагом, а подросток будет повторять проступок назло, ведомый своим ущемлённым максимализмом.

Дети в подростковом возрасте мало бывают дома, с родителями. И первая причина этому - скука. Ведь, скорее всего, старшие проводят время за просмотром телепередач или тащат ребенка на дачу, где ему приходиться весь день слоняться по территории дома и плевать в “потолок”. Необходимо найти какие-то общие интересы, изучить мир ребенка, попросить его рассказать о своих вкусах, но ни в коем случае не осуждать его предпочтения. Например, если не нравится тяжелая музыка, не заявлять подростку: “Это какая-то ерунда. Послушай лучше классику”. После такого есть все шансы прослыть отсталым стариком, так и не узнав, как воспитывать трудного подростка.

Мальчик превращается в мужчину, когда на его плечах лежит какая-то ответственность, поэтому необходимо давать подростку несложные поручения, такие как, например, помочь отцу в гараже. Пока отец чинит машину, мальчик может с ним пообщаться, а заодно и подавать инструменты, запоминая их названия и практическое применение.

Главное, быть уверенным в себе родителем, точно знающим, как правильно воспитывать подростка.

Когда мальчик доверяет своим родителям и находится с ними на одной волне, то хорошее родительское воздействие никогда не проходит мимо. Мало быть просто родителями, надо быть еще и родственными душами. Тогда воспитание становится настоящим удовольствием и бережет нервы всей семье.

Раз и навсегда стоит забыть о каверзных вопросах на интимную тематику. Если мальчик захочет, он сам заведет эту тему, в другом случае следует просто положить на стол ребенка специальную литературу, которую он сам, без посторонних глаз, изучит. Подростки - существа нежные, и не терпят грубого обращения.

В неполной семье, особенно, где есть только мать, воспитывать парня гораздо сложнее, потому что он не имеет перед глазами правильного примера. В этом случае начинаются самые опасные проблемы. За образец для подражания берутся сверстники, причем, зачастую, самые отпетые хулиганы, которые ничему хорошему не научат. Необходимо следить, с кем общается подросток, и какие изменения несет за собой это общение. Мать должна проводить с сыном доверительные беседы на тему разных реально существующих персонажей, например, таких как Черчилль или Джеки Чан, рассказывать, как много они добились благодаря упорному труду и сильному характеру. Для примеров лучше использовать деятелей, интересных для подростков сфер жизни. Это не изменит подростка за день, но, вероятнее всего, заставит подумать и, в конце концов, принять верное решение.

Объяснять необходимо пользу не только труда, но и образования, которое является фундаментом счастливой и успешной жизни любого мужчины. Это лучше делать в непринужденной манере, никаких поучений, нудных и длинных. Тут можно воспользоваться теми же примерами. За основу можно взять биографию музыкального деятеля, рэп или рок – группы. Подойдет Честер Беннингтон или репер Domino, у обоих есть высшее образование, и оно только помогает делать им успешную музыкальную карьеру. Основные теги в разговоре с подростком – крутой, успешный, знаменитый.

Необходимо давать мальчику “свежий воздух”, поставить условие, что он обязательно должен заниматься в какой-нибудь секции, но плюс заключается в том, что, в какой и где, он может выбрать абсолютно самостоятельно, без стороннего вмешательства взрослого, опираясь исключительно на свой вкус.

Тем самым родитель намекает подростку, что он считает его взрослым, а значит, что ему можно доверять. Дети всегда отвечают доверием на доверие. Это очень важно. И всегда следует это помнить. Насилие всегда порождает насилие. И тяжелые комплексы. Не следует физически наказывать.

Если с подростком установились доверительные отношения, достаточно будет несколько часов молчания с целью демонстрации своего недовольства. Дети – цветы жизни, а при правильном уходе всегда есть шанс вырастить что-то действительно уникальное, то, что принесет радость и пользу всему миру.

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания
  4. Культивировать значимость образования
  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
  1. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
  2. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
  3. Живите во имя своего ребенка
  4. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
  5. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
  6. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

Успехов Вам!

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком. Буду рада, если мои рекомендации помогут Вам.

Агрессивный подросток.

Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Как вести себя с агрессивным подростком?

  1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  2. Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
  3. Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
  4. Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Успехов Вам!

Если Ваш ребенок конфликтный

Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

  1. Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
  2. По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
  3. Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
  4. Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
  5. Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
  6. Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии. Успехов Вам!

Как распознать, что ребенок лжет?

Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:

  1. Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
  2. . · Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
  3. Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его слова. · Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
  4. Неточность, путаность речи.
  5. Многословие, отсутствие четких формулировок.
  6. Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно.
  7. Многократное повторение одной и той же мысли.
  8. Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.

Причины лживого поведения

Лжет: · для того, чтобы избежать наказания;

  1. потому что у ребенка такая вредная привычка;
  2. потому что родился лгуном;
  3. потому что хочет получить какую-то выгоду;
  4. потому что считает других глупее себя;
  5. хочет сэкономить время на ненужных объяснениях;
  6. потому что боится, что о нем плохо подумают;
  7. потому что говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать;
  8. потому что хочет казаться лучше, чем на самом деле;
  9. от бессилия изменить что-то в своей жизни.

Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»

Родителям нужно знать, что детская ложь не проявляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как всему остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не только слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы.

2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует Вас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения – это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10% случаев Вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение. В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие. В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно лгать. В оставшихся 40% случаях лежат причины, описанные в памятке «Причины лживого поведения».

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». От Вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя».

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать. Каким бы ни был проступок, или Вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе столько лет, а ты врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» - деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду? Или «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит.

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Успехов Вам в воспитании правдивого ребенка

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя

на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). 8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

Станьте ему «добрым другом и советником».

Причины детской неуправляемости.

1. Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

2. Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: - неверие в его способности и возможности. - сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - за унижение друг друга в кругу семьи; - за потерю одного из родителей в результате развода; - за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; - за несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания; - за родительскую ложь и хамелеонство; - за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая родителями, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Консультация для родителей

«Переходный возраст:

особенности контакта с подростками»

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки. Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Буду рада, если моя консультация поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»