Психология 3 4 летнего ребенка. Психологические особенности поведения ребенка в три года

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

3 лет свойственно быть подвижным и любопытным. Чтобы обеспечить своевременное развитие малыша, ему надо грамотно организовывать досуг. Акцентируйте внимание на играх, развивающих мелкую моторику пальчиков рук, так как это напрямую связано с формированием мозга детей. Это могут быть незамысловатые устройства из конструктора, складывание картинок из кубиков, мозаики или пазлов, игры на выполнение несложных движений в ответ на слова взрослого, разучивание стихотворений, совместное с родителем изготовление поделки, рисование, ролевые игры в -матери, доктора и т.д. Ежедневно уделяйте время для общего физического развития ребенка. Это подвижные игры, занятия зарядкой, пешие прогулки, катание на роликовых коньках и велосипеде под присмотром взрослого. Ребенок 3 лет нуждается в компании сверстников. В этом возрасте его полезно устраивать в детский сад. Если такой возможности нет, старайтесь, чтобы ребенок учился общаться с ровесниками на прогулке, устраивайте детские праздники.

Развитие ребенка 3 лет протекает правильно, если он обладает определенными умениями и навыками. Родителям не надо выполнять за него те действия, которые тот может делать самостоятельно. Особенно если это касается самообслуживания: одевания, раздевания, приема пищи, гигиенических процедур, туалета. Максимально используйте способность маленьких детей к подражанию. Неразумно учить ребенка убирать после себя игрушки, если папа не научился складывать свою одежду в шкаф, а мама оставляет грязную посуду на столе после еды. Малыш в 3 года с удовольствием помогает родителям в домашних делах. Естественно, у него пока не все хорошо получается. Важно не отбить детское желание трудиться. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать за неумелое выполнение дела, иначе труд превратится в наказание.

Позаботьтесь о безопасности ребенка, прежде чем он пойдет в детский сад. Он должен знать свою фамилию, имя, отчество и своих родителей, а также свой адрес. Поощряйте его рассказы о своей жизни: что он кушал, чем занимался, с кем играл. Приучите его, что идти к незнакомым людям нельзя, даже ели они предлагают сладости, игрушки и другое. Научите мыть руки перед едой, правильно вести себя за столом, пользоваться носовым платком, здороваться и прощаться. Учитывайте, что культурному поведению в обществе ребенок также учится у родителей. Немаловажно, чтобы ребенок заранее научился делиться своими игрушками, играть по правилам, постоять за себя. Малышей еще до 3 лет рекомендуется приучить к слову «Нельзя». То есть ребенок должен четко знать, что нельзя все, что опасно: включать электроприборы, выходить одному из дому, брать спички и т.д.

У ребенка примерно в возрасте 2,5 – 3,5 лет наступает кризис. Это проявляется в стремлении к самостоятельности: желании добиться своего, сделать все наоборот; неподчинении взрослым. Родителям надо понимать, что этот период необходим детям для развития воли и самолюбия. Важно сохранить с ребенком хорошие отношения. Чтобы смягчить кризис 3 лет у детей, необходимо заранее приучить малыша к режиму дня. Это ослабит борьбу ребенка за выполнение обычных дел: одевание, прием пищи, отход ко сну и т.д. Используйте способность ребенка в этом возрасте быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. То есть вместо того, чтобы противостоять малышу, можно отвлечь его внимание на что-то интересное и приятное. Ведите себя с малышом, как с равным себе: старайтесь советоваться с ним, позволяйте делать многое самостоятельно. Но ни в коем случае нельзя позволять малышу все, что угодно, руководствуясь вредным принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Кризис 3 лет обычно проходит в течение 1 года.

Обратите внимание

Дети нуждаются в поддержке и справедливой похвале. Если ребенок плохо помыл чашку, маме лучше похвалить его, а потом незаметно от малыша доделать дело.

Полезный совет

Позвольте ребенку делать выбор. Например, спросите: «Ты игрушки будешь убирать сейчас или перед сном?».

Чаще переключайте внимание ребенка, чтобы отвлекать его от проявления капризов и упрямства.

Связанная статья

В жизни каждого человека важно правильное воспитание. Ошибки в воспитании трехлетнего ребенка проявятся уже, когда он начнет ходить в школу. Поэтому часто говорят, что воспитание в 3 года - это борьба с детским упрямством.

Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, в его поведении происходят существенные перемены, что нередко может напугать родителей. Малыш становится просто неуправляемым, у него резко меняется настроение и случаются приступы злости. Чтобы этот период прошел легче для обеих сторон, нужно постараться представить, что чувствует ребенок.

Малыш начинает понимать, что он личность и пытаться показать это, действуя наперекор желаниям родителей или ярко выражая недовольство, если действия не совпадают с его желанием.

Для воспитания ребенка в этот период нужно набраться терпения, ведь он сложен не только для родителей, а также и для детей. Ни в коем случае нельзя делать, так как хочет малыш. Если он увидит, что, устроив истерику, все начинают плясать под его дудку, то это не пройдет, и он всегда будет так поступать.

Не нужно предъявлять к ребенку много требований и постоянно приказывать ему, это ни к чему хорошему не приведет, ребенок только будет больше отдаляться. Родителям желательно научиться, чем-то интересным занимать малыша, разыграть спектакль с его участием или почитать книжку.

Оба родителя должны вместе прилагать усилия к воспитанию своего отпрыска и действовать согласованно. Нельзя допустить, чтобы мама запрещала все, а папа разрешал или наоборот. Желательно следить также, чтобы бабушки и дедушки не баловали малыша и не мешали воспитанию. Правильно будет согласовать всем вместе правила и придерживаться их.

Этот возраст очень важен для формирования личности ребенка. Нужно чтоб он постоянно чувствовал любовь и заботу. Если ребенок делает что-то неправильно лучше спокойно объяснить ему, почему так нельзя делать, а не пускать все на самотек, а за хорошие поступки не помешает похвалить. Тогда малыш будет чувствовать, что он не безразличен, и стараться проявлять только хорошие качества, чтоб сделать приятное родителям.

Видео по теме

Воспитанием детей занимаются родители. Многим взрослым кажется, что они воспитывают своих детей, пока те не пошли в детский садик или школу. На самом деле воспитание происходит до переходного возраста ребенка, когда он уже будет отделяться от своих мамы и папы. До этого возраста самыми важными периодами его воспитания являются 2, 3, 4 и 5 лет, когда родителям нужно четко понимать, что они вкладывают в своего малыша. В этом помогут знания психологии.

Каждый взрослый читатель интернет-журнала сайт, который желает иметь детей или уже готовится стать родителем, мечтает воспитать из своего малыша успешного, счастливого и здорового человека. Из мальчика хочется вырастить настоящего мужчину, отличного мужа и отца, целеустремленного и богатого человека. Из девочки хочется вырастить настоящую женщину, хорошую жену и мать, хозяюшку, красавицу и вдохновительницу. И вот, когда у человека появляется ребенок, он его воспитывает-воспитывает и по истечении 20 лет получает то же, что и все остальные люди: вроде хорошего человека, но непослушного, неуспешного, закомплексованного или боязливого.

Как же воспитать человека с большой буквы? Ответ на этот вопрос можно прочитать во многих книжках или услышать мнение от других людей. Но почему все всё знают, но воспитать достойных членов общества не могут?

  1. Во-первых, чтобы воспитать из своего ребенка человека с большой буквы, необходимо для начала самому определиться, как выглядит этот человек с большой буквы, что он делает, как живет, какими качествами обладает и т. д. Все хотят воспитать из своих детей настоящих мужчин и женщин. Но сами родители могут дать определение настоящим мужчинам и женщинам? Если вы не знаете, кто такой человек с большой буквы, то как будете воспитывать своего ребенка? Сначала представьте себе картинку того, как ваш ребенок стал взрослым человеком, какими качествами обладает, каких принципов жизни придерживается, умеет ли он достигать успехов и является ли счастливым при этом.

Воспитывайте в своем ребенке не то, что принято воспитывать в детях, а те качества, которые помогут лично вашему ребенку стать успешным, счастливым, богатым, любимым и здоровым человеком. Пусть в книжках будут писать, какие качества развивать в своем ребенке, пусть другие люди тоже будут указывать, как воспитывать детей. Но вы вправе развивать в своем малыше те качества, принципы и убеждения, которые, по вашему мнению, должны в нем быть, чтобы стать человеком с большой буквы.

  1. Во-вторых, не забывайте о том, что ребенок – это не компьютер, не робот, не машина, которую можно запрограммировать и она будет послушно выполнять вашу программу. Ребенок – это человек, который в любом случае будет обладать и теми качествами, которые вам будут не нравиться. Особенно явным это начнет становиться, когда ребенок пойдет в школу. Взаимодействуя с учителями и другими детьми, он будет развивать в себе те качества, которые ему нравятся и не нравятся в окружающих, а также то, что будет помогать ему максимально эффективно взаимодействовать с людьми. Здесь вы можете иметь некоторое влияние, но не сможете остановить процесс самовоспитания. Поэтому будьте готовы к тому, что не только вы будете воспитывать своего ребенка, но и другие люди, учителя, дети и общество в целом будут участвовать в этом.

Воспитанием занимаются в первую очередь родители. Воспитатели и учителя имеют лишь косвенное влияние, как и дети-сверстники. Несомненно, другие люди тоже будут сказываться на воспитании малыша. Однако основу всех принципов и стремлений в ребенке закладывают его родители. А что вы хотите видеть в своем чаде, когда он вырастет?

Что такое психология воспитания детей?

Под психологией воспитания детей понимается проблема, которую решают специалисты, когда родители не могут воспитать своих детей как успешных, нравственных, здоровых, гармоничных и полноценных личностей. Воспитание – процесс незаметный, динамичный и зависящий от многих факторов. Вот почему данной отраслью специалисты занимаются много лет, выявляя основные факторы, которые влияют на формирование у нового поколения тех или иных качеств.

Воспитание – это развитие в ребенке качеств характера, мировоззрения, отношения и наклонностей. Можно сказать, что родители, как и все общество, через воспитание программирует детей на то, как они должны жить. Однако в воспитании совершается немало ошибок, которые потом приводят к тем результатам, с которыми люди сталкиваются, когда дети вырастают. Вот почему процесс воспитания является длительным, сложным и порой негармоничным.

Следует учитывать тот факт, что родители сами являются людьми неидеальными, негармоничными, порой несчастливыми и недовольными жизнью. А чему они могут научить своих детей, когда сами являются неидеальными? Родители сами являются продуктами того воспитания, через которое их провели собственные мамы и папы. Везде присутствует человеческий фактор.

Самый главный принцип в воспитании звучит так: «Дети копируют своих родителей». Это самое первое и главное, о чем должны помнить родители. Если сами взрослые пьют, курят, не соблюдают гигиену, не читают книг, не гуляют на свежем воздухе, постоянно сидят за компьютерами, смотрят телевизоры и прочее, то их дети будут делать то же самое. Такие родители не смогут заставить своих детей делать что-то другое, если они на собственном примере не показывают, что так нужно делать.

Как правильно воспитать ребенка? Как вырастить из вашего чада гармоничную личность? Как взрастить в детях качества, способные помочь им стать успешными, счастливыми и любящими людьми в будущем? Если вы задаетесь данными вопросами, тогда вас действительно заботит судьба детей. И первое, что нужно принять каждому родителю, – это ответственность за то, какими людьми будут его дети в будущем.

Первые 6-7 лет в человеке формируются основные убеждения и мировоззрение, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Как он жил эти годы, что видел и осознал, так он и будет жить оставшееся время, если только не поймет свои убеждения и не захочет их изменить. Родители должны понять, что их правила, нравоучения и суждения «оседают» в подсознании малышей. Ребенок вырастает, но зачастую не осознает собственных мотивов действий. А ведь именно «программы», воспитанные в нем родителями, влияют на его успех в работе, удачный выбор второй половинки, счастье в личной жизни и т. д.

То состояние, в котором постоянно пребывает человек первые 6-7 лет, закрепляется за ним на всю жизнь, и он всегда будет стараться достичь его. Здесь не имеет значения, позитивным или негативным является данное мироощущение. К примеру, если девочку в детстве бьют родители, то, будучи девушкой и женщиной, она будет терпеть избиения со стороны любовников, мужей, начальников, считая это нормальным поведением.

Какие именно взять воспитательные догмы, чтобы вырастить из своего ребенка полноценную личность? Первое, что должны помнить взрослые, — это то, что дети им во всем подражают. Малыши берут пример со своих родителей, как жить и любить. Нравоучения лишь уничтожают детскую психику. Поэтому нужно воспитывать в себе качества, которые вы хотели бы взрастить в своем ребенке благодаря тому, что он вам подражает.

Ребенку нужно видеть любовь родителей друг к другу, чтобы потом, повзрослев, уметь любить своего будущего супруга. Для этого муж должен быть на первом месте у женщины, а ребенок – на втором, как и у мужчины: жена – на первом, ребенок – на втором. Так вы дадите понять чаду, что он не является «центром», вокруг которого крутятся люди. Это в свою очередь воспитает в нем самостоятельность и силу характера.

Родители воспитывают детей на собственном примере:

  • Каким человеком является отец, таким станет его сын и зять (будущий муж его дочери).
  • Каким человеком является мать, такой станет ее дочка и невестка (будущая жена ее сына).

Родители являются примерами для своих детей в том, какими они станут сами, когда вырастут (сын подражает отцу, а дочь – матери), и какими будут их супруги (сын выберет жену, похожую на его мать; дочь выберет мужа, похожего на ее отца).

Второй тактикой вашего поведения должны стать осознанность и понимание, что вы воспитываете в ребенке. Чтобы гармонично воспитать своего малыша, нужно на все его капризы реагировать с пониманием и, исходя из тех качеств, которые вы хотите в нем развить, давать ему соответствующий ответ. Например, у 3-летних детей наступает период, когда они часто говорят: «Нет! Не хочу!». Вы хотите при этом воспитать самостоятельность и вместе с тем показать, что капризам никто потакать не будет. Тогда вы можете дать один из вариантов ответов: «Если ты хочешь быть здоровым и снова бегать со своими друзьями, тебе нужно выпить лекарство!», «Если не хочешь яблоко сейчас, значит, возьми его тогда, когда посчитаешь нужным», «Если хочешь знать, где лежать твои игрушки, тогда сам их расставляй!».

«Все люди искалечены своими родителями» — данная фраза не раз звучит в знаменитом сериале «Доктор Хаус». Стоит задуматься над этим, поскольку это не просто слова, а реальная статистика, о которой вам скажет любой опытный психолог: «Все родители уродуют своих детей. Даже самые сознательные мамы и папы в конце концов портят своих чад!». Подходите сознательно к вопросу о воспитании детей, так как вам их не только растить, но и потом получать ответную помощь. И какой именно будет эта помощь, зависит только от вашего воспитания!

В каждом возрасте родители сталкиваются с определенными трудностями воспитания, о чем поговорим далее.

Психология воспитания детей 2 лет

2-летний ребенок становится впервые непослушным, капризным, даже истеричным. Он начинает возражать, что не нравится родителям, которые до этого не сталкивались с противостоянием своего малыша. Поскольку 2-летний ребенок уже физически развитый, активный, хорошо владеет своей речью и может познавать мир, к нему следует применять следующие меры воспитания:

  1. Задавайте малышу вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет».
  2. Устанавливайте границы заранее, по достижении которых будет совершено определенное действие. К примеру, если вы сказали, что через 5 минут будете одеваться, то этим и займитесь по истечении 5 минут.
  3. Давайте малышу выбор. Предлагать ему можно то, что в любом случае будет вам выгодно, что бы он ни выбрал.
  4. Развивайте ответственность после принятого решения. Если, к примеру, малыш отказался от еды, то не заставляйте его кушать. Пусть поголодает, пока не наступит очередной прием пищи, чтобы понять, какие последствия идут за его решением отказать.

В 3-летнем возрасте появляется первый кризис, который знаменуется отделением ребенка от родителей. Он впервые начинает осознавать собственную самость, из-за чего часто говорит: «Я сам». Здесь родителям нужно уважать желание ребенка отделиться от них, проявить терпение.

Если малыш совершает плохие поступки, тогда нужно объяснить, что вас огорчило. Не нужно его ругать, после объяснения можно перейти к совершению каких-то интересных действий. Будьте строгими, но при этом нетребовательными. Ребенка не нужно постоянно ограничивать и говорить «нельзя». Позвольте малышу быть свободным, при этом придерживаться каких-то правил, которые вы ему установили.

Поскольку ребенок становится самостоятельным, родители должны научить его правильно проявлять свои желания, высказывать недовольство, решать проблемы и пр.

В 4-летнем возрасте малыша следует образовывать. Он постепенно должен переходить из физической активности к умственному труду. Здесь помогут различные секции, упражнения, игры на логику и прочие увлечения, которыми ребенок может заниматься в том числе с родителями.

В этом возрасте малыш часто задается вопросом «почему?», которым может сильно надоесть своим родителям. Здесь следует понять, что малыш таким образом познает мир. Нужно проявить терпение и ответить на все его вопросы. А если вы чего-то не знаете, то пообещайте ему сообщить ответ в ближайшее время.

Если у малыша имеются проблемы с адаптацией к новому коллективу детей, то нужно ему помочь. Сначала выясните и устраните причины проблемы. Затем научите ребенка взаимодействовать с другими детками, подружиться с ними, чтобы адаптация прошла успешно.

Малыш в 4 годика начинает ощущать эмоции, о которых с ним нужно говорить. Родители должны рассказать о смысле его переживаний и как с ними справляться.

Поскольку уже в этом возрасте дети отчетливо понимают свою половую принадлежность, девочкам и мальчикам нужно давать разное воспитание:

  1. Девочек нужно поддерживать и говорить о том, что они красивые.
  2. Мальчикам нужно давать похвалу и различные задания, которые он должен преодолевать.

Психология воспитания детей 5 лет

В 5 лет кроха начинает осознавать, что в социуме существуют различные правила, а также все общество его оценивает. Здесь родители должны научить ребенка правильному поведению, которое будет вписываться в те рамки и правила, которые существуют в обществе, а также тем качествам характера, которые положительно оцениваются окружающими.

Родителям не следует прекращать обучение детей, поскольку вскоре они пойдут в школу. Здесь необходимо укрепить все навыки по установлению контактов с другими детьми, чтобы малыш быстро влился в новый коллектив, когда он пойдет в первый класс.

5 лет – возраст, когда ребенок начинает становиться социальной личностью. Он понимает, что должен соответствовать определенным требованиям. Вот почему родители должны выдвигать такие требования, которые посильны ребенку.

Как в итоге воспитать своего малыша?

У воспитания нет четких шаблонов и целей, которых все должны придерживаться. Принцип воспитания заключается в том, чтобы готовить малыша к его будущему, где он будет взрослым и самостоятельным. Все, что родители ему дадут, должно ему помогать. А как это будет сделано и что будет дано, родители решают единолично.

Воспитание ребенка 3-4 лет. Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания... Отличием этого возраста является проявление самостоятельности...

Первый переходный возраст, формирование характера, осознание себя и развитие логического мышления – это признаки ребёнка переступившего 3-летний рубеж. Много провокационных моментов со стороны малыша ждёт родителей. Формирование личности во многом зависит от реакции взрослых на его поведение в этот период.

Так же как и у детей от 1 года, познание мира 3-х летних малышей происходит методом разбора вещей. Только на вопрос, кто это сделал, услышать можно много версий совершенно не соответствующих действительности.

Тематический материал:

Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания эти хитрости нельзя. Необходимо объяснять, что наказания не последует, только понадобится привести всё в порядок. При условии, что ремонту вещь уже не подлежит, ребёнок должен выкинуть её в ведро самостоятельно. Такие меры могут привести к слезам, но они заставят мастера-ломастера задуматься.

Реакция родителей может быть разной, но лучше , а физическое наказание вообще бессмысленно. Подобные методы приведут к тому, что ребёнок будет чувствовать себя обиженным. Его обида может затянуться очень надолго, проще сдержать свой гнев и желание наказать, а выяснить, что ребёнок хотел узнать, разбирая очередную вещь.

Необходимо дать ребёнку понять, что ему можно всё, только действия его могут оставить семью без необходимых вещей. Следующий раз, когда он соберётся что-нибудь узнать практическим путём, стоит взять кого-то из взрослых в союзники или просто спросить, как это устроено.

Чаще всего разбираются и ломаются агрегаты, назначение которых ребёнку не понятно. Чтобы сделать предмет понятным и полезным, научите малыша им пользоваться. Для электрических приборов необходимо сделать оговорку, что пользоваться можно только, когда мама или папа рядом.

Запоминают дети очень хорошо, если показать им как включается музыка, или как поставить правильно диск в видеоплеер и какие кнопки, в каком порядке нажимать, необходимо. Потому что, повторяя действия взрослых, он может сделать ошибку. Воспитание детей от 3 до 4 лет – это помощь самоутвердиться и . Для закрепления полученных знаний, несколько раз просите ребёнка под присмотром включить музыку или поставить диск с любимым мультфильмом.

Капризы и плач

Плач и капризы первого переходного возраста уже не относятся к тому, что у ребёнка проблемы со здоровьем или физиологическими потребностями. Слёзы в этом возрасте чаще появляются от обиды и недопонимания со стороны взрослых. Таким образом, ребёнок даёт понять, что его необходимо обнять, похвалить, занять чем-то новым, познавательным.

Никаких дополнительных занятий не потребуется, если родители сами придерживаются определённых правил поведения в отношении к старшему поколению, поведению за столом, в отношениях друг к другу.

Не обязательно быть гуру в воспитании, чтобы не допустить ошибок. Главные критерии для отличных родителей – это:

  • сдержанность в оценках поступков;
  • желание разобраться в причине;
  • личный пример;
  • не шаблонный подход;

Самый лучший выход из затруднительных положений – это чувство юмора. Начав смеяться над чем-то вместе с ребёнком, можно считать, что половина проблемы уже отпала. Остаётся объяснить к чему может привести необдуманный поступок. У детей ещё не сформировавшаяся психика, чтобы не спровоцировать его на продолжение опытов, нельзя говорить о самом худшем. Следует ограничиться тем, что ему будет очень больно и плакать будет не только он, но и мама с папой.
Тематический материал:

Практики и теоретики

Дети делятся на две основные категории, одним нравится познавать всё через контакт с материалом, другим нравится знать процесс в теории. Нередко можно встретить ребёнка, который предпочитает смотреть познавательные программы, повторяя за диктором слова и цифры. Другим счёт и изучение слов легче даётся с непосредственным контактом с материалом, фотографиями, животными. Объяснить тягу к одному из вариантов познания можно различными видами памяти:

  • зрительная;
  • мышечная;
  • фотографическая;

Развивать все виды памяти необходимо. Зрительная память развивается при просмотре видеоряда. Мышечная память не только отвечает за определённые навыки в проведении работ с пластилином, карандашами, отвёрткой. Рисуя определённую букву или цифру, ребёнок запоминает не только порядок начертания, но и сам символ, и его название. Для практиков подобным способом легче запомнить животных и научиться их различать.

Дети с хорошо развитой фотографической и зрительной памятью научатся этому более простым способом. Им достаточно сравнить картинки. Чтобы помочь ребёнку развить все виды памяти, стоит заниматься с ним по нескольким методикам. Обязательно уделять внимание урокам лепки, рисования. Просматривать развивающие программы вместе, чтобы вовремя подправить неточности в произношении окончаний или числительных.

Проблема у детей не точно воспроизводящих звуки не в том, что они не слышат, им необходимо видеть артикуляцию. Они отлично копируют мимику, повторяя слова, постараются скопировать движение губ и позицию языка при воспроизведении слова – это поможет многим из детей избежать занятий с логопедом.

Дневной отдых

Психология воспитания ребенка от 3 до 4 лет разная, потому и советы для каждой ситуации разные.

Основным отличием этого возраста является проявление самостоятельности. Часто дети к 4 годам не нуждаются в дневном сне. Но всё же отдых маленьким генераторам энергии необходим. Это может быть чтение книги или вырезание из бумаги. Главный отдых – это занятие, не допускающее излишнего перевозбуждения и негативных эмоций.

Переутомление детей сказывается по-разному. Одни начинают хныкать по каждому незначительному поводу. Другие проявляют бурную деятельность, разбрасывая игрушки, вещи. Третьи начинают перебирать карандаши, фломастеры, пуговицы. Двум первым категориям необходима помощь, чтобы они успокоились. Детей из третьей категории лучше не трогать, они угомонятся сами. Нередко они засыпают где угодно, главное, чтобы просыпались всегда в своей кроватке.

Осознав, что сон – это потребность их собственного организма, а не прихоть взрослых, ребёнок сам станет ложиться отдыхать в определённое время. Многие мамы стараются удержать ребёнка на руках, укачать его. В 3-летнем возрасте это приводит к обратной реакции.

Некоторым детям достаточно отдохнуть в объятиях матери, другим необходим сон. Успокоившись, дети часто просят отпустить. Необходимо так и сделать, чтобы избежать очередной дозы плача. Скорее всего, ребёнок попросится в кроватку или сам устроится на одном из диванов. Если этого не произошло, плакать он уже не будет.

Труднее уложить спать ребёнка днём летом, но и переутомление его тем выше, чем больше он находится на свежем воздухе, и чем больше эмоций он получает от новых знакомств или впечатлений от открытия новых мест.


У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить . Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип - получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по до...

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками - делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

Детская и подростковая психология - это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda ...

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

  • холерики;
  • сангвиники;
  • флегматики;
  • меланхолики.

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово - так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников - чрезмерность похвалы . Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них - то же самое, что устроить физическую экзекуцию . Для этого типа характерны следующие особенности:

10 1

Что делать, если ребенок дерется с родителями? Как родителям справляться с такой ситуацией? Каковы причины такого поведения? Ответы на эти вопросы вы...

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

4 0

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется "признать" окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или "кризис" трехлетнего возраста.

Психологическое равновесие малыша иногда "пошатывается" в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй. Кроха "открывает" существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.

Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: "Папа ждет меня смотреть фильм" или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: "А может быть, я им не нужен?"

И такое "открытие" может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет "Моё! Моё!"

Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт , акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - "лишний".

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: "Гадкий мальчишка!", "Ты очень плохой ребенок!" и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.
Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:
Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: "Поцелуй маму, она накормила нас завтраком", "Как мама, хорошо это делает", "Мама у нас самая хорошая".
А мама должна обратить внимание крохи на отца: "Поиграйте вместе с папой", "Это папа придумал сегодня поехать на речку" и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.
А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.
Об этом поговорим в следующей статье " Как подготовить ребенка к детскому саду" (статья на оформлении).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»