Свадебная информация, обряды, традиции, игры. Современные свадебные обряды

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Обычно, празднование свадьбы, застолье, или банкет - это заключительный этап церемонии. Свадьбу празднуют после регистрации брака в ЗАГСе и венчания. В современной украинской традиции, свадебная церемония должна проводиться в следующем порядке:

- венчание

- регистрация в ЗАГСе (РАГСе)

- банкет

Такой порядок согласуется и с религиозными традициями, и с современными обычаями и обрядами. Современная свадьба, по сути, представляет собой церемонию, замешанную почти в равной мере как на древних, так и на современных обрядах. И разобраться во всем этом бывает, подчас, непросто. Но любая свадьба требует соблюдения необходимого минимума традиций - иначе это уже будет и не свадьба вовсе! Поэтому Свадебный портал «Жених и невеста» представляет вашему вниманию выдержку самых распространенных обрядов и традиций современной украинской свадьбы

Своды - прощание с холостяцкой жизнью

Своды происходят перед отправлением пары под венец. Своды - это символическое соединение жениха и невесты. Обряд совершается под песни, в избе или же во дворе. Молодых подводили друг к другу дружка или сват, соединяли их руки и связывали их платком. Потом молодых водят по кругу - обязательно три раза. В некоторых обычаях пара «нарезает круги» вокруг стола, кадки для теста - в общем, утвари, символизирующей домашний очаг.

Свадебные обряды с хлебом

Обряды с хлебом имеют важное, чуть ли не магическое, значение. Обмен хлебом символизирует радушие сторон, обмен достатком, благополучием. Молодых чуть ли не везде встречают караваем, сваты обмениваются хлебом, гостям на свадьбе раздают краюшки каравая.

Существует еще один красивый обычай, когда дружка отрезает краюшки от каравая невесты и привезенного с собой хлеба жениха, связывает их красной ленточкой и передает крестной матери. Крестная относит их на стол, где соединенным кусочкам хлеба положено лежать рядом до конца банкета. Иногда хлеб разламывают над головами молодых, и потом обмениваются половинками - часть жениха отдают родителям невесты, и наоборот.

Сейчас эти хлебные обряды, в основу которых положена магия укрепления брачных уз и которые символизировали соединение молодых в одно целое, распространены не столь широко, как раньше. На современной свадьбе можно встретить скорее различные вариации этих обрядов, у которых не столь ярко выражена магия, но явно видно их происхождение.

Так, в Украине распространен обычай «Ломать каравай». Сразу после росписи молодым преподносят каравай (а чаще - просто шишку из каравая), и под восторженные крики гостей жених и невеста ломают хлеб. Чья часть больше - тот и будет главой семьи.

Связываем молодых навеки

Обычаи связывать различные предметы распространены очень широко. Так, на свадебном банкете часто можно встретить перевязанные ленточкой две бутылки шампанского. Связанные предметы гордо красуются в течение всего банкета на столе возле молодых. Встречаются обычаи, где жениху и невесте наливают шапманское из связанных бутылок, которые после свадьбы должны целый год храниться в доме молодой семьи. По другим обычаям, связанные бутылки хранятся целый год, после чего одну из них открывают на первую годовщину свадьбы, а вторую - когда у семьи родится первенец. Связывают еще ложки, вилки, бокалы и т.п. У автора этих строк, например, до сих пор хранится пара связанных еще со свадьбы ложек. Что с ними делать, ума не приложу, но пусть лежат - так вот до свадьбы старшего сына, пожалуй, и долежат!

Осыпание зерном

Отправление из дома и жениха, и невесты, сопровождается похожими обрядами. Из которых самый распространенный и важный - осыпание хмелем и овсом. Это делается с пожеланиями «В добрый путь!», с желанием счастья и удачи. Вообще, молодых осыпают несколько раз во время церемонии, и всегда это связано с отправлением, когда пара куда-то идет. В Украине осыпают не только овсом и хмелем - может быть и пшеница, и рожь - в принципе, любое зерно, символизирующее урожайность и достаток. Часто вместо зерна используют смесь зерна, конфет и монет.

А когда молодые выходят из ЗАГСа после регистрации брака или из церкви после венчания, их принято осыпать рисом. Рисовый дождь знаменует рождение послушных, хороших, здоровых детей.

В старину в некоторых областях Российской Империи существовал обычай, согласно которому перед отправлением к венцу жених и невеста должны были одновременно стать ногой в лукошко с овсом.

На свадьбу - через огонь

Существует обычай перешагнуть через огонь. В некоторых случаях это происходит при выходе из дома, в некоторых - при выходе из церкви или ЗАГСа, перед заходом в банкетный зал. В качестве угля может выступать что угодно: заженная лучина, пучок соломы или же просто комок бумаги. Перешагивание через огонь на свадьбе, по повериям, предохраняет молодых от порчи.

Для защиты от злых духов в старину дружки иногда щелкали кнутом или стреляли из ружья. До наших времен этот обычай, практически, не дожил.

Свадебный каравай

Каравай - обязательный атрибут свадьбы. В древности на Руси пекли «Рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки - это символы жениха и невесты, а палочки - это роща, в которой все деревья растут вместе, а не поодиночке. Тесто - основа каравая и пирогов, всегда считалось символом плодородия, благополучия.

Встреча с родителями и другие обряды

После ЗАГСа или церкви родители встречают молодых у дома или у банкетного зала. Это - первая официальная встреча молодой семьи. Встречают молодоженов хлебом-солью, иногда с музыкой.

Невеста должна идти справа от жениха, он ее ведет под руку. Хлеб и соль, которыми встречают молодых, помещают на длинное полотенце. Первое слово при встрече новой семьи - за мамой. Теща или свекровь приветствует молодых, потом говорят отцы.
Существует обычай, когда при выходе невесты и церкви разбивают яйцо - это должно способствовать легким родам будущей мамы.

А когда молодожены в первый раз переступают порог родного дома, муж обязан взять жену на руки, чтобы уберечь ее от разного рода напастей и передряг, защитить от происков злых сил.

Первый бокал шампанского молодые должны разбить на счастье.

Еще существует поверье, по которому невеста не должна видеть жениха раньше времени в день свадьбы, а жених не должен видеть свадебного платья невесты до свадьбы.

Согласно распространенному обычаю, молодые должны подъезжать к ЗАГСу или церкви по солнцу - ни в коем случае нельзя двигаться против солнца.

Существует еще множество обрядов и обычаи, многие из которых не вошли в эту статью, но вы их обязательно найдете на страницах свадебного портала !

Свадьба – главный праздник в жизни любой семьи. К ней долго готовились, и с древних времен свадебные торжества сопровождают различные обычаи и обряды. Некоторые из них давно канули в лету, некоторые выполняют лишь декоративную функцию, а некоторые живы и по сей день. Более того, обмен культурными ценностями наложил свой отпечаток, и многие из современных обычаев заимствованы из других культур. В нашей статье мы расскажем про современные традиции на свадьбе, историю их появления и развития.

Знакомство родителей

Еще в древней Руси существовала традиция знакомить родителей жениха и невесты друг с другом. Иначе это можно было назвать сватовством. Жених с семьей приходили к родителям невесты просить руки их дочери. Накрывали богатый стол, и во время пира обсуждали детали свадьбы: когда она состоится, количество гостей, приданое невесты. В наше время такие встречи носят более будничный характер: шикарный стол никто не собирает, можно встретиться не только дома у невесты, но и в кафе или даже в парке. Но факт встречи остается неизменным.

Холостяцкие посиделки

Традиция прощания с холостой жизнью – мальчишник и девичник – пришла к нам из европейской и американской культур. Там это – целое событие, подчас не менее пышное, чем свадьба. Наши соотечественники активно переняли ее, и сегодня накануне свадьбы жених с товарищами отправляются в кафе или на спортивные соревнования, а невеста с подружками собираются на веселую прогулку с фотосессией или в СПА-салон.

Покрытие лица невесты фатой

Один из самых старых свадебных обрядов, имеющий древнюю историю. Всю голову и лицо невесты накрывали, чтобы защитить ее от сглаза и порчи. Белый цвет фаты символизирует чистоту и непорочность молодой девушки. Только муж вправе снять фату после свадебной церемонии, для этого существовал специальный обряд. Сегодня лицо фатой покрывают редко, при этом она представляет собой скорее тонкую вуаль, нежели плотную ткань. Лицо невесты уже не прячут, это скорее изысканный аксессуар. А вот традиция украшать голову фатой жива и по сею пору. Правда, насчет невинности в подробности стараются не вдаваться, поскольку многие молодожены до свадьбы успевают пожить гражданским браком и иногда даже родить детей. Да и цвет ее уже допускается не только белый. Тем не менее, фата – один из главных атрибутов и символов невесты.

Выкуп невесты

Ни одна русская свадьба не обходилась без выкупа невесты. Раньше у этого обычая было весьма практичное предназначение – заплатить родителям денег за дочь. Сегодня выкуп стал декоративным, направленным на развлечение гостей, их знакомство друг с другом и создание хорошего настроения. Некоторые еще устраивают денежные конкурсы, но и в этом случае сумма получается весьма символическая. Ее потом отдают подружкам на шоколадки или молодым на булавки. Недавно стало модно и вовсе обойтись без денежных конкурсов, в качестве штрафов заставляя жениха петь, плясать или признаваться невесте в любви на пяти иностранных языках.

Венчание

Именно венчание на Руси и являлось свадьбой. Без Божественного благословения брак не считался заключенным. Но годы советской власти сделали свое дело, и таинство венчания незаслуженно было забыто. Сегодня духовность постепенно возвращается в нашу жизнь, и все больше пар дают обет верности друг другу перед лицом Бога. После венчания всегда было принято осыпать молодоженов зерном в знак грядущего богатства. Эта традиция актуальна и по сей день, только к крупам теперь добавляют монетки, конфеты, лепестки роз и разноцветные блестящие конфетти для зрелищности. Осыпают молодых не только около церкви, но и после выкупа, перед входом в ресторан, на крыльце ЗАГСа.

Белое платье

Этой традиции немного лет. Она появилась во время правления Екатерины, а та, в свою очередь, позаимствовала ее у английской королевы. До этого традиционное платье русской невесты имело красный цвет и особый орнамент. Теперь белый цвет подвенечного наряда символизирует чистоту и невинность девушки.

Обмен кольцами

Старая традиция, пришедшая еще из Древнего Египта. Надетый на палец круг – символ бесконечности – должен принести паре бесконечную любовь и верность.

Каравай

Одна из старинных русских традиций, которая сохранилась в первозданном виде. После венчания и росписи родители жениха встречают молодых с хлебом и солью. Молодожены должны откусить или отломить как можно больший кусок, посолить и покормить друг друга.

Первый поцелуй

Поцелуй молодых, которые только что стали мужем и женой, имеет глубокий смысл. Он объединяет их души, делая из отдельных личностей единым целым. Совершенный прилюдно, поцелуй оповещает окружающих о новом статусе пары.

Похищение невесты

Эта традиция появилась еще у древних славян, и означала прощание с родным домом и переходом в новую семью. Обычно воровали невесту друзья жениха, а тот должен был найти суженую или заплатить выкуп.

Бросание букета и подвязки

Традиции относительно новые, пришедшие из европейских стран. Считается, что поймавшие букет или подвязку, в течение года тоже выйдут замуж (в случае подвязки – женятся).

Другие традиции

Расскажем про еще несколько интересных и необычных традиций.

Обычай вносить невесту в дом на руках – так девушка будет защищена от злых духов.

Бить посуду на счастье – греческая традиция. После того, как невеста сделает три глотка вина, она должна бросить бокал через плечо. Сегодня есть несколько вариантов этого обычая. Например, по форме и размеру осколков гадают, кто родится у пары первый – мальчик или девочка.

Свадебный торт – европейская традиция, которая вполне успешно прижилась в современной России.

Какие бы традиции и обычаи молодые не использовали на своей свадьбе – русские, европейские, традиции малых народов – главное, чтобы все решения были совместными, и в паре царило уважение и любовь.

Видео по теме статьи:

Свадебные обряды

Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год.

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов .

Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни , причеты, обязательные обрядовые действия невесты , дружки и других участников.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а целостность, очень стройно и логично организованную.

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век . При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

  • После этого следует таинство венчания
  • Гуляние

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизирую тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался.

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Ульяновской области сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:

У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? - Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? - Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.

«Смотрят место»

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Оглашение решения о свадьбе

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.

Особенности в северных традициях

На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.

На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечку перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подружки невесты должны были ловить её и вести к отцу.

После этого совершалось ключевое действие всего дня - «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).

Подготовка к свадебному дню

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

На «неделе» жених должен был приехать с подарками. Если речь идёт о северной традиции, все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Баня

Приезд в дом жениха

Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». 1901.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу . Шкура животного выполняет функцию оберега . Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб . Обычно он во время благословения находится рядом с иконой . В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этот хлеб также обладает магическим действиям. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

Андрей Рябушкин. «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». 1890-1891

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда.

Жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир .

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» - сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови . В других местах о «чести » невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу , блин или пирог , или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут , замазать ворота дёгтем и т. д.

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яишницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Музыкальное наполнение обряда

Литература

  • Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М.: 1985

Вступая в брак, все мы хотим отметить это событие так, чтобы оно запомнилось на всю жизнь. Сегодня заметно увеличился интерес к традиционному свадебному обряду. В этот торжественный день люди стараются соблюсти все свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе. В дальнейшем обряд связывания стал сопровождаться различными свадебными обрядами. Русский свадебный обряд появился в 18-19 веке, это один из самых главных семейных обрядов, состоящий из огромного числа элементов. Среди них можно отметить обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Свадебные обряды являлись символом перехода девушки из отцовского рода в мужний род, под покровительство духов мужнего рода. Данный переход расценивался как смерть в своем роде и рождение в роду мужа. Например, один из свадебных обрядов вытие (ритуальный плач) сравнивается с причитаниями по покойнику. На девичнике хождение в баню сравнивается с омытием покойного. Когда невесту в церковь ведут под руки, это является символом безжизненности, отсутствия сил, а из церкви молодая жена выходит уже сама. Традиция вносить невесту в дом жениха на руках преследует цель обмануть домового, чтобы он принял девушку как новорожденного, который появился в доме, а не вошел в него.

Русский свадебный обряд в разных регионах России различается. Например, на севере обряд сопровождается только причетами, а на юге – полностью состоит из весёлых песен, причеты там играют более формальную роль. В некоторых региональных традициях присутствуют дохристианские истоки, а также элементы магии. Свадебный обряд представляется в виде строго организованной системы.

Несмотря на некоторые различия, общий порядок свадебного обряда остается неизменным и включает в себя следующие элементы.

Сватовство.
Сватовство является свадебным обрядом, который предполагает предложение жениха руки и сердца своей возлюбленной в присутствии ее родителей. В данном обряде, как правило, участвует сам будущий жених. Однако он может также посылать к родителям будущей невесты сватов. Чаще всего в роли сватов выступают родители жениха, близкие родственники, крёстные родители. Исключение составляют друзья, они могут присутствовать при сватовстве в редких случаях. Перед непосредственно сватовством родители жениха и невесты предварительно договаривались об этом.

Заходя в родительский дом невесты, сват осуществлял определенные обрядовые действия. Например, в Симбирской губернии сват должен был садиться под матицу, а в Вологодской губернии – погреметь печной заслонкой и т.п. Бывало так, что сват мог говорить о цели своего визита на неком обрядовом языке, а родители невесты отвечали ему в той же манере. Объяснялось это необходимостью уберечь свадебный обряд от воздействия нечистой силы. По традиции родители невесты обязаны отказать свату на первый раз, даже в случае их одобрения, сват же в данном случае обязан их уговаривать. После обряда сватовства родители будущей невесты давали ответ. Как правило, желание девушки в расчет не принималось. Ее согласие было лишь формальностью. В редких случаях сватовство проходило вообще без девушки.

На сватовство будущий жених должен надеть костюм, а также принести с собой два букета цветов. Один из них он должен подарить матери девушки (будущей теще), а второй – своей будущей невесте. Жених признается родителям девушки в своей любви к ней и просит у них ее руки. В случае родительского согласия отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха.

В наше время, как правило, совмещают сватовство с каким-либо семейным праздником, либо выходными. Естественные хлопоты вокруг стола позволяют будущим родственникам познакомиться поближе. В случае, когда родители жениха по каким-либо причинам отсутствовали на сватовстве, будущие молодожены должны посетить их, где сын представит родителям свою возлюбленную, а она дарит цветы будущей свекрови. После сватовства молодые назначают дату помолвки и ее объявления.

Смотрины.
Смотрины также являются обязательной частью свадебного обряда, при которых жених, его родители, сваты оценивают достоинства и недостатки будущей жены. Как правило, смотрины проводились перед рукобитьем, после сватовства. Кроме того, смотрины предполагают еще и осмотр родителями девушки хозяйства жениха, особое место при этом занимало наличие скота, хлеба, посуды и одежды. Если родителей что-то не устраивало, они могли отказать жениху. В противном случае, родителями невесты назначалась дата гласного сватовства - рукобитья.

В ходе обряда рукобитье окончательно договаривались по поводу свадьбы (дата, расходы, количество подарков, кладка (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданное и т.д.). Как правило, рукобитье осуществлялось по прошествии 2-3 дней после сватовства. Во время рукобитья также распределялись свадебные чины. Итогом рукобитья являлось битье друг друга по рукам (при этом надевали холщевые рукавицы) отцами жениха и невесты. Данный обычай символизировал обязательность выполнения достигнутого договора. Обряд рукобитья свидетельствовал о том, что невеста просватана, в этом случае отменить свадьбу мог только исключительный случай (например, побег невесты).

Позднее обряды рукобития и сватовства присоединились к смотринам.

Вытие.
Вытие означал ритуальный плач, который осуществлялся на стороне невесты. Вытие символизировало прощание невесты с родителями и подругами. Голову невесты покрывали подобием фаты так, что на ничего не могла видеть и сопровождали ее. Как девушку отпускали – она падала.

Девичник.
Девичник осуществлялся, как правило, перед свадьбой или в дни от рукобитья до свадьбы. На девичник у невесты собирались ее подруги и под свадебные песни помогали ей шить для жениха и его родственников подарки. Невеста в это время должна была «плакать, выть, голосить». Это означало, прощание с девичьей жизнью, ожидание тяжелого труда после замужества.

Другим важным моментом на девичнике являлось расплетание девичьей косы, которое осуществляли подруги невесты. Оно означало окончание прежней жизни девушки.

Другим не менее важным элементом свадебного обряда являлось ритуальное омовение невесты в бане. Как правило, делалось это накануне свадьбы или утром в день свадьбы. В баню невеста ходила с подружками, при этом пелись специальные песни и причеты, а иногда осуществлялись некоторые обрядовые действия, имеющие магическую силу. Например, в Вологодской области было принято невесте ходить в баню со знахаркой, которая собрала ее пот в специальный пузырек, а на свадьбе подливала его жениху в алкоголь.

В наше время девичник все еще принято отмечать, только делают это дома или в уютных кафе с подружками. Но могут быть и другие варианты проведения девичника, все зависит от фантазии подруг невесты.

Приданое.
Невеста должна была подготовить к свадьбе большое приданное. В этом ей помогали подружки. Период приготовления приданного называли неделей. В приданое в основном входили вещи, сделаны невестой своими руками: постель (перина, подушка, одеяло) и подарки жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Первый день свадьбы.
Первый день свадьбы характеризуется приездом жениха, поездкой к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Дружка.
Дружка (или дружко) всегда был самым главным участником и руководителем свадебного обряда. Чаще всего именно дружка по ритуальному обычаю ругают, а он должен достойно ответить на такие шутки в его сторону. Жених в торжественный день практически не говорит никаких обрядовых слов. В качестве дружка выступает брат или близкий друг жениха. Его отличительной особенностью являлось повязанное через плечо вышитое полотенце. В традициях некоторых регионов могло присутствовать два, а то и три дружка, однако один из них все равно будет главным.

Приезд жениха.
По традициям некоторых регионов утром в день свадьбы дружка посещает дом невесты, чтобы узнать, готова ли невеста к приезду жениха. Невеста к визиту дружка уже должна быть в свадебной одежде и сидеть в красном углу. В свадебный «поезд» входили жених с дружкой, друзьями и родственниками (поезжане). По мере движения свадебного поезда пелись специальные «поезжанские» песни.

Выкуп.
После приезда жениха проходил еще один свадебный обряд – выкуп. Чтобы добраться до невесты, жених должен заплатить выкуп за ворота, дверь и т.п. При проведении данного обряда большое внимание уделяется магическим действиям, например, подметанию дороги, чтобы уберечь молодых от порчи, которая может быть наведена на брошенный под ноги предмет, камень и т.п. В разных традициях дорога, которую должны подметать, разная. Выкуп невесты сохранился и в наши дни. Выкупать невесту разрешается у подружек и у родителей. Бывало так, что жениха обманывали, выводя к нему невесту с закрытым лицом. Вместо настоящей невесты выводили другую девушку или даже пожилую женщину. В такой ситуации жениху приходилось выкупать невесту заново, либо искать ее.

Венчание.
Перед отъездом жениха и невесты в церковь родители невесты благословляли их иконой и хлебом. Перед обрядом венчания невесте расплетали косу, а после него ей заплетали две «бабьих» косы, при этом тщательно закрывая волосы головным убором (повойником). Иногда это осуществляли на свадебном гулянии, а у старообрядцев - между обручением и венчанием, либо перед обручением.

Приезд в дом жениха.
После венчания невесту везут в дом жениха, где его родители благословляют их союз. Во многих традициях по приезду жениха и невесту сажали на шубу, которая являлась оберегом. Хлеб являлся обязательным элементом обряда благословения. Как правило, хлеб находился рядом с иконой. Во многих традициях хлеб должны откусить и жених, и невеста.

Свадебный пир.
Как правило, за едой с шутками и песнями праздновалась свадьба. По традициям родители невесты не должны присутствовать за свадебным столом в первый день, поэтому существовал такой обычай «звать гордых». Это задание поручалось ряженым гостям со стороны мужа и жены. Шумной толпой они приходили в дом родителей невесты и приглашали их за свадебный стол. После таинства венчания заканчиваются причитания невесты, и начинается радостная и весёлая часть обряда. После этого молодожены отправляются за подарками в дом невесты, после чего едут в дом жениха, где уже все готово для свадебного пира. Свадебный пир все время сопровождается величавыми песнями для жениха, невесты, родителей и дружка. Второй день празднуют в доме родителей невесты. Если пир продолжается три дня, то третий день снова празднуют в доме жениха.

«Укладывание» и «бужение» молодых.
«Укладывание молодых» осуществляла сваха, либо постельница готовила брачное ложе, за которое жених должен был дать выкуп. Утром сваха, свекровь или дружка «будили» молодых. Как правило, после «бужения» гостям демонстрировали простынь или рубашку невесты с пятнами крови, что свидетельствовало о ее чести. По другим обычаям «честь» невесты демонстрировал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог. Если невеста оказывалась не девственницей, её родителей высмеивали, могли замазать ворота дегтем и т. д.

Второй день свадьбы.
Самым распространенным обрядом на второй день свадьбы является поиск невесты «поиски ярочки». Суть данного обряда состоит в том, что невеста (ярочка) прячется где-то в доме, а жених (пастух) или его родственники ее ищут.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»