Типы неправильного воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребёнка. Типы неправильного воспитания в семье

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Для современных семей выражение «Еда - это любовь» может быть перефразирована более актуально: «Еда - это власть». Не так давно доктор Леонард Сакс был в ресторане и услышал, как отец говорит своей дочери: «Дорогая, не могла бы ты сделать мне одолжение? Пожалуйста, может, ты попробуешь хотя бы немного своего горошка?» Для многих людей эта фраза могла бы прозвучать, как признак нормального или даже изысканного воспитания - мягкие уговоры, сформулированные как вопрос, чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, без угроз для его достоинства и без сцен...

Крах родительского воспитания

Но для Сакса, который является семейным врачом и психологом, известным из-за своих статей в области детского развития, ситуация воплощала в себе нечто гораздо худшее - недавний крах родительского воспитания, который произошел, как минимум частично, из-за того, что дети стали страдать от избыточного веса, избыточного употребления медикаментов. Они растут нервными и не уважающими ни себя, ни всех, кто их окружает.

Идеальное воспитание или его отсутствие?

Сцена в ресторане - это яркий пример того, как очень многие родители во всем полагаются на своих детей, так как они отказались от своего родительского авторитета и потеряли уверенность в себе. Они мотивированы стремлением вырастить своих детей разумно и с уважением. В теории их намерения являются хорошими, а их старания - впечатляющими. Современные мамы и папы хотят воспитывать детей, давая им возможность принимать решения. Они стараются во всем угождать своим детям и всячески избегают конфликтов. Но в реальности родители находятся на грани того, чтобы потерять все влияние, которое они еще могут оказывать на детей.

Проблема с едой

Обеденный стол - это эпицентр всего происходящего. «Когда родители начинают отдавать контроль над ситуацией детям, выбор пищи обычно бывает первым, что дети берут в свои руки», - написал Сакс в своей книге. Правило «Никакого десерта, пока не съешь брокколи» в последнее время превратилось в следующее: «Что насчет пары кусочков брокколи? А потом ты сможешь съесть десерт». Установка превратилась в вопрос с предложением взятки. Обед дома требует, чтобы родители опросили своих детей касательно того, что те хотят съесть. Вариантами, например, могут быть жареная курица с картофелем или куриные наггетсы с фри. Можно легко догадаться, что выберут дети. И родители тут же начинают вести переговоры по новой: «А как насчет фри из батата?»

Роль лидера в семье - чья она?

Родители в Северной Америке и во многих других частях света стали более склонными спрашивать у своих детей, а не говорить им. «Это естественный процесс, - сказал Гордон Нойфельд, выдающийся психолог, которого Сакс цитировал в своей книге. - Интуитивно мы знаем, что если мы будем принуждать, то встретим сопротивление». Он говорит, что для повседневных вопросов, таких как цвет штанов, которые ребенок наденет, это нормальный подход. Но когда люди начинают консультироваться с детьми в вопросах, касающихся заботы и опеки, таких как кормление, они делают своих детей главными. Это запускает врожденную психологическую реакцию, активируются инстинкты выживания. Дети не чувствуют, что о них заботятся, поэтому они начинают играть главную роль.

Почему детям приходится становиться лидерами?

Поэтому если девочка в ресторане действительно съест немного горошка, как ее попросил ее отец, она, вероятнее всего, поверит в то, что действительно оказала ему услугу, и теперь он должен оказать ей услугу взамен. Еда может стать первым проявлением краха родительского воспитания, но это не единственная проблема. Многие сферы семейной жизни страдают из-за подобного смешения ролей. Таким образом, то, что происходит во время еды, служит метафорой того, как неуверенные в себе родители стали «альфа», то есть «вожаком стаи», «принимающим решения» в семье, ответственным лицом. Взрослым человеком.

Смена поколений родителей

Эта неуверенность в себе, естественно, происходит из любви. Многие родители жаждут вырастить детей не так, как они росли сами. Они говорят: «Я не могу делать тех вещей, которые делали со мной, это не кажется мне правильным. Я не хочу кричать, я не хочу наказывать». Между предыдущим поколением родителей и нынешним произошел серьезный сдвиг в родительском воспитании. Многое изменилось с того момента, как к отцу можно было обращаться только как высокопоставленному лицу, и, когда он заходил в дом, ребенок буквально пулей вылетал из его кресла.

Эмоциональное воспитание

Однако эволюционный процесс не так прост. Родители пытаются воспитывать детей с эмоциональной точки зрения, но при этом их никто этому не учил в первую очередь. Это то же самое, что учить детей французскому и параллельно читать учебник по французскому языку впервые. Родители приоритетной задачей перед собой поставили то, чтобы ребенок чувствовал себя уважаемым и знал, что к его мнению всегда прислушаются, с ранних лет. Родители хотят быть эмоционально доступными для своих детей, а также чтобы дети могли свободно выражать свои эмоции. Детям теперь разрешено закатывать истерики, потому что они учатся контролировать свои чувства. Кто-то сказал: «Мне кажется, или сейчас можно увидеть гораздо больше истерик у детей, чем раньше?». И это заставляет задуматься.

Демократия в семье

Родители также стремятся создать демократичный быт, где у каждого члена семьи имеется право голоса в вопросах того, что происходит. «Пора ли идти на улицу?», «Пора ли принять ванну?», «Хотел бы ты устроить вечеринку здесь?» - так они культивируют независимость и свободу мысли у своих детей. Ранее строгое послушание являлось эталоном, сейчас оно рассматривается как устаревшее и потенциально небезопасное. Послушание может означать, что ваш ребенок является «слабаком», чего не хочет ни один родитель, особенно с учетом того, как издевательства перешли на новый уровень - из школ в виртуальное пространство.

Являются ли дети меньшинством, требующим равноправия?

Существуют также и более масштабные причины смены баланса в отношениях родителей и детей. В течение последнего полувека общественность стала презирать неравноправие, основанное на поле, расе, религии или сексуальной ориентации. В погоне за равноправием были достигнуты определенные успехи. Даже корпорации сейчас сменяют традиционную пирамидальную организацию менеджмента на «плоскую». В западном обществе, где равноправие для всех стало культурной целью и конституционным правом, с детьми обращаются так, как будто они являются еще одной группой меньшинств, которую нужно уважать, давать ей расширенные права и возможности. «Расширение прав и возможностей стало добродетелью, - сказал Сакс. - Давайте расширим права и возможности для всех, почему нет?»

Дети пересиливают родителей - родителям пора взрослеть

Но многие дети на самом деле «пересиливают» своих родителей. И люди, которые работают в сфере развития детей, говорят, что это серьезная проблема. Функциональная семейная ячейка зависит от одной социальной конструкции, над разрушением которой современное общество работает не покладая рук - на иерархии. «Вам нужна серьезная демонстрация своего лидерства, чтобы заставить вашего ребенка довериться вам и зависеть от вас, - сказал Нойфельд. - Если у нас не хватает природной силы, тогда мы с трудом может потребовать что-то от ребенка или поставить ему ограничения. Родитель всегда должен быть уважаем как высший человек. Пора родителям снова взять в руки руль машины своей семьи».

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «улицы».

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи . В результате такого воспитания ребенок, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по «типу Золушки» , т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – когда за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности . Ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания , когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Достаточно хороший вариант взаимоотношений – когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними. При этом родители должны обладать необходимой чуткостью и тактом, умением войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний, без нервозности и предубеждений.

Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убедительно раскрывая свои аргументы.


Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь "сюсюканьем", задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание но типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидвая акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание но типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобление
Другой тип - "Жесткое воспитание" — за малейшую провинность бенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские сильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадала охота к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В различных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми "ременными" традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые "трещинки" во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, "сфальшивят" в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, замыкаются в себе, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний "из-за желания добра", без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: "Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!"
Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до душевного общения с детьми, что порождает у детей чувство обиды и одиночества
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, но раскрывая и свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания либо чрезмерная избалованность детей может приводить полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Лекция, реферат. Основные типы неправильного воспитания в семье - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Социальная среда, конечно, очень важное условие формирования характера. Но не менее важным является воспитание. Нельзя исключать роль воспитания в формировании характера, так как неправильное воспитание может вызвать определенные патологии в характере. Воспитание можно классифицировать на целенаправленное или стихийное.

По целям воспитание можно разделить на три вида:

воспитание для воспитателя,

воспитание для общества

воспитание для воспитуемого.

Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание, такое как послушание.

Задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.

Первые два вида воспитания условно можно назвать «дрессурой». Подлинное воспитание всегда сопровождается процессом самовоспитания.

В психологии выделены типы неправильного воспитания:

1) «Кумир семьи» - все для ребенка. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным, эгоистичным, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться, одеться и т.д. Такому ребенку трудно адаптироваться к требованиям детского сада. Кроме того, постоянное несоответствие окружающего мира его ожиданиям, приносят ему настоящий дискомфорт, в котором он пребывает большую часть времени, а значит не чувствует себя счастливым. С возрастом требования среду все больше и больше возрастают и соответственно состояния ребенка и его адаптация больше страдают.

2) Гиперопека - Все за ребенка; Чрезмерная родительская забота о ребенке, выражающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку. Дети находятся в центре внимания, они объект восхищения, завышенных ожиданий родителей. Родители идут на поводу у своего ребенка, оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод.

3) Гипоопека - ничего для ребенка; Это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности, попытке «улучшить характер» или, наоборот, в равнодушном попустительстве.

4) Безнадзорность - ребенок сам по себе. безнадзорность. Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к ребенку, отсутствие ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте - уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

5) «Золушка» - все от ребенка и ничего ему; Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания. Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость;

6) «Ежовые рукавицы» - диктат; Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев. Усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка - постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

7) «Двойное принуждение» - непоследовательность предъявления требований и отсутствие эмоционального контакта. Тип неправильного воспитания предрасполагает к развитию определенных акцентуаций.

Если рассмотреть различные типы неправильного воспитания и определенные патологии в характерах, то можно составить таблицу, показывающую их связь. Рассмотрев данную таблицу, есть возможность предопределить какой тип воспитания и характер, образование которого он провоцирует.

Распределение различных типов воспитания и типов характера

Примечание: В клинической психологии используется классификация:

И - истерический характер,

Ш- шизоидный,

Э+В- эпилептоидный (возбудимый вариант),

ПС - психостенический,

А - астенический,

П- параноидальный,

М - мозаичный (смешанный).

Характер истерический- повышенная эмоциональность и впечатлительность, жажда признания, аффективно-мотивационная лабильность и пр. Гиперчувствительность и театральность поведения - основные черты истерического типа характера, наложенные на бессознательную тревогу, вину и стыдливость превращают человека в героя боевика, который постоянно попадает в крайне сложные, трагичные или комичные ситуации. Это связано, прежде всего, с тем, что истерический тип очень чуток ко всему происходящему вокруг, его чрезмерная сердечность и человечность вызывает настоящую бурю эмоций и контролировать эти эмоции человек не в состоянии. Однако, люди с истерическим типом характера, зачастую могут проявлять завидную отвагу в спасении других людей. Связано это с тем, что чувство сострадания настолько сильно, что может на время «отключить» инстинкт самосохранения. Так же ярко выражено у истерического типа чувство страха и за себя, и за все вокруг, и за каждое живое существо. Кажущееся противоречие - глубочайший страх и способность самопожертвования в действительности очень четко отражает внутренний мир человека, поскольку в душе истерический тип - это маленький ребенок, напуганный и беспомощный, которому постоянно угрожает смертельная опасность. Ощущение себя этим ребенком и становится «толкающей» силой, стимулом для проявления подобных противоречий.

Характер шизоидный - ориентация на внутренние ощущения и переживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспособность переживать яркие эмоции и пр. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают бывать одни, находится в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Характер эпилептоидный- эмоциональная ригидность, склонность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность следовать нормам. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе.

Характер психостенический. Вариантом этого типа характера является тревожный. один из типов акцентуации характера. Свойственны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий. Оставить психастеника в покое можно, иногда даже нужно.

Характер астенический - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмоциональность. отличается неспособностью индивида мобилизовать себя для решения проблем, неуверенностью в своих силах, склонностью в своих решениях и действиях полагаться на других людей и искать у них помощи, и в то же самое время - обидчивостью, самолюбием, уязвимостью перед лицом критики и неудач.

Характер параноидальный - чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др. Подавленность, недоверчивость, обостренное чувство опасности, которая таится во всем и во всех окружающих, а отсюда острая подозрительность к людям вообще и к каждому в отдельности, стыд перед угрозой разоблачения своих ошибок и грехов, страх перед неудачами и отказами - основные проявления параноидального типа характера. Часто наблюдаются неадекватные эмоциональные взрывы при отстаивании своей точки зрения, преувеличение собственной значимости и тенденция искажения ситуаций, когда любое проявление внимания со стороны воспринимается как угроза в свой адрес. Однако при всем этом человек с параноидальным типом характера остро нуждается в защите - для него жизненно важно, чтобы его «тыл», его спина была под постоянной надежной защитой. Отсутствие чувства защищенности, как правило, приводит к очень серьезным проблемам, поскольку у таких людей инстинкт самосохранения либо крайне обостренный, что приводит к агрессивным действиям против окружающих, либо очень слаб, что в свою очередь может стать причиной суицида.

Зачастую неправильное воспитание , основанное на излишней родительской любви, без осознания родителями закономерностей психического развития — становиться источником неврозов детей .

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитика Олега Матвеева, желаю Вам психического здоровья.

Рассмотрим основные проблемы неправильного воспитания детей — источники неврозов

Первая группа источников неврозов детей при неправильном воспитании

Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В воспитании отражаются неблагоприятные личностные особенности родителей.
Направленность личности родителя - это излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.

Характер - это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям .

К этой же группе факторов можно отнести большое количество взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в воспитании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту группу следует включить односторонний характер воспитания. Здесь речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков.

Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно сказывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

Вторая группа источника неврозов при неправильном воспитании детей

Преобладание чрезмерной рациональности в воспитании ребенка в виде большого количества моральных предписаний, требований и запретов , его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности.

Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так называемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки).

Третья группа источника неврозов у ребенка при неправильном воспитании

Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов. Данная группа источника неврозов детей обычно включает в себя:
  • Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает профессиональной карьере.
  • Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.
  • Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
  • Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «Я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
  • Несогласованность воспитания - социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей.

Четвертая группа источника неврозов детей при неправильном воспитании

Неблагоприятные личностные изменения у родителей влияющие на детские неврозы:

  • Тревожность в отношениях с детьми - следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
  • Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей.

    Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту.

  • Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.
  • Доминантность, или властность, в отношениях детей означает безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
  • Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту - это, как правило, субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям.
  • Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обусловлена интровертированными чертами личности родителей.
  • Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.

    Противоречивость отношений родителей является выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.

Пятая группа источника неврозов у детей, неправильное воспитание

  • Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае невротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям.

    Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.

  • Гиперопека. Можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; б) психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в признании; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.
  • Любовь родителей к детям. Мать любит не столько реального ребенка, сколько некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования взрослых.
  • Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.

    Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей: а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг; б) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; в) ограничивать активность и самостоятельность; г) предписывать образ действий; д) часто запрещать; е) ругать за малейшие промахи и недостатки; ж) прибегать к различным санкциям.

  • Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению - привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Здесь встречается чрезмерно ранняя рационализация чувств и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
  • Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выражается феноменом психологического прессинга - избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным (бессознательно) типом восприятия.

Неправильное воспитание ребенка — источник неврозов детей: выводы

Рассмотренные особенности воспитания чаще всего являются предпосылками появления невротических реакций, причем, чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления расстройств у детей.

Охарактеризованные наиболее типичные случаи неправильного воспитания и указанные модели, приводящие к неврозам детей, следует рассматривать как случаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»