Во сколько лет лучше отдавать ребёнка в школу? Спорт детям. C какого возраста отдавать ребенка в спортивные секции

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?». Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет. Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Согласно статье 67 закона «Об образовании в Российской Федерации» зачисление ребенка в первый класс должно происходить в строго определенном возрасте: от 6 лет и 6 месяцев до 8 лет ровно. Именно на эти временные рамки придется ориентироваться родителям, решающим, как скоро отправить малыша учиться.

Впрочем, известны случаи, когда по письменному заявлению опекунов ребенка принимали в школу раньше положенного возраста. Такое возможно, например, в частных учебных заведениях, где специально формируются классы из детей помладше. Если же речь идет об обычной общеобразовательной школе, то, чтобы записать туда ребенка до 6,5 лет, родителям придется предварительно показать чадо психологу. Именно на основании заключения специалиста об уровне эмоционального и социального развития крохи и будет принято решение, готов ли малыш к обучению в первом классе.

Существует ли шанс отдать ребенка в школу в 8,5 лет или позже? В норме, если малыш такого возраста еще не посещает учебное заведение, его семьей непременно заинтересуются органы опеки. Происходящее будет расцениваться госструктурами как нарушение права юного гражданина на получение начального образования. Родители ребенка будут привлечены к административной ответственности. Не произойдет этого лишь в том случае, если дошкольник будет официально признан не готовым к обучению по состоянию здоровья.

По состоянию здоровья

При наличии у ребенка хронических заболеваний, вопрос, когда стоит отдавать его учиться, должен решаться при непосредственном участии наблюдающего кроху врача.


Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом
  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

Однако, говоря о готовности ребенка к школе, нельзя учитывать только физиологические факторы. То, насколько комфортно будет ощущать себя малыш в учебном заведении, зависит от множества параметров. Не в последнюю очередь – от уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития крохи.

Интеллектуальное развитие

Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала. Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно. Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:

  • умение анализировать информацию и выделять главное;
  • способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
  • свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
  • достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.

Эмоциональный фон и зрелость нервной системы

Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.


Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе. Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога. Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает. В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

(4 оценили на 4,50 из 5 )

Начало хождения в детский сад – стресс не только для малыша, но и для всей семьи, ведь до этого кроха был под крылышком у мамочки, а теперь… «Как он там? Сытый ли? Одет ли как следует? Не плачет ли? Не обижают ли его?» - множество страхов посещают родителей в этот непростой период.

И главным вопросом остаётся: когда лучше отдавать ребёнка в детский сад, чтобы процесс адаптации прошёл максимально мягко?

Положительные и отрицательные стороны детского сада

Плюсы:

  • Общение со сверстниками, развитие умения взаимодействовать с ними;
  • Развитие речи;
  • Усвоение правил и норм поведения;
  • Умственное и физическое развитие. В садике проводятся специальные занятия и, в дальнейшем, это обеспечивает плавную подготовку к школе;
  • Малыш становится более самостоятельным, совершенствуются его навыки самообслуживания (читайте полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

Минусы:

  1. Сильная нагрузка на психику, вследствие трудностей адаптации к садику;
  2. Высокая вероятность вирусных и инфекционных заболеваний;
  3. Часто происходит ухудшение питания ребёнка, так как «еда в садике не нравится»;
  4. Можно столкнуться с непрофессионализмом воспитателей, их авторитарным поведением и недостатком внимания к ребёнку (вследствие большого количества детей в группе);
  5. Изменения в поведении малыша не в лучшую сторону. Иногда родители замечают у него повышение капризности и агрессивности.

Так или иначе, «официальная традиция» ходить в садик плотно вошла в нашу жизнь и подавляющее большинство малышей начинают своё знакомство с обществом именно с этого учреждения. Вот только спорным остаётся вопрос: в каком возрасте лучше отдать в садик ребёнка?

Здесь мое мнение однозначное: до 3-х лет лучше быть рядом с ребенком, а после 3-х можно плавно начинать водить в группу садика.

В каком возрасте отдают ребёнка в садик ?

Стремление рано отдать ребенка в садик обычно обусловлено:

  • финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
  • желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.

Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?

  1. Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью. Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар «Здоровый ребенок-практикум для мамы», чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. );
  2. Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок , кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
  3. Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.

Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.

Если рано пойти в садик…

На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?

  • Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
  • Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
  • Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
  • Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;

Подготовка ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.

Сколько детей ведут в детский сад, даже не уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.

Вы разберетесь в таких важных вопросах, как:

  • подготовка ребенка к садику. Физическая и моральная,
  • когда начинать водить в садик: в числе первых детей или дождаться, когда все уже привыкну и зайти в группу последними?
  • превратить воспитательницу в лучшего друга для вашего ребенка. Вы не будете переживать, что о малыше в ваше отсутствие никто не позаботиться;
  • реагировать на детские слезы при прощании с ребенком в саду, как объяснить ему, что вы обязательно его заберете и не оставите в садике навсегда,
  • помочь ребенку подружиться с другими детьми, атак-же уметь постоять за себя и не давать в обиду;

и это лишь часть важнейших вопросов.

мои три дочери отходили в садику и с каждой мы начинали подготовку по методике, предложенной в данном курсе. Она работает!

Возрастные особенности детей

Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.

  1. У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
  • Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
  • В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
  • В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
  1. В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
  • Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
  1. К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.

Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.

Какой садик выбрать: частный или государственный?

И в том и в другом случае есть свои «плюсы» и «минусы». При принятии решения важно учитывать то, во сколько лет отдаёте ребёнка в детский сад, и особенности его развития.

Государственный садик

  • Чёткое соблюдение санитарных правил и других норм, напрямую связанных с обеспечением безопасности ребёнка;
  • Невысокая стоимость;
  • Разработанные стандарты программ, способствующие подготовке к школе;
  • Сбалансированное питание, строгий контроль за ним;
  • Возможность посещать дополнительные развивающие занятия;
  • Расположение детского сада вблизи от места проживания.
  1. Многочисленные группы (по 25-30 человек и более);
  2. Невозможность уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку;
  3. Отсутствие современного оборудования, мебели, развивающих игр;
  4. Можно столкнуться с некачественным уходом за детьми и грубым обращением со стороны сотрудников детского сада.

Частный садик

  • Небольшие группы (от 8 до 15 человек) и возможность уделить внимание каждому малышу. Дети подвергаются меньшему риску заболеть;
  • Качественные занятия с детьми, современные программы развития;
  • В большинстве таких садиков есть группы раннего развития. Детские сады для детей от 1 года обычно способствуют мягкой адаптации ребёнка к условиям садика;
  • Гибкий график посещения садика: можно выбрать наиболее подходящий для малыша и родителей;
  • Новое оборудование, игрушки, комфортные условия в помещении;
  • Возможность выбирать развивающие занятия;
  • Наличие свободных мест;
  • Зачастую более «интересное» для детей питание.
  1. Высокая стоимость;
  2. Не у всех есть лицензия;
  3. Отсутствие контроля вышестоящих организаций.

В каком возрасте и в какой садик отдать ребёнка – решать вам. Только торопиться точно не стоит. Планомерное развитие и психологический комфорт вашего малыша – самые важные задачи на данный момент.

И помните, что занимаясь подготовкой к садику заранее, вы застрахуете себя от массы проблем. До встречи на интернет-курсе по легкой адаптации к детскому саду.

Статья не рассчитана на сторонников делегирования ответственности за воспитание и образование собственных детей на учебные учреждения. Да, в идеале детские сады должны стать не только хорошей площадкой для подготовки к школе, но и местом, где проблемы ребенка будут скорректированы специалистом. Да, школа должна включить качественный фильтр для определения степени готовности детей. В идеале. Но реальность диктует иные условия.

Мое субъективное мнение: обучение у нас сильно отстает от развития. Я считаю, что и шесть — поздно. Вспомните возраст «почему» вашего ребенка. Это пик познавательной активности. Уже в год ребенок вполне способен усвоить первые математические понятия. Моя дочь к пяти годам легко оперировала отрицательными числами, производила простейшие операции с дробями, понимая смысл. Предвижу возражения, что дети разные. Да, каждый ребенок имеет свою «карту развития», свои особенности, наклонности, свои нарушения. Беспроблемных детей не бывает. Фото: picjumbo_com, pixabay.com

Для начала определимся с собственной мотивацией. Разумеется, каждый родитель мечтает об успехе ребенка, проблема лишь в понятийной сущности успеха. Что для вас успех — удачные результаты школьника, хорошие оценки или полноценное малотравматичное развитие, раскрытие способностей, творческого потенциала? Думаю, что честный ответ поможет принимать правильные решения, решения любящего родителя.

Из всех доводов против раннего ученичества мне кажется разумным только один — противопоказания, связанные с физическим (различные болезни, физическое недоразвитие и т. д.). Все остальные не просто спорны, но и проявляют мотивацию взрослых.

Разумеется, любому педагогу проще работать с читающими, пишущими, считающими детьми, желательно на уровне класса третьего. В его идеальной картине дети легко выдерживают нагрузки и не отвлекаются даже на занятиях скучнейшими делами. Они все — выпускники школы вежливости: на переменах ходят исключительно строем, детские конфликты для них — дело невозможное.

Родители, прочитав статьи о требованиях к школе, начинают испытывать тревожность. Они либо бросаются по первому попавшемуся объявлению исправлять ситуацию к «специалистам», которых в последнее время развелось огромное количество, либо решают переждать, надеясь, что природа сделает свое дело, оправдывая себя «нерадивыми воспитателями и учителями».

По поводу «специалистов». Только за последние два года ко мне неоднократно обращались с просьбой разработать образовательные методики для развивающих центров. Как человек въедливый, я внимательно знакомилась с концепцией, общалась с инициаторами и… отказывала. Это были либо «пустышки» с путаными представлениями учредителей, нацеленными, скорее, на коммерческий успех, либо околорелигиозные образования.

  • Поэтому главный совет родителям: включайте критичность в любой ситуации, связанной с вашим ребенком. Не спешите записываться на занятия, прежде чем не ознакомитесь с системой, с методами работы.

Разбиваем доводы.

— Вам рано, если ребенок не умеет хорошо читать, писать, считать.

Современная начальная школа «1−4» была разработана именно для шестилеток. Просто взяли программу трехлетней школы и «растянули» на четыре года. Период обучения грамоте тоже увеличили, снизили требования. То есть, по сути, этот курс рассчитан на детей, которые не умеют читать и писать. Поэтому отсутствие этих умений не может стать препятствием для поступления в школу.
Фото: klimkin, pixabay.com

Вместе с тем родители должны знать: если к шести годам не владеет счетом в пределах первого десятка, у него проблемы с речью (включая развитие фонематического слуха, правильное произнесение звуков, построение предложений и т. д.) — это может быть тревожащим показателем задержки психического развития.

— Вам рано, если ребенок испытывает трудности коммуникаций.

Ребенок, посещающий дошкольные учреждения, обычно хорошо адаптирован. Если он конфликтен, агрессивен, плаксив — это симптомы, с которыми надо обращаться к специалисту. А совет для «домашних» еще и вреден. Еще год изоляции от сверстников не прибавит ему коммуникативных навыков.

И уже совсем удивляют советы тех, кто предлагает отказаться от школы детям, которые не могут удержать внимание на одном объекте менее 15 минут. Чтобы вы оценили весь непрофессионализм таких «советчиков», приведу личный пример.

Конец 80-х. В стране активно насаждается переход на обучение с шести лет. Меня, юную учительницу, проработавшую в школе всего год, «бросили на новаторскую амбразуру». Почему новаторскую? И в те времена планы, наработки, методики следовали за чьим-то решением, проще говоря, стройной методики не существовало. Был набор методичек, написанных бессмысленным бюрократическим языком. Опытные учителя под любыми предлогами отказывались от этого направления. Все, кто прошел, описывали свои впечатления коротко — «ужас».

Это, действительно, был ужас. Ничего не работало — ни постоянные игры, ни сокращенные уроки, ни частые физминутки. Ничего! Класс просто «расползался». Прошедшие горнило, делясь опытом, доверительно шептали: «Орали до хрипоты». Такую беспомощность, пожалуй, я не испытывала никогда позже. Вечера за книгами классиков психологии, ночи за изготовлением различных пособий, никакого результата, сплошное отчаяние. К третьей четверти на смену отчаянию пришла злость на себя. Тезис о том, что не бывает плохих учеников, есть лишь плохой учитель, больше не подвергался сомнению.
Фото: Depositphotos

Тогда и пришли ответы. Я поняла, чем принципиально отличается шестилетний ребенок от семилеток. Один из ответов — устойчивое произвольное внимание на одном предмете не больше 4 минут. Провела обширное тестирование. (Предвижу возражения: «Мой ребенок рисует (лепит, конструирует и проч.) часами». Напомню, речь идет о произвольном внимании, а не постпроизвольном. О разнице этих форм можно прочесть в статье .) Пришлось переформатировать урок — каждые 3−4 минуты новый вид деятельности, в рамках одной цели.

Разумеется, это не единственный «секрет шестилеток».

Разумеется, есть характеристики, основные требования к психологическому, физиологическому уровню потенциального ученика. Это не просто набор определенных знаний и умений, а состояние общей и мелкой моторики, уровень развития мыслительных операций, внимания, памяти, социализация.

Задумайтесь, сможете ли вы самостоятельно создать условия для полноценного развития? Где легче научиться общению со сверстниками — дома или в детском коллективе?
Фото: Depositphotos

Если ваши представления об успешности ребенка заключаются в раскрытии потенциала, при принятии решения существенным должен стать выбор школы, педагога. Именно от педагога во многом зависит адаптационный период, степень травматичности при обучении. Постарайтесь еще на предварительном этапе выстроить доверительные отношения, не стесняйтесь задавать вопросы, наблюдайте. Интересуйтесь требованиями, методиками, которыми он пользуется. Закрытость, нежелание идти на контакт — тревожный сигнал.

С шести или семи — решать родителям. Если вы отложили взросление ребенка на год, постарайтесь провести его максимально эффективно.

Сейчас есть довольно жесткий закон, обойти который вы не можете. Закон упорядочил возрастные границы поступления ребенка в школу, а те времена, когда в одном классе оказывались пятилетки и почти восьмилетки, – прошли, такого сейчас нет. Ребенку обязательно должно исполниться шесть лет не позже апреля для того, чтобы он поступил в первый класс в этом же календарном году.

Тем не менее, ребенок, которому шесть лет и пять месяцев, и ребенок, которому семь лет и пять месяцев, – это, безусловно, разные дети. И тогда многие вещи зависят от самого ребенка, а уровень сформированных навыков, таких как чтение и счет, я бы поставила на последнее место. На первом месте все-таки должны быть желание и стремление ребенка войти в рамки школьной системы и приступить к систематическому обучению. Для таких детей этот процесс интересен, они по всем характеристикам выдерживают продолжительность урочной системы и могут долго, концентрированно и целенаправленно заниматься сидячей деятельностью, слушать и воспринимать другого человека, с готовностью подчиняются правилам. И есть дети, которые с радостью подчиняются правилам, а есть такие, которым это трудно.

Обычно родители интуитивно видят, готов ребенок к школе или не готов. Когда есть какие-то сомнения, лучше привести ребенка к психологу: очень важно понимать – умеет ли ребенок кооперироваться, сотрудничать, конструктивно подчиняться кому-то.

Если вы видите, что ваш ребенок еще и в восемь-девять лет не готов, то закон эти вещи тоже оговаривает. В восемь лет – это возможно, и бывает, когда родители отдают в таком возрасте и не прогадывают.

Оптимальный вариант – от шести с половиной до восьми ровно. Родители должны знать закон об образовании, а все иное должно быть подтверждено комиссиями и документами. Полагайтесь на свое чутье и видение ребенка, но хорошо было бы заручиться еще каким-то экспертным мнением и не бравировать тем, что ребенок бегло читает, считает и пишет, потому что при этом он может совершенно не уметь сотрудничать, конструктивно подчиняться, терпеть не может правила и имеет трудности в общении со сверстниками. Такому ребенку будет безумно трудно учиться.

Общий ответ - когда ребенок готов. Психологический и физиологический возраст отличается от паспортного. Cозревание центральной нервной системы индивидуально, и ранний выход в школу, стресс дадут сильную нагрузку на несозревшую нервную систему. Нужно быть очень аккуратным. По-хорошему, определять готовность ребенка к школе должен даже не невропатолог, а нейропсихолог.

Тут важно разделять две вещи: обучение – то есть школа, и развитие ребенка, а это разные вещи. Вопрос обучения и развития – это всегда единство и борьба противоположностей. Сама школа, как институт, несет шум, напряжение, постоянный контроль, оценку, ориентацию на результат. Это сильная нагрузка на нервную систему. Если у ребенка тонкая душевная организация, то ему будет сложно, даже если он в 6 лет уже умеет читать и писать. Важны детали. Как ребенок реагирует на стресс, на нагрузку? Он плачет, переходит из состояния сильного возбуждения и активности в состояние упадка сил и вялости? Быстро теряет интерес к происходящему, словно у него разряжаются батарейки? Это признаки неготовности нервной системы.

Мы на Ежике делали большой с детским и семейным психологом, посвященный в том числе и тому, когда отдавать в школу, тут можно почитать подробнее.

Сначала нужно разобраться, о чьём ребёнке идёт речь.

Шучу. Отдавайте ребёнку в 7 лет - это средняя составляющая. Подобная математика никогда ещё не подводила. Это то, что выбрано за золотую середину. Учитывая, что образование происходит от "образовывать себя" [Александр Дугин, профессор философии и социологии в МГУ], то знание не есть единственно важный аспект. К слову, школа учит интеграции в обществе (умения списывать, умение общаться с преподавателями, умение обходить острые углы, умения взаимодействовать курящим за зданием школы подросткам, умение давать отпор).

Риски к ребёнку неприменимы. Отдадите слишком рано - риск потерять лишний год необходимого детства. Отдадите слишком поздно - риск того, что ребёнку придётся общаться с младшими по возрасту, не спорю, иногда и это нужно, но не все же 9-11 лет.

Соглашусь с ответом выше о том, что отдавать ребёнка в школу стоит тогда, когда он готов. Но на мой взгляд - взгляд ученика 10 класса, отдавать лучше пораньше, конечно, с учётом всех возрастных ограничений, которые так же описаны выше. Потому, что когда Ваш ребёнок окончит школу, у него будет чуть больше времени (не 18, 17 лет) для того, чтобы так сказать "поколебаться отсюда сюда", поступить в нужный университет в следующем году, если не получилось в этом.

Только с 7 лет может,куча историй и у меня так вышло что мы со старшим сыном с 6 пошли он играл на уроках,хотя в садике хвалили и говорили что очень умный любознательный мальчик!!!мы живём в Германии здесь всё м 6 лет идут в первый класс,и уже первый год 5 детей оставляют на второй год нас во 2 классе оставили но из за того что ребёнок был не готов

Если кратко: чем раньше, тем лучше. "Раньше сядешь за парту, раньше выйдешь из-за неё" . Ещё останется время, чтобы лучше присмотреться и приспособиться ко взрослой жизни. Тем более, что нынешний 1 класс - аналог подготовительной группы детского сада прошлых лет.

И ещё? Есть такое выражение: "профессиональное выгорание ". Оно ждёт почти любого профессионала. Учёба - это тоже профессия. Поэтому к 8 - 9 классу "выгорают " многие ребята. Но, если в 14 - 15 лет девятиклассник ещё сравнительно дисциплинирован, то в 16 лет его "нехотелки " уже могут стать серьёзной проблемой.

Да, к школе надо ребёнка готовить. Но к чему готовить?

Во-первых, к жизни и совместному труду с ровесниками под руководством взрослого. Это потребует от него начальные умения слушать и слышать, смотреть и видеть, усидчивости, стремления сделать всё наилучшим способом. А также навыков самодисциплины (особенно, знать, что такое "нельзя "), умения держать слово и отвечать за свои поступки. Иметь привычку к соблюдению режима дня, навыков гигиены, правил дресс-кода. Не быть плаксой, подлизой и ябедой, сплетником, задирой, "якалкой ", попрошайкой, жадиной, нахалом; уметь договариваться и сопереживать другим, но и уметь достойно ответить обидчику и отказаться от плохого примера ровесников. Т.е. уметь жить среди ровесников как можно более самостоятельно, с минимальной опорой на взрослых. (Это называется начальной "социализацией " ребёнка)

Во-вторых, подготовится физически, в т.ч. подготовить его иммунную систему к многочисленным и самым разнообразным контактам. Лучше, если ребёнок любит двигаться, закалён и гибок. (Т.е. подготовить его организм к систематическому физическому труду, даже тогда, когда ему не хочется или он устал)

Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

Интеллектуальное развитие

Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

- Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

Речевое развитие первоклассника

Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

- Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

Психологическая готовность к обучению

Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

- Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их.

- Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

Мотивация учиться и готовность к обучению

Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

    мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,

    своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,

    тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,

    своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,

    нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти , и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

Самый главный вывод

Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»