Атласное переплетение нитей. Саржевое переплетение полотна: виды, свойства ассортимент

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей. Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов. Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

Базовые термины

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.


Типы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.


Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.


Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается .
  • При преобладании нитей утка ткань называется .

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.


Мелкоузорчатые производные схемы

Большое количество схем переплетений производится усложнением простых видов плетений. Вариантов получения тканей с мелкими узорами при минимальном количестве изменений в алгоритме плетения множество.

Репс

Схема переплетений репса очень похожа на полотняную. Особенность заключается в удлинении какого-либо перекрытия:

  • Если удлинены перекрытия основы, на ткани формируется поперечный рубчик.
  • При удлинении перекрытий уточных нитей образующийся рубчик сориентирован в продольном направлении.

Рогожка

Этот вид переплетения также очень похож на полотняное. Только удлинение составляет 2 или 3 нити. Основные и уточные «шаги» симметричны друг другу.

  • Раппорт чаще представляет собой квадрат 2×2.
  • Иногда его делают крупнее, 4×4.

Рисунок получается ярким, рельефным; подходит для многих типов сырья.

Производные варианты саржевого вида

Существует несколько вариантов усиления саржевого типа плетения. Во всех из них перекрытия удлинены. В результате образуются широкие и четко выраженные диагонали. Удлинения могут быть равносторонними либо с преобладанием основных (уточных) нитей. В зависимости от разновидности примененной схемы формируется тот или иной внешний вид лицевой части ткани.

  1. Сложная саржа имеет на поверхности лицевой части диагонали разной ширины. В дроби, обозначающей раппорт, в числителе и знаменателе указывают несколько цифр. Они отображают количество нитей и величину смешения в узоре каждого вида тканей. Схема плетения иногда называется многорубчиковой.
  2. Ломаная саржа – оригинальный вариант с повторяющимся изломом диагональной полосы под прямым углом. В результате рисунок напоминает елочку. Иногда его так и называют плетением «в елочку».
  3. У обратной саржи в месте излома диагонали выполнен сдвиг. Узор получается еще более необычным.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

В производных вариантах исполнения обеих схем имеется дополнительное перекрывание нитей. Поэтому они называются усиленными. Например, в усиленном сатиновом переплетении из восьми нитей в каждом ряду утка присутствует два перекрытия основы и шесть утка.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы


Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть , сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.


Наверняка многие, даже далекие от области специализации в ткацких профессиях, все же имеют некоторое представление о том, каким образом вообще получают тот или иной материал. Однако, если вникнуть в эту тему более внимательно, то может раскрыться огромное количество нюансов и технических хитростей, о которых ранее вы даже не подозревали.

Тем не менее, конкретно в данной статье мы расскажем о том, какие существуют виды сплетений (в частности, сатиновое , которое иногда еще называют ), осуществляемых при помощи двух нитей – и , и какие тканные разновидности таким образом получают.

Самая глобально разбитая классификация типов переплетения представляет собой четыре базовые группы: к первой и наиболее примитивной относят , представителем второй группы является плетение , третью группу составляет атласный вид, и, наконец, четвертая – это сатиновая модель ниточного связывания. При таком взаимодействии «утка» и «основы» лицевая сторона приобретает блеск за счет того, что на ней доминирует уточный ряд, тем самым, материя становится похожей на , но по цене она дешевле. Сатином ткутся либо химические волокна, либо хлопковые, причем они подвергаются кручению, и чем сильнее будет скручено такое волокно, тем интенсивнее ткань будет блестеть в конечном итоге.

Будучи довольно плотной, сатиновая материя предрасположена к высокому уровню практичности (к примеру, она легко выдержит до трехсот стирок, и уже после этого только начнет слегка блекнуть) . Эта особенность позволяет производителям шить красивое и дорогое на вид белье для самых разных назначений. Самые известные ткани на основе сатиного переплетения: , .

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

Полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Схема полотняного переплетения.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные
- комбинированные

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.


Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема : Выполнение макета полотняного переплетения ( практика )

Цель:

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Задачи:

содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

- Наглядные пособия : учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

Макет ткацкого станка ; макет создания ткани;

Образцы ткацких переплетений;

Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;

Инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;

Компьютер;

Слайдовая презентация (Презентация Power Point ) «Ткацкие переплетения».

Схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

Содержание темы :

Профессии прядильщика и ткача.

Процесс создания ткани;

Основные термины: «Материаловедение », «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;

Направления нитей основы и утка;

- полотняное переплетение ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

а) приветствие;

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».

    Вводная часть занятия.

    Сообщение темы занятия . Постановка учебных целей занятия.

Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

    Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III . Основная часть занятия

    Вводный инструктаж

Рассказ учителя « Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point ).

Ткань образуется в результате переплетения нитей: - нитей о с н о в ы (долевых) - и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания. Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки. Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

    Подготовка к выполнению практической работы.

а) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

    Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:

Деятельность учителя:

Целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

Текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

- анализ выполнения учебного задания.

    Заключительная часть занятия.

    Подведение итогов занятия.

Закрепление. Упражнение: « Продолжите предложение»

Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

Рефлексия: беседа.

Удалось ли вам выполнить макет?

Что будете переделывать дома? Почему?

Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

Как эти знания пригодятся вам в жизни?

    Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.

    Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Инструкционная карта

Практическая работа

«Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения»


Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.
    Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см
    Разметь два квадрата через 1 см
    На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
    Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.
    Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.

С появлением ткацких станков текстиль стал разнообразнее, сложнее, красивее, приобрел много полезных свойств и качеств. Создаются специальные виды материи для верхней одежды, штор и занавесей, постельного белья и обивки мебели. Список бесконечен. Используется сырье натуральное, искусственное и их смесь. Наиболее известны среди натуральных – ситец, сатин, атлас, саржа.

Лучшие из натуральных

Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:

  • хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
  • льняная – бортовка, парусина;
  • шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
  • шерстяная – сукно и костюмные ткани.

Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.

Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань , в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.

Определяющая роль переплетения нитей

Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности: простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.

Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.

Комбинированное переплетение может быть креповым , орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.

Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.

Геометрия плетения нитей

Полотно

Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.

От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.

Рис. 1 Схема полотняного переплетения

Сатин и атлас

Сатиновое и атласное плетение похожи: оба чуть поблескивают с лица, без шероховатости. В отличие от полотна, эти виды соединения нитей оставляют наверху преимущественно уток (сатин) или основу (атлас). Выход на лицо уточных нитей дает сатин, а основы – атлас.

Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.

Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема

Саржевое переплетение

Этот вид соединения нитей в ткань считается одним из главных и распространенных в ткачестве. Саржа узнаваема по фактуре – мелкому рубчику, блестящему на лицевой стороне. Диагональный узор идет по всей поверхности слева направо, а угол наклона его зависит от качества нитей утка и основы. Полушелк, используемый преимущественно как плательный или подкладочный, с блестящим рубчиком на матовом фоне, получается при шелковой нити основы и хлопковом утке. Если же основа – хлопчатобумажная, а уток шерстяной – материал будет полушерсть.

Рис. 3 Саржевая ткань с характерным рубчиком

Основа и уток переплетаются разными способами, что дает различие в толщине готовой материи, ее мягкости, способности облегать. Типичные примеры – подкладочная ткань и сукно, мягкие шерстяные или хлопковые обивочные материалы и твил.

Вертикальные и горизонтальные нити имеют меньше пересечений, чем при варианте полотна, при этом образуются удлиненные перекрытия. Современные ткацкие станки поддаются перенастройке, что позволяет изготавливать две группы саржи:

  • разностороннюю, с четко выраженной лицевой и изнаночной сторонами;
  • равностороннюю, с обеих сторон одинаковую.

Различие объясняется количеством перехлестов основы или уточной нити. Благодаря длинным перехлестам ткань эластичнее и мягче полотна, но менее плотная. Такие перехлесты получаются при помощи ремизок – устройств для продевания ниток. Ремизок может быть много, минимально – три, так что вариантов саржевой ткани также много. Чем больше ремизок имеет ткацкий станок, тем разнообразнее получается итог, например, многополосный.

Понять принцип нитяного переплетения удобнее на схеме саржевого плетения , см. рис. 4, где а) – трехремизочная уточная и б) – четырехремизочная основная саржа.

Виды саржи

Уникальность и универсальность саржевой ткани в том, что использовать ее можно не только в качестве незаметной подкладки, но и сшить из нее платья, костюмы. Этому способствуют виды саржи:

  1. Усиленная, с широкими диагональными полосками и отсутствием одиночных переплетов. Примеры усиленной плательной – шотландка, кашемир; костюмной – бостон, шевиот.
  2. Сложная, с чередованием диагоналей разной ширины;
  3. Ломаная или деним, где рубчик образует елочку. Вид «деним» предприимчивые руководители компании Wrangler использовали для пошива запатентованных моделей брюк и поэтому деним годами не сходит с модных подиумов.

Ручные поделки, вдохновленные саржей

Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.

Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.

Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.

В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.

Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.

Внимание, только СЕГОДНЯ!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»