Если цыган женился на русской. Линия жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур"ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
— Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
— Да нет, парней хватало. Но однажды пошли мы с подружкой в Дом офицеров (в 11 в/г) на танцы. Там я увидела его и сразу влюбилась. Было мне тогда 18 лет. Он тоже обратил на меня внимание и пригласил на танец. Познакомились, начали встречаться.
Мы тогда с матерью жили в 12-м военном городке. В один из дней, когда её не было дома, мой цыган пришёл ко мне. Всё случилось само собой. Как только он понял, что был у меня первым, предложил выйти за него замуж.
Моя мать была не против нашего брака. Его родители тоже отнеслись спокойно к выбору сына. Свадьбу сыграли по-русски.

— Как это — «по-русски»?
— Это значит, без цыганских свадебных традиций.
По цыганской традиции после свадьбы надо было его тёткам простыню показывать, на которой молодые провели первую брачную ночь. А этого, естественно, нельзя было делать, так как мы с ним её до свадьбы провели.

— И что бы это изменило?
— По их законам, если простыня окажется чистой, то родители невесты должны будут выплатить родителям жениха сумму денег, о размере которой сами договорятся. Иногда родители невесты, уверенные в непорочности своей дочки, могут обратиться к врачу, слово которого и будет последним в этом споре. Цыганских девушек рано отдают замуж, тогда и проблем с этим меньше.

Моя семейная жизнь в «таборе»
— Какой была твоя семейная жизнь? Какие обязанности у цыганской жены?
— В круг моих обязанностей входили обычные женские дела: стирка, уборка, приготовление еды и т. д. Но, кроме этого, что меня особенно вывело из равновесия, я должна была ходить вместе с другими цыганками по деревням и просить милостыню. Как оказалось, женщины — это основные добытчицы в семье. Если принесёт жена мужу что-нибудь вкусное поесть, она хорошая жена, если мало принесёт — плохая. За это муж может и побить.
В то время, когда я была женой цыгана, многие цыганские семьи жили куплей-продажей. Некоторые женщины зарабатывали, гадая на картах или предсказывая судьбу, находились и такие, кто был не прочь что-нибудь стащить.
Что касается гадания, то я не знала цыганок, которые гадают правдиво, и порчу тоже их никто снимать не учил. Такой вот вид заработка на наивных людях.
О наркотиках я не слышала, и, по-моему, тогда цыгане ими не промышляли.
…Через год у меня родилась дочь. И хотя свекровь нормально относилась ко мне и любила внучку, я всё равно должна была наравне со всеми добывать деньги и пропитание.
В один прекрасный день я отказалась идти с цыганками, а пошла и устроилась на завод. Родители мужа спокойно отнеслись к моему поступку. А вот супруг пилил меня, мол, почему работаю, а не хожу, как хорошая жена по деревням. После того, как он избил меня за отказ уволиться, я забрала дочь и ушла к своей матери.

— На этом и закончилась твоя цыганская жизнь?
— Если бы… Поселилась я у своей мамы. От мужа ни слуху, ни духу. И вот через какое-то время ко мне пришла свекровь. Мы с ней поговорили, она пообещала, что муж меня больше никогда не ударит и что всё будет хорошо. Я вернулась назад.
Но жизни уже не было. Муж стал изменять. Не мало цыганских мужчин, кстати, этим грешат, пока женщины добывают семье хлеб. Прожили мы так ещё несколько лет, и я снова ушла от него и подала на развод.
Всё было спокойно до знакомства с моим вторым мужем-белорусом. Как только мы с ним расписались, бывший стал преследовать меня. Сначала уговаривал вернуться к нему, потом угрожал. Было дело, даже подрался с моим супругом.
Хорошо, что я второму мужу всё рассказала про свою цыганскую жизнь, и он принял меня такой, какая есть. Вскоре я родила ему дочь.
Однажды, когда я была дома одна, бывший муж ворвался в комнату с ножницами и, схватив мои волосы, собранные в хвост, обрезал их. Этот акт по цыганским понятиям означает, что я теперь падшая непотребная женщина.

— Как дальше сложилась твоя жизнь и жизнь твоих дочерей?
— После этого случая я испугалась не на шутку. Я бежала из Слуцка, бросив всё. Забрала младшую дочь и уехала в Москву. Старшая же выбрала жизнь с отцом-цыганом. О ней знаю только понаслышке. Младшую я воспитываю как положено, в наших традициях.

Их нравы и традиции
— Правда, что среднее образование у цыган — это 4 класса?
— В большинстве своём это так. Но сейчас, насколько я знаю, есть семьи, где дети учатся, оканчивают школу и идут дальше. Здесь многое зависит от матери. Если цыганка захочет, чтобы её дети учились, они будут учиться. Ведь в цыганских семьях дети подчиняются только матери, отец очень редко принимает участие в воспитании детей. Мать для них и кормилица, и воспитательница, и хозяйка. Как она поведёт по жизни, так и будет. Некоторые семьи живут за счёт детей: милостыню малышам скорее дадут, да и в других делах они очень смышленые и юркие.

— Какие праздники принимают цыгане? Как отмечают?
— Из праздников, по-моему, отмечают только Новый год. Ходят друг к другу в гости, поздравляют. Но вот украшенных ёлок я ни у кого не видела. Нет у цыган и таких праздников как 8 Марта, 23 февраля и т. д. День рождения ещё могут отметить.
На праздниках цыгане отдают предпочтение водке. Еду готовят с большим количеством мяса. Они его очень любят. Если варят борщ, к примеру, то в нём мяса больше, чем остальных продуктов.

— Как относятся цыгане к семьям, которые отказываются от цыганской жизни, устраиваются на работу?
— Раньше такие семьи презирали. Хотя их и принимали, как должное, но потом тихо ненавидели за то, что те предали цыганские традиции. Встречала я цыганских детей, которые не хотели жить по-цыгански, думали о работе, но потом всё равно шли дорогой своих родителей. Уж больно сильны традиции в крови цыган.

— Цыганские песни и танцы — это только по телевизору или слуцкие цыгане тоже кое-что умеют?
— Ещё как умеют! Примечательно, что цыгане нигде не учатся, не берут уроки пения, но им с рождения присущи грация, хорошо поставленные голоса. Как они танцуют! Танцы мужчин особенно красивы. Всё это я видела на развесёлых цыганских свадьбах. Кстати, живя с ними, выучила много цыганских песен и тоже неплохо их пела на свадьбах.

— С цыганским языком были проблемы?
— Язык я выучила примерно за полгода и могла свободно общаться. И сейчас знание цыганского языка помогает мне. Дело было на рынке. Стою я у прилавка зимней одежды, прицениваюсь, с продавцом торгуюсь. И тут краем глаза вижу: мимо проходят две цыганки, и одна другой говорит, естественно, на цыганском языке, мол, ты меня прикрой, а я шапку сниму. Я разворачиваюсь и на цыганском языке: «Я вам сейчас такую шапку сниму!» В общем, без цыганского мата не обошлось. Они на меня глаза вытаращили и ходу от прилавка. А продавец мне очень благодарен был и хорошую скидку сделал. Так что пригодился язык.

Краткий русско-цыганский словарь
Цыгане — ромэлы
Муж — ром
Жена — ромны
Возлюбленный — лубано
Замуж — палором
Дом — кхэр
Деньги — лавэ
Жизнь — джеибэ
Несчастье — бибахт
Счастье — бахт
Свадьба — бияв
Гадание — драбакирибэ
Дурак — дылэно
Воровать - чорэс
Обманывать — хохавэс
Продать — бикнэс
Кушать — хава
Просить — мангэла
Карты — патря
Песня — гилы
Правда — чячо
Непотребная женщна — лубны
Да — исы
Нет — нанэ

Записала Жанна Авдеева

Цыгане и белорусы держатся обособленно друг от друга. В основном потому, что за века и у них, и у нас уже сложилось традиционное мнение друг о друге. Стереотипы эти, как всегда, не только меряют всех под одну гребенку и не меняются со временем, но и трудно искореняемы в принципе. Впрочем, есть один способ – просто узнать цыганские национальные обычаи и попытаться понять их. Именно поэтому в собеседники мы выбрали Олега Козловского, главу общественного объединения «Белорусская цыганская диаспора».

- Олег, почему же, на Ваш взгляд, происходит взаимное дистанцирование цыган и белорусов друг от друга?
- Это явление присутствует не одно десятилетие, а, может быть, и столетие. Давно существуют стереотипы про цыган. Они ассоциируются с каким-то криминалом, недоверием, если кто-то из чиновников узнает, что в бизнесе участвует цыган, то начинает подозревать, что там что-то нечисто. Даже если есть какое-то хорошее начинание, часто бывает, что чиновники не хотят за это браться, потому что боятся лишних кривотолков.
Раньше очень много говорили и том, что цыгане крадут детей. Есть даже семьи, в которых детей пугают цыганами, мол, придут, тебя заберут. Все происходит из-за негативного видения нашей жизни, наших особенностей. Одни побороть это мы никогда не сможем, нужна помощь государства везде, где живут цыгане. Первым делом нужно поднять образование нашего населения. Чтобы они могли войти в общество нормальными людьми, которые бы трудились на благо родины. Проблема и в том, что многие цыгане пошли по криминальной стезе. И делают они это не потому, что хотят именно этим заниматься, а потому что им больше негде достать средства к существованию. Ну правда же, что их не хотят брать на работу. Любого другого возьмут быстрее.

- Но ведь и у цыган есть деление на своих и чужих?
- Да, и это правда. Есть «рома» - наша нация, и «гаджи» - все остальные. Еще есть «корохайя» или «калэ», как мы еще говорим, - это азиатские люди, темные. От «гаджи» мы всегда жили отдельно. Мы живем в таком закрытом состоянии. Наши обычаи, наши проблемы мы никогда не выносим на общее обсуждение, мы все решаем в своей семье. У нас существуют свои цыганские суды. Суд чести, так называемый. Если ты согрешил или где-то соврал, то мы заставляем человека поклясться в правдивости своих слов. И клятва дается только одному человеку. Она окончательна. Ты можешь поклясться перед нецыганом, и это ничего не будет стоить, как говорится, три копейки не будет стоить.

- Продолжая тему судов. Кто имеет право судить?
- Суд состоит из старейшин. Исходя из сегодняшней жизни, это необязательно люди пожилого возраста, могут быть цыгане, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны, как надежные и правдивые люди.

- А в белорусской диаспоре сколько таких Вы можете назвать?
- Их немало. У нас в каждом городе есть свои суды. То есть в каждом городе три-четыре-пять человек состоит в суде.

- И за какие преступления судят?
- Преступлений очень много. Допустим, если молодой человек без причины оставляет девушку, на которой женился, это уже наказуемо. Ты должен объяснить, почему ты это сделал. Кроме этого, бывают коммерческие споры. Есть у нас такое понятие, как «магирдо» - это человек, исключенный из общества. Если он обманул, ему поверили, потом еще раз обманул… Он не имеет права ни за столом находиться, ни взять рюмку или вилку. Наказание это хуже смерти.

- Что насчет других национальных обычаев? Насколько произошла ассимиляция?
- Прежде всего, мы уже не ходим в национальных одеждах. Во-вторых, мы забыли многие слова из цыганского словаря. И в нашей речи уже присутствует русский язык. Ведь у нас нет школ или даже отдельных классов по изучению нашей истории, культуры, танца. На это, с одной стороны, нет денег, с другой - нет преподавательских кадров. Хотя всех детей в семьях учат двум языкам – русскому и цыганскому.

- А в плане обрядовой стороны праздников?
- Цыганские обряды не многим отличаются от белорусских или русских. Единственное условие - девушка должна быть чистой. Это номер один, и простыня показывается всем.

- Это сохранилось до сих пор или это просто формальность?
- Это сохранилось до сих пор и обязательно на каждой свадьбе. В остальном свадьба такая же, к какой привыкли белорусы. Только песни и танцы цыганские. Все без исключения цыгане поют, особенно, когда выпьют. И еще у нас мужчины сидят отдельно, а женщины отдельно.

- А почему?
- Мужчина есть мужчина, а женщина - это женщина. О чем ты можешь разговаривать за столом с женщинами? Ты с мужчинами должен общаться. Дома для жены есть время.

- Насколько я знаю, брак цыгана и нецыганки не приветствуется…
- Да, это так. Растворение крови. Если такое происходит, она должна принять цыганские законы целиком и полностью и жить по цыганским обычаям. Женщины у нас не ходят в брюках. Женщина не говорит, когда говорит мужчина. Когда к цыгану в гости приезжают цыгане, женщина только подает угощение, она не имеет право сидеть за столом. Мужу она подчиняется душой и телом.

- А измена?
- О, карается. Женщина отлучается от общества, если она изменила. Чаще всего она уезжает в другой город, где ее не знают.

- А как с женским образованием?
- На нижайшем уровне. Если ребята сейчас начинают поступать в учебные заведения, то девочек совсем мало. Отношение примерно один к девяти.

И вот ваша организация выступает за повышение уровня образования цыган с одной стороны, а с другой вы обязаны подчиняться национальным законам, по которым женщина не может противоречить мужу…
- Да, есть такой парадокс. Вот нам такая европейская организация Центр по защите прав цыган говорит: вы не имеете права женить детей в пятнадцать-шестнадцать лет, это противоречит демократии. А как же мы не имеем права, если это входит в наши законы? Что может решить девушка в шестнадцать-семнадцать лет? За кого ей выйти замуж, решают ее родители, и в 90 процентах без ее согласия.

- А зачем девушку так рано отдавать замуж?
- Чем раньше это произойдет, тем лучше, тем быстрее она привыкнет. А когда ей 20-25, у нее уже сформированы какие-то увлечения, которые могут завести не в ту сторону, мы от этого оберегаемся. Бывает, что молодые, которые полюбили друг друга, убегают. Потом возвращаются, но что ж уже сделать - приходится их женить. Но это не приветствуется.

- А детям, может, по каким-то правилам даются имена?
- Нет, имена нам даются православные. Правда, лет 30-40 назад была мода называть детей как в индийских фильмах - Артуры, Раджи. На самом деле я немного знаю цыганских имен - пять-шесть. Мерикла от слова «бусы», Патрина от слова «картина», мужские Забаро, Лачо, Гожо. Мы их сейчас редко применяем, потому что нет их в церковном словаре, чтобы крестить ребенка.

- Чаще всего цыганский народ ассоциируется с гаданием…
- Гадание - исконно народное цыганское занятие, несмотря на то, что по христианским законам узнавать будущее - это грех. Секреты гадания передаются из поколения в поколение по женской линии. Это у них в крови. И ведь в большинстве своем цыганки угадывают многое. А насчет гадалок на улице… Белорусских женщин чаще всего подводит собственное любопытство и желание кого-нибудь приворожить.

- Цыгане и медведи – тоже уже вроде как неразделимые понятия…
- Что касается отношения к животным, то цыганам Богом дано понимать их. Они всегда говорили на языке животных. Медведей сейчас, наверное, ни у кого нет. Хотя вот когда я был маленький, лет восемь, брат купил медвежонка. Как я его любил! Хотя и сторожить его приходилось, чтобы не убежал. А когда из соски молоко пил, так смешно урчал. Потом мы его кому-то отдали.

- А какие черты характера Вы можете назвать национальными?
- Номер один - цыган в доме хозяин. Из этого следует наша устойчивая семейная жизнь, и меньше от этого разводов. А в целом, можно сказать, что цыгане - горячий народ.

Когда я стал входить в опасный возраст, в тот самый, в котором молодые люди начинают влюбляться, моя мама сказала:

«Сынок, я понимаю, ты становишься взрослым и недалёк тот час, когда приведёшь в наш дом будущую невестку. Любовь зла, и ты можешь полюбить такую девицу, которую не сможем полюбить мы, но, я сразу хочу тебя предупредить, окончательный выбор всегда останется за тобой. Если ты скажешь, что вот именно эта девушка будет твоей женой, значит, так оно и будет. Она может быть маленькой, или высокой ростом, она может быть худенькой или полненькой, она может быть украинкой, может полькой, белоруской, да кем угодно.
Об одном только прошу тебя, сынок – не женись на цыганке ».

У нас в западной Белоруссии как раз и жили все, кого перечисляла моя мама, но цыган, я хоть убей, там не помню. Это не значит, что я не встречался с ними вообще. Нет, как-то на подъезде к Вильнюсу я видел кочующий цыганский табор. В тот момент, когда мы проезжали мимо них, а табор в это время расположился на отдых, я наблюдал несколько десятков туристических палаток, причём все они были одной разцветки – жёлто-голубые, как нынешний флаг Украины. И, если бы не лошади, которые паслись тут же и конные кибитки, их можно было бы принять за группу туристов- автостопвщиков. Правда, запомнились только мужчины, занимавшиеся с лошадьми. Загорелые, да ещё и по природе смуглые, они так киношно смотрелись на фоне пасущихся лошадей и жёлто-голубых палаток, что я чуть было не свернул себе шею, провожая их взглядом из уходящей машины.

Слушая мою маму, я представил себе девушку с точно таким же цветом лица, что и те мужики из табора, и клятвенно пообещал ей, что на цыганке не женюсь. Через какое-то время, разсматривая фотографии своей украинской родни, я обратил внимание на то, что моя тамошняя ветвь почему-то смуглее обычных обитателей юга Украины. На мой вопрос, чем вызвана такая особенность, оказалось, что моя прабабка, а соответственно и бабушка моего папы, была чистокровной цыганкой. Оказывается, мой прадед воевал в русско-турецкую войну 1877 года и привёз себе из тех мест жену, которая ему досталась в качестве трофея. Говорят, что красоты она была неописуемой. Правда, так и не смогла научиться нашему языку и очень тосковала по родным местам. Родила мужу сына Фёдора и умерла.

Вот тебе раз, думаю, это что же выходит? Значит, тот табор, из-под Вильнюса, вполне мог быть мне и кровно родственным. Хотя, с другой стороны, почему моя прабабка обязательно должна была быть цыганкой, разве не могла она быть турчанкой? Ведь это логичнее, воюя с турками, взять в плен именно турчанку. Чего ради из Болгарии цыганку везти, если их и в Малороссии полно. И вообще – видно его мама не предупредила вовремя насчёт цыганок.

Время шло, и я постепенно стал забывать о том разговоре, и вспоминал о нём только, когда по телевизору крутили фильм про цыгана Будулая. Хотя, я знал, что одно время у нас в дивизии служил полковник – настоящий цыган. Воспитанник суворовского училища, он попал в него после войны, оставшись сиротой. Так вот, он был очень грамотный и способный человек. Все учебные заведения, где учился, заканчивал только с золотой медалью, в том числе и военную академию.

Но жизнь сложилась так, что из милой моему сердцу Белоруссии мне пришлось переехать в Россию. И не просто в Россию, а в места плотного проживания цыган.

Чуть ли не в первую мою встречу с одной старой цыганкой, что произошла у нас на автостанции, та преспокойно "выцыганила" у меня трёшку советских времён. Тогда это ещё были деньги. Она так художественно расписала мне, непуганому белорусу, о страшной порче, что навели на меня одна молодая девица и её мамаша, что я просто оторопел. А поскольку сам термин «одна девица» звучал весьма расплывчато, то значит и вполне гипотетично. И я без колебаний, ради собственного спасения, отдал ей те самые три рубля. Но, когда она заявила, что видит в моём кармане ещё и красную бумажку с профилем любимого вождя, то понял, что мне врут, ибо «червонцев» у меня на тот момент, к счастью, не было.

Когда я это понял, то потребовал у тётки вернуть мои три рубля, но старая мошенница упёрлась, и ни в какую. Тогда я ей объяснил, что у меня нет денег на проезд, и если она не вернёт мне хотя бы часть, то, оставаясь на автостанции, я всё равно от неё не отстану. Тётка неохотно полезла в карман и, ругая меня разными индийскими словами, подала мне немного мелочи. Так я получил свой первый в жизни урок общения с моими возможными кровными родственниками.

Потом, мне пришлось много ездить электричками, и я почти не припоминаю такого случая, чтобы не появилась в вагоне группа цыганских тёток в несуразных одеждах, постоянно пристающих к пассажирам, в основном к молодым женщинам и одиноко сидящим девушкам.

Я неоднократно был свидетелем, так называемого цыганского гипноза, но который неизменно оборачивался простым шулерством. Хотя мне рассказывали и про реальные примеры такого гипноза, среди них бывают и экстрасенсы.

Цыганки, а это делают именно женщины, мужики у них народ привилегированный и обычно неработающий, окружают жертву и все разом начинают запугивать её. Чего только не наговорят человеку, и всё с одной единственной целью: заставить его добровольно вытащить денежку и положить её на ладонь основной разводящей. Та зажимает деньги в кулак, и велит очередному дурачку дуть на него. Пока тот дует, его деньги из кулака незаметно переправляются рядом стоящей напарнице. Такие фокусы даже дети знают. Кулак после дутья разжимается, а купюра, понятно дело, «таинственным» образом исчезает.

И имей ты хоть какие кулаки, а с пятью-шестью неопрятными, постоянно вопящими и угрожающими тебе всевозможными проклятиями и небесными карами тётками, ты связываться не будешь.

Однажды (это было ещё до моего священства) мы с женой ехали днём электричкой в Москву. В вагоне было почти пусто. В какой-то момент вошла очередная «группа захвата». Тётки быстро следуя друг за другом, выискивали подходящую добычу. Одна из них посмотрела в нашу сторону, и кивком головы, без слов, одним взглядом спросила меня: «Гадать будем»?
Я точно так же покачиванием головы, ответил: «Обойдёмся».
«Дело ваше» – пожатием плеч заключила разговор цыганка.

Зато через проход в отсеке наискосок от нас сидела одинокая молодая женщина и читала книжку. Вот к ней-то эта кампашка и пристала. В такой группе все действия распределяются заранее. Одна начинает быстро и громко убеждать жертву в том, что её определённо "сглазили", «подсадили порчу» и «сделали насмерть». Задача центровой напугать и не давать опомниться. Другая тут же начинает поддерживать разводящую и всем своим видом словами и жестами подтверждать правоту её слов. Остальные стоят и своими телами отсекают «объект» от всех, кто мог бы вмешаться в ситуацию, и каким-то образом помочь жертве. Здесь лучше не соваться, так отматерят, что надолго запомнишь.

И вот во время этого действа, одна из цыганок, повернувшись спиной к происходящему, внимательно посмотрела мне в лицо. А потом и говорит:
– А ведь ты наш.
– Что значит ваш – спрашиваю?
Мне стало определённо неприятно.
– Наш, – говорит, – цыган!
Меня бросило в пот:
– Почему это цыган? Может у меня турецкие корни.
– Нет, – смеётся женщина, – наш, наш. Я свою кровь, ни с какой другой не спутаю!
Интересно, с чего она вообще взяла, что у меня есть их кровь, ведь внешне во мне ничего не выдаёт родства с моей прабабкой.
– Ладно, – говорю, – ты права, у меня прабабка цыганка, но это уже четвёртое поколение.
– Я способна видеть до десятого колена, – ответила она.

Таким образом, получив от «родственников» подтверждение, что я всё-таки имею их кровь, мне был дан замечательный козырь. С этого момента я научился распознавать действительно людей владеющих цыганской магией от простых мошенников.

Стоило какой-нибудь цыганке начать докладывать о порче, которую мне, по её словам, где-нибудь успели подцепить, я всякий раз отвечал приблизительно так:
– Ты посмотри на меня внимательнее. Ты видишь, кто я? – Типа, «узнаёшь брата Колю»?
И, если она не могла мне ничего ответить, тогда уже я, со своей стороны, делал ей предложение погадать. Тем более, что гадать им легко: «Наркотики, воровство, дальняя дорога, казённый дом».

Как-то я снова выбрался в Москву, наверное, в [Свято-Тихоновский] богословский институт на экзамены. В вагоне было почти пусто. На одной из станций к нам ввалилась огромная толпа цыган, мужчин и женщин (детей не было). Общим числом, где-то около сотни. Как я потом узнал, в столице их ждал барон, на суд ехали.

Я сидел один у окошка. Рядом со мной уселось пятеро цыганок, одна средних лет, остальные совсем молоденькие девчонки. В их кампании была ещё одна такая же девица, которой из-за моего присутствия, не хватило места. Видя такую вопиющую несправедливость, она начала отпускать в мой адрес сперва колкие словечки, а потом, видя, что я не собираюсь ей уступать, перешла на брань. Бранятся цыгане легко, при этом совершенно не испытывая никакого смущения. У них, в принципе, не существует таких понятий как: «встать в очередь», или «неудобно», или «стыдно».

Что мне оставалось делать? Цыгане заполонили всё окружающее пространство, остальные пассажиры предпочли ретироваться и искать места в соседних вагонах. А мне не хотелось уступать девице, хотя и сидеть в таком окружении было неприятно. Остальная молодёжь поощряла её. Всем было интересно, сколько ей понадобится времени, чтобы заставить меня уйти.
Ладно, думаю, уйду, не до Москвы же мне эту словесную грязь слушать, да ещё из таких с виду невинных уст. И только решил встать, как услышал голос старшей, из сидевших рядом. Она повернулась к той, что поносила меня, и вдруг сказала:
– Замолчи, – и кивнув на меня, – разве ты не видишь, что он цыган?

Не видит, молодые этого уже не видят, и слава Богу – не хочется мне такого родства. Тем более, что моя прабабка, говорят, была очень красивой женщиной, а среди наших цыган я красивых людей не встречал.

Став священником, мне пришлось пересечься ещё и с внутренним миром, обычаями и верованиями этих людей, о чём я могу рассказать как-нибудь в дальнейшем. А пока, вот что поведую (на днях услышал):

"что где-то там в Англии цыганский табор топорами полицейский вертолёт порубал".

Услышал и порадовался тому, что это были не мои соседи-цыгане. А ещё наверное тому – что у меня нет вертолёта...

Иерей Александр Дьяченко

Рассказ «Соседи» сельского батюшки отца Александра Дьяченко

Прототип рассказа: жж священника Александра Дьяченко - 28.05.2009 - alex-the-priest.livejournal.com/16526.html

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента!

29.03.11 Tue 10:29 - `Валентин Kонстантинович Казерский`

Цыгане: Рома, ромалы - идет оказывается от ромеев (римлян)

Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в Цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых: на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.

Термин "Византия" ввёл Иероним Вольф, причём только в XVI веке, сами жители православной империи предпочитали называть своё государство Римской империей; соответственно себя они называли ромеями (т.е римлянами). Нет ничего удивительного в том, что цыгане стали называть себя по имени приютившего их государства "ромеи", в дальнейшем "рома" ("ромалэ"). Даже покинув Византию, они продолжают помнить, что они - рома, ромалы . Это название укоренилось и существует по сию пору, несмотря на то, что за такой срок сменилось много поколений и они уже забыли, откуда явились их предки.

А русское слово «цыган» происходит от греческого atsinganos - так называли представителей некой религиозной общины, известной в Византии в эпоху раннего Средневековья.

Цыганские БАРОНЫ: Сами цыгане понятие «барон» не употребляют. Баронами внешний мир привык называть негласно признанных цыганских лидеров, авторитетных по той или иной причине в цыганской общине людей, или людей, ответственных за контакты цыганской общины с внешним миром.

Цыгане воспринимают верования тех народов, рядом с которыми они живут . В Европе это цыгане западнохристианского обряда, в Средней Азии - мусульмане, в России - считают себя православными. В их верованиях сплетены христианские и языческие представления. Многие из них очень суеверны, верят снам и пророчествам...

Образ жизни этих людей, их привычки во многом зависят от группы, к которой они принадлежат, а цыганский народ состоит из многих субэтнических групп, которые объединяют общий язык и традиции.

В России известны Котляры , или кэлдэрари , - цыгане, которые пришли к нам из Молдавии через Украину и южную часть России. Это были первые цыгане, появившиеся на территории нашей страны. Слово «кэлдар» по-румынски значит «котел», «кэлдэрарь» - «котельщик». Женщины из этой группы своеобразно ярко одеты, с особой прической (букли и две косы), обязательно носят яркий платок, а мужчины одеваются неотличимо от других народов...

Еще одна распространенная группа - "русска рома" , или. Эта группа прошла через Германию, Польшу и к XVIII веку добрела до России. Русска рома более интегрированы, чем другие группы. Они живут не компактно, как котляры, а рассеянно среди русских...

Закарпатских цыган условно называют мадьярами, ловари , они венгероязычные, по-цыгански не говорят. Эти группы сдвинулись с места в результате пертурбаций девяностых годов. Живут они в ужасных условиях, из десяти детей умирают шесть. Они уже много лет скитаются по России, здесь рождаются дети, здесь они умирают.

Также нелегально и в ужасных условиях живут люли -цыгане из Таджикистана, Узбекистана и других республик Средней Азии. Сами себя они называют «мугат». Они относятся к так называемым «цыганообразным группам» - группам, схожим с цыганами по образу жизни, но не говорящим на цыганском языке (люли общаются на фарси)...

С виду цыгане зачастую живут не так уж и плохо. У них и зубы золотые, и дома большие, в которых и телевизор, и ковер во всю стенку. «Тут надо понимать, что для цыган очень важны внешние черты их успешности. И что в этом огромном якобы богатом доме живут человек тридцать пять. Или что вот этот музыкальный центр или телевизор - это все, что у них есть. Их нарядная одежда - это один комплект. То есть они не богаты, но они хотят такое впечатление производить...

Валентин Kонстантинович Казерский, православный христианин

29.03.11 Tue 10:35 - `Валентин Kонстантинович Казерский`

Рассказ закарпатского цыгана Иосифа Лацко

Рассказ закарпатского цыгана Иосифа Лацко, которого я полюбил и назвал свои братом во Христе Иисусе:

Знаете, я был очень большой прелюбодей. У меня были уже дети, пятеро. И за чужих жен я свою жену очень избивал, мучил. У нас не было мира.
Я вам уже рассказывал, как меня потом Бог изменил, как я уверовал в Спасителя. И вот однажды я преклонился на колени, молюсь о жене моей, чтоб Бог и ее спас. А она подошла сзади и давай меня кулаками по спине:
- Ты что! Кому молишься?! Перестань! Что ты. С ума сошел?! Стенке молишься?
Отбежала и ждала, что я сейчас ее буду бить. А я поднял руки до Бога и давай просить уже во весь голос:
- Господи, спаси мою жену! Господи, дай моему дому спасение!
А Ева, жена моя, послушала, и так говорит:
- Иосиф, ходи, как годами ходил, гуляй. Делай, что хочешь - только не будь верующим. Пей, гуляй, прелюбодействуй... Только не будь верующим.
Дьявол не хотел меня отпускать с рук. Начал потом через тёщу. Вот собираюсь я на богослужение... А тогда Господь посылал много гостей к нам с России, с Комсомольска-на-Амуре даже приезжали братья. Собираюсь, а моя сестра зовет меня:
- Иосиф, иди сюда, тебя зовут там...
Я зашел туда и они предложили мне сесть. Я только присел и сразу подскочили родственники - и меня в грудь, руками. Я упал и они меня прижали, 8 человек. Мама держала и давай раздирать рот, раскрывать... Схватили водку. А теща кричит:
- Водку не заливайте, а то задушится! Вино...
Я с ними боролся. Расцарапали. Кровь потекла. Мама увидела кровь, говорит: оставьте его.
Я поднялся. Думали, что я буду делать. А я сильный драчун был. Драться умел. Но я никому ничего не сделал. Они меня всего облили водкой, вином. Я остался, никуда не пошел,плакал, молился за них.
"Терпением спасайте души ваши. Терпение нужно вам, чтобы исполнить волю Божью". Насущная нужда была у меня. Где какие молитвенные нужды, если Иосиф заявляет, это - о жене, помолитесь о моей жене, чтоб Господь призвал ее...

Спрашиваете, как произошло, что Ева уверовала?
Я восемь лет ждал, и через 8 лет Господь дал ответ на мою молитву...

Знаете, один раз я пришел со служения, Господь его благословил. Я такой радый, знаете. А у нас тут домик, там домик, никаких заборов. Цыгане часов до двух, до трёх летом песни поют, разговаривают... И зашли в мой дом, к моей жене, подружки. Слышу, моя жена мною хвалится. Такой Иосиф! Они ей задали вопрос:
- Вот он много ездит по Украине. На людях, из себя видный, он там себе какую-нибудь из верующих найдет. Ева говорит:
- Нет, нет, он теперь не такой, как был, мой муж любит Господа, у него даже мысли такой нет. Она им говорит, как она меня благословляет...

Я слушал и зашел в дом. О, здесь Иосиф! Да, муж у тебя хороший. А у меня сразу такая мысль... Я ей говорю:
- Ева, скажи правду, ты меня любишь или нет?
Прямо при этих людях. Она на меня посмотрела:
- Ты что, ненормальный? (А мы с 70-го года поженились. Ей было 15 лет. У нас пятеро деток). Ты что, Иосиф, мы служим Богу, а ты меня такое спрашиваешь: любишь или нет? Да!
А я говорю:
- Нет, Ева, ты меня не любишь.
- Как не люблю?
Она уже начала там... И все слушают.
- Ева, я тебе отвечу так. По Библии, Бог сделает разделение. Как разделяет пастух овец от козлов - так Господь отделит людей верующих от неверующих. Те, что не поверили, не покаялись, будут отделены от тех, кто служит Богу. И нельзя, говорит Библия, оттуда сюда переходить и отсюда туда. Разделит нас Господь навеки! Если бы ты любила меня, тогда ты была бы там, где я...
- А вот как! Ну тогда...
И она ничего не сказала.

В воскресенье спрашиваю: "Идешь со мной?" "Иду". А тут приехали братья, надо поехать с ними в другое село... Я поехал. Ева собралась с детьми, все пошли. У меня сын старший - он раньше мамы покаялся. Пошли. И она уже рассказывает, я только ждала, когда пастор скажет: "Кто хочет покаяться?" Только он спросил: "Кто хочет служить Богу?" - она первая выбежала вперед, упала на колена: "Я хочу служить Богу!.. И начала говорить: "Я была такая, я была сякая... Я столько детишек... Вы меня понимаете, столько детишек уничтожила. Исповедовалась. Плакала. И Господь дал ей покаяние.
Прошло время. Она приняла святое водное крещение. И в нашем доме с тех пор радость...

Знаете, если заговоришь с цыганом, он готов на всё. Говорит, я хочу служить Богу, я буду верующий. Тогда задаёшь вопрос: "Слушай, чтобы верующим быть, Господь говорит, кто воровал - впредь не воруй, трудись своими руками, чтобы отделять нуждающимся". Эти все качества, которые требует Святое Евангелие, говоришь...
"А как я тогда буду жить? Чем я буду семью кормить? Да какой я тогда цыган?" - видят проблемы, проблемы.
Или ребенок заболеет или что, - приходят, Иосиф, помолись, вот проблема. А когда призываешь: надо покаяться, надо отдать сердце своё Господу, проблема с этим: "как я буду жить? Как я не буду гадать? Как я не буду воровать? Как я не буду обманывать?" Но Господь находит, меняет сердца. В церкви со мной вместе - 18 цыган.

И вот цыган, который приходит к Богу, если ему задать вопрос:
"Вот ты такой бедный, куска хлеба не имеешь, скажи, что нету Бога - мы тебе много дадим хлеба, оставь Бога, мы тебе дадим много денег, полные карманы долларов, - он скажет тысячу раз нет, я люблю Иисуса, Иисус всем меня благословляет".

Так и я. Радость меня наполняет. Слезы радости... Такой нехороший человек - я для Господа ничего не сделал, абсолютно. Эти гвозди и этот молоток... А Он для меня приготовил венец жизни. Он переменил мой характер, Он дал мне надежду, переменил мою семью.
Цыгане в таборе удивляются: "Отчего у вас всегда лица такие не кислые? Вы всегда всем довольные". А я отвечаю: "Потому что в нашем сердце живет Дух Святой. Пусть бы Господь благословил и вас всех, чтоб познали эту подлинную радость, которую Господь дает, независимо от того, кто ты есть - алкоголик, плохой человек. Но Господь силен переменить сердце, дать новые мысли и сделать новым человеком, который способен славить Господа".

cirota.ru/forum/view.php?subj=12002&fullview=1&order=

29.03.11 Tue 12:03 - `Дмитрий Соколов-Митрич`

Цыган-дьякон Элизбар: «Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»

Когда отец Элизбар был еще Эдиком, город Кимры имел репутацию героиновой столицы Центральной России. Электричку из Москвы в народе называли «зеленой иглой»: в последний вагон нормальные люди не садились - в нем ехали только наркоманы. Все торчки в радиусе трехсот километров съезжались за дешевым героином сюда, на станцию Савелово, а точнее - в Голливуд: так здесь называют цыганский поселок. Местная молодежь быстро освоила нехитрый бизнес: ты, москвичонок, постой на перроне, я вместо тебя сбегаю в табор, а десять процентов отсыплю себе. Очень скоро найти в городе подростка с адекватным выражением глаз стало непросто.

В Голливуде у нас живут цыгане венгерские, называются ловари, - рассказывал мне в ту пору местный сотрудник спецслужб. - Они здесь появились в конце шестидесятых годов, после того как их турнули с Украины. Сначала эти ловари развернули торговлю нелегальным алкоголем, а в девяностые годы перешли на наркоту. Занимаются этим, разумеется, под прикрытием местного РОВД. Есть у нас тут еще и свои цыгане, русские, в поселке Чернигово живут, фамилии почти у всех - Ивановы...

«Это было как во время хорошей пьянки»

Честно говоря, в церковь я тогда пришел, как в ювелирный магазин, - дьякон Элизбар произносит слова медленно, нараспев, как будто не говорит, а гадает. - Очень хотелось крестик на груди носить, а надеть его просто так нельзя, надо покреститься. И знаете что? Я до сих пор не понимаю, что со мной тогда произошло. Вроде и слов-то никаких жгучих после крещения батюшка не говорил, только через два дня я почему-то бросил пить, еще через два - курить, это не говоря уж об остальном. А через месяц уже не пропускал ни одной службы. Это было как во время пьянки: глотнешь чего-нибудь не того - и вдруг тебя накрывает с головой. Разница лишь в том, что похмелье после того глотка не наступает уже десять лет и с каждым годом мне становится все лучше и лучше.

Отец Андрей грешным делом поначалу думал, что это засланный казачок. С чего бы это вдруг семнадцатилетний цыганенок после каждой службы провожает его до дома, задает кучу вопросов о духовной жизни и ловит каждое слово? Даже среди русских такое случается крайне редко, а тут - цыган. «Ты бы хоть Евангелие для начала почитал и Деяния Апостолов», - предложил ему будущий духовник, когда понял, что мальчик воцерковляется всерьез. «Обязательно почитаю, батюшка, - ответил Эдик. - Вот только читать научусь - и почитаю».

Выяснилось, что парень, как и большинство местных цыган, ни дня не учился в школе. Иванов тут же сел за Евангелие, написанное на церковнославянском. В конце издания прилагался краткий самоучитель языка. Затем освоил Апостол и Псалтирь. Через пару месяцев перед отцом Андреем предстал уникум - Эдик оказался человеком, который язык первых русских христиан понимал лучше, чем речи Путина и Медведева. Он и сейчас порой невольно пугает продавцов в магазине какими-нибудь «еси», «паки», «дондеже» и прочими словами-ископаемыми.

Но сложнее всего оказалось не грамоту освоить, - улыбается отец Элизбар. - Самым трудным для меня знаете что было? Бросить танцевать. Я очень хорошо танцевал. И по-русски, и по-цыгански. На дискотеках мне все кричали: «Еще! Еще!» Вот уже лет семь, как я этим не занимаюсь, а очень хочется, очень. Иногда танцую во сне, и так все это реально вижу, что, когда просыпаюсь, даже мышцы болят...

«Единственная вера цыган - это суеверие»

В таборе загадочные изменения в юной душе цыгана Эдика понимать отказались наотрез. Когда стало известно, что он уже заделался алтарником, это было воспринято примерно так же, как если бы он поступил в школу милиции. Дальнейшие события сам отец Элизбар полушутя-полусерьезно называет «гонениями».
- «Ты чего нас позоришь?!» - это были самые добрые слова из тех, которые мне приходилось слышать, - вспоминает дьякон. - В приступах гнева мать обещала перевешать всех священников. Отчим ее подзуживал. Братья-сестры молчали, потому что побаивались: я все-таки старший.

Я, наверное, чего-то не понимаю. Русские цыгане - они ведь вроде христиане. По крайней мере, на своих могилах кресты ставят.
- Ох, сложный это вопрос, очень сложный, - вздыхает бывший Эдик. - Как правило, ромалы называют себя приверженцами той религии, которая вокруг них. Но на самом деле вера у нас всегда одна, и как ее назвать, я даже не знаю. Цыгане - это самые большие суеверы на планете. Они верят во все и ни во что не верят. Они очень боятся всего, чего не понимают. Они готовы соблюдать какие угодно обряды, но не ради любви, а из чувства страха. Любая религия для них сразу же становится язычеством. Они не понимают, что такое молиться. Молитва для них то же самое, что колдовство.

С тех пор как Эдик стал много времени проводить в церкви, всякую семейную неудачу в таборе стали приписывать ему. Кто-нибудь заболел или умер, кого-нибудь посадили в тюрьму или подсадили на иглу, кто-нибудь разбил машину или проигрался в карты - на все теперь было один ответ: «Это ты наколдовал»...

Эдику устроили товарищеский суд и отправили в ссылку к бабушке. Но очень скоро страшно об этом пожалели.

Дело в том, что бабка Иванова всю жизнь была авторитетнейшей гадалкой. К ней приезжали клиенты не только из Твери, но и из Москвы, и фамилии попадались такие, что даже страшно их здесь произносить. И что вы думаете? Как только Эдик начал воцерковляться, баба Рая стала терять силу. Одна осечка, другая, пятая, десятая - в конце концов вся клиентура разбежалась, а внука-колдуна родственники чуть не убили, и их в чем-то можно понять: доходы от гаданий составляли изрядную долю семейного бюджета.

Видать, дар-то у бабки твоей был не оттуда, - качает головой отец Андрей.
- Да вроде она всегда Бога в помощники призывала, - пожимает плечами отец Элизбар.
- А как это будет по-цыгански?
- Если к нему обращаться, то «дэвла». А просто «Господь» будет «дэвел» .
- Эдик, - почесал в затылке отец Андрей, - кажется, пора тебе английский учить.

«Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»

Цыганская родня сначала приняла его женитьбу на русской в штыки - несмотря на все размолвки у них, оказывается, уже была припасена для сына невеста. Тоже очень хорошая барышня: с тех пор уже четыре раза успела побывать замужем.

У нас это просто делается, - улыбается дьякон Иванов. - Цыгане ведь загсов не признают и даже в церкви венчаются очень редко. Вошел в дом - вот ты и жених. Вышел за порог - вот ты и разведенный.

На венчании из всего табора были только две сестры - родная и двоюродная. Милые девушки, обе уже сидят в тюрьме. Но вскоре родня сменила гнев на милость, тем более что избранница Элизбара, несмотря на русскую кровь, внешне оказалась очень похожа на цыганку...

Отец Александр: - Я в детстве жил рядом с цыганами и хорошо их знаю. У этого народа много пороков, но есть одно очень важное достоинство - открытость, искренность, простодушие. Они чистосердечны и во зле, и в добре - смотря в какое русло это качество направить. В Евангелии сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не внидете в Царство Небесное». Цыгане - это как раз те самые евангельские дети. Пока что это дети-беспризорники, но я не удивлюсь, если лет через пятьдесят они покажут нам пример благочестия. История христианства таких примеров знает немало...

Дмитрий Соколов-Митрич - Полностью - тут: rusrep.ru/2008/38/elizbar_ivanov

Наркотики - ад. К сожалению, понимает это только тот, кто столкнулся с этим адом сам. Количество таких людей неумолимо растет. Уже 6 миллионов россиян наркоманы. Это значит, что в России еще 30-40 миллионов тех, кто пытается вытащить из этого ада своих родственников. Большинство из них ненавидят цыган , потому что каждый день видят, у кого покупают наркотики...

Дмитрий Соколов-Митрич - Полностью - тут: izvestia.ru/special/article3036769/?print

Почитайте на сайте:

Вопросы-ответы за месяц

  • 16733 Спаси Господи!
    21 час 36 мин. назад
  • 16862 Здравствуйте. Если во время
    22 часа 52 мин. назад
  • 16861 Доброй ночи. Батюшка скажите
    1 день 7 часов назад
  • 16860 Вещи после умершего
    1 день 12 часов назад
  • 16854 Спасибо!!! Спаси Господи!!!
    1 день 15 часов назад
  • 16858 Отрицательное
    1 день 18 часов назад
  • 16858 Красная нить
    1 день 19 часов назад
  • 16854 Если ваша подруга
    2 дня 2 часа назад
  • 16854 Если подходит, то значит,мне
    2 дня 3 часа назад
  • 16854 Вот это толкование подходит к моему случаю?
    2 дня 3 часа назад
  • 16854 Хочу пояснить,что с моей
    2 дня 10 часов назад
  • 16854 Извините, ну как ненавязчиво
    2 дня 10 часов назад
  • 16733 Наталия, огромное вам спасибо за ваше внимание к нашим проблемам и помощь. Ваши слова просты, доходчивы и убедительны. Моя душа на них откликается. Я сама много сил жизненных и времени растратила на обиды. С высоты прожитых лет и кое-какого приобретённого
    2 дня 14 часов назад
  • 16853 Кроме своих молитв, можно
    2 дня 17 часов назад
  • 16812 Лучше, вообще, никакие
    2 дня 17 часов назад
  • 16854 Сказать можно ненавязчиво,
    2 дня 19 часов назад
  • 16847 Многие Батюшки так делают
    3 дня 3 часа назад
  • 16851 Почему ж неосознанная?
    3 дня 3 часа назад
  • 16857 Вы имеете ввиду
    3 дня 3 часа назад
  • 16855 Добрый день!!!
    3 дня 3 часа назад
  • 16857 сколько дней может пройти от исповеди до привития?
    3 дня 12 часов назад
  • 16856 Добрый день. Ответьте
    3 дня 15 часов назад
  • 16855 Что мне делать?
    3 дня 17 часов назад
  • 16848 В пост даже мясо разрешили
    3 дня 19 часов назад
  • 16854 Как себя вести с окружающими близкими людьми?
    4 дня 10 часов назад
  • 16849 Так бы лучше грешить боялись,
    4 дня 17 часов назад
  • 16850
    4 дня 17 часов назад
  • 16853 Чтение псалтыри
    5 дней 28 мин. назад
  • 16850 Помогите. Что со мной может
    5 дней 13 часов назад
  • 16716
    5 дней 16 часов назад
  • 16705 Сейчас уже никого
    5 дней 16 часов назад
  • 16783 Сходите на исповедь.
    5 дней 16 часов назад
  • 16654 Ребенка лучше называть именем
    5 дней 16 часов назад
  • 16847 Не надо очень обращать на это
    5 дней 17 часов назад
  • 16846 Конечно, считается! Не
    5 дней 17 часов назад
  • 16845 Ладанка для того и нужна,
    5 дней 17 часов назад
  • 16840 Желательно перенести!
    5 дней 17 часов назад
  • 16839 Если вы исповедались, то Бог
    5 дней 17 часов назад
  • 16849 Здравствуйте,можно
    5 дней 18 часов назад
  • 16848 Добрый день.напишите
    5 дней 19 часов назад
  • 16845 Можно ли носить ладанку
    5 дней 23 часа назад
  • 16841 Что делать.
    6 дней 22 часа назад
  • 16840 Можно ли жениться в праздник?
    6 дней 22 часа назад
  • 16839 Если человек делал обороты
    1 неделя 12 часов назад
  • 16837 Спаси Господи! Замуж надо
    1 неделя 19 часов назад
  • 16821
    1 неделя 20 часов назад
  • 16825 За своих усопших
    1 неделя 20 часов назад
  • 16827 Вообще, церковь старается
    1 неделя 23 часа назад
  • 16835 А почему человеку приходится
    1 неделя 1 день назад
  • 16829 Правильно, судить надо только
    1 неделя 1 день назад
  • 16836 Здравствуйте.Скажите
    1 неделя 1 день назад
  • 16830 Уныние. Святые отцы.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16829 Священник и блуд.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16824 Первый раз слышу о таком суеверии.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16830 Как победить уныние? Когда
    1 неделя 3 дня назад
  • 16829 Священник и блуд
    1 неделя 3 дня назад
  • 16827 просто дайте ответ на E-mail
    1 неделя 4 дня назад
  • 16825 Помогите советом
    1 неделя 4 дня назад
  • 16824 о Радонице
    1 неделя 5 дней назад
  • 16823 Коллекция слоников
    1 неделя 5 дней назад
  • 16821 Имя ребенку
    1 неделя 5 дней назад
  • 16818 Людей надо не бояться,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16815 Мне 56лет из семье военнослужащего,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16813 Можно прочесть накануне
    1 неделя 6 дней назад
  • 16813 подготовка ко Святому причащению
    1 неделя 6 дней назад
  • 16767
    2 недели 45 мин. назад
  • 16812 Вопрос о человеке
    2 недели 9 часов назад
  • 16811 Я пригласила освятить дом,
    2 недели 18 часов назад
  • 16809 Не все в жизни от нас
    2 недели 19 часов назад
  • 16808 Термин "правомерно" - это,
    2 недели 19 часов назад
  • 16809 Отношения с мамой
    2 недели 1 день назад
  • 16808 Захоронения на территории Храма.
    2 недели 1 день назад
  • 16807 Здравствуйте батюшка Скажите
    2 недели 1 день назад
  • 16774 Дайте за его душу
    2 недели 1 день назад
  • 16709 Лучше вам лично побеседовать
    2 недели 1 день назад
  • 16735 Спаси Господи! Вообще, снам
    2 недели 1 день назад
  • 16736 Не волнуйтесь, ничего
    2 недели 1 день назад
  • 16741 Может вам лучше лично
    2 недели 1 день назад
  • 16804 3 пустые тарелки прибиты к земле у варот
    2 недели 1 день назад
  • 16803 Парень горит в шутку „за что ты меня так не любишь „что ему ответить
    2 недели 2 дня назад
  • 16802 Скажите пожалуйста что делать
    2 недели 2 дня назад
  • 16801 Энергоинформационная терапия
    2 недели 2 дня назад
  • 16794 Не унывайте!Ходите
    2 недели 3 дня назад
  • 16793 Потому-что это Дом Божий!
    2 недели 3 дня назад
  • 16795 Грех большой! Надо молиться
    2 недели 3 дня назад
  • 16798 Здравствуйте! И этому
    2 недели 3 дня назад
  • 16797 Спаси Господи! Хорошие
    2 недели 3 дня назад
  • 16784 Успокоиться.
    2 недели 3 дня назад
  • 16798 Дружба с мальчиком!
    2 недели 3 дня назад
  • 15315 Всем привет
    2 недели 3 дня назад
  • 16796 Всем привет
    2 недели 3 дня назад
  • 16795 Здравствуйте, мой сын
    2 недели 3 дня назад
  • 16794 Зов о помощи
    2 недели 3 дня назад
  • 16629 Подумайте над словами, пожалуйста.
    2 недели 3 дня назад
  • 16457 Почему Каин убивает Авеля, и только после этого продолжается библейская история?
    2 недели 3 дня назад
  • 16775 Если даже не носят,
    2 недели 3 дня назад
  • 16779 Почему нельзя? Можно! Только
    2 недели 3 дня назад
  • 1972 Что Вам сказать?
    2 недели 3 дня назад
  • 16789 Она вам причины
    2 недели 3 дня назад
  • 16791 Назовите так, чтобы было
    2 недели 3 дня назад
  • 16788 С бракосочетанием тянуть
    2 недели 3 дня назад
  • 16781 Ходить на богослужения,
    2 недели 3 дня назад
  • 16780 Здравствуйте! Вам надо ходить
    2 недели 3 дня назад
  • 16791 Грех порнозависимости
    2 недели 3 дня назад
  • 16778 Молитесь, надейтесь
    2 недели 4 дня назад
  • 16777 Православную - в этом году
    2 недели 4 дня назад
  • 16787 Сходите на исповедь. Спаси
    2 недели 4 дня назад
  • 16785 Если вы чувствуете, что
    2 недели 4 дня назад
  • 16784 Ходите в храм на службы,
    2 недели 4 дня назад
  • 16788 Интимная близость до брака.
    2 недели 4 дня назад
  • 16785 Прошлое любимой
    2 недели 5 дней назад
  • 16784 Здравствуйте, батюшка.Скажите
    2 недели 5 дней назад
  • 16783 Брезгливость не даёт мне жить
    2 недели 5 дней назад
  • 16782 Является ли грехом бизнес по сдаче автомобилей на выкуп?
    2 недели 5 дней назад
  • 16781 Прошу совета
    2 недели 5 дней назад
  • 16761


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»